Оспаривание акта н 1. Правомерны ли их действия в том, что события описаны не точно, что делать куда обратиться если не согласен к актом? Акт о несчастном случае на производстве

Главная / Налоги

Рудничный районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области в составе:

председательствующего Панькова *.*.

при секретаре Трубиной *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственно учреждения Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №12 к Муниципальному учреждению Управление здравоохранения Администрации г.Прокопьевска, Муниципальному учреждению «Городская поликлиника» о признании акта формы Н-1 от 28.02.2002 года недействительным,

Установил:

Государственной учреждение Кузбасской региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №12 обратился в суд в порядке Главы 24 ГПК РФ с иском к Муниципальному учреждению Управление здравоохранения Администрации г.Прокопьевска, Муниципальному учреждению «Городская поликлиника» о признании акта формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ о несчастном случае на производстве произошедшим с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

Заявленные требования истец обосновал тем, что в Филиал №12 ГУ КРО ФСС РФ были предоставлены документы для назначения ежемесячных страховых выплат для возмещения вреда, причиненного здоровью ФИО1. При этом Филиал №12 ГУ КРО ФСС РФ считает, что предоставленный Акт №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 не может служить документом для назначения обеспечения по страхованию, так как в Акте не были указаны ряд необходимых сведений. Кроме того, по сведениям ГИБДД г.Прокопьевска дорожно - транспортного происшествия с участием гр-ки ФИО1 на территории г.Прокопьевска зафиксировано не было. Поэтому истец считает, что данный Акт №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 нельзя признать действительным.

В ходе судебного разбирательства представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования и пояснил, что основным документом для назначения страховых выплат, является Акт формы Н-1. Однако в данном случае предоставленный Акт был дефектным, не соответствующий требованию действующего трудового законодательства и Постановлению Правительства РФ № 279 от 11.03.1999 года. В связи с чем, просит признать данный Акт формы Н-1 недействительным. Кроме того, из сообщения ГИБДД следует, что на территории г.Прокопьевска ДТП с участием ФИО1 зафиксировано не было.

Представитель ответчика - МУ «Управления здравоохранения Администрации г.Прокопьевска» ФИО4 заявленные исковые требования не признал и пояснил, что в указанном Акте формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ имеются все необходимые сведения требуемые для назначения страховых выплат. Те незначительные недоработки, которые имеют место в данном Акте, не являются основанием для признания данного акта недействительным. Кроме того, Постановление Правительства РФ № 279 от 11.03.1999 года утратило силу в соответствии с Постановление Правительства РФ №5 от 08.01.2003 года. А также Акт формы Н-1 не является нормативным актом, а Фонд социального страхования РФ не уполномочен обжаловать Акт формы Н-1.

Представитель третьего лица ФИО1 - адвокат ФИО5 также считает заявленные требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как Акт формы Н-1 не является нормативным актом и не может быть обжалован в соответствии со ст.251 ГПК РФ. Фонд социального страхования РФ не уполномочен заниматься расследованием несчастных случаев, это является прерогативой работодателя. Фонд социального страхования обязан проверить полноту и достаточность предоставленных документов для назначения страховых выплат и принять Решение в соответствии компетенцией, предоставленной ему Федеральным законом №125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Изучив материалы дела, выяснив мнения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Так, в соответствии с п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», действовавшим в период времени, когда произошел несчастный случай с ФИО1, для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее 3 человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда (или лицо, назначенное приказом работодателя ответственным за организацию работы по охране труда), представители работодателя, профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа (например, член комитета или комиссии по охране труда из числа представителей работников, уполномоченный по охране труда). Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Как следует из Акта №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ, работодатель исполнил данное требование нормативного акта. Комиссия их трех человек была создана, и расследование несчастного случая было произведено. Таким образом, работодатель признал факт произошедшего несчастного случая на производстве с ФИО1.

В соответствии с п.4 ст.15 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления застрахованного, его доверенного лица или лица, имеющего право на получение страховых выплат, на получение обеспечения по страхованию, и представляемых страхователем (застрахованным) следующих документов (их заверенных копий): акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании; и др..

При этом согласно ст.15 указанного закона страховщик обязан принять документы для обеспечения по страхованию согласно перечню и решить вопрос о назначении или об отказе в назначении страховых выплат не позднее 10 дней.

Таким образом, законодатель не наделил Фонд социального страхования функцией оспаривания Акта формы Н-1 в судебном порядке.

Кроме того, согласно ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

При этом нормативный правовой акт, это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным источником права.

Из чего следует, что Акт формы Н-1 не является нормативным правовым актом и соответственно он не может быть обжалован кем-либо в порядке ст.251 ГПК РФ.

При этом издание Акта формы Н-1 (в любом его виде) не может нарушить права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, принадлежащие Фонду социального страхования РФ.

В связи с чем, суд находит, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал №12 отказать в удовлетворении иска о признании недействительным Акт №1 формы Н-1 от ДД.ММ.ГГГГ о несчастном случае на производстве, произошедшим с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Кемеровский областной суд.

Председательствующий: *.*. ПАНЬКОВ

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как должен поступать работадатель в моей ситуации. 07 сентября 2009 года я упала с лестницы на работе. Лестница служебная и ведет со второго этажа в первый. ИМЕЕТ ОЧЕНЬ КРУТОЙ УГОЛ НАКЛОНА, ПОДСКОЛЬЗНУЛАСЬ НА СКОЛЬЗКИХ СТУПЕНЬКАХ, А СХВАТИВШИСЬ ЗА ПОРУЧЕНЬ, УПАЛА, . Я шла вниз и упала на спину, сильно ударившись позвоночником, копчиком и головой об ступеньки. В момент падения на данной металической лестнице не были приклеены противоскользящие резинки. Т.к на производстве не соблюдают технику безопасности, ступеньки были в масле и скользкими, по этой лестнице ходят рабочие в масленых сапогах+:(После того, как я пришла в сознание, но продолжала находится в шоковом состоянии, мне стало очень нехорошо. Поднялась наверх, где мне мастер смены Волкова О.Г. оказала первую помощь. обработала раны. Кружилась голова+ я обратилась в медпункт. там осмотрел врач, сделал укол....В итоге, приведя себя в порядок я поспешила к ребенку домой. На следующий день я встала и пошла на работу. Возвращаясь с работы мне стало плохо в электричке, не могла встать, чтобы выйти на своей остановке. Сейчас я сижу на больничном. Очень сильно периодически болит голова. Сижу на таблетках, кот. прописывают врачи. На лечение нет денег. При этом с актом о несчастном случае, меня ознакомили спустя 3 и более месяца. предложили Акт с содержанием, которое явно не соответсвует факту случившегося. Но более всего, меня возмутило следующее: пункт 8.4. очевидцев нет, Т.К. работая в цеху невозможно что никто не видел. А ПРИЧИНОЙ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ ОТМЕТИЛИ- \"ПОСПЕШНОСТЬ И НЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ПРИ СПУСКЕ ПО МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ЛЕСТНИЦЕ\". Меня интересуют следующие вопросы: Должны ли были у меня спросить как я упала? Что должны вписать в акте в строке причины несчастного случая? Восторжествует ли справедливость???

Ответ Юриста:

Здравствуйте, Надежда. При проведении расследования несчастного случая на производстве комиссия по расследованию должна была опросить вас, свидетелей, коллег, осмотреть место несчастного случая. После чего на основании опросов и осмотра делается вывод о причинах и обстоятельствах несчастного случая.

В соответствии со ст.ст. 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации, п.5 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и п.п. 8 и 9 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 № 73, расследованием несчастного случая на производстве осуществляется комиссией работодателя. Работодателем составляется акт о несчастном случае на производстве Н-1, один экземпляр акта передается пострадавшему.

При несогласии с содержанием составленного акта расследования несчастного случая, произошедшего с Вами на работе, Вам следует обратиться письменно в Государственную инспекцию труда. К тому же, вы вправе в любое время обратиться с исковым заявлением в суд либо по месту своего жительства либо по месту нахождения предприятия, от уплаты государственной пошлины истец в данном случае освобождается. На требования по возмещению вреда исковая давность не распространяется.

Наши специалисты помогут вам с составлением необходимых процессуальных документов и представят ваши интересы в суде.

Вопрос

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, требуется ли проведение внеплановой специальной оценки условий труда?

Ответ

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов. Если причиной произошедшего в организации несчастного случая на рабочем месте явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда. В противном случае - внеплановая СОУТ не проводится.

Вопрос

Каков порядок оформления акта о несчастном случае на производстве при проведении дополнительного расследования с участием государственного инспектора труда?

Ответ

В соответствии со ст. 229.3 Трудового кодекса РФ по результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем). Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда. Таким образом, если по результатам дополнительного расследования несчастного случая на производстве государственный инспектор обязал работодателя составить новый акт по форме Н-1, необходимо: .. признать утратившим силу прежний акт о несчастном случае на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда; .. составить новый акт о расследовании несчастного случая.

Вопрос

Работник сдал больничный лист, в котором причина нетрудоспособности указана по коду 02. Должен ли в связи с этим специалист по охране труда предпринять какие-то действия?

Ответ

В соответствии с Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н, код 02 - это травма. Соответствующая документация специалистом по охране труда оформляется, если в больничном листе указан код 04 (несчастный случай на производстве или его последствия). B ячейках «код » указывается соответствующий двухзначный код: . 01 - заболевание; . 02 - травма; . 03 - карантин; . 04 - несчастный случай на производстве или его последствия; . 05 - отпуск по беременности и родам; . 06 - протезирование в стационаре; . 07 - профессиональное заболевание или его обострение; . 08 - долечивание в санатории; . 09 - уход за больным членом семьи; . 10 - иное состояние (отравление, проведение манипуляций и др.); . 11 - заболевание, указанное в пункте 1 Перечня социально значимых заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715; . 12 - в случае заболевания ребенка в возрасте до 7 лет, включенного в перечень заболеваний, определяемый приказом Минздравсоцразвития России от 20.02.2008 № 84н; . 13 - ребенок-инвалид; . 14* - в случае болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, или при злокачественном новообразовании у ребенка; . 15* - ВИЧ-инфицированный ребенок. Из раздела IX «Заполнение листка нетрудоспособности» Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Вопрос

Компания для своих работников арендовала футбольное поле с тем, чтобы во внерабочее время желающие могли играть в футбол (есть любительская команда). Во время тренировки с одним из работников случился сердечный приступ и он попал в больницу - была очень сильная нагрузка на сердце, а работник давно не тренировался. Медосмотр перед тренировкой никто не проходит. Будет ли это происшествие считаться несчастным случаем на производстве и должна ли компания была, помимо аренды футбольного поля, позаботиться об организации медосмотров?

Ответ

Данный несчастный случай не считается несчастным случаем на производстве и расследованию и учету не подлежит. Согласно ст. 227 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в т. ч. с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Тренировка на арендованном футбольном поле не является исполнением трудовых обязанностей, или выполнением работы по поручению работодателя, или действиями, обусловленными трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемыми в его интересах. Исключением является ситуация, если работодатель (его представитель) в принудительном порядке, под угрозой расторжения трудовых отношений заставлял работника заниматься тренировками в нерабочее время, мотивируя это, например, желанием иметь здоровый и трудоспособный коллектив. В этом случае работник действовал в интересах работодателя и соответственно несчастный случай подлежит расследованию и учету. Относительно вопроса, должен ли работодатель был организовать медосмотр совместно с арендой футбольного поля, можно сказать следующее: следовало заключить договор на оказание услуг по спортивной (физкультурной) подготовке работников с организацией, имеющей соответствующую лицензию. В этом договоре следовало бы указать, какими тренировками и в какое время будут заниматься работники организации. В этом случае за все произошедшее во время тренировок ответственность возлагалась бы на представителей данной организации. Согласно п. 2.6 Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в РФ (письмо Минспорта России от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554), говорится, что медицинское обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, осуществляется штатными медицинскими работниками и (или) работниками врачебно-физкультурных диспансеров (отделений) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613н (далее - Приказ № 613н) и последующих нормативных актов, принимаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения по данному вопросу. В соответствии с п. 2 Приказа № 613н в оказание медицинской помощи лицам, занимающимся в т. ч. и массовым спортом, входит: .. периодические медицинские осмотры; .. дополнительные медицинские осмотры перед участием в спортивных соревнованиях, после болезни или травмы; .. врачебно-педагогические наблюдения в процессе спортивной подготовки с цельюопределенияиндивидуальнойреакции спортсменов на тренировочные и соревновательные нагрузки и пр. Лицо, желающее пройти спортивную подготовку, может быть зачислено в организацию, осуществляющую спортивную подготовку, только при наличии документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 2 ст. 34.5 Федерального закона от 04.12.2007 № 329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» физические нагрузки в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку, назначаются тренером с учетом возраста, пола и состояния здоровья таких лиц и в соответствии с нормативами физической подготовки и иными спортивными нормативами, предусмотренными федеральными стандартами спортивной подготовки. Таким образом, чтобы избежать повторения аналогичных несчастных случаев, работникам необходим квалифицированный тренер, которого предоставит физкультурно-спортивная организация, имеющая необходимую лицензию. Тренер потребует от работников прохождения первичного медицинского осмотра и обеспечит наблюдение за индивидуальной реакцией тренирующихся людей на тренировочные нагрузки.

Вопрос

В конце рабочей неделе в упаковочном цеху работник подвернул руку, травма по результатам расследования была квалифицирована как несчастный случай на производстве. В выводах комиссии было написано, что причиной происшествия явилась усталость работника. Что следовало бы написать в мероприятиях по устранению причин (п. 11 акта Н-1), и кого можно отнести к виновным лицам (п. 10 акта Н-1)?

Ответ

Если причиной несчастного случая явилась усталость работника, то она могла возникнуть как и при недомогании работника или его болезни, так и при недостаточном отдыхе. Возможной причиной данного несчастного случая могла явиться и неосторожность пострадавшего. Комиссия по расследованию несчастного случая должна была определить причину усталости. Из этого и должны вытекать конкретные мероприятия по устранению причин несчастного случая. Пример.Если к происшествию привела усталость вследствие недостаточного отдыха работника, то в мероприятия по устранению причин несчастного случая можно включить следующие пункты: . усилить контроль за соблюдением режима труда и отдыха работников в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка (если есть, то коллективного договора); . проведение внепланового инструктажа по охране труда со всеми работниками того подразделения, где произошел несчастный случай. К лицам, допустившим нарушение требований охраны труда, следует в первую очередь отнести непосредственного руководителя пострадавшего, не обеспечившего контроль за соблюдением режима труда и отдыха пострадавшего в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка (коллективным договором).

Вопрос

Сотрудник получил травму перед выходными, но не придал этому значения. В выходные ему стало хуже, и он взял больничный, сообщив о травме непосредственному руководителю только в понедельник утром. В течение какого времени нужно провести расследование происшествия: в течение месяца или в 3-дневный срок? И если в 3-дневный, то считать следует с пятницы или с понедельника?

Ответ

В соответствии с ч. 2 ст. 229.1 ТК РФ несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в течение одного месяца со дня поступления заявления пострадавшего.

Вопрос

Сотрудник предприятия попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого получил травму тяжелой степени (тяжелый несчастный случай). В соответствии с п. 15 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве (утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73), расследование тяжелых несчастных случаев, происшедших с работниками в результате аварий (катастроф) транспортных средств (в т. ч. автомобильных) проводится комиссиями, формируемыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 229 ТК РФ и возглавляемыми работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования данного происшествия, проведенного в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля или комиссиями и владельцем транспортного средства. В ч. 1 ст. 229 ТК РФ говорится о формировании комиссии по расследованию, как при легких несчастных случаях. Работодатель образовал комиссию из своих работников (представитель работодателя, профсоюза и специалиста по охране труда), ссылаясь на вышеуказанный пункт. Правомочна ли комиссия работодателя? Или нужно было включить в ее состав представителей государственной инспекции труда, ФСС, территориального объединения профсоюзов, органов исполнительной власти?

Ответ

Часть 1 ст. 229 ТК РФ гласит, что для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности. Часть 2 ст. 229. ТК РФ описывает эти случаи -при расследовании несчастного случая (в т. ч. группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в т. ч. группового) со смертельным исходомв состав комиссии также включаются: .. государственный инспектор труда; .. представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию); .. представитель территориального объединения организаций профсоюзов; .. а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В данном случае комиссия, созданная работодателем, неправомочна.

Вопрос

В процессе расследования легкого несчастного случая пострадавший запросил у комиссии копии документов, а именно: протоколы опросов пострадавшего и свидетеля, справку № 315/у. Для каких целей ему понадобились эти копии, пострадавший не говорит. Можно ли отказать ему в выдаче данных документов?

Ответ

Статьей 229 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) определено, что каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим. Пострадавший имеет право на личное участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая, он вправе ознакомиться с материалами расследования. Выдача копий документов - это не ознакомление. Таким образом, пострадавший может только ознакомиться с материалами, но не более. На руки ему выдается только акт формы Н-1.

Вопрос

На предприятии есть сервисные инженеры по ремонту и сервисному обслуживанию вентиляционного оборудования. Они, отправляясь на вызовы, пользуются общественным транспортом - метро, автобусам и т. п. Работники задали вопрос, что если бы они, поехав утром на вызов, попали бы в аварию, подобную той, что случилась летом в московском метро, когда сошли с рельс вагоны, то считалось бы это происшествие несчастным случаем на производстве?

Ответ

Статья 227 ТК РФ регламентирует основания, когда события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), подлежат расследованию в установленном порядке как несчастные случаи. Данной статьей приводится исчерпывающий перечень таких оснований и среди них указывается следующее. Если указанные события произошли: .. при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора; .. при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Такие же основания приводятся в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 (п. 3 приложения 2). Как следует из вопроса, работник едет на задание на метро из дома. Если пострадавший работник считает, что при следовании на метро он действовал в интересах работодателя, и напишет соответствующее заявление, то работодатель обязан расследовать данный несчастный случай в установленном законом порядке (ст. 229.1 ТК РФ). Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены в т. ч. иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности (ст. 227 ТК РФ). В ходе расследования на основании собранных материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством (ст. 229.2 ТК РФ). Иными словами, если действия работника в интересах работодателя будут доказаны в ходе расследования, данный несчастный случай должен быть классифицирован как несчастный случай, связанный с производством.

Вопрос

В одном из подразделений организации произошел несчастный случай с работником склада. Он получил травму шейных позвонков. Руководство склада договорилось с работником, что в больничном листе травма будет указана как бытовая, а не полученная на производстве. За это работодатель не только в 100% размере оплатил работнику больничный, но и полностью компенсировал все затраты на лечение. Проболев 5 дней, работник вышел на работу и начал шантажировать руководство, требуя выплатить ему компенсацию морального ущерба. Он грозит подать на организацию в суд. Может ли работник доказать, что его травма связана с производством, и как работодателю вести себя в данной ситуации?

Ответ

Работодатель нарушил требования трудового законодательства (ст. 212, 228, 228.1. ТК РФ). Работнику доказывать ничего не придется. Ему достаточно написать заявление в инспекцию труда. Согласно ст. 229.3 ТК РФ:«Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая». Государственный инспектор труда выявляет факт сокрытого несчастного случая (поскольку работодатель не проводил никакого расследования) и после этого проводит свое расследование. За сокрытие несчастного случая на организацию будут наложены соответствующие административные наказания. Как же работодателю вести себя в данном случае? Лучшее, что можно предпринять в сложившейся ситуации, - действовать в рамках закона. В связи с этим настоятельно рекомендуется провести и оформить расследование несчастного случая в соответствии с требованиями ТК РФ (ст. 227-231). Чтобы попытаться избежать наказания за сокрытый несчастный случай, следует предложить работнику написать заявление на имя работодателя с просьбой расследовать произошедший с ним несчастный случай. Или самостоятельно инициировать начало расследования, «как если бы работодатель только узнал об этом несчастном случае». Согласно ст. 229.1 ТК РФ: «...несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления». В этом случае работодатель обязан в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления организовать и завершить расследование. Порядок расследования, регистрацию и учет несчастных случаев регламентируют ст. 227-231 ТК РФ. Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» утверждены формы документов, которые должны быть оформлены в ходе расследования несчастного случая. В этом случае работник получит все положенные ему компенсации за счет ФСС России, и работодатель не будете находиться в положении шантажируемого лица. Чем дольше затягивается ситуация, тем больше шансов у работника получить компенсацию морального ущерба при условии его обращения в суд.

Вопрос

Водитель автобуса, развозивший работников организации со смены, попал в ДТП (ГИБДД допускает вину водителя). Пострадавших в происшествии нет, за медицинской помощью тоже никто не обращался. Должен ли работодатель проводить какое-либо расследование в этом случае?

Ответ

Учитывая тот факт, что в описанном происшествии пострадавших не было и за медицинской помощью никто не обращался, то в данном случае имеет место обычное дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП), а не несчастный случай на производстве, работодатель не должен проводить никаких расследований. В данном случае расследование ДТП проводится сотрудниками ГИБДД. При оформлении административного материала ДТП должностными лицами органов внутренних дел составляется ряд процессуальных документов, в т. ч.: .. протокол осмотра места совершения административного правонарушения (в порядке ст. 28.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях; далее - КоАП РФ); .. протокол об административном правонарушении (в порядке ст. 28.2 КоАП РФ); .. схема места ДТП, объяснения участников и др. Перечень участников производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения определен гл. 25 КоАП РФ. В их круг входит потерпевший (потерпевшие) или его представители.

Вопрос

Если пострадавший не согласен с результатами расследования несчастного случая и отказывается при получении экземпляра подписать акт Н-1, каковы действия работодателя?

Ответ

Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 (далее - Положение № 73), определено, что работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им и заверенного печатью акта формы Н-1 пострадавшему. В случае отказа пострадавшего в получении акта формыН-1 данный факт подлежит оформлению актом об отказе (приложение). После составления соответствующего акта об отказе работодатель вправе отправить оригинал акта формы Н-1 пострадавшему по почте заказным письмом с уведомлением. Кроме того, работодатель обязан разъяснить пострадавшему порядок обжалования результатов расследования несчастного случая, а именно, согласно ст. 231 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица) с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд. То есть пострадавший имеет право обратиться в Государственную инспекцию труда по месту регистрации работодателя или в Роструд с заявлением о своем несогласии с результатами расследования несчастного случая.

Вопрос

В организации произошел групповой несчастный случай. Один из пострадавших работников на момент несчастного случая самовольно находился на рабочем месте и не выполнял никакой работы в интересах работодателя (т. е. если бы имел место не групповой несчастный случай, а происшествие только с этим работником, то в отношении него комиссия признала бы этот случай не связанным с производством). Необходимо ли оформлять акт Н-1 и на указанного выше работника?

Ответ

Статья 227 ТК РФ определяет, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Если комиссия в ходе расследования произошедшего несчастного случая придет к выводу, что несчастный случай произошел с одним из работников не при выполнении им трудовых обязанностей, она составляет акт о расследовании произвольной формы, в котором обосновывает свои выводы и прилагает к нему материалы расследования. Акт по форме Н-1 в этом случае на работника, который самовольно находился на рабочем месте и не выполнял никакой работы в пользу работодателя, не составляется.

Чтобы признать несчастный случай на производстве и обязать работодателя оформить акт Н-1 мне пришлось испытать следующее:
1) ОАО «СОДА» меня безосновательно направляла на различные медосмотры, включая биопсию. Данные медосмотры роли не играли.
2) Меня незаконно отстранили от работы на 2 месяца.
3) Под давлением мне пришлось перевестись на другую работу, в том числе и обучиться по новой профессии, правда за счет работодателя.
4) Участвовать в качестве заинтересованной стороны в особом производстве при оспаривании ОАО «СОДА» 2-х предписаний ГИТ. Одно связано с выдачей акта Н-1, другое с незаконным отстранением от работы. В суде пришлось активно противостоять вместе с ГИТ - ОАО «СОДА». Поэтому мне пришлось детально изучать различные приказы Минздрава РФ, мне они очень помогли!
5) Подавать иск в суд о признании со мной несчастного случая на производстве и обязании ОАО «СОДА» оформить акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1.
6) Подавать иск в суд о взыскании судебных расходов с ОАО «СОДА» в связи с оспариванием ОАО «СОДА» предписаний ГИТ.
7) Жаловаться в прокуратуру, правительство, президенту на ОАО «СОДА» по поводу несчастного случая.
8) Жаловаться на всех врачей, которые были заинтересованы, чтобы не признавать акт о несчастном случае на производстве.
9) Жаловаться на всех судей, которые рассматривали мое дело.
10) Проходить судмедэкспертизу (хотя ее проводят только по уголовным делам, для работников есть бюро МСЭ и то для установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности).
11) Когда работал на другой работе постоянно испытывал давление и дискриминацию со стороны ОАО «СОДА».

Ну основные свои трудности я перечислил.
В приложении к статье я приложил треть документов связанных с оформлением акта по форме Н-1 - ответы с правительства, судов (все документы в единственном экземпляре).
Были еще жалобу в Общественную палату РФ - ответы пришли на электронку, и в Правительство РФ несколько раз - ответов почтой и по электронке - 0.

Итог: ОАО «СОДА» оформила акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1, оплатила больничный в размере 100% среднего заработка, оплатила время вынужденного прогула за незаконное отстранение от работы, выплатила компенсацию за задержку выдачи заработной платы, выплатила компенсацию морального вреда за несчастный случай на производстве, выплатила судебные расходы в связи с оспариванием предписаний ГИТ, при увольнении по соглашению сторон выплатила денежную компенсацию.

P.S. Отстаивайте свои права всеми способами не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ, ст. 352 ТК РФ).

Вы вправе вправе адресовать интересующий Ваш вопрос в прокуратуру по месту жительства, поскольку в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации "в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства" осуществляет общий надзор за исполнением законов, в том числе со стороны органов управления и руководителями коммерческих организаций, равно как и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Статья 22. Полномочия прокурора
[Закон "О Прокуратуре РФ"] [Глава 1] [Статья 22]
1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносит представление об устранении нарушений закона.
4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 17.01.1992 N 2202-1



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация