Порядок исполнения исполнительных производств. Заявление о возбуждении исполнительного производства. Возвращение исполнительного документа

Главная / Общество

Возбуждение исполнительного производства, как уже отмечалось, образует самостоятельную и обязательную стадию исполнительного производства. Ее задачами являются: обеспечение правомерного возникновения исполнительного производства; определение сторон исполнительного производства; планирование предстоящих исполнительных действий.

Для возбуждения исполнительного производства по общему правилу необходимо:

  • 1) предъявление исполнительного документа;
  • 2) подача заявления взыскателем;
  • 3) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

В некоторых случаях исполнительное производство возбуждается и без заявления взыскателя. Так, после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановление о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, в частности, при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя. В этом случае он вправе поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя, утверждаемым старшим судебным приставом. По указанному постановлению судебным приставом-исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительное производство возбуждается без заявления и в тех случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Таким образом, место подачи названных выше документов определяется по правилам ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Так, если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если же должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

Возможны ситуации, когда сведения о местонахождении должника, его имущества или местонахождении ребенка отсутствуют. В этом случае исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества. Соответственно, это и будет надлежащим местом подачи заявления и исполнительного документа.

В случае если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

Законом об исполнительном производстве установлен общий трехдневный срок передачи судебному приставу-исполнителю заявления взыскателя и исполнительного документа со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

В свою очередь, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу- исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия – другому судебному приставу-исполнителю.

Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, подлежит направлению взыскателю, должнику, а также субъекту, который выдал исполнительный документ.

Законодательство об исполнительном производстве закрепляет институт сводного исполнительного производства (ст. 34 Закона об исполнительном производстве). Он преследует цели обеспечения полного и правильного исполнения требования исполнительных документов и контроля за распределением взысканных с должника денежных сумм.

Сводное исполнительное производство возникает (исполнительные производства объединяются в сводное исполнительное производство) в случаях, когда:

  • – в отношении одного должника возбуждено несколько исполнительных производств;
  • – в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя.

Согласно ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

Солидарные обязательства могут возникнуть как из правомерных действий, так и в результате правонарушения (в частности при неделимости предмета в обязательстве). Расширение сферы применения солидарной ответственности в предпринимательских отношениях должно способствовать реальной защите прав и интересов кредиторов, отвечать общей тенденции повышения ответственности предпринимателей по сравнению с лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью.

Солидарными могут быть обязательства:

  • 1) договорные и внедоговорные;
  • 2) основные (первоначальные) и зависимые (производные). Основным является, например, обязательство, возникшее на основе договора аренды. Если же один из должников возместит убытки кредитору (арендодателю), то у него появляется право в регрессном порядке требовать от других возмещения исполненного за вычетом доли, падающей на него. Иными словами, появляется новое производное, зависимое регрессное обязательство. Регрессное обязательство является солидарным, если это предусмотрено соглашением солидарных должников, при отсутствии такого соглашения регрессное обязательство будет долевым (ст. 325 ГК РФ);
  • 3) при субсидиарной ответственности. Солидарно субсидиарную ответственность несут участники полного товарищества по его обязательствам, а также полные товарищи в товариществе на вере (ст. 75, 82 ГК РФ);
  • 4) при солидарной (обеспечительной) ответственности поручителя за действия должника (ст. 363 ГК РФ). В данном случае ответственность за должника несет именно поручитель на основе специального соглашения, заключенного им с кредитором. Должник же отвечает за свои собственные действия, принцип ответственности "один за всех", характерный для солидарного обязательства, распространяется только на поручителя (но не на должника, за которого отвечает поручитель);
  • 5) при солидарной ответственности нескольких юридических лиц, возникающих в результате реорганизации, если из содержания разделительного баланса не видно, кто именно является правопреемником и отвечает по конкретным обязательствам перед кредиторами реорганизованного юридического лица. В результате реорганизации (путем разделения) обычное обязательство с одним должником трансформируется в солидарное (если конкретные правопреемники в разделительном балансе не определены);
  • 6) при солидарной ответственности совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения по обязательствам, возникшим в силу договора социального найма жилого помещения (ст. 672 ГК РФ). Сами члены семьи договор с наймодателем не заключают, однако наличие такового между наймодателем и нанимателем, а также факт принадлежности к членам семьи нанимателя являются основанием для возникновения солидарной ответственности членов семьи и нанимателя .

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. При этом солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ).

Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения обязательства кредитору. Если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками: 1) должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого; 2) неуплаченное одним из солидарных должников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных должников.

Для обеспечения контроля за исполнением сводных исполнительных производств в соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона об исполнительном производстве главный судебный пристав РФ и главные судебные приставы субъектов РФ создают банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств.

В случае если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов нескольких субъектов Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом РФ. Закон об исполнительном производстве устанавливает, что контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляет сам главный судебный пристав РФ. В свою очередь, он вправе возложить его на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта РФ или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства (ч. 2 ст. 34 Закона об исполнительном производстве).

Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта РФ. За ведением такого исполнительного производства контроль осуществляется главным судебным приставом субъекта РФ или возлагается им на одного из своих заместителей или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

Поступившие исполнительные документы, содержащие требования имущественного характера к должнику, в отношении которого ведется сводное исполнительное производство, и возбужденные в других подразделениях судебных приставов исполнительные производства передаются судебному приставу-исполнителю, ведущему сводное исполнительное производство. Взыскатель, должник, а также субъекты, выдавшие исполнительный документ, извещаются об этом.

По сводному исполнительному производству исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем на территории, на которую не распространяются его полномочия, в порядке, установленном ч. 11–13 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.

Ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности отказа в возбуждении исполнительного производства. Согласно ст. 10 Закона об исполнительном производстве 1997 г. судебный пристав-исполнитель мог лишь возвратить исполнительный документ при наличии указанных к тому оснований.

Закон об исполнительном производстве 2007 г. в ст. 31 предусматривает основания отказа в возбуждении исполнительного производства. Так, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • 1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • 2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, когда взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, и он в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве направил все необходимые документы в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
  • 3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • 4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Закона об исполнительном производстве;
  • 5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  • 6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1, 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве;
  • 7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • 8) исполнительный документ в соответствии с законодательством РФ не подлежит исполнению ФССП России.

При вынесении судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства его копия с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также субъектам, выдавшим исполнительный документ.

Отметим, что отказ в возбуждении исполнительного производства при условии устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1–4, 7 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в установленном законом порядке.

  • См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М., 2004. С. 349.

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ , удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений , предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1 , , и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

5.1. Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных и настоящего Федерального закона.

12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.

14.1. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

14.2. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

15. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.

16. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

17. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

18. В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

ГРАЖДАНСКИЙ И АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 94-99.

© Е.И. Денисова, 2008 УДК 347.9

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Е.И. ДЕНИСОВА

Исследуются спорные вопросы, возникающие при возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

Возбуждение исполнительного производства является начальной стадией принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель без возбуждения исполнительного производства не вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения. Новый Федеральный закон РФ от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» , вступивший в силу с 1 февраля 2008 года, определил сроки возбуждения исполнительного производства. Законодателем были учтены недостатки прежнего Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» . Так, в прежнем законе судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок должен был решить вопрос о возбуждении исполнительного производства или о возвращении исполнительного документа (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 10 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»). По закону этот срок исчислялся с момента поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю. Резонно возникал вопрос: почему трехдневный срок исчислялся не с момента поступления исполнительного документа в территориальное подразделение судебных приставов? Поступивший исполнительный документ мог пролежать в канцелярии день, неделю, а в исключительных случаях и значительно дольше, прежде чем его передавали судебному приставу-исполните-

лю. К сожалению, прежний закон об исполнительном производстве не предусматривал процедуру передачи документа судебному приставу-исполнителю. На практике соблюдение сроков зависело от требовательности старшего судебного пристава и добросовестности работников канцелярии.

Новый Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» этот вопрос разрешил следующим образом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. А уже судебный пристав-исполнитель опять же в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа решает вопрос о том, есть ли основания для возбуждения исполнительного производства. По результатам рассмотрения вопроса судебный пристав-исполнитель выносит одно из двух постановлений: о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. В итоге получается, что максимальный срок, предусмотренный законом для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства, не может быть больше шести рабочих дней. И хотя в ч. 7 и 8 ст. 30 не идет речь о том, что трехдневный срок, установленный для передачи исполнительного документа судебному приставу, а также для решения вопроса о

возбуждении исполнительного производства судебным приставом, определяется в календарных или рабочих днях, но указанные сроки исчисляются именно в рабочих днях. Дело в том, что в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Поэтому получается, что реально этот срок по Закону об исполнительном производстве может быть и больше, чем шесть календарных дней. Таков порядок исчисления сроков о возбуждении исполнительного производства в отношении исполнительных документов, которые подлежат исполнению в обычном порядке.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу, который и будет заниматься его исполнением. При этом решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в этом судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Получив исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель проверяет, надлежащим ли субъектом предъявлен исполнительный документ к исполнению. В территориальное подразделение службы судебных приставов исполнительный документ может поступить от взыскателя, его представителя, суда или иного органа, выдавшего такой документ.

Если исполнительный документ предъявлен взыскателем, то вместе с исполнительным документом должно быть подано заявление, в котором ставится вопрос о возбуждении исполнительного производства. Таким образом, одного исполнительного документа, предъявленного взыскателем, недостаточно для возбуждения исполнительного производства. Закон возлагает на взыскателя обязанность вместе с предъявлением исполнительного документа подать заявление о возбуждении исполнительного производства. Такая обязанность взыскателя вытекает из анализа ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве». В указанной части статьи говорится, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнитель-

ное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Если взыскатель не выполняет эту обязанность, то Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» в отношении взыскателя предусматривает определенное неблагоприятное последствие, связанное с возбуждением исполнительного производства. По сути дела это санкция, которая установлена законом за невыполненную взыскателем обязанность. Так, при отсутствии заявления взыскателя судебный пристав выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).

Федеральный закон РФ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что в некоторых случаях судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель без заявления взыскателя возбуждает исполнительное производство, если исполнительный документ направлен для исполнения судом, другим органом или должностным лицом (ч. 5 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»). Например, в ч. 1 ст. 428 ГПК РФ закреплено положение, согласно которому исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. Такое же правило содержится в ч. 1 ст. 130 ГПК, где предусмотрено: «По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю». Интересно, что ч. 3 ст. 319 АПК РФ содержит несколько иное правило: «Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом». Получается, что для направления исполнительного документа арбитражным судом в службу судебных приставов требуется ходатайство взыскателя, а для совершения того же действия судом общей юрисдикции достаточно просьбы взыскателя. Возникает вопрос, в какой форме взыскатель должен обратиться в суд общей юрисдикции о направлении в службу судебных приставов исполнительного листа или судебного приказа? В практическом пособии

«Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» высказано следующее мнение. Так как ГПК РФ не определил форму обращения взыскателя в суд, то он вправе обратиться с просьбой о направлении исполнительного документа в любой форме (письменно или устно) .

Во-вторых, без заявления взыскателя возбуждается исполнительное производство, если исполняется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; о взыскании расходов по совершению исполнительных действий; о взыскании штрафов, наложенных судебным приставом в ходе принудительного исполнения (ч. 6 ст. 30 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»). Первоначально эти исполнительные документы исполняются в рамках основного исполнительного производства. Если же требования, содержащиеся в основном исполнительном документе, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, фактически исполнены, то судебный пристав-исполнитель оканчивает это исполнительное производство. В отношении вышеперечисленных и неисполненных постановлений, вынесенных им в рамках уже оконченного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство. Безусловно, в этом случае не требуется заявления для возбуждения исполнительного производства.

В-третьих, не требуется заявления взыскателя для возбуждения исполнительного производства, если необходимо совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя. В этом случае он выносит постановление, в котором поручает соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить нужное исполнительное действие или применить меры принудительного исполнения. Постановление о выполнении поручения утверждает старший судебный пристав. Судебный пристав, которому передано для исполнения поручение, возбуждает исполнительное производство и в течение пятнадцати дней со дня его поступления в

подразделение судебных приставов должен его выполнить. Это последний случай, когда по закону не требуется заявление взыскателя для возбуждения исполнительного производства (ч. 6 ст. 33 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 2 ст. 30 закона об исполнительном производстве заявление о возбуждении исполнительного производства подписывает взыскатель либо его представитель. При подписании заявления взыскателем никаких вопросов не возникает. Иное дело, если заявление подписывает представитель взыскателя. Позволю себе дословно воспроизвести первые два предложения ч. 2 ст. 30. «Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия». Безусловно, возникает вопрос, о каких именно полномочиях представителя идет речь в этом случае? Если исходить из буквального толкования, то, видимо, речь идет только о подписании заявления о возбуждении исполнительного производства, которое подается вместе с исполнительным документом в службу судебных приставов. Таким образом, можно сделать вывод, что право на подписание заявления о возбуждении исполнительного документа относится к специальным полномочиям представителя, которое обязательно указывается в доверенности, так как именно об этом говорится в ч. 2 ст. 30 закона об исполнительном производстве.

Согласно ч. 3 ст. 57 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» в доверенности, выданной стороной исполнительного производства представителю, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

5) отказ от взыскания по исполнительному документу;

6) заключение мирового соглашения.

Таким образом, шесть перечисленных полномочий представителя относятся к специальным полномочиям, так как именно они, как следует из ч. 3 ст. 57, должны быть специально оговорены в доверенности представителя.

При сравнении ч. 2 ст. 30 с ч. 3 ст. 57 выясняется, что в перечне специальных полномочий представителя не содержится такое полномочие, как право на подписание заявления о возбуждении исполнительного производства, несмотря на то, что об этом прямо указано в ч. 2 ст. 30. Полагаю, что в ч. 3 ст. 57 следовало закрепить право представителя на подписание заявления о возбуждении исполнительного производства.

Наступят ли неблагоприятные последствия для взыскателя, если представитель сам подпишет заявление о возбуждении исполнительного производства без указания на это в доверенности, ссылаясь на то, что ч. 3 ст. 57 данное полномочие представителя не относит к специальным? В ч. 1 ст. 31 закона об исполнительном производстве предусмотрены основания, при наличии которых судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства. При этом среди оснований, по которым отказывает судебный пристав в возбуждении исполнительного производства не указано такое, как заявление подписано представителем без указания на это в доверенности. Полагаю, что если заявление подписано представителем взыскателя, а об этом полномочии не указано в доверенности, как того требует ч. 2 ст. 30 закона, то следует считать, что заявление не подписано. Согласно п. 1

ч. 1 ст. 31 закона судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем.

Исполнительный документ в службу судебных приставов может быть предъявлен представителем взыскателя. В этом случае к исполнительному документу и заявлению о возбуждении исполнительного документа представитель должен приложить доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия на предъявление исполни-

тельного документа к принудительному исполнению.

По общему правилу представитель стороны исполнительного производства вправе совершать от имени взыскателя или должника действия, связанные с исполнительным производством. Вместе с тем на основании п. 1 ч. 3 ст. 57 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» предъявление исполнительного документа к взысканию относится к специальным полномочиям представителя и должно быть обязательно оговорено в доверенности.

Как следует поступить судебному приставу-исполнителю, если в доверенности, выданной взыскателем, не указано полномочие представителя на предъявление исполнительного документа? Может ли он в этом случае вынести постановление о возбуждении исполнительного производства? Видимо, нет. Судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, проверяет, надлежащим ли субъектом он предъявлен к исполнению. Представитель вправе предъявить исполнительный документ к принудительному исполнению при условии предъявления доверенности, в которой об этом полномочии специально указано. Если в доверенности представителя об этом не указано, то можно считать, что исполнительный документ предъявлен к принудительному исполнению ненадлежащим лицом.

Итак, мы выяснили, что для возбуждения исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя в этом случае нет оснований. Но следует обратить внимание и на то, что у судебного пристава-исполнителя нет оснований и для отказа в возбуждении исполнительного производства.

По действующему законодательству об исполнительном производстве на стадии возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства или постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Отказ в возбуждении исполнительного производства - новый институт, который предусмотрен действующим Законом об исполнительном производстве. На основании прежнего Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» судебный при-

став-исполнитель своим постановлением возбуждал исполнительное производство или возвращал исполнительный документ. При этом прежний закон предусматривал два основания для возвращения исполнительного документа на стадии решения вопроса о возбуждении исполнительного производства. Первое основание: если нарушен срок предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, то судебный пристав возвращал исполнительный документ взыскателю, так как последний в случаях, прямо указанных в законе, вправе был поставить вопрос о восстановлении срока для предъявления исполнительного документа к исполнению. Второе основание для возвращения исполнительного документа: если исполнительный документ не соответствовал требованиям, которым он должен отвечать на основании закона. В этом случае постановление о возвращении исполнительного документа вместе с документом направлялось в суд или иной орган, выдавший документ для исправления выявленных недостатков.

В новом законе об исполнительном производстве законодатель отказался от института возвращения исполнительного документа, а вместо него предусмотрел отказ в возбуждении исполнительного производства. Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства закреплены в ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» и расширительному толкованию не подлежат. В зависимости от последствий, которые при этом наступают, основания для отказа в возбуждении исполнительного производства можно разделить на две группы.

Основания первой группы дают взыскателю возможность повторно предъявить исполнительный документ в Федеральную службу судебных приставов после устранения обстоятельств, которые препятствовали возбуждению исполнительного производства. К ним относятся следующие основания.

1. Если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подле -жит возбуждению без заявления взыскателя. Как мы видим, по этому основанию судеб-

ный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен представителем взыскателя, в доверенности которого не указано это полномочие.

2. Если исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, кроме тех случаев, когда взыскатель направляет документ в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов - главному судебному приставу субъекта РФ, так как взыскатель не знает, какое подразделение судебных приставов будет заниматься принудительным исполнением. В этом случае главный судебный пристав субъекта РФ направляет исполнительный документ в соответствующее подразделение в пятидневный срок со дня его получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то - в день его получения.

3. Если истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению, и он не восстановлен судом. Здесь может быть два варианта. Первый вариант. Срок предъявления документа к исполнению истек, но взыскатель вправе обратиться в суд за восстановлением срока. Согласно ч. 1 ст. 23 закона об исполнительном производстве взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт. Порядок восстановления срока предъявления исполнительного документа судом общей юрисдикции предусмотрен ст. 432 ГПК РФ, а арбитражным судом - ст. 322 АПК РФ. При восстановлении пропущенного срока предъявления документа к исполнению взыскатель вправе вновь предъявить исполнительный документ в службу судебных приставов.

Второй вариант. Взыскателем пропущен срок предъявления иного исполнительного документа, т. е. не исполнительного листа и не судебного приказа. Здесь действует следующее правило. Согласно ч. 2 ст. 23 закона об исполнительном производстве пропущенные сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов восстановлению не подлежат. В этом случае при отказе

в возбуждении исполнительного производства такой документ не может быть вновь предъявлен к принудительному исполнению.

4. Если документ не является исполнительным либо он не соответствует требованиям, которым документ должен отвечать в силу закона.

5. Если не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению.

Во всех вышеперечисленных случаях взыскатель вправе повторно предъявить в службу судебных приставов исполнительный документ, как только будут устранены обстоятельства, которые послужили основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Основания второй группы исключают возможность нового предъявления исполнительного документа взыскателем в подразделение судебных приставов. К ним относятся следующие основания.

1. Если по данному исполнительному документу исполнительное производство ранее было прекращено. По прекращенному исполнительному производству нельзя предъявлять исполнительный документ к принудительному исполнению. А в случае его предъявления судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства.

2. Если исполнительное производство ранее было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа или в связи с заменой штрафа другим видом наказания или отмены наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования, а также в результате смерти должника-осужденного или объявления его умершим (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47, п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве»).

2. Если исполнительный документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. Например, судебные приставы не исполняют исполнительные документы, в которых речь идет об обращении

взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Итак, как мы видим, вопрос о судьбе исполнительного документа, предъявленного представителем, если у него нет доверенности на предъявление исполнительного документа к исполнению, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не решен. С одной стороны, по действующему законодательству нет оснований для возбуждения исполнительного производства, так как право на предъявление представителем исполнительного документа в службу судебных приставов относится к специальным правам представителя и должно быть обязательно указано в доверенности. С другой стороны, как мы выяснили, нет и оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Исправить ситуацию можно с помощью внесения дополнения в п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве». Так, п. 1 следует дополнить словами: «а также исполнительный документ предъявлен лицом, не имеющим таких полномочий». В этом случае судебный пристав-исполнитель вправе будет вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя, а также, если исполнительный документ предъявлен лицом, не имеющим таких полномочий.

2. Об исполнительном производстве: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. -№ 30. - Ст. 3591.

3. Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: практ. пособие / под ред. В.М. Жуйкова. - М.: Юрайт-Издат, 2006. - С. 620.

Это юридическая процедура, которая как и все остальные юридические процессы достаточно строго регламентирована законом, и имеет определенные основания для своего начала, оформляется специальными документами, а ее исполнение связано с определенными сроками. Кроме того, существуют условия для отказа в возбуждении исполнительного производства . В рамках данной статьи будет рассказано о том, что надо сделать для того, чтобы исполнительное производство по вашему делу было начато без лишних проволочек. Это поможет сэкономить время и деньги, а также не даст возможности должнику спрятать (продать, подарить) имущество на которое могло бы быть наложено взыскание.

Для исполнительных документов, по которым должны осуществляться периодические платежи (например алименты) установлено правило, что такой документ может быть предъявлен в течение всего срока на который эти платежи присуждены, а также в течение трех лет после того момента как они должны были окончиться.

Если срок предъявления исполнительных документов пропущен - взыскатель теряет право возбуждения исполнительного производства. Однако, в этом случае еще не все потеряно, так как в соответствии со статьей 23 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа или судебного приказа.

Таким образом мы рассмотрели в рамках данной статьи основания возбуждения исполнительного производства, его порядок и сроки. Любые уточняющие вопросы можно задать специалистам консультации Юрист Онлайн .

Должник не согласен с возбуждением исполнительного производства

Взыскатель не согласен с отказом в возбуждении исполнительного производства

1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом .

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом . Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1 , , и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных и настоящего Федерального закона.

12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом .

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.

(см. текст в предыдущей редакции)

14.1. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества , доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

14.2. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация