О порядке аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Новые правила аттестации экспертов: без права на ошибку Минстрой негосударственная экспертиза проектной докумен

Главная / Общество

Здравствуйте, Уважаемые пользователи.

В данной статье мы расскажем о процессе получения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Данный документ позволит Вам подписывать заключения экспертизы по своему разделу(по которому вы получили аттестацию).

Вы решили, что вам необходимо подать документы на эксперта, ведь вы не раз слышали как там хорошо живут и как много получают.

Условно проесс получения можно разделить на 3 этапа.

1)Предварительная квалификация

2)Подача документов

3)Прохождение аттестации

Рассмотрим более подробно:

1) Предварительная квалификация - это проверка подходите ли вы с юридической стороны. Для этого необходимо:

а) наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности претендента (эксперта);

Правило простое если вы по специальности архитектор, то первоначально надо подавать заявление на эксперта 2.1.2 Объемные решения. После первой аттестации вы в праве подать на любое другое направление уже без учета вашей специальности. Список всех видов деятельности по специальностям
б) постоянное проживание в Российской Федерации;

Вечный вопрос прописки.

в) наличие стажа работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по заявленному направлению деятельности претендента (эксперта) не менее чем 5 лет или стажа работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не менее чем 3 года;

Нужно 5 лет стажа по специальности(высылается копия трудовой как подтверждение вашей деятельности по специальности, но по факту строгих критериев нет), или 3 года при работе в экспертизе(скорее всего носишь бумагу и как бы набираешься опыта(можно провести аналогию с водительским удостоверением, ездить не обязательно стаж идет)).

г) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

Без комментариев.

д) обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Самый интересный вопрос, а как понять обладаю я знаниями или нет? Скажем честно, если вы работаете уже более 10 лет это не значит что вы готовы сдать аттестацию.

Аттестация проходит в форме тестирования. Как всегда в тестах пытаются запутать и дают одинаковые вопросы.

Пара вопросов для примера:

Для каких объектов капитального строительства в составе проектной документации разрабатывается раздел «Проект полосы отвода»?

Что в обязательном порядке должны содержать задание на проектирование и задание на инженерные изыскания согласно Техническому регламенту «О безопасности зданий и сооружений»?

Вопросы есть как очень сложные так и очень простые. К ним все равно необходимо готовиться, т.к. разница в вариантах ответа отличается всего в паре слов на которые при обычном проектировании даже не обращаешь внимание. Поэтому начинать готовиться необходимо за 3-4 месяца до подачи документов. Примерный перечень вопросов для компьютерного тестирования в рамках подготовки к проведению квалификационных экзаменов для аттестации физических лиц можно найти по ссылке . Данный перечень довольно старый но актуальность не потерял.
Данный список был ранее был размещен на сайте Минстроя. Для каждого направления можно найти количество вопросов из каких разделов будет в тестовой аттестации. Так как данная статья размещена на сайте генпланистов - поэтому для специалистов Схема планировочной организации земельного участка будет:

Всего 200 вопросов(как и для всех) :

Общие вопросы для экспертов всех направлений (100 вопросов)
Общие вопросы по экспертизе проектной документации (50 вопросов)
Один из специальных объектов(50 вопросов)

По факту чтобы быть готовым надо выучить (причём именно выучить дословно) порядка 500-600 вопросов. Тестирование идет зачет не зачет. Для зачета вам надо ответить правильно на 175 вопросов.

2) Подача документов - список документов необходимых для аттестации вы можете найти на сайте Минстроя.

Копия всех документов: Паспорт, аттестат, трудовая(Копии юридически заверенные !) + заявление(бланк там же на сайте). Все документы отправляете по адресу: Садовая-самотечная ул., д. 10/23, стр.1 Москва, 127994.

После формальной проверки всех документов вас вносят в списки желающих на аттестацию и когда группы сформированы(бывает и 1 группа в неделю, бывает и группы через день идут) вас вызывают повесткой(письмо) на аттестацию. Услуги по аттестации бесплатны, а вот за проезд вы оплачиваете сами(если конечно на аттестацию вас не направила компания). Письмо с приглашением формально должно придти за месяц(по адресу прописки), по факту пришло за 2.5 недели до уведомления, поэтому очень рекомендуется просматривать даты аттестации после отправки документов на сайте Минстроя в самом низу раскрывающийся список есть- Списки лиц, допущенных к проверке знаний для получения права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или результатов) инженерных изысканий. П о датам можно искать себя после отправки документов(обычно через 2 недели должно быть видно).

3) Прохождение аттестации - После получения приглашения, в котором крупными буквами написано на аттестацию необходимо приезжать с паспортом и ОРИГИНАЛОМ диплома(номер диплома тот же, что в заявлении) .

В приглашении указан адрес: 129329, г. Москва, Игарский проезд, д.2 . Это школа на окраине Москвы! Изучайте карты как добраться. Раньше аттестация проводилась в Минстрое на Садовой-Самотечной - в святая святых всех строителей. Слева старая фотография главного холла. Справа новая фотография после обновления Минстроя.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. N 271
"О порядке аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий"

В соответствии с частью 6 статьи 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

2. Установить, что:

а) аттестация (переаттестация) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

б) физические лица, аттестованные в установленном порядке до 1 апреля 2018 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, вправе осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по направлениям деятельности эксперта, указанным в квалификационном аттестате на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - квалификационный аттестат), до истечения срока действия квалификационного аттестата, а также пройти переаттестацию в соответствии с Положением , утвержденным настоящим постановлением.

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить форму квалификационного аттестата, форму заявления для прохождения аттестации (переаттестации) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, требования к программам повышения квалификации экспертов проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, соответствующим направлениям деятельности, а также порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

4. Реализация Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочий по аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности работников его центрального аппарата и средств, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций.

Положение
об аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2012 г. N 271)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок аттестации на право подготовки заключений государственной и негосударственной экспертизы (далее - экспертиза) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, переаттестации на право подготовки указанных заключений, продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - квалификационный аттестат) и аннулирования его действия (далее - аттестация).

2. Аттестация проводится в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - претенденты).

3. Переаттестация проводится в отношении физических лиц, ранее аттестованных по заявленному направлению деятельности на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперты).

4. Предоставление права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий подтверждается выдачей квалификационного аттестата.

Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет и может быть продлен на тот же срок по итогам переаттестации в соответствии с настоящим Положением.

Квалификационный аттестат действует на всей территории Российской Федерации.

5. За проведение аттестации (переаттестации), выдачу квалификационного аттестата и его дубликата плата не взимается.

6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в порядке , утверждаемом Министерством.

7. Сведения, содержащиеся в реестре лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте Министерства в сети Интернет. Доступ к указанным сведениям осуществляется без взимания платы.

8. Претендент может быть аттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям:

а) имеет высшее образование по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;

б) постоянно проживает в Российской Федерации;

в) имеет стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по заявленному направлению деятельности эксперта не менее чем 5 лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не менее чем 3 года;

г) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

д) обладает необходимыми знаниями в области законодательства законодательства

9. Эксперт может быть переаттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям:

а) постоянно проживает в Российской Федерации;

б) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

в) обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации;

Информация об изменениях:

Пункт 9 дополнен подпунктом "г" с 1 апреля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1719

г) не реже одного раза в 3 года проходит повышение квалификации в организации, ведущей образовательную деятельность, требования к которой установлены Министерством.

II. Рассмотрение документов, представленных для прохождения аттестации, переаттестации

10. Для прохождения аттестации претендент представляет в Министерство следующие документы:

а) заявление по форме, устанавливаемой Министерством, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), идентификационного номера налогоплательщика, страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, адреса места жительства, контактного телефона, адреса электронной почты (при наличии), направления деятельности эксперта, по которому претендент имеет намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, из числа направлений деятельности экспертов, включенных в перечень , устанавливаемый Министерством (далее - направление деятельности), а также сведений об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

б) копия паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, а также копия документа, подтверждающего постоянное проживание в Российской Федерации, если в основном документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о постоянном проживании в Российской Федерации;

в) копия диплома о высшем профессиональном образовании;

г) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы.

11. Для прохождения переаттестации эксперт представляет в Министерство документ о повышении квалификации по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 10 настоящего Положения.

12. Документы для прохождения переаттестации представляются не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока действия квалификационного аттестата.

В случае нарушения указанного срока представления документов эксперт до переаттестации не допускается и по истечении срока действия ранее выданного квалификационного аттестата проходит аттестацию в установленном порядке.

13. Эксперт может в любое время действия выданного квалификационного аттестата представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. В этом случае для прохождения аттестации представляются документы, предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения.

14. Документы, предусмотренные пунктами 10 или настоящего Положения, могут быть представлены в Министерство почтовым отправлением, лично либо через представителя, в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (при наличии соответствующей технической возможности).

15. Документы, представленные в Министерство с нарушением требований, предусмотренных пунктами 10 - 13 настоящего Положения, в течение 7 рабочих дней с даты их поступления возвращаются отправителю с указанием причин возврата, за исключением документов, представленных в форме электронных документов.

Отправителю, представившему документы для прохождения аттестации (переаттестации) в форме электронных документов, в указанный срок направляется уведомление о представлении документов с нарушением соответствующих требований. Указанное уведомление направляется в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

16. Претендент (эксперт), представивший документы для прохождения аттестации (переаттестации) с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 10 - 13 настоящего Положения, проверяется на наличие основания для отказа в допуске к проверке знаний.

17. Основанием для отказа в допуске претендента к проверке знаний является его несоответствие требованиям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" пункта 8 настоящего Положения.

Основанием для отказа в допуске эксперта к проверке знаний является его несоответствие требованиям, предусмотренным подпунктами "а" , "б" и "г" пункта 9 настоящего Положения.

18. Решение о допуске или об отказе в допуске к проверке знаний принимается лицом, уполномоченным приказом Министерства.

19. Министерство в течение 30 календарных дней с даты поступления документов для прохождения аттестации (переаттестации) направляет претенденту (эксперту), допущенному к проверке знаний, почтовым отправлением или в форме электронного документа извещение о допуске к проверке знаний с указанием формы такой проверки, времени и места ее проведения. Указанное извещение направляется не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения проверки знаний. В случае отказа в допуске к проверке знаний претендент (эксперт) в этот же срок уведомляется о причинах такого отказа с указанием оснований, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения. Одновременно с вручением (направлением) уведомления об отказе в допуске к проверке знаний претенденту (эксперту) возвращаются документы, представленные им для прохождения аттестации (переаттестации).

III. Проверка знаний претендента (эксперта)

20. Проверка знаний претендента (эксперта) проводится с учетом заявленного направления деятельности применительно к актам (документам) в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации (далее - акты (документы)).

21. В целях проведения проверки знаний в Министерстве создается аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии (далее - аттестационная комиссия).

Состав аттестационной комиссии и положение о ней утверждаются Министерством.

22. Проведение заседаний аттестационной комиссии осуществляется в соответствии с планом аттестационных сессий, утверждаемым Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

План аттестационных сессий размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

23. Претендент (эксперт) должен в установленное время явиться для проверки знаний, имея при себе следующие документы:

паспорт или иной основной документ, удостоверяющий личность;

оригинал диплома о высшем профессиональном образовании (в случае аттестации) или оригинал квалификационного аттестата (в случае переаттестации).

24. Претендент (эксперт), который не явился в установленное время для проверки знаний, вправе пройти такую проверку в другую аттестационную сессию при наличии соответствующего обращения. Извещение о времени и месте проверки знаний направляется претенденту в порядке и сроки, которые установлены пунктом 19 настоящего Положения.

Претендент, который повторно не явился в установленное время для проверки знаний, может повторно представить документы для прохождения аттестации в установленном порядке в любое время. Эксперт вправе повторно представить документы для прохождения переаттестации в пределах сроков, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.

25. Проверка знаний претендента (эксперта) проводится в форме устного экзамена и тестирования или в форме тестирования.

В форме устного экзамена и тестирования проводится проверка знаний претендентов (экспертов), имеющих намерение получить квалификационный аттестат (продлить срок действия соответствующего квалификационного аттестата) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, подготовленной в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, объектов, в отношении которых государственная экспертиза проектной документации и (или) инженерных изысканий проводится федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и (или) заключений экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации в отношении таких объектов.

Для остальных претендентов (экспертов) проверка знаний проводится в форме тестирования.

27. При проведении проверки знаний в форме устного экзамена претендент (эксперт) отвечает аттестационной комиссии на вопросы, указанные в билете. Аттестационная комиссия вправе задать претенденту (эксперту) не более 3 дополнительных вопросов.

Билет для устного экзамена содержит 3 вопроса в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и 3 вопроса в области законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации. Решение о результатах устного экзамена принимается аттестационной комиссией путем голосования.

28. При проведении проверки знаний в форме тестирования претендент (эксперт) в присутствии членов аттестационной комиссии отвечает на вопросы при помощи персонального компьютера.

При проведении проверки знаний в форме тестирования претендент (эксперт) должен ответить на 70 вопросов в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и 50 вопросов в области законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

На каждый вопрос предусматривается не менее 6 вариантов ответов, не менее 2 из которых являются правильными. Для ответов на вопросы при тестировании претенденту (эксперту) отводится не более 3 часов.

При проведении проверки знаний в форме тестирования положительное решение о соответствии претендента (эксперта) требованиям к знанию актов (документов) принимается аттестационной комиссией, если претендент (эксперт) дал в совокупности не менее 110 правильных ответов на 120 вопросов билета. При положительном результате компьютерного тестирования заявитель допускается к устному экзамену.

29. По результатам проверки знаний аттестационная комиссия принимает решение о соответствии либо о несоответствии претендента (эксперта) требованиям к знанию актов (документов). Указанное решение принимается в день проведения проверки знаний.

30. Результаты проверки знаний актов (документов) и решение аттестационной комиссии оформляются протоколом. Для претендентов (экспертов), имеющих намерение получить квалификационный аттестат (продлить срок действия соответствующего квалификационного аттестата) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, подготовленной в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, объектов, в отношении которых государственная экспертиза проектной документации и (или) инженерных изысканий проводится федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и (или) заключений экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации в отношении таких объектов, результаты проверки знаний оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии после устного экзамена.

31. В ходе проведения проверки знаний не допускается использование претендентом (экспертом) специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. При нарушении указанного запрета претендент (эксперт) удаляется с экзамена (тестирования), соответствующая запись заносится в протокол аттестационной комиссии. В этом случае претендент (эксперт) вправе представить документы для прохождения аттестации (переаттестации) не ранее чем через 6 месяцев.

32. Претендент (эксперт) вправе ознакомиться с результатами проверки знаний и решением аттестационной комиссии непосредственно после ее проведения.

IV. Выдача квалификационного аттестата и отказ в его выдаче

33. На основании решения аттестационной комиссии о соответствии претендента требованиям к знанию актов (документов) Министерство принимает решение о предоставлении права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и выдаче квалификационного аттестата по соответствующему направлению деятельности.

Форма квалификационного аттестата устанавливается Министерством.

34. Квалификационный аттестат вручается под расписку эксперту или его представителю по нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности при предъявлении паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, в течение 20 рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче квалификационного аттестата.

35. На основании решения аттестационной комиссии о несоответствии претендента требованиям к знанию актов (документов) Министерство принимает решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата, о чем уведомляет претендента (эксперта) в течение 10 рабочих дней с даты принятия такого решения с указанием причин отказа.

36. Решения, предусмотренные пунктами 33 и настоящего Положения, оформляются приказом Министерства в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.

37. Претендент, в отношении которого принято решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 6 месяцев с даты принятия указанного решения.

38. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть обжаловано претендентами (экспертами) в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

V. Продление срока действия квалификационного аттестата, приостановление срока действия квалификационного аттестата, выдача дубликата квалификационного аттестата

39. Срок действия квалификационного аттестата продлевается решением Министерства на основании решения аттестационной комиссии о соответствии эксперта требованиям к знанию актов (документов).

40. Квалификационный аттестат с отметкой о продлении срока его действия вручается под расписку эксперту или его представителю по нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности при предъявлении паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, в течение 20 рабочих дней с даты принятия решения о продлении срока действия квалификационного аттестата.

41. По итогам переаттестации Министерство принимает решение об отказе в продлении срока действия квалификационного аттестата, если в соответствии с пунктами 29 или настоящего Положения принято решение о несоответствии эксперта требованиям к знанию актов (документов), и уведомляет эксперта об этом решении в течение 10 рабочих дней с даты его принятия с указанием причин отказа.

Настоящего Положения, право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий приостанавливается:

а) до истечения срока действия квалификационного аттестата;

б) до принятия Министерством решения о продлении срока действия квалификационного аттестата по результатам повторного прохождения переаттестации до истечения срока действия квалификационного аттестата.

44. Решение об отказе в продлении срока действия квалификационного аттестата может быть обжаловано в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

45. В случае утраты (порчи) квалификационного аттестата Министерство в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего обращения эксперта при предъявлении паспорта или иного основного документа, удостоверяющего личность, выдает эксперту дубликат квалификационного аттестата с проставлением отметки "Дубликат".

VI. Аннулирование квалификационного аттестата

46. Квалификационный аттестат аннулируется приказом Министерства до истечения срока его действия по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

47. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 3 года с даты принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Все вопросы для аттестации известны, они официально размещены в открытых источниках – нужно просто хорошо готовиться

Процедура аттестации государственных и негосударственных экспертов строительных экспертиз существенно усложнилась - теперь каждый претендент должен почти безошибочно пройти тестирование, а государственные эксперты - еще и сдать устный экзамен. О том, как экспертное сообщество проходит аттестацию в новых условиях, мы беседуем с директором Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимиром Калинкиным:

Владимир Николаевич, прошло пять месяцев со времени введения новой процедуры аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы. Подтвердились ли прогнозы и опасения или можно говорить, что процесс идет успешно?

В целом наши прогнозы подтвердились: ожидаемая рядом экспертов цифра прошедших аттестацию и переаттестацию, как изначально и утверждалось, составила 30-40% от действующих экспертов. Об этом мы с вами говорили в апреле (см. статью «Новые правила аттестации экспертов: без права на ошибку» - Ред.). Напомню, что для сотрудников негосударственных экспертиз аттестация состоит из двух этапов. Первый - проверка документов на соответствие образования и стажа работы заявленным требованиям - эти параметры в последние годы не менялись и не пересматривались. Второй этап - это компьютерное тестирование по новым правилам и требованиям, где полностью исключен «человеческий фактор» и компьютерная система выдает четкий результат.

Конечно, когда вступили в действие новые требования, мы неоднократно получали претензии от ряда организаций, что в Минстрое России вопросы тестирования не соответствуют приказу, а ответы неправильные. Но хочу напомнить, что у нас есть процедура обжалования, некоторые претенденты ею воспользовались, и ни разу мы не увидели какой-то ошибки или необоснованно включенного в перечень тестов вопроса. Мы понимаем, почему это происходит, - действительно, количество успешно сдающих экзамен экспертов негосударственной экспертизы сократилось в разы и, естественно, это вызывает определенные вопросы. Но мы всем отвечаем: готовьтесь! Все вопросы известны, они официально размещены в открытых источниках - нужно просто хорошо готовиться.

Таким образом, после тестирования для негосударственных экспертов процедура аттестации заканчивается. При этом успешно процедуру тестирования проходит каждый третий эксперт - и из негосударственной, и из государственной экспертизы. Но поскольку эксперты госэкспертизы смотрят проекты уникальных и технически сложных объектов, мы предъявляем к ним дополнительные требования, и для них есть дополнительный этап - устный экзамен. Вопросы для устного экзамена - сейчас их порядка 750 - утверждены приказом 2018 года, они абсолютно свежие. Экзамен проходит на площадке Минстроя России, в аттестационную комиссию включены представители как Минстроя, так и ряда федеральных госэкспериз. Состав комиссии очень сильный, и мы можем правильно оценить качество знаний любого эксперта. Устный экзамен позволяет увидеть, что эксперты не просто зазубрили наизусть некоторый объем знаний, а понимают материал.

Более того, буквально с 1 сентября на устном экзамене присутствуют такие же аттестованные эксперты по тому направлению деятельности, по которому претендент отвечает аттестационной комиссии. Это сделано для того, чтобы проверить глубину знаний. Первый успешный опыт у нас уже есть, мы попросили принять участие в этом экзамене аттестованных экспертов Главгосэкспертизы, Мосгосэкспертизы, госэкспертизы Московской области и госэкспертизы ряда министерств и ведомств. Мы прогнозировали, что и на этом этапе отсев будет достаточно большой, но увидели, что он минимален, фактически, единичные случаи. Поэтому мы пришли к выводу, что система тестирования эффективна, она убирает тех, кто не готов, и на следующем экзамене 90% экспертов успешно его сдают.

Сейчас с учетом принятых изменений в Градостроительный кодекс мы прорабатываем новое направление - это аттестация экспертов, которые осуществляют проверку достоверности сметной стоимости проекта. Сейчас эксперты аттестуются только в части безопасности зданий и сооружений, а лица, которые занимаются проверкой сметной стоимости, в разряд экспертов не попадают, и их квалификация никаким образом не проверяется. Теперь же с 2020 года они также будут подлежать аттестации. С учетом того, что сейчас вопросы стоимости строительства стали выдвигаться на первый план, это особенно актуально. Так что тем специалистам, которые сейчас в госэкспертизах проверяют сметную стоимость строительства, нужно готовиться к процедуре аттестации - время до 2020 года у них есть.

Как негосударственная экспертиза восприняла ужесточение требований к аттестации экспертов и такой процент отсева на тестировании?

Спокойно. Тем более что в ходе процедуры общественного обсуждения этого документа никто не был против. Кроме того, мы этим документом отменили «крепостное право» для экспертов - ранее эксперт, работавший в федеральной государственной экспертизе, не мог перейти в негосударственную экспертизу без новой аттестации, хотя он ранее прошел аттестацию, в том числе как эксперт особо опасных и технически сложных проектов. Сейчас эксперты могут свободно переходить из одной организации в другую, не сдавая по новой аттестационный экзамен.

Но по каким же причинам 60-70% специалистов не проходят процедуру тестирования? Не успевают по времени? Теряются перед компьютером? Или не хватает знаний?

Действительно, новые требования достаточно строгие и основной отсев - у экспертов негосэкспертизы. Понимаете, людей сразу видно. Я несколько раз ездил на процедуру тестирования, и четко видно: пришли сосредоточенные, спокойные эксперты, без разговоров прошли тест за время куда меньшее, чем отведено. А потом видишь этих же экспертов на устном экзамене - они легко ориентируются во всех требованиях и полностью «в материале». Так что успешное тестирование полностью зависит от уровня подготовки специалистов. Может быть, поэтому эксперты госэкспертизы гораздо успешнее сдают тесты.

Каких-то эксцессов по поводу того, что кто-то не смог разобраться, как работает система, пока не было. Мы до начала тестирования даем 40 минут для того, чтобы можно было адаптироваться к программе, запускаем пробный тест, чтобы люди могли освоиться и все понять.

Так что все опасения, что эксперты вообще не смогут пройти аттестацию по новой системе, не оправдались - хорошо подготовленные, знающие специалисты ее без труда проходят.

Не появился «черный рынок» продажи аттестатов уже по новым требованиям или какие-то «левые» центры тестирования?

Наверно, теоретически возможно все, что угодно, но реестр всех аттестованных экспертов официально размещен на сайте Минстроя России, поэтому такой деятельностью заниматься бессмысленно, потому что на определенном этапе это все равно всплывает, как поддельный диплом. Уважающая себя экспертиза при приеме эксперта на работу заглянет в реестр Минстроя и проверит, есть он там или нет.

Относительно неких псевдо-центров тестирования - их много, как и раньше, и это личное дело каждого претендента - ходить в эти центы или нет. Эти центры подчас заявляют, что их тесты идентичны нашим вопросам и ответам, но некоторые из них после того, как их клиенты прошли подготовку и не смогли пройти тестирование у нас, поправили свою рекламу и написали, что их вопросы соответствуют вопросам Минстроя. Но ведь все вопросы находятся в открытом доступе, и я не исключаю, что в этих центрах они, действительно, есть. Но сдавать тест эксперты все равно будут в Минстрое России, где бы они до этого не готовились. Экзамен проводится на сертифицированном оборудовании уполномоченными должностными лицами Минстроя, на единственной выбранной Минстроем площадке, все, как прописано в соответствующем постановлении Правительства и приказе Минстроя. И получить документы о прохождении аттестации они могут только в Минстрое России.

Причем мы беседовали с претендентами и выяснили, что на их результат практически не влияет, сами они готовились или их готовили в каких-то центрах тестирования. Квалифицированные эксперты, не пользуясь никакими услугами центров, успешно проходят тесты и сдают устные экзамены, а при этом лица, прошедшие подготовку и тестирование, подчас не могут его сдать.

То есть учебные центры, которые будут гарантировать клиенту какой-либо положительный результат или преференции при прохождении аттестации в Минстрое России, заведомо обманывают своих клиентов?

Совершенно верно. Все такие обещания - это заведомый обман экспертов, а учиться специалисты могут где угодно - это их выбор. А вот обязательное повышение квалификации эксперт может пройти в любом учебном заведении, у которого есть соответствующая лицензия. В любом случае для эксперта нет смысла покупать «корочки» о повышении квалификации, которые ничего ему в смысле знаний не дадут. Уважающие себя крупные экспертизы проводят такое обучение централизованным образом для того, чтобы действительно повысить компетенцию своих специалистов.

Если эксперт не проходит процедуру аттестации, он теряет право быть экспертом? И как быстро он может еще раз попытать счастья?

Если человек не проходит аттестацию, он может подать документы на пересдачу через полгода. То есть он на полгода теряет возможность подписывать экспертные заключения, но как специалист (без права подписи заключений) может продолжать работать в свой экспертизе, радикально это на его судьбу может не повлиять.

Но лица, получающие аттестаты, должны быть компетентными, потому что в их руках вопросы безопасности и надежности тех сооружений, проекты строительства которых проходят государственную и негосударственную экспертизу. Снижение количества аттестованных экспертов по рынку пока не ударило, я думаю, этот эффект будет виден через 2-3 года. Но опять-таки мы не должны забывать, что те, кто сейчас работает в отрасли, будут прилагать усилия подтянуть свои знания до соответствующего уровня. Во всяком случае, у них есть время и возможности.

Так что в целом мы удовлетворены теми изменениями, которые произошли, и будем двигаться дальше.

- Спасибо за беседу!

Лариса Поршнева

Правительство Российской Федерации изменило процедуру прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий. Подробности сообщила пресс-служба Главгосэкспертизы России.

С 1 апреля 2018 года в силу вступает постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1719 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271».

Обязательное повышение

С этого момента аттестованные эксперты обязаны повышать квалификацию по профилю, соответствующему направлению деятельности, не реже одного раза в три года, в организации, ведущей образовательную деятельность, требования к которой установлены Минстроем России. При этом эксперт обязан направлять в Минстрой России документ (копии диплома, свидетельства, удостоверения), подтверждающий повышение квалификации. В противном случае ведомство уполномочено приостановить действие квалификационного аттестата эксперта.

В перечень документов, представляемых экспертом в Минстрой России для прохождения переаттестации, включен документ о повышении квалификации по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности.

Двухэтапный подход

Постановление также устанавливает последовательную двухэтапную процедуру проверки знаний претендентов и экспертов, желающих получить квалификационный аттестат или продлить срок имеющегося квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, объектов, в отношении которых государственная экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на ее проведение, объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Аналогичный подход установлен в отношении получения или продления квалификационного аттестата на право подготовки заключений государственной экспертизы по итогам рассмотрения результатов инженерных изысканий, выполняемых для создания проектной документации в отношении перечисленных выше объектов.

Для остальных претендентов (экспертов) проверка знаний проводится в форме тестирования.

Правила проверки

Постановление изменяет и сами правила проверки знаний в форме тестирования. Так, с 200 до 120 уменьшено общее количество вопросов, на которые должен ответить претендент (эксперт), количество вариантов ответов, в том числе правильных, для каждого вопроса увеличено вдвое, а время прохождения тестового экзамена сокращено с 5,5 до 3 часов.

Для того, чтобы получить право на допуск к устному экзамену, нужно дать не менее 110 правильных ответов.

Постановление также предусматривает возможность досудебного обжалования результатов аттестации (переаттестации).

Кроме того, в соответствии с подписанным постановлением Минстрой России наделяется полномочиями по утверждению:

Формы заявления о прохождении аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий;

Требований к программам повышения квалификации экспертов проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, соответствующим направлениям деятельности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация