О вопросах актуализации схем теплоснабжения. I. Порядок организации работы по ежегодной актуализации схем теплоснабжения

Главная / Налоги

Система теплоснабжения предназначена для удовлетворения нужд граждан в отоплении, вентиляции и обеспечении горячей водой. Она должна быть организована в соответствии с установленными требованиями. Ключевые предписания присутствуют в законе № 190-ФЗ . Рассмотрим некоторые его положения.

Общая характеристика

Указанный выше федеральный закон определяет юридическую основу экономических отношений, которые обусловлены производством, потреблением, передачей теплоэнергии, тепломощности, теплоносителя с применением систем теплового снабжения от источника к конечному потребителю. Положения документа регламентируют полномочия органов госвласти и территориального управления по регулированию и контролю в данной сфере. Закон № 190-ФЗ также устанавливает обязанности и права пользователей энергии и обслуживающих предприятий.

Особенности обеспечения

Как показывает практика, потребление тепла осуществляется более неравномерно, чем использование горячей воды. Это обуславливается сезонностью подачи энергии гражданам. Так, в летнее время помещения не отапливаются, однако горячая вода используется. Длительность сезона подачи тепла устанавливается в зависимости от климатических условий. В качестве источников энергии могут выступать котельные и электростанции. Горячая вода является теплоносителем. К ее чистоте предъявляются высокие требования. Они связаны с тем, что при повышенной температуре примеси выпадают в осадок, вследствие чего сети теплоснабжения выходят из строя. Для предотвращения таких ситуаций у источников энергии устанавливаются сложные сооружения химической очистки.

Система теплоснабжения

В ее состав входит источник энергии, передающие элементы и устройства, потребляющее оборудование. Системы теплоснабжения классифицируются по различным признакам. В качестве критериев выступают:

  1. Степень централизации. Различают централизованные и децентрализованные системы. В последних подача энергии осуществляется от мелких
  2. Род теплоносителя. По этому критерию различают водяные и паровые установки.
  3. Методы выработки энергии. Теплоснабжение города может осуществляться комбинированным либо раздельным способом. В первом случае нагрев воды производится совместно с выработкой электроэнергии.
  4. Метод подачи воды. Она может осуществляться открытым способом. В этом случае вода направляется к водоразборным приборам непосредственно из теплосети. Подача может быть и закрытой. В таком случае вода из теплосетей применяется только в качестве греющей среды для бойлеров. Из них она поступает в местную магистраль.
  5. Число трубопроводов. Теплосети могут быть одно-, двух- и многотрубными.
  6. Метод обеспечения пользователей энергией. Схемы теплоснабжения могут быть одно- и многоступенчатыми. В первом случае потребители подсоединяются непосредственно к магистрали. Многоступенчатые предполагают установку контрольно-распределительных и центральных пунктов. По требованию пользователей в них может корректироваться температура воды.

Схемы теплоснабжения: типы

Существует два способа подачи сырья. В первом случае теплоноситель для горячей воды и отопления поступает по одному трубопроводу. В такой ситуации по обратной магистрали идет меньше сырья, чем по прямой. Для второй устанавливается трубопровод только для отопления. Горячую воду пользователи получают непосредственно в своих помещениях, нагревая ее бойлерами или иными установками. В качестве источника энергии в этом случае может выступать вода из системы отопления или другое топливо, к примеру, газ. В настоящее время в некоторых населенных пунктах газовые котлы установлены практически в каждой квартире.

Современная инфраструктура

В настоящее время новой планировки осуществляется, как правило, с помощью сложных инженерных сооружений. В их состав включены компенсаторы, которые воспринимают температурные удлинения, регулирующее, отключающее, предохранительное оборудование. Последнее устанавливается в специальных павильонах или камерах. Современное включает в себя насосные станции, районные энергетические пункты и проч.

Существующие сложности

В настоящее время специалисты обозначили круг проблем, которые затрудняют создание эффективного механизма теплоснабжения в городах. К таким сложностям относят:

  1. Существенный моральный и оборудования.
  2. Высокая степень потерь в магистралях.
  3. Массовое отсутствие у граждан учетных приборов и регуляторов.
  4. Завышенные оценки тепловой нагрузки.
  5. Пробелы в нормативно-правовой базе.

Все эти вопросы требуют скорейшего решения.

Актуализация схемы теплоснабжения

Развитие объектов инфраструктуры в населенных пунктах направлено на удовлетворение потребностей населения наиболее экономичными методами при минимальном негативном влиянии на природу. Данная деятельность осуществляется согласно схеме теплоснабжения. Она должна соответствовать документации территориального планирования, проекту размещения объектов в границах населенного пункта. Органами, уполномоченными законодательством, ежегодно осуществляется разработка, утверждение и . В документации должны присутствовать:

Ключевые показатели

В процессе разработки схемы теплоснабжения необходимо обеспечить ее безопасность. Она определяется показателями:

  1. Резервирования.
  2. Бесперебойной работы и надежности источников, оборудования.

В системе должен обеспечиваться баланс энергии и нагрузки с учетом резервирования и в расчетных, и в вероятных погодных условиях. При этом во внимание принимается наличие запасных источников энергии, принадлежащих пользователям.

Правила

Требования, предъявляемые к содержанию схем, а также порядок их разработки устанавливается актами, утвержденными правительством. Территориальные правила, принятые в соответствии с этими документами, должны обеспечить открытость процедуры, участие в ней представителей обслуживающих предприятий и потребителей. В качестве ключевых критериев принятия решения относительно развития схемы теплоснабжения выступают:

  1. Гарантия надежности поступления энергии к пользователям.
  2. Минимизация расходов.
  3. Приоритет комбинированного метода выработки электро- и теплоэнергии. При этом принимается во внимание экономическая обоснованность соответствующего решения.
  4. Учет инвестиционных проектов организаций, ведущих регулируемую деятельность в области теплоснабжения, энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий, а также проектов регионального и муниципального значения.
  5. Согласование документации с другими программами развития инженерно-технической инфраструктуры, в том числе связанной с газификацией.

Дополнительно

При реализации проекта по увеличению мощности источников энергии не за счет тарифов, оплаты за подключение к магистрали либо бюджетных средств поставки допускается осуществлять по ценам, установленным соглашением. При этом должен быть договор с потребителями на период, не превышающий 12 мес. Величина, на которую была повышена мощность, должна быть согласована с регулирующим органом. Органам местного самоуправления исполнительные региональные структуры формируют Его составление осуществляется по форме и в порядке, утвержденном федеральным институтом власти, имеющим полномочия на реализацию госполитики в области теплоснабжения.

К.т.н. В.С. Пузаков , руководитель направления по развитию бизнеса в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, ООО «Энсис Технологии»; эксперт системы добровольной экспертизы схем теплоснабжения НП «Энергоэффективный город», г. Москва

С момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и сопутствующих подзаконных актов в городах и поселениях России началась кампания по разработке и утверждению схем теплоснабжения. Ввиду отсутствия каких-либо требований к разработчикам схем теплоснабжения конкуренция на рынке стремительно стала расти, и по состоянию на начало 2014 г. уже составляла, по нашим оценкам, порядка 300 организаций . К сожалению, большая часть этих организаций рассматривает данный вид деятельности исключительно как источник дохода, не уделяя особого внимания качеству разработки документа, столь важного для развития территорий (среди разработчиков, в частности, встречаются фирмы, основным видом деятельности которых является, например, финансовый консалтинг, обслуживание лифтового хозяйства, коллекторство и др.).

Введение

По состоянию на 1 октября 2014 г. силами разработчиков схем теплоснабжения в России из 11627 муниципальных образований, где присутствует необходимость в разработке схем, они в том или ином виде были разработаны и утверждены в 8183, т.е. чуть более, чем в 70% муниципальных образованиях, при этом требовалась разработка еще 3444 схем теплоснабжения . Естественно, до конца 2014 г. количество городов и поселений, утвердивших свои схемы теплоснабжения, возросло.

Начало 2015 г. ознаменовалось первой волной по запуску кампании по актуализации схем теплоснабжения во исполнение п. 23 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 (далее - Требования к разработке схем).
Настоящая статья посвящена анализу этой кампании 2015 г. и дальнейшим возможным перспективам совершенствования схем теплоснабжения городов и поселений РФ.

Нормативно-правовая база и ее особенности

Порядок актуализации схем теплоснабжения определен в Требованиях к разработке схем .

Так, в соответствии с п. 22 Требований к разработке схем она должна ежегодно проходить актуализацию в отношении указанных в данном пункте данных, а осуществляться актуализация должна на основании п. 23 этих Требований.
В соответствии с п. 24 Требований к разработке схем уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года , предшествующего году, на который актуализируется схема. При этом актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта .

С учетом процедуры утверждения актуализированных схем теплоснабжения, которая по временным рамкам не отличается от процедуры утверждения проектов схем теплоснабжения в соответствии с Требованиями к разработке схем, возникает правомерный вопрос: как заказчикам и разработчикам укладываться в установленные временные рамки проведения актуализации схемы теплоснабжения, начиная с процедуры размещения заказа и заканчивая утверждением готового документа в период с 15 января (первую половину января в расчет не берем) до 15 апреля.

Год назад (в октябре 2014 г.) профессиональным сообществом обсуждались вопросы проведения актуализации схем теплоснабжения городов и поселений, включая «подвижку» срока их утверждения - заменить 15 апреля на 1 августа. Но было принято решение оставить дату без изменения (15 апреля), т.к. она привязана к тарифному регулированию, в т.ч. и для финансирования инвестиционных программ теплоснабжающих организаций.

Таким образом, исходя из данных конкурсных процедур, на сегодняшний день практически все работы по актуализации схем теплоснабжения в России по объективным причинам «вываливаются» за установленные временные рамки .

Решение данного вопроса возможно, видимо, путем внесения изменений в Требования к разработке схем в части периода актуализации схем теплоснабжения - минимум 1 раз в 2 года. Профессиональным сообществом также обсуждается данный вопрос , но в части изменения периода проведения актуализации схем для малых городов и поселений (численностью до 10 тыс. чел.) на 1 раз в 3 года; для более крупных городов - сроки проведения актуализации оставить без изменения.

На сегодняшний день имеется также ряд предложений по организационным и техническим вопросам, связанным с утверждением и содержанием актуализируемой схемы теплоснабжения территории , с которыми заинтересованный читатель может ознакомиться самостоятельно.

К вопросу определения стоимости работ

На сегодняшний день отсутствуют документы , регламентирующие порядок формирования стоимости работ как по разработке схем теплоснабжения, так и по их дальнейшей актуализации.

Если говорить о первичной разработке схем теплоснабжения, то при формировании рынка разработки схем теплоснабжения после выхода ФЗ-190 «О теплоснабжении» ведущим игроком - ОАО «ВНИПИэнергопром» (исходя из своего многолетнего опыта по данному направлению) - рекомендовалось исходить из удельной стоимости работ 100 руб./чел . .

Что касается определения стоимости работ по актуализации схем теплоснабжения, то здесь какие-либо рекомендации отсутствуют. В первую очередь, потому, что на стоимость, прежде всего, влияет качество уже ранее разработанной и утвержденной схемы теплоснабжения города или поселения. Поэтому на данном этапе (со стороны заказчика или потенциального исполнителя) важно экспертно оценить качество этого документа, с которым придется работать в ходе актуализации схемы теплоснабжения.

Исходя из того, что большая часть конкурсных процедур по выполнению работ по разработке схем теплоснабжения проходила, в основном, до конца 2013 г, т.е. тендеры «отыгрывались» по Федеральному закону от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с 1 января 2014 г. ФЗ-94 утратил силу), которым не предусмотрено проведение обязательной экспертизы выполненных работ, поэтому перед началом актуализации схем так важно провести экспертизу уже разработанного документа , чтобы оценить его качество и соответствие действующим нормативно-правовым актам при условии, что эта работа будет проводиться исключительно силами квалифицированных организаций и специалистов.

Схемы теплоснабжения городов численностью населения от 500 тыс. чел. и выше лишены указанного недостатка, т.к. они в обязательном порядке в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы проходят экспертизу Минэнерго России перед утверждением, и в дальнейшем перед началом их актуализации можно ознакомиться с уже выявленными замечаниями, которые Министерство рекомендует учесть, что автоматически облегчает работу потенциального исполнителя в части определения объема работ. Но таких городов всего 37, при общем количестве 11627 поселений, которые должны иметь разработанные и утвержденные схемы теплоснабжения.

В своей практике, при обращении потенциального заказчика с просьбой предоставить коммерческое предложение, мы в обязательном порядке проводим экспресс-анализ уже разработанной схемы , исходя из принципов, изложенных в работе , с «прогонкой» электронной модели системы теплоснабжения (просим заказчика предоставить ее) на ее работоспособность.

Хочется, чтобы инструмент прохождения независимой экспертизы уже разработанной схемы теплоснабжения заработал для более корректного определения стоимости работ на актуализацию схемы впоследствии. Порой, чисто психологически, некоторым заказчикам сложно принять информацию, что стоимость работ по актуализации схемы теплоснабжения сопоставима (а в отдельных случаях может быть и выше) стоимости работ по первичной разработке схемы теплоснабжения, которая была разработана с низким качеством.

Эксперты комиссии Минэнерго России также признают, что некоторые из уже актуализированных схем теплоснабжения больших городов (численностью от 500 тыс. чел. и выше) достаточно существенно отличаются от первоначального варианта и работа по их актуализации была сопоставима с первоначальной разработкой схемы.

Например, наш опыт работ по актуализации схем теплоснабжения показывает, что на повышение трудоемкости и времени работ оказывают влияние, в первую очередь, факторы, связанные с уточнением как существующих (например, при пересчете нагрузок с учетом требований обновленной редакции СП 131.13330.2012 «Строительная климатология» (актуализированная редакция СНиП 23-01-99* ), для Московского региона в соответствии с новой редакцией документа расчетная наружная температура составляет -25 ºС (с обеспеченностью 0,92), а в старой редакции она равнялась -28 ºС (с обеспеченностью 0,92)), так и перспективных тепловых нагрузок (например, при изменении в сторону уменьшения или увеличения планируемых объемов застройки).

Анализ рынка

Для понимания текущей ситуации, складывающейся сегодня на рынке по актуализации схем теплоснабжения, на сайте Госзакупок (www.zakupki.gov.ru) была сделана выборка практически всех тендерных процедур по рассматриваемой теме, прошедших с 1 января по 1 октября 2015 г. (не принимались во внимание торги, объявленные сразу на актуализацию схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения). Таким образом, в анализируемую группу попала информация по 35 городам и поселениям России, которые «отыгрались» по актуализации схем теплоснабжения своих территорий в указанный выше период.

В таблице представлены сводные данные по начальной (максимальной) и конечной (по контракту) стоимости работ как в абсолютных величинах (руб.), так и в относительных (руб./чел.) на актуализацию схем теплоснабжения, а также приведена информация по падению начальной цены. Данные по городам и поселениям сформированы в порядке возрастания итоговой относительной стоимости работ (руб./чел.), которая варьируется от 0,84 руб. (г. Якутск и г. Киров) до 151,44 руб./чел. (г.п. Голицыно Московской области). Отметим, что по Якутску торги были признаны несостоявшимися, т.к. никто из потенциальных исполнителей не заявился; по всем остальным процедурам был определен победитель.

Таблица. Сводные данные по торгам на актуализацию схем теплоснабжения
российских городов и поселений, прошедших с 1 января по 1 октября 2015 г.

Наименование города

Численность

населения*, тыс. чел.

Цена**, тыс. руб.

Удельная стоимость работ, руб./чел.

Снижение цены, %

начальная

(максимальная)

конечная (по контракту)

начальная

конечная

г. Якутск,

Республика Саха (Якутия)

г. Улан-Удэ,

Республика Бурятия

г. Жигулёвск,

Самарская обл.

г. Грозный,

Чеченская Республика

Ярославская обл.

г. Калининград

Нижегородская обл.

г. Ижевск,

Удмуртская Республика

г. Люберцы,

Московская обл.

г. Оренбург

г. Егорьевск, Московская обл.

г. Нижневартовск, ХМ АО

г. Сыктывкар,

Республика Коми

г. Прокопьевск,

Кемеровская обл.

г.п. Зеленоградский, Московская обл.

г. Лыткарино, Московская обл.

г. Южно-Сахалинск, Сахалинская обл.

г.о. Междуреченск, Кемеровская обл.

г.о. Беловский,

Кемеровская обл.

г. Тольятти,

Самарская обл.

г. Жуковский,

Московская обл.

г. Череповец,

Вологодская обл.

г. Нефтеюганск,

г. Краснодар

г.о. Калтанский, Кемеровская обл.

Московская обл.

г. Липецк

г. Щелково,

Московская обп.

г.п. Красково,

Московская обл.

г. Фрязино,

Московская обл.

г. Обухове,

Московская обл.

г. Гатчина,

Ленинградская обп.

г.п. Голицыно,

Московская обл.

* по данным ru.wikipedia.org (округлено до тыс. чел.);
** округлено до тыс. руб.;
*** начальная (максимальная) стоимость отсутствует, т.к. тип процедуры - запрос предложений,
запрос у единственного поставщика.

Для наглядности итоговые данные по удельной стоимости работ по актуализации схем теплоснабжения городов и поселений представлены на рис. 1 (за исключением данных по г.п. Голицыно Московской обл., т.к. они «выпадают» из общего массива данных из-за существенной разницы в удельной стоимости работ по сравнению с другими поселениями).

Рис. 1. Итоговая удельная стоимость работ по актуализации схем
теплоснабжения российских городов и поселений (руб./чел.).

Показаны диаграммы по удельной стоимости работ (начальной и конечной) по проведению актуализации схем. Если рассматривать начальную удельную стоимость работ (рис. 2а), определенную заказчиками на основании поступивших коммерческих предложений, то в более 50% всех городов и поселений из анализируемой группы (35 шт.) она находилась на уровне до 10 руб./чел.; менее чем в 10% - от 10 до 20 руб./чел.; в оставшихся около 40% городов и поселений - от 20 руб./чел и выше. Из данных рис. 2б, видно, что удельная стоимость работ в более 60% всех городов и поселений из анализируемой группы (35 шт.) находится на уровне до 10 руб./чел.; в 20% - от 10 до 20 руб./чел.; в оставшихся менее 20% - от 20 руб./чел и выше. Из приведенных данных видно, что и начальная, и итоговая удельная стоимость работ в более чем половине рассматриваемых российских городов и поселений составила менее 10 руб./чел .

Рис. 2. Удельная стоимость работ по анализируемой группе городов
и поселений (с разбивкой на условные группы):
а - начальная; б - итоговая.

Стоит отметить, что в группе городов и поселений, для которых итоговая удельная стоимость работ составила менее 10 руб./чел., около 60% всех торгов отыгрывалось в виде электронного аукциона, запроса предложений, запроса котировок, где определяющим критерием является минимальная цена; оставшиеся 40% отыгрывались по открытому конкурсу, где присутствуют также квалификационные критерии, определяемые заказчиком.

В группе городов и поселений, где удельная стоимость работ по итогу оказалась выше 10 руб./чел., победитель определялся в основном по результатам открытого конкурса.

Необходимо подчеркнуть, что всего по нескольким городам и поселениям численностью менее 100 тыс. чел. (менее 5 шт.) среди рассматриваемой группы не требовалась разработка/актуализация электронной модели системы теплоснабжения. Например, в Московской области региональное МинЖКХ рекомендует вести разработку электронной модели систем теплоснабжения для городов и поселений любой численности. Напомним также, что летом 2014 г. правительством Московской обл. был принят закон от 24.07.2014 г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» , в соответствии с которым с 1 января 2015 г. за утверждение схем теплоснабжения городов и поселений от 10 до 500 тыс. чел. отвечает правительство Московской обл. или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской обл.

Что касается снижения стоимости на выполнение работ по актуализации схем теплоснабжения городов и поселений, то максимальное снижение (см. таблицу) - до 86,5% - наблюдалось в группе городов и поселений (менее 10 руб./чел.), по которым в основном проводились электронные аукционы; в группе (от 10 руб./чел. и выше) по отдельным открытым конкурсам также наблюдалось снижение начальной стоимости работ до 78,5% (см. табл.).

Из всех торгов (из выборки в 35 шт.) более 30% игралось по городам и поселениям Московской обл., более 10% - по Кемеровской обл.; остальные - по другим городам и поселениям России.

Стоит отметить, что среди всех городов и поселений, которые прошли актуализацию схем теплоснабжения, 65% имеют численность свыше 100 тыс. чел. (в общей сложности около 170 шт.), оставшиеся 35% городов и поселений имеют численность менее 100 тыс. чел.

Выводы

Сегодня профессиональным сообществом обсуждаются и готовятся изменения в Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 , включая изменения по актуализации схем теплоснабжения.

На текущий момент отсутствуют общие подходы к ценообразованию работ по актуализации схем теплоснабжения . В этой связи для как можно более точного определения стоимости работ рекомендуется проводить полноценную экспертизу (Заказчику) или экспресс-экспертизу (потенциальному Исполнителю). Отсутствие данной экспертизы и экспресс-анализа со стороны заказчиков и потенциальных исполнителей соответственно приводят на практике к достаточно существенному разбросу удельной стоимости работ: от 1 до 150 руб./чел.

В 2015 г. начальная и итоговая удельная стоимость работ в более чем половине рассматриваемых российских городов и поселений составила менее 10 руб./чел .

Существенное влияние на определение итоговой стоимости работ на актуализацию схем теплоснабжения оказывает выбор типа процедуры торгов : электронный аукцион или открытый конкурс и др. Скорее всего, тип торгов окажет влияние и на качество проведенных работ.

На основании полученных результатов, исходя из анализа имеющегося достаточно незначительного массива данных по 35 городам и поселениям (исходя из общего количества городов и поселений России, где необходима разработка схем теплоснабжения, - свыше 11,6 тыс. шт.), необходимо рекомендовать как заказчикам, так и потенциальным исполнителям использовать предлагаемые механизмы определения стоимости работ по актуализации схем теплоснабжения с обязательным привлечением экспертной организации, и использовать собственные силы и средства (в отношении потенциальных исполнителей) для проведения экспресс-анализа уже разработанных документов с целью более точного определения стоимости работ.

Литература

  1. Пузаков В. С. Разработка схем теплоснабжения вчера, сегодня, завтра // ЭНЕРГОСОВЕТ. № 1. 2015. .
  2. Пузаков В.С. Анализ разработки и утверждения схем теплоснабжения в Российской Федерации // ЭНЕРГОСОВЕТ. № 2. 2015. .
  3. Папушкин В.Н. О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 Февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» и иные НПА/Доклад на конференции «Антикризисное...». - НП «Российское теплоснабжение» - Москва. 09-10 сентября 2015 г.
  4. Семенов В.Г. Сто рублей на человека: столько стоит схема теплоснабжения российского города // газета «Тепловая энергетика». № 03 (03), ноябрь, 2012. (http://www.eprussia.ru/teploenergetika/03/50.htm).
  5. Анциборов А.А., Сокульский Н.Н., Иваненко М.Г., Пузаков В.С., Сущенко В.В. Особенности теплоснабжения южных городов на примере Таганрога // ЭНЕРГОСОВЕТ. № 3. 2015. .

Система добровольной экспертизы схем теплоснабжения
и инвестиционных программ теплоснабжающих организаций

Система добровольной экспертизы схем теплоснабжения создана в 2012 г. НП «Энергоэффективный город» с участием НП «Российское теплоснабжение» по рекомендации Минэнерго России. Создание системы было также поддержано Госстроем России.

Заключения независимой экспертизы, подготовленные на основе гражданско-правовых договоров высококвалифицированными экспертами из различных городов Российской Федерации, позволяют обеспечить высокое качество разработки и актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов, их соответствие требованиям действующего законодательства, а также способствуют прохождению установленных процедур утверждения этих документов. Экспертные заключения также используются при рассмотрении и урегулировании в установленном порядке разногласий или конфликтов интересов, связанных с указанными документами.

Система добровольной экспертизы призвана содействовать развитию рынка по оказанию высококачественных услуг в области разработки и экспертизы схем теплоснабжения и инвестиционных программ теплоснабжающих организаций путем обобщения лучших практик. С этой целью НП «Энергоэффективный город» ведет работу по мониторингу и оценке схем теплоснабжения, находящихся в открытом доступе в сети Интернет. Информация о Системе добровольной экспертизы размещена в открытом доступе по адресу .

В рамках Системы добровольной экспертизы НП «Энергоэффективный город» подготовило более 300 экспертных заключений по проектам схем теплоснабжения, в том числе для городов с численностью более 500 тыс. человек.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в нашей стране за 7 лет было разработано около 11000 схем теплоснабжения поселений и городских округов.

Схема теплоснабжения является «живым» документом и должна соответствовать реальным темпам развития поселения или городского округа, для чего требуется ее ежегодная актуализация. Необходимость ежегодной актуализации схемы теплоснабжения закреплена законодательно статьей 23 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". В настоящее время проходит большой объем работ по ежегодной актуализации действующих схем теплоснабжения.

Рассмотрим основные вопросы, которые возникают при выполнении данных работ.

1. Большое количество утвержденных схем теплоснабжения (особенно небольших сельских поселений) были разработаны низкого качества без учета требований ПП РФ от 22 февраля 2012 г. N 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Поэтому, при актуализации данных схем теплоснабжения необходимо по сути разработать новую схему теплоснабжения.

2. Согласно требованиям, схема теплоснабжения должна разрабатываться на срок не менее 15 лет. Большинство утвержденных схем теплоснабжения разработаны только на 15-летний период. После утверждения актуализированной схемы теплоснабжения действующая до момента утверждения редакция схемы утрачивает силу. Поэтому при ежегодной актуализации необходимо сдвигать расчетный период на один год. Например, если начальная редакция разрабатывалась на 2015-2030 годы, то расчетный период актуализированной редакции должен составлять 2016-2031 год. На практике в большинстве случаев актуализация схем происходит без изменения расчетного периода. Например, можно встретить постановление местного органа самоуправления об актуализации на 2017 год схемы теплоснабжения на период до 2026 года. Так как схема теплоснабжения разрабатывается на основе утвержденных документов территориального планирования поселения или городского округа, то целесообразно при актуализации схемы принимать за расчетный срок не 15-летний период, а расчетный срок генерального плана.

3. Электронная модель является ключевым элементом схемы теплоснабжения. Моделирование гидравлических режимов с помощью модели является единственным способом построения перспективных вариантов развития системы теплоснабжения. Кроме того, в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке схем теплоснабжения, утвержденными совместным приказом Минэнерго России и Минэкономразвития России от 29.12.2012 г. № 565/667, при актуализации необходимо разрабатывать электронную модель «второго уровня» с детализацией распределительных (квартальных) тепловых сетей до конечного потребителя.

Рисунок 1. Фрагмент электронной модели «второго уровня»

4. Развитие системы теплоснабжения должно быть скоординировано с другими программами развития систем инженерной инфраструктуры. Поэтому, желательно, чтобы работа по актуализации схемы теплоснабжения проходила совместно с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (ПКР СКИ). При разработке ПКР СКИ в том числе определяются целевые показатели развития системы теплоснабжения, которые позволяют оценить влияние предусмотренных схемой теплоснабжения мероприятий на качество и надежность системы теплоснабжения поселения или городского округа.

5. Ежегодная актуализация схемы теплоснабжения необходима для разработки и реализации инвестиционных программ теплоснабжающих или теплосетевых организаций. В соответствии со ст. 37 Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 410 если инвестиционная программа не обеспечивает реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения, предусмотренных схемой теплоснабжения, то орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня поступления инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку.

На практике зачастую в схему теплоснабжения без всякого обоснования полностью закладывается инвестиционная программа теплоснабжающей или теплосетевой организации, в результате схема теплоснабжения превращается в расширенный вариант инвестиционной программы, что недопустимо. Мероприятия инвестиционной программы должны следовать из предложений схемы теплоснабжения по строительству и реконструкции источников тепловой энергии, тепловых сетей и сооружений на них, а также из оценки (расчета) показателей надежности системы теплоснабжения, результатом которого в том числе являются предложения по замене изношенных участков тепловых сетей, которые имеют высокие значения параметра отказа и не обеспечивают нормативную надежность теплоснабжения.

Для данных целей по «Методике и алгоритму расчета надежности тепловых сетей при разработке схем теплоснабжения городов», разработанной ОАО «Газпром промгаз», компанией «Политерм» был создан модуль «Расчет надежности систем теплоснабжения» для ГИС Zulu Thermo, который позволяет решать задачи по оценке надежности системы теплоснабжения в соответствии с нормативными требованиями.

6. В результате актуализации схемы теплоснабжения рекомендуется сформировать реестр изменений, которые внесены в действующую редакцию схемы, а также сделать анализ реализации предусмотренных мероприятий по развитию системы теплоснабжения за период, предшествующий году актуализации.

Заключение

Большинство рассмотренных вопросов, касающихся качества схем теплоснабжения, расчетных сроков, координации схем теплоснабжения с другими программами развития систем инженерной инфраструктуры можно избежать, если проводить актуализацию схемы теплоснабжения в составе комплексного проекта по развитию территории муниципального образования, где после разработки и утверждения генерального плана и документов по планировке территории разрабатывается ПКР СКИ, совместно с которой осуществляется актуализация схемы теплоснабжения.

Компания «СтройЭнергоИнновации» отвечает за то, чтобы Ваша схема теплоснабжения в Иркутске и Иркутской области, была разработана и актуализирована. Это документ, который наполнен сведениями о существующем положении системы теплоснабжения, со всеми характеристиками оборудования, мощностью котельной, количеством потребителей, потенциалом ресурсоснабжения, перспективами и направлениями развития теплоснабжения. Это далеко не полный перечень сведений, которые отражает схема теплоснабжения муниципального образования (города, района, поселения).

Целью данного документа является — обобщения данных об объектах теплоснабжения и потребителях, прогнозируемый рост потребителей и своевременное обеспечение потребителей тепловой энергией, планирование капитального и текущего ремонта сетей и объектов теплоснабжения, планирование финансовых затрат на ремонт и обслуживание системы теплоснабжения.

Таким образом, документ должен содержать максимально актуальные данные о существующем положении дел в системе теплоснабжения. Недопустим формализм в разработке такого документа, т.к. в дальнейшем это приведет к необоснованным затратам, неэффективным мерам и работам на сети.

Порядок разработки схем теплоснабжения, а так же порядок утверждения схемы теплоснабжения определен законодательством РФ (ПП РФ от 22.02.2012 г. № 154, ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ, Приказ Минэнерго РФ и Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2012 г. № 565/667). Основным документом, конечно же, является постановление 154 разработке схемы теплоснабжения.

Так же наша компания может помочь Вам в создании схемы теплоснабжения или паспорта антитеррорестической защищённости .

Актуализация схемы теплоснабжения

Ввиду постоянного роста численности населения, изменений в планах строительства объектов социального обеспечения, образования и здравоохранения вследствие изменения объемов финансирования, требуется изменение схемы теплоснабжения, её актуализация. Актуализация схемы теплоснабжения так может быть выполнена компанией «СтройЭнергоИнновации».

Актуализация схемы теплоснабжения требуется так же в тех случаях, когда запланированные мероприятия на прогнозируемый период изменились, соответственно изменились объемы финансовых затрат, либо произведено изменение самой структуры в системе теплоснабжения. Однако актуализация схемы теплоснабжения можно выполнить в случае изменения других сведений содержащихся в документе. Так, например, в случае выявления бесхозных сетей теплоснабжения в поселении, актуализация схемы теплоснабжения поселения необходимо выполнить, для решения вопроса по выявленным бесхозным сетям. Это не весь перечень изменений, по которым требуется актуализация схемы теплоснабжения. Главным требованием в этом вопросе, является требование законодательства Российской Федерации. Так в статье 23 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», написано следующее:

«… Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения».

И конечно же есть исключения из правил. Так в Постановлении Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» указано, что для поселений численностью до 10 тысяч человек (а это значительная часть сельские поселения нашей страны, а так же небольшие городские поселения) соблюдение пунктов 12 — 24 требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, не является обязательным.

Простыми словами поселения до 10 тысяч человек могут:

  1. Отказаться от публичных слушаний и публикации проект схемы теплоснабжения на официальном сайте на 1 месяц;
  2. Ежегодная актуализация схемы теплоснабжения (внесение изменений в схему теплоснабжения) — это право, а не обязанность.

Понятное дело, если актуализация это право, а не обязанность, это не значит что актуализацию можно не делать вообще, просто актуализация проводится по действительной необходимости, а не лишь бы было. Актуализированная схема теплоснабжения это готовый документ для дальнейшей работы по направлению развития и эксплуатации системы теплоснабжения.

Ответы на часто задаваемые вопросы:

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Телефон (обязательно)

Сроки разработки и актуализации схемы теплоснабжения?

Срок разработки схемы теплоснабжения в нашей компании составит 10 рабочих дней - до 10 тысяч человек. Если численность населения превышает больше 10 тысяч человек, срок разработки составит от 20 рабочих дней до 60 рабочих дней. Сроки определены при полной доступности первичной документации о характеристиках сетей и объектах на них.

Стоимость разработки схемы теплоснабжения?

Стоимость разработки схемы теплоснабжения зависит от особенности сельского поселения, городского округа, города или района, ведь схема теплоснабжения городского поселения, муниципального района, поселений различны по объему работ. Стоимость схемы теплоснабжения для населенного пункта до 10 000 человек, будет составлять до 78000 рублей, без учета скидок. В случае наличия ранее заключенных договоров с нашей компанией, предусмотрена скидка в размере до 30% (что в данном случае составит 23 400 рублей). Стоимость разработки схемы теплоснабжения для населенного пункта свыше 10 000 человек, стоимость будет составлять от 78 000 рублей. В данном случае, стоимость определяется после оценки объемов работ, количества источников и протяженности сетей.

Какое наказание предусмотрено за отсутствие схемы теплоснабжения?

Законодательство напрямую не предусмотрело ответственность за отсутствие схемы теплоснабжения. Однако, как правило, отсутствие утвержденной схемы теплоснабжения не дает право финансирования на ремонт и модернизацию системы теплоснабжения. Ведь как можно что то сделать, если нет первоначального документа (так сказать - паспорта). Как можно определить объемы ремонта и модернизации сети теплоснабжения и объектов на ней, если они не описаны и не рассчитаны в этом документе. А как все мы знаем, если нет проекта, нет результата работ. Кроме того, эффективность деятельности местного самоуправления как раз таки определяется по критериям наличия или отсутствия документов генерального планирования и документов планирования систем коммунальной инфраструктуры.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация