Профессия моряк. Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Главная / Налоги

Эпоха великих географических открытий существенно раздвинула горизонты представлений людей о мире. В этот период активно строился флот разных стран, развивалась наука кораблестроения, формировались новые торговые пути, появлялись образовательные учреждения, объединявшие знания Востока и Европы, а также были заложены предпосылки к массовой торговле рабами. Все это стало возможно благодаря смелым мореплавателям, которые, рискуя жизнью, отправлялись по неизведанному пути навстречу бурям и штормам. Однако в списке имен тех, кто проявил себя в эпоху географических открытий как первооткрыватель, редко встречается принца, который в сущности заложил основы для изучения неизведанных земель.

Генрих за свою жизнь всего лишь трижды выходил в море на небольшие расстояния, но, тем не менее, он является наиболее ярким представителем первооткрывателей. Именно он принес Португалии невиданную славу и огромные богатства, что заставило всех европейских правителей считаться с мнением этой страны. Сегодня мы расскажем вам об этом удивительнейшем человеке, который незаслуженно редко упоминается в контексте морских открытий. Итак, знакомьтесь - Генрих Мореплаватель.

Краткая биография португальского принца

Генрих Энрике появился на свет 4 марта в 1394 году. был рожден от короля Жоана и Филиппе, бывшей до замужества английской принцессой. Высокородность матери принца привнесла в королевский дворец свои традиции. В первую очередь это касалось воспитания детей. В сыновьях воспитывался дух рыцарства, заключавшийся не только в физическом развитии, но и в раскрытии творческих талантов. Если говорить о детстве Генриха Мореплавателя кратко, то можно сказать, что оно протекало в постоянных занятиях музыкой, живописью, верховой ездой и в обучении владению разными видами оружия.

С ранних лет принц проявлял склонность к военному делу, и уже в возрасте двадцати лет он принял участие в захвате Сеуты вместе со своим отцом. Крепость находилась на африканском побережье, и это было первым знакомством будущего первооткрывателя с морскими походами. Генрих Мореплаватель сумел показать себя в самом выгодном свете и снискал славу великолепного военачальника. С этого периода ему была доверена дальнейшая оборона этой крепости и большая часть доходов казны.

Спустя три года после захвата Сеуты принц поселился на юге Португалии и начал заниматься подготовкой португальской экспансии в отношении Африки. Постепенно в стране открылась мореходная школа, где преподавали лучшие картографы мира, была основана обсерватория, разрабатывались новые модели судов, и одна за другой снаряжались морские экспедиции. Все это проводилось под тщательным контролем Генриха Мореплавателя. Что он открыл на самом деле, мало известно широкой общественности, хотя список его свершений весьма широк.

С легкой руки принца португальцы получили Мадейру, Азорские и продвинулись вглубь континента, захватив богатые и перспективные земли. В этот же период были созданы точные карты, проложены новые торговые пути. Португалия приступила к занятию работорговлей, получив от Папы Римского монопольное право на захваченные земли.

Умер Генрих Мореплаватель 1460 года в окружении людей, учившихся в основанной им школе. В честь него в Лиссабоне была установлена скульптура, увековечившая принца как первооткрывателя.

Детство инфанта

Главное достижение, которое приписывают Генриху Мореплавателю, - открытие ближней Атлантики. Но в детские годы принц вовсе не мечтал о великих географических открытиях, хотя об этом периоде его жизни историкам известна очень скудная информация.

По немногочисленным записям можно сделать вывод, что юный инфант был очень прилежным учеником. Он буквально впитывал все знания, преподносимые ему педагогами. Большую склонность он проявлял к военной стратегии и естественным наукам. В дальнейшем он показал себя не только как талантливый военачальник, но и в качестве человека, сведущего в астрономии, географии и математике. К тому же, Генрих отлично владел оружием, что сумел подтвердить, достигнув двадцати лет.

Захват Сеуты: значение первого военного похода

В возрасте двадцати лет Генрих Мореплаватель отправился в военный поход вместе со своим отцом. Жоан I мечтал войти в историю как правитель, который вел борьбу с маврами, поэтому он задумал пристрастить к военному делу сына и отправился с ним брать Сеуту. Первые успехи окрылили юного принца, и в дальнейших боях он показал все, на что был способен. Слава о нем быстро разнеслась по Европе, и к Генриху начали поступать предложения о вступлении на пост главы охраны от Папы Римского, императора Сигизмунда и самого короля Англии.

Однако все это уже не интересовало будущего первооткрывателя. Его вдохновила идея изучения Африки с целью формирования новых торговых путей и объединения с африканским христианским государством, о котором в Европе ходили легенды. Эти и другие подобные идеи заставили Генриха Мореплавателя переехать в Сагриш и заняться кораблестроением.

Политический портрет принца Генриха

Современники и потомки считали Генриха великолепным правителем, сосредоточенным на развитии своего государства. Он умело сочетал в своей политической деятельности абсолютно разные интересы и пользовался безграничным доверием духовенства.

Если рассматривать его личность со всех сторон, то сразу становится понятно, насколько он многогранен. В первую очередь, монарх был колонизатором, так как его основные интересы простирались далеко за пределы границ своего государства. Для короны он захватил множество земель и закрепил их за Португалией.

Совершив открытие Атлантики, Генрих Мореплаватель проявил себя как исследователь. Он составил множество карт, классифицировал информацию, полученную от первооткрывателей, и занимался серьезными научными изысканиями на захваченных территориях.

Многие историки считают монарха миссионером и крестоносцем, ведь он был активным распространителем христианской религии среди покоренных народов и ставил в свои приоритетные задачи - борьбу против арабов Северной Африки.

Предпосылки географических изысканий монарха

Хотелось бы заметить, что открытию Атлантики Генрихом Мореплавателем и другим его достижениям предшествовала определенная цепочка событий. Если бы не она, то Португалия в начале XV никогда не стала бы столь сильной морской державой.

Монарх еще в молодом возрасте заинтересовался изучением Африки. Он знал, что через этот континент пролегает множество торговых путей, причем по ним перевозились несметные богатства. Генрих мечтал о морском пути вокруг африканского побережья, который бы позволил привозить золото в Лиссабон, минуя сложный и долгий сухопутный путь.

Поиск пути в Индию тоже занимал мысли монарха. Его открытие Генриху Мореплавателю позволило бы активно торговать с этой страной и ввозить огромное количество специй. В то время пряности и специи были очень дороги, и португальцам приходилось приобретать их у посредников по заоблачным ценам.

Параллельно Генрих мечтал выяснить, насколько много арабских государств располагается в Африке. Он строил планы по объединению со страной Пресвитера Иоанна, считавшейся оплотом христианства на континенте. Таким образом, он надеялся постепенно отвоевать земли у мавров, создав новую империю.

Вклад Генриха в духовную жизнь Европы

Португальский монарх был очень набожным и верил в высшее предназначение христианства. Одним из первых его свершений после того, как монарх поселился на Саргише, было создание духовного ордена. В дальнейшем он получил название «Орден Христа».

Его последователи не единожды принимали участие в крестовых походах на мавров. Однако большая их часть не увенчалась успехом.

Новые веяния в кораблестроении

Основным морским судном во времена Генриха была каравелла. Обычно ее использовали для рыбной ловли и транспортировки грузов. Как оказалось, судно водоизмещением в двести тонн плохо подходило для географических открытий, сопряженных с долгими морскими походами.

Однако монарх привнес некоторые изменения в конструкцию судна, что превратило каравеллу в очень маневренный корабль с тремя косыми парусами. Также Генрих повелел облегчить каравеллу, и в итоге она приобрела ряд новых характеристик:

  • возможность не зависеть от направления ветра;
  • повышенная вместимость;
  • умение проходить не только сквозь океанские шторма, но и через узкие устья рек.

Новые корабли в большом количестве строились на верфях, которые монарх активно открывал и лично инспектировал. На это из казны уходили значительные средства, но Генрих считал, что это самое выгодное вложение в будущее его страны.

Вклад в морское дело

Можно сказать, что принц стал основоположником мореходной науки. Он тщательно собирал все данные, стекавшиеся к нему от моряков, пытался создавать новые карты. Примечательно, что он чертил их собственноручно, и успешно применял на практике свои знания по астрономии. Открытая им обсерватория позволяла наблюдать за звездным небом и создавать ориентиры для исследователей.

Генрих открыл первую мореходную школу и пригласил для преподавания специалистов со всего мира. Сам он тоже принимал участие в обучении будущих моряков и слыл очень требовательным учителем. Однако его обширные знания вызывали восхищение и уважение у учеников.

Открытия Генриха Мореплавателя

Свою первую морскую экспедицию монарх снарядил в девятнадцатом году XV века, и с этого времени Генрих совершал одно великое открытие за другим. Он присоединил к Португалии целую группу островов:

  • Мадейра;
  • Азорские;
  • острова Зеленого Мыса.

Португальская экспедиция первой среди европейских мореплавателей сумела обойти мыс Нун. В этот период времени он считался непроходимым, ведь все корабли тонули на подходе к нему. Это породило массу легенд о морских монстрах, пожирающих людей. Генрих сумел обойти мыс и создал несколько крепостей на гвинейском побережье.

Из новых земель моряки везли золото, драгоценные камни и невольников, которые принесли португальской короне немыслимый доход.

Узаконенная работорговля

После первой партии невольников Генрих понял, насколько доходно это дело. Он объявил государственную монополию на этот вид деятельности, получив безграничные возможности для обогащения.

Чтобы закрепить свою власть в новых землях, монарх заручился поддержкой католической церкви. Он обратился к Папе Римскому с просьбой - одобрить дальнейшую колонизацию африканских земель Португалией в обмен на обещание: распространять идеи христианства среди порабощенных народов. Так корона получила возможность продвинуться вглубь континента и практически единолично торговать рабами.

Историческая оценка деятельности Генриха

Лишь только после своей смерти Генрих получил прозвище «Мореплаватель», которое и закрепилось за ним. Его преемники не смогли в полной мере реализовать все его идеи, однако они сумели выстроить крепкое и сильное государство на том фундаменте, который заложил в свое время Генрих.

К тому же, его мечты вдохновили моряков из Португалии на открытие морского пути в Индию, им удалось первыми обогнуть мыс Доброй Надежды.

Интересные факты о Генрихе Мореплавателе

Личность монарха очень интересна и многогранна, поэтому мы решили сделать подборку интересных фактов, характеризующих его с разных сторон:

  • За всю свою жизнь он трижды выходил в море.
  • Генрих обвинял себя в смерти младшего брата, за которого решил не платить выкуп.
  • Монарх так и не был женат. Он освятил себя изучению морского дела.
  • В открытую Генрихом мореходную школу принимали абсолютно всех людей, невзирая на сословия.
  • На открытых и захваченных землях монарх повелел выращивать сахарный тростник и виноград, что приносило немалый доход казне.

Историки считают неоценимым вклад Генриха в развитие мореплавания, что, как нельзя лучше, соответствует данному ему когда-то прозвищу.

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию подборку интересных фактов о мореплавателях и об их морских путешествиях.

Каждый моряк обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причём делать это зачастую в потёмках или во время шторма на многометровой высоте. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Со временем искусство вязания узлов моряками было доведено до совершенства. От этого зависела безопасность судна под парусами. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов. Как это ни печально, искусство вязать морские узлы исчезло вместе с парусниками.

В Англии все пираты имели специальные «каперские свидетельства» о том, что они являются пиратами. Для того, чтобы получить такой документ, нужно было предоставить капитану корабля справки от родителей и священника о своём безукоризненном моральном облике.

Сами главы государств давали разрешение на атаку тех или иных судов, принадлежащих неприятельственной державе. Например, королева Англии Виктория поощряла пиратство против испанских кораблей.

Татуировка у моряков с давних времён считалась оберегом и опознавательным знаком. Традиция украшать тела татуировками распространилась по всему миру во многом благодаря Джеймсу Куку и его команде, которые в 70-х годах XVIII столетия посетили острова Полинезии в Тихом океане. Вернувшись из плавания в 1769 году, Кук привез с Таити не только само слово «tattoo», но и Великого Омаи - колоритного полинезийца, тело которого украшала целая галерея татуировок.

Среди моряков самыми популярными татуировками считались изображения моря, черной кошки, клевера с четырьмя листьями, подковы и многие другие. У многих моряков распространена была татуировка в виде звезды между указательным и большим пальцами рук. Чаще всего на тело наносили религиозные символы, у христиан это было, конечно же, распятие. По поверью, эти знаки приносили удачу, а также в случае гибели моряка по этим татуировкам можно было определить, какой веры утопленник, а значит - по каким обычаям его хоронить.

Моряки верили, что серьга в правом ухе оберегает от ослабления зрения и ревматизма. Большую золотую серьгу носили моряки, прошедшие мимо мыса Горн, где почти круглый год стоит штормовая погода. Такой мореплаватель имел право на одну бесплатную кружку спиртного в портовых кабаках и даже мог безнаказанно класть ноги на стол.

Широко известно, что присутствие женщины на корабле было недопустимо, но на носовой фигуре изображались именно представительницы прекрасной половины человечества. Величественные богини, таинственные русалки, изящные туземки придавали незабываемое очарование быстроходным парусникам. Моряки свято верили, что женская красота усмирит любую непогоду и заставит ветер развеять шторм. В древности ростра изображала также и мифических животных, использовалась в виде тарана и имела функцию устрашения.

Кроме того, за этой фигурой также скрывался гальюн (туалет). Выбор места не случаен: нос корабля - самая продуваемая ветрами часть судна.

Интересен обычай, свято соблюдаемый во всех флотах, - признание неприкосновенности сундука или чемодана, в котором моряк хранил своё имущество. Отсюда ненадобность замка, полное отсутствие воровства в матросской среде. Однако после русско-японской войны на русском флоте морские устои пошатнулись, и воровство стало обычным делом среди матросов.

Слово «небоскрёб» имеет морское происхождение. Так назывались самые верхние треугольные паруса ещё 200 лет назад. При штормовом ветре они начинали гнуть мачту настолько сильно, что на мостике всегда стоял капитан с пистолетом. Когда мачта уж слишком сгибалась, он стрелял в парус, парус рвался, и всё приходило в норму.

У моряков был обычай накрывать стол только мокрой скатертью, чтобы миски не скользили по столу и не падали во время качки.

Известно, что женщин на корабль не пускали (кстати, как и юристов и служителей культа). Присутствие при закладке корабля девственниц, особенно рыжих, считалось плохим предзнаменованием. Считалось, что если на корабль взойдёт представительница прекрасного пола, то нужно ждать беды. Норвежские корабелы никогда не начинали постройку судна в пятницу, в день красивой и коварной богини любви Фрейи, недоброжелательности которой опасались все моряки. В странах Ближнего Востока считали, что если женщина, не имеющая детей, ночью взойдёт на недостроенное судно или коснётся его, унесёт с него какой-нибудь предмет, то в скором будущем она обязательно станет матерью.

Впрочем, несмотря на запрет на присутствие женщин на корабле, существовало и другое поверье - рождение ребёнка на судне во время плавания считалось счастливой приметой и приносило удачу кораблю.

Моряки, которые впервые пересекали экватор, обязательно купались в его водах. Но и это еще не всё! Когда команда пересекает экватор, строго-настрого запрещено: плевать за борт, садиться на кнехты, бриться, становиться без необходимости спиной к лобовым иллюминаторам (по направлению движения судна), вносить на борт рыбацкие сапоги на плече.

Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный путь к Молуккским островам и возвратиться назад. Лишь угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад и в итоге обогнуть земной шар, сам же Магеллан погиб в сражении на Филиппинах в ходе плавания.

Прибыв к северному побережью Южной Америки, в лагуне Маракайбо конкистадоры увидели построенные на сваях и соединённые между собой мостиками индейские хижины. Уроженцу Италии Америго Веспуччи, прибывшему с испанцами, они напомнили Венецию, и он назвал свайный посёлок маленькой Венецией, по-итальянски Венесуэлой.

Португальский принц Генрих Мореплаватель никуда не плавал в качестве капитана и вообще мало куда выбирался из Португалии, а прозвище получил потому, что являлся организатором многих португальских экспедиций, приведших к открытию новых земель.

На архипелаге Огненная Земля в Южной Америке нет ни одного вулкана. Своё название он получил от Магеллана, увидевшего с корабля многочисленные огни, которые были кострами индейцев.

Вконтакте

Пожалуй, самый известный человек из эпохи Великих Географических Открытий. Прославился Христофор Колумб тем, что подарил миру целый неизведанный материк. Со школьной скамьи каждый знает ответ на вопрос «Кто открыл Америку?». Многая информация о нём до сих пор под вопросом, ведь первооткрыватель жил более 500 лет назад, но существуют довольно интересные достоверные факты.

Происхождение Колумба

Большинство источников позиционирует его как «испанского мореплавателя» . Однако, судя по сохранившимся документам семьи, родился и рос он в Генуе – городок на Итальянском побережье в Лигурии. Там остался дом, где жил и творил отец Христофора – Доминико Коломбо. Он был ткачом-суконщиком, хранителем городских ворот, поэтому о нём достаточно известно историкам. Отсюда следует, что скорее всего путешественник был итальянцем.

Откуда такая вариация национальностей?

Точные свидетельства найдены только об одной, но причисляют его и к португальцам, и к испанцам (в основном), и к грекам, а иногда и к иудеям. По поводу последних существуют только догадки, кроме наличия евреев в экспедиции и переноса плавания со дня иудейского праздника доказательств нет.

По-испански Колумб говорил и писал, но имел характерный для португальцев диалект. Учил латынь и греческий, на которых вёл дневники. Но всё это просто разносторонность – никаких загадок происхождения.

Свидетельства внешности

В большинстве учебников и энциклопедий представлено изображение Христофора Колумба, где читатели видят серьёзное лицо с большими глазами и удлинённую причёску. Интересно то, что все портреты были написаны после ухода мореплавателя из жизни. Они созданы по словам друзей и оставшейся экспедиционной команды: огромные голубые глаза, нос с горбинкой, рыжие волосы, которые рано поседели на почве частых перемещений и стрессов.

«Птичья» фамилия

В первом факте было сказано о фамилии отца – Коломбо, нестыковка! На самом деле это итальянская вариация привычного нам «Колумб». Колон – в Испании, Колом – в Португалии, всё это обозначает «голубь» и происходит от названия Columbus на латыни. Практически Голубев в русской вариации.

Цель экспедиций

На самом деле открытие нового материка никогда не было целью плаваний Колумба. Поскольку уже были подтверждены теории того, что Земля не плоская, географ составил проект самой быстрой дороги до юга Азии. Если быть точнее – Индии. Это подтвердил картограф Паоло Тосканелли, по чьей карте от Канарских островов до Японии было не более 5000 километров . Продвинутые для того времени расчёты оказались неверными, никто не предположил, что на пути через Атлантику кораблям помешает необъятный кусок суши.

Американская земля

Сойдя с судна, Христофор Колумб всё ещё был уверен, что достиг Азии. Новая территория была признана частью Китая, Японии или Индии. Эти страны, именуемые раньше восточными, стали западными на довольно большой срок. Факт в том, что на известный нам материк нога Колумба не ступала. Максимум, что ему удалось исследовать – нынешние Багамские острова. Первый открытый получил имя Сан-Сальвадор, открыт 12 октября 1492 года, что и признано датой прибытия европейцев в Америку. В этой же экспедиции были исследованы несколько других Багамских островов.

Чрезмерное упорство

Одной своей самой известной экспедицией адмирал не ограничился. В поисках Индии было совершено 4 масштабных плавания. Планировалось создание постоянной колонии, с собой повезли скот и семена культурных растений. Индейцев даже пытались закрепостить для работы на Испанскую казну, но большого дохода работа не принесла.

Колумб – обманщик?

С таким заявлением выступил португалец Васко да Гама , который действительно доплыл до Индии и привёз в доказательство специи и индийские ткани. Власти Испании признали, что достигнутые Колумбом земли – вовсе не «Западная Индия», а значит почести за эти земли для Колумба были отменены. И это после трёх экспедиций! Однако, он смог получить разрешение на четвёртую. Слишком сильна была уверенность в расчётах и гипотезах. Вернувшись он признал, что между Атлантикой и Индией есть «непреодолимый барьер», который переплыть не удалось.

Непризнанный гений

При жизни идеи Христофора Колумба во многом высмеивались, а власти не пытались финансировать экспедиции. Добиваться их было сложно, а малая результативность только раззадоривала общество.

Первые его возвращения были триумфальны: в Европе с почестями встретили корабли полные каучука, табака, картофеля и кукурузы. Только золота и пряностей не нашлось в «псевдо-Индии», поэтому позже адмирал был лишён прав на свои открытия, даже считался шарлатаном. Испании были нужны колонии и драгоценности, которые она всё-таки получила после смерти Колумба. Его труд был признан, когда с открытых территорий повезли серебро и золото.

Последнее желание мореплавателя

В последние годы жизни Колумб сильно болел, ударом стал и полный отказ властей дать ему привилегии за путешествия. В 1506 году он скончался почти незамеченным, но было задокументировано последнее его желание: быть похороненным в «Вест-Индии», куда из Севильи его останки повезли на нынешний о. Гаити (тогда – Эспаньола) в 1540 году.

Исторический анекдот

Когда во время последней экспедиции команда Колумба наткнулась на агрессивно настроенных индейцев, которые зареклись больше не отдавать европейцам свои ресурсы и природные богатства, адмирал прибег к хитрости. Путём простых расчётов на 29 февраля 1504 года было прогнозировано лунное затмение, которое для туземцев было ужасным небесным знамением. Когда Колумб предостерёг аборигенов и сказал, что помолится за них, только в случае продолжения снабжения продовольствием. План сработал – экспедиция спасена.

Несколько других кратких фактов

  • Первый раз на борт корабля юный любитель моря попал в 14 лет.
  • Условия для экспедиций будущий первооткрыватель поставил чрезмерные: назначить его вице-королём открытых земель, а также присвоить звание «главный адмирал моря-океана». Король Фердинанд назвал его нахалом.
  • Колумб первым использовал гамак в качестве спального места. Перенял тенденцию он у тех же аборигенов.
  • Несмотря на свою любовь к золоту, умер путешественник почти нищим. Всё нажитое отдал в помощь команде, на год застрявшей в море после крушения корабля.
  • Христофор Колумб так и не узнал, что открыл Америку. Только после его смерти стало известно, что это – не Восточная Азия. Прорыв совершил Америго Веспуччи, в честь которого материк и назван.
  • В честь великого мореплавателя назван округ Колумбия в США, река, Колумбийское плато и множество городов. Наследие его колоссально!

1. Свой самый известный снимок фотограф Альфред Эйзенштадт сделал 14 августа 1945 года, когда Америка отмечала победу над Японией. Он ходил по Таймс-Сквер, фотографируя радующихся людей, и заметил матроса, который « целовал всех женин подряд и вдруг заключил в объятия что-то белое. Я едва успел поднять камеру и снять его целующим медсестру». Это фото, в шутку названное автором « Безоговорочная капитуляция», стало для американцев символом победы во Второй мировой войне.

2. По подсчетам специалистов, с 1600 по 1800 г. от цинги умерло около миллиона моряков, что превышает человеческие потери во всех морских сражениях за тот же период.

3. Тельняшка - нательная (отсюда и название) матросская фуфайка с чередующимися синими и белыми полосами. Появилась во времена парусного флота: такое « цветовое решение» как раз для того и выбрали, чтоб видеть действия матросов при работе с парусами на реях, – теперь же это просто традиция. В России тельняшки как обязательная часть матросской формы введены приказом великого князя Константина Николаевича от 19 августа 1894 года. В некоторых городах неофициально отмечается « день тельняшки».

4. В сексологии есть понятие « синдром моряка дальнего плавания». После долгого воздержания у мужчины возникают временные дисфункции в интимной сфере. Согласно исследованиям моряку дальнего плавания требуется в среднем пара недель, чтобы привести в порядок организм, восстановиться и избавиться от малоприятного синдрома.

5. В некоторых странах существовало поверье: если девушка в день Святого Валентина увидит у себя над головой малиновку, значит, она выйдет замуж за моряка.

6. В 1974-м The Rolling Stones сняли телевизионный промо-ролик к песне « It’s Only Rock-n-roll». Музыканты в матросских костюмах исполняли песню, стоя под полосатым бело-синим тентом, который постепенно наполнялся пеной. С пеной явно переборщили: к концу « роллинги» вытягивали шеи и подпрыгивали на месте, чтобы не наглотаться пузырьков, а ударнику Чарли Уоттсу пришлось даже покинуть свой « боевой пост».

7. Когда-то татуировки моряков не только показывали принадлежность к « морскому братству», но и служили своеобразны оберегом, что неудивительно, если вспомнить их склонность к суевериям. Кроме якорей, парусов и пр., тела моряков украшали и наколки, вроде бы не связанные с морской тематикой. Например, свинья, наносившаяся на левую ногу, и петух (соответственно, на правую) явно не относятся к разряду водоплавающих, а потому помогут « хозяину» вернуться в привычное для них место, т.е. на сушу.

8. Голландка Лаура Деккер может стать самым юным (20 сентября ей исполнится 17 лет) моряком, совершившим одиночную « кругосветку». Лаура хотела начать плавание еще раньше, но из-за противодействия голландских властей задержалась с отправлением почти на год. А в случае удачного исхода путешествия ее рекорд не будет признан официально: Книга рекордов Гиннесса и Всемирный совет регистрации рекордов скорости под парусом больше не фиксируют достижения из разряда « самый юный».

9. В феврале 1891 г. близ Фолклендских островов повторилась знаменитая история, приключившаяся когда-то с библейским Ионой. Моряк китобойного судна « Звезда Востока» Джеймс Бартли во время охоты на кашалота попал в чрево к смертельно раненному животному и провел там 16 часов. От нестерпимого смрада моряк потерял сознание и очнулся уже на борту судна, когда его извлекли при разделке туши кашалота.

10. Последнее сражение и гибель крейсера « Варяг» в свое время восхитили даже противника: то, что российские моряки, затопив собственное судно, по сути, поступили по канонам самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях - как пример для подражания. Уже после войны японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев « Варяга» и наградило командира крейсера В.Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца.

11. В 1950 г. в казино Лас-Вегаса некий моряк победил в игре в кости 27 раз подряд! Теоретически вероятность этого составляет один к 12.467.890. Если б моряк делал максимальные ставки, то смог бы выиграть 268 млн долларов. Но он предпочел не рисковать и получил лишь $750. А кости, которыми играл моряк, выложены под стеклом на бархате в том самом игровом зале.

12. Перепечатывая в 1870 г. доклад доктора Эвона Вольфа, машинистка по ошибке « сдвинула» запятую в числе - и превысила содержание железа в шпинате в 10 раз! Ошибка, гулявшая из статьи в статью, породила миф о большой пользе шпината. Ее обнаружили в 1937 г., но обнародовали лишь в 80-е, спустя более чем сто лет после ляпа! Популяризации мифа способствовали также мультфильмы с бравым моряком Попаем, поедавшим шпинат в немыслимых количествах. Неудивительно, что в городке Альма (штат Арканзас), претендующем на звание « шпинатной столицы мира», установлены аж три статуи мультяшному моряку.

13. Испанский моряк Родриго де Триана - первый европеец, увидевший берега Америки. Родился в 1469 г. в Севилье, его настоящее имя - Хуан Родригес Бермехо. 12 октября 1492 г. он был вахтенным матросом каравеллы « Пинта» и увидел землю. Кстати, он не получил обещанное королем Фердинандом II денежное вознаграждение, поскольку Колумб записал в бортовом журнале, что он « видел свет» еще в 22 часа предыдущего дня, но тот якобы был настолько нечеток, что адмирал не осмелился утверждать, будто точно видел землю. Сведения о дальнейшей судьбе де Триана противоречивы, а в родном городе ему установлен памятник.

Историки утверждают, что в биографии Колумба больше белых пятен, нежели достоверных фактов. Доподлинно неизвестна даже точная дата рождения мореплавателя. Обычно называют период с 25 августа до 31 октября. Более того – ведется спор относительно года рождения. Официально принята версия, что Колумб родился в 1451 году, однако некоторые источники утверждают, что в 1446.

Прожил Христофор Колумб по современным меркам недолго – всего 55 лет. Первый раз на борт корабля он ступил, когда ему едва исполнилось 14, и с тех пор не расставался с морем до самой смерти. Колумб участвовал в попытке герцога Рене Анжуйского захватить Неаполитанское королевство, когда плавал на генуэзском корабле. Служил в вооруженной охране генуэзских кораблей и был тяжело ранен во время столкновения с порту гальцами. Позже Колумб служил на португальских судах, побывал в Англии , Ирландии и Исландии , на островах Мадейра и Порту-Санту. Именно тогда, участвуя в различных торговых экспедициях, будущий первооткрыватель увлекся составлением карт. Так у него и возникла идея добраться до Индии западным путем через Атлантический океан, от Канарских островов до Японии .

Проект путешествия Колумб составил еще в начале 70-х годов 15-го века. Однако снарядить экспедицию ему было не на что – мореплаватель был очень небогатым человеком. Сперва Колумб предложил отправиться к берегам далекой Индии генуэзскому правительству и купцам. Однако отклика не последовало. Затем Колумб обращался к португальскому королю, испанским монархам и английскому королю Генриху VII. Испанцев проект экспедиции заинтересовал. Комиссия рассматривала его целых четыре года, но так и не вынесла окончательного вердикта. И только в 1492 году с подачи королевы Испании Изабеллы экспедиция была одобрена.


Эта черта не только помогла ему выдвигать смелые проекты. Именно из-за амбициозности Колумба испанский король далеко не сразу согласился дать добро на экспедицию. Дело в том, что в своем проекте Колумб сформулировал довольно нахальные условия, на которых предполагал открывать новые земли. Он предложил назначить его вице-королем новых земель и наградить титулом «главного адмирала моря-океана». Его величество король Испании Фердинанд назвал требования Колумба «чрезмерными и неприемлемыми». Однако позднее королевская чета пожаловала Колумбу и его наследникам титул «дон», то есть произвели его в дворянины. И подтвердили, что, в случае удачи заокеанского проекта, он будет адмиралом моря-океана и вице-королем всех земель, которые он откроет или приобретет, и сможет передать эти титулы по наследству. Правда, потом Колумб всех титулов и земель лишился.


Ко времени организации третьей экспедиции в Новый свет энтузиазм европейских жителей относительно переселения за океан изрядно поутих. Поэтому Колумб, чтобы поднять интерес к дальнейшим исследовательским походам, предложил направлять в новые земли не вольных поселенцев, а уголовных преступников, сокращая им наполовину срок наказания. Последнее предложение не могло не найти отклика у правящей элиты, поскольку, с одной стороны, избавляло Испанию от нежелательных элементов, снижая расходы на их содержание в тюрьмах, а с другой стороны, - обеспечивало освоение снова открытых земель достаточно отчаянным «человеческим материалом». У этой медали, впрочем, оказалось две стороны – уголовники нередко поднимали бунты против глав поселений, требуя все новые привилегии.


Помните песню из замечательного советского мультика «Остров сокровищ», в которой пели о вреде курения? Там были строчки о том, что Колумб открыл, кроме Америки , еще и табак. Это действительно так – на острове Сан-Сальвадор туземцы подарили Колумбу сушеные листья, свойства которых он позднее описал в своих дневниках. И, разумеется, привез с собой в Европу .

Но мало кто знает, что там же, на острове, они впервые увидели гениальное изобретение местных жителей – гамак. Сейчас гамак – это непременный атрибут пляжного отдыха, их вешают на дачах, а некоторые умельцы умудряются пристроить подвесную койку даже на лоджии. А Колумб был первым человеком, который оборудовал такими койками свои корабли.


Случай, который стал своего рода историческим анекдотом и лег в основу даже нескольких кинематографических сюжетов. В феврале 1504 года, во время последней, четвертой экспедиции, команда Колумба наткнулась на Ямайке на очень враждебно настроенных индейцев. Туземцы заявили, что больше не будут поставлять белым людям продовольствие. Экспедицию выручил адмирал, прибегнув к небольшой мистификации, которая отлично сработала с простодушными индейцами. Колумб знал, что 29 феврале должно быть лунное затмение и объявил о нем индейцам как о знамении небес, недовольных поведением туземцев. Когда затмение началось, индейцам сказали, что Колумб молится об их спасении, которое будет даровано, если они возобновят поставки продовольствия на борт.

Звучит неправдоподобно, ведь Испания за время своего господства вывезла из Нового света тысячи килограммов золота, жемчуга, драгоценных специй и прочих богатств. Однако факт остается фактом – некоторое время Христофор Колумб был почитаем и богат, но своего благосостояния удержать не сумел. Тому виной и происки недоброжелателей, которые даже организовали арест Колумба. Во время четвертого путешествия к берегам Америки корабль Колумба потерпел крушение, и помощь пришла только через год. На родину мореплаватель вернулся тяжело больным и практически нищим – все деньги он истратил на помощь товарищам и снаряжение спасательной экспедиции. А ведь всю свою жизнь он поклонялся золоту. Именно ему принадлежат слова: «Золото - удивительная вещь. Кто обладает им, тот господин всего, чего он хочет. Золото может даже открыть душам дорогу в рай».



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация