Юридическое лицо может быть создано. Правовой статус предпринимателя: ИП является физическим или юридическим лицом? Имеет ли Правительство РФ статус юридического лица? Обладает ли статусом юридического лица министерство

Главная / Общество

Понятие юридического лица

На рынке, как и в жизни вообще, люди вступают между собой в различного рода отношения. Они вступают в эти отношения непосредственно, т. е. как обособленные физические лица, и опосредованно, через различного рода группы, объединения физических лиц. В последнем случае такая группа или объединение действуют как единое целое, имеющее какие-то общие интересы, задачи, цели. В свою очередь эти группы опять же могут объединяться в новые группы и т. д.

Объединения людей могут носить формализованный и неформализованный характер. В первом случае такие объединения получают статус юридического лица или иной разрешенный по закону статус, например, статус филиала, представительства юридического лица. Во втором случае они существуют без какого-либо юридического оформления.

В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Основные признаки юридического лица

Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки:

наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;

наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);

самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;

право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;

наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Классификации юридических лиц

В соответствии с Гражданским кодексом РФ разрешенные по закону юридические лица классифицируются по:

цели деятельности (получение прибыли или достижение любых других не запрещенных законом целей, кроме получения прибыли);

организационно-правовой форме, т. е. по разрешенным видам организаций;

характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями с точки зрения наличия или отсутствия у учредителей прав собственности на вносимые ими вклады в имущество этого юридического лица.

Цель деятельности

По цели деятельности юридические лица подразделяются на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация - это организация, занимающаяся коммерческой деятельностью, или это организация - участник рынка, основной целью деятельности которой является получение прибыли.

Некоммерческая организация - это организация, занимающаяся некоммерческой деятельностью, или это организация, основной целью деятельности которой является та или иная цель, не связанная с получением прибыли, которая в свою очередь не подлежит распределению между участниками данной организации.

Юридически различие между коммерческой и некоммерческой организациями в современном Гражданском кодексе РФ сводится лишь к следующему: и та и другая организация может иметь прибыль, но в коммерческой организации эта прибыль может распределяться между учредителями (участниками), а в некоммерческой организации вся полученная прибыль расходуется на уставные цели.

Организационно-правовая форма

Организационно-правовая форма юридического лица - это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

По организационно правовой форме каждый класс юридических лиц подразделяется на группы.

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений;

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (Ст.48 ГКРФ)

Виды юридических лиц:

Юридические лица по цели создания подразделяются на:

1) коммерческие организации
2) некоммерческие организации

Коммерческая организация – это организация, котороая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности(коммерческие организации).

Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет главной цели извлекать прибыль, а так же не распределяет полученную прибыль между ее участниками. Данная организация может иметь форму потребительского кооператива, общественной или религиозной организации, финансируется собственником учреждения, благотворительным или иным фондом.

Юридические лица по отношению к публичной власти делятся на:

1) государственные организации
2) негосударственные организации

Юридические лица по организационно-правовой форме деятельности на:

1) хозяйственные товарищества и общества,
2) производственные кооперативы,
3) государственные и муниципальные унитарные предприятия
4) потребительские кооперативы,
5) общественные или религиозные организации
6) благотворительные фонды

Правоспособность юридического лица - это способность организации иметь права и обязанности, предусмотренные нормами права и соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. (ст.49 ГКРФ)

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

2. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 52. Учредительные документы юридического лица

1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Статья 53. Органы юридического лица

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Статья 54. Наименование и место нахождения юридического лица

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно гражданского кодекса Р.Ф. ИП это физическое лицо, которое имеет право заниматься коммерческой деятельности. Предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

К какой форме бизнеса относится индивидуальное предпринимательство?

Многие не могут разобраться в организационно-правовой принадлежности ИП: это физическое или юридическое лицо? Ответ на данный вопрос обозначен в ст. 23 ГК РФ, согласно которой любой гражданин имеет право заниматься трудовой деятельностью в качестве ИП без образования юридического лица.

Понятие юридического лица трактуется по-другому: это зарегистрированная организация (ООО), имеющая учредителей и уставной капитал. ИП же ведет предпринимательскую деятельность без такового.

Стоит отметить, что индивидуальный предприниматель во многих случаях наделен теми же полномочиями, что и ООО. Например, он может также открывать расчетный счет, заключать договоры и осуществлять практически те же самые виды деятельности, за исключением некоторых из них.

В чем разница?

Таблица 1. Различие между ИП и ООО

Физическое лицо (ИП)

Юридическое лицо (ООО)

Упрощенный порядок регистрации, минимальная госпошлина

Для регистрации необходимо множество документов, более высокая госпошлина

Отвечает перед Законом своим личным имуществом

Рискует только долей в уставном капитале

Нет необходимости вести бухгалтерский учет и открывать расчетный счет

Постоянный документальный контроль движения денежных средств, обязательное открытие расчетного банковского счета

Распоряжается прибылью по своему усмотрению

Руководитель не имеет права забирать полученную выручку

Не может заниматься любыми видами деятельности

Нет ограничений в видах деятельности

Платит взносы в ПФР, даже если нет прибыли

Есть возможность не платить взносы в ПФР при отсутствии доходов

Нельзя продать бизнес

Нет запретов на продажу бизнеса

Более низкие штрафные санкции

Высокие штрафы в случае обнаружения нарушений по НК РФ

Нельзя привлекать инвесторов

Возможность привлечения инвесторов

Таким образом, у каждой из организационно-правовых форм есть свои плюсы и минусы , и любой действующий индивидуальный предприниматель может зарегистрировать ООО , обратившись в УФНС с документами, но платить налоги и взносы придется за все формы деятельности.

Пример: гражданин, являясь учредителем ООО, занимающейся изготовлением строительных материалов, решает продавать одежду через Интернет-магазин . Для этого он имеет право отдельно открыть ИП , но платить налоги в УФНС, взносы в ПФР и ООМС он обязан за обе организации.

В данном случае, задаваясь вопросом - ИП - это юр. лицо или же обычное физ. лицо? - нужно исходить именно из формы бизнеса, который ведет гражданин. При разрешении судебных споров, заполнении документов, подачи отчетностей от ООО он будет являться юридическим, а от ИП - физическим лицом.

Рассмотрение спорных ситуаций в суде

В соответствии с АПК РФ, Арбитражный суд вправе принимать обращения от организаций и индивидуальных предпринимателей при возникновении следующих споров:

  • Экономических: например, о задолженностях.
  • Административных: при ведении не зарегистрированного в законном порядке бизнеса.
  • Организационных: банкротство ООО.
  • Налоговых: неоплата авансовых платежей в установленные сроки.
  • Корпоративных: при причинении убытков, нанесенных соучредителями, учредителями и участниками юридическому лицу.
  • Межнациональных экономических: при неисполнении обязательств компанией, зарегистрированной на территории РФ, в отношении иностранного гражданина, или же наоборот.

При вынесении постановления о наложении штрафных санкций, суд вправе руководствоваться данными и о личном имуществе индивидуального предпринимателя. Если же штраф накладывается на ООО, то арбитраж может учитывать только уставной капитал организации.

Ввиду того, что ИП является физическим, или организация - юридическим лицом, то все конфликты и споры между ними попадают в компетенцию Арбитражного суда и разрешаются только в судебном порядке.

Дополнение

Остались вопросы о нюансах юридического статуса ИП или вам требуется развернутая консультация эксперта по другому вопросу юридическому вопросу? Фабрика манимейкеров рекомендует воспользоваться онлайн-сервисом "Правовед" для получения профессиональной консультации опытного юриста. (Получение первого ответа в течении 15 минут после его публикации).

Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридических лиц. Виды юридических лиц и их классификация.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Юридическому лицу присущи следующие признаки:
Признак организационного единства означает наличие определенной внутренней структуры организации: во-первых, наличие системы органов управления; во-вторых, в ряде случаев - структурных подразделений.
1.Признак имущественной обособленности юридического лица означает наличие у него имущества на праве собственности либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
2.Признак самостоятельной имущественной ответственности заключается в том, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое может быть наложено взыскание (п. 1 ст. 56 ГК РФ).
Поскольку юридическое лицо является самостоятельным, имущественно обособленным субъектом права, то, с одной стороны, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, с другой стороны, юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Эти исключения сводятся к установлению субсидиарной (дополнительной) ответственности учредителей или собственника по долгам юридического лица.
3.Завершающий признак юридического лица - это выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Юридическое лицо индивидуализируется посредством наименования и места нахождения (ст. 54 ГК РФ).

Правоспособность юридического лица.
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.


1.Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
2.Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
3.Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
4.Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Перечень некоммерческих организаций указан в ГК не исчерпывающим образом (открытый перечень), что предполагает возможность установления иных организационно-правовых форм некоммерческих организаций в других федеральных законах.
В настоящее время федеральными законами дополнительно предусмотрены, в частности, следующие формы некоммерческих организаций:
- государственная корпорация;
- некоммерческое партнерство;
- автономная некоммерческая организация (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
- садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество (Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);
- товарищество собственников жилья (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ);
- объединение работодателей (Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2000 N 197-ФЗ);
- нотариальная палата (Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1);
- торгово-промышленная палата (Федеральный закон от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).
Необходимо обратить внимание, что законодатель не исключает возможности осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, однако предполагает для ее осуществления ряд условий:
- она не должна осуществляться в качестве основной деятельности;
- она должна служить достижению целей, ради которых создана организация, и соответствовать им.
Общественные объединения, Ассоциации и Союзы.
Перечень коммерческих организаций: ООО; ЗАО; Производственные кооперативы; ОАО

Создание юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственная регистрация юридических лиц
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц
Реорганизация юридического лица
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация юридического лица
Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1.По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
2.По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также следствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Правовое положение хозяйственных товариществ.
Хозяйственные товарищества и общества
Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах
1.Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
2.Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
3.Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.
4.Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица.
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.
5.Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.
6.Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.
7.Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Основные положения о полном товариществе.
1.Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
2.Лицо может быть участником только одного полного товарищества.
3.Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество».

Правовое положение акционерного общества.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Открытые и закрытые акционерные общества
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах, в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, закрытое акционерное общество может быть обязано публиковать для всеобщего сведения документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью
Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.
Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Общество не отвечает по обязательствам своих участников.
В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.
Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.
Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.
Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Число участников общества не должно быть более пятидесяти.
В случае, если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
Участники общества вправе:
1.Участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества;
2.Получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке;
3.Принимать участие в распределении прибыли;
4.Продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества;
5.Выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
6.Получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Участники общества имеют также другие права, предусмотренные Федеральным законом.
Помимо прав, предусмотренных Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
Дополнительные права, предоставленные определенному участнику общества, в случае отчуждения его доли или части доли к приобретателю доли или части доли не переходят.
Учреждение общества осуществляется по решению его учредителей или учредителя. Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
В решении об учреждении общества должны быть отражены результаты голосования учредителей общества и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания или назначения органов управления общества, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества, если такие органы предусмотрены уставом общества или являются обязательными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При учреждении общества учредители или учредитель могут утвердить аудитора общества, а в случаях, если в отношении общества законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение.
В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении общества должно определять размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя.
Решения об учреждении общества, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями общества для оплаты долей в уставном капитале общества, принимаются учредителями общества единогласно.
Избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества.
Если к моменту избрания органов управления общества, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора общества и утверждения аудитора общества размер долей каждого из учредителей общества не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос.
Учредители общества заключают в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества.
Договор об учреждении общества не является учредительным документом общества.
Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. Общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества. При этом размер ответственности общества в любом случае не может превышать одну пятую оплаченного уставного капитала общества.
Особенности учреждения общества с участием иностранных инвесторов определяются федеральным законом.
Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом сведения о номинальной стоимости долей участников общества при его учреждении определяются исходя из положений договора об учреждении общества или решения единственного учредителя общества, в том числе в случае, если эти доли не оплачены в полном объеме и подлежат оплате в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Основные положения об обществах с дополнительной ответственностью
1.Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.
2.Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».
3.К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила настоящего Кодекса об обществе с ограниченной ответственностью и закона об обществах с ограниченной ответственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено настоящей статьей.
4.При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества;

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Органы местного самоуправления и органы государственной власти - это структурно выделенные органы в системе управления; формы осуществления власти народа. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12) органы местного самоуправления не входят с систему органов государственной власти, что означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, они находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. Но вместе с тем деятельность органов местного самоуправления приобретает новые черты, связанные с возможностью самоорганизации и самодеятельности граждан. Органы местного самоуправления более приближены к населению, что определяет социальную направленность их деятельности.
В интересах развития демократии необходимо взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления по таким направлениям, как экономика, безопасность, права человека. Баланс взаимодействия предполагает использование техники централизации, доминирования, самоорганизации и регулирования самоуправления.
Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они осуществляют публичную власть со всеми присущими ей признаками и особенностями.
Муниципальная власть - это власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:
а)территориальная ограниченность деятельности органов местного самоуправления;
б)более широкий спектр форм непосредственного участия населения в управлении территорией муниципального образования;
в)система принуждения в местном самоуправлении;
г)законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства;
д)подконтрольность государству реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
е)преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.
Системы органов государственной власти и органов местного самоуправления функционируют на основе определенных принципов.
Представляется возможным выделить две группы принципов:
1)общие, характерные и для государственного управления, и для местного самоуправления;
2)специальные, свойственные для каждой из этих систем в отдельности.
В качестве общих принципов выделяют следующие начала:
а)принцип народовластия (три способа осуществления власти народом, выборность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления);
б)принцип гласности (вступление в силу нормативных правовых актов только после опубликования (обнародования), обязательный учет общественного мнения при принятии решений, затрагивающих интересы населения);
в)принцип законности (детальная правовая регламентация общественных отношений);
г)принцип публичности (открытый характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления) и другие.
К специальным принципам государственного управления относят: принцип разделения властей, принцип единства, иерархичности и соподчиненности органов государственного управления, принцип строгой регламентации и обусловленности государственного управления правовыми нормами и т. п.
Чтобы понять, как региональная власть может воздействовать на органы местного самоуправления, необходимо определить специальные принципы организации муниципальной власти:
1)принцип «подзаконности», т. е. функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом;
2)принцип самостоятельности (организационная независимость, самостоятельность в определении структуры собственных органов, в решении вопросов местного значения, в распоряжении муниципальными материально-финансовыми средствами);
3)принцип выделенной компетенции - наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;
4)принцип выборности (требование обязательности наличия выборных органов в системе местного самоуправления);
5)принцип ресурсной обеспеченности, т. е. наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий;
6)принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами;
7)принцип государственной поддержки местного самоуправления.
Региональное управление и местное самоуправление тесно взаимосвязаны между собой, обусловливают друг друга и представляют собой два вида властной организации общества. У них имеется ряд общих черт, например:
а)и местная, и региональная власть организованы по территориальному признаку. Правомочия обеих властей распространяются на все субъекты, функционирующие на соответствующей территории;
б)и местная, и региональная власть реализуют свое социальное назначение посредством специальных постоянно действующих органов, наделенных правом осуществлять властные полномочия;
в)органы и местной, и региональной власти способны принимать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, обязательные для всех субъектов;
г)и местная, и региональная власть вправе устанавливать налоги и сборы, закрепленные за ними Налоговым кодексом РФ;
д)органы и местной, и региональной власти наделены правом применять меры принуждения на территории своей юрисдикции.
е)органы государственной власти обязаны гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу;
ж)органы государственной власти вправе осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий;
з)органы государственной власти субъекта РФ вправе временно осуществлять полномочия органов местного самоуправления в трех случаях: когда органы местного самоуправления ликвидированы в условиях чрезвычайной ситуации, когда проведено «банкротство муниципального образования» (в случае, если долги муниципального образования на 30% превысили собственные доходы), при нецелом использовании субвенций.
Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти строятся на следующих принципах: с одной стороны, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своей компетенции.
Основным инструментом взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является закон. Для государственной власти закон гарантирует то, что местное самоуправление будет функционировать в определенных законом пределах. Для местного самоуправления - это гарантия от волюнтаристского вмешательства государственных чиновников в деятельность муниципальных органов власти. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Государственная поддержка местного самоуправления - это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти.
Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:
а) издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;
б) контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;
в) информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);
г) оказание методической поддержки;
д) рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам государственной власти, принятие мер по их удовлетворению;
е) участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);
ж) принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;
з) подготовка кадров муниципальных служащих;
и) оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;
к) предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;
л) временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.
Органы местного самоуправления при разработке муниципальных планов и программ должны учитывать соответствующие государственные планы и программы. Соответственно, государственные органы при разработке государственных планов и программ должны учитывать мнение органов местного самоуправления.
Отношения, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния, воинским учетом, совершением нотариальных действий и т. п., крайне затруднительно регулировать органам государственной власти субъектов, не говоря уже о федеральных структурах. В принципе существуют два пути решения этой проблемы. Первый путь - это создание на территории местного самоуправления особых государственных структур, которые будут исполнять государственные полномочия. Второй путь - наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления на основе договоров или законодательных актов.
Под передачей полномочий понимается способ регулирования полномочий органа местного самоуправления, при которой органа государственной власти исключается из его компетенции и включается в компетенцию органов местного самоуправления. При этом срок такой передачи, как правило, не оговаривается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как правило, происходит в форме передачи полномочий.
Делегирование полномочий - это предоставление органам государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Исходя из этого, следует обратить внимание на различия в содержании понятия «передача полномочий», которая происходит на постоянной и безусловной основе, расширяя перечень вопросов ведения муниципального образования, и «делегирования полномочий», которое осуществляется на временной основе с соблюдением определенных требований, расширяя компетенцию отдельных муниципальных органов.
Статья 132 Конституции РФ
2.Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Правовое положение благотворительных и иных общественных фондов.
Коммерческие и некоммерческие организации

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ).
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Благотворительная организация
1.Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
2.При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами), а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана.

Формы благотворительных организаций
Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

Фонды
1.Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
2.Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
3.Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его уставом, утверждаемым учредителями.
4.Устав фонда помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
3.В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Общественные и религиозные объединения.
Общественные и религиозные организации (объединения)

1.Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
2.Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
3.Особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.
Правовое положение производственных и потребительских кооперативов.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

Понятие производственного кооператива
Производственным кооперативом (артелью) (далее - кооператив) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Кооператив является юридическим лицом - коммерческой организацией.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен содержать условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.
Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооператив», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».
Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах.

Порядок образования кооператива
Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.
Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.
Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».

При этом, некоммерческие организации могут в процессе своей деятельности, использования своего имущества получать прибыль, но:

  • во-первых, как уже было сказано, ее получение не является целью;
  • во-вторых, полученная в процессе деятельности прибыль не распределяется между создавшими организацию лицами, а направляется на решение задач, для которых создавалась организация.

Гражданским законодательством предусмотрен ряд конкретных организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, их перечень дан в п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ .

Так, коммерческие организации в зависимости от порядка их создания и управления ими, правового режима их имущества, прав лиц, создающих коммерческую организацию, в отношении ее имущества и т.д., могут быть созданы в формах хозяйственного товарищества и (или) общества, крестьянского фермерского хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, государственного и (или) муниципального унитарного предприятия (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

По другим основаниям все организации также разграничиваются на две большие группы: корпоративные и унитарные (ст. 65.1 ГК РФ). Критериями отнесения юридического лица к той или иной группе, в данном случае, является то, строится ли организация на основе:

  1. участия (членства)
  2. формируют ли участники (члены) высший орган управления организацией.

Правосубъектность юридического лица

В юриспруденции под правосубъектностью любого лица принято понимать совокупность его правоспособности и дееспособности. При этом под правоспособностью понимается способность обладать правами, под дееспособностью – способность своими действиями реализовывать права, создавать для себя и нести обязанности. Кроме того, иногда в качестве третьего элемента правосубъектности выделяется деликтоспособность – способность нести ответственность за результат своих действий (бездействия).

В отношении юридических лиц закон оперирует понятием правоспособность (ст. 49 ГК). При этом под правоспособностью юр лица понимается способность и иметь права и нести обязанности.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи правоспособность возникает в с момента внесения юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Правоспособность, по общему правилу, может быть универсальной (т.е. общей) и специальной (т.е. ограниченной).

Согласно пункту 1 указанной статьи права юридического лица (и соответственно, обязанности) должны соответствовать целям его деятельности, закрепленным в учредительном документе.

Учитывая, что, как указывалось выше, основной целью создания и деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, очевидно, что правосубъектность коммерческих организаций – универсальная, т.е. коммерческие организации могут иметь любые права и нести любые обязанности. Именно такая норма содержится в части 2 пункта 1 указанной статьи.

Вместе с тем, в данном же пункте делается отсылка на ряд нормативных актов, согласно которым некоторые коммерческие организации имеют ограниченную правосубъектность, т.е. их деятельность ограничена рамками целей их создания. К таким юридическим лицам, в частности, относятся: унитарные предприятия, ипотечные агенты (ст. 8 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 № 152-ФЗ), кредитные организации (ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1), микрофинансовые организации (ст. 12 ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 № 151-ФЗ) и другие.

Кроме того, согласно, части 3 пункта 1 указанной статьи некоторых виды деятельности могут осуществляться организациями только на основании:

  1. лицензии;
  2. (далее – СРО);
  3. выданного СРО свидетельства о допуске к выполнению определенного вида работ.

Основным нормативным правовым актом в сфере лицензирования является ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Так, пунктом 1 статьи 12 указанного Федерального закона закреплен перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется наличие лицензии.

Читайте также: Нужен ли промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ) в 2019 году

Особо следует обратить внимание, что пунктом 3 статьи 12 указанного ФЗ закреплено важное требование, призванное обеспечить защиту прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность: введение лицензирования иных (не предусмотренных указанным Федеральным законом) видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих изменений в указанный Федеральный закон.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что указанный в данном пункте перечень не является исчерпывающим. Так, пунктом 2 статьи 1 указанного Федерального закона закреплен перечень видов деятельности, порядок лицензирования которых определяется специальными федеральными законами.

К таким видам деятельности относятся, например: деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 18 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), деятельность кредитных организаций (ст. 13 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), деятельность страховых организаций (ст. 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации») и т.д.

Кроме того, пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что ряд видов деятельности лицензируется в соответствии с нормами ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но с учетом особенностей порядка лицензирования, которые могут быть предусмотрены иными федеральными законами. К таким видам деятельности относятся, например, частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность (статьи 6, 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (статья 192 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ).

Как указывалось выше, другими, помимо лицензирования, возможными ограничениями для деятельности юридических лиц является требования их обязательного членства в СРО, либо наличие выданного СРО специального разрешения на выполнение определенного вида работ.

Так, например, членство в СРО необходимо юридическому лицу для проведения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, капитального ремонта объектов капитального строительства и др. (статья 55.8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ), осуществления оценочной деятельности (статья 4 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ), аудиторской деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ), организации азартных игр (статья 6 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ).

Общие правила создания, деятельности СРО, членства в них, определяются ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ.

Очевидно, что, как следует из приведенных выше примеров, все ограничения деятельности юридических лиц связаны либо с повышенной опасностью деятельности, осуществляемой юридическим лицом (строительство и т.д.), либо повышенной экономической ответственностью (аудиторская деятельность и т.д.).

Место нахождения и адрес юридического лица

Определение места нахождения юридического лица продиктовано несколькими факторами; отметим некоторые, наиболее важные из них.

Во-первых, место нахождения наряду с наименованием, организационно-правовой формой, является одним из важнейших идентификационных признаков юридического лица, позволяющих отграничить его от иных, схожих с ним, участников гражданского оборота. Необходимость четкого определения места нахождения юридического лица подчеркивается тем, что место нахождения должно быть определено в уставе (учредительных документах) юридического лица.

Во-вторых, место нахождения юридического лица обладает существенным влиянием на его налогообложение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что, помимо федеральных налогов и сборов, которые действуют на всей территории Российской Федерации, установлены и взимаются налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы. При этом, многие элементы налогообложения (ставка налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей и т.д.), устанавливаются, соответственно, представительными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, подлежат применению на конкретных территориях. Таким образом, сумма налогов, уплачиваемая юридическими лицами, место нахождения которых находится в разных регионах (местностях), может существенно отличаться.

В-третьих, место нахождения юридического лица имеет, за некоторыми исключениями, решающее влияние на подсудность рассмотрения споров в суде, в случае их возникновения.

Так, по общему правилу, согласно статье 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), иск предъявляется по месту нахождения ответчика. В случае, если место нахождения ответчика не известно, иск предъявляется по выбору истца, т.е:

  • либо по месту нахождения имущества ответчика;
  • либо по последнему известному месту нахождения ответчика (статья 36 АПК РФ).

Аналогичная норма содержится в статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – иск к организации предъявляется по месту ее нахождения.

Данные нормы подлежат применению в большинстве случаев, кроме т.н. «подсудности по выбору истца» (когда суд, в который подается иск определяется самим истцом), «исключительной подсудности» (когда суд, в который должен быть предъявлен иск определен законом) и «договорной подсудности» (когда суд, в котором будет рассматриваться спор, в случае его возникновения, определяется договором, соглашением между сторонами).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, при которой указывается наименование населенного пункта или муниципального образования.

Как правило, государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа; в случае его отсутствия государственная регистрация производится по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 1 статьи 13 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация