Русская азбука морзе таблица. Как быстро научиться азбуке морзе

Главная / Налоги

Азбука Морзе - особый способ кодирования различных языковых знаков - букв, а также цифр при помощи Используется два короткий обозначает точку, длинный - тире. Первоначально код Морзе использовали в телеграфе.

Азбука Морзе была изобретена американцем Самюэлем Морзе в 1838 году. Идея создать систему посетила Самюэла после выхода книг М. Фарадея, а также опытов Шиллинга. Морзе работал над своим детищем более трех лет, пока его труды не увенчались успехом. Первый сигнал был послан им по проволоке, длина которой составляла 1700 футов. Эксперименты заинтересовали Стива Вейла, который и профинансировал опыты Морзе. Именно благодаря ему 27 мая 1844 года было отправлено первое связанное сообщение, текст которого звучал так: "Чудны дела твои, Господи".

Конечно, в течение времени система менялась и совершенствовалась. Окончательный вариант был предложен в 1939 году. Интересен тот факт, что азбукой Морзе сам код начали называть лишь с началом первой мировой войны. Именно в то время широкое распространение получил ее "континентальный" вариант.

Как и любая знаковая система, азбука Морзе имеет как преимущества, так и недостатки. Среди достоинств данного кода можно выделить такие, как возможность записывать и воспроизводить сигналы при помощи простейших устройств, возможность ручной кодировки, а также высокая защищенность от помех при условии приема сообщения на слух даже при наличии сильных радиопомех.

Что касается недостатков, к ним относятся низкая скорость телеграфирования, сам код малопригоден для буквопечатающего приема, да и к тому же на передачу одного такого знака требуется в среднем около 9-10 элементарных посылок, что довольно неэкономично.

Наиболее известный сигнал, который передает азбука Морзе - СОС. Данный сигнал разрешается подавать лишь в ситуациях, когда существует неминуемая угроза для жизни людей либо же судна на море. Несмотря на то, что сигнал SOS многие интерпретируют как «Save our souls» (переводится как "спасите наши души") или же, по словам некоторых, «Save our ship» (спасите наш корабль), это абсолютно не так. Данный вид сигнала был выбран лишь из-за своей простоты: три точки, затем три тире и снова три точки, что довольно легко запоминается.

Как запомнить все знаки, передаваемые при помощи азбука Морзе? Напевы - один из наиболее известных и простых способов выучить код Морзе.

Напевы представляют собой ритмическое проговаривание различных наборов тире и точек. При этом стоит отметить, что слоги, в состав которых входят такие гласные, как «а», «ы» или «о», обозначают тире, а остальные слоги, а также звук «ай» - точку.

К примеру, буква «и», состоящая из двух точек, заучивается с помощью напева слова «и-ди», а буква «к» (-.-) - с помощью словосочетания «кааак-же-тааак».

На сегодняшний день существует масса различных программ, с помощью которых можно изучить код Морзе, синтезировать сообщения, кодировать и декодировать информацию с помощью азбуки, а также потренироваться принимать и подавать сигналы Морзе при помощи света.

Несмотря на то, что в наше время существует масса новых систем и кодов передачи информации, азбука Морзе все так же популярна среди радиолюбителей.

В русском языке есть гласные которые звучат кратко - это Е и И . А есть такие, у которых длинный звук - это А , О , Ы . В хорошем напеве должны использоваться короткие и длинные гласные вместо точек и тире соответственно. Так для буквы H, хорошим напевом будет “хи-ми-чи-те”, а плохим “хо-лос-тя-ки”. Для буквы С, хорошим напевом будет “си-не-е”, а плохим “са-мо-лет”. Неправильное использование длинных и коротких гласных звуков, не способствует быстрому обучению, хотя может и не влиять на скорость и качество приема. Согласные, входящие в состав напева, а также ударение особой роли не играют, так что выбор конкретных слов для напева – дело личных пристрастий обучаемого. Число слогов “напева” должно соответствовать числу знаков Морзе в букве.

Как работает метод обучения по напевам?

Напевы во время изучения морзянки буквально вбиваются в память – так, что забыть их практически невозможно. Многократно повторив про себя и вслух это самое “у-нес-лооо”, обучающийся закрепляет ассоциацию с буквой У , аналогично делается и с другими знаками. И когда потом он слышит морзянку, она “раскладывается” в его сознании на отдельные напевы, а те, в свою очередь, жёстко ассоциируются с конкретными буквами и цифрами. Начинающие обычно тут же записывают уловленный знак, а читают принятое сообщение уже после окончания приема, глядя на бумагу. Опытные телеграфисты умеют принимать передачу на слух, вычленять и записывать только необходимые данные.

По напевам обучение ведется “на слух”. Назвав напев очередной буквы, инструктор дает прослушать звучание соответствующего знака Морзе, затем совмещает звучание с произнесением напева. Потом напев произносят одновременно с передачей знака на ключе (обучение приему и передаче часто ведут параллельно). Затем все эти процедуры многократно-многократно повторяют, через какое-то время уже дают прослушивать тренировочные тексты. Эти тексты полагается записывать – как для тренировки, так и для последующей проверки качества приема.

Напевы нужны как для работы на прием так и на передачу. Человек передает текст – читает очередное слово, мысленно раскладывает его на буквы, и, проговаривая про себя их напевы, в такт им совершает подобающие манипуляции с телеграфным ключом.

Не проще ли запомнить сочетание и количество точек-тире?

Запомнить сочетание и количество элементарных посылок для каждого знака – дело вполне посильное, А – это точка-тире, Б – тире-три-точки, и т.п. Но добиться связной передачи, а тем более качественного приема вы не сможете. Обычная скорость в радиолюбительской практике – от 70 до 110 знаков в минуту, но человек, не успевает за 0,5 – 0,9 секунд пока звучит знак, сосчитать элементарные посылки составляющие знак, и сопоставить количество точек и тире с одним знаком из 50 кодов Морзе. Учите напевы – это гарантированно надежнее!

Доводы против метода обучения по напевам!

  • Если учить морзянку по напевам (лу-на-ти-ки), то смысл принимаемого текста на ходу понять сложно, а если учить по музыкальному звучанию (таа-таа-ти-ти), то слова сами в голове собираются.
  • Если учить по напевам, то когда записываешь текст и начинаешь читать его боковым взглядом, то тут же сбиваешься на приеме. У тех кто учил по звучанию – такого эффекта нет.
  • В армии учил морзянку по напевам. Помню правило: когда принимаешь морзянку можно думать о чем угодно – о бабах, о дембеле… но только не тексте, который принимаешь под запись. Тут же произойдет сбой и ошибка. Чудно конечно, но действительно так оно и есть.
  • Я учил по напевам, но мосле того как преодолел скорость приема 100 зн/мин, напевы сами “поотвалились”, стал принимать по звучанию.
  • После 5 лет работы телеграфом, все эти напевы отпали сами-собой, происходит работа “на автомате”. Цепочка: ухо-рука работает без контролируемого мозгового анализа… При приеме уже не напевы в голове, а “готовые” буквы.
  • Со временем, напевы просто трансформировались в музыкальные знаки. Например цифра 4 (че-тве-ри-те-каа) уже слышится просто как тональность “ти-ти-ти-ти-та”. Другие буквы и цифры аналогично, о напевах вообще не вспоминаю.

Итак, если вы решили учить азбуку Морзе по напевам, ниже приведены международные и русские коды азбуки Морзе. Жирным выделены рекомендуемые для запоминания напевы, можете придумать свой напев, или выбрать из числа перечисленных альтернативных. О том как и в какой последовательности учить азбуку – читайте в соответствующем разделе нашего сайта.

Обратите внимание, что коды Морзе некоторых знаков в русской и международной системе значительно отличаются (точка, запятая, восклицательный знак, скобки).
Например, то, что мы считаем “запятой”, в международном коде соответствует “точке”. А “запятая” по международному коду передается так же, как мы передаем “восклицательный знак”.

Сперва учите международный вариант (26 букв) по русским напевам, затем все цифры, затем недостающие русские буквы и знаки препинания. Применяйте тот или иной вариант при передаче знаков, в зависимости от того с кем вы общаетесь – с русскоязычным, или иностранцем.

Международный
символ
Русский
символ
Код Морзе Напев для запоминания
A А · − ай-даа , ай-ваа
B Б − · · · баа-ки-те-кут , беей-ба-ра-бан
C Ц − · − · цаа-пли-наа-ши , цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик
D Д − · · доо-ми-ки , дааай-во-ы, дааач-ни-ки
E Е · есть
F Ф · · − · фи-ли-моон-чик , фи-ти-фаааа-ти
G Г − − · гаа-гаа-рин , гаа-раа-жи, гоо-воо-ри
H Х · · · · хи-ми-чи-те
I И · · и-ди , ишь-ты
J Й · − − − йош-каа-раа-лаа , и-краат-коо-еее, ес-наа-паа-раа
K К − · − каак-де-лаа , каак-же-таак, каа-тень-каа, кааа-те-тааа
L Л · − · · лу-наа-ти-ки , ли-моон-чи-ки, ли-шаай-ни-ки
M М − − маа-маа , моор-зее
N Н − · ноо-мер , наа-те, нооо-сик
O О − − − оо-коо-лоо
P П · − − · пи-лаа-поо-ёт , пи-лаа-ноо-ет
Q Щ − − · − щаа-ваам-не-шаа , щуу-каа-жи-вааа, щууу-каааа-плы-лааа,
щууу-кааа-не-тааа, дааай-дааай-бор-щаааа, даай-даай-ви-нааа
R Р · − · ру-каа-ми , ре-шаа-ет, ре-бяяяя-та
S С · · · си-не-е , сам-та-кой, са-мо-лёт
T Т таак , таам
U У · · − у-нес-лоо , у-бе-гуу
V Ж · · · − я-бук-ва-жее , же-ле-ки-тааа, же-ле-зис-тооо, жи-ви-те-тааак, жди-те-е-гоо
W В · − − ви-даа-лаа , вол-чаа-таа
X Ь − · · − тоо-мяг-кий-знаак , знааак-мяг-кий-знааак
Y Ы − · − − ыы-не-наа-доо , тыыы-не-мыыы-тааа
Z З − − · · заа-каа-ти-ки , заа-моо-чи-ки, зааа-хааа-ри-ки, заа-раа-зи-ки
1 · − − − − и-тооль-коо-оо-дноо , ку-даа-тыы-поо-шлаа, од-наа-гоо-лоо-ваа, пей-воод-кууу-ооо-диин
2 · · − − − две-не-хоо-роо-шоо , я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа
3 · · · − − три-те-бе-маа-лоо , и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар, где-тё-тя-каа-тяя
и-дут-ра-диис-тыы, три-де-пу-тааа-тааа, и-дут-три-браа-тааа,
е-бут-сол-дааа-тааа, люб-лю-сол-дааа-тааа, и-ди-ты-нааа-х@й
4 · · · · − че-тве-ри-те-каа , че-ты-ре-ча-сааа, ко-ман-дир-пол-каа,
че-ты-ре-пол-ка, э-то-бу-ду-яяя
5 · · · · · пя-ти-ле-ти-е , пе-тя-пе-ту-шок, пя-те-ро-впу-ти, пя-ти-си-ни-е
6 − · · · · поо-шес-ти-бе-ри , шууу-ры-до-ма-нет, шеесть-по-ка-бе-ри, наам-пе-ре-да-ли,
даай-по-це-ло-вать, шееесть-пе-ре-да-ю, дааа-хо-лос-тя-ки
7 − − · · · даай-даай-за-ку-рить , даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо,
да-да-се-ме-рик, даай-даай-се-ме-рик, дааай-дааай-дя-дя-семь,
даа-ваай-на-ли-вай
8 − − − · · воось-моо-гоо-и-ди , вооо-сееемь-соооо-тен-ных, моо-лоо-коо-ки-пит,
наа-наа-нааа-ку-ри, воо-лоо-саа-ти-ки, во-семь-маль-чи-ков
9 − − − − · ноо-наа-ноо-наа-ми , паа-паа-маа-муу-тык, де-вя-ти-хва-тит,
дее-вяя-тоо-гоо-жди, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик
0 − − − − − нооль-тоо-оо-коо-лоо , саа-мыый-длиин-ныый-нооль, ло-мо-но-со-ва
Ö Ч − − − · чее-лоо-вее-чик , чаа-шаа-тоо-нет
CH Ш − − − − шаа-раа-ваа-рыы , шуу-раа-доо-маа
Ñ Ъ − − · − − твёёр-дыый-не-мяяг-киий
(Сейчас практически всегда вместо Ъ передают Ь)
É Э · · − · · э-ле-роо-ни-ки , э-ле-ктроо-ни-ка, 3.14-доо-раа-си-ки
Ü Ю · · − − ю-ли-ааа-наа
Ä Я · − · − я-маал-я-маал , а-яяя-ска-заал
Дефис, знак минус [ – ] − · · · · − чёёр-точ-ку-мне-да-ваай , чёёр-точ-ку-ты-пи-шии, чёёрт-те-бя-по-бе-рии
даай-ти-ре-де-фис-наам
Точка [ . ]
· · · · · · то-чеч-ка-то-чеч-ка
Точка [ . ]
· − · − · −  a-STOP- a-STOP- a-STOP
Запятая [ , ]
· − · − · − крю-чок-крю-чок-крю-чок , и-так-и-так-и-так, я-ваам-за-пяя-та-яяя
Запятая [ , ]
− − · · − −  COM-MA-it’s-a-COM-MA
[ ; ] − · − · − · тоо-чка-заа-пя-таа-я , заа-пя-таа-я-ктоо-чке
Восклицательный
[ ! ]
− − · · − − ооо-нааа-вос-кли-цааа-лааа , гааа-дааа-ли-три-браа-тааа
поо-каа-нет-при-каа-заа
Восклицательный
[ ! ]
− · − · − −  AU-tumn-ON-a-PO-NY
Дробна черта [ / ] − · · − · доо-ми-ки-ноо-мер , дробь-здесь-пред-ставь-те
Знак вопроса [ ? ] · · − − · · э-ти-воо-проо-си-ки , у-нес-лоо-доо-ми-ки, вы-ку-даа-смоо-три-те,
до-про-сии-лии-е-го
Собака [ @ ] · − − · − · со-баа-каа-ку-саа-ет , со-баа-каа-ре-шаа-ет
Двоеточие [ : ] − − − · · · пааа-рааа-тооо-чек-ви-сит , слоон-слоон-слоон-кыш-кыш-кыш
двоо-еее-тоо-чи-е-ставь
Апостроф [ ‘ ] · − − − − · крю-чоок-тыы-веерх-ниий-ставь , и-ааа-поо-строоф-стааа-вим
Знак раздела − · · · − рааз-де-ли-те-каа , слуу-шай-те-ме-няя
Кавычки [ ” ] · − · · − · ка-выы-чки-ка-выы-чки , ка-выы-чки-от-крыы-ли, ка-выы-чки-за-крыы-ли
Конец связи · · − · − хо-ро-шоо-по-каа , хо-ро-шоо-да-ваай, до-сви-даа-ни-яя
Ошибка/перебой · · · · · · · · хи-ми-чи-те-хи-ми-чи-те , ше-стью-во-семь-со-рок-во-семь
Открывающая скобка
[) ]
Скобки
[ (] и [) ]
− · − − · − скоб-ки-раз-скоб-ки-два , скооб-ку-стаавь-скооб-ку-стаавь,
скооб-ку-тыы-мнее-пи-шии
Закрывающая скобка
[ (]
− · − − · ???
Знак доллара [ $ ] · · · − · · − ???
Амперсанд /Ждите
[ & ]
· − · · · ???
Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Знак раздела,
Знак равно [ = ]
− · · · − ТАК-жи-ви-те-ТАК , РАЗ-де-ли-те-КА
Знак плюс [ + ] · − · − · ???
Знак подчерка [ _ ] · · − − · − Этого кода нет в рекомендациях ITU]
Starting Signal − · − · − ???
Начало передачи − · · − − ·

Любой случайный человек слышал хоть краем уха об этой старой системе передачи сигналов. Точка, тире, спасите-наши-души (более известный как SOS). Но далеко не каждый знает историю простого живописца, волею бродячего гения и шального случая подарившего миру свежий способ сообщения на расстоянии путем электромеханического телеграфа.
Самюэль Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года в семье известного местного священника Джедида Морзе в американском городишке Чарльзтаун, штат Массачусетс. В 1805 году он поступил в Йельский университет. В 1811 году Самюэль отправляется в Европу для изучения живописи у Вашингтона Олстона.
Юноша подавал большие надежды как художник. Казалось бы, что могло помешать молодому художнику занять свое место среди мастодонтов изобразительного искусства и теснить на художественном Олимпе Винсента Ван Гога и Ричарда Бонингтона? Лишь слепая превратность судьбы.
1 октября 1832 года из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник «Салли». Один из пассажиров, знаменитый медик тех времен Чарльз Т. Джексон, демонстрировал в салоне вращение стрелки компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. Морзе, не отрывая глаз, наблюдал за опытом. Увиденный фокус немедленно натолкнул живой ум Самюэля на мысль о создании своей системы передачи сигналов.
Но и на этом случайности не закончились. Крупный металлургический фабрикант Стивен Вейл увидел потенциал в молодом Морзе и пожертвовал средства и помещение на дальнейшие изыскания. Условие было только одно — взять в подмастерья его второго сына Альфреда.
Первый успешный сеанс связи по телеграфу на расстояние 2 мили (3 км) состоялся на заводе Speedwell Ironworks 6 января 1838 года. По телеграфу был передан текст «Терпеливый официант — не неудачник».
Собственно, азбукой Морзе код начал называться только с Первой мировой войны. В 1848 году код Вейла — Морзе был усовершенствован немцем Герке. Именно этим кодом пользуются до сих пор.
Надо заметить, что исходная таблица «кода Морзе» разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Старая и современная таблицы кодировок совпадают только для примерно половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода ряда символов в оригинальной азбуке вообще использовались иные принципы. Так, наряду с «точками» и «тире», были сочетания «двойное тире» (буква L) и даже «тройное тире» (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу. Латинская буква С, например, передавалась тогда как «две точки-пауза-точка», то есть, по существу, как буквы И и Е, переданные друг за другом. Это заметно осложняло прием радиограмм.
Современный вариант международного «кода Морзе» появился сравнительно недавно — в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (т. н. «континентального» варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. Сложно поверить, что первоначальный вариант азбуки Морзе кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века.

Первая в мире телеграмма, состоящая из 10 слов, была передана 21 октября 1832 года с телеграфного аппарата, установленного на квартире Павла Львовича Шиллинга. Изобретатель разработал также проект прокладки кабеля для соединения телеграфных аппаратов по дну Финского залива между Петергофом и Кронштадтом.

При конструировании телеграфного аппарата Морзе пришлось преодолеть множество трудностей. Тогда в Америке не было практически электрических приборов. Морзе и Вейл все делали вручную. Чтобы создать электромагнит большой силы, Морзе погрузился в изучение теории по книге профессора Генри. При передаче на большие расстояния сигнал сильно ослаблялся. Для решения этой проблемы Морзе пришлось изобрести чувствительное реле – электромагнитный замыкатель, который реагировал на слабые сигналы тока. Телеграф Морзе был крайне удобен. Сам аппарат содержал передающее устройство – ключ и принимающее устройство – пишущий прибор.

Замыкания ключа на длительное или короткое время на передающей стороне в линию соответственно передавали длительные или короткие посылки тока. На приемной стороне приемное устройство получало эти токовые посылки, и соответственно пишущий прибор преобразовывал их в тире и точки, которые и являлись азбукой.
Момент истины — 24 мая 1844 года. Линия работает, телеграмма отправлена. Через небольшое время телеграфные линии появились и начали использоваться практически во всех штатах Америки. Однако телеграф Морзе имел единственное на то время неудобство. Оно заключалось в том, что код Морзе (азбука Морзе) могли понять, то есть расшифровать, только профессиональные сотрудники. Простые же люди совершенно не могли его понять. Поэтому в следующие годы множество изобретателей работали над созданием аппарата, который бы регистрировал, печатал текст сообщения, а не точки или тире. Например, такого, как буквопечатающий аппарат Юзе (устройство с типовым колесом непрерывного вращения вместо телеграфного ключа и передатчик в виде клавиатуры рояля, с 28 белыми и черными клавишами, на которые были нанесены литеры с цифрами), открывший принципиально новую эпоху электромеханической связи и радиотелеграфии.

«Морзянка» получила широкое применение, и особенно в военно-морском деле. Ее знал, наверно, каждый, кто служил на флоте, особенно связные. Также существовал некоторый набор ключевых фраз, где указывалось не полное слово, а кодировка (три буквы), которая была международной (Q-код) и значительно облегчала общение между пунктами связи, например: ABT (от about) – около или R (ROGER) — вас понял.
Обычно средней квалификации радист работает в диапазоне скоростей 60 — 100 знаков в минуту. Достижения по скоростным приему-передаче находятся в диапазоне скоростей 260 — 310 знаков в минуту. Для надежности опытные радисты проводят прием с отставанием в несколько символов. Это показатель опыта и мастерства, так как на высоких скоростях свыше 150 знаков в минуту отставание может составить 80 знаков и более, что вынуждает запоминать либо записывать тексты, отказываясь от классического алфавита, используя сокращения (например, «точка для буквы «е»).
Для упрощения запоминания системы сигналов и ускорения радиообмена во многих языках формально и неформально была введена соответствующая количеству символов мнемоническая формация, у нас называемая «напевом»:
A ( -) ай-даа
Б (- ) баа-ки-те-кут
В ( — -) ви-даа-лаа
Самым знаменитым считается сигнал SOS, бытует много вариантов его расшифровки. Но все они являются лишь мнемониками, придуманными для лучшего запоминания. Тогда как во время принятия этого сигнала в качестве стандартного на Международной радиотелеграфной конференции 1906 года никакого смысла в аббревиатуру не закладывалось. Даже сами буквы SOS к последовательности азбуки Морзе (. . . - - - . . .) можно отнести весьма условно, ведь в ней нет межбуквенных интервалов. А приняли эту комбинацию точек и тире из-за того, что она, благодаря достаточной длине и симметричности, оказалась удобнее других для распознавания и выделения в общем потоке сигналов.


На сегодня наиболее распространен электронный ключ Морзе. Все элементы кода формируются электронным устройством и калибруются по желанию радиолюбителя.
В ДОСААФ постоянно проводятся спортивные радиоборья. Например, в рамках ежегодных Армейских международных игр проводятся скоростные передачи радиограмм и спортивное ориентирование на местности. Научиться же азбуке в наше время можно при наличии любых источников, начиная от советских армейских самоучителей по связистскому ремеслу и заканчивая приложением Morse Texter от радиолюбителей СРР (Союз радиолюбителей России) из Санкт-Петербурга и Московской области.


Зачем же в наш цифровой век столь ветхий способ сообщения? А затем, что «морзянка» бессмерт­на и нетленна. Это самый доступный и простой способ связи. Принимать сигнал можно на дальних расстояниях и в условиях сильных радиопомех. Кодировать послания можно вручную, а запись и воспроизведение происходит с помощью простейших устройств. Иногда достаточно постучать палкой по дереву. Таким образом, азбука Морзе не подведет в чрезвычайной ситуации, даже если из строя выйдет более сложное оборудование.
Алексей МИХАЙЛОВСКИЙ.


Прошло уже почти 150 лет, как Сэмюэл Морзе - изобретатель электрического телеграфа - составил из точек и тире свою знаменитую азбуку, а люди все еще пользуются ею без существенных изменений. Вероятно, многие из вас знают азбуку Морзе назубок, а тем, кто еще не успел ее выучить, предлагаем сделать это.

В телеграфии эта условная азбука называется кодом Морзе. Но запомнить комбинации точек и тире, соответствующие отдельным буквам, цифрам и знакам, - это еще не все. Телеграфной азбукой Морзе нужно овладеть так, чтобы воспринимать ее без всякого напряжения, так же как обычные буквы при чтении и письме.

Лучше всего усвоить «морзянку» на слух, передавая ее с помощью, телеграфного ключа, которым замыкают и размыкают цепь питания звукового генератора.

Точке соответствует короткое звучание генератора, а тире - в три раза продолжительнее. Сначала медленно передавайте вразбивку отдельные буквы, следя, чтобы интервал между элементами одной буквы равен был одной точке. Не торопитесь - для начала одна буква за три секунды уже неплохо. При работе с ключом должна двигаться только кисть, а не вся рука.

Потом научитесь передавать и принимать сочетания из двух букв, например АО, НО, ПЕ, ФЕ, ДА, ТЫ, ОН, МЫ и так далее. Помните, что пауза между отдельными буквами равна по длительности одному тире. Не спешите увеличивать скорость. Когда вы будете делать только одну ошибку на сто знаков, можете переходить к словам и предложениям. Интервал между отдельными словами равен двум тире.

Азбуку Морзе полезно знать каждому. Она не раз вам пригодится в деле и в игре. Ведь переговариваться можно не только звуковыми сигналами, но и, например, жестами (одна поднятая рука обозначает точку, а две - тире).




Чтобы в совершенстве знать азбуку Морзе, нужно продолжительно и систематически тренироваться, особенно если стараться запоминать знаки механически. Поэтому многие радиотелеграфисты стараются усовершенствовать методы изучения азбуки Морзе. Один из таких методов, с которым мы предлагаем и вам познакомиться, позволяет ее изучить самое большее за два часа.

Знаки кода Морзе «восстановлены» в буквы русского алфавита, то есть как бы повторяют контур соответствующей буквы. Эта связь знаков кода с «образом» букв и помогает осмысленно и быстро запомнить телеграфную азбуку.

Взгляните на рисунок. На нем каждая буква повторяется в виде знаков (точек и тире) кода, изображенных в определенном порядке. Например, если буква «в» обозначается точкой и двумя тире, то и саму букву изображают в том же порядке. Знаки читают слева направо и сверху вниз.

По этому методу особенно легко запоминаются буквы: «а», «б», «г», «е», «з», «й», «л», «о», «р», «у», «ф», «ц», «ч», «ш», «ы», «ь», «я». Буквы «ж», «и», «м», «и», «с», «т», «х» не доведены, но все равно легко запоминаются. Несколько условно, с дополнительными элементами даны изображения букв: «в», «д», «щ», «ю».

Как же с помощью данного метода изучить азбуку Морзе? Сначала рассмотрите внимательно контур каждой буквы. Затем несколько раз срисуйте с таблицы все буквы алфавита, не забывая о чередовании точек и тире кода (именно в таком порядке и следует рисовать буквы). После того как вы успешно справились с этой задачей, нарисуйте несколько раз алфавит по памяти. Далее напишите по памяти знаки кода Морзе. Если вы не сделали ошибок, подберите небольшой отрывок из книги и напишите его кодом Морзе.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация