Система оплаты труда в сфере образования. Типовое положение об оплате труда работников образования. Правильно составляем трудовой договор с педагогом

Главная / Общество

— документ, регулирующий порядок расчета и выплаты заработной платы педагогов и других работников учебных заведений. Он позволяет гарантировать справедливость при расчетах с сотрудниками и обеспечить им достойный уровень оплаты труда.

Базовые принципы оплаты труда

Труд педагогов регулируется гл. 52 ТК РФ, а порядок его оплаты описан в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденных Решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016 (протокол № 11). Документ устанавливает основные принципы оплаты труда сотрудников учебных заведений. Перечислим их:

  • невозможно ухудшение оплаты труда, по сравнению с установленной на законодательном уровне;
  • заработная плата закрепляется как на законодательном уровне, так и на локальном;
  • заработная плата зависит от квалификации работника и сложности выполняемых функций;
  • при расчете учитываются количество и качество затраченного труда;
  • оплата за труд равной ценности должна быть одинаковой, не допускается дискриминации в сфере оплаты труда, в том числе при установлении дополнительных выплат различного характера;
  • увеличение реального размера оплаты труда;
  • предоставление иных гарантий оплаты труда, закрепленных в нормах трудового законодательства.

При расчете заработной платы руководство должно учитывать положения ст. 133 ТК РФ: зарплата работника не может быть ниже МРОТ, если он выполнил свою трудовую норму. Также работодателю следует иметь в виду такие факторы, как условия работы, район проживания преподавателя. Если образовательное учреждение находится в местности с особыми климатическими условиями либо педагогу приходится трудиться в опасных или вредных условиях, руководство обязано выплачивать зарплату в повышенном размере (ст. 147, ст. 315 ТК РФ).

Рассчитываем зарплату педагога

Заработная плата педагога складывается из нескольких составляющих:

  • ставка заработной платы;
  • выплаты стимулирующего характера;
  • коэффициенты, установленные ТК РФ;
  • доплаты за выполнение дополнительной работы.

П. 37 Единых рекомендаций устанавливает процентное соотношение оклада и дополнительных выплат в системе образования. Размер оклада педагога должен составлять не менее 55-60% от полной суммы заработной платы. В учреждениях образования рекомендуемое процентное соотношение должно выглядеть следующим образом: 70% — оклад, 30% — дополнительные выплаты.

При расчете оклада работодатель должен учитывать норму часов на год или неделю и указывать ее в трудовом договоре. Она установлена приказом Министерства образования и науки РФ «О продолжительности рабочего времени педагогических работников…» от 22.12.2014 № 1601. Максимальная недельная норма таких работников — 36 часов, а годовая — 720 часов. Для некоторых категорий преподавателей она еще ниже. Например, 30 часов — для учителей физкультуры, 18 часов — для педагогов дополнительного образования, логопедов, учителей иностранного языка в дошкольных учебных заведениях и т. д. В соответствии с приложением 1 к приказу № 1601 в рабочее время педагога включается не только образовательная деятельность, но и методическая, организационная и диагностическая работа.

Новый показатель при расчете зарплаты педагога

В 2015 году в законодательство был введен новый показатель, на который должны ориентироваться работодатели. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О совершенствовании статистического учета…» от 14.09.2015 № 973 при расчете заработной платы преподавателей работодатель должен учитывать среднемесячную заработную плату работников, трудящихся в частных компаниях или у индивидуальных предпринимателей. Уровень зарплаты не может быть ниже этого показателя. П. 3 постановления Правительства РФ «Об организации федеральных статистических наблюдений…» от 11.07.20015 № 698 обязывает Росстат рассчитать этот показатель и направить информацию региональным властям.

Цель нововведения — повышение престижности профессии педагога и привлечение новых квалифицированных кадров в образовательный процесс.

Не знаете свои права?

Порядок выплат и их размер устанавливается федеральными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами, Едиными рекомендациями, а также локальными актами образовательной организации. Например, руководство учебного заведения может издать специальное положение, регулирующее особенности начисления и выплаты заработной платы. Главное требование к работодателю — номинальная зарплата педагога не может быть ниже уровня 2015 года (п. 4 постановления Правительства РФ № 973). Понижение заработной платы возможно только в случае сокращения трудовой нагрузки на работника.

Что должно содержать типовое положение об оплате труда работников образования в 2017-2018 году?

Положение об оплате труда педагогов (далее — Положение) — документ, который устанавливает все нюансы расчета зарплаты в образовательной организации, размеры стимулирующих выплат и т. д. Он согласовывается с профсоюзной организацией (при ее наличии) и утверждается руководителем учебного заведения.

Типовое положение может содержать:

  • название образовательного учреждения;
  • разъяснение основных понятий документа;
  • правила и формулы расчета зарплаты;
  • порядок изменения размеров окладов работников;
  • порядок и условия компенсационных и стимулирующих выплат;
  • обязанности руководства по организации расчета и выплаты зарплаты;
  • ответственность за задержку выплаты зарплаты;
  • срок действия документа;
  • форму расчетного листа.

Также в Положении работодатель вправе прописать даты выплаты зарплаты, особенности начисления в случаях, когда эти даты совпадают с официальными выходными днями, размер аванса, порядок начисления компенсаций в случае заболевания педагога и другие аспекты.

Важно учитывать требования трудового законодательства при составлении документа. В качестве примера приведем несколько распространенных ошибок.

Ст. 136 ТК РФ требует от работодателей выплачивать зарплату работникам как минимум 2 раза в месяц. Установление единственной даты начисления зарплаты является административным правонарушением (ст. 5.27 КоАП РФ). Установление слишком маленькой суммы аванса в Положении также неправомерно, так как письмо Роструда «Начисление авансов по зарплате» от 08.09.2006 № 1577-6 устанавливает минимальный размер аванса: он не может быть ниже тарифной ставки сотрудника за отработанное им время.

Положение, как правило, распечатывается на бумаге и хранится в организации. Оно утверждается подписью руководителя организации и печатью. На документ также ставится отметка о согласовании с профсоюзной организацией и подпись ее руководителя.

Обязательно ли составлять положение об оплате труда педагогов?

В п. 4.1 приказа Минкультуры РФ «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов…» от 25.08.2010 № 558 содержится упоминание о Положении об оплате труда и премировании работников. Однако обязанность составлять документ законодательством не установлена. Правила начисления зарплаты можно указать в трудовом договоре с работником, в правилах внутреннего трудового распорядка или в других локальных документах организации.

Таким образом, руководство учебного заведения вправе самостоятельно решить вопрос о целесообразности утверждения Положения. В большинстве случаев Положение присутствует в системе локальных актов организации, так как оно позволяет обобщить и систематизировать правила расчета и начисления зарплаты.

Сроки действия и порядок хранения документа

Законодательство не определяет срок действия Положения. Он может быть установлен в самом документе. Если же в Положении такой пункт не предусмотрен, оно действует вплоть до принятия нового локального акта.

Руководство образовательной организации вправе принять новый документ в любое время, руководствуясь соображениями экономической целесообразности. Также организация может внести изменения в действующий локальный акт. Руководству учебного заведения следует постоянно отслеживать нововведения в законодательстве и изменять положения документа в соответствии с ними.

Порядок хранения документа установлен приказом Минкультуры № 558. В течение всего срока действия документ должен храниться в образовательном учреждении, а после принятия нового положения — в архиве в течение 75 лет.

Положение об оплате труда педагогов должно учитывать принципы, установленные Едиными рекомендациями, а также новый показатель при начислении зарплаты, установленный приказом Правительства № 973. Только в этом случае документ достигнет своей цели — систематизация правил расчета с педагогами и приведение их в соответствие с действующим законодательством.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Это правило распространяется и в отношении установления заработной платы работникам общеобразовательных учреждений, поскольку законодательством не предусмотрено иного.

В государственных и муниципальных учреждениях системы оплаты труда согласно ч. 1 ст. 144 ТК РФ устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в частности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее — Постановление N 583), а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее — Положение N 583), утвержденным п. 5 указанного Постановления. Это следует из ч. 1 ст. 144 ТК РФ, п. 1 Положения N 583;

б) в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в) в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Такой порядок установления систем оплаты труда распространяется в том числе на общеобразовательные учреждения, поскольку в отношении них законодательством не предусмотрено каких-либо исключений, касающихся указанного порядка.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений устанавливаются, в частности, с учетом:

— ЕКС или с 1 января 2017 г. с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н. Данный стандарт будет применяться с указанной даты при формировании кадровой политики, а также в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Это следует из п. 2 Приказа Минтруда России от 18.10.2013 N 544н и Приказа Минтруда России от 25.12.2014 N 1115н;

Продолжение перечня

— государственных гарантий по оплате труда. Такие гарантии определены в ст. 130 ТК РФ;

— рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (рекомендации разрабатываются в соответствии с ч. 3 ст. 135 ТК РФ). Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 г. утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014, протокол N 11;

— Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822;

— Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818;

— мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Данные выводы следуют из ч. 5 ст. 144 ТК РФ, пп. «а», «в», «г», «д», «ж», «з» п. 2 Положения N 583.

  1. Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных общеобразовательных учреждений

Системы оплаты труда работников таких учреждений, согласно п. 1 Положения N 583, включают:

— размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы;

— выплаты компенсационного характера;

— выплаты стимулирующего характера.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем федерального учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе, с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 Положения N 583). Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н.

При установлении окладов или ставок заработной платы учитывается, в частности, объем выполняемой работы (п. 3 Положения N 583). В отношении педагогических работников в Приложении 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 определена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Названным Приказом также утвержден Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее — Порядок определения учебной нагрузки). В частности, согласно п. 1.3 этого Порядка объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Порядок исчисления заработной платы педагогов в зависимости от установленной учебной нагрузки определяется в разд. IV Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, содержащихся в Приложении к письму Минобрнауки России N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004. Однако руководствоваться этим документом можно только с учетом Постановления N 583, Положения N 583.

В образовательных организациях, находящихся в ведении Минобрнауки России, при исчислении месячной заработной платы педагогических работников необходимо также руководствоваться положениями Приложения N 2 к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015 — 2017 годы, утвержденному Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 22.12.2014.

При установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок в бюджетных и автономных федеральных учреждениях можно учитывать примерные положения об оплате труда, о которых сказано в абз. 1 п. 2(1) Положения N 583. Согласно данному абзацу такие примерные положения носят рекомендательный характер для этих учреждений. Установление размеров окладов (ставок) в федеральных казенных учреждениях осуществляется в соответствии с положениями об оплате труда, названными в абз. 2 п. 2(1) Положения N 583, которые носят обязательный характер для данных учреждений.

Выплаты компенсационного характера

В федеральных учреждениях выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к этим окладам (ставкам) или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 4 Положения N 583).

При установлении указанных выплат в бюджетных и автономных федеральных учреждениях можно учитывать примерные положения об оплате труда, о которых сказано в абз. 1 п. 2(1) Положения N 583. Согласно данному абзацу такие примерные положения носят для этих учреждений рекомендательный характер. Установление компенсационных выплат в федеральных казенных учреждениях осуществляется в соответствии с положениями об оплате труда, названными в абз. 2 п. 2(1) Положения N 583, которые носят обязательный характер для данных учреждений.

Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно Приложению N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822. Это предусмотрено п. 2 Разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, приведенных в Приложении N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822.

В соответствии с названным Перечнем к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях относятся:

— выплаты работникам, занятым на тяжелых работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

— выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). К выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, наряду с перечисленными могут относиться также выплаты за дополнительные трудозатраты, которые непосредственно связаны с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей, но при этом не входят в эти обязанности (например, классное руководство, проверка письменных работ). Это следует из Разъяснений по вопросам введения новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, приведенных в Письме ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений»;

— надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты стимулирующего характера

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления в федеральных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Такие выплаты устанавливаются в соответствии с п. 2(1) Положения N 583, а также:

— с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений;

— в пределах фонда оплаты труда;

— в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818.

Данные выводы следуют из п. 5 Положения N 583, п. 1 Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 (далее — Разъяснение об установлении стимулирующих выплат).

К выплатам стимулирующего характера в федеральных учреждениях согласно названному Перечню относятся:

— выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

— выплаты за качество выполняемых работ;

— выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальные выплаты по итогам работы.

Указанные выплаты осуществляются в целях поощрения работника за выполненную работу и стимулирования его к качественному результату труда (абз. 1 п. 2 Разъяснения об установлении стимулирующих выплат).

  • региона – в центральном округе и в районах с суровым климатом заработная плата будет выше;
  • классного руководства – оно также повышает сумму;
  • повышения квалификации – чем своевременнее она будет производиться, тем выше вероятность повышения оплаты труда.

В основе заработной платы учителя лежат следующие составляющие: Составная часть Характеристика базовая оплата идет за ежедневный труд, характерный для педагога: ведение уроков и факультативных занятий, проверка тетрадей стимулирующая дается надбавка за разработку инновационных методик обучения или высокую успеваемость учениковкомпенсационная дополнительно оплачивается работа, связанная с особыми условиями, например, ведение коррекционного классапремиальная премия за высокие показатели труда и перевыполнение норм Исходя из приведенных выше данных заработная плата учителя должна быть высокой.

В 2018 с новыми показателями и без понижения заработной платы Начиная с 2018 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя.

Какие учреждения сегодня включены в сферу начального и среднего образования:

  1. Детские сады;
  2. Детские дома;
  3. Ясли;
  4. Школы;
  5. Школы-интернаты;
  6. Лицеи;
  7. Гимназии;
  8. Колледжи;
  9. Училища;
  10. Корпусы (например, кадетские);
  11. Центры (медицинские, реабилитационные, внешкольные, дополнительного образования и т.д.);
  12. Приюты.

Система высшего образования стоит особняком, поскольку часть учреждений не относится к бюджетной сфере. Но государственные ВУЗы преимущественно функционируют благодаря преподавательскому составу, также относящемуся к работникам бюджетной принадлежности.

Нагрузка молодого специалиста -18 часов

6292:18*18=6292 руб.-должностной оклад данного работникас учетом увеличения на 30%. От этого увеличенного должностного оклада считаются как компенсационные, так и стимулирующие выплаты.

6292 руб. х0,25=1573 руб.- компенсационная выплата данному учителю за работу в сельской местности.

Доплаты за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами и т.д. (при выполнении учителем данных дополнительных обязанностей)

Данные выплаты считаются согласно Положению по оплате труда, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области № 468 от 15 октября 2008 года с учетом внесенных в настоящее время дополнений от минимального оклада по ПКГ (4400), увеличенного на 30%.

На данного учителя возложены обязанности классного руководителя 7 класса с доплатой 20% (4400 руб*1,3.х0,2=1144 руб.);

За проверку письменных работ- 15% (4400*1,3/18х18*0,15=858 руб)

Без стимулирующих выплат -9867 рублей (6292 1573 1144 858);

Со стимулирующей выплатой, например, в размере 10 процентов к должностному окладу- 10496,2 руб. (9867 (6292*0,1)

Регулируется общее повышение зарплаты учителя именно стимулирующей частью, и увеличение по ней может составлять по работающим учителям как до 30 процентов, так и более 30 процентов в зависимости от показателей деятельности каждого учителя (педагога) исходя из возможностей стимулирующей части увеличенного на 30 % фонда оплаты труда учителей по учреждению.

Справочно: Средняя зарплата учителей: 2009 год-11 670 руб.

2010 год-12 294,7 руб.

2011 год до повышения-12 500 руб.

К концу 2011 года среднемесячная заработная плата учителей составит 16 274 руб.

Зарплата педагогов в 2016 году: последние новости, увы, неутешительные. Правительство не дает однозначного ответа, будет ли повышение зарплат учителей в 2016 году.

Чтобы получить свою ставку, педагог дополнительного образования должен работать 18 часов в неделю. Еще 18 часов может быть отдано на проведение методической работы и подготовки к занятиям.

Средняя зарплата специалистов в регионах России составляет:

  • ХМАО и ЯНАО – по 50000 руб. ($738);
  • Чувашская Республика – 30000 ($443);
  • Магаданская обл. – 28600 ($422);
  • Московская – 24625 ($364);
  • Удмуртская Респ. – 20001 ($296).

Работодатели предлагают жалованье в размере от 10600 до 21200 руб. ($156 – 313).

Заработки профессионалов в крупных городах составляют:

  • Зеленоград – 50000 ($738);
  • Ногинск – 35000 ($517);
  • Москва - 30000 ($443);
  • Нальчик – 29408 ($434);
  • Питер – 20001 ($295).
Педагог Россия Украина
RUB $ UAH $
Коррекционный 10000 178 10250 361
По подготовке к школе 15000 221 9500 334
Музыкальный 21250 314 9376 330
Английского языка 12750 188 8375 295
Монтессори 20000 295 7500 264
Сурдолог 10000 178 7000 247
Раннего развития 19333 285 5917 208
По творчеству 20000 295 2000 70
По актерскому мастерству 15002 221 7500 264

В муниципальных учреждениях профессионалы получают очень маленькое жалованье – около 15003 руб. Средняя оплата труда в коммерческих детских учреждениях и школах достигает 70000 руб. ($1033).

Центры дополнительного образования организуют при средних школах или в других арендованных помещениях.

В зависимости от направления работы с детьми, педагоги получают:

  • рисование – 40000 руб. ($590);
  • раннее развитие – 50000 ($738);
  • изучение иностранных языков – 45000 ($664);
  • скалолазание – 30000 ($443);
  • туризм и путешествия – 60000 ($886);
  • подготовка к школе – 55000 ($812);
  • курсы банковских агентов – 20000 ($295);
  • хореография – 18000 ($266);
  • тележурналистика – 35000 ($517);
  • техническое творчество – 30000 ($443);
  • робототехника – 70000 ($1033);
  • музыка, игра на инструментах – 15000 ($221);
  • основы кулинарии – 11000 ($162);
  • мультипликация своими руками – 15000;
  • тренер по футболу – 40000 ($590).

Как начисляется оплата труда

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.3.

Учителям 1–4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;- учителям 1–4 классов сельских общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

Учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с родным (нерусским) языком обучения;- учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.5.

Заработная плата за фактически оставшееся количество часов преподавательской работы, если оно превышает норму часов преподавательской работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;- заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов преподавательской работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.Об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года и о догрузке другой педагогической работой указанные педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.6.

Преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, до конца учебного года, а также в каникулярное время, не совпадающее с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Примеры расчета заработной платы разной категории педагогических работников.

Заработная плата работников образовательных учреждений, согласно Положению, разработанному Министерством образования и науки РД, состоит из двух частей: базовой и стимулирующей. Ниже приведены примеры расчета базовой части заработной платы педагогических работников. Стимулирующая часть распределяется исходя из средств образовательного учреждения на стимулирующие выплаты.

Распределение стимулирующих выплат осуществляется по 100 бальной системе, согласно критериям, разработанным Минобрнауки РД. Обращаем внимание, что согласно пункту 5 Положения размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений образования определяются применительно к ранее установленным им, исходя из тарифных разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан, размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

Именно поэтому в разделе 2 Положения должностные оклады определены как диапазон. Т.е. если педагогический работник имел 7,8,9,10 или 11 разряд по ЕТС, то должностной оклад устанавливается на уровне соответственно 7,8,9,10,или И разряда по ЕТС. Если педагогический работник имеет вторую, первую или высшую квалификационную категорию, то должностной оклад устанавливается на уровне Празряда (3589) и к нему применяется повышающий коэффициент за вторую, первую или высшую квалификационную категорию.

Итого заработная плата равна: 5008,1 руб. 819,5 руб. 751,2 руб. = 6578,8 руб.,

Где 5008,1 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 819,5 руб. - компенсационные выплаты за классное руководство; 751,2 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

3589 руб.* 1,255 * 1,08 * (1 0,25 0,15) = 6810,3 руб.

где 1,255 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,08 - повышающий коэффициент за звание;0,25 - надбавка за работу в сельской местности;

0,15 - повышающий коэффициент за специфику работы.

Заработная плата за фактически отработанные часы: (6810,3 руб. * 15ч.)/18ч. = 5675,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 10 % от ставки заработной платы: 6810,3 руб. * 0,1 = 681 руб. Компенсационная выплата за проверку тетрадей: ((6810,3 руб. * 0,1) * 5ч.) / 18ч. = 189,2 руб.

5675,3 руб. 681 руб. 189,2 руб. = 6545,5 руб.

где 5675,3 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 681 руб. - компенсационные выплаты за заведование кабинетом; 189,2 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

3589 руб. * 1,168 * 1,15 = 4820,7 руб.где 1,168 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию; 1,15 - повышающий коэффициент за специфику работы (общеобразовательная школа-интернат).Заработная плата за фактически отработанные часы равна: (4820,7 руб. * 24ч.)/20ч. = 5784,8 руб.Компенсационная выплата за классное руководство в размере 15 % от ставки заработной платы: 4820,7 руб.

где 5784,8 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 723,1 руб. - компенсационные выплаты за классное руководство; 867,7 руб. - компенсационные выплаты за проверку тетрадей.

Пример 4. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения сельской местности, имеющий высшую квалификационную категорию и работающий на 1,5 ставки.

Должностной оклад 3589 рублей.

В 2016 году вступит в действие новый порядок расчета заработной платы педагогов дополнительного образования. Если раньше они получали зарплату, привязанную к окладу, то теперь их зарплата будет рассчитываться так же, как у учителей в школе – по подушевой системе, то есть будет зависеть от количества обучающихся детей.

При этом будет учитываться, что количество детей, получающих дополнительное образование, в течение учебного года меняется, а нагрузка педагогов, преподающих разные дисциплины, существенно разнится. Новый порядок не приведет к повышению в 2016 году зарплаты всех педагогов дополнительного образования, но кто-то станет получать больше.

  • в условиях, отличающихся от нормальных (например, работа в ночное время)
  • со сведениями, включающими гостайну.

Стимулирующая выплата или премия:

  • премия за квалификацию работника;
  • сверхурочные;
  • надбавка за сложность работы (например, классное руководство).

Законы рф 2018

Но оправдают ли они себя, будет понятно только по прошествии определенного времени. Получить должности можно с увеличением стажа работы и прохождением дополнительных и обязательных аттестаций и программ обучения педагогов.

Здесь стоит отметить, что в 2018 году также планируется ввести платные «экзамены» для учителей школ, которые позволят подтверждать свою профессиональную пригодность и требовать повышения зарплаты у руководства. Правда пока, этот проект Академии образования РФ находится в разработке, и остается неясно, принесет ли он положительные результаты в случае реализации.

Кстати, о кадрах. Слухи о сокращении педагогических составов – это всего лишь слухи.

Норма рабочего времени

Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов и надбавки за работу в сельской местности равна: 3589 руб. * 1,255 * 1,25 = 5630 руб. где

1,255 - повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию; 1,25 - коэффициент за работу в сельской местности. Заработная плата за фактически отработанные часы равна: 5630 руб.* 1,5 ст. = 8445 руб.

Пример 5. Воспитатель специального (коррекционного) детского дома, работающий на одну ставку. До введения новой системы оплаты труда данный воспитатель имел 10 разряд по ЕТС.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом повышающих коэффициентов за специфику работы равна: ; 3278 руб. * (1 0,2 0,2) = 4589 руб.

Где 0,2 - повышающий коэффициент за работу в детском доме; 0,2 - повышающий коэффициент за работу в специальном (коррекционном) учреждении.

Итоговая заработная плата равна: 4589 рублей.

Пример 6 (в случае, когда итоговая заработная плата может оказаться меньше МРОТ): Социальный педагог сельской общеобразовательной школы, работающий на одну ставку и имеющий до введения НСОТ 10 разряд.

Должностной оклад 3278 рублей. Ставка заработной платы с учетом надбавки за работу в сельской местности: 3278 руб. * 1,25 = 4097,5 руб.

С учетом того, что педагог работает на одну ставку, итоговая заработная плата равна (базовая часть): 4097,5 рублей.

Далее данному педагогу при наличии основания может быть установлена стимулирующая выплата. Если и после установления стимулирующей выплаты заработная плата данного педагога будет меньше МРОТ, то необходимо довести ее до МРОТ (4330). К примеру, данному педагогу установлена стимулирующая выплата за качество работы в размере 600 рублей, тогда итоговая заработная плата будет равна: 4097,5 руб. 600 руб.

Пример 7. Учитель химии учреждения начального профессионального образования городской местности, имеющий высшую квалификационную категорию, имеющий ученую степень «Кандидат химических наук», имеющий недельную нагрузку в объеме 20 часов, имеющий кружковую работу в объеме 3 часов, имеющий проверку тетрадей в объёме 20 часов, имеющий заведование кабинетом и руководство методическими комиссиями.

3589 руб. * 1,255 * 1,08 = 4864,5 руб. где

1,255 - повышающий коэффициент за квалификационную категорию;

1,08 - повышающий коэффициент за ученую степень

4864,5 руб. * 20ч./18ч. = 5405 руб.

4864,5 руб. * Зч/ 18ч. = 810,8 руб.

Компенсационная выплата за проверку тетрадей равна: (4864,5 руб. * 0,05) * 20 ч./18ч. = 270,3 руб. Компенсационная выплата за заведование кабинетом в размере 15 % от ставки заработной платы: 4864,5 руб. * ОД 5 = 729,7 руб. Компенсационная выплата за руководство методическими комиссиями в размере 10 % от ставки заработной платы: 486,4 руб.

Итоговая заработная плата равна: ч 5405 руб. 810,8 руб. 270,3 руб. 729,7 руб. 486,4 руб. = 7702,2

где 5405 руб. - заработная плата за фактически отработанные часы; 810,8 руб. - заработная плата за кружковую работу;

270.3 руб. - компенсационная выплата за проверку тетрадей;729,7 руб. - компенсационная выплата за заведование кабинетом;

486.4 руб. - компенсационная выплата за руководство методическимикомиссиями.

«Все» у Вас - 36 часов. 18 часов - это «урочная» часть.

Это не свободное время.

Вопрос: Некоторые педагогические работники, отработав норму преподавательской работы в количестве 18 часов в неделю, предусмотренную приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075, покидают свои рабочие места.Правомерны ли такие действия, или эти работники должны находиться на рабочих местах в течение 36 часов в неделю согласно этому же приказу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:В течение рабочего времени, свободного от проведения учебных занятий, педагогические работники должны выполнять иную работу в соответствии со своими должностными обязанностями (воспитательную, методическую и другую). В той части, в какой такая работа не регламентирована планами и графиками учреждения, педагогический работник вправе ее распределить во времени по своему усмотрению и потратить оставшееся рабочее время на выполнение мероприятий согласно личному плану, самоподготовку, повышение квалификации и выполнение иной педагогической работы, не требующей присутствия непосредственно на своем рабочем месте.

Обоснование вывода:Педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст.

333 ТК РФ).Приложением к приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 (далее - Приложение) определена продолжительность рабочего времени педагогических работников, а также норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы.Согласно п. 1 примечаний к Приложению продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Таким образом, продолжительность рабочего времени педагога включает в себя как непосредственную преподавательскую (учебную) работу, норма часов которой установлена в п. 2 Приложения, так и воспитательную и другую педагогическую работу.Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.

2006 N 69 (далее - Положение).Согласно п. 2.1 Положения выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.В соответствии с п. 2.3 Положения другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника.

Также в данном пункте перечислены конкретные обязанности, которые может включать такая работа (проведение родительских собраний, участие в работе педсоветов, обязанности, связанные с классным руководством, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, подготовка к занятию и другое).В п. 2.

4 Положения предусмотрено, что дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

Таким образом, специфика работы педагогов предполагает невозможность жесткой регламентации сроков выполнения определенной работы (например, вряд ли будет возможным заранее определить, сколько времени потребуется для подготовки к занятию), а также не требует от них осуществлять весь объем педагогической работы исключительно на своем рабочем месте (например, преподаватель вправе осуществлять мероприятия по самообразованию в библиотеке или любом другом удобном для этого месте).

Иными словами, если для педагогического работника установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу, ведь продолжительность рабочего времени (то есть времени, в течение которого согласно ст.

91 ТК РФ работник должен исполнять трудовые обязанности) для него установлена 36 часов в неделю. В рабочее время, оставшееся после отработки нормы преподавательской работы, сотрудник должен выполнять иную педагогическую работу в соответствии с локальными актами организации, должностной инструкцией, трудовым договором.

Однако, если время выполнения иных обязанностей не регламентировано, то педагог вправе самостоятельно планировать свое рабочее время, оставшееся в пределах еженедельной продолжительности рабочего времени, для выполнения мероприятий согласно личному плану, самоподготовки, повышения квалификации и выполнения иной педагогической работы. Если выполнение такой работы возможно вне места работы педагога, то он вправе также покинуть свое рабочее место.

в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;

за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;

при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;

при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной при тарификации;

Новый порядок оплаты труда педагогов дополнительного образования

Зарплата специалистов состоит из нескольких частей:

  1. Основная часть дохода – оклад.
  2. Надбавка за квалификацию и звание.
  3. Выплаты, компенсирующие сверхурочную работу.
  4. Поощрительные премии за победы в конкурсах и соревнованиях.

Педагог обязан проходить аттестацию 1 раз в пять лет для получения I, II или высшей категории. Квалификационная комиссия определяет уровень профессионализма специалиста, учитывая достижения его воспитанников в различных формах обучения и личных побед учителя в различных конкурсах и соревнованиях.

Повышение окладов

В связи с указами В.Путина, изданными в мае, намечено 2 пути повышения окладов педагогическим работникам:

  1. Ежегодное, до 2024 года, повышение зарплат на 10%. По этой программе оклады поднимутся с 37850 до 76550 руб. ($559 – 1130). Для этого фонд оплаты труда должен вырасти до 1333,1 трлн руб.
  2. Одновременное повышение окладов на 150% в 2019 году – до 59100 руб. ($872). Фонд зарплаты должен подняться до 251,3 млрд, а в 2020 – до 273,2 млрд.

Пока что власти не приняли окончательное решение, вопрос находится в разработке.

Педагоги дополнительного образования проводят занятия с детьми во внеурочное время.

В их обязанности входит:

  • содействие развитию творческих способностей детей;
  • углубление и систематизация знаний, полученных в школе;
  • укрепление дружеских отношений между ребятами;
  • направляет детей к саморазвитию.

При этом дети приобретают качества, которые пригодятся им во взрослой жизни:

  • дисциплинированность;
  • коммуникабельность;
  • навыки работы в команде;
  • стремление к общему результату;
  • ответственность.

Основные направления работы педагогов:

  • конструирование и работотехника;
  • естествознание, навыки исследовательской работы;
  • экология и защита окружающей среды;
  • культурология – изучение народных традиций;
  • спортивно-развивающее, для обучения правильному образу жизни и развития силы воли;
  • музыкальное – развитие вокальных и хореографических навыков.

Зарплата учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов, работающих в других сферах, согласно указу президента, должна вырасти

В мае 2012 года, как известно, Президент подписал ряд указов, согласно которым зарплата педагогов к 2018 году должна стать вдвое больше, чем средний по региону заработок. Выполнение майских указов должно быть поэтапным.

В мае 2012 года, как известно, Президент подписал ряд указов, согласно которым зарплата педагогов к 2018 году должна стать вдвое больше, чем средний по региону заработок. Выполнение майских указов должно быть поэтапным. В 2013 году, к примеру, зарплата педагогов во многих регионах значительно увеличилась. Подросла заработная плата учителей и в 2014-2015 годах, однако, во многих областях она всё ещё отстает от средней.

В 2016 году зарплата педагогов станет ближе к средней по региону, однако, не за счет увеличения учительского заработка, а за счет нового порядка расчета средней зарплаты. Так, с 2016 года будут учитываться не только выплаты на предприятиях и в организациях, но и доходы работающих у индивидуальных предпринимателей.

Повысят ли зарплату педагогам в 2016 году

Расходы федерального бюджета на сферы образования и медицины сокращены в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 34 миллиарда рублей. Предполагается, что сокращение будет достигнуто за счет закрытия некоторых малокомплектных школ, а также за счет снижения расходов на оснащение школ.

Бюджет на 2016 год сверстан, исходя из существующей экономической ситуации и оптимистичного прогноза. Если ко второй половине года финансовая ситуация станет менее напряженной, с 1 октября возможно повышение зарплаты педагогов. При этом процент индексации пока не называется точно.

Порядок почасовой оплаты труда разъяснен вразделе 5 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работниковобразовательных учреждений, доведенных письмом Минобразования России иПрофсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 16января 2001 года № 20-58-196/20-5/7 и письме Минобразования России от 29декабря 1995 года № 87-М «О почасовой оплате труда в образовательныхучреждениях».

Размер оплаты за один час указанной вышепедагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставкизаработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом Единойтарифной сетки за установленную норму часов педагогической работы в неделю насреднемесячное количество рабочих часов.

Размер месячной ставки заработной платы внастоящее время определяется в соответствии с постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 2 октября 2003 года № 609 «О повышении тарифных ставок(окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организацийбюджетной сферы».

Среднемесячное количество рабочих часов определяется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (независимо от фактического режима труда и отдыха) путем деления нормы рабочего времени в неделю (например, для учителей - 18 и 20 часов) на пять дней, умножения полученного результата на количество рабочих дней в году и деления его на 12 месяцев (см.

Согласно производственному календарю на 2003 годколичество рабочих дней составляет 250.

при 18-часовой рабочей неделе - 75 часов (18 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 20-часовой рабочей неделе - 83,33 часа (20 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев);

при 24-часовой рабочей неделе - 100 час. (24 час./5 дней х 250 дней/12 месяцев).

Категории педагогических работников с указаниемпо ним соответствующей нормы часов преподавательской работы за ставкузаработной платы, определены в пункте 2 приложения к постановлениюПравительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «Опродолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставкузаработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

учителям 5-11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

преподавателям специальных дисциплин 1-11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям 3-5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5-7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1-4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.

Норма в 20 часов в неделю устанавливается учителям1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Норма в 24 часа в неделю устанавливаетсяпреподавателям 1-2 классов школ общего музыкального, художественного,хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1-4 классов детскихмузыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летнимсроком обучения.

Исходя из вышеизложенного, для того чтобыопределить ставку почасовой оплаты следует величину месячной ставки заработнойплаты согласно разряда, присвоенного при тарификации, разделить на 75, 83,33или 100.

Для определения размера оплаты следует полученный результат умножитьна количество фактически отработанных часов.

для учителей 5-11 (12) классов:

  • 7 разряда ЕТС - 14 руб. 80 коп. (1110 руб. / 75 час.);
  • 8 разряда ЕТС - 16 руб. 27 коп. (1220 руб. / 75 час.);
  • 9 разряда ЕТС - 17 руб. 87 коп.

    Зарплата педагогов дополнительного образования

    (1340 руб. / 75 час.);

  • 10 разряда ЕТС - 19 руб. 60 коп. (1470 руб. / 75 час.);
  • 11 разряда ЕТС - 21 руб. 47 коп. (1610 руб. / 75 час.);
  • 12 разряда ЕТС - 23 руб. 20 коп. (1740 руб. / 75 час.);
  • 13 разряда ЕТС - 25 руб. 07 коп. (1880 руб. / 75 час.);
  • 14 разряда ЕТС - 26 руб. 93 коп. (2020 руб. / 75 час.).

для учителей 1- 4 классов:

  • 7 разряда ЕТС - 13 руб.

    32 коп. (1110 руб. / 83,33 час.);

  • 8 разряда ЕТС - 14 руб. 64 коп. (1220 руб. / 83,33 час.);
  • 9 разряда ЕТС - 16 руб. 08 коп. (1340 руб. / 83,33 час.);
  • 10 разряда ЕТС - 17 руб. 64 коп. (1470 руб. / 83,33 час.);
  • 11 разряда ЕТС - 19 руб. 32 коп. (1610 руб. / 83,33 час.);
  • 12 разряда ЕТС - 20 руб. 88 коп. (1740 руб. / 83,33 час.);
  • 13 разряда ЕТС - 22 руб. 56 коп. (1880 руб. / 83,33 час.);
  • 14 разряда ЕТС - 24 руб. 24 коп. (2020 руб. / 83,33 час.).

Аналогично рассчитываются ставки и другихпедагогических работников.

Необходимо учитывать, что если замещениеотсутствующего работника педагогическим работником осуществлялось свыше двухмесяцев, оплата его труда со дня начала замещения за все часы фактической педагогическойработы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением ихнедельной учебной нагрузки (объема педагогической работы).

Оплата труда преподавателей учрежденийначального и среднего профессионального образования (кроме учреждений среднегопедагогического образования) за часы учебных занятий, предоставленные им сверхустановленной годовой учебной нагрузки, а также выполненные при замещениивременно отсутствующих по болезни и другим причинам педагогических работников,производится дополнительно по часовым ставкам, исчисленным путем делениямесячной ставки заработной платы на 72 часа (среднемесячное количество часов).

При диапазоне тарифных разрядов с 7 по 14,ставки почасовой оплаты труда указанных категорий работников составят:

  • 7 разряда ЕТС - 15 руб. 42 коп. (1110 руб. / 72 час.);
  • 8 разряда ЕТС - 16 руб. 94 коп. (1220 руб. / 72 час.);
  • 9 разряда ЕТС - 18 руб. 61 коп. (1340 руб. / 72 час.);
  • 10 разряда ЕТС - 20 руб. 42 коп. (1470 руб. / 72 час.);
  • 11 разряда ЕТС - 22 руб. 36 коп. (1610 руб. / 72 час.);
  • 12 разряда ЕТС - 24 руб. 17 коп. (1740 руб. / 72 час.);
  • 13 разряда ЕТС - 26 руб. 11 коп. (1880 руб. / 72 час.);
  • 14 разряда ЕТС - 28 руб. 06 коп. (2020 руб. / 72 час.).

Оплата производитсятолько после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки помесячноили в конце учебного года.

Если замещение продолжается непрерывно свышедвух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней месячнойзаработной платы преподавателей исходя из уточненного годового объема учебнойработы.

Следует также учитывать, что суммы, начисленныепреподавателям учреждений начального и среднего профессионального образованияза часы преподавательской работы сверх установленной годовой учебной нагрузки,учитывается при исчислении среднего заработка, но только в размере 1/10 частиза каждый месяц расчетного периода (см., в частности, письмо МинобразованияРоссии от 14 сентября 2000 года № 20-58-4258/20-5).

Руководители образовательных учреждений впределах имеющихся средств, если это целесообразно экономически и не ущемляетинтересов основных работников данного учреждения, могут привлекать дляпроведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками)высококвалифицированных специалистов с применением ставок и условий почасовойоплаты, предусмотренных постановлением Минтруда России от 21 января 1993 года №7 «Об утверждении ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых кпроведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях,находящихся на бюджетном финансировании» (в редакции изменений от 2 ноября 1995года).

Указанные ставки могут применяться, например,при оплате высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведенияотдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которымв целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количествоучебных часов, а также при оплате труда лиц из числапрофессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений ив других случаях, когда нецелесообразно определять почасовую оплатупедагогического работника от ставки заработной платы на основе разрядов ЕТС.

В конце 2015 года были утверждены единые рекомендации по вопросу установления системы оплаты труда в бюджетных учреждениях (далее по тексту - Единые рекомендации). Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений своим решением (протокол № 12 от 25 декабря 2015 года) определила единые подходы к формированию заработной платы, в том числе и для сотрудников в сфере образования.

В указанном документе отмечено, что при определении объема финансирования бюджетных учреждений местными или региональными властями, а также при разработке нормативных документов чиновниками должны учитываться Единые рекомендации.

Новый показатель, учитываемый при повышении зарплаты бюджетникам

Как и в 2015 году, в нынешнем 2016 году формирование системы оплаты труда бюджетных учреждений должно базироваться на нормах ряда законодательных актов (гл. 4 Единых рекомендаций). В этом году перечень дополнен новым нормативным актом - правительственное постановление от 14.09.2015 года № 973, отражающее вопросы статистического учета заработной платы.

Одним из нововведений в 2016 году в регулировании системы оплаты труда педагогических работников стал обязательный учет показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в компаниях или у ИП. Данный показатель должен быть учтен властями при составлении плана расходов, направленных на повышение оплаты труда работникам в отдельных социальных сферах, в том числе и в сфере образования.

Согласно Постановлению Правительства от 11.07.2015 года № 698 Росстат должен подготовить расчет указанного показателя среднемесячного заработка за 2015 год не позднее 15 апреля 2016 года.

Зарплата не может понижаться

Согласно статистике, представленной Росстатом, средняя зарплата для педагогических сотрудников ДОУ за 2015 год в целом по стране составила 28126 рублей.

Кроме того, при формировании системы оплаты труда необходимо учитывать и МРОТ. С начала 2016 года он составил 6204 рубля. Трудовым законодательством установлено правило, согласно которому сотрудник не может получать зарплату меньше МРОТ, если он выполнил свою норму труда или отработал норму рабочего времени.

Бывают ситуации, когда сотрудники в силу законных обстоятельств трудятся гораздо меньше положенного времени, например, работают по совместительству или в режиме неполного рабочего дня. В этом случае, заработная плата таких сотрудников будет рассчитываться пропорционально отработанному времени из расчета МРОТ.

6 правил, на которые необходимо обратить внимание при применении Единых рекомендаций

При составлении документов, касающихся оплаты труда сотрудников бюджетных учреждений, местные и региональные власти, а также руководители учреждений должны учитывать следующие положения Единых рекомендаций:

  1. Фиксированные оклады или ставки зарплаты должны устанавливаться на основе профессиональных квалификационных групп.
  2. Если должность сотрудника не включена в профессиональную квалификационную группу, то его оклад должен зависеть от сложности трудовой деятельности, выполняемой им.
  3. Необходимо применять виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, которые утверждены в соответствующих нормативных актах властями.
  4. Утверждение штатного расписания - это прерогатива руководителя учреждения.
  5. В случае введения новой системы оплаты труда заработок сотрудников (без учета премий, компенсационных и стимулирующих выплат) должен быть не меньше заработной платы, которая была до нововведений. Но это при условии, что объем трудовых обязанностей также сохраняется на прежнем уровне.
  6. Фиксированный оклад или ставка зарплаты должны устанавливаться за выполнение трудовых обязанностей за календарный месяц или за выполнение нормы труда (часов педагогической деятельности в неделю или год).

Законодательством установлено правило, согласно которому в трудовом договоре сотрудника необходимо указывать название его должности (профессии или специальности) в четком соответствии с наименованиями, отраженными в квалификационных справочниках. Данное правило применяется, если по данной должности в соответствии с законом предусмотрено предоставление льгот или наличие ограничений.

На необходимость применения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих указано также и в Единых рекомендациях (пп. «д» п. 5).

Применения профессиональных стандартов некоторых специалистов откладывается. Так, например, применение профстандарта педагога, в том числе и в дошкольном образовании перенесено на начало января 2017 года. Соответственно, в 2016 году указанный профессиональный стандарт применению не подлежит.

Также правительственные чиновники должны разработать нормативный акт, в котором будет содержаться информация, позволяющая установить тождественность наименования должностей, содержащихся в единых справочниках, названиям должностей, указанным в профессиональных стандартах.

Норма часов педагогической деятельности и оплата труда педагогических сотрудников

Изменение количества часов работы у педагогических сотрудников в сторону уменьшения или увеличения (изменение фактического объема нагрузки) повлияет на размер заработка. В Единых рекомендациях указывается, что ряду педагогических сотрудников в трудовой договор необходимо обязательно включать фактический объем учебной нагрузки. К таким работникам относятся:

  • тренеры-преподаватели;
  • учителя;
  • преподаватели;
  • педагоги дополнительного образования.

Учитывая данные положения, при изменении объема учебной нагрузки, а соответственно, и размера заработной платы, будет происходить изменение условий трудового соглашения. Изменить условия трудового договора с сотрудником возможно с учетом следующих требований:

  • необходимо письменное согласие сотрудника;
  • в некоторых случаях допускается снижение нагрузки по инициативе работодателя, если сократилось количество обучающихся, классов, часов по учебным планам, учебным графикам.

Где скачать шаблоны договоров с воспитателями?

Любые нормативные документы для вашего учреждения доступны в информационной системе "Директория". Подробности .

Гарантии для лиц со средним профессиональным образованием

В Единых рекомендациях указано, что региональные и местные власти при подготовке нормативных актов по оплате труда сотрудников бюджетных учреждений не могут ограничивать права лиц со средним профессиональным образованием. Так, не могут быть установлены понижающие коэффициенты по должности, по которой требуется высшее образование, если на эту должность принят сотрудник без указанного образования.

Это правило относится и к педагогическим сотрудникам. Поэтому размер заработной платы педагогам со средним профессиональным образованием по определенной должности не может быть уменьшен только по причине отсутствия высшего образования.

Как автоматизировать процесс начисления зарплаты?

Для этого удобно использовать программу "Контур.Зарплата". Скачать бесплатную пробную версию программы можно .

С нового учебного года в московских школах начинается постепенное внедрение так называемого «эффективного контракта». С точки зрения профсоюза «Учитель», этот контракт призван жестко регламентировать обязанности педагогов и создать условия для сокращения заработной платы. В статье Всеволода Луховицкого разъясняются положения приказа №40 Департамента образования Москвы и предлагаются способы защиты трудовых прав педагогов.

Публикуем выдержки из статьи. Полный текст статьи - на сайте профсоюза «Учитель» .

При написании этого текста перед автором стояли две задачи. Во-первых, сравнить изложенные в Приказе №40 нормы с аналогичными нормами, прописанными в федеральных нормативно-правовых актах. Этот подход основан на статьях 5 и 6 ТК РФ, в соответствии с которыми «нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти». Во-вторых, предложить московским учителям способы защиты трудовых прав в том случае, если им будут предлагать подписать трудовой договор или Дополнительное соглашение к трудовому договору, написанные в соответствии с Приказом №40.

1. Нововведения Департамента образования

Первое новшество, введенное Приказом №40, касается оклада, то есть базовой части зарплаты. Дело в том, что в нормативных актах федерального уровня четко сказано, что базовая часть зарплаты не должна уменьшаться: «Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».

Мы считаем, что п. 4.1 Приказа №40 может привести к нарушению этого требования. Дело в том, что, Фонд оплаты труда (ФОТ) = ФОТб (базовый) + ФОТк (компенсационный) + ФОТст (стимулирующий). До вступления в силу Приказа №40 ФОТб учителей (то есть, сумма базовых окладов учителей) весь уходил на оплату преподавательских часов.

Теперь в оклад входят надбавки за проверку тетрадей и за классное руководство, которые раньше входили в компенсационную или стимулирующую часть зарплаты.

Для педагогов это означает:
1. Увеличение не гарантированной нам части ФОТ. Раньше в стимулирующую или компенсационную части ФОТ входили и оплата тетрадей, и оплата классного руководства, то есть по факту получалось, что педагог мог заранее знать большую часть своей зарплаты (базовая часть за часы + проверка тетрадей + классное руководство). Теперь эти выплаты войдут в базовую часть, но при этом процентное соотношение базовой (60%) и стимулирующих (30%) частей не меняется.

Например, при ФОТ в 100 тысяч рублей базовая часть составляет 60 тысяч. До вступления в силу Приказа №40 учителя получали 60 тысяч рублей за ведение уроков, 6 тысяч рублей за проверку тетрадей и 10 тысяч рублей за классное руководство. На настоящие стимулирующие, которые определяются по неким баллам и которые невозможно просчитать заранее, оставалось 14 тысяч рублей. Теперь будет иной расчет: в 60 тысяч базовых рублей войдут те самые 10 тысяч + 6 тысяч, а за оставшиеся 30 тысяч учителя вынуждены будут конкурировать друг с другом, не зная заранее, сколько они получат.

2. Из приведенного выше расчета видно, что базовая часть оплаты именно преподавательской работы уменьшится (если не будет увеличен общий ФОТ, на что в нынешней экономической ситуации рассчитывать нельзя). Именно поэтому мы считаем пункт 4.1 Приказа №40 противоречащим предложениям Российской Трехсторонней комиссии.

Второе серьезное изменение касается компенсационной и стимулирующей части ФОТ. В федеральных рекомендациях дан большой и — самое главное — открытый список. Мы считаем принципиально важным то, что в этом документе компенсационные и стимулирующие доплаты даны единым списком, без разграничения. Это соответствует сложившейся многолетней практике: например, доплаты за квалификацию и стаж в одних Положениях о зарплате отнесены к компенсационным, в других — к стимулирующим.

В тексте приказа №40 от 12 февраля в пунктах 6.1 и 7.1 список был очень краткий и исчерпывающий, то есть все, что не предусмотрено в этих пунктах, учитывать нельзя.

Получается, что педагоги теряют несколько существовавших до сих пор компенсационных и стимулирующих выплат:
- компенсация за методическую литературу (понятно, что 100 рублей не спасают, но даже их хотят отобрать);
- доплаты за квалификационную категорию, стаж, молодому специалисту;
- доплата за заведование кабинетом.

Проблематичным становится и получение компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, поскольку теперь придется доказывать каждый час работы.

Наконец, некоторые основания для стимулирующих выплат, указанные в пункте 7.3 (примечание 6), не соответствуют заявленным в федеральных рекомендациях принципам объективности, предсказуемости и адекватности, потому что критерии рейтинга образовательных организаций ежегодно меняются и предугадать их заранее невозможно.

Кроме того непонятно, как стимулирующие доплаты конкретному работнику могут зависеть от рейтинга всей школы. И что делать, если вся школа внизу рейтинга? Значит ли это, что у всех работников не должно быть стимулирующих? Поскольку 30% на стимулирующие определены этим же приказом, директору придется распределять их исключительно в виде разовых премий, что еще больше повысит вероятность необъективности.

В первоначальном тексте Приказа №40 было несколько норм, противоречащих друг другу. Приказом №2055 большинство из них ликвидировано.

Однако необходимо обратить внимание на само название Приложения к Приказу №40 — «Рекомендации по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Это название противоречит его содержанию, так как уже в пункте 1.1 речь идет не о рекомендациях, а о Положении, то есть документе совсем иного уровня. Департамент образования г. Москвы не рекомендует, а приказывает там, где он приказывать не имеет права, потому что установление конкретной системы оплаты труда трудовым законодательством отнесено к компетенции не региональной власти, а работодателя (ст. 135 ТК РФ). Именно директор школы совместно с работниками должен решать, как распределять ФОТ.

2. Рекомендации педагогам

В Приказе №40 ничего не говорится о так называемом «эффективном контракте», который рано или поздно будет предложено подписать каждому педагогу. Планировался перевод всех педагогов на «эффективный контракт» с 1 сентября 2015 года, сейчас говорят о продлении подготовки к переходу до 1 января 2016 года.

Представим себе, что текст этого контракта (или Дополнительного соглашения к трудовому договору) будет основан на Приказе №40. Чем это грозит педагогам?

Кратко подытожим:
- уменьшится оплата преподавательского часа
- в зарплате увеличится «вес» стимулирующих доплат (то есть доплат, не гарантированных работнику заранее)
- не будет оплаты заведования кабинетом и методической литературы
- не будет доплат за квалификацию и стаж работы
- уменьшатся доплаты за работу с вредными веществами
- увеличится количество платных образовательных услуг
- зарплата каждого педагога будет прямо зависеть от места в рейтинге.

Как вести себя в этом случае работникам?

Во-первых, настаивать на максимально строгом соблюдении процедуры. До подписания такого договора должны быть изменены все локальные акты, потому что нынешние основаны на старых федеральных и региональных документах. Чтобы внести, например, изменения в коллективный договор, потребуется не один месяц, тем более если инициатором изменений выступает работодатель. В переговорах с работодателем главным аргументом будет принцип трудового права, о котором уже шла речь: в локальных актах гарантии работникам, содержащиеся в Трудовом кодексе и иных нормативных актах, не могут быть уменьшены, но могут быть увеличены. Если, например, педагоги решат, что среди компенсационных доплат должны быть доплаты молодому специалисту, то никакие проверяющие инспекции не смогут опротестовать эту норму, внесенную в коллективный договор.

Во-вторых, можно настаивать на максимально точном соблюдении всех требований к «эффективному контракту». Например, пусть работодатель проставит в договоре все конкретные цифры: базовая оплата ставки часов, все виды компенсационных и стимулирующих. Поскольку контракт (Дополнительное соглашение) подписывается в начале учебного года, а финансирование может измениться с начала нового финансового года, работники могут воспользоваться ситуацией и обеспечить себе гарантированную зарплату. Особенно интересно будет посмотреть, как директора решат проблему обозначения в Дополнительном соглашении выплаты стимулирующих в соответствии с Приказом №40. Ведь должны быть указаны конкретные цифры и показатели. Ни в коем случае нельзя соглашаться на формулировки «по результатам работы», «в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах» — в крайнем случае возможно указание в процентах от оклада (например, «стимулирующие выплаты в виде разовой премии раз в квартал в размере 50% от оклада»).

В-третьих, помнить о том, что работник имеет право не согласиться с любым пунктом «эффективного контракта». У работодателя нет права уволить педагога, заключившего договор на неопределенный срок, только за то, что тот не согласен с какими-то пунктами Дополнительного соглашения. Обратите внимание: распоряжение какого-либо вышестоящего начальника не является законной причиной изменения условий договора!

Таким образом, можно смело говорить, что уволить педагога, используя ст. 74, очень сложно.
О том, как представляют себе «эффективный контракт» в Минтруда и Минобразования, придется писать уже в отдельной статье.

В. Луховицкий, член Совета профсоюза «Учитель»



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация