Практическая работа "приемы обращения с лабораторным оборудованием". «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» Тема: "Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

Главная / Налоги

Рыбакова Л.Ю., учитель химии


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: ФИО Рыбакова Лариса Юрьевна Место работы: МОУ «СОШ п. Динамовский Новобурасского района Саратовской области» Должность: учитель Предмет: химия Класс: 8

Тема и номер урока в теме: Урок « Практическая работа № 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием» является третьим в разделе «Введение».

Изучение раздела «Введение» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений, навыков и ключевых компетенций с использованием метапредметного подхода. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыты, эксперимент); проведение практической работы, несложных экспериментов и описание их результатов; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях.

Базовый учебник О.С. Габриелян

Цель урока : формирование системы знаний о правилах техники безопасности в химической лаборатории, об использовании лабораторного оборудования и умений работы с ним для проведения исследования.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с лабораторным оборудованием; сформировать навыки умения работы с лабораторным оборудованием, умение проводить исследования для получения нужной информации.

Развивающая: развивать умение планировать решение задачи и выстраивать цепочку действий, умение проводить аналогии, работать с источником информации.

Воспитательная: развивать навыки делового сотрудничества; формировать положительное отношение к учебной деятельности.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, оценка.

Познавательные: общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, создание алгоритмов деятельности при решении проблемы); логические (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей)

Коммуникативные : умение работать в группе со сверстниками для поиска нужной информации, умение слушать и вступать в диалог, коррекция действия партнера.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

    правила ТБ при работе в химической лаборатории;

    операции химического эксперимента;

    устройство простейших химических приборов;

Учащиеся должны уметь:

    обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических работ и домашнего эксперимента;

    использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;

    оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

    работать индивидуально, в парах, используя полученные знания;

    обладать навыками работы с различными видами источников информации: литературой, мультимедийными пособиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: практическая работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока

Этап урока

1. а) Подводит учащихся к осознанию важности соблюдения правил ТБ. б) Знакомит с правилами техники безопасности в химической лаборатории и правилами оказания первой помощи с комментариями. Приложение №2 в ) организует работу с ЭОР: интерактивное задание

2. Организуетпрактическую работу «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» 1) Опыт № 1 « Знакомство с образцами химической посуды» а) задает вопросы, актуализируя жизненный опыт б) демонстрирует предметы лабораторного оборудования (имеющиеся в наличии и со слайдов) в) обеспечивает учащихся технологическими картами. Приложение №3 Инструктивная карта № 1 в) Организует работу с ЭОР – интерактивное задание «Оборудование и посуда для химической лаборатории». 2) Опыт №2 « Приемы обращения с лабораторным штативом» а) Демонстрирует штатив или слайд и дает разъясняющие комментарии по устройству и пользованию штативом.

3) Опыт №3. Приемы обращения со спиртовкой и изучение строения пламени а) Организует просмотр видеофрагмента, создает условия для деятельности учащихся, организует работу в парах и деловое общение учащихся.
б) обеспечивает учащихся технологическими картами. Инструктивная карта № 2

Слушают учителя, просматривают слайды.

Выполняют задание (по количеству компьютеров в классе или 1-2 человека), остальные проверяют правильность выполнения, помогают при необходимости.

Отвечают на вопросы Наблюдают, находят предметы лабораторного оборудования в микролаборатории, фиксируют рисунки в карте, делают выводы об их назначении.

Выполняют задание.

1.Изучают устройство лабораторного штатива. 2.Выполняют задание, указанное в инструкции. 3. Подписывают составные части, делают выводы о назначении штатива.

1.Изучают устройство спиртовки строение пламени. 2.Выполняют задание, указанное в видеофрагменте. 3. Подписывают составные части, делают выводы о назначении спиртовки, о свойствах зон пламени. 4. Делают вывод по итогам работы.

Приложение к плану-конспекту урока

«Приемы обращения с лабораторным оборудованием»


Перечень электронных образовательных ресурсов, необходимых для проведения урока


Приложение № 1

Вводная беседа ««Научный подход к изучению природы. Наблюдение, опыт, теория»

Х имия на протяжении всей истории человечества побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, эмоциональные описания явлений, процессов.

    Прослушайте отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом.
    Cкажите, какое физическое явление описал в стихотворении поэт? (Переход воды из одного агрегатного состояния в другое.) С помощью какого метода человек получает знания о природе? (Наблюдение) Что такое наблюдение? (Наблюдение – это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.) Как называется наблюдение, которое проводится в строго контролируемых условиях? (Эксперимент)

Слово «эксперимент» (experimentum) имеет латинское происхождение и на русский язык переводится как «опыт», «проба». Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая родилась из наблюдения. Так формулируется вывод.

Великий Леонардо да Винчи говорил, что науки, которые не родились из эксперимента, этой основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений.

Химия и эксперимент - понятия неразделимые.

    Что нужно для проведения химического эксперимента? (Специально оборудованное помещение, которое называют химической лабораторией, лабораторное оборудование, знание правил техники безопасности, химические реактивы)

    Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока и как мы спланируем нашу работу?

План урока

    Знакомство с правилами техники безопасности

    Знакомство с лабораторным оборудованием, устройством простейших химических приборов

    Простейшие операции химического эксперимента

Девизом нашего урока будут слова Д.И Менделеева«Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории».

Приложение № 2

Беседа «Жизнь в опасности без правил безопасности»

Во времена становления химической науки исследователям постоянно приходилось сталкиваться в лабораториях с неприятными сюрпризами - взрывами, выделением ядовитых и дурно пахнущих веществ, химическими ожогами... Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца застал его прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос о том, что он тут делает, Вюрц нехотя ответил: "Ожидаю результата опыта".

Описанный случай красноречиво показывает беспомощность человека перед неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы. Только воплощённое в правилах техники безопасности знание о способах преодоления возможных опасностей может надёжно защитить как опытных исследователей, так и делающих первые шаги в изучении химии школьников, сохранить их силы и здоровье.

Итак, познакомимся с правилами техники безопасности в химической лаборатории.

    Перед началом эксперимента внимательно ознакомьтесь с инструкциями.

    Проводите опыты с веществами, которые указаны учителем.

    Не берите для опыта больше веществ, чем это необходимо.

    Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности.

    Производите опыты только в чистой посуде. Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты.

    Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы открытый конец её был направлен в сторону от самого себя, и от соседей.

    Нюхать вещества можно, осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки.

    Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

    Запрещается принимать пищу и напитки.

    При химических ожогах пораженное место промывают струей воды из-под крана в течение длительного времени - не менее 15 мин.

    При ожогах кислотами накладывают примочки 2%-м раствором карбоната натрия, а при ожогах щелочами - 2%-м раствором уксусной, лимонной или борной кислот.

Приложение № 3

    Знакомы ли вы с предметами лабораторного оборудования, если да, то где вы с ними встречались и каково их предназначение?

Давайте познакомимся с некоторыми предметами лабораторного оборудования. Можно выделить несколько групп лабораторного оборудования:

I группа – стеклянная посуда

II группа – фарфоровая посуда

III группа – нагревательные приборы

IV группа – приборы для фиксации и закрепления посуды

    Как вы думаете, каково предназначение стеклянной посуды (фарфоровой посуды, нагревательных приборов, приборов для фиксации и закрепления посуды) в химической лаборатории?

Лабораторное оборудование

Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного).

Посуда из термостойкого стекла используется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение)

Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведение простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.

Большинство опытов проводят в пробирках. Большие пробирки называются демонстрационными, и ими пользуется учитель, когда показывает опыт.

Пробирки поменьше имеют объем около 15мл. Пробирки, имеющие конусовидную форму, используют для того, чтобы отделять осадки от жидкости с помощью центрифуги.

Если реакция идет при нагревании, то используют пробирки с круглым дном.

Перемешивание веществ в пробирке осуществляется постукиванием или встряхиванием содержимого в пробирке.

- Давайте найдем пробирку в микролаборатории и зафиксируем ее в тетради (учитель на доске).


Литература

    Бабич Л.В.. Балезин С.А. – М.: Просвещение, 1991.-320 с. Габриелян О. С. учебник для 8 класса. М. Дрофа, 2011. Габриелян О.С. Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2004 – 278 с . Давыдов В.Н., Злотников Э.Г. Техника безопасности при работах по химии. СПб - М.: САГА - ФОРУМ, 2008. 111 с. Маршанова Г. Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории. М.: АРКТИ, 2002. Полосин В.С. Практикум по методике преподавания химии – М.: Просвещение, 1989.-224 с.

Практическая работа № 1
ОБОРУДОВАНИЕМ
В а р и а н т I
Ц е л и:



без изучения инструкции.








схеме в отчете.

пробирке.

1) получение газа;
2) смешивание двух твердых веществ.

ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
АЛГОРИТМ
1. Запишите название практической работы.

___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Запишите цели практической работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Продумайте и запишите план выполнения работы.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Продумайте и запишите правила техники безопасности при работе с
данными реактивами и оборудованием.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________



задания
Рисунок­схема
Вид химической
операции

Практическая работа № 1
ПРИЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЛАБОРАТОРНЫМ
ОБОРУДОВАНИЕМ

Ц е л и:
знать и применять правила обращения с лабораторным
оборудованием, ТБ при работе в химическом кабинете; учиться наблюдать за
химическими явлениями.
П л а н р а б о т ы: 1) работа со схемами;
2) работа с таблицей­отчетом согласно заданиям.
ТБ: аккуратно обращаться с лабораторной посудой; использовать
минимальные количества вещества; зажигать спиртовку от спички; тушить
пламя, накрывая колпачком; держать пробирку­реактор с помощью
пробирочного зажима (лапками зажима в штативе); при нагревании пробирку
держать под углом 45о к полу; перед нагреванием содержимого пробирки
прогреть всю пробирку.

задания
1
Х о д р а б о т ы
Рисунок­схема
Варианты: пробирка, штатив лабораторный,
зажим пробирочный, стакан химический,
колба плоскодонная, воронка делительная,
спиртовка, прибор для получения газа,
мерный цилиндр и др. (по усмотрению
учителя)
2
3
Схема пламени
спиртовки
Исследование t°
пламени с помощью
лучинки
Вариант I
1. Рис. прибора Кирюшкина.
2. Рис. ступки с пестиком.
Вид химической
операции
Монтаж приборов, закрепление
пробирок­реакторов, других
приборов для собирания газа,
проведения реакции; смешивание
веществ, разделение неоднородной
смеси, нагревание веществ,
приготовление растворов заданной
концентрации и т. д.
Открыть спиртовку и поджечь
фитиль от спички.
Нагревание веществ производят в
верхней части пламени спиртовки.
Нагревание реакционной смеси:
сначала прогреть всю пробирку,
затем ее нижнюю часть, закрепив
пробирку под углом 45° к полу
Получение и собирание газа.
Измельчение и перемешивание
твердых веществ.
Вариант II
1. Рис. фарфоровой чашки для выпаривания.
Выделение растворимых веществ из


задания
Рисунок­схема
Вид химической
операции
2. Рис. воронки и химического стакана,
стеклянной палочки, фильтра
раствора.
Выделение нерастворимых веществ
из смеси

В а р и а н т II
Ц е л и:
знать и применять правила обращения с лабораторным
оборудованием, правила техники безопасности при работе в химическом
кабинете; учиться наблюдать за химическими явлениями.
Внимание! Никогда не приступайте к работе с химическими реактивами
без изучения инструкции.
З а д а н и е 1 . Знакомство с химическим лабораторным оборудованием.
1. Прослушайте учителя, определите на схемах­таблицах лабораторное
оборудование (посуду), демонстрируемое учителем.
2. Зарисуйте в виде схемы наиболее часто используемое, с вашей точки
зрения, лабораторное оборудование из представленного и подпишите названия.
З а д а н и е 2 . Правила работы со спиртовкой.
1. Применяя правила ТБ, приготовьте спиртовку к работе.
2. С помощью лучинки определите самую горячую зону пламени, отметьте на
схеме­отчете.
3. Используя лабораторное оборудование, нагрейте до кипения воду в
пробирке.
З а д а н и е 3 . Подберите лабораторное оборудование для выполнения
нижеследующих операций и зарисуйте его:
1) выпаривание раствора;
2) отделение твердого вещества от раствора.___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Получив разрешение учителя, приступайте к выполнению работы.
6. Оформите отчет о выполнении в виде таблицы:

задания
Рисунок­схема
Вид химической
операции
7. Выполните задания, данные в вашем варианте.

Практическая работа

Тема: "Приемы обращения с лабораторным оборудованием"

Цель: ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно, обращаться с лабораторным оборудованием.

Задачи:

Образовательная: Ознакомить учащихся с химическим оборудованием, научить им пользоваться, знать технику безопасности.

Развивающая: Способствовать развитию мышления, умению пользоваться химическим оборудованием.

Воспитательная: Воспитать чувство ответственности при выполнении практической работы.

Оборудование:

    инструкция «Правила техники безопасности при работы в химическом кабинете»;

    образцы химической посуды, лабораторный штатив;

    презентация PowerPoint.

План урока.

    Организационный момент.

    Ознакомление с правилами техники безопасности.

    Знакомство с лабораторным оборудованием.

    • Химическая посуда.

      Лабораторный штатив.

    Выполнение практической работы, оформление.

    Итоги урока.

Перечень слайдов.

    Правила техники безопасности.

    Инструкция, перед выполнением опыта.

    Запрещается пробовать химические вещества на вкус.

    Правила определения запаха вещества.

    Лабораторное оборудование.

    Назначение лабораторного оборудования.

    Устройство штатива.

Ход урока

1. Организационный момент.

Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность - хорошо,
А халатность - плохо!

Опыт люби - основу предмета,
Читай, думай, наблюдай,
Умей найти на все ответы,
Жизнь цени, твори, мечтай.

Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.

Учащиеся (конспектируют в рабочих тетрадях):

Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомить с инструкциями и порядком ее проведения.

Учитель:

(слайд на доске

Учащиеся (конспектируют):

Опыт необходимо проводить в чистой посуде.

Учитель:

Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
для еды условий нет.

Учащиеся (конспектируют): Запрещается прием пищи в кабинете химии

Учитель:

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад.
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

Учащиеся (конспектируют): Запрещается пробовать химические вещества на вкус

Учитель:

Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!

Учащиеся (конспектируют): При определении запаха веществ нельзя наклоняться и вдыхать пары. Нужно легким движением руки над горлом сосуда направить газ к носу.

Учитель:

Сердца ваши пусть будут смелыми,
А руки пусть будут умелыми,
Движенья их будут быстрыми,
А помыслы только чистыми. Учащиеся (конспектируют): Запрещается проводить самостоятельные опыты не предусмотренные работой и без разрешения учителя.

3. Знакомство с лабораторным оборудованием.

Учитель демонстрирует образцы химической посуды и их назначение:

(слайд на доске)

Учитель объясняет устройство лабораторного штатив, основные части.

(слайд на доске)

4. Выполнение практической работы, оформление.

Учащимся показываем химические знаки и оборудование, они объясняют значения знаков и характеризуют назначение различного оборудования.. Затем ребятам предлагается выполнить несложное задание – с помощью мерного цилиндра отмерить 50мл воды, перелить воду в пробирку, закреплённую в пробиркодержателе, и довести воду до кипения. Ребята описывают в тетради все выполненные операции и делают вывод.

5 Итоги урока

Цель урока: Уч-ся должны знать: названия приборов, правила Т.Б., правила работы с лабораторным оборудованием.

Уч-ся должны уметь: применять приемы обращения на практике. Составлять отчет о проделанной работе.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, спички, спирт, химическая посуда (пробирка, стакан и стеклянная палочка, колба, хим.воронка, фарфоровая чашка), фильтр; компьютер, экран.

Тип урока : лабораторная работа.

Ход урока :

Деятельность уч-ля и уч-ся

Вступительное слово учителя

Ученики читают карту-инструкцию по ТБ

Работа в тетради

Ученик А. собирает разобранный штатив.Уч-ик Б.укрепляет в лапку пробирку в верт. Положении, отверстием вверх. Уч-ик В. На одно кольцо штатива необходимо положить сетку, на нее поставить стакан. На 2-ое кольцо установить фарф.чашку без сетки.

Компьютерная модель (С D: виртуальная лаборатория)

Учитель: потренируйтесь зажигать спиртовку

Уч-ки: 3 зоны

Зарисовать рис.30.стр107.

Рис.31(в) стр108.

Рис.31 (б) стр108.

Уч-ки и Уч-ль

Учитель пишет на доске

«Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» М.В. Ломоносов.» Слово о пользе химии 1751г».

Кабинет химии необычный кабинет. Значит и требования к вам будут особенные.

ПО ходу урока,мы с вами будем заполнять таблицу

Лаб.оборудование

Назначение

2.Спиртовка

3.Пробирка

6.Хим.воронка

7.Фарф.чашка

Укрепление лаб.оборудования

Нагревание

Для различных химических операций(перемешивание)

Переливание из широкогорлой посуду в сосуд с узким горлом

Выпаривание

Рис 28.стр.106(учебник)

Рис.29.стр.107

Рис.31.стр108(а,б,в.)

Рис.33.стр109.

Рис.35.стр110

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используются лаб.штатив и нагревательные приборы.

Рассмотрим устройство лаб.штатива.

Штатив служит для укрепления частей хим.установок.

Состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца.

Многие хим. процессы могут быть ускорены нагреванием. Нагревательные приборы разделяются на электрические (печи, плитки) или горелки - спиртовые, бензиновые и газовые. В школьной хим. лаборатории применяют спиртовку.

Рассмотрим строение спиртовки.

Спиртовка состоит из сосуда (резервуара), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском и колпачка.

Основные правила обращения со спиртовкой:

1.Сначала необходимо снять колпачок

2.Зажечь спичку и поднести к спиртовки

3.Погасить спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой.

Источником теплоты является пламя, чтобы рационально использовать топливо (спирт) нужно знать строение пламени.

Рассмотрите пламя. Сколько зон можно выделить?

Пламя имеет 3 зоны:

1Темная зона - находится в нижней части пламени - негорячая.

2За ней самая яркая часть - менее горячая.

3Вверхней трети пламени спиртовки - самая горячая.

Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?

Верхней трети пламени спиртовки.

Итак функция спиртовки - нагревание.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, хим.стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое.

Пробирка необходима для проведения большинства простейших опытов. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями).

Колба служит для проведения разнообразных хим.операций при нагревании.

В колбе перемешивают круговыми движениями.

Стакан с носиком служит для хранения жидких твердых веществ. В стакане перемешивают стеклянной палочкой с резиновым наконечником (зачем?)

Для переливания из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронку.

Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр. Изготовление фильтра.

Для выпаривания используются фарфоровые чашки. Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора.

Вывод: С каким лабораторным оборудованием вы познакомились на этом уроке? Чему вы научились на этом уроке?

Произносят клятву химика

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать.

Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

Карта-инструкция

1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для опыта больше вещества, чем это необходимо.

2. Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3. Не пробуйте вещества на вкус.

4 .Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирке дно и не имеет ли она трещин.

5 .При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.(см.рис.)

6. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый

конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей.

Произведите опыты только над столом.

7.В случае ожога, пореза или попадание едкой и горячей жидкости

на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

8 .Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать

9 .Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются

для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости,

не мешая соседям.

10 .Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

11 .Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Практическая работа № 1 Х – 8

«Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете

химии, лабораторным оборудованием и приёмами обращения с ним

Ход работы

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии

1) Познакомьтесь с правилами техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении лабораторных и практических работ в кабинете химии.

2) Изучите краткую инструкцию по оказанию мер первой медицинской помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма.

3) Проверьте полученные знания с помощью тренажёра «Меры предосторожности при работе в лаборатории»

Часть 1. Лабораторный штатив и приёмы обращения с ним

Цель: познакомиться с устройством лабораторного штатива и отработать приёмы обращения с ним

Оборудование: лабораторный штатив, муфты (2 шт.), лапка, кольцо, пробирка, металлическая сетка, химический стакан (100 мл), фарфоровая чашка.

1) Ознакомьтесь с устройством лабораторного штатива.

Штатив (см. рисунок) служит для установки и закрепления пробирок, колб, химических стаканов, тиглей, чашек, холодильников и т. д. при выполнении опытов.

Он состоит из массивной чугунной подставки (1), в которую ввинчен стержень (2). Чугунная подставка придаёт штативу устойчивость. На стержне при помощи муфт (3) укрепляют лапку (4) и кольцо (5).

2) Выполните описанные ниже приёмы работы с лабораторным штативом согласно инструкции

а) Рассмотрите детали, из которых собирается металлический штатив;

б) Закрепите муфту-зажим винтом на стрежне штатива;

в) Закрепите в зажиме лапку с помощью другого винта; ослабляя винт, переместите лапку с зажимом вверх и вниз по стрежню, устанавливая их на необходимой высоте.

г) Замените лапку в зажиме на кольцо; установите кольцо вместе с зажимом на различной высоте.

д) Соберите штатив таким образом, чтобы на стержне были укреплены одновременно лапка и кольцо на различной высоте, кольцо закрепите ниже, а лапку – выше.

е) Закрепите в лапке пробирку в вертикальном положении, отверстием вверх

Пробирка закреплена правильно, если её можно повернуть в лапке без больших усилий. Слишком крепко зажатая пробирка может лопнуть при нагревании.

ж) Укрепите пробирку в горизонтальном положении, не вынимая её из лапки. Для этого ослабьте винт зажима, крепящий лапку, и поверните лапку вместе с пробиркой на 900

з) Установите фарфоровую чашку для выпаривания на кольцо штатива, затем снимите её, используя для этого тигельные щипцы.

и) На кольцо штатива положите металлическую сетку, на неё поставьте химический стакан.

к) Установите в кольцо воронку, круглодонную колбу.

л) Разберите металлический лабораторный штатив, отсоединив лапку, кольцо и зажимы. Приведите рабочее место в порядок.

3) Оформите отчёт о проделанной работе.

Часть 2. Спиртовка и приёмы обращения с ней. Строение пламени

Цели:

ü познакомиться с устройством спиртовки, отработать приёмы и правила обращения с ней;

ü изучить строение пламени спиртовки

Оборудование: спиртовка, спички.

1) Ознакомьтесь с устройством спиртовки.

Спиртовка (см. рисунок) состоит из сосуда (резервуара) (3), в который налит спирт, фитиля (2), укреплённого в металлической трубке с диском (1), и колпачка (4).

2) Выполните описанные ниже приёмы работы со спиртовкой согласно инструкции

а) Снимите колпачок со спиртовки, поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде.

б) Зажгите спиртовку горящей спичкой.

Внимание!______________________________________________________

Нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар.

в) Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком.

г) Снова зажгите спиртовку и рассмотрите строение пламени: оно неоднородно – в нём можно выделить три зоны (см. рисунок)

Тёмная зона (1) находится в нижней части пламени, она самая холодная. За ней самая яркая часть пламени (2). Температура здесь выше, чем в тёмной зоне, но наиболее высокая температура – в зоне 3. Эта зона находится в верхней трети пламени.

д) Исследуйте каждую зону пламени, внося в них на короткое время спички. Быстрее других загорается спичка в верхней зоне пламени, медленнее – спичка во внутренней зоне.

е) В какую часть пламени необходимо помещать нагреваемый предмет? Почему?

3) Оформите отчёт

Часть 3. Лабораторное оборудование и основные приёмы обращения с ним

Цель: познакомиться с лабораторным оборудованием и отработать приёмы обращения с ним

Оборудование: штатив для пробирок, пробирка, химический стакан (100 мл), колба, воронка, стеклянная палочка, шпатель, пробиркодержатель, тигельные щипцы, фарфоровая чашка.

1) Изучите информацию о группах лабораторного оборудования.

Можно выделить несколько групп лабораторного оборудования:

I группа - стеклянная посуда

II группа - фарфоровая посуда

III группа - нагревательные приборы

IV группа - приборы для фиксации и закрепления посуды

Стеклянная посуда может быть сделана из толстого (нетермостойкого) стекла и, соответственно, из термостойкого стекла (тонкостенного).

Посуда из термостойкого стекла используется для проведения операций, сопровождающихся изменением температуры (нагревание, охлаждение).

Посуда из толстого стекла предназначена для хранения реактивов или проведения простейших операций, не сопровождающихся изменением температуры.

2) Ознакомьтесь с назначением лабораторного оборудования

Химические стаканы

Служит для проведения простейших операций

Колба плоскодонная (нетермостойкое стекло)

Используется для проведения химических реакций при комнатной температуре или для хранения реактивов

Колба круглодонная (из термостойкого стекла)

Используется для проведения разнообразных химических реакций при нагревании

Для разнообразных целей, например, переливания жидкости из одного сосуда в другой, фильтрования

Стеклянная палочка

Для разнообразных химических целей, например перемешивание веществ в стакане

Используется для насыпания твердых веществ

Пробиркодержатель

Используется для удержания пробирок

Тигельные щипцы

Используется для переноса тигля и фарфоровой чашки с веществами

Фарфоровая чашка

Применяется для выпаривания жидкостей

Предназначен для нагревания и прокаливания твердых веществ

Ложечка для сжигания

Предназначена для сжигания твердых веществ

Фарфоровая ступка с пестиком

Служит для размельчения и растирания твердых веществ

Мерный цилиндр

Используется для измерения объема жидкости

Ареометр

Предназначен для измерения плотности растворов

Термометр

Предназначен для измерения температуры реакционной смеси или температуры кипения и плавления

Делительная воронка

Используется для разделения двух несмешивающихся жидкостей или для прикапывания раствора какого-либо вещества

Химическая пипетка

Служит для отбора пробы жидких веществ

(Прибор для взятия определенного объема жидкости)

Штатив для пробирок

Служит для закрепления пробирок при проведение опытов

Мерная колба

Служит для приготовления растворов определенной концентрации

Чашка Петри

Используется для высушивания различных веществ

3) Осуществите нагревание воды в пробирке

Налейте в пробирку 1-2 мл воды. Закрепите пробирку в пробиркодержателе у отверстия. Нагревание проводите в верхней зоне пламени. Нагревайте осторожно сначала всю пробирку, а затем ту часть, где находится вода. Поставьте пробирку в штатив для пробирок.

4) Проверьте себя с помощью тренажёра «Оборудование и посуда для химической лаборатории»

5) Оформите отчёт

Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация