Словари для повышения словарного запаса. Как увеличить свой словарный запас

Главная / Общество

Хотите расширить словарный запас? 4 совета, которые помогут повысить словарный запас и блеснуть знаниями перед друзьями.

Русский язык – пожалуй, самый выразительный язык в мире.

А количество слов нашего великого и могучего переваливает за пятьсот тысяч.

Ну Вы себе только представьте!

Из всех этих пятисот тысяч красивейших слов, способных выразить красоту души и окружающего мира вы от силы знаете тысячи 4-5, а используете и того меньше.

Хотите поспорить?

Вот вам небольшой тест.

Напишите напротив каждого следующего слова его значение (будьте честными сами с собой – на вас никто не смотрит:)):

  • суфражистка
  • жантильный
  • епитимья
  • аберрация
  • клеврет
  • колумелла
  • фраппировать

Для первого раза достаточно.

А теперь скажите, сколько слов из этого списка вы знаете?

А сколько употребляете? Ноль? Не густо!

Однако не стоит переживать!

Лучше задумайтесь о том, как увеличить словарный запас и блеснуть знаниями перед друзьями.

Великий и могучий

Друзья, хочу сказать, что вам (да и мне за компанию) несказанно повезло.

Уже с рождения вы получили самое мощное и выразительное средство в свое распоряжение – .

Более в мире нет ни одного языка, способного так эмоционально отразить бурю чувств, переживаний и негодований.

Порой для выражения чувства или эмоции нам достаточно всего одного слова, тогда как иностранцам требуются целые предложения.

Недаром величайшие поэты воспевали «великий и могучий», а многие народы до сих пор воспевают наших поэтов и писателей.

И зная, какое богатство вам досталось просто стыдно им не пользоваться и быть неграмотным лентяем!

Поэтому давайте собираться с духом и думать, как расширить словарный запас .

А я, в свою очередь, помогу вам в этом.

Как увеличить словарный запас: повышаем IQ


Естественно, все пятьсот тысяч слов вы никогда не сможете использовать, да и запомнить их будет нереально.

Однако пару лишних тысяч я вам могу гарантировать.

Но только в том случае, если вы примените полученные советы и начнете работать над своим лексиконом.

Итак, в качестве небольшого введения скажу, что словарный запас каждого человека делится на пассивный и активный:

  • пассивный – все слова, которые мы знаем, но не используем,
  • активный – все используемые нами слова в повседневном лексиконе.

И если ваш пассивный словарный запас может насчитать 4 тысячи слов, то активный вряд ли перевалит за 3 тысячи.

Поэтому сейчас ваша цель по максимуму улучшить словарный запас .

Совет 1. Занимаемся пересказом и расширяем словарный запас


Если вы в школе не любили пересказы, то зря.

Ведь это не глупые выдумки учителей, а задания, направленные на развитие лексикона ребенка.

И во взрослой жизни вам опять придется к ним вернуться.

Что от вас требуется?

Прочитайте небольшой рассказ или главу из книги, после чего сами себе вслух перескажите прочитанное.

Пересказывайте текст максимально подробно с использованием всех слов, имеющихся в тексте.

Если этих слов вы не знаете – то вам придется их заучить.

Интересные факты:

  • Существует так называемый базовый английский, состоящий из 850 слов. Считается, что этого достаточно для обычной жизни.
  • В лексиконе произведений А. С. Пушкина — более 20 000 слов.

Задумываясь, как повысить словарный запас , начинайте читать все книжки вслух.

Чтением вслух мы тоже пополняем свой лексикон.

Ведь если вы быстренько пробежали текст глазами, незнакомые вам слова могут не засесть в памяти.

А вот при чтении вслух все редкие и незнакомые слова будут лучше откладываться в памяти.

Читая постоянно вслух, позже вы можете даже не заметить, как начнете употреблять в повседневном лексиконе больше слов и выражений.

Совет 3. Используйте незнакомые слова и улучшаем словарный запас


Запомните главное правило: незнакомые слова никогда не отложатся в вашей памяти, если вы будете их просто учить.

Поэтому действуйте по-другому.

Вечером выбирайте 2-3 новых для себя слова, а на следующий день старайтесь использовать их, вставляя в предложения.

К примеру, берете первое слово «суфражистка» и используете при любом подходящем случае.

Отказалась ваша подруга проходить через открытую для нее дверь, а вы ей: «Ты что, суфражистка?» (на минуточку представила реакцию вашей подруги – смешно стало:)).

Используемые в повседневной речи незнакомые слова запоминаются в разы быстрее!

Совет 4. Учите наизусть стихи и повышайте свой словарный запас

При запоминании стихов или отрывков из любимых книг также расширяеться словарный запас.

Запоминая стихотворение и проговаривая его вслух вы, тем самым, запоминаете незнакомые слова и подсознательно начинаете использовать их в повседневной речи.

и немного пополнить свой словарный запас!

Вперед (лень в топку!)

Как видите, способы увеличения словарного запаса довольно просты.

Нужно лишь взять себя в руки и начать хотя бы с одного совета.

А завтра можете начать использовать незнакомые слова в предложениях.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Великий русский язык! Исследования современных лингвистов свидетельствуют: в нем насчитывается около двухсот тысяч слов. Однако среднестатистический россиянин использует в обиходе не более трех тысяч лексических конструкций. Существует множество методик, как пополнить словарный запас русского языка. Ознакомиться с наиболее эффективными техниками совершенствования культуры речи можно в статье.
Совет №1. Чтение-учение Книга — бесконечный источник знания.
Расширение словарного запаса посредством прочтения, анализа и запоминания информации является одним из самых результативных методов обогащения речи. Как пополнить словарный запас русского языка и что читать для этого? Следует изучать не только художественную, но и научно-популярную, специализированную литературу русских и зарубежных авторов, поэзию. Важно придерживаться следующих правил:


  • медленное, вдумчивое чтение с последующим анализом текста;

  • концентрация на новых терминах, оборотах, лексических конструкциях;

  • практика прочтения вслух, заучивания или пересказывания текста.

Наткнувшись на незнакомое слово, необходимо выписать его в отдельный блокнот/тетрадь, подобрать синонимы, заучить толкование и постараться применять его в повседневной жизни.

Совет №5. Использование словарей Специализированные учебники, изучающие этимологию слов, способны открыть новые горизонты родного языка. На вооружение можно взять как классические тома от Даля или Ожегова, так и воспользоваться онлайн-сервисами для изучения новых слов. Примечательно, что толковые словари, помимо толкования, также содержат примеры употребления термина в контексте, что позволяет включать его в активный лексикон.

Обязательным пунктом в работе со словарем является перенесение неизвестных терминов в отдельный блокнот. Важно время от времени просматривать составленные конспекты. Отлично справляется с задачей пополнить словарный запас русского языка список слов, расположенный на видном месте. Размещение стикеров с терминами на рабочем месте, холодильнике или зеркале вовлекает в процесс изучения новой лексики зрительную память. Не стоит пренебрегать дидактическими карточками: на одной стороне записывается слово, а на другой — его определение.
Начинающим лингвистам: хитрости изучения родного языка


  • Решение словесных головоломок. Кроссворд, скрэббл, боггл или краниум — подобрав игру по душе, можно не только здорово повеселиться, но и расширить свой словарный запас, научиться мыслить критически.

  • Регулярные тренировки — залог успеха. Если ежедневная «нагрузка» будет составлять 3 слова, то уже через месяц словарный запас увеличится на 90, а через год — на 1080 слов!

  • Секрет из серии, как пополнить словарный запас русского языка, которым многие пренебрегают, — это прослушивание аудиокниг, подкастов, лекций и публичных выступлений деятелей культуры и науки. Во время уборки или поездки на работу такая деятельность способствует обогащению лексического багажа.

Как пополнить словарный запас русского языка ученику и ребенку?
Речевые способности у детей формируются к пяти годам: по достижении этого возраста малыш должен уметь использовать различные конструкции сложных предложений, владеть навыками словообразования и словоизменения, обладать достаточным словарным запасом. Недостаток общения, игнорирование чтения, нарушения в произношении — факторы, которые приводят к тому, что ребенок обладает пассивным знанием речи.

Применение методик расширения лексического багажа для взрослых людей к детям неэффективно. На помощь придут следующие правила от педагогов, логопедов и нейропсихологов: они поделились секретами, как пополнить словарный запас русского языка в детском возрасте.

  • Без путаницы! Если ребенок называет варежки перчатками, а тарелки блюдцами, имеет смысл помочь чаду увидеть различия между этими предметами посредством зрительного анализа. Например, нарисовав вещи, вызывающие путаницу, провести их детальный осмотр и выделить различия.

  • Словесная связь. Игра в ассоциации позволяет развить у ребенка абстрактное мышление. Например, малыш должен подобрать к слову «гитара» по несколько существительных, прилагательных и глаголов (желательно синонимичных): «музыка» и «звук», «звонкая» и «громкая», «играет» и «бренчит».

  • Скрытый смысл. Конкретное мышление присуще детям до 7 лет, позже они начинают улавливать «послания» автора и учатся читать «между строк». Развить способность понимать переносный смысл помогает обсуждение пословиц и поговорок.

  • Чтение и общение. Важными аспектами в вопросе о том, как пополнить словарный запас русского языка малышу, являются навыки общения и чтения. Следует всегда выслушивать ребенка, а также не забывать прививать ему любовь к литературе.

Как быстро пополнить словарный запас русского языка? Использовать все вышеперечисленные методики комплексно. Важно помнить, что успех достигается только упорным трудом, а эрудированной и развитой личностью становятся те, кто готов постоянно работать над собой.

О том, как увеличить свой словарный запас, написано немало статей. Однако у большинства из них есть заметный недостаток: в них говорится об обогащении лексикона в целом, без деления на активный и пассивный вокабуляр. Между тем, если мы хотим сделать свою речь выразительной и убедительной, стоит сфокусироваться на расширении только активного словарного запаса и на переводе определенного пласта лексики из пассивного резерва в активное использование. T&P рассказывают о том, как справиться с поставленной задачей.

Признак образованности

Проблема расширения активного словарного запаса чаще встает при изучении иностранного языка, чем в процессе использования родного. Ведя беседу на английском, итальянском или китайском, мы периодически оказываемся в ситуации, когда не знаем конкретное слово, не можем подобрать к нему синоним и даже кружным путем, через описания, сравнения и ассоциации, не в состоянии выразить мысль - а значит, надо хвататься за словарь. С родным языком проще: если нужная лексическая единица на ум не приходит, мы всегда найдем способ выкрутиться, подобрав ей более или менее точный эквивалент.

Об увеличении вокабуляра в пределах родного языка мы задумываемся, если надо произвести впечатление на аудиторию или хочется поразить красноречием собеседника - то есть, когда к делу подключаются эмоции. Обширный словарный запас является показателем образованности и способствует поднятию самооценки, а для журналистов, копирайтеров и переводчиков это еще и инструмент заработка. В стратегическом плане виртуозное владение словом помогает нам как можно точнее выражать наши мысли, эмоции и отношения к жизненным ситуациям и выстраивать эффективную коммуникацию.

Традиционный перечень рекомендаций по расширению словарного запаса находится от нас на расстоянии двух-трех кликов и кочует из блога в блог, из года в год с минимальными изменениями. В этом перечне есть своя правда, но некоторые советы уже плохо соотносятся с реалиями сегодняшней жизни и с современным образом мышления, общения и получения знаний. А другие с самого начала казались подозрительными, но тем не менее продолжают преподноситься как эффективные рецепты. Типовые советы мы покритикуем позже, а прямо сейчас поговорим о чем-то актуальном.

Расчистить территорию

Вспомнить синонимы

Возьмите за правило писать посты в соцсети, тратя на это по 10 минут три раза в день. Утром, в обед и вечером выдавайте по миниатюрному этюду на любую интересную тему, тщательно продумывая каждую фразу и стараясь ввернуть туда как можно больше странных слов. Цель - чтобы друзья заподозрили, будто ваш аккаунт взломан и это пишете не вы, потому что стиль и слог совершенно неузнаваемы. Регулярно перечитывайте свои предыдущие посты и старайтесь избегать повторов как лексических единиц, так и грамматических конструкций. Если вас бесят моральные эксгибиционисты, выкладывающие на всеобщее обозрение свои завтраки и перепады настроений, измените настройки приватности и сделайте эти посты видимыми только вам самим. В качестве альтернативы, конечно, можно завести бумажную тетрадь или вордовский файл и писать этюды туда - но в соцсетях мы так и так сидим, а файл нужно еще найти в папке и открыть, на что будет вечно не хватать времени.

Вести тетрадь синонимов или записывать слова на карточках - один из самых популярных классических советов по расширению словарного запаса. Большой минус этого метода заключается в том, что слова эффективнее всего учить не по отдельности, а в контексте и в привязке к конкретной теме - не зря же в учебниках иностранных языков каждый урок строится вокруг определенной темы. Если вам нравится пользоваться блокнотами и карточками (неважно, бумажными или электронными), будет полезнее не просто зазубривать слова одно за другим, а придумывать с ними фразы и визуализировать разные диалоговые ситуации.

Немного сомнительным представляется распространенный совет всегда держать под рукой словарь и почаще в него заглядывать. Сама по себе это затея замечательная, только вот нацелена она на расширение пассивного, а не активного вокабуляра. Открыв произвольную страницу толкового словаря, мы убедимся, что давно знаем большинство приведенных там слов, а те, значения которых нам не знакомы, нам, наверное, просто не нужны. Так что словарь рядом держим, но особых надежд на него не возлагаем.

Как читать книги

Вполне очевидно, что для обогащения лексикона полезно много читать - только что и как именно надо читать? Для нашего поколения эталонной, скорее всего, будет речь середины ХХ века, которая, с одной стороны, по многим признакам близка к современной, а с другой, еще не успела вобрать в себя варваризмы и жаргонизмы, пришедшие в перестроечную эпоху. Взяв в руки художественное произведение, мы, как правило, быстро увлекаемся сюжетом, перестаем обращать внимание на лексику, и языковое богатство романа благополучно проходит у нас мимо всех радаров. Чтобы этого избежать, можно применить психологический трюк и читать мемуары, автобиографии или любые другие книги, написанные от первого лица. Если читать их не спеша и вдумчиво, а в идеале еще и вслух, в памяти осядут готовые фразы, которые мы сможем использовать, говоря о себе. Правда, извлекать эти фразы из памяти надо как можно скорее, чтобы они не ушли в тину пассивного словаря.

Читать и заучивать наизусть стихи полезно вдвойне - усваивается не только лексика, но и синтаксис. Несмотря на то, что в русском языке порядок слов в предложении достаточно свободный, пользоваться этой свободой в полной мере мы не любим (что вполне рационально с точки зрения экономии мыслительных усилий). У каждого из нас есть облюбованные синтаксические конструкции, которые ограничивают наш лексический диапазон - соответственно, если мы мечтаем этот диапазон расширить, надо проявлять творческий подход к построению фраз. Например, если мы привыкли пользоваться безличными предложениями в духе «Мне хочется», синонимичный ряд окажется предсказуемо узким: «мне мечтается / мне охота / мне надо / мне нужно». Но стоит только выразить эту же мысль с помощью подлежащего и сказуемого, «Я хочу», как пространство для маневра расширится: «Я требую / я желаю / я настаиваю / я нуждаюсь» и так далее. Когда будете писать этюды, смело жонглируйте порядком слов, перекраивайте синтаксис, почаще вставляйте причастные и деепричастные обороты - это хороший стимул для активации пассивного вокабуляра.

Наконец, самое главное. Не относитесь отнестись к пополнению словарного запаса как к ответственной многоступенчатой задаче, для которой следует выделить время и собраться с духом. Это не художественная гимнастика и не нейрохирургия, где надо потратить много лет и усилий, чтобы достичь результата. Включение в речь новых слов - процесс чрезвычайно естественный, запускающийся в самом раннем возрасте, продолжающийся до конца жизни и, честно говоря, совсем несложный.

Иконки: 1) Berkay Sargın, 2) Thomas Le Bas, 3) Kelig Le Luron, 4) Iris Vidal.

1. Стихи. Самый простой, эффективный и доступный способ. Выученное стихотворение сохраняется в памяти вместе со всеми грамматическими конструкциями в правильной форме, со всей лексикой и с контекстом. После изучения стихотворения крайне желательно использовать новую лексику в повседневной речи. Я выписываю для себя список новых слов-фраз и потом часто повторяю их в течение следующих уроков. Желательно учить по 1 стихотворению в неделю.

2. Словообразование : суффиксы, приставки. Если ребенок научится словообразованию, словарный запас автоматически увеличится на сотни пунктов. Это образование уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений, разговорных вариантов и т.д.
Глаза-глазки-глазик-глазищи.
Кот-котик-котище.

Приставки должны быть отработаны на глаголах: пришёл, ушёл, подошёл, пошёл, перешёл, зашёл, вышел, обошёл, дошёл...

3. Со словообразованием полезно играть, и тогда оно превращается в словотворчество . Попробуйте придумывать несуществующие слова. Когда дети начинают развлекаться со словообразованием, они полностью «включаются» в язык. Начать игру помогут стихотворения, например, «Мы с дедушкой» Михаила Яснова:
«Сначала я обсупился,
А дедушка насупился.
Потом я обтворожился,
А дедушка встревожился.
А после я обчаился,
А дедушка отчаялся...»

4. Работать со словарём в картинках. О ткрываем словарь, придумываем задание и листаем в поисках подходящих слов. Например, можем спасти заколдованную принцессу. Для этого нам надо приготовить волшебное снадобье. Котёл есть, ложка есть, осталось найти ингредиенты. Что положим в котёл?

5. Правило Монтессори. Д аже малышей надо поправлять: «Это не птичка, это кукушка». «Червяк не идёт, он ползёт». Я знаю, что с этим правилом многие не согласны и считают неадекватным требовать от ребенка конкретики, но правило работает, даже на билингвах.



6. Контролировать взаимозаменяемость слов. Дети никогда не пойдут по пути наибольшего сопротивления. Поэтому одно выученное слово предпочтут использовать вместо пяти других, близких по значению. Есть разница между «мусоркой» и «помойкой». Есть разница между «грустный» и «хмурый». Всё это можно мягко исправлять.

7. Чтение : рассказы, письма, записки. На любом уровне изучения языка. О том, как приучить ребенка к ежедневному чтению, можете почитать з

8. Лото. Названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб в повседневной речи мы практически не используем, но в литературе они встречаются часто и формируют пассивный словарный запас. Зубрить их ни в коем случае нельзя. Лучше всего отрабатывать их во время игры в лото, благо детское лото в 90% случаев как раз основано на такой лексике.

9. Пословицы и поговорки. Их можно специально не запоминать. Достаточно, если они будут регулярно повторяться в родительской речи. Всё как обычно: выбираем на неделю-две всего пару поговорок, вешаем себе напоминалку на видное место, и в подходящий момент не забываем эти поговорки использовать.

10. Подбор однокоренных слов. Включая глаголы и прилагательные.
Стол-столик-столовая-столешница.
Глаз-глазик-глазище-глазеть-глазастый-гл азной.

Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.

По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;

  • Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона - свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
  • Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
  • Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.

Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.

Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.

Упражнения для расширения словарного запаса

Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.

  • Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
  • Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
  • Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
  • Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
  • Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.

Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.

Приемы расширения лексикона без дополнительного времени

Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии. Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться. Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.

  • Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
  • Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени - слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.

Пополнение лексикона с выделением времени

Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

  • Чтение. Чтение - богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы - везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
  • Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
  • Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
  • Дневник. Еще одно полезное занятие - ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
  • Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.

Для этого важно:

  • ежедневно включать новые слова в речь;
  • применять записную книжку, занося туда замысловатые высказывания, слова, фразы с умными выражениями;
  • изучать суть новых слов, добавляя прием визуализации;
  • запоминать наизусть стихи, цитаты, поговорки и прочее.

Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация