Прорехи в законах рф о должностных преступлениях. Совместная работа сожителей

Главная / Общество

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Определение и виды коррупции: что относиться к понятию

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Причины и истоки коррупции

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Профилактика и противодействие коррупции: меры и принципы борьбы

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Борьба с коррупцией в России: предусмотренная ответственность

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Куда сообщить о коррупции

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

29 июня 2016 года Дума г. о. Сызрань приняла поправки в Устав города, согласно которым чиновник администрации после своего увольнения продолжит получать зарплату еще целый год.

Федеральное Законодательство определяет слово коррупция как: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег , ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Вчера, 29 июня, на повестке дня у депутатов сызранской городской думы стояло 6 вопросов. Один из вопросов на более детальное обсуждение поднял только депутат от «ПАРТИИ РОСТА» Александр Неронов. Связна данная тема с так называемыми «золотыми парашютами». При более детальном разборе вопроса выяснилось, что депутаты решили внести изменения в Устав города и добавить в него несколько пунктов, касающихся компенсаций для муниципальных служащих. Звучат эти изменения следующим образом: «Депутату, иному выбранному должностному лицу, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, после окончания срока полномочий ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере их должностного оклада до устройства на новое место работы (службы), но не более одного года со дня прекращения полномочий, в порядке, установленным Решением Думы г. о. Данная выплата осуществляется в случае, если не установлена доплата к страховой пенсии в соответствии с абзацем 2 настоящей статьи».

Что имеем?

Теперь муниципальные служащие, которые трудятся на постоянной основе, при их увольнении будут на протяжении целого года получать свою заработную плату. Спрашивается - за какие такие заслуги?

Давайте представим, что у вас семья из 4 человек, которая состоит из вашей второй половинки и ваших совместных детей. Вы работаете по 8 часов в сутки на заводе и получаете за свои старания 12-15 тысяч рублей. Ваша вторая половина зарабатывает чуть больше, около 18-20 тыс. рублей. Вам надо платить за услуги ЖКХ, одевать, кормить и растить детей, которые еще только научились ходить и говорить. Младшенький ходит в детский сад, а старший перешел во второй класс. И вам, чтобы его подготовить к новому учебному сезону, требуется порядка 10 тысяч рублей (и это если очень экономить). То есть почти вся зарплата уйдет на одного ребенка. Но это еще полбеды, вас решили сократить на работе, и вы теряете свое место. Хоть копейки, но все же вы их получали. Что вы будете делать при таком раскладе? Конечно, бежать в Центр занятости населения и вставать на учет по поиску нового места работы. Если вам удастся своевременно встать на учет, то у вас есть три месяца, чтобы подыскать себе новое место работы.

Но что если вы не смогли встать на учет и никаких денежных компенсаций вам не будет поступать от государства? Что делать в таком случае? Каждый решает эту задачу как умеет.

Теперь давайте представим, что вы не рабочий на заводе, теперь вы должностное лицо, работающее на администрацию города. Ваша зарплата доходит до 50-60 тыс в месяц. Вас, к примеру, сократили или вы решили сами уволиться. Что вы будете делать в таком случае? Да что угодно, но точно не беспокоиться о деньгах на протяжении целого года. Потому что вам будут на протяжении целого года выплачивать заработную плату, которая у вас была до ухода с занимаемой должности.

Спрашивается, в чьих интересах принимаются такие изменения в городской Устав? Сотрудники редакции вышли на улицу и опросили сызранцев, как они считают, такие поправки соответствуют интересам общества и интересам государства?

Ответы были эмоциональными и богатыми на содержание. К сожалению, большинство из них мы не имеем права печатать.

Тем не менее, сотрудники редакции умолчали, что помимо «золотого парашюта» на год чиновники получат еще и добавку к страховой пенсии. За что, к примеру, Олег Егоров, о деятельности которого мы писали в своей статье под названием « », должен получать такие богатые вознаграждения?

Пожалуй, стоит отметить, что, когда этот вопрос поставили на голосование, 15 депутатов поддержали эти поправки, 4 воздержались и всего два человека проголосовало против таких щедрых подарков для городских чиновников.

Одним из них был депутат от «ПАРТИИ РОСТА» Александр Неронов. Редакция обратилась к нему с просьбой рассказать, почему он проголосовал против таких поправок; и вот что нам ответил Александр Неронов: «Сейчас на базе бывшего «Правого Дела» образованна новая политическая сила, нас возглавляет человек от команды Президента страны Борис ТИТОВ, уполномоченный по делам предпринимателей при Президенте России. Новая «ПАРТИЯ РОСТА» состоит из профессионалов своего дела, будь то врач или военный, экономист или простой предприниматель, и всех нас объединяет в первую очередь любовь к своей стране и мысли об ее благополучии. А как можно говорить о благополучии, если у нас «золотые парашюты» кругом? В чьих интересах принимались данные поправки, понятно, также понятно, что точно не в интересах страны и ее населения. Сейчас настали такие времена, когда пора уже и уметь экономить, и оптимизировать все денежные потоки в стране. А у нас…..

Именно поэтому наша «ПАРТИЯ РОСТА» против такого расточительства».

Уважаемые читатели, а вы согласны с нами и с мнением Александра Неронова? Свои ответы можете присылать нам в редакцию.

§ 2. Злоупотребление властью
или служебным положением

Объективная сторона этого преступления состоит в использовании виновным своего должностного положения вопреки интересам службы, если это влечет за собой причинение существенного вреда правоохраняемым интересам. Следовательно, она содержит три обязательных признака: а) использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы; б) наступление в результате этого последствия в виде существенного вреда; в) причинную связь между деянием и последствием.

Данное преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Использование служебного положения предполагает, что содеянное формально входит в круг прав, полномочий и обязанностей лица, в пределы его служебной компетенции.

Суды должны учитывать, как разъяснялось в постановлении Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г. № 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге", что в соответствии с законом должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо было наделено в силу занимаемой должности .

Виновный при этом во всех случаях нарушает принципы, порядок или правила выполнения должностных обязанностей, извращает основную суть и содержание служебной деятельности .

Формами злоупотребления властью или служебным положением могут быть: грубые нарушения штатно-финансовой дисциплины, обман контролирующих и ревизующих органов, сокрытие хищений и недостач товарно-материальных ценностей, получение или отпуск товаров по оптовым или заниженным ценам, неосновательное расходование государственного или общественного имущества либо передача его в пользование отдельным гражданам, извлечение должностным лицом корыстной выгоды за счет государственной либо общественной собственности, но без изъятия государственного или общественного имущества (например, использование рабочей силы, транспорта, механизмов для строительства дачи, гаража, ремонта квартиры без оплаты выполненной работы), незаконное обогащение за счет имущества, принадлежащего отдельным гражданам, и т.п.

Специфическими формами должностного злоупотребления являются сокрытие хищений либо любых иных преступлений , а также попустительство со стороны должностных лиц совершению преступления.

Преступные последствия в составе данного преступления состоят в причинении существенного вреда государственным или общественным интересам или охраняемым законом правам или интересам граждан.

Указанный признак объективной стороны должностного злоупотребления (а также превышения власти или служебных полномочий и халатности) относится к числу оценочных. В связи с этим для уяснения его сущности нужно выяснить два вопроса: каково содержание вреда и каковы критерии признания его существенным. Вред в составе трех названных преступлений может быть материальным, а также заключаться в нарушении основных (конституционных) прав и свобод граждан либо в нарушении нормальной работы

Наиболее часто последствием должностного злоупотребления является вред материальный. В проведенном Верховным Судом СССР в 1990 году обзоре судебной практики по делам о должностных преступлениях указывалось, что материальный вред был установлен в 80% от общего числа изученных дел . Его в свою очередь принято подразделять на имущественный и личностный. Имущественный вред существует в виде реального ущерба собственности (уменьшение наличной имущественной массы) и в виде упущенной выгоды (недополучение того имущества, которое должно быть получено на законных основаниях). Для должностного злоупотребления типичен имущественный ущерб. Применительно к государственной и общественной собственности он, как правило, проявляется в форме упущенной выгоды.

Ущерб личной собственности граждан как последствие должностного злоупотребления, по общему правилу, состоит в уменьшении наличного имущественного фонда потерпевших.

Личностный вред заключается в причинении телесных повреждений разной степени тяжести, а также смерти. При этом следует иметь в виду, что для данного преступления причинение вреда личности нетипично.

Причиняемый злоупотреблением вред государственным или общественным интересам может состоять также в серьезном нарушении нормальной работы отдельного звена государственного аппарата либо предприятия, учреждения или организации.

Наконец, формой вреда может быть нарушение важнейших законных прав и интересов граждан.

Для наличия состава должностного злоупотребления (а также превышения власти или служебных полномочий и халатности) необходимо, чтобы вред был существенным .

Критериями существенности вреда судебная практика считает "степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, учреждения, организации, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда" .

На оценку вреда как существенного в конкретном случае могут оказать следующие факторы: дефицитность утраченных или не поступивших товарно-материальных ценностей, их хозяйственное значение, объем и размеры в натуральном виде, экономическая мощность предприятия либо организации, объем выпускаемой продукции и другие показатели хозяйственной деятельности. Так, даже при относительно незначительной стоимости сортового семенного зерна либо корма для скота его гибель или порча, равно как и разукомплектование машин и т.п., должны рассматриваться как существенный вред.

Если вред представляет собой нарушение нормальной работы предприятия, учреждения или организации, он будет существенным, когда проявляется в перерыве или приостановлении производственных процессов, в невыполнении государственных планов и т.п.

Из сопоставления ч. 1 и ч. 2 ст. 170 УК следует, что физический вред как признак основного состава должностного злоупотребления может состоять в нанесении побоев, причинении легких и менее тяжких телесных повреждений. Однако по общему правилу причинение физического вреда свидетельствует о наличии состава превышения власти или служебных полномочий (ст. 171 УК).

Нарушение прав и интересов граждан будет существенным, если ущемлены основные конституционные права человека: право на труд, отдых, жилье, социальное обеспечение и т.п. (глава 2 Конституции Российской Федерации). Вместе

Для состава преступлений достаточно одного из последствий, которое в конкретных условиях признается существенным вредом, нанесенным правоохраняемым государственным, общественным либо личным интересам. Однако возможно и сочетание последствий.

Необходимым признаком объективной стороны данного преступления является причинная связь между фактом использования служебного положения и наступившими последствиями .

Субъективная сторона злоупотребления властью или служебным положением характеризуется только умыслом. Виновное лицо сознает, что оно использует свое служебное положение вопреки интересам службы, и желает его таким образом использовать. В содержание умысла входит также предвидение наступления вследствие использования служебного положения существенного вреда правоохраняемым интересам и желание или сознательное допущение его причинения. Кроме того, обязательными признаками субъективной стороны данного преступления являются корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность в составе должностного злоупотребления понимается как стремление лица получать имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения государственных или общественных средств в свою собственность или собственность других лиц (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности) . Виновный может стремиться извлечь ее за счет освобождения (уклонения) от платежей или иного расходования личного имущества или денежных средств, незаконного получения личного имущества граждан, сокрытия недостач товарно-материальных ценностей и т.п. Извлечение имущественной выгоды при злоупотреблении не может быть связано с безвозмездным в корыстных целях изъятием

Объединяет все эти побуждения, образующие иную личную заинтересованность, их антисоциальный, антиобщественный характер. По изученным Верховным Судом в 1990 году делам о должностных злоупотреблениях и подлогах 56% этих преступлений были совершены из корыстных побуждений, 44% - из иной личной заинтересованности .

Если в конкретном случае в действиях должностного лица по службе, хотя бы и причинивших вред, в том числе и имущественный, не установлено корыстной или иной личной заинтересованности, состав злоупотребления служебным положением отсутствует. Судебная практика последовательно придерживается этой линии. Так, Пленум Верховного Суда СССР в постановлении по делу директора совхоза К., осужденного за должностное злоупотребление, выразившееся в бесплатной выдаче бензина всем работникам совхоза, в том числе и не имевшим права на такую льготу, чем был причинен ущерб, указал, что в действиях К. не было корыстной или иной личной заинтересованности, они представляли собой лишь формальное нарушение порядка расходования горючего и состава преступления не содержат .

Закон предусматривает лишь один квалифицирующий признак - наступление тяжких последствий (ч. 2 ст. 170 УК). Понятие это оценочное, признание последствий тяжкими зависит от обстоятельств конкретного уголовного дела. Судебная практика относит к их числу, в частности, крупные аварии, длительную остановку транспорта или производственного

процесса, дезорганизацию работы предприятия, учреждения, нанесение государству материального ущерба в крупных размерах, причинение тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку.

Для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 170 УК необходимо установление также и всех остальных признаков основного состава должностного злоупотребления, в том числе корыстной или личной заинтересованности.

Злоупотребление властью или служебным положением, как самостоятельное преступление, следует отличать от хищения государственного или общественного имущества путем злоупотребления служебным положением (ч. 2 ст. 147 1 УК). Различия проводятся по объекту, объективной стороне и содержанию умысла. Объект должностного злоупотребления - нормальное функционирование органов власти или управления, объект хищения - отношения собственности. Объективная сторона злоупотребления состоит в использовании виновным своего служебного положения, которое причиняет существенный вред государству или общественной организации. Однако причинение его не должно быть связано с незаконным обращением виновным имущества в свою собственность. В противоположность этому суть хищения именно в незаконном обращении имущества в собственность виновного, при котором способом такого обращения будет злоупотребление служебным положением

1. Что такое коррупция?

Ответ: "Определение понятия "коррупция" содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273 —ФЗ "О противодействии коррупции" .

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупция — это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше".

2. Что такое противодействие коррупции?

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Ответ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц.

При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности борьбы с коррупцией законодатель определил:

Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

Создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

Введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Обеспечение независимости средств массовой информации;

Неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

Совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы; обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

Устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

Повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

Укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

Усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

Передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

Сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

Повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции".

4. Какую ответственность несет лицо, сообщившее о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

Ответ: «Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае, если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.»

5. Какова ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: "Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

Преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

Административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

Дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

Запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.»

6. Каков порядок обращения граждан по фактам коррупции?

Ответ: "Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственнщми или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Письменные обращения необходимо также направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а".



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация