Как научиться писать красивые стихи: советы новичкам

Главная / Налоги

Эта статья посвящена тем, кто пишет стихи. Многие уверены в том, что знают, как писать стихи. Что такое поэзия?

Этот вопрос следует задать всем начинающим поэтам. Стихотворение понимают как последовательную речь со стройным порядком и созвучием, как мысль, выраженную в изящной форме, окрашенную чувством… Получается, что поэзия – это специальная форма выражения мысли. Такое представление сущности стихотворения неверное, оно упрощает значимость поэзии.

Люди не осознают поэзию как искусство, и это большая проблема всех, кто к ней обращается.

Никто не будет спорить с тем, что восприятие «серьезной музыки» требует овладения «языком» музыки, определенной подготовки. Есть «легкая поэзия» и «легкая музыка». То и другое воспринимается без особых усилий. Освоение «серьезной поэзии» и «серьезной музыки» (поэзии и музыки классического ряда) – самая трудная работа, которая должна стать духовной потребностью человека.

Сложено спорное мнение о восприятии поэзии. Считается, что для понимания поэзии достаточно научиться читать, следовательно, для написания стихотворения достаточно подобрать нужную рифму.

Сегодняшний книжный рынок заполнен псевдолитературой. Сколько молодых графоманов выставляют свое творчество напоказ, агрессивно, бесцеремонно. Литературный хлам заполонил массовый рынок, СМИ. Что может написать ребенок, воспитанный на графоманской литературе?

Словарь иностранных слов дает такое толкование низкопробному творчеству:

«Графомания – «болезненное пристрастие к писанию, к многословному, пустому, бесполезному сочинительству».

В наше время поэтами называют себя те, кто смог срифмовать несколько строчек. Истинный поэт обладает талантом, но часто его мучают сомнения: имеет ли он право называться поэтом. Непосредственность, напротив, обладает уверенностью и в себе и своем творчестве. Нужны ли обществу посредственные поэты? Учиться писать стихи нужно на истинной поэзии.

В юности многие сочиняют стихи, чтобы выразить свои переживания и эмоции. Пишут стихи на тему событий в стране и мире. Хорошо это или нет? По-моему, никакого вреда от этой попытки не будет. Начинающему поэту требуется определенный опыт, чтобы выработать собственный стиль письма.

Писать стихи сложно, так как нужно знать многие детали и нюансы. Существуют основные правила стихосложения, специфические литературные приемы, без которых невозможно написать стихотворение.

6 секретов написания стихотворения:

Прежде чем писать стихотворения, изучите творчество известных поэтов. Определитесь, какой вид жанра вам ближе? Лирическую поэзию, баллады, стансы (жанр стихотворения, где каждая строфа представляет собой законченную мысль) выбирают люди с тонкой чувствительностью. К публицистическим стихам обращаются те, кого интересует социальная жизнь. Популярными жанрами в читательской среде являются сатирическая, пародийная и юмористическая поэзия. Первое время в ваших стихах может чувствоваться подражание признанным поэтам.

Изучите виды поэтических произведений: белый стих (нерифмованное стихотворение с сохраненным размером и ритмом); акростих (форма стихотворения, при которой первые буквы каждой строки при чтении представляют осмысленное слово, словосочетание: имя, фамилию, понятие…); смешанный стих (произведение, сложенное из разного количества стоп (ритмических групп) в строфах); стихи в прозе (литературный жанр, где присутствуют такие стиховые признаки как небольшой объем, повышенная эмоциональность, но отсутствует рифма и ритм); верлибр (стихотворная форма между стихом и прозой, где нет рифмы, размера, ритмической композиции). Пробуйте себя в разных жанрах! Найдите свой жанр и стиль.

Соблюдайте в стихотворении ритм, размер, рифму! Размер придает звучание и настроение стихотворению. Он определяется по чередованию ударных и безударных слогов в строке стихотворения. Прочитайте ваше любимое произведение и сделайте его анализ на предмет размерности. Бывают двухсложные и трехсложные размеры стихотворений. В двухсложном размере (ямб (ударение падает на второй слог) и хорей (ударение падает на первый слог)) один слог ударный и один слог безударный. В трёхсложном размере (дактиль (ударение падает на первый слог), амфибрахий (ударение падает на второй), анапест (ударение падает на третий слог), один слог ударный и два безударных. Знание стихотворных размеров помогает увидеть и построить поэтический рисунок, заглянуть в «скелет» стихотворения.

Ритм — это цикличное чередование ударных и безударных слогов. Он ощущается при чтении стихотворения. Научитесь чувствовать ритм. Освоение ритмики поможет избежать нескладность стихов. Рифма — это созвучное окончание слов на строчках. К основным видам рифм относятся: мужская (ударение на последнем слоге); женская (ударение на предпоследнем слоге); дактилическая (ударение на третьем слоге от конца стихотворения); гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или далее). Оригинальные рифмы и их органичное вхождение в текст стихотворения передает образ, задуманный поэтом.

Изучите такие поэтические приемы, как аллегория; анафора; метафора; антитеза (противопоставление); гипербола; эпитет; метонимия; восклицание; ирония; градация (усиление); инверсия; каламбур; обращение; олицетворение; рефрен; риторическое обращение; эпифора. Знания приемов помогут вам находить их в творчестве других авторов, применять в собственном произведении.

Читайте и учите наизусть стихи любимых поэтов! Чередуйте чтение классики и современной поэзии. Изучение разных стилей обогатит ваше творчество, лишит его однородности.

Не бойтесь выражать свои эмоции! Только искренние чувства могут затронуть струнки души читателя.

Развивайте свое воображение, образное и ассоциативное мышление!

Изучение поэтических приёмов, размеров, рифм, ритма – процесс сложный и необходимый, он приблизит вас к пониманию своего и чужого творчества.

Воспринять стихотворение часто помогает врожденное чувство поэзии, которое нужно постоянно в себе сохранять и возрождать. Первые впечатления от встречи с природой, искусством, любовью, красотой…, последующие переживания, связанные с этими событиями, глубоко индивидуальны. Каждая личность уникальна по складу ума и души. Ее становление зависит от многих явлений: состояния общества, социального статуса, своеобразия местности, характера среды общения… На формирование личности воздействует конкретная обстановка. Один и тот же факт человек может воспринять по-разному сегодня, завтра, послезавтра (по причине сложившихся обстоятельств, отсутствия настроения…). Разное восприятие, разные выводы, разные характеры… В итоге может получиться обратное: в культурной среде может сформироваться личность, далекая от культуры, а в малограмотной среде – культурная личность.

Поэт – человек самобытный и его формирование идет естественным путем. Это не искусственный процесс.

Многие поэты пишут по общепринятым правилам. Такие «правила игры» лишают стихи естественной речи. Поэт вынужден находить для строк созвучные слова, близкие по значению к теме стихотворения, чтобы сохранить заданный ритм.

Говорят, что поэтом нужно родиться. По мнению Владимира Маяковского

«нет никаких правил для того, чтобы человек писал стихи».

В одной из своих статей В. Маяковский писал, что

«поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».

С ритмической точки зрения стихи А. С. Пушкина отличаются стройностью, организованностью, музыкальностью.

Л. Н. Толстой говорил:

«У Пушкина не чувствуешь стиха; несмотря на то, что у него рифма и размер, чувствуешь, что иначе нельзя сказать».

Каким же должно быть соотношение формы и содержания в поэзии.

Мыслители античности, средневековья, Возрождения в своих трудах о поэзии не разделяли понятия содержания и формы. Строгое разграничение этих понятий было предложено теоретиками начала XIX века. Большое влияние на разделение «содержания» и «формы» оказали труды Гегеля. Содержание включает в себя «внутренние», рожденные в нашем сознании явления от восприятия поэзии (чувства, мысли, образы людей, вещей, событий, природы…)


Форма представляет собой «внешние» элементы — звуки и звуковые повторы, составляющие произведение, ритм, интонация, слова и словосочетания (метафоры, сравнения, эпитеты…), общее строение речи, связь и расположение отдельных частей (композиция).

Почти полтора века четкое разделение содержания и формы является необходимым условием для тех, кто изучает поэзию. Такое разграничение позволяет сделать глубокий анализ произведения.

Однако исследователи поэзии забывают о том, что «содержание» и «форма» – придуманные абстракции и поэтическое произведение существует в единстве понятий.

Что первично в поэзии содержание или форма? Казалось бы, что сначала возникает мысль о том, что писать в стихотворении, и только потом рождается форма. На самом деле это представление считается неверным. Поэт должен вообразить содержание произведения, а затем задать ему нужную форму (подобрать соответствующие рифмы, метафоры, звуки, ритм…).

В стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил…» неразрывно сочетаются и форма и содержание.

Исследователи попробовали изложить это стихотворение в прозе.

«Я вас любил: любовь, быть может, еще не совсем угасла в моей душе; но пусть она больше вас не тревожит, я ничем не хочу вас печалить… В прозе были переставлены слова, которые передают те же чувства. Этот эксперимент разрушил форму, и одновременно исчезло прекрасное содержание, исчезла красота произведения.

Стихи А. С. Пушкина — это гармония из стройного пятистопного ямба, симметричных строк, перекликающихся рифм и звуков, естественного, органического ритмического движения.

В поэзии не может быть формальных деталей, приемов, элементов. Изменение формы (естественного порядка слов) вносит определенный смысл, меняет содержание. Даже небольшой смысловой штрих оказывает влияние на форму.

Строка «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» с момента своего рождения звучала иначе «Все тихо. На Кавказ ночная тень легла…» В черновой рукописи у поэта слова «ночная тень» зачеркнуты, а над ними записаны слова «идет ночная», и слово «легла» осталось без изменений. По мнению С. М. Бонди, слово «легла» было написано беглым почерком, и буква «е» получилась без «петельки» («легла» — «мгла»). В творческом процессе случайное нечеткое написание одного слова привело к появлению нового слова. Две фразы «ночная тень легла» или «идет ночная мгла» имеют совершено разный смысл.

Этот пример говорит о том, что воплотить содержание в форму не просто; содержание не существует до формы и рождается только в ней. Известно, что до формы существует только замысел стихотворения, который нельзя отнести даже к первоначальной стадии написания произведения.

«стих есть необходимая «форма поэтической мысли», которая «одна, прежде и больше всего другого, свидетельствует о действительности и силе таланта поэта».

Есть прекрасный русский поэт Николай Языков (1803-1846), с творчеством которого должен быть знаком каждый читатель и начинающий поэт. Золотой фонд языковской поэзии составляют зрелые стихотворения, созданные в период творческого расцвета: «Рассвет», «Ау», «Весенняя ночь», «К стихам моим», «Весна», «Морское купанье»…

Н. В. Гоголь говорил о поэте:

« Имя Языков пришлось ему не даром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, да еще хвастается своею властью… Этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света…»

Стихи Николая Языкова воспринимаются в процессе нарастания эмоционального поэтического «захлеба». Поэт выражает свою мысль одним дыханием…

Имя Евгения Баратынского (1800-1844) стоит рядом с самыми высокими поэтическими именами. «Открытию» поэта послужили его зрелые стихи, которые отличаются стройностью, гармонией, свежестью слога.

Каждому, кто пишет стихи, важно понять значение «Пушкинской эпохи», золотого века русской поэзии, достижения современников Пушкина.

В одном ряду с Пушкиным стоят большие поэты, у которых учился сам Пушкин: Жуковский, Батюшков, Денис Давыдов, Вяземский, Катенин. Важно постичь смысл поэтического наследства непосредственных соратников Пушкина: Боратынского, Языкова, Дельвига, Веневитинова. Нельзя не знать поэтическое творчество Грибоедова, Кюхельбекера, Александра Одоевского и др.

Самые зрелые стихотворения поэтов Пушкинской эпохи — чистое золото русской поэзии.

Известно, что своим зарождением и становлением поэзия обязана устному народному творчеству. Пословицы, прибаутки, поговорки, дразнилки создавались в рифменном оформлении.

Пришел Богдан
Ерша бог дал…
Пришел Вавила
Повесил ерша на вилы…
Пришел Давыд
Стал ерша давить…
Пришел Лазарь
По ерша слазил…
Пришел Селиван
Воды в котел наливал…
Пришел Обросим
Ерша в котел бросил… (прибаутка из сказки о Ерше Ершовиче)

Смысл стихотворной прибаутки заключается в умении создавать рифму. «Написано пером — не вырубишь топором» (пословица), «Наш Борис — из рода крыс» (детская дразнилка)… Стихотворная ритмическая форма подтверждает значимость утверждения.

Стихотворная форма используется и в произведениях, не имеющих большой художественной ценности: лозунгах, рекламных текстах, правилах, поздравлениях…

Нужно различать стихотворчество (подбор рифмованных фраз) от подлинной поэзии (создание гениальных произведений, в которых собраны воедино сила чувств, богатство мысли, полнота восприятия мира…

Поэзия – это величайшее искусство владения словом.

Из чего слагается лирическое творчество? Это выражение чувств, глубокие размышления, владение словом, ритмом, интонацией, а главное – жизненное поведение поэта, упорный творческий труд, поэтическая судьба.

Вот что писал А. С. Пушкин о рождении поэзии:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо — к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут…

Люди, обладающие поэтическим даром, не всегда становятся поэтами. Причин поэтической несостоятельности несколько: низкий уровень культуры, отсутствие творческого упорства, неблагоприятные условия для становления поэта…

  1. Читайте книги! Обогащайте свой лексический запас.
  2. Пишите грамотно! Не допускайте грамматических и синтаксических ошибок!
  3. Подбирайте точные рифмы! Используйте электронный словарь рифм.
  4. Пишите о своих чувствах, о своем отношении к природе, людям, родине!
  5. Не забывайте о том, что поэзия – это и слово, и дело, это поведение!

И последний совет, шуточный, в этом видеоролике:


Самодеятельные поэты пишут стихи для себя и своих друзей. Их стихи далеки от подлинной поэзии. Часто именно с самодеятельной поэзии начинается путь профессионального поэта.

Уважаемый читатель! Я буду рада, если моя статья поможет кому-то сделать первые шаги в самодеятельной поэзии. Как вы считаете, должны ли люди браться за перо, не изучив творчество великих поэтов? У вас есть возможность подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!

Думаешь, писать стихи – это дар, который можно получить только при рождении, а ответа на вопрос, как сочинить стих, просто не существует? Вовсе нет! Конечно, без природного таланта невозможно стать Пушкиным или Есениным, но чтобы сочинять стихи для себя или в подарок друзьям и родным, важны лишь практика и знание нескольких нехитрых приемов, которым мы тебя сейчас научим.


Тренировка, тренировка и снова тренировка: полезные упражнения

Не расстраивайся, если рифмы не льются из тебя сами собой. Всегда можно пойти другим путем и просто набить руку. Для этого попробуй проделать несколько простых упражнений:

    Бесконечный стих обо всем на свете

Итак, суть проста: возьми любую строчку и начни придумывать к ней стихотворение. О смысле в данном случае думать не надо, просто рифмуй любые, даже самые абсурдные предложения до тех пор, пока тебе не надоест. Давай попробуем вместе:

«На столе стояла кружка,
Кошка села на подушку,
От очков сломала дужку,
Не стреляет больше пушка,
Я приклею себе мушку…и т. д.»

Понятно? Теперь попробуй сама.

    Рифмуем все
    А теперь давай отдельно потренируемся искать рифмы. Бери любые слова и придумывай к ним так много рифм, как только сможешь. При этом имей в виду: чем точнее рифма, то есть чем созвучнее слова, тем лучше. Поехали? Мы начнем, а ты продолжишь:

Цветок — листок — чуток — промок — жесток — лоскуток — флагшток...
Кино — домино — бревно — окно — кимоно — заодно — темно...

Можешь поиграть так с подружкой, по очереди придумывая рифмы к словам. Кстати, легче всего искать рифмы к глаголам: мечтала — блистала — улетала — уплетала — загорала...Но хорошие поэты стараются не злоупотреблять такими отглагольными рифмами, так как это считается слишком просто. Не приветствуются и банальные «затертые» рифмы, такие как «любовь — морковь — кровь», «розы — слезы».

    Призываем на помощь классиков
    Очень хороший способ потренироваться писать стихи в нужном ритме - это взять любое известное стихотворение и переписать каждую его строчку на свой лад. Например:

Я помню чудное мгновенье:
У мамы есть обыкновенье
Передо мной явилась ты,
Описывать свои мечты
Как мимолетное виденье,
Как неземное откровенье
Как гений чистой красоты...
Как полуночные коты…

Не стесняйся «издеваться» так над любыми стихами, которые тебе нравятся. Не волнуйся, ни Пушкин, ни Лермонтов тебя не осудят.

Чтобы проверить, соблюдаешь ли ты размер в своем стихотворении или нет, посчитай слоги в каждой строчке. Если число слогов примерно совпадает (плюс-минус 1–2), то все в порядке.

Ищи, что тебя вдохновляет


Как ты понимаешь, одной рифмы и правильного ритма для стихотворения недостаточно. Очень важно, чтобы оно было наполнено чувствами и смыслом.

Попробуй написать стихами о том, что тебя по-настоящему волнует: о любви и дружбе, о своих мечтах. Если у тебя получится сделать это по-настоящему искренне, никто даже не обратит внимания на возможные огрехи или неточные рифмы. Сначала ты можешь писать для себя, например, в своем дневнике, а потом, когда ты станешь более уверенной в себе, начни показывать свои сочинения друзьям, родителям или учителю по литературе.


Смотри историю Гали о том, как она стала увереннее в себе и добилась цели



Кстати, сочинение стихов может стать своего рода психотерапией. Как только ты выплеснешь на бумагу всю свою грусть и печаль, ты сразу почувствуешь, что тебя стало намного легче, а уж выражать положительные эмоции - вообще одно удовольствие

Больше читай и учи стихи наизусть


Чем больше ты будешь читать стихи талантливых поэтов и учить их наизусть, тем проще тебе будет писать самой. Во-первых, так ты воспитаешь в себе хороший вкус, а во-вторых, тебе будет легче даваться техника. Но не пытайся подражать, ищи свой собственный голос.

А о том, как быстро выучить стих наизусть, почитай .


Не расстраивайся, если у тебя не получится написать стих с первого раза. Ты же не думаешь, что Марина Цветаева сразу написала гениальное стихотворение? Просто продолжай тренироваться, а главное, получай удовольствие от процесса.

А ты пишешь стихи?

Многие люди, особенно в юности, хотят писать стихи. Большинство из них пытаются что-то сочинить, но привлекательный результат получается не у всех. И в итоге настоящих, признанных поэтов не так уж и много. Может быть, не стоит и пытаться в таком случае? Тем не менее, число самодеятельных стихотворцев велико, и с каждым днём появляется всё больше новичков.

Все ли могут быть поэтами?

Трудно сказать, почему люди пишут стихи. Чаще всего ими движет стремление выразить свои эмоции по поводу окружающего мира: впечатляющий уголок природы, сердечные переживания, размышления об устройстве жизни - всё это становится темой для поэзии. Не менее часто стихи пишутся как своеобразный отклик на события общественной жизни (в современности или в истории), которые взволновали автора. В любом случае причиной написания стихов обычно является эмоциональное побуждение, а ритмические строчки становятся отзывом на события внешней или внутренней жизни.

Многие люди пробуют себя в стихосложении, и вы тоже можете творить, если чувствуете такое желание. Конечно, никто не даст гарантии, что вы станете хорошим поэтом, но и напрасным такой опыт не будет. Главное, вы поймёте, как писать.

Стих и строфа - уточняем значения

Если вы пробуете свои силы в поэзии, то совсем не лишним будет знать некоторые важные понятия, связанные со стихосложением.

Стих... У этого слова есть два значения. Первое: поэтическая речь, организованная в той или иной традиции (например, «пушкинский стих»). Второе: ритмично выстроенная строка стихотворного текста.

Неверно употреблять слово «стих» в значении «стихотворение», поскольку первое является составной частью второго или (в некоторых случаях) гораздо более широким понятием, чем одно произведение.

Объединение двух и более стихотворных строк (стихов) называется строфой.

Среди таких сочетаний различают двустишие, трёхстишие, четверостишие... и так далее, вплоть до десяти стихов.

Далее в статье будет объяснено ещё несколько важных понятий. Мы поняли, почему пишут стихи разные люди и чем это может быть полезно, а также разобрались в значениях слов, которые путают читатели и многие начинающие поэты. Дальше пойдёт речь о секретах написания хорошего стихотворения.

Первый шаг: с чего начать?

Если вы никогда раньше не занимались стихосложением, то разумнее всего начать с чтения поэтических произведений признанных авторов. Не обязательно сразу хвататься за классику, если она не очень вам по душе. Начните с современных авторов, затем переходите на а дальше можно усложнять свой читательский репертуар. Если пока не знаете, как начать писать стихи, то просто найдите и почитайте то, что найдёт отклик в вашей душе. При этом очень возможно, что первые самостоятельные опусы у вас будут похожи на творчество тех поэтов, которые вам больше всего нравятся. Относитесь к этому как к первому этапу обучения и продолжайте сочинять, как получается. Не секрет, что первые стихи многих впоследствии прославленных поэтов были подражательными. Но целеустремлённый человек сумеет развить свой талант и найти собственный Верьте в себя, пробуйте, экспериментируйте.

Жанры стихотворений

Но чтобы знать, в каком направлении двигаться, разберёмся в основных разновидностях поэтических произведений.

Поговорим о том, какой можно попробовать жанр. Для тонко чувствующих натур подойдёт лирическая и философская поэзия, а также баллады и стансы. Тем, кто активно интересуется окружающей социальной жизнью, можно попробовать писать публицистические стихи. Также заслуживает внимания пародийная, сатирическая и юмористическая поэзия - отдельные экземпляры этих жанров любимы читателями не меньше, чем серьёзные стихотворения.

Разновидности стихосложения

Избранный жанр и стиль подскажут, как писать. Стих в значении «способ выражения поэтической речи» слагается по определённым правилам. Перечислим виды поэтических произведений:

  • (отсутствует рифма, но чётко сохраняется размер и ритм);
  • акростих (манера письма, при которой первые буквы каждой строки образуют вместе слово, реже два или три);
  • смешанный стих (способ написания без сохранения одинакового размера на протяжении всего произведения);
  • стихи в прозе (нет рифмы и ритма, но особый выразительный стиль позволяет относить их к поэзии);
  • верлибр (непростой стиль, отличающийся особым построением строк, краткими и насыщенными образами и отсутствием рифмы).

Как складывается рифма?

Итак, вы определились, какие поэтические стили и способы стихосложения хотите попробовать сами. Но мало одного желания заниматься поэзией, нужно знать, как. Писать стих - каждую строку вашего произведения - необходимо по определённым правилам.

Одним из важнейших пунктов является рифма - созвучное окончание двух и более слов. Как известно, в стихотворении такие слова помещаются на конец строчки. При этом рифмоваться могут соседние два стиха либо через один, реже два. У рифмы есть свои разновидности:

  • мужская (с ударением на последнем слоге);
  • женская (ударение падает на предпоследний слог);
  • дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге стиха);
  • гипердактилическая (ударение на четвёртом слоге или ещё дальше).

Существуют и многие другие разновидности, но начинающему поэту можно пока ознакомиться с основными. Важно найти подходящую и оригинальную рифму, не похожую на «любовь - кровь» или «никогда - навсегда». А кроме того, выбранные для рифмы слова должны органично входить в текст стихотворения, создавая тот образ, который задумал передать поэт.

Если вы хотите знать, как правильно писать стихи, то ознакомьтесь также с понятиями поэтического размера и ритма.

Зачем нужны размер и ритм?

Размер стихотворения крайне важен, поскольку определяет звучание, мелодику, настроение произведения. Определить размер можно по сочетанию ударных и безударных слогов в 2-3 строчках поэтического произведения. Если вы думаете о том, как научиться писать стихи, то попробуйте проанализировать любимые произведения на предмет размерности и понять, как автор получил нужный эффект.

Двухсложные размеры:

  • хорей.

Один ударный слог и один безударный. В ямбе ударение падает на второй слог, а в хорее на первый.

Трёхсложные размеры:

  • дактиль;
  • амфибрахий;
  • анапест.

Один слог ударный, а два других - безударные. Различие в том, на какой слог падает ударение: первый - дактиль, второй - амфибрахий, третий - анапест.

Поможет ли знание стихотворных размеров научиться, стихи? Само по себе - едва ли, однако заглянуть «внутрь» того или иного стихотворения всё же полезно. Такой анализ открывает то, что не заметно при обычном чтении, и позволяет научиться строить поэтический рисунок.

Ещё одним немаловажным фактором является ритм - цикличное чередование безударных слогов с ударными. Чтобы лучше почувствовать ритм, нужно прочесть написанное стихотворение вслух.

Поэтические приёмы

Мы многое узнали о поэзии, но ещё не до конца решили вопрос, как писать. Стих - это отдельная строка, из сочетания которых слагается стихотворение. Чтобы оно обладало не только формой, но и содержанием, нужно знать и уметь применять поэтические приёмы. Вот некоторые из них:

  • аллегория;
  • аллитерация (звукопись);
  • анафора;
  • антитеза (противопоставление);
  • восклицание;
  • гипербола;
  • градация (усиление);
  • инверсия;
  • ирония;
  • каламбур;
  • метафора;
  • метонимия;
  • обращение;
  • оксюморон;
  • олицетворение;
  • рефрен;
  • или вопрос;
  • синекдоха;
  • умолчание;
  • эвфемизм;
  • эпитет;
  • эпифора.

Знание этих приёмов само по себе не подскажет, как научиться писать стихи. Но если привыкнуть находить в чужих произведениях, то станет понятно, что можно применять в собственном творчестве.

Поэт или графоман?

Предположим, вы уже написали одно или несколько стихотворений. Как определить, насколько они хороши? Сделать это самостоятельно - непросто, ведь не рассудком, а в порыве вдохновения мы пишем стихи. Сами при этом можем обожать каждую строчку собственного творчества, но вызовет ли оно такой же восторг у других? Способ это проверить один - дать почитать свои стихи другим людям. Если смогли заинтересовать своим творчеством кого-то другого, значит, приблизились к пониманию, как писать хорошие стихи.

Основные признаки удачного стихотворения:

  • читатель ощущает то чувство, которое вложил автор, или видит описанную картину;
  • свежие, оригинальные рифмы, подходящие по смыслу и настроению;
  • соблюдается размер и ритм во всех строках;
  • отсутствуют речевые, стилистические и прочие ошибки (кроме случаев, когда это входит в творческий приём).

«Хочу стихи писать, что делать?». Ответ один - писать. А ещё читать, причём творения не только признанных мастеров, но и начинающих авторов. Практикуясь и анализируя чужие опусы, вы научитесь технике написания стихов и разовьёте способность отличать удачные строки от неудачных. Но будьте готовы к тому, что тренироваться в выработке своего стиля вам предстоит много лет, если не всю жизнь.

Рецензии

Дмитрий, статья интересная, но требует времени для её анализа и восприятия правильности выводов. Поэзия - такое объёмное понятие, и иногда строки имеющие все "атрибуты" стихотворения к поэзии причислить нельзя. С другой стороны строгого определения поэтичности произведений нет. Похоже это дело вкуса читателя на определённый период его развития как соучастника творчества.
В челом статья понравилась. Конкретные замечания (если Вам интересно) буду помещать по мере обдумывания положений высказанных Вами в этой статье.
С теплом

Спасибо. Мы с Вами старые знакомые по верлибру - помните ли, я Ваш стих в качестве примера здесь использовал - http://www.stihi.ru/2014/12/11/8784
А эта статья - моя первая. В то время я о поэзии мало что читал, и высказал просто свои собственные соображения. Как оказалось впоследствии, я очень верно попал в цель. Например, Вадим Кожинов, известный литературовед, точно так же высказывался о роли атрибутов стиха - о роли рифм и ритмических построений. Я его книгу с похожим названием "Как пишут стихи" нашёл в интернете и скачал на Яндекс диск - http://yadi.sk/i/bFG1Q5aDkRg9e
Вы можете по этой ссылке прочесть её прямо на диске, или скачать. Книга очень интересная.
А сегодня я снова посетил Вашу страничку на стихи.ру, и даже не сразу вспомнил о том, что Вы пишите верлибры, и что мы уже знакомы. Но тем приятнее.
Приятно видеть, что Ваше творчество развивается.

Я же перешёл на свою другую страничку, где и нахожусь под псевдонимом Геннадий Маков. А прежнюю страничку как бы прикрыл - на пенсию вышел, впечатлений поубавилось, тематика стала вторичной, пишу от случая к случаю, на конкурсы и проч.
Потому, из-за недостатка впечатлений, мне очень понравились Ваши непридуманные истории. И сам планирую подобные истории на прозе публиковать.
Даже уже опубликовал кое-что -
Вот так совпадение! Только сейчас заметил - я и назвал свой рассказ так же, как и Вы. "Непридуманные истории".

Теперь и я вспомнил Вас. У меня "не придуманные" написано раздельно (скорее всего из-за упрямства)))). Но если следовать правилам, а не ссылаться на статьи Инета, то можно писать и слитно (можно заменить равнозначным) и раздельно (имеется или ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ противопоставление)
Прочёл Вашу прозу. Технические термины желательно "разжёвывать" читателю.
На фото похоже вакуумный пост для напыления на подложки для электронного микроскопа? Очень похож. Я тоже технарь. И угораздило же меня на старости лет "листы марать".
С теплом

Так и есть. Это не совсем электронный микроскоп, а "электронное зеркало". Электроны подлетают к поверхности совсем близко, отражаются, и затем фокусируются. Таким образом рассматривается рельеф.
Разумеется, самое главное в этом - вакуумная часть. Я тоже, делая дипломную работу, имел дело с вакуумом. Но это не был глубокий вакуум - только форвакуумный насос и масляная откачка. А вот моя жена как раз была специалистом по глубокому вакууму.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В душе каждого человека живет поэт, и порой эта натура проявляется и нам хочется создать нечто красивое и чуткое, что может затронуть сердца людей и их сознание. Но как правильно сочинить такой красивый стих?

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Как самому научиться писать стихотворение?

Порой может показаться, что написать стих может только талантливый человек, которому просто дано природой умение и знание того, как писать стихотворения. Но мало кто знает, что придумать подобное творение может буквально каждый, обладая при этом определенным набором знаний, которые полностью объясняют весь процесс сотворения стиха. Имея представление и желание, вы сами сможете попробовать свои силы в поэзии, а также вполне сможете создать много красивых стихов и посвятить их любимой девушке, жене, маме или любому другому близкому человеку.

Как же научиться писать стихи, если даже не знаешь с чего начать? Самое главное, что вам требуется понять, чтобы в итоге быстро научиться делать стихотворение, это то, что поэзия отражает состояние вашей души, ваши внутренние взгляды и переживания, и как только вы почувствуете, что хотите перенести все свои эмоции и мысли на бумагу, тогда вы действительно готовы к написанию своих первых собственных стихов.

Что понадобится для написания стихотворения?

Как только появилось осознанное желание создать свою собственную поэзию, вы сразу зададитесь вопросом, как и какое можно написать стихотворение. И начать стоит с того, чтобы придумать себе мотивацию. Для чего это нужно, если уже и так есть желание? Когда человек замотивирован, он определенно доводит дело до конца, при наличии одного желания трудно добиться результата. А вот когда ты замотивирован, все идет как по маслу!

Что имеется в виду под мотивацией? Например, чтобы создать дополнительный стимул к написанию и подкрепить свое желание, поставьте себе цель, а именно узнайте, как сочинить стих для кого-то другого. Советы, как написать стихотворение девушке о любви подойдут, если вы парень, также будет чудесно, если девушка придумает красивую поэзию своему любимому человеку. Не стоит забывать и о родителях! Знание того, как написать стихотворение о маме или папе — возможность выразить им благодарность красивыми и искренними словами.

В общем, если вы только начинаете свои попытки в качестве поэта, тогда попробуйте сперва создать для себя мотивацию, то есть написать стих для кого-то. Когда вы освоите базовые понятия, как сочинить стих, то сможете уже писать о чем-нибудь другом.

c"> Подготовительный этап перед сочинением стиха

Теперь мы переходим к тому, можно ли научиться писать стихи самостоятельно, а начнем мы с разбития всего процесса создания стихов на три отдельных этапа:

  • подготовительный;
  • написание стиха;
  • корректировка и доработка.

Давайте начнем с подготовительного этапа, и детально рассмотрим его. Он подразумевает выполнение определенных упражнений, а также формирование самой идеи, того, о чем будем писать свою поэзию.

Для начала попробуйте воспользоваться такой техникой, как «мозговой штурм». Просто сядьте за стол, возьмите ручку или карандаш, листок и начните записывать все то, что приходит на ум. Это поможет вам четче понимать в каком направлении двигаться и какую идею развивать.

Следующим действием подготовки идет вдохновение. Очень важно научиться вдохновляться перед написанием поэтических строк. Так вы будете вкладывать в свою поэзию больше чувств и смысла. Для этого можно попробовать чаще совершать прогулки в парке или гулять самому по городу. В процессе прогулки пронаблюдайте за разными действиями людей. Например, как гуляет мама с ребенком, как рабочие ремонтируют дорогу, как работает официант и т.д. Такая яркая картинка может натолкнуть вас на очень хорошую идею.

Также в подготовительном этапе уже необходимо окончательно сформировать четкую идею и мысль, которую вы будете переносить в поэтические строки. Для начала можно попрактиковаться в чем-то более простом и даже банальном, тема которую затрагивают буквально все поэты, например, такая как любовь. Определение тематики позволит намного быстрее сузить круг образов, и выбрать себе те объекты, на которых будет нацелено основное внимание.

d"> Работа над написанием стихотворения

Как только мы нашли вдохновение, определились с темой, сформировали свои мысли и идею, а также выбрали стиль и форму стиха, переходим к основной работе по его созданию.

Начнем с конкретизации образов. Всегда четко описывайте все места, людей и вещи. Еще все опытные авторы стараются в своем описании использовать пять наших главных чувств, а именно:

  • слух;
  • зрение;
  • обоняние;
  • осязание;
  • вкус.

Конкретно описывайте все свои образы, используя такие чувства, и тогда человек сможет сам представить, какой запах имеет предмет, представить его форму или даже представить его вкус.

Следующим советом для написания стиха является добавление литературных приемов, таких как метафора или персонификация. Это придаст вашей поэзии больше загадочности и интереса.

Следите за звучанием строк в стихе. Это очень важный момент. Ваше стихотворение должно иметь красивое звучание, поскольку стихи читаются в слух. Здесь очень важно выбрать определенный ритм и придерживаться его. Каждая определенная форма или стиль такого классического произведения уже подразумевают четкое понимание того, какой ритм должен быть. Поэтому от вас зависит то, чтобы были подобраны правильные слова, которые еще и раскрывают вашу идею.

Не стоит использовать уже сформированные клише. В действительности, стих — это авторское произведение, где можно использовать определенные слова, которые выражают общепринятые термины, но если избавиться от клише в своих произведениях, то сразу можно ощутить рост своего уровня. Ваши стихи будут намного серьезнее восприниматься широкой публикой.

Корректировки и редактирование стиха

Как только у вас получилось написать что-то стоящее, вам все равно требуется корректировка и доработка. На этом этапе вы обтесываете и проводите ювелирную работу, чтобы в итоге получить шедевр.

DIV_ADBLOCK362">

Как сочинить стих: подбиваем итоги

Как видите, работа над стихом требует много времени, а также вдохновения и желания творить подобные вещи.

Зная, как написать стихотворение любимому человеку, как сочинить стих про свою маму вы сможете не только удивить своих близких приятным сюрпризом, выраженном в теплых и нежных словах, но также сами раскроетесь как начинающий автор и вам захочется писать другие стихи, сочиненные про любовь парню, девушке, жене или мужу, родителям.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация