Снятие регистрации по месту жительства. Снятие с регистрационного учета по месту жительства: основания, сроки оформления, органы регистрации

Главная / Общество

Одна из важнейших услуг, которую предлагают отделения миграционной службы, заключается в регистрации граждан России. Это проводится либо по месту жительства, либо пребывания. Регистрационный учет существует для того, чтобы каждый гражданин обладал всеми возможностями для реализации своих прав и возможностей.

Временная регистрация в Москве и Московской области

Если определенный гражданин прибыл в жилое помещение, в котором официально не проживает, но в ближайшее время его можно найти именно там и он там собирается временно жить, то нужно обратиться к тем государственным чиновникам, что занимаются вопросами регистрации. Важно учитывать, что для выполнения подобной задачи, можно осуществить подачу электронного заявления на сайт для получения миграционных услуг.

В случае личной подачи документов, необходимо собрать полный пакет справок, свериться с графиком работы инстанций и вручную написать соответствующее заявление (Приложение № 3).

Но когда подобная процедура выполняется в режиме онлайн, то совершенно не нужно находиться в очередях и тратить свое драгоценное время. Достаточно будет только следовать инструкции на сайте.

Установленный порядок регистрации

Паспорт гражданина РФ

По действующему законодательству регистрация обладает двумя целями. В первую очередь, это кается получения полных прав для гражданина: всех условий для использования свобод, которые гарантируются Конституцией.

Вторая цель для оформления регистрационного учета заключается в том, чтобы это лицо исполняло обязанности перед другими гражданами. Это позволяет эффективно вести правоохранительную деятельность таким образом, чтобы каждый человек получил надежную защиту от государства, в частности, от полиции.

Важно учитывать, что сам по себе факт регистрации не создает для гражданина никаких обязанностей. При этом если человек не обладает официальной регистрацией, то это никаким образом не повлияет на его свободу передвижения и не может являться поводом для того, чтобы ограничивать права.

Как гласит Закон, органы, которые регистрируют учет, обязаны только удостоверить желание гражданина в том, где он хочется проживать и в каком месте жительства быть зарегистрирован, заполнив карточку регистрации. По этой причине регистрация несет только разрешительный характер, потому не может ограничивать человека в выборе места жизни.

Суть подобной процедуры только в учете граждан, которые находятся на территории России:

  • носит характер уведомления;
  • отражает факт нахождения гражданина на определенной территории.

По данным, которые передает миграционная служба, становятся понятны следующие цифры. За один год в органы попадают от восемнадцати до двадцати одного миллионов обращений.

Органы регистрационного учета

ФМС России обладает своими территориальными органами по всей стране. Они расположены в каждом населенном пункте:

  • город;
  • поселок;
  • военный городок.

Повсюду имеются органы регистрационного учета. Они располагаются в качестве управлений, отделов и отделений.

Существенные изменения в органах регистрационного учета произошли с 2014. Тогда было принято решение о том, что управлениями регистрационного учета будут являться только территориальные органы.

Лица, занимающиеся вопросами регистрации

Важно учитывать юридическую разницу, поскольку для получения подобной услуги, гражданину нужно обратиться не в органы, а к должностным лицам, что проводят регистрационный учет. Их задача заключается в первичном приеме документов, после чего они предаются в соответствующие инстанции для дальнейшей обработки.

В перечень уполномоченных людей можно отнести и собственников, которые самостоятельно осуществляют управление своим помещением. К ним также можно отнести и товарищества владельцев жилья.

В том случае, если отсутствуют должностные лица, которые несут ответственность за процесс регистрации, данному гражданину нужно обращаться к владельцу этого жилого помещения. После этого он должен заявить в орган, где занимаются вопросами регистрационного учета. Наиболее частым случаем является ситуация, когда гражданин делает обращение в орган, занимающийся регистрационным учетом вместе с официальным собственником жилья.

Как правильно подать заявление с помощью почты?

Самое главное, что нужно учитывать при отправке заявления по почте, необходимость в использовании формы № 1ПР. В этих документах необходимо наличие подписей не только заявителя, но и официального собственника жилья. А также необходимо приложить:

  • копия паспортного документа;
  • справка, на основании которой разрешается временное проживание.

Очень важно, чтобы эти документы обязательно были заверены нотариусом или другим лицом, который несет ответственность за прием и передачу регистрационного учета. Важно учитывать, что если срок регистрации превышает девять месяцев, то к перечисленным выше документам нужно приложить листки по формам №2 и №12П.

После того, как гражданин выполнил все условия для получения административной услуги, он может самостоятельно выбрать, как получить свидетельство о регистрации по месту жительства:

  • выслать по указанному в документах адресу;
  • забрать в отделении.

Как проводится регистрации для граждан, которые не достигли 14 лет?

Каждый день встречаются недопонимания в миграционных службах. Как зарегистрировать на месте проживания ребенка, у которого еще нет официального паспорта? По закону, такие лица являются недееспособными, потому за них должен решить официальный родитель либо опекун, который имеет право на представление интересов ребенка.

В этом случае обязательно нужно присутствие подростка и взрослого человека с документами, что подтверждают их личность. При правильном выполнении процедуры, регистрация займет не больше времени, чем в случае с совершеннолетним гражданином.

Сколько стоит регистрация?

Многие ошибочно считают, что подобная государственная услуга требует существенных финансовых вливаний. Это не так в том случае, если выполняются законодательные нормы. По официальным данным регистрация по месту жительства – бесплатная процедура.

Но в редких случаях потребуется уплата государственной пошлины, или когда нужно оформить документы человеку, находящемуся за пределами Российской Федерации, например, в другой стране. В такой ситуации нужно обратиться в консульство.

Особенности временной регистрации младенцев

Когда в семье рождается ребенок, необходимо сразу же оформить множество документов и в частности потребуется регистрационный учет. По закону, подать заявление о появлении малыша в ЗАГС необходимо не позднее, чем через месяц со дня его рождения.

После того, как сам человек был зарегистрирован, необходимо его официально «поселить». Для этого подается заявление о регистрации по месту жительства ребенка. В этом случае тоже нужно поторопиться с оформлением документов. После получения свидетельства о рождение, дается семь дней, чтобы подать заявление о регистрации по месту жительства.

В той ситуации, когда родители проживают раздельно, часто возникают споры касательно того, на какое место жительство необходимо оформить общее дите. Для этого есть официальная инструкция:

  • руководствоваться семейным кодексом;
  • проконсультироваться с юристом;
  • узнать подробнее в самой инстанции;
  • ознакомиться с гражданским кодексом.
  • законным;
  • устраивать мнения родителей;
  • не противоречить интересам ребенка.

При этом не стоит забывать о том, что если младшего члена семьи не зарегистрировали, как полагается в указанный срок, то ответственность будет лежать только на родителях. Это административное правонарушение, по результатам которого нужно выплатить штраф размером до 2500 рублей.

Контроль по соблюдению правил регистрации

Важно знать, что в любой момент может быть проведена плановая или неплановая проверка соблюдения правил регистрации. Она инициируется сотрудниками МВД. В результате подобной проверки составляются документы о том, что было изъято и какие бумаги проверены на наличие ошибок. После этого делается заключение: соответствует ли норм закона деятельность конкретных сотрудников?

В случае если возникнут определенные несоблюдения правилам, тогда потребуется возбудить дело о правонарушении. В ином случае будут направлены полученные материалы в органы, которые уполномочены принимать решения по данному вопросу.

Снятие с регистрационного учета


Снят с регистрации

Часто встречаются ситуации, когда у человека, выезжающего на постоянное место жительство не в Российской Федерации, появляется возможность официально пройти процедуру снятия с регистрационного учета. В заявлении, которое будет подаваться в орган миграционной службы, необходимо указать государство, куда выезжает человек.

Если проявилась необходимость провести процедуру снятия с учета по месту жительства на территории РФ, а сам гражданин в этот момент находится вне территории России, то тогда необходимо прямо обращаться в ФМС. Дополнительно можно заявить о таком желании в Генеральное консульство.

Это необходимо для того, чтобы засвидетельствовать, что подпись, указанная в документах, точно соответствует той, которой владеет заявитель. Когда отсутствует возможность личного обращения в консульство, тогда подлинность подписи можно удостоверить у местного нотариуса. В результате, останется только проставить на документах апостиль.

Основные способы снятия с учета

Специалисты юридического дела утверждают, что регистрационный учет можно снять, используя одну из двух методик. Это касается, как выполнения процедуры на новом месте жительства, так и на старом.

Главное во втором случае – точное следование инструкции. Для этой цели нужно сначала обратиться к уполномоченному лицу, которое является ответственным за оформление документов в специальные органы, что занимаются регистрационным учетом. Дополнительно важно грамотно составить полный пакет документов:

  • паспорт;
  • адресный листок убытия.

Важно учитывать, что если гражданин еще не достиг четырнадцати лет, то ему запрещается писать заявление самостоятельно. Вместо него этим занимается родитель или опекун, что представляет интересы ребенка.

Только лицо, что занимается процедурой передачи документов в соответствующие органы, имеет право выдавать адресный листок убытия. Это право каждого гражданина, который правильно составил заявление.

В течение семидесяти двух часов после подачи документов, гражданину должны вернуть его паспорт. Там указывается пометка о том, что человек снят с учета. На протяжении следующих 3 дней должностное лицо обязано снять с учета, а за следующие двадцать четыре часа уже внести эту информацию в общую электронную базу информации.

После останется только встать на учет по новому месту жительства. Для этого дается семь дней с той даты, как гражданин прибыл на новое место жительство. Иначе при невыполнении этого требования, данному лицу грозит существенный штраф. В столице его размер не превысит пяти тысяч рублей. А для других городов России не больше 3000.

Если человеку будет более удобно оформить регистрацию уже на новом месте жительства, то инструкция не сильно отличается о той, как при первом случае снятия с учета. Разница заключается лишь в том, что вместо листка убытия, нужно получить в соответствующем органе такую же справку, но о прибытии, заполнив адресной лист прибытия.

Если следовать главным правилам от успешных юристов, применять знания, полученные на сайте УФМС России, то тогда при получении любой административной услуги не возникнет никаких проблем. Достаточно будет только тщательно ознакомиться с действующим законодательством, правильно собрать документы, а также не ошибиться при оформлении заявления и тогда обязательно гражданин получит утвердительный результат.

Местом проживания считается помещение, в котором человек обитает постоянно. В результате переезда в другой город, регион, на соседнюю улицу гражданину предстоит выполнить снятие регистрационного учета по месту жительства и прописаться по иному адресу. Эти действия в быту называют «выпиской».

Правовые основания для снятия с регистрационного учета

Фиксирование прописки в нашей стране является обязательной процедурой, которая регистрирует место проживания и внутреннюю миграцию граждан. Настоящая система введена 1 октября 1993 года и заменила советскую процедуру прописки.

Граждане РФ обязаны регистрировать адрес постоянного места жительства и адрес временного пребывания, если таковое превышает нахождение в одном месте более 90 суток.

Временное проживание иностранных лиц регистрируется по заявлению и согласию принимающей стороны. Сняться с регистрации по месту пребывания (как и встать на учет) иностранцы могут в органах ФМС.

Какие службы фиксируют прописку

Органы регистрационного учета выполняют контроль за соблюдением закона о регистрации. К ним относятся: территориальные отделения ФМС, паспортные столы, управляющие жилищные конторы. С 1.01.2014 администрация маленьких поселков утрачивает полномочия регистрации граждан по месту проживания. В стационарах, домах отдыха, отелях, мотелях постановка на учет возложена на администрацию этих заведений.

Варианты как сняться с регистрационного учета

Существует 2 вариации прекращения прописки граждан.

1 вариант - выписка по месту жительства

Для выписки гражданин обращается в ФМС, паспортный стол, управляющую организацию с заявлением, где просит снять с регистрационного учета по указанному адресу проживания. Далее, заполняет листки убытия, с которыми обращается в отдел регистрации по дальнейшему месту нахождения, где и ставят отметку о снятии с учета. Заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства пишется по образцу, предлагаемому в отделении.

2 вариант- оформление выписки по месту пребывания

Человек вправе покинуть жилплощадь и не сниматься с регистрационного учета. Тогда при переезде на иное местожительство (например, соседний поселок, город) гражданин может оформить «по запросу» выписку и прописку. При заполнении заявления на прописку понадобится заполнить отрывной бланк заявления на выписку. При досрочном выбытии, выписываемое лицо в письменной форме обращается в ФМС с просьбой сняться с регистрационного учета по месту пребывания.

В учреждениях временного пребывания (больнице, гостинице) снятие с регистрационного учета по месту пребывания осуществляется ответственным персоналом организации.

По доверенности

Выписка по доверенности не предусматривается законом. Однако, есть случаи, когда отделения ФМС принимают документы по доверенности и снимают человека с учета. Для этого понадобится нотариально подтвердить свое заявление-согласие на выписку. Текст лучше спросить в вашем паспортном столе, так как в разных регионах страны он отличается.

По суду без согласия

Законодательство предусматривает ситуации, когда без согласия человека выписывают из жилища. Выполняя судебное решение органы регистрационного учета выписывают человека в результате:

  • потери права пользования жильем;
  • приговора к тюремному заключению;
  • смерти;
  • постановления суда о признании человека безвестно пропавшим;
  • поступления заявления о снятии с учета от гражданина, который находится за границей государства;
  • выявления фальсификации данных, послуживших для прописки;
  • если один из прописанных жильцов перестал быть частью семьи или больше не жительствует совместно с другими домочадцами, .

Необходимая документация

Чтобы сняться с регистрации по месту жительства, потребуется подготовить:

  • паспорт гражданина РФ (детям до 14 лет, нужно свидетельство о рождении);
  • заявление (если прописка происходит одновременно со снятием с учета, то прилагается талон);
  • домовая книга;
  • адресный лист выбытия;
  • лист статистического выбытия (требуется, если человек выезжает на пмж в другое государство);
  • справка об отсутствии задолженности оплаты услуг ЖКХ.

Сроки оформления и стоимость

Выписка осуществляется за трое рабочих суток со дня поступления документации в регистрирующие органы. Если вы отдали пакет справок паспортисту или уполномоченному лицу в ТСЖ - срок увеличивается еще на трое суток.

Эта государственная услуга не требует оплаты, все бланки и листы выбытия в отделении предоставляются бесплатно. Если работники просят заплатить пошлину, сделать взнос – смело жалуйтесь в правоохранительные органы.

Снятие через МФЦ

Государственные центры могут поспособствовать снятию с регистрационного учета по месту пребывания. Целью таких центров является предоставление услуг населению в различных областях. Это позволяет разгрузить гос органы и сократить время выполнения этой процедуры. Все сведения передаются в ФМС. Потребуется:

  1. Подготовить документацию. Выяснить график работы МФЦ.
  2. Прийти в рабочее время и отдать документы сотруднику центра.
  3. Забрать свидетельство, получить отметку выбытия в паспорте.

В многофункциональном центре вам всегда окажут консультативные услуги и представят образец искового заявления о снятии с учета для обращения в суд.

Через Госуслуги

Для экономии времени, оформите заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства на портале Госуслуг. После получения логина и пароля, воспользуйтесь личным кабинетом и просмотрите перечень услуг. Перед началом оформления заявки убедитесь в отсутствии задолженности за коммунальные услуги. Далее, заполняете все строки с личной информацией и даете разрешение на обработку ваших персональных данных. В конце ответьте на вопросы, касающиеся вашего переселения, занятости и уровня образования. В предлагаемом списке выберите ближайшее отделение ФМС и подайте заявку. Через три дня получите оповещение, в котором будет назначено время приема в отделе учета граждан для постановки отметки о выписке.

Как выписаться из помещения пребывая за границей

Для осуществления этого процесса придется обратиться в консульство России, находящееся в государстве, где проживает гражданин. Далее, следует такой алгоритм, где нужно:

  1. Составить заявление с просьбой о снятии с учета по месту жительства в ФМС (указываете свой российский адрес).
  2. Лично прибыть в консульство РФ. С собой взять загранпаспорт и российский паспорт. Работник консульства должен заверить ваше заявление. Возможно, потребуется заплатить государственную пошлину за оказание этой услуги.
  3. Заверенное заявление отослать посредством почтовой связи. Перед отправкой письма узнайте точный адрес ФМС. Для отслеживания своей посылки используйте регистрируемое отправление с трекингом.
  4. Через две недели проверить дошло ли письмо. Если адресат получил документы, отсчитайте три рабочих дня + 1 день для внесения сведений в базу данных. По прибытии в Россию поставьте оттиск в российском паспорте о выписке. Снятие с регистрационного учета произведено.

Существует иной способ выписаться. Для него требуется участие доверенного лица, проживающего в вашем городе в РФ. По нотариально заверенной доверенности поверенный владеет правом обратиться в органы регистрационного учета для процедуры выписки. Доверенность следует оформить и заверить в консульстве страны проживания на данный момент. Собранный пакет документов, а именно: ксерокопии паспортов, доверенности, визы отправляется заказным письмом с уведомлением по нужному вам адресу в РФ.

Как можно выписаться из квартиры находясь в другом городе

Пребывая в ином городе допустимо выписаться по доверенности. Все детали и текст доверенности узнайте у работников вашего паспортного стола, чтобы в дальнейшем избежать нервотрепки и недоразумений в вопросах выписки дистанционно. После положительного ответа следует обращение к нотариусу, который составит заявление для снятия с регистрационного учета. Там же нотариально заверяете доверенность на человека, который от вашего имени будет проводить выписку (у вас на руках обязательно должна быть копия его паспорта).

Пакет документов отправляете ценным письмом с уведомлением в ваш город по адресу доверенного лица. Далее, поверенный передает бумаги в органы ФМС. Будьте готовы к тому, что, возможно, без личного присутствия вам не оформят снятие с регистрации.

Размер и правила уплаты штрафов за отсутствие регистрационного учета граждан РФ


Если за семь дней не оформиться по новому адресу - вас могут привлечь к административной ответственности и оплате штрафа. Взыскание ожидает и собственника жилплощади, который разместил у себя незарегистрированного постояльца. Сумма взимания:

  • с лиц, проживающих без прописки – от 2000 до 3000 тысяч рублей;
  • с владельца жилплощади, на территории которой проживают незарегистрированные лица– от 2000 до 5000 рублей;
  • с юридических лиц, размещающих в жилых зданиях не вставших на учет граждан - от 250 000 до 750 000 рублей.

В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе сумма штрафа достигает 5000 рублей.
, тюремное заключение сроком до трех лет или сумма заработной платы нарушителя за три года.

Для снятия с регистрационного учета по месту жительства много времени не потребуется. Лишь в редких случаях эта процедура затягивается на неопределенное время. Чтобы не подвергаться наказанию и не нарушать закон о регистрации по месту жительства грамотно и своевременно готовьте необходимые документы.

Свои вопросы задавайте в форме ниже или звоните по указанным телефонам. Для быстрой связи воспользуйтесь бесплатной консультацией дежурного юриста (красная форма в правом нижнем углу экрана).

Как сняться, снять с регистрационного учета по месту жительства, выписать из квартиры, дома

Правила снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
1. Прежде всего, отметим особенности снятия с регистрационного учета по месту пребывания. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении срока пребывания, а в гостиницах, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, на туристских базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытию.
Заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания от гражданина и составление адресного листка убытия по форме N 7 не требуется, за исключением случаев, когда зарегистрированные по месту пребывания граждане имеют намерение выбыть с места пребывания до истечения заявленного срока.
При досрочном убытии гражданина из жилого помещения, не являющегося его местом жительства, этот гражданин либо лицо, предоставившее ему жилое помещение для временного проживания, обращается с заявлением в произвольной письменной форме о снятии его с регистрационного учета по месту пребывания с указанием даты убытия (если такая дата известна) либо направляет заявление по почте или в форме электронного документа через Единый портал в орган регистрационного учета, который производил регистрацию этого гражданина по месту пребывания.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях при отсутствии заявления гражданина органы ФМС могут отказать иным обратившимся заинтересованным лицам в снятии с регистрационного учета данного гражданина.
Заявителю ФГУП "Механический завод" принадлежало на праве хозяйственного ведения (собственность РФ) недвижимое имущество "База отдыха". В состав базы отдыха входит рубленый дом. Заявителю стало известно, что в указанном доме временно зарегистрирован по месту пребывания В., что было связано с исполнением им трудовых обязанностей. Трудовые отношения с В. были прекращены. Кроме того, В. имеет постоянное место жительства и регистрации. Рубленый дом изначально являлся нежилым помещением и не предназначался для проживания граждан. На базе отдыха жилых помещений не имеется, а в рубленом доме (дом сторожа) отсутствуют условия для постоянного или временного проживания.
При этом В. был зарегистрирован в этом помещении без согласия собственника. Начальник отдела, подписавший письмо с просьбой о регистрации В., также не обладал полномочиями на предоставление недвижимого имущества в пользование работникам предприятия.
Представитель ФМС пояснила, что отказ территориального отдела ФМС в снятии с регистрационного учета В. по месту пребывания является законным, т.к. для такой регистрации отсутствуют правовые основания. Решением ФМС заявителю ФГУП "МЗ" было отказано в снятии В. с регистрационного учета по месту временного пребывания в связи с отсутствием личного заявления В., а срок регистрации не истек.
На момент судебного разбирательства В. проживает по месту временной регистрации, досрочно с указанного адреса не выбыл, срок его временной регистрации не истек, оснований для снятия с регистрационного учета не имеется. Кроме того, решение об аннулировании регистрации по месту временного пребывания в связи с отсутствием заявления собственника о согласии на временное проживание в принадлежащее ему помещение органом ФМС не принималось.
Суд признал, что отказ ФМС в снятии с регистрационного учета основан на законе.

Собственник (наниматель) жилого помещения в случае получения уведомления о регистрации по месту пребывания гражданина, которому он не давал согласие на временное проживание, может подать заявление в произвольной письменной форме об аннулировании этому гражданину регистрации по месту пребывания. Заявление подается в орган регистрационного учета, который производил регистрацию по месту пребывания этого гражданина. Копия заявления и документов, послуживших основанием для его проживания, одновременно направляются в органы МВД для проведения соответствующей проверки. При аннулировании регистрации гражданина по месту пребывания сотрудник органа регистрационного учета заполняет на него адресный листок убытия по форме N 7, производит запись в верхнем правом углу "Аннулировано" и направляет его в подразделение адресно-справочной работы территориального органа.
Следует отметить, что регистрация может быть признана незаконной и аннулирована в судебном порядке. Аннулирование регистрации производится в различных случаях, а не только в ситуации, указанной выше.
Б. как бывшая воспитанница детского дома была направлена для дальнейшего обучения в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище", которое предоставило ей место в общежитии, где она была зарегистрирована. После окончания ПТУ регистрация по месту пребывания была аннулирована без ее заявления и согласия, и после смены паспорта регистрацию не восстановили. Другого жилья у Б. не было. Как указывала суду Б., вина в отсутствии у нее жилья и регистрации по месту пребывания или по месту жительства лежит исключительно на органах государственной власти, которые не обеспечили ее жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Между тем судом было установлено, что места в общежитии предоставляются обучающимся только на период их обучения. При этом следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ снятие с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Однако в связи с достижением Б. на момент снятия ее с регистрационного учета возраста 18 лет согласования органов опеки и попечительства училищу не требовалось. Таким образом, законных оснований для дальнейшей регистрации Б. в общежитии училища не имелось.

При выписке из медицинских организаций граждан, зарегистрированных в них по месту пребывания, уполномоченное должностное лицо данного учреждения в 3-дневный срок со дня выписки граждан заполняет на них адресные листки убытия по форме N 7 в двух экземплярах и в установленном порядке направляет первый экземпляр адресного листка в подразделение адресно-справочной работы территориального органа, а второй экземпляр передает в соответствующий орган регистрационного учета.
2. Снятие с регистрационного учета по месту жительства также имеет ряд особенностей.
Когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Заявление оформляется в произвольной форме от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.
При снятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.
Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в 3-дневный срок. Отметка в паспорте гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства производится в день поступления в орган регистрационного учета документов.
Таким образом, для снятия с регистрационного учета гражданин представляет следующие документы:
1) заявление;
2) документы, удостоверяющие их личность.
Заявление гражданина является добровольным волеизъявлением лица, выражающее его желание сняться с регистрационного учета. При отсутствии заявления органы ФМС могут снять гражданина с регистрационного учета только по решению суда. Данное требование основано на том, что если у гражданина были законные основания для регистрации по месту жительства, то снятие с регистрационного учета без его заявления (т.е. личного желания) должно основываться также на законных основаниях. Законность оснований для регистрации по месту жительства гражданин подтверждал необходимыми документами (договор найма, аренды, ордер, свидетельство о браке, согласие иных собственников и т.п.). Законность оснований для снятия с регистрационного учета без участия гражданина должен установить суд.
При этом следует учитывать, что суд принимает решение, исходя из конкретных обстоятельств дела, и если в одном случае суд решит снять гражданина с регистрационного учета, то в другом случае может и отказать. Истцу необходимо понимать, что исковые требования по таким делам должны быть правильно сформулированы, от этого зависит конечный результат и исход дела. Прежде всего необходимо доказать, что лицо утратило законные права на пользование и проживание в данном жилом помещении и вследствие этого должен быть снят с регистрационного учета. Если лицо имеет все законные основания пользоваться и проживать в жилом помещении, то снять его принудительно с регистрационного учета нельзя. Кроме этого, законным основанием для снятия с регистрационного учета является непригодность жилого помещения для проживания (нежилое помещение), фиктивная регистрация, длительное отсутствие по месту проживания и т.д. Насколько весомы данные обстоятельства, определяет суд. Истцами по таким делам могут быть заинтересованные физические лица, юридические лица, органы ФМС, прокурор.
Основания возникновения жилищных прав предусмотрены ст. 10 ЖК РФ. Согласно указанной статье жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
установлен ряд случаев, когда органы ФМС снимают гражданина с регистрационного учета без его заявления. Так, снятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится в случае:
1) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
2) осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
3) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
4) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке;
5) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
6) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
7) поступления заявления гражданина, находящегося за пределами РФ, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания).
Кроме того, если установлен факт фиктивной регистрации, снятие гражданина с регистрационного учета осуществляется на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном ФМС России.
Если отсутствует заявление гражданина либо в случаях, указанных выше (снятие с учета без непосредственного участия гражданина), решение о снятии с регистрационного учета принимается судом.
Например, без свидетельства о смерти невозможно в досудебном порядке снять гражданина с регистрационного учета.
Г. обратилась в суд с иском к паспортному столу г. Москвы о снятии с регистрационного учета М. В обоснование исковых требований Г. указала, что заключила договор безвозмездного пользования квартирой, но ввиду смерти М. на территории Республики Беларусь истец просила снять последнего с регистрационного учета.
В силу договора квартира была передана М. в бессрочное пользование для проживания и постоянной регистрации в квартире. Указанную квартиру запрещалось использовать по другому назначению. Следовательно, Г. в силу договора взяла на себя обязательство предоставить квартиру в бессрочное пользование М. для проживания и регистрации, а М. - использовать квартиру только для целей личного проживания, регистрации, а также осуществлять эксплуатацию и ремонт квартиры.
В соответствии со ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без его личного участия либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. При таких обстоятельствах обязательства, взятые на себя Г. по договору, прекратились в связи со смертью М.
Факт смерти М. был установлен судом исходя из сообщения прокурора. В связи с тем что М. скончался на территории другого государства (Республики Беларусь), сведений о месте нахождения родственников М. у истца не имеется, несмотря на попытки суда истребовать указанный документ не представилось возможным, а факт смерти М. доподлинно установлен судом, требования истца о снятии М. с регистрационного учета были удовлетворены.

3. Снятие с регистрационного учета в судебном порядке применяется и по другим основаниям. Напомним, что п. 4 ст. 31 ЖК РФ установлено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется, если иное не установлено дополнительным соглашением.
Если у бывшего члена семьи собственника отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.
При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Пунктом 15 Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного Кодекса Российской Федерации" определено, что при рассмотрении иска собственника жилого помещения к бывшему члену семьи о прекращении права пользования жилым помещением и выселении, суду в случае возражения ответчика против удовлетворения иска в целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения надлежит, исходя из положений ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, решить вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом.
Принятие судом решения о сохранении права пользования жилым помещением за бывшим членом семьи на определенный срок допускается ч. 4 ст. 31 ЖК РФ при установлении следующих обстоятельств:
1) отсутствие у бывшего члена семьи собственника оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилья в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма; бывший член семьи не является участником договора долевого участия в строительстве жилого дома, квартиры или иного гражданского правового договора на приобретение жилья и др.);
2) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).
При определении продолжительности срока, на который за бывшим членом семьи собственника сохраняется право пользования жилым помещением, суду следует исходить из принципа разумности и справедливости и конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая материальное положение бывшего члена семьи, возможность совместного проживания сторон в одном жилом помещении и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Необходимо отметить, что бывшими членами семьи собственника не могут быть его дети, братья и сестры, родители и т.д. Пунктом 4 ст. 31 ЖК РФ установлено, что право пользования жилым помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения.
По смыслу ч. ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу, а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами. Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Следовательно, бывшим членом семьи может быть супруг (супруга), но не несовершеннолетние братья и сестры.
В. обратился в суд с иском к отделу опеки и попечительства о признании прекратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета А.
Исковые требования мотивированы тем, что В. является собственником комнаты площадью 22 кв. м в коммунальной квартире, в которой зарегистрированы он и его брат, регистрация брата в данном помещении ограничивает его права собственника, т.к. он не может ею распорядиться по своему усмотрению. Младший брат со дня рождения был направлен в детский дом и в комнате не проживал.
Между тем комната была предоставлена их матери под временное проживание, В. и А. были вселены в данную комнату в качестве ее несовершеннолетних детей. В дальнейшем мать была лишена родительских прав в отношении сыновей и дети проживали в детских домах. После смерти матери В. приватизировал данное жилое помещение с согласия Департамента социальной защиты и отдела опеки и попечительства без включения в договор передачи несовершеннолетнего А.
В. стало известно, что брат усыновлен иностранными гражданами (гражданами Канады) и выехал за пределы РФ. На просьбу дать разрешение на снятие его с регистрационного учета отдел опеки и попечительства ответил отказом.

Следует учитывать, что ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранным лицом сохраняет гражданство РФ. Государство сохраняет правовую связь между усыновленными детьми и в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств несовершеннолетний А. мог вернуться и проживать в жилом помещении, в котором зарегистрирован. В случае снятия его с регистрационного учета, по возвращении в Россию, он мог остаться без жилья.
Как показала в судебном заседании представитель отдела опеки и попечительства, несовершеннолетний А. после усыновления его иностранными гражданами имеет двойное гражданство и остается гражданином РФ. На территории РФ нового места жительства несовершеннолетний А. не приобрел, в связи с чем не может быть снят с регистрационного учета по имеющемуся месту жительства.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 143 СК РФ при отмене усыновления ребенок по решению суда передается родителям. При отсутствии родителей, а также, если передача ребенка родителям противоречит его интересам, ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
Таким образом, в случае отмены усыновления жилищные права ребенка бывшими усыновителями не восстанавливаются, ребенок снова передается на попечение органа опеки и попечительства. Несовершеннолетний А. остается гражданином РФ, имеет право в соответствии с действующим законодательством иметь на территории России жилое помещение для проживания, которое за ним сохраняется в силу положений действующего законодательства РФ. В связи с этим суд отказал в снятии с регистрационного учета несовершеннолетнего А.

4. Снятие гражданина с регистрационного учета вследствие незаконной регистрации. Регистрация является незаконной, если она была проведена с нарушением требований правил регистрации и действующих норм законодательства. Незаконность регистрации устанавливается судом по иску заинтересованных лиц (прокурора, органов ФМС, юридических и физических лиц). Регистрация может быть признана незаконной, если гражданин представил недействительные, подложные, не соответствующие действительности сведения или документы. Кроме того, регистрация признается незаконной в результате неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации. Указанные основания незаконности регистрации выясняются в ходе служебных проверок, проверок прокуратуры по соблюдению законности при исполнении должностными лицами требований
Закона и др.
Так, при проведении проверки прокурором был установлен факт нарушения порядка регистрации по месту жительства А. должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования района, которые дали согласие на регистрацию
А. была зарегистрирована в нежилом помещении, которое представляло собой производственный животноводческий комплекс сельскохозяйственного предприятия, состоящий из производственных помещений (овчарни, тепляка для ягнят и дома для отдыха животноводов, предоставляемого в связи с исполнением трудовых обязанностей) и земельного участка (пастбища). Согласно данным ГУП "Техническая инвентаризация" указанное строение не является жилым помещением.
Несмотря на то что у А. не было иного жилья, суд признал данную регистрацию незаконной.

Однако следует также учитывать требования ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, согласно которой к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ.
Кроме того, ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления им других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР.
Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, в которых разрешается регистрация. В то же время множество граждан не только РФ, но и СССР проживали в помещениях, которые в настоящее время признаются нежилыми помещениями. Поскольку регистрация граждан в тот период отвечала требованиям закона и была правомерна, то и в настоящее время она не может быть признана незаконной. Незаконной признается та регистрация, которая была совершена с нарушениями уже после введения ЖК РФ и других нормативных актов.
Так, ст. 4 ЖК РСФСР определялось, что находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Таким образом, законодательством, действующим в тот период, допускалось нахождение жилых помещений в других строениях, не относящихся в целом к жилым. Следовательно, регистрация в таких помещениях была законной, и применять к "старым" правоотношениям требования "новых" правил недопустимо.
Истец ОАО "РЖД" указывал, что регистрация по месту жительства Д. проводилась в нарушение норм жилищного законодательства в нежилое помещение и в нежилом объекте, с нарушением правил регистрационного учета. Однако суд в иске отказал и признал законной регистрацию по месту жительства.
Безусловно, здание вокзала не является жилым помещением и в нем не предусмотрены помещения, предназначенные для постоянного проживания граждан. Между тем в здании вокзала находилось служебное вспомогательное помещение, в котором проживала мать Д. Матери жилое помещение было предоставлено в связи с трудовыми отношениями, т.к. она работала на ж/д станции. Кроме того, в семье было двое маленьких детей. Данное помещение было предоставлено его матери на всех членов семьи, вселились они в него не самовольно.
Помещение, в котором проживала семья, по внешнему виду представляет собой квартиру: имеет отдельный вход с улицы, кухню, комнату, есть печка. О том, что Д. вселился в нежилое помещение не самовольно, свидетельствует и тот факт, что он, а также другие члены семьи, были зарегистрированы в указанном помещении.
В соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 г. N 677, действовавшим в период регистрации семьи Д. в данном помещении, граждане подлежали прописке по месту жительства. Поэтому суд сделал вывод о том, что семья Д. была вселена в спорное помещение и зарегистрирована в нем в установленном законом порядке.
Суд также пришел к выводу, что указанное помещение было предоставлено семье Д. как жилое, поэтому он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
Подводя итог, можно сделать вывод, что законность или незаконность оснований для проживания устанавливается только судом. Следовательно, законность регистрации гражданина по месту проживания определяется исходя из учета всех существенных обстоятельств дела.

Особенности регистрации по месту жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу РФ, ведущего кочевой или полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает.
Если указанный гражданин меняет маршрут кочевий и выходит за границы муниципального района, в котором он зарегистрирован, он должен подать соответствующее заявление и документ, подтверждающий ведение кочевого и полукочевого образа жизни.
В том случае, если гражданин прекращает кочевой или полукочевой образ жизни, он встает на регистрационный учет по месту своего постоянного проживания.

_________________________________________________________

П. 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713
(ред. от 24.12.2014)
"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации":

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
б) призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы или принудительным работам - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;
з) изменения гражданином маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;
и) прекращения гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме;
к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, - на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

КАК ОФОРМИТЬ СНЯТИЕ С РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА?

Сняться с регистрационного учета по месту жительства можно двумя способами.

Примечание. Основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства предусмотрены ст. 7 Закона от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Одним из них является изменение места жительства.

Способ 1
1. Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов (например, при ЖЭУ, ТСЖ или ЖСК), по месту прежнего проживания и представьте:
- паспорт;
- заявление о снятии с регистрационного учета <*>. Заявление заполняет в произвольной форме лицо, достигшее 14-летнего возраста. От имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель (п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713; п. 135 Административного регламента, утв. Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288).
2. Получите и заполните адресный листок убытия.
3. Дождитесь возврата паспорта с отметкой о снятии с регистрационного учета.
В течение трех дней заявление, паспорт и листок убытия должны быть переданы в подразделение ФМС, которое, в свою очередь, также в трехдневный срок должно произвести снятие с регистрационного учета. После этого второй экземпляр листка убытия и паспорт с отметкой о снятии с учета будут возвращены вам обратно (п. 33 Правил N 713; п. п. 138 - 140 Административного регламента).
4. Встаньте на регистрационный учет по новому месту жительства в течение семи дней. Нарушение данного срока может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере 2000 - 3000 руб. (ст. 6 Закона N 5242-1; ч. 1 ст. 19.15.1 КоАП РФ).
Способ 2
1. Лично обратитесь к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, по новому месту жительства и представьте:
- паспорт;
- заявление о регистрации по месту жительства, отрывным талоном к которому является заявление о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства (форма N 6);
- документ, подтверждающий право на проживание в жилом помещении (например, договор найма, аренды, свидетельство о праве собственности или заявление собственника, свидетельство о браке, свидетельство о рождении). Данный документ представлять не обязательно, если содержащиеся в нем сведения находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. Орган регистрационного учета самостоятельно запросит данный документ или выписку из соответствующего реестра;
- свидетельство о рождении несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (п. п. 16, 28 Правил N 713).
2. Получите и заполните адресный листок прибытия.
3. Дождитесь возврата паспорта с отметкой о регистрации по новому месту жительства и отметкой о снятии с регистрационного учета.
Лицо, ответственное за прием и передачу документов, в течение трех дней должно передать документы в подразделение ФМС, которое, в свою очередь, в течение трех дней произведет регистрацию по новому месту жительства.
Если сведения о документе, являющемся основанием для вселения в жилое помещение, запрашивались подразделением ФМС самостоятельно, то регистрация производится не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления и документа, удостоверяющего личность.
Отметку в паспорте о регистрации по новому месту жительства и одновременно о снятии с регистрационного учета ФМС производит в день поступления паспорта и документа, являющегося основанием для вселения в жилое п



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация