Правовое регулирование договора фрахтования. Договор фрахтования

Главная / Общество

Договор фрахтования возник еще в Средневековье. Он считается предшественником соглашения о страховании груза. Впоследствии появилось 2 вида договора фрахтования . Первый касался аренды транспортного средства, а второй стал неотъемлемым элементом перевозки груза. Рассмотрим подробнее особенности договора фрахтования. Образец документа также будет представлен в статье.

Общие сведения

Договор фрахтования (чартер ) представляет собой разновидность соглашения о перевозке груза. Он является возмездным и консенсуальным.

Существуют договоры фрахтования для перевозки пассажиров с багажом или исключительно для транспортировки груза. У этого соглашения есть одна важная особенность. Фрахтователь (отправитель) может обязать перевозчика предоставить конкретное ТС для перевозки или определенную часть его вместимости.

Специфика сделки

При заключении договора фрахтования транспортного средства перевозчик не может по своему усмотрению его заменить. Для этого необходимо получить согласие отправителя.

Стороны договора фрахтования могут утвердить маршрут, срок транспортировки, место принятия груза. Этим сделка отличается от линейных перевозок, где график устанавливается исключительно перевозчиком.

В действующем законодательстве не определен перечень транспортных средств, к которым может применяться фрахтование. Вместе с тем исторически сложилось, что оно используется преимущественно для водного и воздушного транспорта. Хотя заинтересованные лица могут заключить , например.

Ответственность перевозчика

Как выше было сказано, можно арендовать все транспортное средство или его определенную часть для груза или пассажиров с багажом. Следовательно, по договору фрахтования судна или иного ТС перевозчик не может по своему усмотрению перевозить других пассажиров или груз. Это будет нарушением договоренности. Фрахтователь вправе требовать снять незаявленные к перевозке грузы или пассажиров. Если перевозчик не исполняет его, отправитель может обратиться в суд с заявлением о расторжении договора фрахтования . В этом случае будут действовать положения 450-й статьи ГК.

Если владелец судна отказывается его освободить от незаявленного груза, фрахтователь вправе потребовать снижения оплаты перевозки и компенсации потерь в соответствии со ст. 137 Кодекса торгового мореплавания.

Субъектный состав

Сторонами выступают фрахтователь и перевозчик. При заключении соглашения обязанности и права первого похожи на те, которые получает грузоотправитель при оформлении договора перевозки. На практике может заключаться договор фрахтования, выгодоприобретателем по которому будет выступать третье лицо - получатель груза.

Особенности перевозки пассажиров

При заключении договора фрахтователь принимает на себя ответственность за граждан, которых он перевозит. Обычно такие соглашения оформляются туроператорами.

Пассажиры участниками договора не являются. При этом их интересы защищены ГК и иными нормативными актами, регламентирующими

В случае нанесения вреда жизни, имуществу, здоровью будет нести перевозчик. При ненадлежащем оказании транспортных услуг к нему могут предъявляться требования о компенсации ущерба. Ссылаться при этом можно на Закон "О защите потребительских прав".

Специфика оформления

Договор фрахтования заключают в письменной форме. При использовании морских судов к нему прилагается коносамент. Этот документ подтверждает право собственности на перевозимый груз.

Оформление договора при использовании морского транспорта осуществляется по одной из стандартных форм. В настоящее время их насчитывается порядка 200.

В отечественном законодательстве каких-либо специальных требований к тексту соглашения не установлено. В связи с тем что фрахтование считается разновидностью договора перевозки, в отношении него действуют соответствующие нормы с некоторыми особенностями. В частности, в соглашении должно быть прописано время и место подачи ТС для погрузки.

В соответствии со 120-й статьей КТМ в договоре должны присутствовать следующие сведения:

  • О сторонах (наименование или Ф.И.О.).
  • Вид, род груза.
  • Название места погрузки.
  • Размер фрахта.
  • Место назначения или маршрут.

Стороны могут включить в документ и иные условия.

Правоспособность фрахтователя

При заключении договора перевозчику необходимо удостовериться, что вторая сторона имеет право совершать сделку. Для этого следует запросить учредительные документы или свидетельство о госрегистрации. Их копии целесообразно прикрепить к договору.

Контактные данные

Во избежание различных проблем стороны должны указать в договоре номера своих телефонов, адреса (почтовый, электронный).

Специалисты рекомендуют включить в соглашение обязанность фрахтователя уведомлять перевозчика об изменениях контактных данных. В частности, речь об адресе субъекта. На практике нередко возникает необходимость извещать фрахтователя о тех или иных событиях, произошедших во время перевозки (достижение какого-либо пункта, порча груза и пр.).

Платежеспособность фрахтователя

Этот момент очень важен при заключении договора. В настоящее время нередко транспортные средства оформляются в аренду для перевозки груза или добычи природных ресурсов (рыболовства, например) при условии оплаты из полученной прибыли. Однако никто не может гарантировать получение дохода в необходимом объеме. В связи с этим целесообразно заключать договор с условием о предоплате.

Для снижения риска можно использовать нормы ГК об обеспечении обязательств. В договоре можно предусмотреть залог, неустойку, обеспечение имуществом, банковскую гарантию, поручительство.

Полномочия участников сделки

Нередко от имени фрахтователя выступает его представитель. У него должен быть документ, подтверждающий его полномочия. Им является доверенность. В ней отражаются конкретные права субъекта, срок, в течение которого он может их осуществлять. Доверенность должна быть заверена нотариусом.

Для некоторых лиц законодательство предусматривает возможность осуществлять полномочия без специального документа. К ним относят, в частности, руководителя предприятия.

Законность сделки

В 168-й статье ГК предусмотрена возможность оспорить сделку, не соответствующую законодательству. Нередки случаи, когда у перевозчика отсутствуют разрешительные документы на транспортное средство или деятельность, которую он осуществляет. Перед оформлением сделки необходимо удостовериться в их наличии и актуальности. Договор может признаваться недействительным в случае нарушения экологического, валютного законодательства.

Незаконность сделки влечет негативные последствия для судовладельца, в особенности в случаях, когда он уже исполнил часть обязательств.

Особенности расчета

В законодательстве нет строгих правил по поводу оплаты фрахта. При оформлении соглашения по обычной стандартной форме в документе отражается тариф, установленный перевозчиком за срок использования транспортного средства либо количество груза. Условия и порядок оплаты определяются по правилам, указанным в форме.

Участники сделки, однако, могут согласовать иной вид оплаты. В этом случае следует максимально полно отразить все условия и правила. Кроме ставки в договоре отражается график расчета, способ оплаты, реквизиты для перечисления средств.

Как правило, фрахт оплачивается в полном объеме до отправки груза или пассажиров. Однако в законодательстве допускается возможность частичной оплаты. К примеру, фрахтователь перечисляет часть средств в момент погрузки, а оставшиеся средства - после прибытия в пункт назначения.

Залог груза

Судовладелец может обеспечить исполнение обязательств за счет перевозимого груза. Однако это допускается, если соответствующее условие присутствует в договоре.

Между тем использование груза в качестве залога сопровождается рядом сложностей. В частности, обращение взыскания на него возможно только в судебном порядке. При этом должен быть доказан факт нарушения со стороны фрахтователя. Взыскание осуществляется в рамках исполнительного производства путем продажи имущества. Из вырученных средств погашаются требования заявителя. Такой порядок не всегда применим в силу объективных причин. К примеру, если перевозится скоропортящийся груз, то произвести взыскание будет весьма проблематично.

Следует учитывать, что для договоров о залоге отдельных видов материальных ценностей установлены специальные требования. Например, необходимо нотариальное удостоверение или регистрация в компетентных органах. Если эти условия не выполняются, соглашение о залоге может быть признано недействительным.

Удержание

Этот способ обеспечения считается наиболее распространенным. В 359-й статье ГК закреплено правило, согласно которому в случае неисполнения стороной договора установленных условий кредитор вправе удерживать имущество, подлежащее передаче должнику либо субъекту, указанному им, до исполнения обязательства надлежащим образом.

Если такое условие не прописано в соглашении, оно действует в силу закона.

Комментарий к статье 787 1.

Договор фрахтования (чартер) - особая разновидность договора перевозки. Этот договор двусторонне обязывающий, возмездный, консенсуальный. Он может применяться при перевозке грузов, а также пассажиров и багажа.

Одна из особенностей фрахтования - возможность возложения на перевозчика обязанности предоставить для перевозки всю или часть вместимости конкретного транспортного средства. При наличии в договоре указания на определенное транспортное средство его замена возможна только с согласия фрахтователя. Кроме того, в отличие от линейных перевозок, график осуществления которых определяется перевозчиком, а контрагент может лишь принять предлагаемые условия, при фрахтовании возможно согласование места погрузки, сроков и маршрута перевозки применительно к потребностям фрахтователя.

Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применяется на речном, морском, а также воздушном транспорте. 2.

Как говорилось, договор фрахтования предусматривает предоставление под перевозку грузов или пассажиров и багажа всей или части вместимости транспортного средства. Это означает, что на транспортном средстве (или в соответствующей его части) не могут перевозиться другие грузы или пассажиры без согласия фрахтователя. Фрахтователь вправе требовать удаления с транспортного средства или соответствующей его части постороннего груза или пассажиров. Поскольку предоставление всего или части транспортного средства относится к существенным условиям договора фрахтования, неисполнение данной обязанности дает основания фрахтователю в случае неустранения допущенных нарушений требовать расторжения договора (ст. 450 ГК). Для перевозки на морском транспорте неисполнение перевозчиком обязанности освободить транспортное средство (его часть) от постороннего груза дает право фрахтователю потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения убытков (ст. 137 КТМ).

Обязанность предоставления фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства делает договор фрахтования внешне схожим с арендой транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК). Однако эти договоры различны, так как предоставление всей или части вместимости транспортного средства не означает передачи фрахтователю правомочий по владению и пользованию транспортным средством. При договоре фрахтования техническая и коммерческая эксплуатация транспортного средства осуществляется его владельцем-перевозчиком. 3.

Стороны договора фрахтования - перевозчик и фрахтователь. При фрахтовании транспортного средства для перевозки грузов права и обязанности фрахтователя в целом схожи с правами и обязанностями грузоотправителя в договоре перевозки груза.

Договор фрахтования для перевозки груза может быть заключен в пользу третьего лица - грузополучателя.

При фрахтовании транспортного средства для перевозки пассажиров фрахтователь является лицом, которое организует перевозку определенной группы людей (к примеру, такие договоры часто заключаются туристическими организациями для перевозки групп туристов). При этом пассажиры стороной договора фрахтования не становятся, однако на них распространяются гарантии, предоставляемые пассажирам ГК и транспортным законодательством. Перевозчик будет нести перед ними ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и перевозимому ими имуществу. Кроме того, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей пассажиры вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим осуществлением перевозки, непосредственно перевозчику. 4.

Договор фрахтования заключается в письменной форме. Особенностью оформления договоров фрахтования на морском транспорте является то, что при перевозке грузов помимо заключения в письменной форме самого договора (чартера) выдается коносамент (ст. 117 КТМ). Условия договора, изложенные в чартере, регулируют отношения фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузоотправителя). Для получателя груза условия чартера обязательны, если к ним имеется отсылка в коносаменте. Когда такой отсылки нет, отношения перевозчика и получателя регулируются только коносаментом. Еще одна особенность - наличие на морском транспорте стандартных форм (проформ), в соответствии с которыми оформляется договор. Существует более 200 таких форм, разработанных в отношении перевозок определенных видов грузов: угольные, зерновые и т. д. 5.

Гражданский кодекс не устанавливает требований к содержанию договора фрахтования. Отсутствуют такие требования в ВК и КВВТ. Поскольку договор фрахтования - разновидность договора перевозки, его существенные условия при отсутствии специальных требований определяются положениями о договоре перевозки с учетом того, что в договоре фрахтования необходимо указание на предоставление фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства. Кроме того, поскольку договор фрахтования - консенсуальный, в нем должны определяться условия о времени и месте подачи судна под погрузку и, соответственно, о предъявлении груза.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

Договор фрахтования транспортного средства

По договору фрахтования можно нанять любой вид транспортного средства: воздушные и морские суда, автомобильный и железнодорожный транспорт и т. д. Договор фрахтования (другое название — чартер) составляется и оформляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства, а также соответствующих транспортных уставов и кодексов — в зависимости от вида нанимаемого транспорта.

Субъекты чартера:

  • фрахтовщик — владелец транспортного средства, принявший на себя обязательство предоставить второму субъекту соглашения на возмездной основе вместимость (полностью или частично) одного или более средств транспорта для транспортировки грузов, перемещения пассажиров и багажа на один или более рейсов;
  • фрахтователь — гражданин или организация, нанимающие за плату необходимое транспортное средство в целях перемещения грузов, пассажиров, багажа (ст. 787 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ).

Существенным условием договора фрахтования является описание предмета договора. В данном случае это предоставление транспорта с экипажем для перевозки пассажиров и багажа или грузов. Суды расходятся во мнении, когда предмет договора можно считать определенным, а договор фрахтования — заключенным, а когда — нельзя. Рекомендуется обязательно указывать тип транспортного средства (например, автобус) и его характеристики. Также важными параметрами являются срок подачи транспорта заказчику и указание точного маршрута перевозки.

Если предмет договора определен в общем виде, то к соглашению обязательно должны прилагаться документы, конкретизирующие параметры предоставляемой услуги, например, оформленные заказы (см. решение АС Кемеровской области от 28.10.2010 по делу № А27-19912/ 2009).

Образец договора фрахтования можно найти по данной ссылке:

Договор фрахтования автобуса для перевозки пассажиров

Договор фрахтования автотранспорта, нанимаемого для перевозки пассажиров и багажа, всегда оформляется в письменном виде (п. 1 ст. 27 ФЗ «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ).

  • информацию о фрахтовщике и фрахтователе: наименование организаций или ИП, имена уполномоченных лиц, реквизиты документов, на основании которых они действуют;
  • тип и количество нанимаемых средств транспорта;
  • указание на конкретное место, в которое будет подан запрашиваемый транспорт;
  • описание маршрута перевозки;
  • указание на определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых заказывается транспорт;
  • сроки осуществления перевозки;
  • стоимость услуги по предоставления транспорта;
  • регламент допуска пассажиров для посадки в транспорт с учетом правил перевозки пассажиров, если автомобильный транспорт нанимается для перевозки определенного круга лиц (например, детей).

Помимо указанных сведений в договор фрахтования могут быть включены и дополнительные пункты (в т. ч. права и обязанности сторон, порядок разрешения споров и т. д.).

При возникновении споров суд будет оценивать наличие всех обязательных пунктов договора, в противном случае он может быть признан незаключенным (например, решение Ворошиловского райсуда Ростова-на-Дону от 14.09.2015 по делу № 12-213/2015).

В качестве формы заключения договора фрахтования автотранспорта для целей перевозки пассажиров и багажа допускается оформление заказа-наряда в случаях отсутствия потребности в систематических перевозках (п. 4 ст. 27 Устава).

Договор фрахтования автобуса для перевозки детей

Организованная перевозка детей на автобусе осуществляется на основании договора фрахтования . Допускается заключение такого договора в форме заказа-наряда, содержание которого установлено приложением № 4 Правил перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (см. абз. 5 п. 1 раздела «Необходимые документы» Памятки организаторам перевозок групп детей автобусами, утвержденной МВД РФ).

Договор фрахтования подлежит хранению фрахтовщиком и фрахтователем в течение 3 лет после выполнения каждой организованной перевозки детей (п. 5 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177).

Копия договора фрахтования в указанной ситуации подлежит передаче водителю, назначенному на выполнение перевозки детей, за 2 рабочих дня до осуществления такой перевозки (абз. 2 п. 7 Правил № 1177).

Договор чартера и договор аренды

Договор фрахтования и договор аренды транспортного средства имеют существенные различия, в том числе:

  • По предмету соглашения. Для чартера это услуга по перемещению на транспорте грузов, пассажиров и багажа в конкретное место. Соглашение об аренде подразумевает передачу транспорта в пользование и владение на время. При сдаче в аренду транспорта с экипажем арендодатель собственными силами реализует управление и техническую эксплуатацию такого средства (ст. 632 закона № 14-ФЗ) или не предоставляет таких услуг (ст. 642 указанного закона). В случае с договором чартера этот вопрос не стоит, т. к. исполнение функций по управлению и эксплуатации транспорта неразрывно связано с предметом договора;
  • По объекту соглашения. В случае составления договора фрахтования передается вместимость транспортного средства, при соглашении об аренде — транспорт с экипажем или без.

Итак, договор фрахтования транспорта следует оформлять в письменном виде. Существенным условием является предмет договора, который необходимо описать максимально подробно, включая сущность предоставляемой услуги, обязательство фрахтователя по оплате, тип транспорта, срок его предоставления, конечный пункт доставки.

Статья 787. Договор фрахтования

Комментарий к статье 787

В комментируемой статье дается определение договора фрахтования. В действующем российском законодательстве предусмотрен договор фрахтования (чартера) на морском транспорте (гл. X, XI КТМ), внутреннем водном (ст. ст. 67, 97 КВВТ) и воздушном транспорте (ст. 104 ВК). Неожиданно договор фрахтования был введен для некоторых перевозок пассажиров автомобильным транспортом (ст. ст. 18, 27 УАТ), включая перевозки в такси (ст. 31 УАТ). Не предусмотрено фрахтование на железнодорожном транспорте.
Определение юридической природы договора фрахтования позволяет разрешить вопрос о его соотношении с договором перевозки и об отграничении от договора аренды. Исторически договор фрахтования сформировался в морском торговом праве Средневековья и предшествовал собственного договору перевозки груза. Еще в начале XX в. общепринятым было воззрение на договор фрахтования как на договор имущественного найма (к возможности аренды части судна — части его «вместимости» — торговое право, долго сохранявшее обособленность от римского частного права, относилось спокойно). Г.Ф. Шершеневич основное различие между морской перевозкой в форме фрахтования и собственно перевозкой груза видел в том, что при фрахтовании обязанность капитана судна — привести судно к месту назначения, а при перевозке груза — доставить товар в место назначения. Соответственно, при фрахтовании капитан не отвечает за сохранность груза, а при перевозке груза отвечает в связи с тем, что груз находится под «исключительным надзором» капитана. Со временем договор фрахтования транспортного средства приобрел две разновидности: одна из них сохранила связь с арендой, другая практически полностью слилась с обычной перевозкой груза. Решающим моментом стало то, заключается договор фрахтования транспортного средства целиком (всей «вместимости» транспортного средства) или только части его вместимости.
———————————
Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 264.
См.: там же. С. 263.

2. Если фрахтуется все транспортное средство, требующее для управления и технической эксплуатации усилий целого экипажа (а это водные и воздушные суда), то данный договор фрахта является договором аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (§ 3 гл. 34 ГК) . Целью аренды всего транспортного средства может быть перевозка грузов или пассажиров. Если арендатор перевозит собственные грузы (или арендует, например, самолет для доставки самого себя в определенный пункт), отношения по перевозке не складываются в связи с особенностями субъектного состава. Если арендатор перевозит грузы третьих лиц или других пассажиров, то договор перевозки налицо, но в роли перевозчика выступает сам арендатор: «…между собственником транспортного средства и лицом, нанимающим это средство, возникают именно отношения аренды, а уже в процессе эксплуатации транспортного средства арендатором у него складываются отношения с другими лицами по перевозке, которые и урегулированы соответствующими статьями главы 40 ГК» .
———————————
В морской терминологии это тайм-чартер и бербоут-чартер.
Козырь О.М. Аренда (глава 34) // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть вторая) / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.: МЦФЭР, 1996. С. 338.

3. Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза является, без сомнения, разновидностью обычного договора перевозки груза, пусть и с большими специфическими особенностями. Особенности договора перевозки груза в форме фрахтования заключаются в следующем.
Во-первых, это договор консенсуальный. Соответственно, обязательства перевозчика возникают с момента заключения данного договора и охватывают собой все действия, связанные с предоставлением транспортного средства под погрузку.
Во-вторых, договор фрахтования для перевозки грузов заключается в отношении индивидуализированного транспортного средства (ст. 120 КТМ).
В-третьих, сам договор фрахтования для перевозки грузов может быть заключен не между грузоотправителем и перевозчиком, а между грузополучателем, который фрахтует часть вместимости судна, и перевозчиком. Соответственно, и обязанность по оплате перевозки может быть возложена на грузополучателя.
———————————
См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. С. 194 — 195 (автор — А.Г. Калпин).

В-четвертых, договор фрахтования оформляется специальным документом, который именуется «чартер». При этом, что и указывает на перевозочный характер договора, не исключается выдача обычных транспортных документов (например, коносамента при морской перевозке грузов по чартеру — см. ст. 119 КТМ).
Кроме того, важную роль играют внеправовые предпосылки, формирующие необходимость заключения именно договора фрахтования части вместимости транспортного средства, а не обычного договора перевозки. Так, на морском транспорте договор фрахтования заключается в отношении судов, для которых не существует заранее установленного направления рейсов и расписания движения, поэтому существенным условием договора фрахтования является указание на место погрузки судна, место назначения или направления судна (ст. 120 КТМ).
4. Если для фрахтования с целью перевозки груза нерейсовый характер транспортного средства является вторичным признаком, то для договора фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки пассажира этот признак становится единственным, позволяющим отличить «фрахтование» каюты или места на борту от обычного договора перевозки пассажира и его багажа на водном или воздушном транспорте.
Видимо, желание разграничить перевозки пассажиров в зависимости от того, осуществляются они по расписанию («регулярные перевозки») или нет, заставило ввести в УАТ договоры, названные договором фрахтования для перевозки пассажиров и багажа по заказу (гл. 4 УАТ) и договором фрахтования легкового такси (гл. 5 УАТ). Договор фрахтования автомобильного транспорта является договором перевозки пассажира в чистом виде. Используемая в УАТ терминология («перевозка» и «фрахтование») призвана всего лишь разграничить перевозки общественным транспортом, движение которого подчиняется утвержденному расписанию (трамвай, троллейбус, рейсовые автобусы и маршрутные такси), и перевозки автомобильным транспортом (включая легковые такси), пункт назначения которых определяет пассажир. Показательно, что грузоперевозки на автомобильном транспорте, также осуществляемые по заказу, договором фрахтования не называются (гл. 2 УАТ). К особенностям договора «фрахтования» на автомобильном транспорте относится его форма: для перевозок пассажиров по заказу — письменный договор, если перевозки систематические (п. 2 ст. 27 УАТ), заказ-наряд, если перевозки несистематические (п. 4 ст. 27 УАТ). Для перевозок в легковом такси форма заключения договора — устная с выдачей письменных документов, подтверждающих оплату стоимости проезда (п. п. 1 и 5 ст. 31 УАТ).
5. В целом по договору фрахтования следует сделать следующие выводы.
Договор фрахтования всей вместимости водного или воздушного судна — это договор аренды транспортного средства с экипажем или без такового.
Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза — это консенсуальный договор перевозки груза.
Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки пассажира, а также договор фрахтования автомобильного транспорта — это договоры перевозки пассажиров и их багажа, осуществляемой нерегулярными рейсами.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)

Комментарии к статье

1. Легальное определение договора фрахтования, именуемого также чартером, неудачно, так как не дает ясного представления о правовой природе этого договора. Лишь сопоставив формулировку абз. 1 коммент. ст. с соответствующими положениями транспортных кодексов (см. п. 2 ст. 64 и ст. 104 ВК; п. 4 ст. 67, п. 6 ст. 95 и п. 3 ст. 97 КВВТ; ст. 115 КТМ), можно прийти к выводу, что договор фрахтования - это разновидность договора перевозки. Видообразующим признаком в данном случае является наличие в договоре условия о предоставлении для перевозки всей или части вместимости транспортного средства. Таким образом, договор фрахтования (чартер) и договор перевозки имеют единый предмет - услуги по перевозке груза, пассажира и багажа. Но если в чартере стороны заранее оговаривают, в каком именно транспортном средстве (его части, помещении) будет размещен перевозимый объект, то при обычной перевозке данный вопрос решается перевозчиком самостоятельно. Практическое значение данного отличия состоит, в частности, в том, что фрахтователь вправе требовать от фрахтовщика удаления из предоставленной "вместимости" посторонних объектов, напр., чужих грузов (ст. 137 КТМ).

2. Договор фрахтования применяется на трех видах транспорта - морском, внутреннем водном и воздушном. К сожалению, ВК и КВВТ не устанавливают каких-либо правил о содержании договора фрахтования, а также, вопреки предписанию абз. 2 коммент. ст., о его форме и порядке заключения. Надлежащее представление о данном договоре можно получить, лишь обратившись к нормам КТМ.

Договор фрахтования всегда консенсуальный, поэтому им также регулируются и предшествующие перевозке отношения сторон, связанные с подачей судна под погрузку и предъявлению груза к перевозке.

Чартер должен быть заключен в письменной форме. На практике широко распространены отпечатанные типографским способом стандартные чартерные проформы, которые разрабатываются как национальными, так и международными организациями судовладельцев, фрахтователей, брокеров. Разумеется, стороны могут исключить или изменить те из условий проформы, которые их не устраивают. Так или иначе, письменная форма чартера - это всегда единый документ, подписываемый в силу ст. 120 КТМ перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Особенности договора фрахтования определяются сферой его применения. Чартер используется в так называемом трамповом (нерегулярном) судоходстве для оформления перевозок массовых грузов (нефть, уголь, руда и т. п.), способных заполнить если не все судно, то, по крайней мере, его значительную часть. Поэтому чартер в отличие от обычного договора перевозки не является договором присоединения. Следовательно, фрахтователь имеет возможность повлиять на такие договорные условия, как место и сроки подачи судна под погрузку, маршрут его следования, размер фрахта и др. (см. ст. 120, 127, 128, 129, 136, 164 КТМ, п. 2 ст. 64 ВК).

3. Наряду с договором фрахтования (чартером) законодательству и практике известны также: 1) договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) (ст. 198 КТМ) и 2) договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) (ст. 211 КТМ). Терминологическое сходство в данном случае объясняется традицией и не должно ставить под сомнение, что названные договоры являются видами договора аренды транспортных средств (см. ст.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация