Лицензия на экспертизу промышленной безопасности (ПБ). Как получить лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности Хотеть - не значит получить лицензию: требования к организациям

Главная / Общество

Подробное описание шагов в получении лицензии, список необходимых документов, описание упрощенного способа получения лицензии, а также ответственности за нарушение законодательства о лицензировании.

http://www.exceld.com/Inventor%20Services/Licensing.jpg"/>Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не установлено вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего Федерального закона федеральными законами.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
  • К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии.

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • перевозки морским транспортом грузов;
  • перевозки внутренним водным транспортом грузов;
  • перевозки воздушным транспортом грузов;
  • перевозки железнодорожным транспортом грузов;
  • перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;
  • транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа. При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. В заявлении указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей либо со дня изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности такой правопреемник вправе подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений.

Уведомление об отказе в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, направляется (вручается) лицензиату или его правопреемнику в письменной форме с указанием причин отказа.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления. В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата. Размер указанной платы устанавливается Правительством Российской Федерации и не может превышать одну десятую минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Суммы указанной платы зачисляются в соответствующие бюджеты.

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

За осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии по законодательству РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Уголовная ответственность определена в ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство» для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций. Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Административная ответственность влечет наложение на граждан и должностных лиц штрафных санкций. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации:

осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

Что касается гражданско-правовых последствий, то все сделки, заключенные предприятием (предпринимателем) при отсутствии лицензии, могут быть признаны недействительными, независимо от признания их таковыми судом, как несоответствующие требованиям закона или иных правовых актов. Предприятие за осуществление деятельности без лицензии может быть ликвидировано в судебном порядке.

1. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются:

1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;

2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), данные документа , удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

5) реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;

6) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

2. В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

3. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

(см. текст в предыдущей редакции)

2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) опись прилагаемых документов.

4. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.

5. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

6. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью соискателя лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение получения соискателем лицензии такой копии и подтверждение доставки указанного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 настоящей статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения соискателем лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

И настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям настоящей статьи. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.

11. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет соискателю лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых к нему документов или уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения соискателем лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательство, регулирующее в России сферу образовательных услуг, в последние годы весьма существенно изменилось. С одной стороны, теперь обучение могут осуществлять не только государственные учреждения, но и коммерческие организации, с другой же, было введено обязательное лицензирование любой подобной деятельности. Именно поэтому особую актуальность приобрел вопрос, нужна ли образовательная лицензия в том или ином случае.

Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

Законодательные акты, определяющие необходимость образовательной лицензии

Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:

  • Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
  • Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
  • Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года

В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.

Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.

Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия

Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.

Дошкольное и среднее общее образование

Вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.

Профессиональное образование

Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:

  • среднее профессиональное;
  • высшее с присвоением степени бакалавра;
  • высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
  • высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).

Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.

Дополнительное профессиональное образование

Данный вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является:

  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.

Профессиональное обучение

Образовательные услуги по профессиональному обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ:

  • подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
  • переподготовка рабочих и служащих;
  • повышение квалификации рабочих и служащих.

Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.

Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется

В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ли­цензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензионные требования и условия - совокупность установ­ленных положениями о лицензировании конкретных видов дея­тельности требований и условий, выполнение которых лицензиа­том обязательно при осуществлении лицензируемого вида дея­тельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятель­ности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, оборо­не и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В ст. 17 ФЗ приведен перечень видов деятельности. Извлечения из перечня видов деятельности, на которые требуется получение лицензии, представлены в прил. XIII.

Для получения лицензии соискатель представляет в соответ­ствующий лицензирующий орган:

заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, дан­ных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятель­ности, который юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которо­го будет осуществляться указанный вид деятельности;

копии учредительных документов и копию свидетельства о го­сударственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заве­рены нотариусом) - для юридических лиц;

копию свидетельства о государственной регистрации граждани­на в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлени­ем оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;

копию свидетельства о постановке лицензиата на учет в нало­говом органе;

документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соис­кателя лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о ли­цензировании конкретного вида деятельности может быть пред­усмотрено представление иных документов, подтверждающих со­ответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принима­ется в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости проведе­ния дополнительной, в т.ч. независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного зак­лючения, но не позднее 60 дней со дня подачи заявления. В от­дельных случаях, в зависимости от сложности и объема подлежа­щих экспертизе материалов, срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно про­длен до 30 дней.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется зая­вителю в письменном виде в трехдневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причин отказа.

Действие лицензии на осуществление промышленной и транс­портной деятельности на данной территории (согласно Приказу МЧС России от 15.8.95 г. № 569) может быть частично или полно­стью ограничено на основании результатов государственного над­зора в области защиты населения и территорий от ЧС в случаях:

возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью населения, состоянию окружающей природной среды и порядку хозяйственной деятельности на территории, обусловленной дан­ной промышленной и транспортной деятельностью;

предоставление недостоверной информации в Декларации без­опасности;

неоднократные нарушения установленных требований по за­щите населения и территорий от ЧС;

возникновения ЧС (техногенной, природной ЧС, военных дей­ствий и др.);

невыполнение других условий, определяемых постоянно дей­ствующими органами управления, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создаваемых при органах исполнительной власти субъектов РФ.

Частичное ограничение действия лицензии заключается в требо­ваниях устранения выявленных недостатков в указанные сроки и требованиях выполнения указаний по проектированию, строи­тельству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, выводу из эксп­луатации поднадзорных и подконтрольных объектов в указанные сроки, которые даются в пределах предоставленных прав и ком­петенции.

Полное ограничение действия лицензии заключается в решении об ограничении, приостановлении, прекращении работы пред­приятий промышленности и транспорта и любой деятельности, осуществляемой с нарушением требований в области защиты на­селения и территорий от ЧС.

Срок действия лицензии зависит от специфики вида деятель­ности, но составляет не менее пяти лет. Может выдаваться лицензия и на срок менее трех лет, но только по заявлению лица, обра­тившегося за ее получением. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Пе­редача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещена.

Лицензия выдается после представления заявителем докумен­та, подтверждающего ее оплату.

В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляет­ся на нескольких территориально обособленных объектах, лицен­зиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Копии лицензий регистрируются органом, уполномоченным вести лицензионную деятельность.

При ликвидации предприятия или прекращении действия сви­детельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, изменения наименования юридиче­ского лица, изменения паспортных данных физического лица, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать за­явление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятель­ность на основании ранее выданной лицензии, в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения.

Если лицензия получена на территории иных субъектов РФ, то деятельность на основании ее может осуществляться после ре­гистрации лицензии органами исполнительной власти соответ­ствующих субъектов РФ.

Органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятель­ности, приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в случаях:

представления владельцем лицензии соответствующего заяв­ления;

обнаружения недостоверных данных в документах, представ­ляемых для получения лицензии;

нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельнос­ти предприятия, организации, учреждения, а также физическо­го лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в соответствии с законами РФ;

ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельно­сти, в трехдневный срок со дня принятия решения о приостанов­лении действия лицензии или о ее аннулировании в письменном виде информирует об этом решении лицензиата и органы Госу­дарственной налоговой службы РФ.

В случае изменения обстоятельств, повлекших приостановле­ние действия лицензии, действие лицензии может быть возоб­новлено.

Органы исполнительной власти субъектов РФ приостанавли­вают действие на своей территории лицензий, выданных орга­нами исполнительной власти иных субъектов РФ, также в слу­чаях:

если лицензия не зарегистрирована на данной территории;

невыполнения лицензиатом требований, установленных в со­ответствии с законодательством РФ для осуществления соответ­ствующего вида деятельности.

В этом случае в трехдневный срок об этом информируется орган, выдавший лицензию, органы Государственной налоговой службы РФ и лицензиат.

Все органы, уполномоченные на ведение лицензионной дея­тельности, ведут реестры выданных, зарегистрированных, при­остановленных и аннулированных лицензий, а также осуществля­ют контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицен­зией. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, могут быть обжалованы в установ­ленном порядке в судебные органы.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация