Образцы жалоб: правила написания. От кого могут исходить. Виды апелляционных жалоб

Главная / Налоги

Виды жалоб (административного иска).

Право граждан на жалобу подразделяется на: общее право на жалобу , которым обладают все граждане как таковые и специальное право на жалобу, представленное лицам как участникам уголовного, гражданского процесса, производства по делам об административных правонарушениях.

Специальное право на жалобу регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а лицом, в отношении которого данное постановление вынесено, либо потерпевшим. Порядок реализации гражданами специального права на жалобу регламентируется специальными нормами, содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях, Таможенном и Налоговом кодексах, Положении о порядке рассмотрения трудовых споров и некоторых иных актах.

Порядок рассмотрения первых регулируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года (в ред. от 2 февраля 1988 года) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные действия. В письмах граждан зачастую речь идет о несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимании к критическим замечаниям и т.д. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений прав граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний – не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Кроме того, общее право на жалобу подразделяется на административную жалобу и судебную жалобу (административный иск).

Административные жалобы и административные иски. Специфической чертой права жалобы является то, что данное право определяет адресаты, т.е. называет органы государства и должностных лиц, куда и кому жалобы могут быть поданы. Каждый такой адресат образует канал обжалования. По российскому законодательству круг органов, учреждений и должностных лиц, куда можно обращаться с жалобой, достаточно широк. Это - вышестоящие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, общественные объединения, их должностные лица. С этой стороны закон не ограничивает подателя жалобы и предоставляет ему широкие возможности. Но в целом конструкция ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», свидетельствует о двух основных каналах обжалования незаконных действий администрации: жалоба может подаваться в вышестоящие органы исполнительной власти и судебные органы. Эти два канала определяют два основных вида жалоб: 1) административные жалобы и 2) административные иски (жалобы - иски).

Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган, это, как выражались в старину: "жалоба по начальству". Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе - в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, - в этом состоит ее процессуальная сторона.

Административная жалоба - не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы. Родословная административной жалобы уходит к челобитной московского периода русской истории, которая как процессуальный документ сложилась во второй половине XVI в. и заключала в себе "формулу просьбы" и даже мольбы. Административная жалоба представляет собой форму, в которую облекается требование - просьба к административному органу о правовой защите субъективного права в области государственного управления. Говорить о полном отсутствии искового элемента в административной жалобе было бы неверно. Но исковой элемент здесь присутствует в рудиментарном, неразвернутом виде. Этим административная жалоба отличается от жалобы-иска, с которой гражданин обращается в судебный орган.

Административный иск или жалоба-иск представляет собой форму, в которую облекается требование потерпевшего гражданина к суду об отмене незаконного или неправильного решения администрации. Жалоба-иск во многом сходна с административной жалобой, но сходство это - внешнее. В административной жалобе исковой элемент содержится в недоразвитом виде. Подача административной жалобы не делает гражданина стороной, не обусловливает его личного участия в административном процессе. "Жалобщик, как правило, не вырастает до положения стороны, он остается "просителем" . Возникающее в результате этого правоохранительное отношение является вертикальным. Гражданин ждет решения по своей жалобе "сверху". Напротив, подача жалобы-иска в судебный орган приводит к возникновению оригинального процессуального управленческого отношения: оно является правоохранительным и одновременно горизонтальным, в котором субъекты (гражданин - истец и должностное лицо - ответчик) противостоят друг другу как равные стороны. Истец ждет не "милости" сверху, а решения независимого и объективного органа. Гражданин, оспаривая действия должностного лица или органа управления, принимает личное участие в процессе, как сторона. Поэтому правовые нормы, закрепляющие право гражданина на жалобу-иск, закрепляет его право на административный иск. Право административного иска есть, таким образом, право гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его субъективного права. "В судебном споре с субъектом власти гражданин должен быть всегда истцом, а не жалобщиком, каковым он является в административном процессе" .

Охарактеризованным двум видам жалоб соответствуют в правовой действительности два вида обжалования или два вида производств: производство по административным жалобам в административном органе и производство по административному иску в судебном органе.

Вместе с тем, на наш взгляд необходимо изложить и иную точку зрения, существующую в науке административного права, относительно определения жалобы как административного иска. По мнению, например, М. Масленникова, черта отграничения искового производства от производства по жалобам в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. проводится следующим образом: в исковом производстве существует юридический спор, не урегулированный не только сторонами, но главным образом, эта спорная ситуация нечетко либо неполно урегулирована законом. В производстве по жалобам тоже существует юридический спор, не урегулированный законом, и только в тех случаях, когда закон неправильно применен к конкретному гражданину. При этом одна из сторон - орган управления - вправе (а чаще - обязана) самостоятельно, без вмешательства суда, устранить нарушение закона и разрешить возникший конфликт (его и спором-то нельзя назвать ввиду очевидности), для чего не требуется доказательств, доказывания и оценки доказательств, а необходимо только правильное, адекватное понимание и применение закона к конкретному гражданину.

Говоря об отнесении к исковому производству жалоб на действия (решения) органов управления, надо учитывать прежде всего происхождение терминологии.

Иск - это обращение к суду с требованием о защите гражданских прав, а глагол "искать" означает стремление обнаружить что-то спрятанное, потерянное, скрытое; жалоба - это официальное заявление о незаконном или неправильном действии какого-либо лица, учреждения, организации (Словарь русского языка. Т. 1. М., 1981. С. 676 - 677, 470). "Иск" интерпретируется как заявление в суд о разрешении какого-либо гражданского спора, а "искать" - стараться, стремиться найти, обнаружить что-либо скрытое, не видимое в данный момент (Историко- этимологический словарь современного русского языка. Т. 1. М., 1994. С. 356 - 357).

Исковое производство обеспечивает защиту реального или предполагаемого гражданского права, а судебное разрешение административно - правового спора по жалобе обеспечивает устранение нарушений прав и свобод граждан, связанных с изданными актами управления, устраняет препятствия для возникновения гражданских правоотношений. Таким образом, есть основания утверждать, что рассмотрение судом жалоб в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. - это не только составная часть правоприменительного процесса, но и установление материального содержания существа спора, его содержательной, главным образом - гражданско-правовой основы субъективного права конкретного гражданина.

Исковому производству присущ ряд характерных черт. В нем возможны: участие прокурора в качестве истца; в производстве же по жалобе круг заявителей ограничен представителем гражданина либо представителем общественной организации или трудового коллектива (ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г.); заключение и утверждение мирового соглашения; в производстве же по жалобе оно исключается, ибо связано с компромиссом, чреватым нарушением интересов государства (иного органа), а также других лиц, не участвующих в деле.

При рассмотрении судом иска участие третьих лиц правомерно; в производстве по жалобам - исключено, так как здесь презюмируется решение исключительно в отношении конкретного акта управления и в отношении конкретного гражданина, конкретного должностного лица (ст. ст. 7, 9 Закона от 27 апреля 1993 г.).

Исполнимость судебных решений по искам зачастую бывает проблематична, по жалобе - реальна ввиду кратких сроков рассмотрения жалоб (до 10 дней) и их исполнения (возможно немедленное исполнение) и возможного предписания об обязанности сообщить об исполнении решения (ст. 8 Закона от 27 апреля 1993 г.).

Далее. Иски рассматриваются по месту нахождения ответчика; жалобы могут быть поданы и рассмотрены по месту жительства гражданина - заявителя. Наконец, в исковом производстве бремя доказывания возлагается на истца, в производстве по жалобе - на ответчика (ст. 6 Закона от 27 апреля 1993 г.).

И так, как уже было сказано, иск – средство защиты через суд (арбитражный суд) нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Различают две стороны исков материально-правовую и процессуально-правовую. В первом случае речь идет о возможности удовлетворения заявленного требования по существу на основе установленных факторов и юридических норм гражданского, трудового, семейного, административного права. Во втором – о правомерности обращения в суд с целью получения судебного решения. В законе четко оговариваются мотивы, по которым суд отказывает в принятии иска, прекращает производство по делу или оставляет иск без рассмотрения.

Классификация административных исков происходит по ряду оснований:

1. По характеру предъявляемых истцом к ответчику требований;

2. По характеру административного иска;

4. По объему доказывания;

5. По форме.

По характеру предъявляемых истцом к ответчику требований административный иск может быть направлен на:

Принуждение ответчика к совершению определенных действий или к воздержанию от неправомерных действий (возвратить имущество, возместить убытки, уплатить неустойку не препятствовать пользоваться имуществом);

Установление наличия или отсутствия правоотношений между сторонами (подтвердить договор или признать его недействительным);

Изменение (выделить свою долю из общего имущества) или прекращение правоотношений (разделить общую собственность).

Три вида иска определяют характер защиты и исследования дела: основание для предъявления, предмет и содержание. Основание иска – это фактические обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений между заинтересованными лицами. Предмет иска – это спорное правоотношение. Содержание иска – это требования истца по восстановлению своих прав, свобод и законных интересов.

По характеру административные иски подразделяются на иски:

а) подаваемые в связи с нарушением экономических прав;

б) направленные на защиту политических прав и свобод;

в) способствующие защите прав граждан в сфере культуры;

г) вызываемые нарушением социальных прав;

д) имеющие своей целью охрану личных прав и свобод граждан.

В зависимости от содержания следует выделить иски, направленные на неправомерное применение административно-предупредительных мер, мер административного пресечения, мер административного взыскания, а также иски, связанные с иными действиями должностных лиц (грубость, нетактичность, ненадлежащее исполнение своих обязанностей).

По объему доказывания выделяются:

а) иски, не требующие дополнительного изучения и проверки;

б) иски, по которым необходимо проводить дополнительную проверку.

По форме различаются устные и письменные иски. В зависимости от того, в который раз иск выступает предметом рассмотрения соответствующих органов, можно говорить о первичных и повторных исках. Наконец, в зависимости от субъекта, обратившегося с иском, следует различать анонимные, индивидуальные и коллегиальные иски (анонимные иски в судебном порядке не рассматриваются).

Необходимо в двух словах обратиться к классификации обжалования, которое осуществляется на основе двух критериев: порядок обжалования и его последствия.

Основываясь на первом критерии классификации, различают судебный и административный порядок обжалования. Оба порядка обжалования должны дополнять друг друга. Суд в отношении дел по искам, вытекающим из административно-правовых отношений, может и должен выступать либо как орган первой инстанции, либо в роли органа второй инстанции. В законодательстве установлен перечень дел, по которым суд осуществляет разбирательство в качестве органа первой инстанции. Другими словами необходимо признать возможность судебного обжалования любых действий должностных лиц, которые совершены с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права граждан. Такой вывод основывается на положениях Конституции РФ.

1. - по локусу (по субъектной направленности) жалобы клиента (например, клиентка жалуется на плохое поведение своего ребёнка, а скрытое содержание жалобы направлено на отца ребёнка, который не занимается его воспитанием);

2. - по самодиагнозу клиента (например, свои личностные нарушения (трудности, сложности) клиент объясняет собственными ошибками, а его мимика, жесты указывают на другие, внешние, социальные причины проблем));

3. - по истоку проблемы клиента в его личном психологическом понимании, что, конечно, может быть совсем не объективным (например, клиентом открыто заявляется, – «не знаю» или «не могу», при этом скрыто – «не умею» или «не хочу»);

4. - по запросу клиента, который так же может быть «двойственным» (например, явное содержание – просьба женщины о помощи: «Что делать, если муж мне изменяет?», скрытое содержание – просьба об оказании влияния (прямого или косвенного) на её мужа в собственных интересах: «Помогите мне его удержать»)).

Подтекст жалобы клиента открыто не экспонируется (не проявляется, не отображается) психологом-консультантом клиенту на первой-второй встрече, иначе это может разрушить устанавливающийся (установившийся) психологический контакт между клиентом и консультантом. В дальнейшем, (на последующих психоконсультативных встречах), скрытое содержание жалобы клиента психологом-консультантом открыто (но корректно!) предъявляется клиенту (обсуждается, осмысливается совместно с клиентом). Этот процесс должен происходить максимально корректно, постепенно, мягко, – так, чтобы не активизировать психологические защиты клиента (отрицание, вытеснение, подавление, замещение).

Скрытое содержание жалобы клиента – это недоговорённое клиентом (потаённое и/или латентное) содержание его психологической проблемы. Содержательный подтекст жалобы клиентаможет быть неосознанным и/или вытесненным. При анализе подтекста жалобы клиента , психологу-консультантунеобходимо особо обратить своё профессиональное внимание на следующее :

1 . Отношение клиента к тому лицу, о котором идёт речь в жалобе клиента. В этом случае, «текст» жалобы клиента может быть проинтерпретирован в терминах эмоциональных отношений: симпатии–антипатии, уважения–неуважения, близости–отдалённости. Консультант анализирует то, совпадают ли декларируемые (и демонстрируемые) клиентом чувства с его истинным эмоциональным отношением к тому человеку, на которого он жалуется. Этот анализ производится по ходу консультирования, путём включённого, систематического, стандартизированного наблюдения (СМОТРИТЕ ПРИЛОЖЕНИЕ № 7) за невербальными (неречевыми) и вербальными (речевыми) проявлениями клиента по отношению к субъекту (психологическому «объекту») его жалобы. Анализируется логическое соответствие выказываемого («предъявляемого») отношения клиента к «предмету» («объекту») его жалобы (как правило, – к вполне определённому физическому лицу), к его личностным внешним психологическим проявлениям (подвергается пристальному анализу вышеописанный «маскируемый» подтекст жалобы клиента);


2 . Отношение клиента к консультированию : деловое, рентное, игровое (Бодалёв А.А., Столин В.В.) или «смешанное» (с элементами, например, каких-либо двух видов «отношений»). Итак, по А.А. Бодалёву и В.В. Столину , существует три базовыхвида отношения клиентов к психологическому консультированию :

1. Деловая ориентация (деловое отношение) клиента :

а) адекватная ориентация, – клиент искренне заинтересован в изменении своей ситуации (в решении своей проблемы), клиент не сомневается в профессиональной компетентности психолога-консультанта, готов сотрудничать с психологом, он доверяет учреждению (психологическому центру) в которое обратился, ожидает помощи, возможной в его ситуации, не переоценивает вероятный эффект помощи;

б) неадекватная ориентация, – клиент явно преувеличивает (неадекватно воспринимает) возможности психолога-консультанта («Вы маг и волшебник, только Вы можете мне во всём и сразу помочь»).

2. Рентная ориентация (рентное отношение) клиента :

а) тип клиента: «обаятельный рантье», – откровенность клиента, испытываемые им страдания и невзгоды, его обаяние, симпатия и доверие к консультанту – это тот некий психологический капитал, на (за) который клиент неизбежно получит (ожидает обязательно получить) определённые «проценты» в виде, во-первых, «переложения» своей ответственности за консультирование «на плечи» консультанта, и, так же, в виде других подобного рода психологических выгод (т.н. психологический феномен «вторичной выгоды»);

б) тип клиента «требовательный рантье», – клиент хочет получить «причитающийся» ему некий социально-психологический «процент» с (от) самой клиентской позиции посетителя (обслуживаемого) психологической консультации. Клиент получает положительные эмоции от того, что о нём «заботятся», оказывают ему внимание, персонально и направленно осуществляют психологическую помощь именно ему и т.д.

3. Игровая ориентация (игровое отношение) клиента .

Клиент только внешне заинтересован в изменении своей жизненной ситуации, что выражается, прежде всего, в контексте взаимодействия клиента с консультантом («Посмотрим, такой ли Вы специалист, каким Вы представляетесь (кажетесь, выглядите, позиционируетесь и т.п.)»)). Доказательства компетентности консультанта клиент принимает (воспринимает, оценивает) с заметным оживлением, но при этом клиент выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы». Клиент всячески внешне усиливает (подчёркивает) трудность (трудности) и субъективную безнадёжность своей проблемы (якобы – своё отчаяние), – хотя реально этого не чувствует (не «имеет» в форме глубоких переживаний). Таким образом, клиент как бы социально-психологически «играет в консультирование». Возможно, для того, чтобы просто получить т.н. «релакс» (психологически расслабиться, снять эмоциональное напряжение) и не более того, так как такой клиент относится к консультированию не серьёзно. «Игра» в консультирование... Вероятно, – с целью снятия личностной тревожности по поводу (из-за) своей проблемы и/или из-за того, чтобы показать («предъявить») обеспокоенным родным, что он «работает и растёт над собой» и т.п.

Здесь столь подробно проанализирован этап «исповеди», потому, что он является, с позиций профессиональной оценки, наиболее сложным и комплексным .

Итак, после того, как психолог-консультант досконально проверит свои консультативные гипотезы и, весьма вероятно, найдёт основные причины, лежащие в основе социально-психологических проблем клиента (попутно выявив его психологические особенности), логично перейти собственно (в «узком» смысле) к анализу и интерпретации проблемных «клиентских» вопросов. Это, – уже самое непосредственное начало следующего, третьего этапа (содержательного периода, информационной стадии, глобальной психоконсультационной фазы) всего целостного процесса психологического консультирования.

(no excuses. almost JONES - Hoops, JONES - Hoops (salute Remix), JONES - Hoops (Acoustic)

Будучи психологом-любителем и гуманистом высшего ранга, я делю жалобы на три типа:
1. нытье,
2. необходимость выговориться,
3. отчаяние.

Необходимость выговориться.
А вы заметьте однажды, что 99% сказанного людьми говорится для них самих же: они себя убеждают, подтверждают себе же, рассуждают для себя. Эгоисты, гедонисты и эпикурийцы. Ну, и ладно. Это вообще хорошо. Плохо, когда человек абсолютный альтруист - это больной человек, совершенно больной, закомплексованный и считающий, что он не заслуживает счастья. Ты! Твоя прямая обязанность перед самим собой - думать о своих интересах. Но это не нытье. Когда человеку необходимо выговориться, его вообще можно не слушать, а лучше, даже находясь в сантиметре друг от друга, думать тем временем о своих делах. Слушать, но не слышать. Самые лучшие слушатели - случайные люди, которых видишь в первый раз и больше не увидишь никогда. Не нужно вот этих вот имен, "как дела?", номеров телефонов - вообще ничего. Нужно дать возможность человеку не почувствовать себя психом. Пускай поговорит сам с собой, это почти никто не умеет делать наедине.

Отчаяние.
Тут схема проще некуда:
- вы пробовали, но не получилось,
- ищете проблему извне,
- ищете проблему в себе,
- не находите ровным счетом ничего или что-то, но не понимаете, оно ли это,
- находите верного человека (определение "того самого" давать бесполезно, тут все на уровне шестого чувства, это может быть буквально кто угодно),
- описываете ему всю ситуацию ("всю" - это когда перестаешь врать и слушающему, и говорящему, т. е. себе),
- формулируете вопрос, который интересует больше всего (идете до конца, ища его, задавайте вопрос на очередной возникший и, казалось бы, правильный вопрос (это не так), пока не выкопаете корень своей проблемы),
- мужайтесь и просите совета. А попросив, не смейте обижаться, злиться, противиться, орать, что все это не так и вам это подкинули. Спросили - слушайте все от и до. Если не хотите слушать (а, например, поныть), нехрен вообще к человеку идти. Сидите дома и рисуйте кучеряшки в журнале мод, экономик, политик, скандвордов.
Это вовсе не означает, что нужно слепо следовать этому совету, но держите в голове, что, если вы пришли к своему Учителю, то у вас безвыходная ситуация, по сему бОльшую часть этого совета вам все же пригодится.

Лучшее, что могут предложить нытикам - жесткость, нуждающимся в самоанализе - уши человека без слуховой сенсорной системы, но с теплотой живого тела, отчаявшимся - понимание и совместная ментальная уборка. Мы все бываем в этих трех ролях - остается выбрать, чего хотим от жизни.

На этой ноте я сворачиваю свою любительскую психологию и больной альтруизм. Мне уже не интересно, скучно, бесполезно. Пойду думать, как МЕНЯ будут стричь, что МНЕ кушать на ужин, как Я буду смотреться в том горчичном платье. Спасибо тем людям, которые мне говорили: "Да зачем тебе это надо?!", "Как говорила моя бабушка-еврейка, тебе за это не заплатят", "Думай, как тебе будет хорошо, а не им". Благодарю вас.

По форме поступления: по почте; на личном приеме; через уполномоченное лицо; через органы власти; через средства массовой информации; от других органов, учреждений, организаций.

По признаку поступления: первичная; повторная; дублетна; неоднократная; массовая.

По типу: телеграмма; письмо; устная.

По категориям авторов жалоб (обращений): участник войны; дети войны; инвалид Великой Отечественной войны; инвалид войны; участник боевых действий, ветеран труда, инвалид i группы; инвалид II группы; инвалид III группы; ребенок-инвалид; одинокая мать; мать-героиня; многодетная семья; лицо, пострадавшее от Чернобыльской катастрофы; участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; Герой; Герой Советского Союза; Герой Социалистического Труда; ребенок; другие категории.

По социальному положению авторов жалоб (обращений): пенсионер; рабочий; крестьянин; работник бюджетной сферы; государственный служащий; военнослужащий; предприниматель; безработный; ученик, студент; служитель религиозной организации; лицо, лишенное свободы; лицо, свобода которого ограничена; другие.

По результатам рассмотрения: решено положительно; отказано в удовлетворении; даны разъяснения.

По форме жалобы можно классифицировать на: административную жалобу; исковое заявление.

Жалоба и административный иск - это специфические формы обращения физических и юридических лиц, через которые они выражают собственное недовольство действиями или бездействием, решениями публичных органов управления и их должностных лиц. Административный иск (исковое заявление) во многом схож с административной жалобой, но сходство это внешнее. В административной жалобе исковое элемент находится в латентной форме. Подача административной жалобы не делает гражданина стороной, не оговаривает его участия в административном процессе. "Жалобщик, - как справедливо отмечал М. Д. Загряцков, - не имеет признаки стороны в споре о праве, он остается лицом, которое просит" 1 . Такое положение в правовых отношениях имеет характер вертикали. Гражданин ждет решения по своей жалобе "сверху". Подача иска в административный суд влечет возникновение оригинальных управленческих отношений: они являются правоохранительными и одновременно - горизонтальными, в них субъекты (гражданин-истец и должностное лицо - ответчик) противостоят друг другу как равные стороны. Истец не ожидает "милости" сверху, а получает решение независимого и объективного органа. Физическое или юридическое лицо, недовольное действиями (бездействием) или решениями публичной администрации, принимает личное участие в процессе как сторона. Право административного иска является правом гражданина на судебную защиту в случаях нарушения его субъективного права в области публичного управления.

Надо остановиться на терминах "жалоба" и "обжалования", поскольку в теоретической литературе и на практике эти сроки часто употребляют как синонимичные.

Впервые недоразумения относительно этих сроков вызвал законодатель, который в Конституции СССР 1977 года использовал выражение не "право на жалобу", а "право на обжалование".

Понятие жалобы было определено выше, а обжалование - это установленный нормами права последовательный порядок действий по подаче жалобы в публичной администрации (суда) и ее должностных лиц (судей), которые уполномочены решать административно-правовой спор (в пределах установленной компетенции) в целях охраны субъективных прав и интересов, которые нарушены или могут быть нарушении решениями, действиями или бездействием властного субъекта административно-правовых отношений.

то Есть обжалование - это деятельность по реализации публичной жалобы. Порядок реализации жалобы зависит от того, к какому органа (должностного лица) обращается лицо. Соответственно, обращение лица к публичному органа управления регламентируется законодательством об обращениях граждан, другими нормативно-правовыми актами отраслевого направления, которые определяют процедуры рассмотрения положительных дел управленческого и сервисного характера.

Обращение субъекта в административный суд с исковым заявлением тянет административно-процессуальный рассмотрение первого требованиям судебного процесса.

Таким образом, рассмотрение и разрешение жалоб физических и юридических лиц осуществляется публичной администрацией в определенном, регламентированной правовыми нормами порядке - в отдельном административно-процедурном производстве.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация