Практика судов по арбитражным делам. Судебная практика по арбитражным делам. Принятие дела к производству и возбуждение производства по делу о несостоятельности

Главная / Общество

В налоговом законодательстве много спорных и неоднозначных в толковании моментов. Их наличие создает богатую почву для возникновения судебных споров. Между тем знание позиции судей по спорным вопросам поможет избежать многих ошибок в расчете «спецрежимных» налогов, а также защититься от необоснованных претензий со стороны налоговых органов.
В этой статье мы рассмотрим судебные решения в отношении споров по поводу применения УСН и ЕНВД, а также расчета налоговой базы и налога. Представленные здесь судебные решения являются частными случаями арбитражной практики. Это означает, что при таких же обстоятельствах дела другой суд может принять иное решение.

Споры по поводу применения спецрежима

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 сентября 2015 г.
по делу № А26-7732/2014

Общество, применяющее УСН с объектом «доходы», представило в налоговую инспекцию декларацию по УСН, в которой была отражена годовая сумма дохода, не превышающая
60 миллионов рублей.

Инспекция провела выездную налоговую проверку организации. По ее результатам налоговики установили, что годовой доход компании превысил величину предельного размера доходов по итогам года (60 млн. руб.), позволяющую применять УСН в следующем налоговом периоде.
В связи с этим инспекторы доначислили обществу налоги, уплачиваемые при общей системе налогообложения (налог на прибыль, НДС, налог на имущество, пени и штрафы).

ИФНС посчитала, что за II квартал проверяемого года общество не учло доход, перечисленный ему по договору беспроцентного займа. По мнению налоговиков, этот договор был заключен сторонами с целью получения компанией необоснованной налоговой выгоды.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами налоговой инспекции. Арбитры сочли, что оспариваемая сумма поступила организации именно в качестве оплаты за оказанные услуги. Поскольку изначально в платежных поручениях в назначении платежа было указано: «За автоуслуги и услуги механизмов». Оказание этих услуг подтверждается договорами и актами выполненных работ (услуг).

Затем компания изменила назначение платежа на «Частичная оплата беспроцентного займа», что свидетельствует о сокрытии истинного назначения поступивших средств в целях сохранения права на применение УСН.

Таким образом, оформление в виде займа денежных средств, поступивших за оказанные услуги, было направлено на формальное соблюдение обществом ограничения на применение УСН
(п. 4 ст. 346.13 НК РФ), а также на получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаченного НДС, налога на прибыль и налога на имущество, резюмировали судьи.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 августа 2013 г.
по делу № А42-7126/2012

Организация утратила право на применение УСН в связи с превышением лимита выручки
к концу 2008 года, о чем уведомила налоговую инспекцию. В 2009 году компания применяла общую систему и отчитывалась по ней. В этом же году было принято постановление президиума ВАС России от 12 мая 2009 года № 12010/08, в котором указывалось, что при расчете допустимой для применения УСН годовой выручки необходимо учитывать все коэффициенты-дефляторы.
По сравнению с вновь рассчитанной величиной лимита доход компании позволял ей оставаться на УСН. Поэтому она представила уточненные нулевые декларации по общей системе и в сентябре 2009 года представила сообщение в ИФНС о возврате на «упрощенку».

Проводя выездную проверку за 2010 год, налоговики обнаружили, что заявления о переходе на УСН с 2010 года компания не подавала. В результате чего за указанный год ей были доначислены налоги по общей системе.

Суды трех инстанций указали на неправоту инспекторов. Ведь при соблюдении установленных ограничений переход на УСН производится налогоплательщиком добровольно, а подача заявления о переходе на УСН носила уведомительный характер.

В судах налоговики заявили, что в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2012 года
№ 94-ФЗ организации и предприниматели, не уведомившие о переходе на УСН в установленные сроки, не вправе ее применять.

Однако арбитры указали, что данная норма действует с 1 января 2013 года и в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса обратной силы не имеет.

Среди начисленных компании санкций были и штрафы за непредставление деклараций по общей системе. Суды их отменили (равно как и все остальные пункты решения налоговиков), указав, что поскольку компания не относила себя к плательщикам налогов по общей системе, непредставление этих деклараций было правомерным.

Постановление ФАС Центрального округа от 16 января 2014 г. № А68-276/2013

Одновременно с регистрацией компания подала в налоговую инспекцию заявление
о применении УСН. Однако деятельность, которой она стала заниматься, подпадала под ЕНВД. Поэтому организация отчитывалась как плательщик ЕНВД, а по УСН сдавала нулевые декларации.

Со следующего года фирма решила перейти на общую систему, так как поменяла вид деятельности. Но уведомление о переходе с УСН на общий режим налогообложения в установленные сроки не представила.

Налоговая инспекция обратила внимание на этот факт только в рамках камеральной проверки, когда организация, ведущая деятельность на ОСН, в декларации по НДС заявила сумму к возмещению из бюджета. Контролеры, обнаружив отсутствие уведомления о прекращении применения УСН, сослались на подпункт 1 пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса: компании-неплательщики НДС, выставляющие счета-фактуры с выделенной в них суммой налога, обязаны уплатить его в бюджет.

Фирма обратилась в суд с требованием признать применение ею общей системы правомерным и учесть вычеты по НДС.

Cуды трех инстанций поддержали организацию. Поскольку переход с УСН на общую систему налогообложения по истечении года осуществляется добровольно, то подача заявления
о прекращении применения «упрощенки» носит уведомительный характер. Нарушение срока подачи уведомления не влечет за собой никаких налоговых последствий.

Таким образом, суды решили, что общий режим налогообложения применялся компанией правомерно и у налоговиков отсутствовали основания для доначисления НДС.

Определение ВС РФ от 1 июля 2016 г. № 303-КГ16-7106

Индивидуальный предприниматель применял ЕНВД по виду деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов». В связи с недостаточным количеством имеющегося у него транспорта, предприниматель привлекал к грузоперевозкам другие транспортные компании и индивидуальных предпринимателей с собственным транспортом.

Налоговая инспекция провела выездную проверку деятельности предпринимателя и пришла к выводу, что он фактически являлся посредником между заказчиками автотранспортных услуг и исполнителями таких перевозок. Налоговики сочли, что действия ИП являются не оказанием автотранспортных услуг, а организацией таких услуг, направленной на сокрытие части своих доходов от налогообложения.

Поэтому доходы от деятельности по организации перевозок за минусом соответствующих расходов подлежат налогообложению в соответствии с общей системой налогообложения. Предпринимателю был доначислен НДФЛ, НДС, а также начислены пени за неуплату указанных налогов и штрафы.

Не согласившись с выводами инспекции, предприниматель обратился в суд.

По мнению коммерсанта, он не оказывал услуги по организации грузоперевозок, поскольку данные отношения вытекали из договоров перевозки грузов с участием субподрядчиков. Кроме того, в налоговом законодательстве не предусмотрено основание для прекращения применения ЕНВД в отношении налогоплательщика, оказывающего автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов с привлечением субподрядчиков и их транспорта.

Тем не менее, суды всех инстанций, включая Верховный Суд РФ, признали позицию налоговиков правомерной. Судьи подчеркнули, что деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов силами третьего лица, то есть посредством транспортных средств, не принадлежащих налогоплательщику на каком-либо праве, положениями главы 26.3 Налогового кодекса не предусмотрена. А посему подлежит налогообложению по общему режиму. В связи с чем, предприниматель является плательщиком НДФЛ и НДС.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2016 г.
№ Ф09-7487/16 по делу № А71-8811/2015

Индивидуальный предприниматель применял ЕНВД, осуществляя грузовые перевозки, а также оказывал услуги спецтехники (погрузка-разгрузка), применяя общий режим налогообложения.
В его собственности находились 10 транспортных средств, а также автогидровышки (подъемники) и автокран. Предприниматель вел раздельный учет хозяйственных операций по ЕНВД и по общей системе. Оформляя акты на погрузочно-разгрузочные работы, в наименовании работ он указывал тип используемого специализированного транспортного средства, например, «услуги автогидроподъемника», «услуги автокрана». А в актах на перевозку грузов использовал общую формулировку: «транспортные услуги».

Налоговая инспекция провела выездную проверку предпринимателя. По результатам проверки ИФНС решила, что под оказанием транспортных услуг с использованием спецтехники («вмененная» деятельность) предприниматель маскировал оказание услуг по выполнению погрузочных и разгрузочных работ, облагаемых по общей системе. А значит, неправомерно применял ЕНВД и получал необоснованную налоговую выгоду. В результате инспекция пересчитала налоги применительно к общему режиму налогообложения, доначислив бизнесмену НДС, пени и штраф.

Полагая, что решение инспекции принято с нарушением требований налогового законодательства, предприниматель обратился в суд. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию коммерсанта, установив, что предметом договоров с рядом контрагентов являлось оказание как погрузочных, так и транспортных услуг. Договоры предусматривали две разные формы заявки – отдельно на перевозку грузов и отдельно на применение спецтехники. Факт выполнения транспортных услуг подтвержден документально, в том числе, договорами, путевыми листами, счетами-фактурами, актами, которые свидетельствуют об оказании именно транспортных услуг. Суды также учли, что погрузка и разгрузка производились в разных местах.

Вынося решение в пользу предпринимателя, кассационный суд указал, что для применения ЕНВД в отношении услуг по перевозке грузов не имеет правового значения цель, для которой изначально предназначено то или иное транспортное средство, а также вид оборудования, которое на нем размещено. Возможность осуществления транспортным средством специализированного назначения погрузочно-разгрузочных работ не исключает возможность осуществления с использованием этого же транспортного средства перевозки грузов из места погрузки (пункт отправления) в место разгрузки (пункт назначения).

Таким образом, судьи не усмотрели в спорных договорах предпринимателя оснований для признания неправомерного применения им ЕНВД и отменили решение ИФНС.

Споры по поводу расчета налоговой базы и налога

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 июня 2013 года
по делу № А61-1274/2012

Организация, применяющая УСН (продавец), заключила договор поставки запасных частей с покупателем, и на его расчетный счет был перечислен 100%-ный аванс. Запчасти по указанному договору отгружены не были. В конце года стороны заключили соглашение о новации обязательств по договору поставки в заемное обязательство.

В ходе выездной проверки налоговая инспекция включила в доходы организации-продавца суммы полученной предоплаты и доначислила «упрощенный» налог.

Суд не согласился с позицией налоговиков.

Арбитры указали, что полученные денежные суммы не являются доходом фирмы, а поступили в качестве заемных средств в силу произведенной новации договора поставки, заключенной с покупателем запчастей. А поскольку денежные поступления по договору займа не облагаются «упрощенным» налогом (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ), суд признал незаконность налоговых доначислений организации.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2016 г.
Ф06-9445/2016 по делу № А06-9110/2015

Индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД, представил в ИФНС налоговую декларацию по ЕНВД за IV квартал 2014 года. Камеральная проверка декларации была начата
9 февраля и закончена 12 мая 2015 года.

По результатам камеральной проверки инспекция доначислила ЕНВД, пени и штраф. Основанием для доначисления налога, а также пени и штрафа послужили выводы инспекции о том, что при исчислении ЕНВД предприниматель не учел транспортные средства, находящиеся в ремонте. Он ошибочно полагал, что пи определении налоговой базу нужно исходить из количества фактически используемых в предпринимательской деятельности транспортных средств, а не из общего количества имеющихся у налогоплательщика на праве собственности или ином праве. В результате была занижена величина физического показателя «количество посадочных мест».

Предприниматель оспорил решение инспекции в суде, ссылаясь на нарушение сроков проведения камеральной проверки, предусмотренных пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса. Согласно положениям этой нормы камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Суды трех инстанций отказали предпринимателю в удовлетворении его требований. Арбитры пояснили, что согласно пункту 14 статьи 101 Налогового основанием для отмены решения инспекции являются нарушения, которые привели или могли привести к принятию руководителем налогового органа неправомерного решения. Суды отметили, что установленный пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса срок не является пресекательным, и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога.

По мнению судов, в данном случае минимальный период просрочки начала проверки не является основанием для отмены решений, принятых по результатам проверки.

  • 14:37

    Б Вряд ли вы наизусть помните пароли от всех своих аккаунтов в соцсетях и личных кабинетов на сайтах. Многие до сих пор используют простые популярные пароли, типа «123456» или дату дня рождения. Другие – регулярно меняют пароль. Насколько это эффективно? Как надежно защитить свою учетную запись? 65
  • 11:42

    28 ноября 2018 г. был принят Федеральный закон № 451-ФЗ, который вносит ряд крупных поправок в процессуальное законодательство. Изменения настолько значительные, что юристы уже прозвали закон «процессуальной революцией». 5 самых важных аспектов процессуальной реформы рассмотрим в этой статье. 239
  • 25 июля 2019
  • 10:28

    Существующая практика применения положений о пересмотре по вновь открывшимся, препятствующая принятию новых доказательств, ранее скрытых от суда по той или иной причине была сформирована когда новые доказательства можно было предоставлять и в кассационную и надзорную инстанцию. В частности, в Учебнике по гражданскому процессу МГУ, можно прочитать, что «доказательства, обнаруженные после вынесения решения, могут служить основанием для пересмотра дела в порядке надзора». В Учебном пособии, подготовленном уральскими процессуалистами, также говорится, что «представление новых доказательств, не исследованных при вынесении судебного акта, в том числе и по причине того, что лицо, участвующее в деле, не знало об их существовании на момент судебного заседания и вынесения судебного акта, не является основанием для его пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. В таком случае судебный акт может быть пересмотрен судом кассационной или надзорной инстанции с направлением дела на новое рассмотрение для исследования дополнительно представленных доказательств». 313
  • 23 июля 2019
  • 13:40

    Б У вас свой сайт с регистрацией клиентов в личном кабинете или онлайн-сервис? Задумывались ли вы о том, как защитить аккаунты пользователей от мошеннических атак и взломов паролей? 211
  • 13:12

    Согласно действующему законодательству ЕНВД уплачивается последние два года: с 1 января 2021 года соответствующий спецрежим применяться не будет. При этом не исключено, что действие гл. 26.3 НК РФ будет продлено. В каких случаях сегодня применение ЕНВД признается неправомерным и является уклонением от уплаты налогов, рассмотрим на примерах конкретных судебных решений. Также проанализируем разъяснения представителей Минфина по вопросам уплаты ЕНВД в отношении конкретных видов деятельности, которые даны в 2019 году. 511
  • 16 июля 2019
  • 11:53

    Можно ли учесть при исчислении налога на прибыль в полном объеме расходы на рекламу, размещаемую на транспорте? Свое мнение по этому вопросу ВС РФ высказал в Определении от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394. В публикации рассмотрим нормы законодательства и судебные решения. 502
  • 15 июля 2019
  • 11:43

    Если компания желает применять УСНО, то ей нужно помнить об ограничениях, накладываемых ст. 346.12 НК РФ (в частности, по поводу лимита стоимости основных средств). Помнить об этом нужно до начала строительства крупных объектов. Исправить что-то задним числом может оказаться невозможно. Свидетельство тому – Решение АС Волгоградской области от 07.06.2019 по делу № А12-4585/2019. 780
  • 11 июля 2019
  • 11:58

    Комментарий к Определению ВС РФ от 05.06.2019 № 301-ЭС19-8032. 1 088
  • 09 июля 2019
  • 12:47

    Специальный налоговый режим в виде уплаты ЕНВД, как известно, применим только к розничной торговле. Но порой определить (в целях налогообложения) разницу между розницей и оптом непросто, особенно если покупателем является бюджетное учреждение. При наличии таких продаж «слететь» с «вмененки» легко. Судебная практика – свидетельство тому. Впрочем, не утешительны и разъяснения официальных органов. 643

На сегодняшний день в нашей стране все дела о признании юридического лица несостоятельным разрешаются на основании Федерального Закона от 26 октября 2002 года под номером N 127 -ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. Ежегодно арбитражными судами РФ (судами первой, апелляционной, кассационной и надзорная инстанции) разрешаются сотни тысяч дел. Далеко не последнее место в этой огромной массе занимают дела о банкротстве. Решение о банкротстве хозяйствующего лица, как известно, имеет значение не только для государственных (контролирующих) органов, но ещё и для самих несостоятельных лиц и лиц, признаваемых в соответствии с законодательством, кредиторами. Поэтому важно не только знать положения нормативной базы, но ещё и грамотно их применять на практике, в частности, практике судебной. Причём умение это делать не столько важно для судов, сколько для самих заявителей, которым зачастую приходится отстаивать свою правоту в вышестоящих инстанциях.

Однообразию применения законодательства о несостоятельности была призвана помочь деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ по обобщению арбитражной практики и выработке общих рекомендаций, отражённых в Письме от 25 апреля 1995 г. N С1-7/ОП-237. Данный документ следует применять с учётом того, что, начиная с 27 ноября 2002 года, действует новый закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 26.10.2002 N 127-ФЗ, существенно отличающийся от прежнего акта 1998 года.

Остановимся на некоторых моментах реализации в судебной практике закона “О несостоятельности (банкротстве)”, вызывающих основную массу вопросов и разногласий.

Принятие дела к производству и возбуждение производства по делу о несостоятельности.

Как показывает обзор арбитражной практики, в ряде случаев суды отказывали заявителям в возбуждении дел о несостоятельности исходя из правового статуса лиц и некоторых других обстоятельств, которые не являются препятствием для такого отказа.

Исходным вопросом при принятии судом дела к своему производству является вопрос об определении возможности признания лица несостоятельным по решению арбитражного суда, а также участия в судебном процессе в качестве заявителя. При этом судам следует руководствоваться положениями статей 65 и 25 Гражданского Кодекса РФ, в соответствии с которыми по решению суда банкротами могут быть признаны коммерческие организации, юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, а также индивидуальные предприниматели, не способные удовлетворить требования кредиторов. Исключение составляют казённые предприятия. Для них предусмотрен другой порядок банкротства. Дело о несостоятельности подлежит рассмотрению в арбитражном суде и в том случае, если заявитель является иностранной организацией, организацией с иностранными инвестициями, а также физическим лицом, в том числе иностранным гражданином.

В свою очередь на стороне заявителя могут выступить несколько кредиторов, если требования каждого из них в отдельности меньше необходимой суммы, установленной законом для возбуждения производства по такому делу. Общее же требование к должнику - юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей. При этом все кредиторы, чьи требования вошли в общую сумму первоначально заявленного требования, имеют одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет кредитору-заявителю.

Пример

В отношении юридического лица, задолжавшего своим кредиторам 110 тыс. рублей, было составлено и подано в суд заявление о признании его банкротом. До возбуждения дела и начала судебного разбирательства один из кредиторов отказался от своих финансовых претензий к данной организации. В результате этого общая сумма денежных требований всех других кредиторов составила 87 тыс. рублей. Суд обоснованно и законно отказал кредиторам в принятии этого заявления, сославшись на пункт 3 статьи 7 закона “О несостоятельности”. Данный пункт гласит, что частичное исполнение требований конкурсного кредитора, не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, только тогда, когда сумма неисполненных требований составляет размер, необходимый для возбуждения такого дела.

Нередко в судебной практике встречаются случаи, когда суд отказывает в возбуждении дела на основании того, что находится в стадии ликвидации и в его отношении работает ликвидационная комиссия. Однако сам ВАС РФ не относит данное обстоятельство к правовым барьерам возбуждения дела о несостоятельности. В момент ликвидации лица дело о его несостоятельности должно быть возбуждено во всех случаях, когда имеются внешние признаки банкротства (неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение определённого времени), сумма задолженности перед заявителем позволяет возбудить дело о банкротстве и заявителем соблюден доарбитражный порядок урегулирования данного вопроса.

Другое правило устанавливается в отношении коммерческих банков. При применении законодательства о несостоятельности суды должны руководствоваться рекомендациями пункта 2 Письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.95 N С1-7/ОП-54. В соответствии с ними коммерческий банк, иное кредитное учреждение, и их кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства о несостоятельности (банкротстве) коммерческого банка или иного кредитного учреждения после отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на совершение банковских операций.

Также суд не вправе отказать заявителю в возбуждении дела и в том случае, если по имущественному спору между теми же сторонами уже имеется решение арбитражного суда, не исполненное из-за отсутствия денежных средств на счете должника. При этом, как следует из Письма Минюста России и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.94 N 06-73/54-94, N С1-7/ОЗ-476, кредитор имеет право обратиться как с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, так и с ходатайством об обращении взыскания на имущество должника. Не должно являться основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом также и частичное исполнение требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа.

Ограничения на принятие дела к производству могут устанавливаться исключительно законом. Так, не может быть принято к производству заявление конкурсного кредитора до истечения тридцати дней с даты направления исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, или без соблюдения конкурсным кредитором доарбитражного порядка.

Рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве).

В ходе производства по делу о банкротстве заявители не в праве менять основание и предмет своих требований к должнику.

Пример

Организация, назовём её ООО “Юг”, обратилась в арбитражный суд с требованием о признании её должника ООО “Север” несостоятельным. ООО “Север” действительно отвечало всем признакам банкротства, и заявителем при подаче заявления о признании несостоятельным ООО “Север” были соблюдены все формальные требования. В процессе судебного разбирательства представители ООО “Юг” попросили изменить основание и предмет своего требования и взыскать с ООО “Север” сумму задолженности в размере 150 тыс. рублей. Арбитражный суд пошёл им на встречу и удовлетворил иск. В данном случае решение суда незаконно, так как в соответствии со статьёй 30 Арбитражного процессуального кодекса РФ возможно изменение либо основания, либо предмета иска. Фактически же при заявлении о денежном взыскании в ходе производства о несостоятельности происходит заявление качественно нового требования. Вследствие этого положение статьи 30 Арбитражного процессуального кодекса применяться не может, и ходатайство не должно быть удовлетворено.

При уклонении от участия в судебном заседании некоторых кредиторов, суд всё же рассматривает дело о банкротстве, так как неявка лиц, приглашенных к участию в деле, сама по себе не препятствует рассмотрению дела по существу. При этом учитывается лишь факт надлежаще оформленного уведомления кредиторов о месте и времени судебного заседания.

В некоторых случаях в ходе разрешения арбитражным судом вопроса о несостоятельности может быть произведена . Сам судебный процесс не может ограничивать право лица на реорганизацию. Дело в том, что реорганизация может отвечать принципу правопреемства юридических лиц. Статья 57 Гражданского Кодекса предусматривает пять вариантов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Правопреемство, разумеется, возникает только при преобразовании, когда происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица и к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом переходит весь комплекс прав и обязанностей реорганизованного юридического лица. При преобразовании должно быть изменено наименование должника по делу о несостоятельности и рассмотрение дела по существу следует продолжить в соответствующей стадии арбитражного процесса.

Пример

В отношении акционерного общества “Юг”, чей полугодовой долг перед кредиторами составлял 2 млн. 700 тыс. рублей было возбуждено дело о несостоятельности. В ходе судебного разбирательства руководство общества заявило о реорганизации в форме выделения. На стороне истцов в судебном заседании находился только один кредитор, которому АО “Юг” было должно 600 тысяч рублей. По условиям выделения и в соответствии с разделительным балансом в капитале АО “Юга” оставалось 800 тыс. рублей, из которых 600 было решено отдать присутствующему кредитору, а остальной капитал “Юга” переходил к вновь образуемому обществу “Север”, который по закону уже не отвечал по долгам “Юга”. Присутствующего кредитора подобные условия устроили, так как полностью удовлетворяли его требованиям, и суд удовлетворил ходатайство о реорганизации.

Данное решение суда полностью оспоримо, так как не отражает интересы всех конкурсных кредиторов и проводится помимо их волеизъявления. ВАС РФ во всех случаях, когда станет известно о предполагаемой реорганизации организации - должника, в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности, предписывает суду вынести определение о запрещении учредителям, либо соответствующему органу юридического лица проводить реорганизацию данного юридического лица в любых формах, кроме преобразования.

Заключение мирового соглашения

Вопросы заключения мирового соглашения регулируются в настоящий момент 8 главой Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)», где дано его легальное определение, а также регламентирована процедура его заключения. Тем не менее, в научной литературе, впрочем, как и в самом российском законодательстве нет единства мнений по поводу правовой природы и смысла мирового соглашения. Статья 2 Закона даёт следующее определение: мировое соглашение - это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Восьмая глава Закона рассматривает мировое соглашение через понятие сделки, то есть договорного соглашения. На наш взгляд мировое соглашение следует понимать как правовое соглашение между участниками гражданских правоотношений (должником и кредиторами), чьё содержание напрямую зависит от выбранной процедуры банкротства, перечень которых указан в статьях 151 – 154 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Главным условием заключения мирового соглашения является то, что оно может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Должник (внешний управляющий, конкурсный управляющий) должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения. Заявление подаётся не ранее чем через пять дней и не позднее чем через десять дней с момента (даты) заключения мирового соглашения.

Вместе с заявлением об утверждении мирового соглашения в суд должны быть представлены текст мирового соглашения, протокол собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения, список всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их адресов и сумм задолженности, реестр требований кредиторов, документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, решение органов управления должника - юридического лица в случае, если необходимость такого решения предусмотрена законом, и иные документы, предоставление которых в соответствии с законом является обязательным.

О дате рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле о банкротстве. Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению заявления об утверждении мирового соглашения. В утверждении мирового соглашения может быть отказано в связи с тем, что представитель кредитора при голосовании за заключение мирового соглашения превысил полномочия, предоставленные ему законом, доверенностью или учредительными документами кредитора, если будет доказано, что лицо, действующее со стороны должника, знало или не могло не знать о таких ограничениях. Арбитражный суд вправе утвердить мировое соглашение даже в случае, если лицо, действующее со стороны должника, знало или не могло не знать об ограничениях полномочий представителя кредитора, однако голосование такого представителя не повлияло на принятие решения о заключении мирового соглашения.

В отношении мирового соглашения действует ряд правил, которые должны соблюдаться арбитражными судами с одной стороны и должниками и кредиторами – с другой.

Так, для того, чтобы быть участником мирового соглашения, лицо, являющееся по закону или в силу договорного соглашения кредитором, должно быть включено в реестр требований кредиторов.

Пример

Арбитражным судом было утверждено мировое соглашение между ООО «Север» и ООО «Юг». Через полмесяца от ООО «Восток» в суд кассационной инстанции пришла жалоба на определение суда первой инстанции. В жалобе было указано, что представители ООО «Восток» были оповещены о решении заключить мировое соглашение между ООО «Север» и ООО «Юг», однако не принимали участия в его заключении и ранее не обращались с требованием о включении общества в реестр требований кредиторов. Главная претензия ООО «Восток» относилась к пункту мирового соглашения, в соответствии с которым его действие распространяется на все обязательства, возникшие до назначения процедуры банкротства. Некоторые же условия соглашения напрямую противоречили интересам ООО «Восток». Кассационная инстанция согласилась с доводами, представленными в жалобе, и справедливо отменила определение арбитражного суда об утверждении мирового соглашения, сославшись на пункт четвёртый статьи 154 Закона, который гласит, что мировое соглашение распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть заключено только с определённого момента. Пункт первый статьи 150 Закона гласит: На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение. Однако до проведения первого собрания кредиторов мировое соглашение не может заключаться.

Пример

В отношении ООО «Север» по инициативе его кредитора ООО «Юг» было возбуждено дело о несостоятельности. Через некоторое время представители этих двух организаций приняли решение о заключении мирового соглашения и обратились с заявлением о его утверждении в суд. Суд утвердил соглашение. На определение арбитражного суда об утверждении мирового соглашения в суд кассационной инстанции была принесена жалоба от ООО «Восток», по отношению к которому ООО «Север» также является должником. В жалобе было указано, что общество не было уведомлено о возбуждении дела о несостоятельности. При этом представители ООО «Восток» сослались на пункт второй статьи 160 Закона, где говорится, что основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения является:

Во-первых - нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка заключения мирового соглашения;

Во–вторых - несоблюдение формы мирового соглашения;

В-третьих - нарушение прав третьих лиц;

В-четвёртых - противоречие условий мирового соглашения настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам;

В–пятых - наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.

В данном случае нарушены права третьего лица, а именно ООО «Восток», так как если бы его представители присутствовали на собрании кредиторов и участвовали в голосовании по условиям мирового соглашения, то, возможно, требования общества могли бы быть удовлетворены в ином, наиболее удобном для него порядке. Суд кассационной инстанции отменил определение об утверждении мирового соглашения, мотивированно посчитав, что суд первой инстанции не учёл требования, установленного пунктов вторым статьи 150 Закона, в котором говорится, что решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. В свою очередь собрание конкурсных кредитором возможно только в случае оповещения всех кредиторов лица.

Заключаемое мировое соглашение должны быть точно сформулированным. Судом не должны утверждаться соглашения, в которых присутствует двусмысленность, неточность и размытость формулировок в отношении объёма обязательств должника и условий их погашения перед кредиторами (очерёдность, сроки, правовые средства).

Пример

Текст мирового соглашения, поданный в арбитражный суд для утверждения, содержит следующее условие: «требования кредиторов могут быть удовлетворены должником различными способами, в том числе – путём передачи остатка денежных средств на счетах должника, обращения в собственность движимого и недвижимого имущества должника, реализации или отпуска готовой продукции, уступки прав требования и так далее». Мировое соглашение с подобной формулировкой не может быть утверждено судом, а утверждённое может быть оспорено в порядке кассации любым несогласным кредитором, поскольку оно допускает несколько вариантов погашения задолженности (денежный и неденежный) в отношении точно неопределённых кредиторов. Кроме того, подобная формулировка может привести к недопустимой законом ситуации, при которой удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме будет создавать преимущества для них по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.

Продолжение следует...

"Российский налоговый курьер", 2011, N 17

Знание судебной практики может помочь в спорах с налоговиками. Тем более что сама ФНС России уже давно признала важность учета позиции арбитражных судов. Но на какие решения по делам, не касающимся самого налогоплательщика, нужно ориентироваться, а какие лучше не принимать во внимание?

Арбитражная система Российской Федерации состоит из четырех звеньев: арбитражных судов первой инстанции, апелляционных и кассационных судов и ВАС РФ. Это указано в ст. 3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитражных судах).

В первой инстанции дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются арбитражем субъекта РФ (ст. 36 Закона об арбитражных судах). Его решения, не вступившие в силу , можно обжаловать в арбитражный суд апелляционной инстанции того же субъекта РФ (ч. 1 ст. 181 и ч. 1 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса). Всего в РФ 20 арбитражных апелляционных судов, каждый из них имеет свой порядковый номер.

Вступившие в силу решения судов первой инстанции, которые рассматривались в апелляционном суде, можно обжаловать в арбитражный суд кассационной инстанции, то есть в федеральный арбитражный суд своего округа (ч. 2 ст. 181 и ст. 273 АПК РФ). В этот же суд может быть обжаловано и постановление апелляционного суда (ч. 6 ст. 271 и ст. 273 АПК РФ).

Кроме того, судебные акты арбитражных судов всех трех инстанций - первой, апелляционной и кассационной - могут быть пересмотрены в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ (ч. 1 ст. 292 АПК РФ). Виды судебных актов, принимаемых арбитражными судами разных инстанций, и порядок их вступления в законную силу приведены в таблице на с. 72 - 73.

Таблица. Целесообразность использования налогоплательщиками различных судебных актов и документов

Наименование
суда,
принявшего
судебный акт
или документ
Вид судебного
акта
или документа
Порядок вступления
судебного акта
в законную силу
Использовать ли
в работе
налогоплательщика
Арбитражный
суд первой
инстанции
Решение
(ч. 2 ст. 15
АПК РФ)
Вступает в силу
по истечении одного
месяца со дня его
принятия при условии,
что не была подана
апелляционная жалоба.
При подаче
апелляционной жалобы
решение, если оно
не отменено и не
изменено, вступает в
силу со дня принятия
постановления суда
апелляционной
инстанции
(ч. 1 ст. 180 АПК РФ)
Использовать
решения суда только
по своему субъекту
РФ
Арбитражный
суд первой
инстанции
Решение по делу
об оспаривании
нормативного
правового акта
Вступает в силу
немедленно после его
принятия
(ч. 2 ст. 180 и
ч. 4 ст. 195 АПК РФ)
Использовать
решения суда только
по своему субъекту
РФ
Арбитражный
суд
апелляционной
инстанции
Постановление
(ч. 2 ст. 15
АПК РФ)
Вступает в силу
со дня его принятия
(ч. 5 ст. 271 АПК РФ)
Использовать
постановления суда
только по своему
субъекту РФ
Федеральный
арбитражный
суд округа
(суд
кассационной
инстанции)
Постановление
(ч. 2 ст. 15
АПК РФ)
Вступает в силу
со дня его принятия
(ч. 5 ст. 289 АПК РФ)
Использовать
постановления суда
только по своему
федеральному
округу. Если нет
таких решений либо
решениям по своему
округу более трех
лет,
воспользоваться
решениями ФАС
других округов
ВАС РФ (как
суд первой
инстанции)
Решение
(ч. 2 ст. 15
АПК РФ)
Вступает в силу
немедленно после его
принятия
(ч. 2 ст. 180 АПК РФ)
Использовать
ВАС РФ Решение по делу
об оспаривании
нормативного
правового акта
Вступает в силу
немедленно после его
принятия
(ч. 2 ст. 180 и
ч. 4 ст. 195 АПК РФ)
Использовать
ВАС РФ (как
надзорная
инстанция)
Постановление
Президиума ВАС
РФ (ч. 2 ст. 15
АПК РФ)
Вступает в силу
со дня его принятия
(ч. 1 ст. 307
АПК РФ).
Постановление
Президиума ВАС РФ
подлежит
опубликованию
в "Вестнике ВАС РФ" и
должно быть размещено
в Интернете
на официальном сайте
ВАС РФ
(ч. 3 ст. 307 АПК РФ)
Использовать
ВАС РФ Определение
о передаче дела
в Президиум ВАС
РФ для
пересмотра
в порядке
надзора
Выносится, если есть
основания для
пересмотра судебных
актов в порядке
надзора,
предусмотренные
ст. 304 АПК РФ
Использовать
только до момента
принятия
постановления
Президиума ВАС РФ
по данному делу
ВАС РФ Определение
об отказе
в передаче дела
в Президиум ВАС
РФ для
пересмотра в
порядке надзора
Выносится, если нет
оснований
для пересмотра,
предусмотренных
ст. 304 АПК РФ
Не использовать
ВАС РФ Определение
об отказе
в передаче дела
в Президиум ВАС
РФ и направлении
его
на рассмотрение
в суд
кассационной
инстанции
Выносится, если нет
оснований
для пересмотра,
предусмотренных
ст. 304 АПК РФ,
но если есть иные
основания для
проверки правильности
применения норм
законодательства
(ч. 6 ст. 299 АПК РФ)
Не использовать
ВАС РФ Определение
об отказе
в передаче дела
в Президиум ВАС
РФ
с возможностью
пересмотра
по новым
обстоятельствам
Выносится, если нет
оснований
для пересмотра,
предусмотренных
ст. 304 АПК РФ,
но появилась или
изменилась правовая
позиция Пленума ВАС
РФ или Президиума ВАС
РФ по конкретному
вопросу (п. 5 ч. 3
ст. 311 АПК РФ)
Не использовать
ВАС РФ Информационное
письмо
Президиума ВАС
РФ
Содержит обзор
судебной практики
по применению
конкретных норм
законодательства.
Оформляется в виде
рекомендаций для
арбитражных судов
Использовать
ВАС РФ Постановление
Пленума ВАС РФ
Содержит разъяснения
о том, как судам
следует применять
конкретные нормы
законодательства
Использовать
КС РФ Постановление Вступает в силу
со дня его принятия.
Постановление,
принятое без
проведения слушания,
вступает в силу
со дня его
опубликования (ст. 79
Закона о КС РФ)
Использовать
КС РФ Определение Вступает в силу
со дня его принятия
(ст. 79 Закона
о КС РФ)
Использовать

Безопаснее ориентироваться на ВАС РФ или постановления своего региона

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).

Поэтому именно на судебные акты ВАС РФ обычно ориентируются участники споров, в том числе по вопросам налогообложения (см. врезку на с. 74). Но как быть налогоплательщику, если по его вопросу ВАС РФ пока не определился?

Обратите внимание! Налоговики принимают во внимание сложившуюся устойчивую судебную практику

Это предписано инспекторам в Приказе ФНС России от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах". В частности, им рекомендовано перед подачей апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора проанализировать:

  • постановления Президиума ВАС РФ;
  • постановления Пленума ВАС РФ;
  • информационные письма ВАС РФ;
  • судебные акты иных судов по схожим спорам с аналогичной аргументацией.

В зависимости от результатов такого анализа налоговикам следует оценить целесообразность дальнейшего продолжения судебных разбирательств.

Все судебные дела, сумма требований по которым превышает 5 млн руб. (ранее - свыше 1 млн руб.), теперь находятся под пристальным контролем руководителей региональных управлений ФНС России.

В Москве, Московской области и Санкт-Петербурге особо контролируются налоговые споры, размер требований по которым составляет более 30 млн руб. (ранее - более 10 млн руб.).

Если оспариваемые суммы превышают 30 млн руб. (для Московской области и Санкт-Петербурга - 50 млн руб., для Москвы - 100 млн руб.), УФНС России по субъекту РФ обязано выделить специалиста для подготовки материалов по делу и представления интересов налоговых органов в судах.

Такое же правовое сопровождение обязательно по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики. Размер заявленных требований при этом значения не имеет. Информация и документы по таким делам должны быть представлены в Правовое управление ФНС России.

В подобной ситуации необходимо проанализировать арбитражную практику по своему региону и федеральному округу . Учитывая, что ФАС каждого округа ежемесячно выносят по несколько сотен судебных постановлений, при желании практически всегда можно найти спор по аналогичной или схожей ситуации.

Наличие судебных разбирательств по конкретному вопросу, с одной стороны, свидетельствует о том, что существует риск претензий со стороны налоговиков. Количество таких прецедентов покажет, насколько этот риск велик.

С другой стороны, если выводы инспекторов противоречат устойчиво сложившимся решениям арбитражного суда региона или ФАС округа, налогоплательщик смело может ссылаться на эту судебную практику в возражениях на акт проверки, апелляционной жалобе в вышестоящий налоговый орган и исковом заявлении в суд. Он имеет высокие шансы выиграть дело в суде.

Примечание. Если арбитражные суды стабильно принимают решения по аналогичным ситуациям в пользу налогоплательщиков, риск проиграть в суде спор по налогам минимален.

Допустим, решения по интересующему вопросу в конкретном субъекте РФ или федеральном округе принимаются как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговиков. Такая противоречивая практика должна послужить сигналом еще раз проанализировать возможные налоговые риски и оценить целесообразность судебных расходов. Тем более что спрогнозировать исход судебного разбирательства в подобной ситуации практически невозможно.

Примечание. Противоречивая судебная практика в одном субъекте РФ или федеральном арбитражном округе - это повод для налогоплательщика лишний раз оценить возможные налоговые риски и целесообразность судебных расходов.

Предположим, в своем регионе и федеральном округе налогоплательщик не нашел судебных решений по конкретному вопросу. В этом случае можно воспользоваться решениями судов других федеральных округов . Например , организация, находящаяся в Москве, начинает с анализа судебных актов, принятых ФАС Московского округа, Девятым арбитражным апелляционным судом (этот суд осуществляет проверку судебных актов, вынесенных Арбитражным судом г. Москвы) и Арбитражным судом г. Москвы. И только если указанные суды не рассматривали споров по аналогичному вопросу, изучают решения ФАС других округов.

Таким же образом поступают, если нет свежих (за последние два-три года) судебных решений по своему федеральному округу. Ведь не секрет, что позиции судов с течением времени могут меняться. Особенно рискованно опираться на старые судебные акты, если после их вынесения менялись нормы налогового законодательства. В подобной ситуации лучше просмотреть свежую практику других регионов.

Примечание. Если нет недавних решений судов своего федерального округа, лучше опираться на более свежие судебные акты ФАС других округов.

Наряду с постановлениями ФАС различных округов налогоплательщик может ориентироваться и на обзоры практики рассмотрения дел , которые периодически издают ФАС отдельных округов. Включение в них конкретной ситуации свидетельствует о том, что предлагаемый вариант разрешения спора является официально признанной позицией в данном округе. Вместе с тем в другом федеральном округе вполне может сложиться иной подход к рассмотрению подобных дел.

Далеко не каждый документ, исходящий от ВАС РФ, стоит принимать во внимание

Итак, главным ориентиром в налоговых спорах является мнение ВАС РФ. Однако этот суд принимает документы разных наименований: решения, определения, постановления, информационные письма. Они влекут разные правовые последствия.

Решения ВАС РФ. Высший Арбитражный Суд РФ может выступать в качестве суда первой инстанции и выносить решения по делам (ч. 2 ст. 34 АПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 10 Закона об арбитражных судах):

  • об оспаривании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (в том числе писем Минфина России и ФНС России), нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • о признании недействительными полностью или частично ненормативных актов федеральных органов государственной власти, которые не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан.

Не секрет, что различные ведомственные документы часто расширительно трактуют нормы законодательства. При этом они являются обязательными для применения госорганами, в том числе налоговиками. Признание таких документов полностью или частично недействительными повышает шансы по оспариванию доначислений, основанных на приведенной в них позиции, в любом суде.

Таким образом, если налогоплательщику подходит правовая позиция и аргументы, изложенные в мотивировочной части решения ВАС РФ по делу об оспаривании нормативного правового акта, он может смело на нее опираться. Решения ВАС РФ по таким делам вступают в силу немедленно после их принятия (ч. 2 ст. 180 АПК РФ).

Наиболее примечательный и свежий пример - Решение ВАС РФ от 19.05.2011 N 3943/11 <1>. Этим Решением п. 4 Письма Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/29 был признан недействующим, так как он не соответствует НК РФ. В названном пункте ведомство требовало восстанавливать принятый к вычету НДС в случае списания просроченных товаров, которые возвратил покупатель в связи с истечением их срока годности <2>. Восстановление НДС в такой ситуации нормами НК РФ не предусмотрено. Значит, Минфин России своим Письмом возлагал на налогоплательщиков дополнительную обязанность. Поэтому ВАС РФ признал оспариваемый пункт Письма недействующим и не подлежащим применению.

<1> Подробнее об указанном Решении ВАС РФ читайте в материале "Таково решение суда, или Обзор судебной практики" // РНК, 2011, N 13-14, с. 22.
<2> О списании просроченных товаров читайте в статье "Как учесть товар с истекшим сроком годности для целей НДС и налога на прибыль" на с. 54 этого номера.

Определения ВАС РФ. Это самые широко распространенные судебные акты, которые принимает Высший Арбитражный Суд РФ. Из определений ВАС РФ, которые могут иметь значение и для других налогоплательщиков, выделим четыре вида (ст. 299 АПК РФ):

  • определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов, принятых по данному делу;
  • об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора;
  • об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ и направлении его на рассмотрение в суд кассационной инстанции (в ФАС соответствующего округа);
  • об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ с возможностью пересмотра по новым обстоятельствам.

Напомним, что заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом из трех или иного нечетного количества судей ВАС РФ (ч. 4 ст. 17 АПК РФ). По итогам его рассмотрения выносится одно из названных выше определений.

Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, по сути, является временным документом. Как правило, в нем излагается правовая позиция судей, послужившая основанием для передачи данного дела в надзорную инстанцию. В большинстве случаев именно она является основой будущего постановления Президиума ВАС РФ. Однако есть много примеров, когда Президиум ВАС РФ принимал диаметрально противоположное решение.

Таким образом, на указанные определения ВАС РФ можно ориентироваться только до принятия Президиумом ВАС РФ постановления по делу, и то лишь с определенной степенью осмотрительности. После выхода постановления следует руководствоваться именно этим документом. Практическая ценность определения ВАС РФ о передаче дела для пересмотра в порядке надзора к этому моменту уже сведена к нулю.

Предположим, у налогоплательщика назначено судебное разбирательство. По аналогичной ситуации есть лишь определение ВАС РФ о передаче дела для пересмотра в порядке надзора. Суд может учесть ссылку налогоплательщика на это определение при вынесении решения. Либо отложить слушания по делу до выяснения позиции Президиума ВАС РФ по данному вопросу.

Иначе обстоят дела с использованием в работе так называемых отказных определений ВАС РФ . Эти определения лучше вообще не принимать во внимание. Ведь обычно в них не содержится правовой позиции судей ВАС РФ. А лишь указывается, что оснований для передачи дела в надзорную инстанцию для пересмотра не установлено.

Примечание. Определения ВАС РФ об отказе в передаче дела для пересмотра в порядке надзора лучше вообще не принимать во внимание.

Исчерпывающий перечень возможных оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора приведен в ч. 1 ст. 304 АПК РФ. Наиболее распространенным из них является нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Получается, ошибочность выводов нижестоящих судов, которая не нарушила единообразие, не может быть основанием для пересмотра дела Президиумом ВАС РФ. Кроме того, следует помнить, что определения ВАС РФ выносятся всего тремя судьями, что также серьезно принижает их ценность. Да и правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ формируется именно в постановлениях его Президиума или Пленума, а не в определениях (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52).

Тем не менее значительное количество отказных определений по делам с аналогичными обстоятельствами, особенно если они были приняты разными составами судей, может сориентировать налогоплательщика на вероятный исход его спора. Это обстоятельство часто учитывается и арбитражными судами нижестоящих инстанций.

Вместе с тем наличие нескольких определений ВАС РФ об отказе в передаче аналогичных дел для пересмотра в порядке надзора не является гарантией того, что впоследствии другое дело по этому же вопросу не будет передано в Президиум ВАС РФ. И надзорная инстанция может прийти к совершенно противоположным выводам, чем были сделаны в отказных определениях ВАС РФ.

Постановления Президиума ВАС РФ. Эта судебная инстанция выполняет надзорные функции в сфере арбитражного судопроизводства (ст. 16 Закона об арбитражных судах). Ее цель заключается в том числе в обеспечении единства судебной практики путем единообразного применения арбитражными судами законодательства при рассмотрении конкретных дел.

По результатам рассмотрения дела в порядке надзора Президиум ВАС РФ вправе, в частности (ч. 1 ст. 305 АПК РФ):

  • оставить ранее принятый судебный акт без изменения;
  • отменить ранее принятый акт полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить ранее принятый акт полностью или частично и вынести новый, не передавая дело на новое рассмотрение;
  • отменить судебный акт полностью или частично и прекратить производство по делу.

В случае отмены судебного акта дело передается на новое рассмотрение в тот арбитражный суд, акт которого отменен или изменен. Причем надзорная инстанция может потребовать рассмотрения дела в ином составе суда.

Указания Президиума ВАС РФ, содержащиеся в постановлении об отмене судебного акта , обязательны для арбитражных судов всех инстанций, которые будут вновь рассматривать это дело (ч. 3 ст. 305 АПК РФ).

В постановлениях, оставляющих в силе судебные акты , также содержатся правовые основания, послужившие мотивом для принятия именно такого решения (ст. 306 АПК РФ).

С недавнего времени во многие постановления Президиум ВАС РФ включает прямое указание на то, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел со схожими обстоятельствами. Но даже если такой фразы в постановлении нет, налогоплательщик вправе ссылаться на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в нем.

Постановления Пленума ВАС РФ. Высший Арбитражный Суд РФ обязан давать разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, с тем чтобы обеспечить единообразное применение норм законодательства. Такие разъяснения оформляются постановлениями Пленума ВАС РФ. Они являются обязательными для всей системы арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах).

Арбитражные суды вправе в мотивировочной части принимаемых решений ссылаться на постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики (ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Для иных субъектов, в том числе участвующих в деле лиц, разъяснения Пленума ВАС РФ носят рекомендательный характер. Тем не менее они могут учитываться налогоплательщиками для обоснования своей позиции в суде.

Информационные письма Президиума ВАС РФ. Эти письма обычно называются обзорами практики рассмотрения дел, связанных с применением конкретного закона или его отдельных норм. По результатам рассмотрения отдельных вопросов судебной практики Президиум ВАС РФ разрабатывает рекомендации арбитражным судам, которые оформляет в виде информационных писем (ст. 16 Закона об арбитражных судах).

Для арбитражных судов и других лиц информационные письма Президиума ВАС РФ носят рекомендательный характер . Тем не менее на практике суды пользуются ими как руководством по разрешению дел со схожими обстоятельствами. Судебные акты, вынесенные без учета разъяснений и рекомендаций Президиума ВАС РФ, практически обречены на отмену вышестоящей судебной инстанцией.

Примечание. Постановления Пленума ВАС РФ обязательны для арбитражных судов всех инстанций, а информационные письма Президиума ВАС РФ имеют лишь рекомендательный характер. Однако на практике суды руководствуются и теми и другими документами.

Таким образом, при принятии решений по спорным вопросам налогоплательщики могут ориентироваться как на постановления Пленума ВАС РФ, так и на информационные письма Президиума ВАС РФ. Даже если налоговики не согласятся с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в указанных документах, спор в арбитражном суде они точно проиграют. Ведь в отличие от инспекторов судьи примут во внимание разъяснения и рекомендации ВАС РФ.

Превыше любых документов ВАС РФ решения Конституционного Суда РФ

Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории России для всех: и для налогоплательщиков, и для инспекций, и для судов. Это указано в ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон о КС РФ). Иными словами, решения КС РФ стоят выше всего в иерархии судебных актов. Они важнее любого документа, принятого ВАС РФ или Верховным Судом РФ.

Примечание. В иерархии судебных актов выше всего стоят решения Конституционного Суда РФ. Ими обязаны руководствоваться и налогоплательщики, и налоговики, и суды всех уровней.

Решения КС РФ могут быть двух видов - постановления и определения (ст. 71 Закона о КС РФ). По своей правовой значимости, то есть по общеобязательности их применения, постановления и определения равны между собой.

Постановления принимаются в случаях, когда необходимо выработать новую правовую позицию. То есть тогда, когда вопрос, поставленный перед КС РФ, ранее им не рассматривался.

Определения выносятся в ситуациях, когда по рассматриваемому вопросу уже сформирована правовая позиция КС РФ и именно она используется для разрешения запроса или жалобы конкретного налогоплательщика. Однако в силу специфики запроса или жалобы эта правовая позиция может быть уточнена КС РФ в определении.

Постановление или определение КС РФ может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом РФ (ст. 83 Закона о КС РФ). Для этого выносится отдельное определение.

Чтобы пояснить, насколько решения КС РФ важны для налоговых правоотношений, напомним Определение КС РФ от 08.04.2004 N 169-О, наделавшее столько шума несколько лет назад. При формальном его прочтении получалось, что Конституционный Суд РФ запретил налогоплательщикам принимать к вычету НДС по покупкам, которые они оплатили заемными средствами, до возврата суммы займа. Однако впоследствии КС РФ пояснил, что указанное Определение следовало понимать несколько иначе. Для этого ему потребовалось выпустить новое Определение от 04.11.2004 N 324-О. В нем КС РФ подтвердил, что сама по себе оплата товара за счет заемных средств не является основанием для отказа в вычете НДС.

Таким образом, если правовая позиция КС РФ по конкретному вопросу не в пользу налогоплательщика, а документов ВАС РФ по этой теме нет, лучше не рисковать. Ведь решения КС РФ обязательны для всех . Если в подобной ситуации дело дойдет до арбитражного суда, у налогоплательщика практически нет шансов выиграть спор.

С.М.Рюмин

Управляющий партнер

ООО "Консультационно-аудиторская фирма

"ИНВЕСТАУДИТТРАСТ"



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация