Обжалование решения фас в суде. Заявление о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа Образец обжалования решения фас

Главная / Налоги

Возникновение спорных ситуаций - частое явление в тендерных закупках. Причинами может послужить нечестное исполнение обязательств любых лиц, связанных с участием в аукционе. Согласно законодательной базы РФ существует 2 способа обжалования решения федеральной антимонопольной комиссии:

Досудебный

Судебный

Досудебный путь урегулирования

В случае досудебного разбирательства жалобу предоставляют в письменном виде. Основание - Приказ ФАС № 498 от 24 июня 2012 г. Жалобу подают от лица полномочного представителя организации, подтверждая свои полномочия соответствующими документами. Скрепляют подписью и печатью.

В шапке документа указывают кому направлена жалоба на рассмотрение (наименование органа и/либо должностное лицо ФАС) и от кого (ФИО, должность представителя организации, реквизиты заявителя).

В жалобе подробно отображают нарушения комиссии ФАС с обязательной ссылкой на законодательную базу. Если заявителю ранее был выдан ответ на письменное заявление, то в каждом последующем обжаловании нужно указать новые аргументы. Иначе представитель ФАС вправе отказать в рассмотрении жалобы.

Обоснованность требований подтверждают списком документов, прилагаемым к жалобе.

Жалобу можно отправить заказным письмом с уведомлением либо зарегистрировать лично с отметкой на втором экземпляре о вручении.

Срок рассмотрения жалобы 30 дней. Он может быть продлен еще на 30 дней в случае необходимости дополнительных проверок. О причинах продления срока рассмотрения жалобы заявителя уведомляют в письменном виде.

В трехдневный срок с момента вынесения решения заявителю в письменной форме направляют результат.

2 случая отказа в рассмотрении дела:
одновременно с подачей заявления на рассмотрение был подан судебный иск, и судом вынесено решение
жалоба подавалась ранее по тем же аргументам

Рассмотрение жалобы в судебном порядке

Возможность обжалования решений и предписаний контрольного органа регулируется Статьей 106 Федерального закона № 44-ФЗ, а также Арбитражным процессуальным и Гражданским кодексами РФ (глава 24 и статья 13 соответственно).

В течение трех месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав, в судебном порядке можно обжаловать действия либо бездействие федеральной антимонопольной комиссии, а также вынесенное решение (ст.52 135-ФЗ “О защите конкуренции”). Срок подачи заявления может быть восстановлен судом при наличии уважительной причины. На время рассмотрения заявления в суде действие предписания приостанавливается.

Подавать заявление на рассмотрение жалобы следует в суд, расположенный по месту территориального нахождения ФАС, вынесшего предписание. При этом важно соблюсти ряд требований, предусмотренных статьями 199 и 125 (ч.1, п.1,2 и 10) АПК Российской Федерации. Истец обязан поставить в известность ответчика о подаче документов в суд заказным письмом с письменным уведомлением, приложив копии искового заявления.

Жалоба в ФАС: порядок оформления

Обязательные условия оформления жалобы в ФАС регламентируются главой 6 ст. 105 Федерального закона 44-ФЗ.
В исковом заявлении истец должен:

  1. Указать полные реквизиты (почтовый адрес, контактный телефон/факс, банковские реквизиты, электронный адрес,
  2. Зафиксировать регистрационный номер аукциона, на котором было произведено правонарушение,
  3. Подробно описать сложившуюся ситуацию с указанием ошибочных действий лиц, причастных к участию в тендере,
  4. Привести аргументы в пользу доказательной базы с соответствующей ссылкой на правовую базу,
  5. Приложить к письму пакет документов, имеющих отношение к спорному моменту - копии тендерной документации, копии уведомления об отказе, копии предписания.
  6. Подать жалобу в территориальный орган ФАС лично в двух экземплярах с отметкой о дате регистрации заявления, либо с помощью заказного письма с уведомлением.

Подводя итог вышесказанного, подача жалобы в ФАС - достаточно щепетильный процесс, содержащий много подводных камней и тонкостей. Слабая юридическая подкованность, приведение недостаточно убедительных аргументов может привести к отказу в удовлетворении предъявленных требований. Мы рекомендуем воспользоваться помощью профессиональных юристов, имеющих опыт в решении данных вопросов.

За 2015 год антимонопольный орган, по сообщению ФАС России, возбудил 9092 дела, выдал 2362 предупреждения о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и провел 133 внеплановые проверки на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля. В (далее – Обзор), ВС РФ пояснил, можно ли оспорить в суде решения антимонопольного органа. Рассмотрим подробности.

Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства

Cудебный пристав-исполнитель на основании определения арбитражного суда возбудил исполнительное производство о принятии обеспечительных мер – наложении ареста на денежные средства и иное имущество хозяйствующего субъекта. Должник с этим не согласился и подал в антимонопольный орган жалобу на действия пристава-исполнителя. Территориальный орган ФАС России рассмотрел указанную жалобу и издал приказ о проведении внеплановой выездной проверки отдела судебных приставов. Последние, по мнению антимонопольщиков, могли нарушить требования закона о запрете на ограничивающие конкуренцию согласованные действия (ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " "; далее – закон о защите конкуренции). Указанная проверка предусматривала проведение осмотра помещений и рабочих компьютеров, истребование и анализ полученной информации, в том числе документов исполнительного производства.

В свою очередь территориальное управление ФССП России обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа руководителя антимонопольного органа о проведении внеплановой выездной проверки, как вынесенного за пределами его полномочий.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. Они исходили из того, что оспариваемый приказ принят антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с действующим законодательством, и не нарушает права и законные интересы управления ( , ). К числу функций антимонопольного органа отнесены полномочия по проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, а также государственными внебюджетными фондами и физическими лицами, получению от них необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме ().

Не согласившись с принятыми решениям, территориальное управление ФССП России обратилось с жалобой в ВС РФ. Высший судебный орган отметил, что реализация предоставленных ФАС России полномочий по проведению внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения требований, установленных .

В указанном деле исполнительное производство было возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Таким образом, необходимость наложения ареста на денежные средства и иное имущество должника, а также сумма, в пределах которой арест должен быть осуществлен, определены судом. По мнению ВС РФ, исполнительное производство в рассматриваемом случае не могло быть проверено на предмет соответствия закону о защите конкуренции, поскольку никак не влияло на конкуренцию и положение хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями вступивших в законную силу судебных актов. При этом ФАС России не наделен правом на их пересмотр.

ВС РФ пришел к выводу, что антимонопольный орган при издании приказа о проведении внеплановой выездной проверки вышел за пределы своих полномочий, и признал оспариваемый приказ недействительным.

Данным решением Суд продемонстрировал: приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства может быть оспорен в арбитражном суде ().

Предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Территориальный орган ФАС России вынес в отношении общества предупреждение о прекращении действий (бездействия) по нарушению антимонопольного законодательства, выражающихся в отказе от заключения договора по транспортировке твердых бытовых отходов. В предупреждении указывалось, что общество, которое занимает на товарном рынке доминирующее положение, должно прекратить незаконные действия и заключить соответствующий договор ().

Не согласившись с вынесенным предупреждением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта антимонопольного органа недействительным. По мнению общества, осуществляемая им хозяйственная деятельность не подлежит проверке на предмет ее соответствия положениям , поскольку общество не является хозяйствующим субъектом, занимающим на товарном рынке доминирующее положение.

Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что предупреждение антимонопольного органа не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен в порядке . На этом основании Суд прекратил производство по делу ().

Общество обжаловало данное решение. Суд апелляционной инстанции установил, что оспариваемое предупреждение отвечает признакам ненормативного правового акта: оно принято уполномоченным государственным органом в отношении конкретного хозяйствующего субъекта и содержит властное предписание, возлагающее на общество обязанность и оказывающее влияние на его права в сфере предпринимательской деятельности (). Следовательно, предупреждение антимонопольного органа может быть предметом самостоятельного обжалования в арбитражном суде.

Вместе с тем, Суд отметил: судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью. Предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта. Поэтому судебной проверке подлежит факт наличия указанных признаков в поступивших в антимонопольный орган информации и документах, которые явились основаниями для вынесения предупреждения (). Такими признаками в рассматриваемом деле являются признание общества занимающим доминирующее положение на товарном рынке и факт отказа общества заключать договор по транспортировке твердых бытовых отходов.

В рамках рассматриваемого дела антимонопольный орган не смог доказать, что общество занимает на рынке доминирующее положение. Исходя из этого, апелляционный суд признал вынесенное в отношении общества предупреждение недействительным.

Таким образом, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде ().

В 2015 году результаты 34 проверок, проведенных ФАС России, были признаны недействительными по решениям суда. Теперь, когда ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, что приказ и предупреждение руководителя антимонопольного органа можно оспорить в суде, хозяйствующие субъекты смогут еще эффективнее защищать свои права. А значит, незаконных предупреждений и приказов станет меньше.


Федеральная антимонопольная служба (ФАС) осуществляет регулярную проверку компаний на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. Комиссия ФАС может вынести решение о нарушении антимонопольного законодательства, назначить меру административного взыскания и вынести предписание об устранении всех выявленных нарушений.

Заключение комиссии в письменном виде вручается представителю компании. Однако законом предусмотрено право на обжалование решений комиссии ФАС. Обжалование можно осуществлять в досудебном и судебном порядке.

Чтобы обжаловать решения, действия или бездействие антимонопольного органа и его должностных лиц, жалоба подается в вышестоящий антимонопольный орган. Жалобу необходимо подавать в письменном виде от имени представителя компании за его личной подписью.

В жалобе обязательно указывается наименование антимонопольного органа, в который она подается, либо сведения о вышестоящем должностном лице (фамилия, имя, отчество, должность). Также указываются сведения о предприятии (наименование, юридический адрес, контакты) и его представителе (фамилия, имя, отчество, должность).

Жалоба должна содержать подробное описание сути дела с указанием нарушений, допущенных комиссией ФАС (если нарушения имели место) и ссылками на законодательные акты.

Обязательно приводится список документов, которые к ней прилагаются и которые служат для подтверждения обоснованности требований подателя жалобы. В жалобе можно требовать признание решения комиссии ФАС незаконным, отмены административных взысканий.

Жалоба направляется в вышестоящий антимонопольный орган заказным письмом с уведомлением о вручении, либо подается лично, при этом на втором ее экземпляре должны быть отметка о принятии на рассмотрение. Жалоба рассматривается в тридцатидневный срок с момента получения. Однако это срок может быть продлен на усмотрение руководителя вышестоящего антимонопольного органа в том случае, если для рассмотрения жалобы необходимо проводить дополнительные проверки или запрашивать дополнительную информацию.

Продление срока рассмотрения жалобы не должно превышать 30 дней. О продлении срока рассмотрения жалобы орган ФАС должен сообщить заявителю в письменном виде с обязательным указанием причин, по которым срок рассмотрения продлен.

По результатам рассмотрения жалобы руководитель вышестоящего органа ФАС выносит решение, которое направляется заявителю в письменном виде в течение трех дней. В рассмотрении жалобы может быть отказано в двух случаях: если заявитель одновременно подал судебный иск и судом уже вынесено решение, либо если заявителем уже подавалась ранее жалоба по тому же предмету и основанию.

Помимо досудебного обжалования, представитель предприятия может обратиться в суд. Обжаловать в суде можно не только решение, действия или бездействие органа ФАС, но и ответ на жалобу, поданную в вышестоящий орган ФАС.

Чтобы обжаловать решение, действия или бездействие антимонопольного органа, необходимо подать исковое заявление в арбитражный суд по месту нахождения предприятия. Срок исковой давности при обжаловании решения, действий или бездействия антимонопольного органа составляет три месяца.

Задайте свой вопрос юристу

Если у Вас возникла какая-либо проблема, требующая юридической помощи, Вы можете напрямую обратиться со своим вопросом к юристу или адвокату - для этого нужно заполнить форму и отправить заявку в юридическую службу. Через несколько минут Вы получите ответ от юриста или адвоката. При этом первичная консультация осуществляется бесплатно .

Можно не отправлять заявку, а просто позвонить юристам по бесплатным телефонам:

Обязанность Федеральной антимонопольной службы — проверка деятельности компаний и выявление нарушений, препятствующих свободной конкуренции.

Что может сделать комиссия ФАС?

Санкции со стороны этой инстанции могут не лучшим образом сказаться на репутации компании и даже помешать участвовать в тендерном аукционе. Жалоба на постановление ФАС поможет избежать неприятных последствий.

    вынести предписание об устранении обнаруженных недочетов и нарушений;

    назначить штраф или другую меру административного наказания.

О решении Вы узнаете из заключения, которое вручат представителю компании. Его всегда можно обжаловать, написав соответствующее заявление.

В 2017 году количество проверок по сравнению с аналогичным периодом в 2016 году уменьшилось более, чем на 20% .

Если рассматривать период с 2015 года, то количество жалоб, которые подали участники закупок, увеличилось практически на 28%.

Жалоба на решение ФАС: порядок подачи

Чтобы выразить несогласие с действиями ФАС, нужно составить документ, в котором описать все неправомерные, на Ваш взгляд, действия службы.

Какую еще информацию должна содержать жалоба на действия ФАС?

    Полное наименование органа, в который направляется документ;

    информацию о вашей компании (юридический адрес, организационно-правовая форма, телефон);

    суть жалобы (с какими действиями и решениями Вы не согласны?);

    перечень документов, подтверждающих обоснованность вашей жалобы (документы прикладываются к жалобе);

Жалобу в письменном виде обязательно должен подписать сотрудник компании, который имеет на это право. После ее отправляют в вышестоящий антимонопольный орган от имени уполномоченного представителя компании. Сделать это можно как лично, так и по почте — заказным письмом.

Совет: выбрав второй вариант, не забудьте заказать уведомление о вручении. В любом случае на копии жалобы нужно поставить отметку о получении.

Порядок рассмотрения жалобы на действия ФАС

Документ должен быть рассмотрен антимонопольным органом не дольше 30 дней с момента подачи. Если службе потребуется больше времени, Вам об этом сообщат в письменной форме и обязательно укажут на причины задержки.

По итогам рассмотрения жалобы будет вынесено решение, о котором Вы узнаете из письменного уведомления в течение двух дней после его принятия. Обжалование может проходить в досудебном или судебном порядке.

Когда Вам могут отказать в подаче жалобы?

Существует только два основания, на которых Вам могут отказать в подаче жалобы:

    если вы уже обратились в суд по этому же поводу;

    если вы уже обращались в ФАС по этому случаю.

Если решение вынесено не в Вашу пользу, его можно обжаловать в арбитражном суде не позднее, чем в течение трех месяцев.

Существенно увеличить шансы на благоприятное для вас решения помогут профессионалы компании «РусТендер»

Команда аналитиков, юристов и экономистов оперативно оценит ситуацию, учтет риски, проанализирует соотношение затрачиваемого времени и возможной выгоды и предложит решение. Исходя из выбранного вами, мы:

    соберем весь пакет документов;

    поможем составить жалобу наиболее выигрышным образом;

    проанализируем обоснованность продления сроков рассмотрения жалобы;

    проанализируем перспективность рассмотрения вопроса в суде.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

  • On 27.03.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки в строительстве, Конкурс, Нарушения в закупках, ФАС

Если участник закупки считает, что его права нарушены, он может . Антимонопольный орган рассматривает такие обращения в особом порядке и очень быстро выносит решение. Но иногда какая-либо из сторон остается им недовольна. В таком в случае можно обжаловать решение ФАС в арбитражном суде.

Сроки

Часть 4 статьи 198 АПК РФ гласит, что заявление в арбитражный суд должно быть подано в течение 3 месяцев с того момента, как заявитель узнал о нарушении его прав. Применительно к жалобе в ФАС срок исчисляется с даты, когда был получен полный текст решения антимонопольного органа , которое подлежит обжалованию. Отметим, что ФАС готовит свои решения незамедлительно и тут же передает их заинтересованным сторонам.

Куда обращаться

Подавать заявление нужно в арбитражный суд по месту нахождения ответчика . Таковы требования части 1 статьи 34, а также статьи 35 АПК РФ. Другими словами, если оспариваемое решение вынесено УФАС по городу Москве, то и обращаться нужно в Арбитражный суд города Москвы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Что указать в заявлении

В исковом заявлении должна быть указана такая информация :

  1. Название органа, который принял оспариваемое решение.
  2. Наименование и реквизиты акта, который будет оспорен.
  3. Перечень прав и интересов заявителя, которые нарушены этим решением.
  4. Ссылки на законодательные и другие нормативные акты, которые с точки зрения заявителя были нарушены.
  5. Требование о признании решения недействительным.

К исковому заявлению нужно приложить собственно текст оспариваемого акта , а также документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Среди них числятся:

  • документа об уплате госпошлины;
  • подтверждение направления другим фигурантам дела копии искового заявления;
  • копия свидетельства о госрегистрации компании или ИП;
  • выписка из государственного реестра;
  • документы, подтверждающие обстоятельства искового заявления и некоторые другие.

Примеры решений арбитражных судов по жалобам на ФАС

Рассмотрим несколько примеров, в которых арбитры принимали решения как в пользу заявителя, так и в пользу антимонопольного органа.

Закупка лекарственных препаратов в определенной упаковке

Заказчик запросил лекарственный препарат во флаконе, участник же, поставляющий его в ампулах, расценил это как нарушение конкуренции. ФАС приняла сторону поставщика, но заказчик обратился в суд и выиграл спор.

Арбитры определили, что в данном случае требование поставить лекарство во флаконе продиктовано необходимостью его дальнейшего хранения. Тогда как препарат в ампуле хранению не подлежит. Судьи указали, что требование к упаковке хоть и снижает в некоторой степени конкуренцию, но в целом способствует повышению эффективности использования препарата и экономии бюджетных средств . Сыграл роль и тот факт, что на процедуру было подано 7 заявок, в которых участники предлагали поставить товар именно во флаконах. Решение ФАС было отменено.

Закупка компьютеров и ПО

Заказчик включил в один лот компьютерную технику и программное обеспечение. Отдельные участники посчитали, что таким образом нарушается конкуренция. ФАС приняла решение в пользу поставщиков и аннулировала закупку, после чего заказчик обратился в суд.

Мнение арбитров не совпало с позицией ФАС. Судьи указали, что в данном случае программное обеспечение и компьютерная техника включены в один лот правомерно, поскольку являются функционально и технологически связанными объектами . Без ПО компьютеры надлежащим образом использовать не получится. В связи с этим суд отменил решение Антимонопольной службы.

Строительные работы и проектная документация

ФАС решила, что заказчик строительных работ нарушил пункт 1 части 1 статьи 50 закона 44-ФЗ, поскольку не разместил в ЕИС проектную документацию. Заказчик обратился в суд, но отстоять свою правоту ему не удалось.

Судьи указали, что на основании проектной документации определяется объем и содержание строительных работ , в том числе выбираются разного рода решения - технологические, функциональные, конструктивные и прочее - которые должны применяться в ходе реализации контракта. Поэтому проектно-сметная документация должна быть размещена в ЕИС в составе конкурсной документации. Поскольку заказчик этого не сделал, суд признал, что он нарушил закон о контрактной системе.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация