Консультация пожарная безопасность дошкольное воспитание. В копилку воспитателям: учим детей правилам пожарной безопасности. Формы организации по формированию противопожарной безопасности

Главная / Налоги

Полина Лисаченко

"Безопасности формула есть :

надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - всё избежать,

а где надо - на помощь позвать!"

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Жизнь, человека, в частности ребёнка, бесценна.

Дети, из-за отсутствия жизненного опыта, не могут самостоятельно определить всю меру безопасности , поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты ребёнка.

Сохранение жизни, здоровья и формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников - первостепенная задача детского сада .

Пожарная безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представления о пожаре , об опасностях огня, о порядке действия во время пожара .

Детская пожарная безопасность - целый комплекс образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий.

Формы организации по формированию противопожарной безопасности :

1) Познавательные занятия. ("Детям спички не игрушка", "Кто с огнём не осторожен - у него пожар возможен ")

2) Беседы. ("Почему возникают пожары ?", "Пожар . Что делать?")

3) Игры. ("Пожарные на учении ", "Опасно - неопасно", "Ч. П. в доме")

4) Моделирование ситуаций. ("Если случилась беда")

5) Просмотр тематических мультфильмов. (серия "Уроки безопасности тётушки Совы ")

6) Плакаты по ППБ.

7) ИЗО. ("Огонь добрый- огонь злой")

8) Викторины. ("Что? Где? Когда?")

Ежемесячно проходят тренировочные занятия, на которых дети закрепляют порядок действия во время пожара .

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Формирование основ пожарной безопасности детей» и интегрированное занятие «На помощь мы спешим» В дошкольном детстве происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека;.

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание в детском саду» Патриотическое воспитание в детском саду - это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Суть патриотического.

Формирование основ безопасности в подготовительной группе Актуальность темы: Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования,.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности,.

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности во второй группе раннего возраста» Тема: Формирование основ безопасности во второй группе раннего возраста. Цель: Формирование у детей навыков безопасного поведения в различных.

Консультация для родителей «Формирование основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста» В последнее время мы очень часто по телевизору видим сюжеты про пожары с гибелью людей. И не задумываемся о том, что часто причиной пожара.

Консультация для воспитателей «Адаптация в детском саду» Первый приход ребёнка в детский сад вроде и волнующе, но и страшно,так как это плачь, сопли. истерика. Сейчас содрогаются те воспитатели,.

Опыт работы с семьей по пропаганде правил пожарной безопасности в детском саду Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №43 «Детский сад комбинированного вида». Нет недугам и несчастьям.

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещений и противопожарную грамотность взрослых. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет сформировать у детей представление о правилах пожарной безопасности.

Для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приемы:

  • беседа,
  • рассказ воспитателя,
  • художественное слово,
  • рассматривание,
  • наглядно-иллюстративный материал, дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • продуктивная деятельность,
  • моделирование игровой ситуации
  • экскурсия в пожарную часть и т.д.

Для младшего дошкольного возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В 3-4 года дети просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички - ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младшего дошкольного возраста должно быть общение. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница». Следует обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для данного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака. Можно посмотреть одноименный мультфильм с комментариями.

В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение. В этот период интересными для детей будут произведения: «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения данных произведений с детьми проводятся беседы. Большую пользу приносят также игры, в которых присутствуют элементы правил пожарной безопасности. Очень эффективен в этом возрасте прием опосредствованного воздействия (через кукольный персонаж, игрушку, в том числе и оценочного характера.

В старшем дошкольном возрасте мотивы становятся более осознанными, возрастает интерес к миру взрослых. Дети стремятся быть похожими на взрослых. Для этого возраста можно организовать встречу с работниками пожарной службы. Предложить детям провести конкурс рисунков на темы: «Огонь - друг», «Огонь - враг» и т. п. Интересны будут детям художественные произведения: «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок - черный бок» И. Демьянова и другие. Организовать вместе с детьми сюжетно-ролевые игры по теме пожарной безопасности.

В старшем дошкольном возрасте дети любят экспериментировать, могут сами делать выводы, находить ответы на вопросы. Детям можно предложить темы: «Зачем пожарному защитный шлем», «Опасен ли огонь», «Вулканы, почему они извергаются?» и т. п. Старших дошкольников знакомят с историей пожарной службы. При этом можно использовать сказки: «Как в селе пожарную каланчу построили», «Как Тимошка царевну спас» и другие.

Всю систему работы по обучению детей правилам ПБ можно представить следующим образом:

  • знакомство с профессией пожарного;
  • знакомство с причинами возникновения пожаров;
  • знакомство с правилами пожарной безопасности;
  • знакомство со средствами пожаротушения;
  • набор телефонного номера пожарной службы;
  • формирование навыков общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;
  • формирование навыков самостоятельности, воспитание ответственного поведения.

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности должно проводиться и в семье . Практика показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами пожарной безопасности. Зачастую, спички дома хранятся в доступных для детей местах, малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плитам. Поэтому воспитателям надо вести планомерную работу с родителями. Здесь можно использовать самые разнообразные формы: консультации, папки-передвижки, оформление наглядной агитации, анкетирование, беседы, проведение круглых столов, совместных досугов детей и родителей.

Именно такая систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей формирует у дошкольников прочные знания о правилах пожарной безопасности.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА:

  1. При возникновении сигнала о пожаре немедленно прекратить работу.
  2. Взяв личные вещи, табель посещаемости детей и сведения о родителях, приступить к эвакуации детей.
  3. Учитывая ситуацию, определить наиболее безопасные эвакуационные пути и выходы. Не оставлять детей без присмотра с момента обнаружения пожара до его ликвидации.
  4. Эвакуировать детей из ДОУ, свериться с табелем.
  5. Сообщить ответственному по сбору информации о количестве эвакуированных детей.

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 32»

Инновационный опыт работы

воспитателя МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 32»

Тарасовой Евгении Юсуповны по теме:

«Обучение детей дошкольного возраста пожарной безопасности ».

Ст. Полтавская

2013 год

Введение………………………………………………………………………….3

1. Описание опыта работы по формированию знаний по пожарной безопасности……………………………………………………………….4-7

2. Основные направления работы по взаимодействию с

родителями…………………………………………………………………….7

3. Разнообразные формы работы с семьей……………………………..7-8

4. Обучение детей пожарной безопасности………………………………8-10

5. Заключение…………………………………………………………………10-11

6. Список литературы…………………………………………………………11

Приложение……………………………………………………………………..12-49

Введение

Пояснительная записка

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными предметами становятся причиной пожаров и страшных бед. Почему это происходит? Ответ прост - недостаточная бдительность взрослых, неумение вовремя научить ребёнка правилам безопасного поведения. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, то тем самым запланируем настоящие и будущие пожары. Ведь колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к окружающему миру принадлежит нам взрослым: родителям, педагогам. Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру. А так как ведущий вид деятельности дошкольников это игра, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме. Данный материал в помощь педагогам ДОУ и родителям.


ЦЕЛЬ:

Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

ЗАДАЧИ:

Сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

Познакомить с историей появления электробытовых приборов (утюг, пылесос, стиральная машина и тд.), учить безопасному обращению с ними.

Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и предметов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.

Познакомить с правилами поведения во время пожара.

Выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, телефон);учить набирать номер МЧС, пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.

Продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.

Расширять представление детей об охране жизни людей.

Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Активизировать словарь по данной теме

1. Описание опыта работы по формированию знаний по пожарной безопасности.

Опираясь на статистику, мы узнаём, что не редко в огне пожаров гибнут и получают увечья дети. Десятки детей в основном дошкольного и младшего школьного возраста, ежегодно пополняют список жертв огня. По данным органов пожарной охраны , каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники.
Чем это можно объяснить? Во – первых, родители мало обучают детей правилам пожарной безопасности, а во – вторых, в ДОУ ещё недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.

Система работы по данной проблеме включает:

Создание предметной среды – художественная литература , иллюстрации, атрибуты, игрушки, настольно – печатные и дидактические игры, номера телефонов служб;

Совместная деятельность педагога и детей – наблюдения, беседы, игры – занятия, вечера досуга и т. д. И умение вести себя в них;

Работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов, проведение семинаров – практикумов по типу круглого стола , организация современных досугов;

Взаимосвязь с работниками службы пожарной безопасности;

Работу педагога по подбору дидактического материала для формирования у детей здорового чувства опасности.

Этапы работы:

- формирование у детей интерес к проблемам собственной безопасности.
Для этого создавалось предметная среда, включая яркие игрушки, атрибутику дидактические и настольно – печатные игры и др. Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включалась в календарный план , знания и умения детей закреплялись в свободной деятельности через различные игры, театрализованную и изодеятельность.

Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно нескольких занятий, чтобы они поняли опасность, которую несет огонь. На данном этапе важно добиться, чтобы дети усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.


Проведение занятий целесообразно сопровождать показом открыток, картинок, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками. Объяснить их устройство и назначение, занятие надо построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес, обязательно надо привести примеры, когда игра с огнем завершалась огнем.


- формирование основы безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!».

Следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев . Нужно стремиться, не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого не только проводятся специально организованные занятия, но и происходит знакомство детей с трудом, например, повара, когда они узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не применять меры предосторожности.
На занятиях дети знакомятся с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров, так во время беседы на тему «Наш дом» фигурируют вопросы: «Почему телевизор можно смотреть с взрослыми? Почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом, включать светильники?» и т. д.
На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей;

Личностные качества – дисциплинировать, культуру поведения, выдержку, внимание;

Определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожар.

В работе используются различные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры – эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасителей, попавших в беду людей. Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил пожарной безопасности, а так же правила « Нельзя!».
«Нельзя»:

Брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

Разжигать без взрослых огонь, включить газовые и электрические приборы;

Класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

- формировать правила пожарной безопасности;

Расширить знания детей о борьбе с огнём; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

В старших группах дети знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарных. Проводится экскурсия в пожарную часть, где эксперт знакомит детей с пожарной техникой, средствами тушения. На занятиях детям объясняют, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места(так как это характерно для детей дошкольного возраста), а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно называть адрес и своё имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.

Одновременно с изучением правил при возникновении пожара расширялись знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого используются плакаты, дети знакомятся с назначением каждого предмета противопожарного оборудования.

Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода проводятся дидактические игры, а также знакомятся с произведениями художественной литературой по данной теме, картинками, рассказывающими о борьбе людей с огнем.


На данном этапа целесообразно использовать беседы, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию навыков безопасного поведения в быту. Эта тема присутствует также на занятиях по изобразительной деятельности.

Педагогам следует помнить о том, что содержание занятий, умений и навыков должно быть направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда должна соответствовать возрастным особенностям детей и не содержать «шоковой» информации.

При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы, имеющие наибольшее взаимодействие на эмоциональную сферу.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию навыков поведения в быту.

1.1. Основные направления работы по взаимодействию с родителями включают:

Информирование о фактах неумелого обращения с огнем, ставших причиной несчастных случаев;

О том, как объяснить детям правила обращения с огнем и огнеопасными предметами;

Формирование у родителей серьезного отношения к выработке у детей умения обращаться с различными бытовыми приборами, навыков поведения при возникновении пожара.

1.2. Разнообразные формы работы с семьей:

Беседы о пожарной безопасности;

Размещение в уголке для родителей статей материалов пожарной безопасности в домашних и природных условиях;

Оформление папок-передвижек по профилактике пожарной безопасности;

Открытые просмотры для родителей с детьми по данной тематике;

Анкетирование;

Консультации;

Встречи с инспектором пожарной охраны.

Проанализировав суть данной проблемы, я пришла к такому выводу, что нередко причиной гибели детей становится, незнание элементарных правил поведения при пожаре, отсутствие навыков обращения с огнем и проблемы в знании опасных свойств различных материалов и предметов, которые могут явиться источниками пожара.

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: ребенок от страха прячется в укромный угол комнаты вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, поэтому запреты, как правило, малоэффективны.

Таким образом, модно сделать вывод, что учить детей свойствам огня и умению эвакуироваться в случае пожара необходимо с дошкольного возраста. Дети, посещающие детские сады, более развиты и активы, обладают необходимым объемом знаний, соответствующим возрасту.

Как правило, в огне пожаров гибнул дети, которые остались дома одни, без присмотра взрослых.

2. ОБУЧЕНИЕ детей пожарной безопасности

В этом возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений воспитатели могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной безопасности. Для детей этого возраста игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично срабатывает прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку воздействия на детей, в том числе и оценочного характера. Например, пожарная машинка или слоник-пожарный расскажет, как он устал, пока тушил пожар, возникший по вине капризного ребенка. С удовольствием включатся дети и в игру вопросов и ответов на пожарную тематику, когда надо отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», но отвечать надо не на все предлагаемые вопросы. Например:


    Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

    Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар, горим»?

    Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

    Кто, почуяв газ в квартире позвонит по «04»?

    Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

    Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

    Признавайтесь мне о том, кто из вас шалит с огнем?


Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о пожарных.

К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.

На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.

На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным пламенем), не вызывает проблем. Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01» с объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку действия на случай пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных играх немаловажное место занимают познавательные мотивы. Положительное влияние на развитие познавательных интересов оказывает использование в работе с дошкольниками элементов поисковой деятельности, бесед эвристического характера, элементов проблемного обучения, дающих возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира, те его свойства, которые должны быть усвоены. Большое значение для старших дошкольников имеют нравственные и общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской шалости с огнем. Попутно можно организовать конкурс рисунков на темы: «Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова.

Внимания к себе в старших группах требуют и активные дети, «лидеры». Необходимо следить, чтобы у таких детей не развивалось зазнайство, высокомерие, желание командовать во что бы то ни стало, стремление унижать других. Воспитатель должен знать, за какие качества, поступки уважают их сверстники, на чем построен их авторитет . Иногда в качестве «звезды» в группе может выступать и маленький деспот, общительный, активный, порой с организаторскими задатками. Немало изобретательности, тактичности и терпения требует работа с такими детьми. Но опять-таки наилучших результатов можно достичь, сделав в игре его капитаном среди моряков, когда на море шторм, командиром экипажа, когда самолет не может совершить посадку из-за тумана, или руководителем тушения пожара, когда он должен не только спасти судно, посадить самолет, потушить пожар, но и заботиться о других, быть готовым при необходимости прийти им на помощь. Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более спокойные – вести расследование пожара. Причем причину пожара в каждой игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми. К тому же эта работа должна проводиться с учетом внутрисемейных отношений. Так, в неблагополучной семье ребенку приходиться много проблем решать самому. Он часто предоставлен самому себе, поэтому в индивидуальной работе с ним воспитатель может чаще, чем с другими детьми, вносить в игру элементы противопожарной безопасности в быту. Если в 6–7 лет ребенок уже сам разогревает себе еду или пользуется электрообогревателем, то попросить перед детьми рассказать, что он предпринимает, чтобы не допустить пожара, и обязательно похвалить ребенка за правильные действия. Кроме того, в неблагополучных семьях часто старшие дети присматривают за младшими, а поэтому не лишним будет воспитателю напомнить о необходимости старших следить за безопасностью младших и запрещать им брать спички.

Работа воспитателя с родителями не должна сводиться только к реализации педагогического просвещения. Она включает в себя изучение семейной микросреды ребенка, установление контакта с родителями, близкими родственниками с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка и создания благоприятного микроклимата для его психологического развития и привития навыков безопасной жизнедеятельности . Поэтому в работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности, связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.
^

Заключение

Таким образом, формирования основы безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста посредствам ознакомления с пожарной безопасностью – это формирования полноценного восприятия детьми окружающий действительности – это основа познания мира, первая ступень накопления чувственного опыта. Успешность познавательного развития детей зависит то того насколько у ребёнка расширенно содержание сознания за счет: сведений о событиях и явлений, о недоступных его посредственному наблюдению.

Одна из задач старшего дошкольного возраста – заложить правила личной безопасности, а так же умение применять правила в различных в жизненных ситуациях. Ведущем фактором познавательном развитие ребёнка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ним – тогда ситуация в целом становится понятной ребёнку, и усваивается им. Отсюда следует, что одним из ведущих видов деятельности в познавательном развитии является неоднократно повторяющееся обследование объекта и практическая манипулирование с ними. Исходя из этого мы видим, что формирования основы безопасности в жизни лучше проводить в комплексе, что благотворно скажется на обучении и развитии детей. Такое обучение должно захватывать все виды детской деятельности: игру, занятия, труд и т. д – тогда мы будем воспитывать в ребёнке, и его взаимоотношение с правилами личной безопасности, связанные с изучаемыми темами (как вести себя в опасных ситуациях и др), но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.


При организации такой работы обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности и опираться на передовой опыт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.

2. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001

3. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М., 1998.

4. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

5. Детский сад от А до Я. 2006.№4.

6. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007.

7. и др. Азбука «Ау! ». Детство-пресс, 2008.

8. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

9. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

10. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.

11. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. М. 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опытническая деятельность

Опыт № 1. «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».

Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, горелка, фарфоровые чашечки, таз с водой, огнетушитель .

Ход опыта.

Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем воспитатель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).

Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).

Опыт №2. « Почему во время пожара часто происходит взрыв».

Цель: дать представление о причине взрыва.

Материалы и оборудование: Пробирка, ломтик сырого картофеля толщиной 1,5-2 см, зажим, горелка, огнетушитель.

Ход опыта.

Воспитатель наливает в пробирку немного воды и затыкает ее пробкой из картофеля, нагревает пробирку над пламенем горелки. И вдруг - бах! – пробка с шумом вылетает из пробирки. Вытолкнул ее пар: вода закипала, пара становилось все больше, ему стало тесно, и он вытолкнул пробку, а сам вырвался наружу.

Вывод. При пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется. Ему становится тесно, и он вырывается наружу, выбивая окна.

Опыт№3. «Чем можно потушить огонь?»

Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении пожара.

Материалы и оборудование: три фарфоровые чашечки, одеколон, песок, плотная ткань, комнатное растение , стакан с подкрашенной водой, огнетушитель.

Большинство «детских пожаров» случаются в дошкольном возрасте. Именно поэтому, основы безопасности и первые знакомства с огнём – закладывают родители и воспитатели.

Если подойти к горящей свечке вместе с ребёнком, малыш поймёт, что от пламени исходит тепло, которое может быть очень горячим. Будьте аккуратны, ребёнок не должен обжечься!
Когда учить детей пожарной безопасности?

Дети воспринимают информацию лучше в возрасте 3-6 лет. В этом возрасте нужно научить ребенка правилам безопасности и объяснить, насколько опасен, может быть огонь. Придет время, и ребенок начнет проявлять особой интерес к огню. Не упустите этот момент - настало время познакомить малыша с огнем и рассказать о правилах безопасности.
Яркое пламя – это очень интересный для ребенка предмет. Подобные ситуации откладываются в детской памяти на всю жизнь, и, взрослея, ребенок будет знать насколько оно опасно.
Что делать если ребенок совсем маленький? Спички, свечки, зажигалки, опасные электроприборы, легковоспламеняющиеся предметы – необходимо хранить в местах, недоступных ребенку. Проследите, чтобы ребенок не видел, что от него что-то прячут. Необходимо чтобы ребенок понял: пока он не научился пользоваться бытовыми приборами – трогать их нельзя. Пройдет время, и малыш поймет все сам.
Малыш уже подрос? Каждый день у ребенка будут появляться новые игры, и мир будет казаться красочнее и интереснее. К 7 годам малыш сможет уверенно пользоваться домашней техникой и разными электрическими приборами. В этом возрасте он, чаще отвергает помощь взрослых и отвечает: «Я хочу сам». Уже не следует прятать детей от огня. Учитывая естественную тягу детей ко всему новому, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. Но обязательно объясните ребенку, что нельзя играть с этими приборами и включать их без разрешения взрослых.
В противном случае простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта – малыш будет учиться пользоваться самостоятельно, пока не видят родители.
Помните: Запреты возбуждают любопытство, повышают стремление к самостоятельности и приводят к необратимым последствиям.

Расскажите ребенку, как следует вести себя при пожаре!
- Ребёнок должен знать свой адрес, Ф.И.О. и номер телефона! Выучите с ним эту информацию.
- Огнеопасные приборы храните в недоступном от ребёнка месте.
- Показывайте своим примером, что вы выключаете электроприборы, особенно мелкие приборы (утюг, фен, кофеварка, чайник).
- Расскажите, что в деревне или на даче без взрослых нельзя, подходить и включать обогревательные приборы (камины, батареи).
- Не забывайте напомнить, что «спички – детям не игрушка»!

Как дети реагируют на первые признаки пожара?
Огонь – это страшно! Что вы бы сделали на месте ребёнка? Да, спрятались бы в укромном месте, где бы вас никто не нашёл.
Даже если ребёнок захочет сообщить об опасности, страх – парализует! Ребёнок может кричать, но в таких случаях голос обычно садиться.
Пожарные в масках и широких костюмах - выглядят страшно. Ребёнок может напугаться.Попробуйте придумать сказку о «маленьком неукротимом огоньке», расскажите, как быстро он растет и с какой скоростью умеет перемещаться. Подобные истории помогут ребенку ощутить силу и опасность огня.

Можно придумать правила безопасности. Ребенок должен знать, что если он видит пламя, то нужно:
- Не притрагиваться к огню, а звать на помощь взрослых!
- Если взрослых нет дома, выйти из квартиры и обратиться за помощью к соседям!
- Не искать укрытия в горящей квартире!
- Не спускаться на лифте, а бежать вниз по лестнице!

- Если квартира заперта, не поддаваться панике, а звонить 01 или 112 и звать на помощь соседей!
- Необходимо помнить, что опаснее огня может быть только дым. Чтобы не задохнуться при пожаре, следует дышать через мокрую марлю и ползти к выходу, не поднимаясь на ноги. Дым имеет свойство подниматься вверх. Родителям нужно постараться не напугать ребёнка, а вызвать у него желание быть внимательным и осторожным.
Огонь – это очень большая опасность! Нужен ли план эвакуации?
- Рисуя ситуации по правилам пожарной безопасности и план эвакуации – вы поможете ребенку не напугаться и усвоить материал.
- Разработайте план, согласно которому, у вас будет два аварийных выхода.
- Покажите ребенку, каким будет план во время эвакуации.
- Схематично изобразите планировку комнаты все выходы и входы.
- Чтобы не напугаться, ребёнок должен знать все методы оказания первой помощи.
- План эвакуации лучше повесить напротив двери в доступном для всех месте.
- Напишите номера телефонов экстренных служб и положите под телефон. Пожарные и спасатели МЧС – 01 и 112.
- Научите ребёнка открывать запертую изнутри дверь.

Как случаются пожары? Часто неосторожность и детская шалость служат поводом для огня. Когда ребенок остается один, особенно проявляется его стремление к самостоятельности. Дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их поведение. Детям хочется, как можно скорее, все узнать и испытать. Оставшись без присмотра, он может решитб поиграть с опасными приборами. Родители должны помнить, что оставлять детей одних очень опасно. В случае пожара малыш не сможет самостоятельно выбраться. Спасаясь от огня и дыма, дети обычно прячутся в укромном месте.

Что может послужить причиной пожара?
Ребёнок, увлечённый своей игрой, может положить игрушку в микроволновую печь. Включив её, микроволновая печь сразу же заискриться.
Ребёнок может включить конфорку плиты, даже не осознав это.
Включая, выключая лампочки, ребёнок может вызвать перенапряжение в сети. Лампочка может взорваться и стать причиной пожара.
Оставленные свечи после праздника, могут сжечь весь этаж.
Пробегающий ребёнок может опрокинуть работающий утюг на ковёр, тот загорится моментально.
Дети любят играть с проводами. Если ребёнок перегрызёт провод - случится беда.
Любые электроприборы могут выйти из строя прямо у вас на глазах и воспламениться.

Проверяя правила пожарной безопасности, задавайте детям вопросы:

Начался пожар. Что делать?
Звонить – 01, 112. Сказать фамилию, адрес, когда начался пожар.
На столе лежат спички. Можно ли их взять?
Нет. Брать спички детям опасно.
Огонь только начал разгораться. Чем его потушить?
Одеяло из плотной ткани, кожаная куртка, мокрое полотенце, огнетушитель.
Мама забыла на доске утюг. Можно проверить как он работает?
Нельзя. Нужно попросить взрослых.
Как следует вести себя во время пожара?
Не прятаться, не паниковать.
На столе стоит чайник. Можно ли включить его мокрыми руками?
Нельзя. Вода – проводник тока. Нужно попросить включить взрослых.

Родители, давайте следовать урокам пожарной безопасности и обучать наших детей быть внимательными и осторожными.
Помните: подобные уроки должны начинаться с самого раннего детства. Пожар легче предотвратить, чем его потушить.
Не забывайте: гораздо легче предотвратить пожар, чем его потушить. Простые меры предосторожности помогут вам обезопасить себя и своих детей.

Советуем почитать детям:
Баданов М. Костер.
Барто Д. Гроза.
Бороздин В. Поехали!
Волынский Т. Кошкин дом.
Гардернес Э. Старший брат.
Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.
Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.
Зуев К. Машину проверяю.
Ильин Е. Солнечный факел.
Иоселиани О. Пожарная команда.
Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.
Маршак С. Кошкин дом. Вчера и сегодня (отрывок). Пожар.
Михалков С. Дядя Степа (отрывок).
Новичихин Е. Ноль - один. Спички.
Оленев К. Красная машина.
Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.
Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял.
Распутин В. Костер.
Смирнов О. Степной пожар.
Сухомлинский В. Воробышек и огонь.
Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки.
Фетисов Т. Куда спешат красные машины.
Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.
Хоринская Е. Спичка-невеличка.
Цыферов Г. Жил на свете слоненок.
Чуковский К. Путаница.
Яковлев Ю. Кто о чем поет?

Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим воспитательно – образовательным процессом как во время занятий, так и при проведении самостоятельной деятельности, спортивных досугов, развлечений.

Обучение детей основам пожарной безопасности целесообразно с 4-летнего возраста. Необходимо вырабатывать у детей серьезное, осмысленное отношение к проблемам пожарной безопасности с учетом того, что полученные в детском возрасте знания через чувственное восприятие перерастают в устойчивые привычки, из которых складываются черты характера ребенка. Нужно формировать у детей в дошкольном возрасте систему представлений о пожарной опасности окружающих предметов и явлений, которая по мере роста и развития ребенка будет пополняться соответствующими сведениями и новыми знаниями. Необходимо сформировать понимание важности пожаробезопасного поведения.

Желательно разработать и использовать в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующие пожарную технику, к их изготовлению целесообразно привлечь самих детей. Игры для детей 4-5 лет (различные кубики, пирамиды, куклы и т. п.) могут иметь противопожарную направленность (фигурка пожарного, пожарная машина и т. п.). Для детей 6-летнего возраста рекомендуются уже более сложные игры, которые носят обучающий характер, а именно: образцы пожарной техники для имитации действий по тушению пожаров, пожарное лото, викторины с набором вопросов по правилам пожарной безопасности, настольные игры противопожарной тематики, игрушечная экипировка пожарных.

Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленных на достижение поставленной цели - формирование целостного представления о пожарной безопасности.

Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у детей чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с воспитанниками, беседы с их родителями (законными представителями), организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов на противопожарные темы, выпуск номеров газет для родителей (самиздат), встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе рисунков на противопожарные темы организацию противопожарной агитации в дошкольном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диафильмов, видеофильмов на противопожарную тематику.

Периодически необходимо приглашать на родительские собрания, работников местной пожарной охраны. После встречи-беседы демонстрировать кинофильмы противопожарной тематики, организовывать викторины, показ средств тушения пожара и приёмов тушения огня. Периодически в дошкольном учреждении проводится тренировочная эвакуация на случай возникновения пожара. Работа по усвоению дошкольниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если воспитанники осознанно воспримут необходимость их выполнения.

Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом. Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего дошкольного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей, поэтому привитие воспитанникам навыков пожаробезопасной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел "Пожарная безопасность" должен изучаться со всей серьёзностью, ведь те азы, которые впитают дошкольники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь.

Для проведения занятий можно использовать детскую литературу:

С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое";

Т.Юрмин "Кто плохой?";

В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";

И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";

К.Паустовский "Барсучий нос";

Е.Хоринская "Спичка-невеличка";

С.Михалков "Дядя Стёпа";

Л.Толстой "Пожарные собаки".

Т.Фетисов "Куда спешат красные машины".

А. Шевченко "Как ловили уголька"

Кроме того, необходим показ имеющихся диафильмов, видеофильмов пожарной тематики для дошкольного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВН, игр типа "Поле чудес", игровых ситуаций типа "Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?", спортивных соревнований – "Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?

При переходе из детского сада в школу воспитанники должны знать:

существование явления "пожар", его опасность и последствия;

источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.);

правила поведения при пожаре.




© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация