Правила безопасного поведения пассажиров в городском транспорте. Правила безопасности в автомобиле, поезде. Соблюдение правил безопасности в автомобиле Какую опасность для водителя и пассажиров представляет

Главная / Налоги

Жизнь современного общества невозможна без транспорта, современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде (табл. 3.7).
К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железно-дорожный, авиационный, водный (рис. 3.9).

Для того чтобы сократить число чрезвычайных ситуаций на транспорте и минимизировать последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Таблица 3.7
Динамика роста числа смертельных несчастных случаев на транспорте в России (1997 - 2005 гг.)


Вид
транспорта

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Автомобильный

Авиационный

Железнодорожный

Рис. 3.9.

Автомобильный транспорт

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 - 200 км) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд пассажиров, что составляет 52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 млн чел., становятся инвалидами 8 млн чел., экономические потери составляют в среднем 500 млрд долл. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80 чел., травмируется около 500 чел. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тыс. ДТП, в которых участвуют транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс.

По данным МВД России, в 2005 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 223 342 ДТП, в которых погибло 33 957 и ранено 274 864 чел. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (160 970, или 72,1%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах. На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло 61 763 ДТП (27,7%), в результате которых смертельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших (табл. 4.10).

В России количество погибших в ДТП в 5 - 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате столкновения - 37,9%, наезда -37,1%, опрокидывания - 16,1%.

Таблица 3.10
Число ДТП и пострадавших в России (1998-2005гг.)

Показатель

Количество ДТП

Погибло, чел.

Ранено, чел.

Доля происшествий в результате ДТП (2005 г .)
Наезды на пешеходов 41,3%
Столкновения транспортных средств 30,6%
Нарушение водителями правил дорожного движения 80,9%
Плохие дорожные условия 23,9%

ДТП - это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Участник ДТП - лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водители, пешеходы, пассажиры, сотрудники ГИБДД, велосипедисты, дорожные рабочие.

В последние годы в нашей стране отмечен устойчивый рост числа ДТП, погибших и раненых, материальных потерь; риск оказаться в ДТП, получить травму или погибнуть имеет довольно высокую степень вероятности.

Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых на одном из первых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, то после начала торможения он проходит путь в 15 м, при скорости 100 км/ч тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 м. Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания, деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т. д.
Причины ДТП:

  • незнание или нарушение правил дорожного движения;
  • превышение скорости;
  • вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии;
  • неисправность транспортного средства;
  • плохое состояние дороги;
  • переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
  • наезд на пешехода;
  • неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке;
  • неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Правила поведения
Если вы попали в аварию:

  • сохраняйте самообладание в любой ситуации;
  • пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;
  • покиньте автомобиль только после полной его остановки;
  • после аварии быстро оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие факторов опасности;
  • определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;
  • постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;
  • покиньте автомобиль через двери, окна, люки;
  • отойдите на безопасное расстояние от места аварии;
  • вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; окажите помощь пострадавшим;
  • при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь под ручными средствами или вызвать специалистов;
  • сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;
  • если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Авиационный транспорт

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.

В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Поражающие факторы на авиатранспорте:

  • сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;
  • пожар, взрыв, отравляющие газы;
  • декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

Правила поведения
Если в самолете возникла аварийная ситуация:

  • быстро примите безопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;
  • оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте паники, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

  • нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  • категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
  • запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;
  • запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противо-показания по здоровью;
  • запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий - места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.
Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. Покинув транспортное средство, необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 м.
Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Взрыв или пожар на самолете вызывает необходимость оперативного проведения эвакуации людей, поскольку одной из главных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и, в первую очередь, двуокисью углерода - через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня.

Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожа ра не следует снимать верхнюю одежду и обувь - они защитят от ожогов и битого стекла.
Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Железнодорожный транспорт

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.
Причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте:

  • сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;
  • пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;
  • наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;
  • воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте приводят к травмам и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 м, переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом; в последнее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Правила поведения
Меры безопасности на железной дороге:

  • нельзя ходить по железнодорожному пути; во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;
  • нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;
  • опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;
  • нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок) - в случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними; нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;
  • в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;
  • на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;
  • заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
  • нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;
  • нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;
  • запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом вагоне.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27 500 В. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии 2 м образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе Юм.

Пожары на железнодорожном транспорте представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах.

Причины возгорания:

  • неосторожное обращение пассажиров с огнем;
  • неисправность электрооборудования;

Нарушение требований противопожарной безопасности.

Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе - 2,5 м/мин, в течение 15 - 20 мин после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С.
Поражающие факторы пожара в пассажирском поезде:

  • открытый огонь;
  • высокая температура;
  • отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Если в вагоне возник пожар:

  • сообщите проводнику или начальнику состава;
  • до прибытия специалистов постарайтесь организовать тушение пожара с помощью огнетушителей;
  • в случае невозможности потушить огонь остановите поезд с помощью стоп-крана, предупредите всех о пожаре и незамедлительно покиньте вагон через двери, люки, окна или перейдите в соседний вагон;
  • нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке - в этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены;
  • если поезд приходится покидать во время движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Городской наземный транспорт

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения чрезвычайных ситуаций. Это приводит к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

Правила поведения
Меры безопасности на городском наземном транспорте:

  • ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок - на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;
  • входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;
  • при движении не высовывайтесь из окон и люков;
  • нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, связанные со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

Если возникла чрезвычайная ситуация:

  • соблюдайте спокойствие, не паникуйте;
  • быстро покиньте транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойдите на безопасное расстояние;
  • выполняйте команды водителя;
  • в случае пожара незамедлительно сообщите об этом водителю, попытайтесь погасить огонь с помощью огнетушителя;
  • быстро покиньте горящее транспортное средство и отойдите на безопасное расстояние.

Метрополитен

Метро - это большая, сложная, техническая система, чрезвычайные ситуации в которой связаны с травмами и гибелью людей.

Повышенную опасность для пассажиров метро представляет эскалатор. Самой частой и чрезвычайно опасной ситуацией на эскалаторе является падение людей вниз по лестнице, это может случиться в результате неожиданной остановки эскалатора или падения тяжелого предмета. Внизу у места схода эскалатора быстро образуется давка, травмируются и погибают люди.

Правила поведения
На эскалаторе:

  • стойте с правой стороны лицом по направлению движения;
  • держитесь за поручень;
  • проходите с левой стороны;
  • не прислоняйтесь к неподвижным частям эскалатора;
  • не сидите на ступеньках;
  • не ставьте вещи на ступеньки и поручень;
  • не допускайте падения вещей на эскалатор.

Чрезвычайная ситуация может произойти на платформе: человек может упасть с платформы на железнодорожные пути, попасть в пространство между вагонами.

На платформе:

  • не заходите за оградительную линию у края платформы до полной остановки поезда;
  • при падении предметов на железнодорожные пути сообщите дежурному по станции. Не пытайтесь достать свои вещи самостоятельно.

Если вы упали на рельсы:

  • не пытайтесь выбраться самостоятельно, позовите на помощь;
  • быстро передвигайтесь к началу платформы, где находятся часы, - в этом месте машинист сделает остановку;
  • в случае приближения поезда нужно лечь между рельсами - глубина лотка рассчитана так, что элементы поезда не травмируют человека.

Если в вагоне возник пожар или взрыв:

  • сообщите об этом машинисту поезда по громкоговорящей связи, укажите точно номер вагона;
  • незамедлительно приступите к тушению огня - в каждом вагоне есть огнетушители.

Если пассажир упал между вагонами стоящего поезда:

  • находящиеся рядом люди должны подать сигнал машинисту круговыми движениями руки над головой;
  • заблокировать входную дверь любым предметом;
  • сообщить о случившемся дежурному по станции.

Если в отъезжающем поезде остались ваши вещи:

  • запомните, в каком по счету вагоне состава это произошло;
  • запомните номер поезда, который написан на лобовом стекле последнего вагона;
  • сообщите об этом дежурному по станции - информация будет передана машинисту поезда и дежурному следующей станции.

Если поезд остановился в тоннеле:

Вопрос № 1. опасности, которые могут возникнуть при пользовании различными видами транспорта. Правила безопасного поведения на транспорте.

Современный транспорт является зоной повышенной опасности для человека. Существуют следующие виды транспорта – общественный транспорт (автобус, трамвай, троллейбус, метро), а также железнодорожный, водный и авиационный транспорт. При посадке и высадке из транспорта пассажира могут подстерегать опасности. Он может быть прижат преждевременно закрывающейся дверью, в зимний период может поскользнуться и получить травму, может быть вытолкнут из общественного транспорта при наличии давки. Кроме того, водитель может непреднамеренно открыть дверь автобуса или троллейбуса до полной его остановки. Большую опасность представляют экстренные торможения, при которых велика возможность получить серьезную травму из-за падения или из-за того, что при торможении вследствие сил инерции навалится большое количество людей. Также случаются катастрофические поломки автобусов и троллейбусов из-за лопнувшего или отсоединившегося колеса. Особую опасность представляют дорожно-транспортные происшествия. Во время езды в легковом транспортном средстве следует пристегиваться ремнем безопасности, так как это уменьшает количество и тяжесть травм при аварии. При движении общественного транспортного средства нужно держаться за поручни. Нельзя отвлекать водителя во время движения. Не рекомендуется стремиться попасть в транспортное средство во время давки. Выходить из автобуса и троллейбуса следует только после их полной остановки. При возникновении пожара, задымления салона или в случае дорожно-транспортного происшествия необходимо сохранять самообладание и покинуть транспортное средство через двери или аварийные выходы, в случае необходимости оказать первую доврачебную помощь нуждающимся.

При передвижении на железнодорожном транспорте возможны такие происшествия, как крушение поезда, пожар в вагоне, авария токоснабжения, экстренное торможение и пр. в случае необходимости экстренного торможения на поезде следует сорвать стоп-кран и срочно сообщить проводнику или начальнику поезда о причине остановки.

водные транспортные средства могут терпеть аварии, получать пробоины, садиться на мель. При аварии на воде необходимо соблюдать хладнокровие и постараться успокоить окружающих, так как при возникновении паники, давки и неразберихи шансы на спасение и благоприятный исход резко уменьшаются. При эвакуации с судна нужно пользоваться коллективными (плоты, лодки) и индивидуальными (спасательные жилеты, круги) спасательными средствами.

Авиационный транспорт также является источником опасности для пассажира. При взлете и посадке следует сидеть на своих местах, пристегиваться, неукоснительно выполнять все требования членов экипажа. В самолете не рекомендуется курить. При вынужденной посадке нужно сидеть пристегнутым и крепко упереться руками в впередистоящее кресло либо уцепиться в подлокотники. При захвате самолета террористами нужно неукоснительно выполнять их требования. При штурме транспортного средства группой захвата следует лечь на пол подальше от прохода, пригнуться или забиться в место, безопасное при перестрелке.

Вопрос № 2. оказание первой медицинской помощи при ушибах.

Ушибы – это механические повреждения тканей, при которых не нарушается целостность кожи и костей. В зависимости от силы удара и локализации травмы возникают различные по тяжести ушибы: от небольших, не нарушающих функций, до обширных повреждений внутренних органов, опасных для жизни (например, ушиб мозга, сердца, живота с повреждением внутренних органов). Характерными признаками ушибов являются боль, припухлость, кровоподтек. Возможны также осложнения в виде повреждения внутренних органов, нервов, сосудов.

Для оказания первой медицинской помощи необходимо прежде всего обеспечить полный покой конечности, наложить тугую давящую повязку, приложить к месту ушиба холод. Повязка должна состоять из двух частей: внутренняя и внешняя. Бинт нужно держать в правой руке, а левой удерживать повязку и разглаживать ходы. Ушибленному месту нужно обеспечить покой. При обширных ушибах и подозрении на травму внутренних органов пострадавшего следует срочно госпитализировать.

Ушиб головы очень опасен из-за развития осложнений, которые выражаются сотрясением головного мозга, ушибом мозга и сдавлением. Признаками являются потеря сознания, тошнота и рвота, сильные головные боли, головокружение. Первая медицинская помощь при ушибах головы заключается в создании полного покоя, прикладывании холода на область головы, обязательная транспортировка в травмапункт.

Самым опасным видом ушибов является ушиб мозга. Признаки: головные боли, подташнивание, сознание сохранено. Первая помощь такая же, как и при ушибах головы.

Весь городской наземный транспорт движется по установленным правилам дорожного движения. За выполнение этих правил отвечает водитель, пешеход и пассажир - участники дорожного движения, то есть мы с вами.

В течение дня, находясь на дорогах города, мы можем много раз превращаться в разных участников дорожного движения. Пешеход сел на велосипед или в свой автомобиль, и вот он стал водителем. Если мы находимся в салоне автобуса, трамвая, троллейбуса, то мы пассажиры.

Ты, возможно, считаешь, что пассажир - это человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. Это не совсем так. Например, когда мы входим в салон автобуса или выходим из него, мы являемся пассажирами и должны соблюдать предписанные нам правила.

Ожидаем транспорт мы на посадочной площадке, которая может находиться на тротуаре или на обочине дороги. Если она расположена на проезжей части на одном уровне с ней, в этом случае её границы отмечают на дороге сплошной белой линией. Посадочная площадка может даже находиться на середине дороги, но на участке, приподнятом над проезжей частью - как, например, остановка трамвая. В основном посадочные площадки оборудованы навесом, местом для сидения, схемами маршрутов движения транспорта.

Посадка в общественный транспорт должна проводиться организованно, при полной остановке трамвая, автобуса, троллейбуса или маршрутного такси. Это же относится и к высадке из транспортного средства. Не надо толкаться, суетиться, пока пассажиры оплачивают свой проезд. Категорически нельзя запрыгивать в общественный транспорт на ходу при его отправлении - можно оказаться зажатым дверьми или попасть под колёса. Лучше дождаться следующего троллейбуса или автобуса.

В вагоне поезда или трамвая, салоне троллейбуса, автобуса посмотри, где расположены аварийные выходы, прочитай инструкцию, как ими пользоваться. Чтобы избежать травм и не упасть во время движения и резких торможений транспорта, не прислоняйся к дверям и обязательно держись за поручни. Если ехать придётся далеко, то не располагайся возле выхода, где скопление пассажиров.

Находясь в транспорте, не толкайся, не наступай людям на ноги и не говори слишком громко, не мусори. В случае опасности обращайся к окружающим или водителю (машинисту). Заранее готовься к выходу.

На линиях трамвая и троллейбуса есть ещё одна опасность, которая возрастает при ливневых дождях, оттепелях в зимнее время - при высокой влажности воздуха, при сильном ветре. В этих случаях возникает возможность поражения током, потому что оба этих вида транспорта работают на электричестве. Не входи в троллейбус, трамвай, если обнаружилось, что кого-то ударило током.

В любой поездке следи за ситуацией в салоне и на дороге. Это поможет вовремя заметить угрозу столкновения, падения, принять правильное положение тела и крепко ухватиться за поручень, кресло.

Пожар в общественном транспорте

Если мы с тобой находимся в салоне общественного транспорта или вагоне поезда, нас должно насторожить появление запаха гари и задымления. Мы знаем, что они - предвестники пожара. Необходимо срочно сообщить об этом водителю или машинисту.

Для обеспечения безопасности, кроме первичных средств пожаротушения - огнетушителя, в салонах автобусов и троллейбусов, в вагонах поездов и трамваев имеются аварийные выходы - это окна. На видных местах размещена информация о том, какие оконные проёмы (купе) оборудованы дополнительными выходами.

Запомни порядок действий в случае пожара:

  • без промедления сообщи о появлении дыма или огня водителю (машинисту, проводнику);
  • оповести пассажиров, разбуди спящих;
  • защити рот и нос от дыма платком, шарфом, рукавом, полой куртки. Если есть возможность, ткань намочи водой. Пригнись, выбираясь из горящего салона. Не прикасайся к металлическим частям в троллейбусе, трамвае - при пожаре они могут оказаться под электрическим напряжением;
  • в поезде уходи от пожара в передние вагоны. Если это невозможно, плотно закрывай все двери - в купе, тамбурах и межвагонных переходах;
  • если существует угроза для твоей жизни, не пытайся спасать багаж;
  • выпрыгивай из вагона лишь в крайнем случае, надев на себя для амортизации побольше одежды или вместе с матрасом.

Безопасность в легковом автомобиле

Легковой автомобиль для пассажира и водителя представляет большую опасность, чем крупногабаритный общественный транспорт. В небольшой машине сложнее создать все системы и пространство безопасности, чем в салоне автобуса или вагона. Легковые автомобили, как правило, едут с большей скоростью, что повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций. Внутри автомобиля за безопасность отвечают ремни и подушки безопасности.

Статистика столкновений показывает: самое опасное место в автомобиле - рядом с водителем. Поэтому детям до 12 лет без специальных детских удерживающих устройств, кресел сидеть там запрещается.

В машине должны быть ремни безопасности. Ими надо обязательно пользоваться как на переднем, так и на заднем сиденьях.

В ситуации, когда пассажир понимает, что столкновение неизбежно, ему целесообразно наклонить голову к ногам, закрыв её руками.

На заметку

    Система пассивной безопасности пассажиров автомобиля - это подушки безопасности. Применение подушек безопасности снижает риск смертельного исхода при аварии. Во время столкновения ремни и подушки безопасности работают совместно, предотвращая травмы головы и грудной клетки. Боковые подушки безопасности тоже значительно улучшают защиту водителя и пассажиров. Существуют двухступенчатые подушки безопасности, которые раскрываются поэтапно одна за другой, чтобы избежать возможных травм, наносимых детям и невысоким взрослым. Поэтому максимальная безопасность детей может быть только на заднем месте в автомобиле любого типа.

В кузове грузового автомобиля людям можно ехать лишь в том случае, если он специально для этого оборудован: есть сиденья для пассажиров, а на сиденьях вдоль задних и боковых бортов - прочные спинки.

Стоять в кузове движущегося автомобиля категорически запрещено - это очень опасно.

Вопросы

  1. Кто является участником дорожного движения?
  2. Назовите общие обязанности пассажиров, а также правила поведения в салоне общественного транспорта и при выходе из него.
  3. Какие участки дороги могут быть опасны для пассажира?
  4. В чём может проявиться опасность для человека, ожидающего транспорт на остановке?
  5. Как себя вести при возгорании или пожаре в общественном транспорте?
  6. Для чего созданы в автомобиле ремни и подушки безопасности?

Задания

  1. Для безопасности водителя и пассажиров в легковом автомобиле созданы специальные ремни и подушки безопасности. Узнай у родителей и автомобилистов, какие ещё существуют системы безопасности в легковом автомобиле. О некоторых ты наверняка уже знаешь.
  2. Обсудите с одноклассниками и учителем вопрос о том, как вы выполняете правила безопасности в транспорте.

Самым ответственным лицом за соблюдение правил поведения в легковом автомобиле является шофер, основное внимание которого должно быть ориентировано на обеспечение безопасности окружающих людей. Шофер автомобиля несет ответственность за соблюдение техники безопасности пассажирами , он должен смотреть за наличием в машине вполне укомплектованной аптечки, огнетушителя и лично соблюдать и технику безопасности и правила по охране труда.

В легковом автомобиле разрешена перевозка такового количества людей, сколько оборудованных для их посадки мест имеется в комплектации стандарт, при этом пассажиры не должны мешать водителю авто управлять им, также они не должны ограничивать обзорность. атегорически воспрещают перевозить пассажиров в багажном отделении, есть, курить, употреблять спиртные напитки во время езды, открывать и закрывать двери автомобиля, находящегося в движении.

Одной из главных заморочек современных автовладельцев является неразрешенное внедрение мобильников. Во время езды на автомобиле категорически запрещено говорить по мобильному телефону во избежание сотворения аварийной ситуации на дороге . Если же телефонный разговор является очень принципиальным, нужно приостановить автомобиль на дорожной обочине и выполнить разговор, и только после чего можно продолжать движение. Телефонные дискуссии за рулем могут вызвать непредсказуемую психическую реакцию у водителя автомобиля, тем отвлекая его от управления транспортным средством.

Как следует вести себя пассажиру?

Пассажирам автомобиля не рекомендуется отвлекать водителя от управления автомобилем дискуссиями и вопросами, что также может иметь очень нехорошие последствия. Водителям дамского пола правила поведения в автомобиле категорически воспрещают приводить свою наружность в порядок во время вождения тс, даже при остановках на светофорах, ввиду переключения внимания от дороги. Находясь за рулем автомобиля, водителю не следует производить деяния, не связанные с управлением транспортным средством. Придерживаясь этого простого правила, каждый автомобилист сумеет обезопасить не только лишь свое собственное благополучие, да и жизнь окружающих его людей. Нужно держать в голове, что при движении тс, в случае возникновения аромата отработавших газов в салоне, непременно необходимо срочно тормознуть для определения предпосылки их появления. Такими причинами могут быть: не соответствующая плотность в щите передка, подсос газовых паров из подкапотного места или через уплотнения багажного отделения либо задней двери. Во время работы с такими эксплуатационными материалами как бензин (в основном этилированный), антифриз, электролит для аккумуляторной батареи и другими субстанциями нужно кропотливо соблюдать правила безопасности, а в случае их попадания в глаза либо на кожные покровы, немедленно помыть водой. Если появляется критическая необходимость в ремонте автомобиля, нужно его приостановить, постаравшись избежать способности самопроизвольного движения. Когда во время поездки появляется потребность в ремонте нижней части кузова автомобиля, целенаправлено произвести установку страховочной подставки под его колеса, что можно сделать при помощи разных подпорок либо запасного колеса.

Шофер авто должен.

Для водителя автотранспорта нужным требованием является хорошее познание мер, предпринимаемых в случае появления пожара. Самым основным в данной ситуации является критическая эвакуация пассажиров салона, выключение мотора и совершение действий по обесточиванию проводки. Вспыхнувший в один момент пожар нужно тушить порошковым либо углекислотным огнетушителем, а в случае последней необходимости, можно пользоваться водой, песком либо кошмой. Есть огнетушители хим и углекислотные. Хим огнетушители представляет собой емкость, заряжающуюся пенообразующим щелочным либо кислотным составом, снутри которого, в сетчатом цилиндре, расположены две стеклянные пробирки, вместимость которых около 185 мл. В какой-то из них содержится серная кислота, в другой — аква раствор, состоящий из сернокислого железа, все оставшееся место заполняется щелочным веществом, представляющим из себя смесь содового экстракта ибикарбоната натрия, общей массой 600-650 гр. в воде. Обращаться с огнетушителем нужно искусно. Он приводится в действие от удара ударным элементом об жесткий предмет, разбивающий стеклянные пробирки прибора. В итоге этого жидкостный состав огнетушителя смешивается, вызывая активное пенообразование, гасящее возгорание. Углекислотный огнетушитель — это округлый металлической баллон, сверху закрывающийся вентилем, на котором устанавливается особый раструб (снегообразователь). Зарядом такового типа огнетушителей служит осушенная сжиженная пищевая или техно углекислота. Через раструб вентиля углекислота извергается в виде комков углекислотного снега в течение недолговременного времени, при всем этом она очень охлаждается и преобразуется в туманообразное состояние. Таким макаром, углекислый газ, понижает температуру пылающего предмета, после этого преобразуется в газ, снижающий в зоне пожара концентрацию кислорода и прекращающий воспламенение.

Дополнительные правила.

В зимнее время года нужно соблюдать дополнительные правила поведения в легковом авто, а конкретно: пристально смотреть за техническими жидкостями авто и температурой его мотора; прогреваться на маленький скорости либо вообщем на холостых оборотах. ; заблаговременно инспектировать устойчивость тормозной воды и антифриза к замерзанию, вовремя подменять старенькую жидкость на новейшую; выслеживать давление в колесах во избежание ухудшения маневренности авто. Нужно часто поддерживать автомобиль в чистоте, не допуская загрязнения лобового и боковых стекол, а вслучае хранения авто на открытой стоянке нужно часто в зимнее время очищать его от надели.

А самое главное при езде в легковом автомобиле - соблюдение ПДД и норм безопасности.

| Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 14
Безопасность в общественном транспорте и автомобиле




Давайте рассмотрим, как безопасно вести себя в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и автомобиле .

Автобус - один из самых распространённых видов транспорта. Он легко маневрирует в транспортном потоке, может резко менять направление и скорость движения. Правда, при неблагоприятных погодных условиях и плохом состоянии дороги, в случае резкого торможения и в некоторых других ситуациях с ним может произойти авария. Причём удар даже на небольшой скорости часто приводит к травмам пассажиров. 

Для выхода из автобуса в случае аварии можно использовать двери, окна, вентиляционные люки.

В автобусах имеются специальные окна, которые могут служить аварийными выходами. Чтобы воспользоваться ими, надо вытянуть за специальную рукоятку шнур уплотнения, а затем выдавить стекло. Можно и просто выбить любое стекло при помощи твёрдого предмета: «дипломата» с металлическим ободом, огнетушителя, тормозного башмака. При этом надо следить, чтобы рядом не было людей, которых могут поранить острые осколки. Не забыть также отбить острые осколки по краям окна.

После того как авария произошла, первым делом надо определить, где и в каком положении вы находитесь и нет ли пожара. В зависимости от ситуации двигаться к выходу .

Ситуация затопления салона редка. Однако, оказавшись в ней, не следует спешить покидать салон, надо подождать, пока он частично наполнится водой - выбираться будет легче.

Троллейбус и трамвай из-за их сравнительно небольшой скорости и малой маневренности - наиболее безопасные виды общественного транспорта. Но надо помнить, что электрическая тяга создаёт опасность поражения током. При сильных ливнях, при оттепелях в зимнее время может произойти замыкание токонесущих проводов на корпус машины. В 1996 г. в Москве несколько раз по этой причине выходило из строя до 40% троллейбусов, что вызывало перебои в обслуживании пассажиров.

Иногда это приводило к травмированию людей.

Поражение током возможно и при сильном ветре, когда вероятен обрыв контактного провода и его падение на крышу машины. Покидать троллейбус (трамвай), находящийся под током, можно только прыжком, чтобы исключить удар током, когда пассажир, стоя одной ногой на ступеньке, касается другой ногой земли.

Метро - транспортное средство повышенной опасности. Чтобы избежать неприятностей, надо соблюдать правила пользования метрополитеном.

Первая зона опасности в метро - турникеты на входе. Попытка пройти бесплатно, создать давку и прорваться группой, перепрыгнуть через турникет чаще всего заканчивается ударом его створок. Для взрослых такой удар практически безопасен, ребёнку он может нанести серьёзную травму.

Вторая зона опасности - эскалатор. Причиной опасной ситуации на нём могут стать резкая остановка, неожиданный разгон или разрушение ленты эскалатора. Не удержавшись при резкой остановке на ногах, надо сгруппироваться и как можно быстрее встать. В случае резкого разгона или разрушения ленты эскалатора надо немедленно перебраться на соседний эскалатор, перепрыгнув или перекатившись через ограждение и не задерживаясь на нём. Не стоит и самим создавать опасные ситуации на эскалаторе: усаживаться на его ступени, устраивать соревнования по бегу, загораживая при этом проход, ставить на поручни предметы или бросать монеты, другие вещи и наблюдать, как они летят вниз. Тонкие каблуки на обуви девочек, слишком мягкие или рваные подмётки могут застрять в его гофрированных ступенях.

Третья зона опасности - перрон. Потоки входящих и выходящих пассажиров, к тому же с сумками, чемоданами, рюкзаками, могут создать опасную ситуацию. Зайдя за ограничительную линию и находясь у края платформы, можно упасть на пути. К такому же результату может привести попытка достать самостоятельно упавшую с перрона вещь. Упав на пути, нельзя сразу же подниматься на платформу (под ней находится высоковольтный контактный рельс), надо бежать по ходу поезда к её началу (там есть лестница). Если показался поезд, следует лечь между рельсами головой навстречу поезду, закрыв уши руками и открыв рот.

Четвёртая зона опасности - вагон поезда. Во время его движения возможны резкое торможение и остановка, отключение освещения, загорание электропроводки, задымление. В движущемся поезде эти ситуации становятся опаснее вдвойне. Надо помнить, что каждый вагон оборудован экстренной связью с машинистом. В любых опасных ситуациях надо пользоваться ею: нажать кнопку, не торопиться, сказать, что произошло, и назвать номер вагона.

Как вести себя в метро:

Не надо пытаться пройти в метро бесплатно: удар створок турникета может быть достаточно сильным;
не бежать по эскалатору, не ставить вещи на ступеньки, не садиться и не стоять по ходу движения спиной;
не задерживаться на выходе с эскалатора, не создавать давки;
не подходить к краю платформы;
не подходить к вагону до полной остановки поезда;
рюкзак или сумку снять с плеча: они помешают развернуться в вагоне;
не поднимать самостоятельно упавший на рельсы предмет, позвать для этого дежурного по станции;
не паниковать, если поезд остановился в тоннеле;
ждать объявлений и выполнять все распоряжения работников метрополитена;
не спешить заглянуть в оставленный кем-то чемодан или сумку, сообщить о них дежурному по станции;
помнить: от вашей воспитанности зависит безопасность других пассажиров (брошенная на платформу банановая кожура может для кого-то стать причиной травмы, не придержанная за собой входная дверь вестибюля ударит следующего за вами человека).

Легковой автомобиль. Большинство людей время от времени пользуются этим видом транспорта, даже если в семье нет автомобиля. Легковые автомобили наиболее опасны для пешеходов и пассажиров по нескольким причинам:

■ многие автолюбители, в отличие от профессионалов, не имеют хорошей подготовки;
■ автомобили обладают высокой скоростью движения;
■ в потоке машин легковой автомобиль может столкнуться с тяжёлым грузовиком, в этом случае его водитель и пассажиры подвергаются большей опасности, чем люди, находящиеся в грузовике.

Меры по обеспечению безопасности в легковом автомобиле:

■ во время движения нельзя открывать двери;
■ нельзя ездить без пристёгнутых ремней безопасности;
■ в машине надо иметь аптечку и огнетушитель;
■ во время движения надо следить за дорогой и не мешать водителю;
■ нельзя отвлекать водителя от управления во время движения автомобиля.

Иногда во время поездки пассажир пассивен, не следит за дорогой, и опасность столкновения для него - полная неожиданность. Поэтому следует развивать у себя очень полезную привычку: сидя в машине, воспринимать каждый необычный сигнал (звук гудка, нарастающий звук двигателя приближающейся машины, визг тормозов за окном) как предупреждение об опасности.

Увидев, что столкновение неизбежно, надо упереться ногами в пол, а руками - в панель или переднее сиденье. После столкновения надо постараться быстро покинуть машину.

Если выбраться через двери невозможно, это надо сделать, выбив переднее или заднее стекло ногами. Поможет в этой ситуации какой-либо инструмент или другой предмет, находящийся в салоне автомобиля. Подручным средством может быть и противоугонное устройство - блокиратор руля. Выбравшись наружу, надо помочь выбраться остальным, достать из машины аптечку и огнетушитель.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Расскажите об одном из известных вам городских маршрутов автобуса, троллейбуса, трамвая. Опишите подробно маршрут, расскажите об опасных местах, через которые он проходит (перекрёстки, крутые подъёмы, спуски, эстакады на транспортных развязках), режим движения машин на этом маршруте в разное время дня и в различные дни недели.
2. Изложите правила безопасного поведения в автобусе.
3. Расскажите о правилах поведения в троллейбусе и трамвае в сырую, ненастную погоду.
4. Пользуясь городским транспортом, изучите конструкции входных дверей автобусов, трамваев. Расскажите, почему нельзя прислоняться к ним во время движения. Как можно использовать их в качестве аварийного выхода?
5. Расскажите о средствах безопасности в метро. Какие опасные ситуации могут возникнуть в вагоне поезда метро? Расскажите о своих действиях в этих случаях.
6. Изучите схему метрополитена в вашем городе. Найдите возможные варианты объезда для ситуации, когда один из участков перекрыт вследствие аварии. Знаете ли вы, каким видом наземного транспорта можно воспользоваться в случае аварии на станции, которой вы обычно пользуетесь?
7. Расскажите, какие устройства для обеспечения безопасности в легковых автомобилях вы знаете.

ЗАДАЧА 18. Вы едете вечером в поезде метрополитена. В вагоне кроме вас находится только спящий дедушка. Вдруг поезд остановился в пролёте между станциями. Проходит 20 минут, но поезд стоит. И тут вы заметили в конце вагона оставленную кем-то коробку. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Разбудить дедушку и удалиться вместе с ним в другой конец вагона или укрыться за сиденьями.
2. Открыть коробку и посмотреть, что там.
3. Сообщить машинисту.
4. Выкинуть коробку в окно.

ЗАДАЧА 19. Вы едете в школу в переполненном вагоне метрополитена и находитесь у двери. Вдруг у вас закружилась голова и заболел живот. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Выйти на ближайшей станции и посидеть.
2. Выйти на ближайшей станции и зайти к врачу.
3. Поехать в поликлинику.
4. Попросить кого-нибудь уступить вам место.

ЗАДАЧА 20. Вас с мамой пригласили на дачу отмечать Новый год. На улице -29 °С. От станции метрополитена вы должны ехать по шоссе 17 км. На остановке автобуса вы узнаёте, что автобусы начнут ходить только через два часа. Вам сказали, что вы можете дойти через лес за час. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия.

1. Стоять на остановке и ждать автобус.
2. Пойти через лес.
3. Попытаться доехать на какой-либо проезжающей мимо машине.
4. Вернуться домой.
5. Попробовать найти какой-либо другой способ добраться до нужного места (другой автобус).

ЗАДАЧА 21. Вы с другом едете в метро. В ожидании поезда вы замечаете, что один из пассажиров уронил на рельсы сумку и пытается прыгнуть за ней. Горит зелёный сигнал семафора. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Отправиться искать сотрудника транспортной полиции.
2. Остановить пассажира от необдуманного поступка.
3. Посмотреть, что будет дальше.
4. Подсказать этому человеку, чтобы он обратился за помощью к дежурному по станции.

ЗАДАЧА 22. Вы едете с друзьями в вагоне метро. Вдруг вагон начинает заполняться дымом, слезятся глаза. Люди начинают беспокоиться. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. По внутренней связи передать информацию машинисту.
2. Попытаться открыть двери вагона и окна, чтобы поступал свежий воздух.
3. Найти под сиденьем в вагоне огнетушитель.
4. Сохранять спокойствие, успокоить людей, обратиться за помощью ко взрослым.
5. При остановке поезда в тоннеле и открытии дверей не выходить на пути.

ЗАДАЧА 23. Вы едете со знакомыми в автомобиле зимой. Гололёд. Вы сидите на заднем сиденье. Вдруг на проезжую часть наперерез машине выбегает собака. Водитель начинает тормозить. В результате машина начинает скользить, и вы видите, что возможно столкновение со столбом освещения. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Кричать, давать советы водителю.
2. Собраться, сгруппироваться, упереться ногами в спинку переднего сиденья.
3. Лечь на заднее сиденье, закрыв голову руками.
4. Сидя упереться руками в спинку переднего сиденья.
5. Постараться найти ремни безопасности и пристегнуть их.
6. При остановке покинуть машину.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация