Марий эл мордовия. Марийская республика: описание, города, территория и интересные факты. Общая характеристика Марийской республики

Главная / Общество

Со смертью императора Коммода начались внутренние распри, войны между претендентами на престол, опиравшимися на те или иные легионы, расквартированные в провинциях, или на преторианскую гвардию в столице. Политическое равновесие между отдельными соперничавшими общественными силами, царившее в Риме эпохи Адриана и Марка Аврелия, отошло в прошлое. Одержавший победу над другими претендентами на власть Септимий Север повел в конце II - начале III в. политику, враждебную сенату, рассчитывая исключительно на поддержку со стороны войска. Распустив старую преторианскую гвардию, состоявшую из полноправных римских граждан, а создав новую, рекрутировавшуюся из солдат дунайских и сирийских легионов, а также сделав офицерское звание доступным любому выходцу из провинции, Септимий Север углубил начатый еще при Адриане процесс варваризации армии. Тот же политический курс - ослабление позиций сената и опора на войско - продолжил сын императора, Марк Аврелий Антонин Каракалла. Знаменитый эдикт Каракаллы 212 г., предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, явился завершением длительного исторического развития Римского государства от маленького замкнутого италийского полиса к универсалистской космополитической империи.

За убийством заговорщиками Каракаллы последовал недолгий период хаоса и распада в правление молодого, но развращенного и ненавистного всем императора Бассиана, прозванного Гелиогабалом за свою приверженность культу Солнца, который он хотел официально ввести в Риме вместо традиционной римской религии. Гелиогабал также погиб от рук заговорщиков, и только при его двоюродном брате, Александре Севере, наступило - впрочем, столь же недолгое - успокоение: новый император пытался достичь согласия с сенатом, усилить дисциплину в армии и одновременно снизить расходы на ее содержание, чтобы вообще ослабить ее роль в жизни государства. Понятно, что недовольство войска привело к новому заговору: в 235 г. Александр Север был убит, и с этого момента начался полувековой период политического хаоса, отмеченный борьбой за власть между различными претендентами, выходцами из простых солдат, опиравшимися только на их поддержку.

«Солдатские императоры сменяли друг друга на престоле с головокружительной быстротой и обычно погибали насильственной смертью, несмотря на то что некоторые из них, например Деций, Валериан и Галлиен, стремились как-то нормализовать обстановку. При этом они, как правило, апеллировали к старым государственным и религиозным традициям Рима, что приводило, в частности, к вспышкам гонений на христиан. Внутри- и внешнеполитическая ситуация оставалась крайне тяжелой: императорам приходилось не только давать отпор германским племенам франков, алеманнов, готов, но и бороться с узурпаторами, появлявшимися то здесь, то там в провинциях, где верные узурпаторам легионы провозглашали их императорами. В течение III в. многие провинции на продолжительное время вообще порывали всякие связи с Римом и становились фактически независимыми. Только в начале 70-х годов III в. императору Аврелиану удалось вновь подчинить власти Рима отпавшие провинции Галлию и Египет.

Справившись с этой задачей, Аврелиан начал именовать себя «восстановителем мира», а позднее приказал называть его «государь и бог», на что его предшественники не решались, опасаясь посягнуть на еще сильные в Риме республиканские, антимонархические традиции. На Марсовом поле был воздвигнут при Аврелиане храм Непобедимому Солнцу как высшему божеству и верховному покровителю государства. Но и присвоив себе титул «государя и бога», император не избежал общей участи римских правителей того столетия - в 275 г. он был убит заговорщиками, и политический хаос вновь воцарился на всей территории империи.

Распад государственной системы, внутренние междоусобицы, нападения германских племен и длительные безуспешные войны с персами, создавшими в III в. могущественную державу Сассанидов, - все это усугубляло острый экономический и социальный кризис римского общества, ставший очевидным еще на исходе предыдущего столетия. Коммуникации в империи стали ненадежны, что подорвало торговлю между провинциями, стремившимися теперь ко все большей хозяйственной самостоятельности и замкнутости, ограничивая масштабы производства размерами, достаточными лишь для удовлетворения потребностей своего населения.

Центральная власть испытывала хроническую нехватку средств, ибо расходы на содержание императорского двора, должностных лиц, армии опустошали казну, доходы же с провинций поступали нерегулярно. В провинциях, как уже говорилось, нередко всем заправляли узурпаторы, а не представители римских властей. Чтобы справиться с финансовыми трудностями, государство нередко прибегало к обесцениванию денег: так, уже при Септимии Севере содержание серебра в денарии сократилось наполовину, при Каракалле еще уменьшилось, а к концу III в. серебряный денарий был по существу медной, лишь слегка посеребренной монетой. Инфляция, обесценивание денег вызвали усиленную тезауризацию старой, полноценной монеты, т. е. ее накопление в кладах, многие из которых были позднее раскопаны археологами. О размерах таких кладов может свидетельствовать находка, сделанная в Кёльне: более 100 золотых монет и свыше 20 тыс. серебряных. Инфляции сопутствовал рост денежных вложений в приобретение земельных владений. Арендная плата за землю повышалась, что вело к разорению колонов, все больше вытеснявших из сельского хозяйства рабов; теперь колонам приходилось очень трудно, и многие из них оставили деревню. Эдикт Каракаллы, предоставивший права римского гражданства всему свободному населению империи, имел, несомненно, фискальные цели, а именно охватить всех подданных императора единой налоговой системой. Росло долговое бремя, стремительно повышались цены, количество же рабочих рук сократилось, ибо доставлять все новых рабов было уже неоткуда. К тому же усиление эксплуатации рабов и колонов вызывало с их стороны упорное сопротивление. Во второй половине III в. по всем провинциям империи, особенно в Африке и Галлии, прокатилась волна восстаний угнетенных и обнищавших низов. Восстания эти были наиболее ярким симптомом кризиса рабовладельческого общества.

Культура древнего Рима 3 века нашей эры

Клонясь к упадку, античный мир сумел, однако, создать в то время последнюю оригинальную философскую концепцию - неоплатонизм, явившийся как бы синтезом идеалистической греческой философии предшествовавших столетий. Основатель неоплатонизма - Плотин из египетского города Ликополь. Хотя сам он называл себя лишь толкователем, комментатором Платона, в действительности разработанная Плотином система, которую он позднее преподавал в Риме, была значительным развитием платоновского идеализма, обогащенного элементами стоицизма и пифагорейства, восточной мистики и синкретической философии Филона Александрийского. Плотин признавал единственным сущим некий трансцендентный абсолют - «единое», из которого, как свет из солнца, исходят все менее совершенные формы бытия - так называемые гипостазы: мир идей, мир душ и, наконец, мир тел. Цель жизни - возвращение человеческой души к ее источнику, т. е. познание ею «единого», слияние с ним, что достигается не путем рассуждения, но путем экстаза; сам Плотин, по его словам, испытывал такой экстаз несколько раз в жизни. Философия Плотина и его последователей-неоплатоников проникнута духом возвеличения аскетического, абстрактного, спиритуалистического и отрицания телесного, мирского. Учение это как нельзя лучше отражало атмосферу идеологического и социального кризиса и сразу получило широкое распространение во всей империи, оказав, в частности, сильное влияние на раннее христианство. Наряду с неоплатониками, остававшимися язычниками, как ученик Плотина Порфирий или Ямвлих, основатель и руководитель школы неоплатоников в Сирии, мы находим многочисленных неоплатоников также среди писателей христианских. Виднейшие из них - неутомимый и плодовитый Ориген Александрийский, отождествлявший вечный Логос, или Слово, с образом евангельского сына божьего Иисуса Христа, и ученик Оригена Дионисий Великий из Александрии.

На протяжении всего III в. христианство продолжало усиливаться, и жестокие репрессии, которые обрушили на приверженцев новой религии императоры середины III в., не смогли остановить его распространения. Наряду с писавшим по-гречески автором бесчисленных сочинений по христианской философии Оригеном появлялись первые латинские христианские писатели. Все они: и страстный, неистовый полемист, апологет христианства Тертуллиан, и изысканный Минуций Феликс, также написавший апологию христианства в форме диалога под заглавием «Октавий», и карфагенский епископ Килриан, неустанно боровшийся против еретиков за единство христианской церкви и поддержание церковной дисциплины, все они были уроженцами римской Африки, где возник важный церковный центр в Карфагене и где бурно развивались христианская философия и литература. Славилась и александрийская школа, выдвинувшая таких знаменитых христианских богословов, как Климент Александрийский и Ориген, написавший чуть ли не 6 тыс. книг по теологии, философии, филологии.

В то же время среди языческих авторов тех лет выдающиеся таланты стали очень редки. В историографии можно назвать разве что греческого историка Диона Кассия Кокцеяна из Вифинии, активного политического деятеля конца II - начала III в., составившего обширную «Римскую историю» в 80 книгах, ставшую для греческого читателя таким же исчерпывающим сводом знаний о прошлом Рима, каким была некогда «История» Тита Ливия дм читателя латинского. Произведение Диона Кассия всецело окрашено риторикой: драматическое изложение событий, нередко приукрашенных, шаблонные описания битв, пространные речи исторических персонажей и т. д. Значительно менее одаренным историком был грек Геродиан из Сирии, добросовестно и подробно, но без особенного литературного мастерства изложивший события, происшедшие в империи после смерти Марка Аврелия и до 238 г. Вклад латинских, писателей в историографию III в. был совершенно незначительным: мы не знаем в римской литературе тех десятилетий ни одного сочинения, подобного хотя бы «Жизни двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла.

Так же обстояло дело и в других областях культурной деятельности. Греческая «вторая софистика», расцвет которой пришелся, как уже говорилось, на эпоху Антонина Пия и Марка Аврелия, имела своим последним представителем ритора и писателя начала III в. Филострата Младшего. Он словно бы подвел итоги этому направлению интеллектуальной жизни, составив «Жизнеописания софистов» - из этой книги мы как раз и узнаем о многих из них. Филострат оставил, кроме того, интересный софистический трактат «О гимнастике». Как бы ни были скромны его заслуги в философии и риторике, стоит вспомнить, что в римской литературе III в. не было даже своего Филострата. Засуха поразила и поля латинской поэзии, да и греческая поэзия обогатилась тогда едва ли не исключительно поэмами Оппиана о рыбной ловле и охоте, написанными при Каракалле.

Столь же мало славных имен найдем мы в это время и в науке, если не брать юриспруденцию, где в III в. блистали выдающиеся правоведы Эмилий Папиниан, уроженец Сирии, много сделавший для систематизации понятий римского права, и его земляк Ульпиан, стремившийся свести воедино накопленные античными юристами трактовки самых разнообразных правовых вопросов. В эту же эпоху появилось обширное компилятивное сочинение грека Диогена Лаэрция (или Лаэртского) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» - ценнейший источник для истории греческой античной философии. В области филологии заслуживают внимания комментарии к поэзии Горация, составленные Акроном и Порфирионом.

Снижением художественного уровня отмечено и развитие изобразительных искусств. Многочисленные барельефы, представляющие сцены сражений, на арке Септимия Севера не связаны органично с архитектурой арки и не имеют больших художественных достоинств; скульптурная техника - жесткая, без нюансировок. Среди памятников пластики чаще всего встречаются мраморные саркофаги и погребальные урны, на которых изображены мифологические сцены и похоронная символика. Замечателен, однако, реализм скульптурных портретов того времени. Один из самых выразительных - мраморный бюст Каракаллы: скульптор мастерски отобразил энергию и решимость, но одновременно жестокость и грубость развращенного правителя. Кратковременный расцвет пластических искусств в середине III в. проявился также в портретах Галлиена и Плотина.

В архитектуре видно стремление к монументальности, о чем свидетельствуют хотя бы развалины просторных терм, построенных при Каракалле на южном склоне Авентинского холма. Войны, перевороты, финансовый кризис не способствовали активной строительной деятельности. Символом преодоления очередного внутреннего кризиса, но в то же время сохраняющейся нестабильности, охватившей всю империю, стали оборонительные стены Рима, воздвигнутые императором Аврелианом в 271 г. и тянущиеся вокруг столицы на протяжении 19 км. Характерны для того периода также величественная архитектура и скульптура провинциального города Пальмира в Сирии, соединившие в себе черты римского провинциального искусства с чертами искусства восточного с его пышной, даже избыточной орнаментикой, особой экспрессией в изображении лиц и стилизованной передачей одежд.

В свою очередь. Восток оставался источником религиозных влияний. Задолго до официального принятия христианства правящая верхушка империи начала стремиться к реорганизации культов, к введению единой государственной религии. Об этом, несомненно, думал и Гелиогабал, пытаясь утвердить в Риме культ сирийского бога Ваала, почитаемого как Непобедимое Солнце. Этому богу император хотел подчинить все иные божества, что выразилось, в частности, в перенесении в храм Ваала не только священного камня Великой Матери богов, но и различных святынь традиционной римской религии, таких, как щит салийских братьев или огонь богини Весты. Символом победы Ваала над Юпитером был тот факт, что в титулатуре Гелиогабала слова «жрец непобедимого бога Солнца» предшествовали словам «верховный понтифик». Империя ориентализировалась, и хотя после убийства Гелиогабала культ Ваала был упразднен, спустя несколько десятилетий в Риме возобладала та же тенденция к утверждению единой для всех религии, когда император Аврелиан вновь ввел культ Ваала как культ Непобедимого Солнца - верховного покровителя государства.

202
Север возвращается в Рим.

203
Консульство Р. Фульвия Плавтиана и П. Септимия Рета. Открытие Арки Септимия Севера в Риме. Ориген сменяет Клемента во главе школы катехетиков. "Страсть" Перпетвы.

203-204
Север в Африке.

205
Консульство Каракаллы и Реты. Убийство Плавтиана. В Египте родился Плотин.

208
Началось (с 208 по 211 г.) восстание в Северной Британии.

208
Север направляется из Рима в Британию.

211
Началось правление императора Каракаллы (с 211 по 217 г.), сына Септимия Севера.

212
Каракалла убивает Гету и становится единоличным императором (февраль). "Антонинова конституция". Восшествие на престол Артабана V.

212
Эдикт Каракаллы о даровании прав римского гражданства всем свободнорожденным жителям империи, кроме дедициев.

213
Война с германскими и придунайскими племенами. Каракалла одерживает победы над алеманнами.

214
Эдесса становится римской колонией.

215
Каракалла проводит зиму в Антиохии, а затем наступает к западным границам Адиабены.

215
Началась война (с 215 по 217 г.) с Парфией.

216
Родился Мани.

217
Убийство Каракаллы близ Карр (8 апреля), наступило междуцарствие - смена правителей за короткий отрезок времени (с 217 по 222 г.). Макрин становится императором, он терпит поражение близ Нисибина (лето).

218
Пришедший в 217 году на смену Каракаллы Опилий Маркин (не Север) был убит и его сменил Диадумениан (не Север), а затем Гелиогобал (Элагабал), правивший с 218 по 222 г.

218
Элагабал провозглашен императором в Рафанеях (16 мая) после того, как его сторонники разгромили Макроуна, который был умерщвлен. Элагабал проводит зиму в Никомедии.

219
Элагабал приезжает в Рим (конец лета).

220
Консульство Элагабала и Комазона.

222
Злагабал усыновляет своего двоюродного брата Алексиана в качестве цезаря под именем Марка Аврелия Александра. Убийство

222
Началось правление императора Александра Севера (с 222 по 235 г.) при регентах - мать, Юлия Маммея, бабка, Юлию Мэса, и юрист Ульпиан. Отношения с сенатом улучшились, проведены мероприятия по укреплению крупного землевладения.

223
Префект преторианской гвардии и юрист Ульпиан убит своими солдатами.

226
Арташир коронован и становится Царем царей Ирана.

229
Консульство Александра Севера и Кассия Диона.

230
Персы вторгаются в Месопотамию и осаждают Нисибин.

231
Александр Север отправляется из Рима на Восток (весна).

232
Неудачное наступление римлян против Персии. Ори- ген, изгнанный из Александрии, поселяется в Кесарее.

233
Александр возвращается в Рим.

234
Война против алеманнов. Максимин, фракиец, провозглашен императором войсками Паннонии.

235
Александр Север убит, династия Северов закончиалсь. Начался период правления "солдатских императоров" (с 235 по 284 г.). Первым стал Максимин Фракиец (с 135 по 238 г).

235
Максимин, утвержденный сенатом как император, наносит поражение алеманнам. Принятие постановлений против христиан.

236
Военные действия против сарматов и даков.

238
К власти пришли Гордианы. За год сменили друг друга Гордиан I, Гордиан II, Бальбин, Пуппиен, пока не укрепился Гордиан III (с 138 по 244 г), В Африке восстали колоны.

238
М. Антоний Гордиан, проконсул Африки, провозглашен императором и правит вместе со своим сыном. Их убивает легат Нумидии Капеллиан. Сенат назначает двух новых императоров - М. Клодия Пупиена Максима для командования легионами и Д. Целия Бальбина для управления гражданскими делами (16 апреля). Максимин убит во время осады Аквилеи (10 мая). Преторианцы убивают Пупиена и Бальбина и возводят на престол тринадцатилетнего Гордиана III. Нашествие готов через Дунай и нападение дакийских карпов. М. Туллий Менофил - правитель Нижней Мезии до 241 г.

240
Мани начинает проповедь в Иране. Шапур I сменяет Ардашира на иранском престоле.

242
Торжественное открытие военных действий против персов префектом преторианской гвардии Тимосфеном. Началась (с 242 по 244 г) первая война Сасанидского Ирана с Римом. Со смертью в 244 г. императора Гордиана III Рим потерпел поражение.

243
Победы Тимосфена над персами,

244
Убийство Гордиана III в Месопотамии. Филипп Аравитянин признан императором. Филипп заключает мир с персами и отправляется в Рим.

244
Началось правление Филиппа Аравитянина (с 244 по 247 г)

245
Войны на дунайской границе вплоть до 247 г.

247
Филиппу, сыну императора, пожаловано звание августа, Празднование тысячелетия Рима.

247
Убит Филипп Аравитянин (с 244 по 247 г) - править начал Филипп Младший (с 247 по 249 г)

248
Деций восстанавливает порядок в Мезии и Паннонии. "Против Цельса" Оригена.

249
Войска вынуждают Деция принять императорскую порфиру (июнь). Началось правление Деция (с 249 по 251 г) Филипп и его сын убиты в сражении с Децием близ Вероны (сентябрь). Возобновление нападений готов. Преследования христиан Децием вплоть до 251 г.

250
Эдикт против христиан и гонения христиан.

251
Поражение и смерть Деция и его сына Геренния Этруска на Дунае. Деций Траян был убит в сражении с готами (с 249 по 251 г), его сменил Деций Младший, а затем в том же году Герений и Гостилиан (два сына Деция) (май). Требониан Галл провозглашается императором вместе со вторым сыном Деция - маленьким ребенком Гостилианом, который вскоре умирает.

251
"Об ошибках" и "О единстве всеобшей церкви" Киприана. Волусиан, сын Галла, провозглашен августом.

252
Европейские провинции подвергаются нашествию готов и других варваров. Персы свергают с престола Армении Тиридата и продолжают нападать на Месопотамию.

253
Эмилиан провозглашается императором, но через три или четыре месяца его убивают собственные солдаты по получении известия о том, что рейнские легионы в Мезии объявили императором Валериаиа. Валериан при- бывает в Рим, и его сын Галлиен назначается сенатом вторым августом. Первый морской поход готов в Малую Азию. В Тире умер Ориген.

254
Маркоманны проникают в Паннению и совершают на- бег до Равенны. Готы опустошают Фракию. Шапур овладевает Нирибином.

255
Началась (с 255 по 260 г.) вторая война сасанидского Ирана с Римом.

256
Морской поход готов в Малую Азию.

257
Валериан начинает новые гонения на христиан - Очередной Эдикт против христиан и гонения христиан. Возобновляется вторжение персов.

258
От империи отпали Галлия, Британия, Испания. Образовалась Галльская империя во главе с Постуном, римским полководцем, узурпировавшим власть и убитым солдатами в 268 г.

258
Киприан принимает мученичество (14 сентября). Галлион побеждает алеманнов (или в 259 г.).

259
Дионисий I, епископ Римский.

260
Римляне потерпели поражение у Эдессы в ходе войны с Сасанидским Ираном (с 255 по 260 г.), император Валериан был взят в плен, где и умер.

260
Началось правление Галлиена (с 260 по 268 г.), сына и соправителя Валериан.

260 или 259
Галлиен прекращает преследования христиан. Марциан и Квиет провозглашены армией императорами на Востоке, Постум - в Галлии (или в 258 г.?). Восстания Ингенва и позднее Регалиана в Паннонии.

261
Марциан убит в сражении с Авреолом. Квиет казнен в Эмесе.

262
Оденат, царь Пальмиры, одерживает победы над Шапуром и персами. Открытие Арки Галлиена.

267
Готы вторгаются в Малую Азию. Оденат, царь Пальмиры, убит; его вдова Зеновия захватывает власть от имени своего малолетнего сына Вабаллата.

268
Большие силы готов на суше и на море воюют во Фракии, Греции и других местах. Галлиен одерживает победу при Наиссе в Мезии. Галлиен убит при осаде Милана (август). Клавдий становится императором и убивает Лереола. Синод в Антиохии объявляет Павла Самосатского еретиком.

268
Галлиен (правил с 260 по 268 г.) был убит. Императором стал Клавдий Готский (правил с 268 по 270 г.), первый из иллирийцев. Образовалось Пальмирское царство.

268\9
Постум убит.

269
Римляне одержали победу над готами при Наиссе. Наступление придунайских племен было остановлено, началось движение багаудов.

270
Клавдий умирает от чумы в Сирмии, в Паннонии (январь). Квинтйлл, его брат, избран сенатом императором, но Аврелиан успешно восстает против него. Победы Аврелиана над ютунгами. Пальмирские войска вступают в Александрию. Умер Плотин.

271
Аврелиан начинает сооружение новых стен вокруг Рима. Организованное переселение римлян из Дакии на южный берег Дуная. Аврелиан переходит в наступление против Зеновии.

272?
Умер Шапур I, которому наследует Хормизд I.

273
Аврелиан разрушает Пальмиру. Умер Хормизд I, которому наследует Варахран I.

274
Аврелиан подчиняет Тетрика и отвоевывает Галлию. Аврелиан празднует триумф в Риме и реформирует монетную систему. Храм Аврелиана, посвященный Богу-Солнцу в Риме.

275
Аврелиан убит во Фракии. Тацит объявлен императором (сентябрь).

276
Тацит умирает в Тиане; его брат Флориан захватывает власть; Флориан убит в Тарсе и его сменяет Проб. Варахран II вступает на престол Ирана.

277
Проб освобождает Галлию от германцев и готов.

278
Проб занимается умиротворением в Малой Азии.

282
Убийство Проба, которого, сменяет Кар (начало осени).

282
Правление императора Кара (по 283 г)

283
Война римлян с персами. После вторжения Кара в Месопотамию был заключен мир. Кар погиб от удара молнии; его сменяют его сыновья Карин - на западе и Нумериан - на Востоке.

283
Варахран II заключает мир с Римом. "Cynegetia" ("Охотничье искусством) Немесиана.

284
Началось правление императора Диоклетиана (с 284 по 305 г). Установление домината. Проведение военной реформы, увеличение армии до 450.000 человек, монетная, налоговая реформы, уменьшены размеры провинций.

285
Диокл побеждает Карина в битве при Марге; Карин убит одним, из своих офицеров. Диокл принимает имя Диоклетиана.

286
Максимиану пожалован титул августа после победы над багаудами в Галлии.

286
В Галлии и Африке начались (с 286 по 390 г) крестьянские восстания, которые были подавлены.

286-287
Восстане Караузия.

288
Диоклетиан заключает соглашение с Варахраном II и возводит Тиридата III на престол в Армении. Диоклетиан подавляет восстание в Египте.

289
Диоклетиан воюет против сарматов. Максимиан терпит поражение от Караузия.

292
Диоклетиан воюет против сарматов.

293
Константий и Галерий назначены цезарями соответственно на Западе и на Востоке. Константий отвоевывает Булонь у Караузия, которого убивает его совет- ник Аллект, продолжающий править Британией. Умер Варахран II. Варахрана III, царя Ирана, сменяет Нарсе I .

293
В империи была установлена тетрархия - правление четерех.

296
Константий отвоевывает Вритапию у Аллекта. Соглашение Галерия и Нарсе.

296
Началась война с персами, которая закончилась в 298 г. победой римлян. Влияние Рима в Иране упрочилось

297
Указ Диоклетиана против манихеев (31 марта), Восстание Домития Домитиана в Египте. Война Галерия против Ирана.

298
Диоклетиан в Египте.

Для того, чтобы восстановить экономику страны, нарушенную за время правления Цинь Шихуана, восстания и войны за престол, Гао-цзу пошел на уступки низам и ослабление налогового бремени. Он освободил на 12 лет воинов, пришедших вместе с ним в столичную область, а также семьи, в которых были новорожденные. Были объявлены также свободными те, кто вынужден был продать себя в рабство во время голода. Был снижен земельный налог, который составлял 1/15 урожая. Преемники Гао-цзу продолжали эту политику. В 156г. налог составлял 1/30 урожая, а в случае стихийных бедствий налоги вообще не взимались. Также Гоа-цзу не решился полностью восстановить административную систему. Семь наиболее крупных военачальников получили титул “вана”, а вслед за этим более 130 соратников Гао-цзу получили наследственные владения. Это помогло объединить страну. С одной стороны, был возрожден центральный административный аппарат, с другой – в каждом из наследственных владений были свои органы управления, которые назначались ваном.

После смерти Гао-цзу (195г. до н.э.) среди ванов выделился Лю Би, который в 154г. объединился с шестью другими ванами и двинулся с войском на столицу, однако потерпел поражение. Воспользовавшись удобным моментом, император Цзин-ди лишил правителей царств права назначать чиновников и запретил им иметь свое войско. Но наибольший шаг к укреплению централизованной власти был сделан при У-ди, время правления которого (140-87гг. до н.э.) было наивысшим расцветом империи. Он ввел новый порядок наследования статуса ванов и хоу, которые теперь передавались не старшему сыну, а делились между наследниками, что привело к уменьшению наследственных владений и ваны практически решили реальной власти.

У-ди было восстановлено ведомство инспекции, которые контролировали окружных чиновников. Изменилась и система назначения чиновников. Начальники округов должны были систематически рекомендовать кандидатов на замещение чиновничьих должностей из числа наиболее способных молодых людей. В столице была создана академия, выпускники которой, как правило, становились чиновниками. Изменения затронули и высших должностных лиц. Права первого министра были ограничены. У-ди сам контролировал деятельность администрации.

Была предпринята попытка унификации идеологии. Конфуцианство стало единой государственной идеологией. Однако это не было чистое конфуцианство, в него были привнесены некоторые положения легизма, прежде всего тезис о значении закона как средства управления страной. Добившись стабилизации внутри страны, У-ди обращает свои взоры за пределы своего государства.

В это же время один из предводителей сюнну Маодунь сумел объединить разрозненные племена в мощный союз. В 200г. до н.э. Гао-цзу попытался напасть на сюнну, но чудом избежал плена. Ханьские правители вынуждены были пойти на унизительный союз. У-ди решает покончить с этим положением. Военные кампании 127-119гг. до н.э. принесли первые победы ханьским войскам. Постепенно характер войны меняется: вместо оборонительной, какой она была вначале, она превращается в захватническую.

В это же время начинаются первые контакты Хань со странами “Западного края”. Готовясь к войне с сюнну, У-ди направил своего посла Чжан Цяня на поиски племен даюэчжи. Ему не удалось выполнить непосредственную миссию, однако он привез сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и других странах Средней Азии, с которыми позднее были установлены отношения. В Китай из Средней Азии проникают некоторые сельскохозяйственные культуры (виноград, бахчевые), музыкальные инструменты, а позднее – буддизм.

Расширение территории Хань на юго-западе было связано с поисками путей в Индию, о которой слышал во время путешествий Чжан Цянь. И хотя путь в Индию не был найден, к территории Хань были присоединены большие территории “юго-западных варваров”. Еще одним объектом экспансии становится Корейский полуостров, где создаются ханьские округа.

Такая захватническая политика не могла не привести к кризису. Для поддержания армии нужны были средства. И У-ди принимает предложение о введении государственной монополии на добычу соли и производство железных орудий. Вскоре после введения монополии против нее стали выступать многие государственные деятели. Результатом стала отмена монополий на производство и продажу вина, введенной в 98г. до н.э.

Одно из направлений экспансионной политики было создание на присоединенных землях системы военных поселений. Солдаты должны были нести службу на границе и в то же время заниматься земледелием. В 89г. до н.э. обсуждалось предложение организовать далеко на западе новые военные поселения. В манускрипте, изданном императором, от отклонил это предложение и признал, что завоевательная политика только утомила страну и раскаивается. Так закончился “золотой век У-ди”. Во второй половине 1в. до н.э. страна опять оказалась в кризисе.

Социально-экономические отношения . Высшую прослойку господствующего класса составляла титулованная знать. В эпоху Хань существовало более 20 рангов. Титул мог быть пожалован императором за заслуги, его можно было купить. Наиболее многочисленным был класс свободных простолюдинов, к которым относились прежде всего непосредственные производители-земледельцы, а также мелкие и средние ремесленники и торговцы.

Особое место занимали раб, которые были как частными, так и государственными (частные – разорившиеся простолюдины; государственные – родственники лиц, совершивших преступления). Дети рабов считались рабами.

Вместе с тем сравнительно легко можно было перейти из одного социального слоя в другой. Разбогатевший простолюдин мог купить себе любой ранг. Представители знати, вызвав неудовольствие императора, могли быть обращены в рабов. Наконец, раб мог рассчитывать на возвращение в число свободных. В 1в. до н.э. была широко распространена работорговля. Сделки по продаже рабов оформлялись официальным документом. Цены на рабов были очень высокими.

Существовало два вида налогов – поземельный и подушный. Если в начале империи Хань поземельный налог был снижен для восстановления экономики, то в 1 тыс. до н.э. положение изменилось. Поземельный налог платили землевладельцы, подушный же – непосредственные работники на земле. Подушный налог постоянно повышался, он выплачивался не зерном, а деньгами. Подушным налогом обычно облагалось население от 7 до 56 лет. Однако при У-ди его стали взимать с детей, начиная с трех лет.

Легализация купли-продажи земли приводит к обезземеливанию значительной части крестьян, которые вынуждены брать землю в аренду и платить половину урожая. Все большее распространение получает наемный труд. Идет процесс концентрации земли в руках крупных богачей.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация