Наименование государственного органа пример. Виды федеральных органов исполнительной власти

Главная / Общество

Каждое без исключения государство организовывает управление жизнедеятельностью общества посредством власти. Это ключевой элемент координации любых отношений социума. Однако власть в том виде, в котором все мы привыкли её видеть, появилась недавно. Если говорить точнее, то на сегодняшний день основывается на праве. Такое было далеко не всегда. В древние времена власть в племенах, общинах и небольших странах практически во всех случаях строилась исключительно на насилии. Однако, такая форма координации социума действует только в руках сильного и независимого лидера. С его смертью любая насильственная структура попросту рушится.

Позднее люди начали использовать религию. Эта форма организации власти в стране получила большее распространение. Но в эпоху Просвещения, когда на первый план вышла наука и фундаментальные знания, религиозные верования начали забываться. Таким образом, люди начали использовать более подходящую форму организации государственного управления, а именно - право. Следует отметить, что благодаря этой категории, власть в любой стране является легитимной и делится на три основные части. В статье мы рассмотрим лишь одну из них, а также представим основные федеральные органы исполнительной власти. Расскажем про их полномочия и функции.

Понятие власти

Следует отметить, что практически все федеральные органы существуют для координации общества и отношений в нём. Иными словами, с их помощью верхушка страны реализует свою политическую программу. Таким образом, исполнительные органы достаточно тесно соотносятся с государственной властью. Однако мало кто знает, что собой представляет последняя категория. Существует множество способов её правовой характеристики. Наиболее «классический» взгляд на проблематику государственной власти даёт утверждение о том, что этой категорией обуславливается возможность группы лиц или одной особы полностью контролировать деятельность общества. Следовательно, государственная власть - это не только единичное понятие, а целая система интересов, прав и обязанностей, органов, в лице которых категория фактически реализуется.

Признаки государственной власти

Чтобы понять функции и ключевые задачи органов исполнительного характера, следует ознакомиться с признаками государственной власти. В теории права обычно выдвигается большое количество разнообразных черт государственного управления. Однако наиболее распространёнными являются следующие:

  1. Государственная власть осуществляется при наличии субъекта, объекта и содержания правоотношений между ними.
  2. В законодательстве детально прописаны ключевые полномочия государственных органов.
  3. На практике задачи государственной власти реализуются максимально чётко и полно.
  4. В Российской Федерации, как и в иных странах, действует принцип разделения властей.
  5. В государстве власть легитимна. Лишь в этом случае она будет реализовать свои функции наиболее качественно.

Особенности принципа разделения управления в стране

Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации существуют лишь благодаря некогда созданному принципу

Как это ни парадоксально, но эта правовая категория была разработана в эпоху Просвещения философами и мыслителями: Шарлем Луи Де Монтескье и Джоном Локком. Согласно этому принципу, власть в любой стране делится на законодательную, судебную и исполнительную ветвь. Такой подход позволяет наиболее полно и грамотно разделить сферы государственного управления между ключевыми органами державы. В этом случае исполнительная власть имеет свою структуру и особенности, о чём будет сказано далее.

Исполнительная ветвь

Как мы понимаем, федеральные органы исполнительной власти состоят в структуре одноимённой ветви государственного управления. Она, в свою очередь, представляет собой систему отдельных полномочий, которые позволяют управлять делами страны. Помимо того, исполнительную власть также часто характеризуют, как систему органов, которые занимаются реализацией законодательства в целом и его отдельных норм. Эти ведомства существуют в виде целостной структуры, основанной по принципу подчинения, иерархичности. Чтобы разобраться, как действуют федеральные органы исполнительной власти, необходимо понять их правовую суть. Понять её не сложно.

Понятие структур исполнительной ветви

Федеральные власти РФ - это структуры государственного управления, которые непосредственно осуществляют управление Россией. На эти органы возложены специфические функции по реализации норм действующего законодательства. Фактически эти структуры следят за исполнением правовых норм и законностью их реализации. Помимо того, существуют органы, наделённые специфическими функциями. Одной из подобных является обеспечение правопорядка. Следует заметить, что федеральные органы исполнительной власти России имеют свои особенные признаки, структуру, штат, а также исключительные полномочия. При этом их деятельность взаимосвязанна с иными ветвями государственного управления. Таким образом, федеральными органами исполнительной власти являются ведомства, структуры или же организации, отвечающие за исполнение действующего законодательства. Думаем, это понятно.

Признаки ведомств

Федеральные органы государственной исполнительной власти наделены рядом характеризующих признаков, которые нельзя встретить в иных официальных структурах. Таким образом, представленные в статье ведомства имеют следующие характерные черты:


Функции федеральных органов исполнительной власти

Как уже указывалось ранее, исполнительная власть реализует в своей работе ряд специфических задач и функций. Эти категории показывают качество и эффективность упомянутых в статье ведомств. Следует также отметить, что исполнительная власть является всецело независимой ветвью государственного управления обществом. Специфика её функций обусловлена тем, что вся структура, по сути, является методом непосредственной реализации публичных интересов. Это утверждение во многом подтверждается, если детально проанализировать акты федеральных органов исполнительной власти, в которых представлен особый порядок осуществления тех или иных специфических действий. В соответствии с этим суждением, можно выделить ряд ключевых функций:

  • Правозащитная. Свидетельствует о том, что исполнительные органы реализуют на практике принцип соблюдения основных прав и свобод человека.
  • Исполнительная. Позволяет исполнять Конституционные нормы РФ.
  • Обеспечительная. Влияет на многие секторы общественной жизни. Благодаря ей нормально функционирует административно-политический, социально-культурный и хозяйственный сектор Российской Федерации. Именно обеспечительная функция отвечает за общее благосостояние населения державы.
  • Функция обеспечения законности обуславливает существующий режим правопорядка.

Кроме того, в установленном законом порядке исполнительные ведомства могут издавать специальные нормативные акты, что свидетельствует о наличии нормотворческой функции. Полномочия федерального органа исполнительной власти той или иной направленности обуславливаются охранительной функцией всей ветви. В соответствии с её положениями, эти ведомства уполномочены применять различного рода меры юридического воздействия, в случае нарушения правового режима юридическими или физическими лицами. Таким образом, представленные функции во многом объясняют специфику деятельности исполнительной ветви власти в целом. Следует также отметить, что большой интерес представляет структура органов государственного управления. Она имеет характерные черты, во многом обусловленные федеративным устройством РФ.

Центральный исполнительный орган

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим общее регулирование всей структуры этого вида государственного управления, является Правительство РФ. Согласно положениям конституции, это высший или же главный распорядительный, исполнительный орган России. В процессе своего функционирования структура реализует публичную политику государства в той или иной сфере жизнедеятельности человека. В своей работе она подконтрольна исключительно Государственной думе или же парламенту. Такой подход имеет демократические начала построения управления в государстве. Потому что правительство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно может осуществлять непосредственную реализацию нормативных актов и отдельных норм действующего законодательства. Нормативное регулирование деятельности указанной структуры представлено в 6 главе Конституции России.

Полномочия Правительства России

Ранее было указано, что Правительство нашего государства является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Оно способно реализовать и законодательство государства. Помимо этого, структура имеет ряд иных достаточно интересных задач. Они, в свою очередь, проявляются в полномочиях, которыми наделено правительство. В соответствии с тезисом, можно говорить о том, что Правительство имеет следующие фундаментальные возможности:

  1. Непосредственно разрабатывать, а также предоставлять государственный бюджет РФ.
  2. Обеспечивать грамотное и единое проведение кредитной, денежной, экономической, культурной, экологической, здравоохранительной и социальной политики.
  3. Реализовать
  4. Разрабатывать меры, которые обеспечивают государственную безопасность РФ, законность, реализацию прав и свобод человека.

В соответствии с действующим законодательством, Правительство имеет право создавать подзаконную базу. Она, в свою очередь, позволяет более точно реализовать правовой режим, который существует в Российской Федерации на сегодняшний день.

Структура органов исполнительной власти

Федеральные власти, 2014 год для которых стал переломным, с точки зрения системной реорганизации, являются частью одной достаточно большой структурой. Классификация в этом случае осуществляется в зависимости от лица, непосредственно руководящего ведомствами. Следует отметить, что помимо Правительства существует также такой орган, как министерство. типа является структурированным. В его систему обычно входят службы, агентства и т. п. Что касается министерств, то они, как правило, относятся к правительству.

Итак, сегодня в Российской Федерации исполнительная власть представлена следующим образом:

  1. Министерства и службы. Ними руководит президент Российской Федерации. К числу подобных можно отнести Министерства внутренних, иностранных дел, обороны, юстиции, Федеральные службы безопасности, охраны и т. п.
  2. Ко второй группе относятся ведомства, непосредственно подчинённые Правительству России. Как правило, министерства находятся в составе центрального органа исполнительной власти. А более мелкие формирования (агентства и службы) входят в состав того или иного министерства. Сегодня существует большое количество подобных элементов Правительства. К ним можно отнести Министерства здравоохранения, культуры, природных ресурсов и экологии, промышленности, транспорта, финансов и т. д.
  3. Достаточно интересными по своей сути формированиями являются службы и агентства, деятельность которых координирует президент. Они не входят в состав каких-либо министерств и являются совершенно самостоятельными ведомствами. На сегодняшний день подобных осталось всего пять: антимонопольная государственной статистики, служба по надзору в сфере прав потребителей, служба по экологическому, техническому и транспортному надзору, а также агентство по делам национальностей.
  4. В Российской Федерации, учитывая её федеративное устройство, существуют территориальные федеральные органы исполнительной власти. Но они в своей деятельности подчиняются общенациональным, хотя в некоторых локальных вопросах наделены самостоятельностью.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти представляют собой достаточно интересную структуру, которая действует на основе децентрализации подчинения. То есть власть над всей исполнительной веткой разделена между президентом и Правительством России. Свои функции, представленные в статье, органы реализуют через собственные нормативные акты. Например, приказы федеральных органов исполнительной власти достаточно часто регулируют законодательные пробелы, что, безусловно, является крайне позитивным фактором.

Итак, в статье мы попытались разобраться, какие федеральные органы исполнительной власти существуют в России. В заключение следует отметить тот факт, что теоретические аспекты исполнительной власти нуждаются в доработке. Ведь именно от них в дальнейшем будет зависеть качество и эффективность её непосредственной деятельности.

В Российской Федерации федеральные органы государственной власти - это высшие органы власти. Федеральная власть состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной. К этим органам власти относится также и Президент.

Что собой представляют федеральные государственные органы

В России лидирующие позиции во властных структурах имеет Президент. Он является верхушкой федеральной власти, являясь одновременно гарантом Конституции, главой государства и основным связующим звеном между ветвями власти. При этом он не принадлежит ни к одной из них.

Органы законодательной власти состоят из Совета Федерации и Государственной Думы. Совместно они образуют Федеральное собрание. Оно является составителем законов, которые должны исполняться на всей территории страны.

Исполнительная власть образована федеральными государственными органами исполнительной власти. В их полномочия входит издание постановлений, решений и прочих актов подзаконного характера. Главным органом исполнительной власти в России является Правительство России. Ему подчиняются отраслевые подразделения исполнительной власти: федеральные службы, министерства, агентства и их территориальные представительства. Все эти органы утверждаются Президентом России.

Судебная власть объединяет федеральные суды. Это Верховный суд России, Конституционный суд России и прочие федеральные органы. В их обязанность входит обеспечение правосудия.

К федеральным государственным органам РФ не относят Центральный банк.

Президент России

Президент России обладает перечнем полномочий, отличающимся от такового в других странах. Президентская власть в России выделяется в особую категорию власти. В нашей стране у Президента более широкие властные полномочия. Они прописаны в Конституции РФ, а прохождение выборов регулируется Федеральным законом 19-Ф3 "О выборах Президента".

Глава РФ опирается на приближенные к нему властные органы. Одним из них является Совет безопасности РФ. Он влияет на внутреннюю и внешнюю политику государства и занимается национальной безопасностью. Руководит этой структурой также Президент. Он является председателем Совета безопасности. СБ проводит заседания, на которых все решения принимаются путем голосования, после чего заверяются протоколом и подписываются Президентом.

Также Совет безопасности проводит совещания. Они проходят раз в неделю с участием председателя. В качестве рабочих органов выступают межведомственные комиссии. Состав этих комиссий утверждается секретарем Совета безопасности. Членов Совета утверждает Президент.

Другой такой структурой является Государственный совет РФ. Этот орган призван помочь Президенту в реализации своих полномочий в вопросах взаимодействия органов госвласти. Госсовет проводит заседания. Они проходят 1 раз в 3 месяца. Принимаемые решения имеют характер рекомендаций. Госсовет может быть инициатором создания рабочих групп, куда могут быть привлечены ученые и другие специалисты.

Основные функции Президента РФ

Круг функций высшего должностного лица страны:

  • Служить гарантом Конституции, обеспечения свобод и прав граждан.
  • Обеспечивать скоординированность в действиях органов государственной власти.
  • Поддерживать суверенитет Российской Федерации.
  • Определять приоритеты во внутренней и внешней политике государства.
  • Принимать участие от лица страны в международных встречах, форумах, отношениях.

Охрана Конституции и ее неукоснительное соблюдение является одним из основных направлений деятельности Президента.

Федеральное собрание

Федеральное собрание является законодательным органом и принимает законы федерального уровня. Оно состоит из Госдумы и Совета Федерации. Государственная Дума включает 450 депутатов от разных фракций, которые избираются во время общероссийских выборов. В Совет Федерации входит 178 законодателей. В его состав включены представители всех субъектов РФ.

Государственная Дума работает отдельно от Совета Федерации.

Одной из главных задач Федерального собрания является утверждение бюджета страны, который подготавливается Правительством РФ. При этом Дума занимается рассмотрением бюджета, который затем в форме федерального закона направляется на утверждение в Совет Федерации.

Специфической особенностью полномочий Государственной Думы является принятие различных федеральных законов. Этот процесс обычно проходит в 3 этапа, которые называются чтениями. На первом происходит общее обсуждение проекта закона и концептуальных аспектов. На втором производится более детальный разбор всех статей законопроекта. На третьем этапе осуществляется голосование за или против принятия обсуждаемого закона. Вносить какие-либо изменения в закон на этом этапе уже нельзя.

Чтобы закон был принят, за него должно проголосовать больше 50% депутатов. Если же принимается конституционный закон, то эта цифра выше - как минимум 2/3 от числа участников.

После принятия Государственной Думой закон должен быть утвержден Советом Федерации, и только в этом случае он приобретает законную силу. Недостаточно проработанный или неуместный в текущей ситуации закон может быть отклонен. Для одобрения закона Советом Федерации необходима его поддержка большинством (более половины) членов палаты. Если же Совет Федерации в течение двух недель не рассмотрит данный закон, то он принимается автоматически, за исключением законов особой важности.

Государственная Дума может инициировать досрочную отставку Президента, и если эта инициатива будет одобрена Советом Федерации, то глава страны будет обязан сложить свои полномочия. В качестве основания для отставки может быть намеренное вредительство, шпионаж, взятки, вопиющее превышение должностных полномочий, военные преступления и т. д.

Правительство РФ

Правительство относится к исполнительной ветви органов федеральной государственной службы и состоит из председателя, заместителей председателя и министров. Правительство ответственно за разработку федерального бюджета страны, проект которого вносится для одобрения в Государственную Думу. Оно может принимать решения по части федеральных расходов, в том числе касающихся социальной сферы.

Основные направления работы Правительства

Круг обязанностей Правительства:

  • Осуществление реформ, оптимизация финансовой политики, в том числе направленной на сокращение дефицита бюджета страны.
  • Проводит политику в области науки, культуры, здравоохранения, образования, экологии и социального обеспечения.
  • В его ведении находятся различные объекты федеральной собственности, включая железные дороги, предприятия, сооружения и так далее.
  • Работает над военным оснащением и выполнением социальных обязательств перед военными.
  • Следит за соблюдением прав человека, общественного порядка, выполнением федеральных законов.

Судебные органы власти

В Российской Федерации федеральные органы государственной власти включают и судебную систему. Главной их задачей является обеспечение правосудия. Основными ветвями федеральной судебной системы страны являются: Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

Заключение

Таким образом, федеральные государственные органы России являются компонентами исполнительной, законодательной и судебной властей. Каждый из них наделен своими индивидуальными полномочиями и выполняет предписанные ему Конституцией функции.

Современные страны представляют собой сложные политико-правовые структуры или же организации. При этом последний термин является более подходящим, потому что деятельность и сам факт существования того или иного государства основаны непосредственно на обществе. То есть именно социум, а точнее форма его самоорганизации, является источником появления любой страны. Но в своей окончательной форме государство представляет достаточно громоздкую структуру, которой просто необходим особый механизм регулирования. Таковым на сегодняшний день являются органы власти. Данные формирования наделены специальными полномочиями в той или иной сфере жизнедеятельности населения страны. При этом все государственные ведомства входят в единую систему, которая строится на собственных принципах, владеет особым методом влияния, характеризуется различными признаками и т. п.

В каждой стране система органов наделена своими особенностями. Если говорить о Российской Федерации, то на ее территории большое значение имеют формирования исполнительной Посредством подобных органов государство осуществляет реализацию своих наиболее важных функций. Помимо этого, существует ряд иных уникальных аспектов, которыми характеризуются РФ.

Разделение сфер управления

Рассмотрение системы и непосредственно исполнительного сектора необходимо начинать с анализа принципа разделения сфер управления. Данное понятие является доктринальным. То есть принцип который сегодня используется как основа построения государственной власти в любой стране, был выведен путем научных осмыслений. Следует отметить тот факт, что представленное положение появилось в период Нового времени. Толчком к разработке принципа разделения властей послужил факт потери эффективности монархического строя. Суть в том, что единый правитель на том этапе не мог удовлетворить все потребности населения государства.

Поэтому такие мыслители, как Шарль Луи де Монтескье и Джон Локк, разработали принцип разделения власти в государстве, согласно которому, все управление не формировалось в руках одного человека, а разделялось между законодательными, судебными и исполнительными органами. В большинстве современных стран существует именно такая структура официального управления. Россия в данном случае не является исключением.

Исполнительная ветвь власти: понятие

Итак, учитывая представленные выше сведения о разделе между различными ветвями, можно выделить основные аспекты исполнительной власти. Данный сектор деятельности страны - один из видов публичного независимого управления. Он представляет собой целую систему определённых полномочий в сфере управления делами государства и реализации его основных функций.

Если говорить о данной категории в контексте Российской Федерации, то она наделяется определенными специфическими аспектами. То есть исполнительная власть в России - это форма непосредственной реализации Конституции, законов и других нормативных актов.

Исполнительный орган: понятие

В каждой независимой сфере управления существуют свои ведомства, формирования и структуры, которые реализуют возложенные на них полномочия. Таким образом, исполнительный орган - это организация, которая реализует положения законодательства, конкретные политические программы и, конечно же, важнейшие функции страны. В своей деятельности они руководствуются теми полномочиями, которые делегированы им официальными юридическими актами.

Признаки исполнительных органов

Существует ряд особенностей, которые присущи организациям, действующим в сфере исполнительной власти. Данные признаки во многом объясняют их структурную принадлежность и специфические моменты деятельности. Таким образом, все органы исполнительной власти РФ характеризуются следующими моментами, а именно:

  • являются абсолютно самостоятельными в своей деятельности;
  • непосредственно реализуют государственную политику;
  • все задачи и функции делегируются государством посредством законодательства;
  • входят в структуру единой иерархичной системы;

  • обладают полномочиями принудительного характера и специальной материальной базой.

То есть каждый исполнительный орган - это фактический проводник государственной воли, что обуславливает его исключительную важность.

Ключевые функции

Исполнительные имеют целый спектр собственных задач. Это свидетельствует о независимости и широте деятельности таких организаций. На сегодняшний день учеными выделено несколько основных функций органов исполнительной власти:

  1. Принятие нормативных актов. Это направление деятельности свидетельствует о том, что исполнительные органы управления являются субъектами нормотворчества. Выдаваемые ими акты не имеют высшей юридической силы, однако они создают специальный механизм реализации определенных законодательных норм.
  2. Функция управления имуществом государства выходит из факта обладания исполнительными органами таким имуществом, которое дается им для реализации конкретных задач.
  3. Функция оказания государственных услуг свидетельствует о том, что органы исполнительной власти осуществляют во благо населения государства определённую деятельность в областях социальной защиты, здравоохранения, образования и т. п.
  4. Ключевой функцией является надзор и контроль. Эти две составляющие позволяют органам исполнительной власти координировать работу подведомственных структур и непосредственно населения государства посредством властного веления и применения метода принуждения в рамках действующего законодательства.

Виды исполнительных органов

Представленной ветви власти осуществляется на основе разных критериев. При этом существует официальное разделение, производимое на основе Указа Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и доктринальное, которое создается учеными.

  1. В зависимости от территориальной подведомственности разделяют федеральные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
  2. Если мы говорим о компетенции, то можно выделить ведомства общей (Правительство, администрация Президента РФ), межотраслевой (Министерство финансов) и отраслевой (Министерство здравоохранения) направленности.
  3. Согласно официальному документу, органы власти (а точнее, их структура) состоят из Правительства РФ, министерств, государственных комитетов и т. д.

В данном случае нужно отметить, что структура организаций исполнительной власти строится на принципах иерархии и подчинения.

Особенности правительства РФ

В и исполнительной власти тесно взаимосвязаны между собой. Это можно наглядно увидеть, если проанализировать особенности Правительства России - центральной исполнительной организации. Согласно Конституции РФ, представленный орган наделен следующими полномочиями:

  • представляет Парламенту федеральный бюджет, а также обеспечивает его реализацию в случае принятия;
  • обеспечивает правопорядок, защиту прав и свобод граждан, процесс борьбы с преступностью;
  • реализует политику государства в сфере здравоохранения, безопасности, социального обеспечения, науки и т. д.

Помимо того, Правительство выдает специальные нормативные акты: распоряжения и постановления.

Что касается министерств, то они представляют собой узкоспециализированные организации, которые обеспечивают реализацию государственной политики и законодательства в определенных сферах.

Органы субъектов РФ

Специальные организации субъектов Российской Федерации в большинстве не имеют такой централизованной структуры, как общенациональные формирования. То есть их название, подчиненность, полномочия определяются местными конституциями, историей и обычаями. При этом деятельность таких органов не должна мешать или противоречить работе федеральных ведомств.

Следует отметить, к исполнительным органам субъектов РФ очень часто применяют термин «исполнительный орган самоуправления». Такое употребление, как мы понимаем, совершенно неуместно. Потому что органы местного самоуправления являются муниципальными и не имеют полномочий федеральных организаций. Однако они достаточно эффективно действуют в тех рамках, которые устанавливают для них соответствующие органы самоуправления для реализации своих задач.

Вывод

Итак, в статье мы попытались выяснить, что собой представляет такое понятие, как исполнительный орган. В заключение нужно отметить, что существующая структура подобных организаций действует достаточно эффективно. Но данный факт не исключает необходимости её модернизации.

Что такое исполнительная власть? Какие функции она выполняет? Чем отличается исполнительная власть от судебной и законодательной? Из каких органов состоит? На эти часто задаваемые вопросы мы ответим в нашем материале.

Исполнительная власть - один из трех видов власти в странах с ее разделением. Конституция РФ содержит утверждение, что государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10). В чем различие этих трех видов власти и чем конкретно занимается каждая из них? Как выглядит структура каждого из названных видов власти в нашей стране? Сегодня в нашей статье речь пойдет об исполнительной власти .

Если с судебной властью все более или менее понятно (судебную власть составляет система судебных органов страны, в которые входят Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные и конституционные суды), то с остальными двумя видами все обстоит не так просто.

Законодательная власть — власть в области законодательства. Ею управляет отдельный орган, занимающийся разработкой законодательства. В РФ законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Оно состоит из двух палат - верхней и нижней. Верхняя называется Совет Федерации. Нижняя - Государственная дума РФ. В субъектах России законодательная власть осуществляется Законодательными собраниями.

Исполнительная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Реализуется как совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.

Органами исполнительной власти осуществляется ее реализация. Это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти - выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Исполнительная власть и законодательная власть должны быть строго разделены, чтобы не оказывать влияние друг на друга.

Субъекты исполнительной власти

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти :

1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации; 7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Соответственно, существует разделение на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов (региональные). Федеральные органы исполнительной власти состоят в РФ из трех звеньев - это министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральные органы исполнительной власти

Федеральная служба — общее название федерального органа государственного управления, который осуществляет контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Министерства управляют определенной сферой деятельности каждое.

Руководство деятельностью федеральных министерств, служб и агентств осуществляет президент РФ. Он же принимает решение о создании и упразднении этих органов исполнительной власти. Например, указом президента РФ Владимира Путина в апреле 2016 года были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС). Их функции были переданы Министерству внутренних дел (МВД).

Той же весной президент приказал создать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию). Ею также осуществляется исполнительная власть. В Национальную гвардию были преобразованы внутренние войска МВД. Росгвардия представляет федеральные органы исполнительной власти.

На данный момент исполнительные органы государственной власти (федеральные) имеют следующую структуру:

1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

4. Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)

7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)

8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)

9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России)

11. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

12. Федеральное архивное агентство (Росархив)

13. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)

14. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

15. Следственный комитет Российской Федерации (Следственный комитет) (федеральный государственный орган)

Чем занимается орган исполнительной власти

Одним из органов исполнительной власти является Министерство юстиции РФ. Это федеральное министерство занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и адвокатской деятельности, нотариата и нотариальной деятельности, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения и других.

Министр юстиции, как и прочие министры, назначается президентом РФ. Аппарат Министерства юстиции состоит из центрального аппарата, территориальных органов Минюста, судебно-экспертных учреждений, Научного центра правовой информации и прочих подразделений. Исполнительная власть в своих органах зачастую имеет сложную и разветвленную структуру.

Региональные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов (региональные органы) состоят из комитетов (в Москве и Санкт-Петербурге), департаментов и главных управлений . Органами исполнительной власти в регионе также являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.

Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Признаки исполнительной власти

Исполнительная власть обладает следующими признаками :

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

В одном из следующих материалов мы продолжим разговор о трех видах власти и разберем, что такое законодательная власть .



Министерства Российской Федерации - это федеральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленных отраслях или сферах государственной деятельности, а также координирующие в установленных федеральным законодательством случаях деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

  • 5 из 24 ныне существующих министерств находятся в непосредственном ведении Президента Российской Федерации:
  • 1. Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  • 2. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;
  • 3. Министерство иностранных дел Российской Федерации;
  • 4. Министерство обороны Российской Федерации;
  • 5. Министерство юстиции Российской Федерации. Остальные министерства находятся в прямом и непосредственном ведении Правительства РФ:
  • 1. Министерство Российской Федерации по атомной энергии;
  • 2. Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
  • 3. Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций;
  • 4. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам;
  • 5. Министерство здравоохранения Российской Федерации;
  • 6. Министерство имущественных отношений Российской Федерации;
  • 7. Министерство культуры Российской Федерации;
  • 8. Министерство образования Российской Федерации;
  • 9. Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации;
  • 10. Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
  • 11. Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации;
  • 12. Министерство путей сообщения Российской Федерации;
  • 13. Министерство Российской Федерации по связи и информатизации; 14. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
  • 15. Министерство транспорта Российской Федерации;
  • 16. Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
  • 17. Министерство финансов Российской Федерации;
  • 18. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
  • 19. Министерство энергетики Российской Федерации.

Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, членом которого он является.

Полномочия федеральных министров весьма обширны, например:

  • 1. участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • 2. принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
  • 3. обеспечивают их исполнение;
  • 4. принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации;
  • 5. обладают всеми другими установленными федеральным законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны Правительству Российской Федерации, а также Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесённым к их компетенции.

Государственные комитеты Российской Федерации и Федеральные комиссии Российской Федерации - это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности.

И Государственные комитеты Российской Федерации, и федеральные комиссии находятся в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти содержит шесть Государственных комитетов Российской Федерации: по физической культуре, спорту и туризму; по рыболовству; по стандартизации и метрологии; по статистике; по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; таможенный комитет и две федеральные комиссии России по рынку ценных бумаг и энергетическая комиссия

Государственный комитет, как и Федеральную комиссию, возглавляет Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии Российской Федерации. Под его руководством действует коллегия, правовое положение которой аналогично министерским коллегиям. Председатель Государственного комитета или Федеральной комиссии Российской Федерации является первым среди равных, решения в них принимается простым большинством голосов и обязательно для него, а решения действующей при нём коллегии проводят в жизнь его приказом по усмотрению.

Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные функции в установленных сферах ведения.

Из 13 Федеральных служб напрямую подчинено Правительству Российской Федерации только 5: архивная служба; служба геодезии и картографии; служба земельного кадастра; служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; служба по финансовому оздоровлению и банкротству, а остальные 8 находятся в прямом подчинении: Государственная фельдъегерская служба; Служба внешней разведки; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба железнодорожных войск; Федеральная служба охраны; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная служба специального строительства; Федеральная пограничная служба.

Оба федеральных надзора Федеральный горный надзор и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности находятся в прямом подчинении и полном ведении Правительства Российской Федерации.

Федеральную службу России возглавляет руководитель федеральной службы; российское агентство - генеральный директор российского агентства, а федеральный надзор - начальник федерального надзора.

К иным федеральным органам исполнительной власти относятся Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации; Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации, действующее в узких направлениях.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация