Незаконное задержание сотрудниками полиции. Как получить компенсацию за незаконное задержание полицией Отсутствие законных оснований

Главная / Налоги

Задержание полицией - в любом случае серьёзный стресс для любого человека. Одно дело, когда правонарушение налицо, и совершенно другое, когда человек удерживается без причин или когда во время этого нарушаются его права. Далее мы расскажем, как получить денежную компенсацию за неправомерное задержание. О том, когда задержание легитимно, какие действия должен совершить представитель закона в процессе, как должен быть составлен протокол и на что необходимо обратить внимание.

Задержание полицией – в любом случае серьёзный стресс для любого человека. Одно дело, когда правонарушение налицо, и совершенно другое, когда человек удерживается без причин или когда во время этого нарушаются его права. Далее мы расскажем, как получить денежную компенсацию за неправомерное задержание. О том, когда задержание легитимно, какие действия должен совершить представитель закона в процессе, как должен быть составлен протокол и на что необходимо обратить внимание.

В каком случае задержание правомерно

В ст. 14 закона «О полиции» описаны правила задержания граждан полицейскими. Оно должно основываться исключительно на актуальных нормах законодательства. Задержание – это временное лишение свободы человека с целью рассмотрения дела о нарушении (статья 27.3 КоАП) или граждан, находящихся под подозрением из-за совершения незаконных действий (статьи 91, 92 УПК).

По Конституции и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, если нет специального судебного постановления, гражданина можно задержать не больше чем на три часа (в особенных ситуациях – до 2 суток – часть 2, 3 статья 27.5 КоАП). Удерживание человека должно иметь под собой основания, о чём сразу необходимо сообщить человеку, а затем записать в протоколе. А без этого задержание считается незаконным, даже несмотря на то, что представитель органов правопорядка действовал в рамках своих полномочий.

Задержание в соответствии по уголовными статьями 91, 92 УК РФ возможно когда:

  • Человек был пойман на месте преступления;
  • Есть свидетели, способные подтвердить личность преступника;
  • На человеке, его одежде присутствуют следы совершённого преступного действия.

Полицейские должны действовать в рамках законодательных актов, регламентирующих процедуру задержания человека:

  • Приказ МВД от 30.04.2012 N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»;
  • Положение об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 №627);
  • ФЗ от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
  • Приказ МВД от 22.11.2005 №950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел».

Если представитель правопорядка не выполнял должностную инструкцию, то потерпевший вправе подать судебный иск с требованием компенсации.

Оформление протокола

Полицейский обязан составить протокол в 2 экземплярах, один при этом будет выдан задержанному (п.17 Приказа МВД от 30.04.2012 №389). В нём должна быть приведена информация о полицейском, время и день задержания и причины, по которым было произведено задержание. Полицейские также должны уведомить родственников (ч. 14 ст. 12 з.«О полиции», ст. 27.4 КоАП).

Следует помнить, что составление этой бумаги не может стать причиной удерживания гражданина. Если причиной будет указано «для пресечения административного правонарушения, составления административного протокола, рассмотрения дела», то удерживание человека не легитимно.

Иск о нарушении прав при задержании

Человек, которого незаконно задержала полиция, вправе подать иск с требованием о возмещении ущерба (ст. 1070, 1100 ГК РФ). В случае положительного решения суда, потерпевшему будет выплачена компенсация. Если были нарушены условия содержания, то иск подаётся по ст. 21 Конституции и ст. 1069, 151 ГК. Соответчиком в таких делах будет Минфин РФ.

Если иск подаётся по статье 1070 ГК, то ответчик не имеет права ссылаться на невиновность. Если по ст. 1069, то истцу необходимо будет предоставить доказательства получения вреда и подтверждение виновности ответчика. Согласно ст. 1064 кодекса, ответчик должен предоставить доказательства своей невиновности. Если к задержанному применяли физическую силу, виновных могут привлечь к уголовной ответственности по статье 286 УК.

Каждый, кто был незаконно задержан даже на несколько часов, вправе получить компенсацию за нанесенный ему ущерб. Это решение Конституционного суда, оглашенное 16 июня, непосредственно касается и автолюбителей, обвиняемых в нарушении ПДД.

Поводом для проверки конституционности ряда норм Кодекса об административных правонарушениях и Гражданского кодекса РФ стали жалобы трех заявителей, один из которых – В. К. Рогожкин – обвинялся как раз по факту ДТП. В отношении управлявшего одним из столкнувшихся автомобилей Рогожкина вначале был составлен протокол, который потом отменил заместитель начальника ОГИБДД УВД по Октябрьскому району города Красноярска в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности и сроков расследования по делу.

Сам Рогожкин возражал против таких формулировок, он хотел, чтобы была доказана его невиновность. Но вопрос о его вине (как и о вине других заявителей) остался открытым, поэтому обжаловать действия милиции и добиться рассмотрения дела по существу в судах никому из них не удалось.

Несмотря на возражения полномочного представителя президента России в КС Михаила Кротова, суд принял сторону заявителей, поддержанных экспертами и представителем Генпрокуратуры Татьяной Васильевой. Последняя даже заявила в прениях, что «каждая жертва незаконного ареста или задержания должна иметь право на возмещение ущерба за вредоносное воздействие в полном объеме».

КС хоть и признал оспоренные нормы соответствующими Конституции РФ, но истолковал их таким образом, чтобы раз и навсегда положить конец порочной практике, когда краткое задержание не считается унижением гражданина, которое должно быть компенсировано государством.

Со ссылкой на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, которая имеет приоритет над российскими законами, КС установил, что применять административное задержание можно лишь «по обоснованному подозрению» в совершении правонарушения.

«Задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы», – говорится в постановлении КС. Следовательно, «должностное лицо, производящее задержание, должно располагать такими фактами и сведениями, которые достаточны для объективно обоснованного подозрения в том, что лицо могло совершить соответствующее правонарушение». Причем должностные лица не могут довольствоваться соблюдением одних лишь формальных условий, предполагающих ограничение свободы.

Прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для обжалования незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Иное, уверены судьи КС, «нарушало бы гарантированное Конституцией Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22), а также право на судебную защиту (статья 46) и противоречило бы принципам законодательства об административных правонарушениях, в частности принципу законности (статья 1.6)».

По выявленному судьями смыслу положений оспоренных норм российского законодательства в случае незаконного привлечения граждан к административной ответственности в виде административного ареста они имеют право на возмещение вреда независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц. «Это обусловлено особым значением конституционного права каждого на свободу и личную неприкосновенность», – подчеркивается в постановлении КС.

Несмотря на недовольство президентского полпреда, который полагает, что КС вышел за пределы своей компетенции, судам придется теперь рассматривать по существу все жалобы граждан, законность задержания которых по делам об административном правонарушении вызывает сомнение. И возмещать им материальный и моральный ущерб, если задержание окажется действительно неправомерным.

В частности, автомобилистам следует требовать компенсации даже в тех случаях, когда их безосновательно задерживают и направляют на медицинское освидетельствование. Потеря нескольких часов может при этом повлечь существенный ущерб (сорвалась сделка или важная встреча, пропали билеты на поезд или самолет). Если инспектор ДПС не соблюдал установленные правила, не подкреплял свои подозрения фактами и не составлял все необходимые в таком случае документы, можно доказать, что он таким образом пытался вымогать деньги или наказать вас за «несговорчивость». И тогда за его действия придется отвечать госказне.

  • §1. Исторический анализ вопросов уголовной ответственности за незаконное задержание лица по подозрению в совершении преступления
  • §2. Обоснование криминализации незаконного задержания
  • Глава II. Правовая характеристика незаконного задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • II.1. Уголовно-процессуальная характеристика задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • §1. Понятие, общая характеристика задержания подозреваемого
  • §2. Процессуальные проблемы задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • II.2. Уголовно-правовая характеристика незаконного задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • § 1. Понятие и признаки задержания, предусмотренного ч. 1 ст. 301 ук рф
  • § 2. Объект незаконного задержания
  • § 3. Объективная сторона незаконного задержания
  • Часть 3 ст. 301 ук рф по конструкции предусматривает материальный квалифицированный состав незаконного задержания – заведомо незаконное задержание, повлекшее тяжкие последствия.
  • § 4. Субъект незаконного задержания
  • § 5. Субъективная сторона незаконного задержания
  • Глава III. Вопросы совершенствования законности задержания лица по подозрению в совершении преступления
  • § 1. Отграничение незаконного задержания от конкурирующих составов преступлений и дисциплинарного проступка
  • § 2. Особенности уголовного преследования за совершение незаконного задержания
  • § 3. Совершенствование процессуального порядка задержания подозреваемого
  • § 4. Совершенствование мер по предупреждению незаконного задержания
  • Заключение
  • Книги и монографии
  • Научные статьи
  • Авторефераты
  • § 2. Особенности уголовного преследования за совершение незаконного задержания

    Правовым последствием общественно опасного посягательства на личную неприкосновенность человека должно быть уголовное преследование виновного должностного лица и назначение ему справедливого наказания. Незначительная общественная вредность обоснованного, но формально незаконного задержания, с одной стороны, и особый характер, высокая степень общественной опасности заведомо незаконного задержания, с другой стороны, требуют строгого соблюдения законности при осуществлении уголовного преследования и разрешения уголовного дела.

    При исследовании судебно-следственной практики привлечения должностных лиц к уголовной ответственности за совершение незаконных задержаний обнаружена следующая, на наш взгляд, негативная тенденция. Органы предварительного расследования, суды в подавляющем большинстве случаев склонны рассматривать незаконное задержание как превышение должностных полномочий, а не как преступление против правосудия – заведомо незаконное задержание. Изначально неверная оценка незаконных действий должностного лица порождает необоснованные процессуальные действия, результатом которых, как правило, являются:

      освобождение виновного должностного лица от уголовной ответственности или, напротив,

      нарушение законных интересов невиновного должностного лица, и в некоторых случаях

      назначение виновному должностному лицу более строгого наказания, не соответствующего общественной опасности деяния.

    Рассмотрим подробнее. Основная процессуальная ошибка органов предварительного расследования – это осуществление производства по факту необоснованного, т.е. незаконного задержания, в рамках стадии возбуждения уголовного дела. В этом случае органы предварительного расследования часто отказывают в возбуждении уголовного дела, мотивируя итоговое решение отсутствием общественно опасных последствий, характерных для превышения должностных полномочий. Процессуальные последствия подобного решения:

    1) если принятое решение истинно, то заподозренное должностное лицо, фактически обвинявшееся в совершении преступления, не приобретает право на реабилитацию, которое может возникнуть только после прекращения возбужденного уголовного дела, – ст. 133 УПК РФ;

    2) если же фактически принятое решение необоснованно, то виновное должностное лицо незаконно освобождается от уголовной ответственности, поскольку состав незаконного задержания не предусматривает наступление общественно опасных последствий – ч. 1 ст. 301 УК РФ.

    Таким образом, в обоих случаях назначение уголовного судопроизводства не реализуется (ст. 6 УПК РФ).

    Основная процессуальная ошибка, допускаемая судами, – это переквалификация незаконного задержания в процессе судебного разбирательства на превышение или злоупотребление должностными полномочиями. Последствиями данного решения, в свою очередь, являются:

    1) несоблюдение пределов судебного разбирательства 288 ;

    2) создание предпосылок назначения виновному должностному лицу наказания, которое не соответствует общественной опасности незаконного задержания 289 .

    В основном, подобные последствия также являются препятствием, на наш взгляд, для реализации назначения уголовного судопроизводства.

    Попытаемся разобраться в причинах обозначенных процессуальных нарушений, которые допускаются органами предварительного расследования и судом при осуществлении уголовного преследования и разрешении уголовных дел данной категории.

    Напомним сначала практику производства самого незаконного задержания. В процессе исследования мы выделили несколько устоявшихся незаконных способов применения данной меры уголовно-процессуального принуждения. При этом обращает внимание на себя тот факт, что, являясь незаконными изначально, данные способы задержания широко распространены и признаются вполне допустимыми. Первый способ – это задержание лица по подозрению в совершении преступления в административном порядке. Второй – так называемое «фактическое» задержание лица по подозрению в совершении преступления. Третий – задержание свыше установленного срока 290 .

    Первый способ незаконного задержания нарушает требования норм как административного права, так и уголовно-процессуального. Административное задержание производится на основании «сфабрикованного» административного правонарушения или для «установления личности», что не является основанием для административного задержания. При этом лицо, фактически подозреваемое в совершении преступления, не имеет уголовно-процессуального статуса подозреваемого в совершении преступления, что влечет определенные негативные последствия.

    Второй и третий способы нарушают требования норм уголовно-процессуального закона. Например, можно выделить следующие нарушения, характерные для второго способа:

    1) задержание человека при отсутствии законного основания;

    2) несоблюдение уголовно-процессуальных условий задержания, при которых оно допускается;

    3) нарушение требований, предъявляемых к процессуальному оформлению задержания 291 .

    Для третьего способа свойственно нарушение в виде превышения установленного для задержания подозреваемого предельного срока. (Мы уже отмечали, что в данном случае, скорее всего, имеет место незаконное заключение под стражу – незаконное применение меры пресечения.) 292

    Любое нарушение требований норм уголовно-процессуального закона при производстве задержания дает нам основание для утверждения о том, что задержание является незаконным. Но при этом необходимо заметить, что не каждое незаконное задержание является необоснованным 293 , т.е. общественно опасным, противоправным незаконным задержанием – преступлением, предусмотренным ч. 1 ст. 301 УК РФ.

    Обоснованность задержания определяется, на наш взгляд, двумя признаками: наличием, во-первых, основания и, во-вторых, мотива задержания. Нельзя связывать оценку обоснованности задержания с соблюдением иных процессуальных требований (это требования к законности), а также последующим привлечением задержанного лица в качестве обвиняемого и заключением его под стражу в качестве меры пресечения.

    Да, у задержания двуединая цель – обеспечение условий для установления причастности (непричастности) лица к совершению преступления и обеспечение условий для решения вопроса об аресте подозреваемого (обвиняемого). Но в некоторых случаях будет установлена непричастность лица к совершенному преступлению (примерно каждый 170-й случай задержания), в других случаях в отношении подозреваемого достаточно будет избрать подписку о невыезде (примерно каждый 4-й случай задержания).

    Таким образом, незаконное 294 , но обоснованное задержание – это дисциплинарный проступок, поскольку лишь в исключительных, особых случаях оно может повлечь общественно опасные последствия. Разбирательство подобных фактов незаконного задержания будет допустимо в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ без возбуждения уголовного дела, поскольку итоговое решение – отказ в возбуждении уголовного дела – заведомо предсказуемо. Таким образом, виновное должностное лицо по результатам проверочных действий, будучи освобожденным от уголовной ответственности, должно быть привлечено к ответственности дисциплинарной.

    Необоснованное задержание, как правило, является общественно опасным, что свидетельствует о наличии у данного деяния явных признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ. Указанное обстоятельство является основанием для обязательного возбуждения уголовного дела и производства предварительного следствия. Производство в подобных условиях проверочных действий является незаконным. Виновное должностное лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности за совершение преступления против правосудия, что возможно только в стадии предварительного расследования, но не в стадии возбуждения уголовного дела.

    Если же в ходе предварительного расследования либо судебного разбирательства будет доказана обоснованность (законность) задержания, произведенного должностным лицом, то бывший подозреваемый (обвиняемый, оправданный) обоснованно приобретет в этом случае право на реабилитацию (глава 18 УПК РФ), которая обеспечит полное (это предполагает законодатель) возмещение вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования.

    По поводу судебных ошибок. Суды, прежде всего, должны строго соблюдать требования норм УПК РФ. Осознанное предупреждение судом нарушений пределов судебного разбирательства будет гарантировать соблюдение прав обвиняемого при разрешении уголовных дел о незаконном задержании. В дополнение к этому при квалификации незаконных действий должностного лица, связанных с незаконным задержанием, судам необходимо особое внимание уделять установлению признаков объекта состава данного преступления. Именно объект определяет характер общественной опасности преступления, который имеет существенное значение при определении вида и размера возможного наказания. Таким образом, ошибочное определение объекта состава преступления может являться в некоторых случаях причиной вынужденного нарушения пределов судебного разбирательства.

    Данная статья для тех, кто волей-неволей столкнулся произволом правоохранительных органов- как себя вести при задержании, на что имеют право сотрудники правоохранительных органов, а чего они не имеют права делать ни в коем случае, на какой максимально возможный срок вас имеют право задержать, и куда поместить при задержании, куда обращаться, если блюстители закона грубо нарушили Ваши гражданские права — на все эти вопросы вы найдете ответы ниже.

    Права имеет даже нарушитель. Сотрудник полиции, даже если Вы пьяны, не имеет права грубить и применять силу в том случае, если Вы сами ведете себя корректно. Он обязан:

    • представиться, назвать должность, звание и фамилию;
    • предъявить свое служебное удостоверение — но только по вашему требованию. Удостоверение он не даст вам в руки однако обязан показать в раскрытом виде и дать возможность прочитать данные;
    • незамедлительно сообщить причину и цель обращения;

    Потребовать у Вас предъявить паспорт или иные документы он имеет право только в нескольких случаях:

    • если есть повод подозревать вас в совершении преступления. В этом случае полицейский обязан сначала предоставить ориентировку, или другие доказательства того, что у него есть основания для подобного подозрения
    • если есть основания полагать, что вы находитесь в розыске — опять таки должен быть вводный документ или ориентировка;
    • если вас остановили в момент совершения административного правонарушения (пьяный вид, употребление алкоголя или курение в общественном месте, нарушение общественного порядка, иные нарушения).

    Сотрудник полиции имеет право потребовать проследовать за ним в ближайшее отделение полиции в том случае, если у Вас при себе нет документов, и установить Вашу личность невозможно. В этом случае Вам лучше не пытаться возмущаться или сопротивляться, а спокойно проследовать в отделение. Оскорбление сотрудника, резкие движения с вашей стороны, разговор на повышенных тонах вполне могут быть расценены, как сопротивление законным требованиям правоохранительных органов, и это уже есть самый, что ни на есть прямой повод для задержания с применением силы. Пока вы добровольно подчиняетесь требованием, вы еще не задержаны, а вежливо приглашены. Спорить тоже не стоит — потеряете гораздо больше времени.

    2. Задержание без вины

    Первое правило при любом задержании — не сопротивляйтесь. Чем больше Вы противитесь требованиям полицейского, тем больше у него появляется ЗАКОННЫХ оснований применить к Вас силовые методы усмирения.
    При любом задержании в обязательном порядке составляется протокол. Его обязаны составить с момента доставления в опорный пункт полиции при задержании административного характера, а при подозрении на совершение уголовного преступления — в течение трех часов с момента доставления к следователю или дознавателю.
    Протокол о задержании должен содержать:

    • основания и мотивы задержания, указание на место, время и дату задержания и отдельно — время составления;
    • все обстоятельства, которые вы сочтете нужными туда внести — применение физической силы сотрудниками полиции, грубость, употребление нецензурной лексики.
    • в протоколе не должно быть пустых строчек, и пустых мест;
    • протокол должны подписать все сотрудники, которые присутствовали при задержании и составлении протокола. Вы сами имеете полное право его не подписывать. А вот копию Вам должны выдать в любом случае.

    3. Срок задержания

    Положа руку на сердце, сотрудники правоохранительных органов сами часто не знают, на какой конкретно срок они имеют право вас задерживать. Поэтому приведем простую «шпаргалку».
    3 часа:

    • — с момента доставления в помещение органов внутренних дел или с момента вытрезвления в случае, если при задержании вы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

    48 часов:

    • если вы совершили правонарушение, посягающее на режим государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ;
    • если в отношении вас ведется дело об административном правонарушении, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста;
    • с момента фактического ограничения свободы передвижения (до вынесения судебного решения);

    72 часа:

    • — с момента вынесения судебного решения о продлении срока задержания с указанием в постановлении даты и времени, до которых продлевается срок;

    Общий срок задержания не может составлять более 120 часов (5 суток). По истечению 120 часов вас должны либо отпустить в связи с неподтверждением подозрения в совершении преступления, либо избрать по решению суда в отношении вас меру пресечения в виде заключения под стражу, либо избрать иную меру пресечения, не связанную с ограничением или лишением свободы.

    4. Задержание с нарушением

    Если Вас уже задержали и доставили в отделение, то есть целый перечень требований, которые должны быть удовлетворены. Невыполнение этих правил сотрудниками полиции и есть нарушение законности при задержании.

    • один телефонный звонок родственникам или адвокату:
    • вы не обязаны свидетельствовать против себя и близких, можно просто молчать;
    • право на получение помощи адвоката с момента задержания и на отказ от дачи объяснений и показаний без присутствия адвоката. Если вам назначат адвоката, вы вправе проверить его удостоверение и записать для себя его личные данные;
    • право на предъявление заявлений, жалоб, ходатайств, в том числе на обжалование действий или бездействия сотрудников полиции в вышестоящем органе или у вышестоящего должностного лица, в органах прокуратуры или в суде;
    • право на услуги переводчика;
    • право на ознакомление с документами и внесение в них замечаний и возражений;
    • право на оказание медицинской помощи, даже в том случае, если к Вам не была применена физическая сила

    5. Будут ли бить?

    Сотрудник правоохранительных органов вправе применить силу лишь в нескольких случаях:

    • чтобы пресечь преступление или правонарушение;
    • при преодолении сопротивления при задержании;
    • в целях самозащиты.

    Как видите, второй пункт позволяет полицейскому весьма широко использовать свои полномочия, и применить силу даже в том случае, если у него возникнет подозрение, что вы можете сопротивляться.

    6. Куда жаловаться?

    • Главное управление собственной безопасности МВД РФ;
    • районная областная прокуратуры;
    • дежурная часть ГУВД (02)

    Если вас незаконно задержали сотрудники полиции, и каким либо образом были нарушены ваши права, обращайтесь к специалистам нашего сайта за бесплатной консультацией

    Для граждан, пострадавших от произвола правоохранительных органов, 24 часа в сутки работает дежурный юрист в чате

    1. Заведомо незаконное задержание -
    наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
    2. Заведомо незаконные заключение под стражу или содержание под стражей -
    наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
    наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

    Комментарий к статье 301

    1. Непосредственный объект (в том числе квалифицированных составов, предусмотренных ч. 2 и 3 рассматриваемой статьи) - деятельность органов прокуратуры, следствия и дознания по осуществлению уголовного преследования в отношении лиц, совершивших преступления.
    2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется действием - незаконным задержанием гражданина.
    3. Законным задержание является в случаях, если для этого имелись основания, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Так, в соответствии со ст. 91 орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
    Статья 92 УПК РФ определяет порядок задержания подозреваемого. После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. О произведенном задержании орган дознания или следствия обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
    В ст. 94 УПК РФ перечисляются основания освобождения подозреваемого. Он подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если: 1) не подтвердились подозрения в совершении преступления; 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу; 3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил окончательное принятие решения по этому вопросу. Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока содержания под стражей не поступит в течение 48 часов с момента задержания, подозреваемый немедленно освобождается.
    Таким образом, незаконным является как задержание подозреваемого при отсутствии оснований его задержания, так и продолжение применения к нему этой меры процессуального принуждения при наличии оснований к освобождению подозреваемого.
    4. Преступление считается оконченным с момента фактического незаконного задержания подозреваемого.
    5. Субъект преступления - прокурор, следователь, лицо, производящее дознание.
    6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Субъект осознает, что осуществляет незаконное задержание подозреваемого, и желает этого.
    Органами предварительного следствия П. обвинялась в том, что она, исполняя обязанности следователя следственного отдела ОВД, заведомо незаконно задержала Н. Судом автономной области П. была оправдана по ч. 1 ст. 301 за отсутствием в ее действиях состава преступления. В кассационном протесте государственный обвинитель, не соглашаясь с принятым судом решением, утверждал, что действия П. по задержанию Н. носили заведомо незаконный характер, просил приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в ином составе судей. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оправдательный приговор оставила без изменения, а кассационный протест прокурора без удовлетворения, указав, в том числе, следующее.
    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ установила, что выводы суда о невиновности П. в совершении инкриминируемого ей преступления основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст. 8 УК РФ. В судебном заседании П. виновной себя в заведомо незаконном задержании Н. не признала, пояснила, что о причастности Н. к краже ей стало известно от оперуполномоченных Ж. и Л. Из допроса О. она выяснила, что Н. принес к нему домой и продал ему похищенный из квартиры потерпевшей телевизор. Этот телевизор был изъят, опознан потерпевшей и возвращен ей. Правдивость показаний О. не вызывала сомнений, так как Н. характеризовался как ранее судимый, нигде не работавший, общавшийся с сомнительными людьми. С санкции прокурора в квартире Н. был произведен обыск, но положительных результатов он не дал. Н. в ходе допроса отрицал свое знакомство с О. и продажу ему телевизора. С учетом этого П. решила задержать Н., чтобы воспрепятствовать ему помешать установлению истины по делу, рассчитывая провести очную ставку между ним и О. В течение суток оперативные работники не смогли найти О., и она освободила Н. По словам П., производя задержание Н., она не сомневалась в его причастности к краже.
    На основе изложенного (и других материалов дела) следует признать обоснованным решение суда об отсутствии у П. умысла на незаконное задержание Н. При этом суд обоснованно признал, что П. действовала с учетом своего профессионального опыта, добросовестно полагая, что, задерживая Н. в порядке ст. 122 УПК РСФСР, она поступает в соответствии с законом. Убеждение П. как следователя в причастности Н. к преступлению с учетом конкуренции обстоятельств дела при его задержании исключает в ее действиях признак заведомости незаконного задержания.
    С учетом изложенного Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала обоснованным решение суда об отсутствии в действиях П. состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ (БВС РФ. 2004. N 1. С. 11 - 12).
    7. Часть 2 ст. 301 предусматривает ответственность за незаконные заключение под стражу или содержание под стражей.
    8. Объективная сторона преступления характеризуется действиями - заведомо незаконным заключением под стражу или содержанием под стражей.
    9. Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения как разновидности мер процессуального принуждения. Ее избрание регламентируется уголовно-процессуальным законодательством. Так, в соответствии со ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: 1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2) его личность не установлена; 3) им нарушена ранее избранная мера пресечения; 4) он скрывался от органов предварительного расследования или от суда.
    10. Процессуальное решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу оформляется вынесением судьей постановления об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу.
    11. Сроки содержания под стражей (2 месяца, 6 месяцев, 12 месяцев и 18 месяцев) установлены в ст. 109 УПК РФ. По истечении указанных сроков обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению (за исключением особых случаев, предусмотренных п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК).
    В срок содержания под стражей засчитывается время: 1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого; 2) домашнего ареста; 3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда; 4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации.
    Таким образом, незаконным следует рассматривать как заключение под стражу при отсутствии оснований и в нарушение порядка, предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством, так и продолжение применения к лицу этой меры пресечения после истечения законных сроков нахождения под стражей.
    12. Субъектом преступления является судья, вынесший незаконное решение о заключении под стражу либо о продлении нахождения под стражей, а также начальник места содержания под стражей (незаконно содержащий обвиняемого или подозреваемого под стражей после истечения соответствующих сроков). Прокурор, следователь или дознаватель (не наделенные новым УПК РФ правом на заключение под стражу), ходатайствующие перед судом о заключении под стражу заведомо для них невиновного лица, подлежат (в зависимости от конкретных обстоятельств) ответственности как за должностное преступление (злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий либо получение взятки).
    13. Часть 3 ст. 301 предусматривает повышенную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи УК, повлекшие тяжкие последствия. К ним следует отнести такие последствия, как самоубийство потерпевшего, смерть или тяжкое заболевание, наступившие в результате незаконного содержания его под стражей.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация