Кто следит за ремонтом дорог. Кто отвечает за дороги в городе. Кто отвечает за дорогу во дворе

Главная / Общество

https://www.сайт/2017-03-20/eksperty_rasskazali_pochemu_uvelichenie_shtrafov_dlya_chinovnikov_za_plohoe_soderzhanie_dorog_vryad_

«Мэры будут больше тратить денег на юристов, чем на дороги»

Штрафы для чиновников за плохое содержание дорог увеличат, но это вряд ли принесет пользу

В России вступают в действие поправки в Административный кодекс, которые заметно ужесточат ответственность чиновников за плохие дороги. Гаишникам теперь станет проще выписать штраф конкретному должностному лицу, призванному следить за состоянием дорожного покрытия. При этом сами штрафы вырастут даже не в разы — если раньше речь шла о сумме в 2-3 тысячи рублей, то теперь оштрафованному чиновнику придется заплатить от 20 до 30 тысяч. Новых порядков в местных администрациях ждут с плохо скрываемым скепсисом, и это разделяют эксперты: закручивание гаек вряд ли улучшит состояние и безопасность дорог, зато может создать новые проблемы.

Принятый в начале марта пакет поправок в целый ряд статей КоАП РФ заработал в минувшие выходные. Законодатель рассчитывает, что эти изменения расширят возможности ГИБДД воздействовать на дорожные службы и на собственников дорог общего пользования. В городах и районах таковыми выступают местные администрации, где определены ответственные за то, чтобы местные дороги соответствовали нормативным требованиям, а значит, были безопасными.

Раньше ГИБДД было сложно наказать тех, кто плохо справляется с грузом ответственности. Максимум, что могли сделать гаишники, — выписать предписание по поводу «ненормативной» выбоины в дорожном покрытии или, скажем, открытого люка. При этом распространена была практика, когда муниципалы вовсе не реагировали на эти предписания или отделывались обещанием все исправить. Ускорить реакцию могло обращение органа ГИБДД в местную прокуратуру. Но пока шла межведомственная переписка, истекали сроки действия предписания, так что работу приходилось начинать сначала.

Теперь отмахнуться от «писем счастья» из ГИБДД местным чиновникам станет сложнее.

Во-первых, вступающие в силу поправки позволят сотрудникам ГИБДД прямо на месте не только выдать предписание, но и подвергнуть штрафу должностное лицо, ответственное за состояние дороги. Причем если раньше речь шла о наказании в 2-3 тыс. рублей, то теперь придется платить штраф в размере от 20 до 30 тысяч. Юридическое лицо — то есть местная администрация — заплатит до 300 тыс. рублей. Если же окажется, что яма или какой-то другой дефект в дорожном полотне привели к серьезным последствиям (понятно, что речь идет о ДТП), то платить придется еще больше: размер штрафа для ответственного чиновника возрастет до 50-100 тыс. рублей, а для администрации, на чьем балансе оказался аварийный участок улично-дорожной сети, — до 400-500 тыс. рублей.

В Росавтодоре отреагировали на мнение, что на дороги нет денег из-за Крымского моста

Во-вторых, невыполнение предписания от ГИБДД тоже сильно «подорожает» в цене. Если раньше чиновник мог отделаться штрафом в 300-500 рублей, то теперь за это придется заплатить от 30 до 50 тысяч! При повторном таком нарушении в течение года должностному лицу грозит дисквалификация на срок до трех лет. Так что понятно, почему закон, вводящий в действие все эти драконовские наказания, сейчас под лупой изучают в местных администрациях.

Особенно тревожатся в малых городах и сельских поселениях, у которых меньше всего финансовых возможностей содержать дороги в нормативном состоянии. Впрочем, и в городах побольше поправки по тем же — финансовым — причинам не вызывают воодушевления.

Муниципальные бюджеты в настоящее время настолько малы, что органы местного самоуправления вынуждены экономить буквально на всем, констатирует исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов. В этой ситуации, по его словам, зачастую и речи быть не может о капитальном ремонте муниципальных дорог, максимум — о ямочном ремонте, да и то на самых критических участках дорожной сети.

«В 2016 году администрация получила 70 предписаний ГИБДД по приведению дорог в нормативное состояние, причем некоторые предписания состояли из более 10 пунктов, с обозначением конкретных работ», — рассказал сайт вице-мэр одного из городов Свердловской области с населением чуть более 60 тыс. жителей. По словам чиновника, штрафов на администрацию выписали на 300 тысяч, еще два штрафа — на общую сумму 4 тыс. рублей — выписали ему самому как должностному лицу.

При этом, говорит собеседник, объем средств, запланированных в бюджете городского округа на 2017 год по «дорожной» статье, в 13 раз меньше нормативной потребности.

Финансирование не покрывает даже нормативов содержания дорог, не говоря об их ремонте. При этом никто не отменял необходимость развивать дорожную сеть: даже в условиях кризиса строительство жилья и других объектов в городе продолжается, увеличивая обязательства муниципальных властей.

Как в этих условиях сложится новая административная практика, вице-мэр не берется даже предположить. «Я посмотрел — размеры штрафов больше, чем моя зарплата. Мне это разорение зачем? Еще и дисквалификация. Если я пойму, что мне останется только уволиться, я это сделаю без колебаний», — сказал чиновник, заметив, что исход кадров из местного самоуправления может оказаться массовым, в чем вряд ли заинтересовано государство.

«Я бы еще понял, если бы речь шла о санкциях в отношении подрядных организаций, которые недобросовестно следят за качеством дорог. Но какой смысл ужесточать ответственность для местных бюджетов, в которых и так нет денег на дороги?» — недоумевает Юрий Гурман, руководитель Ассоциации городских и сельских поселений Челябинской области. По его словам, сельские поселения в этой части хотя бы защищены федеральным законом, который передал вопрос ремонта и содержания дорожной сети в ведение муниципальных районов, в чей состав они входят. Если региональный законодатель не пошел на дополнительное регулирование этого вопроса, а между районом и поселениями в его составе не было заключено особых соглашений, то сельские главы избавлены от дамоклова меча предписаний и штрафных санкций за их невыполнение. С городскими поселениями все сложнее — вопрос с дорогами остается их головной болью, притом что и размер проблемного хозяйства в городах куда значительнее.

Есть еще один нюанс, обращает внимание Юрий Гурман. В 2015 году принята норма (Пункт 4. Статья 24.5. КоАП РФ), которая освобождает от ответственности местные администрации и должностных лиц, если выяснится, что они требовали денег на реализацию своих полномочий, но бюджетные средства не выделялись. «По сути, вооружившись этой бумагой, можно отбиваться от любых проверяющих и надзорных органов, не только от автодорожной инспекции, — рассказал сайт председатель депутатского собрания одного из сельских поселений на юге Урала. — Мы, например, так успешно отразили атаку Госпожнадзора, который указал нам на отсутствие пожарного водоема на территории поселения. Мы предъявили в суде бумагу о том, что просили денег на это в районе, а нам за отсутствием средств отказали. В итоге суд освободил нас от ответственности».

Похоже, что дело идет к тому, что грамотные и опытные главы просто начнут тратить больше денег на хороших юристов, чем на плохие дороги, мрачно шутит глава районного центра Касли в Челябинской области Юрий Скулыбердин. В противном случае размеров штрафов не выдержат не только сами чиновники (которых, кстати, с хорошей квалификацией, на невысокие зарплаты днем с огнем не заманишь), но и местные бюджеты.

По мнению главы поселения, важно учитывать и то, что новые положения Административного кодекса могут заметно возвысить роль полицейского начальства на местах.

Иными словами, если руководителю городского или районного отдела ГИБДД (или кому-то, кто имеет на него влияние) вдруг захочется свести счеты с местной администрацией, его возможности теперь трудно переоценить.

Тем более на подходе и другие поправки, ужесточающие требования к соблюдению различных ГОСТов при эксплуатации улично-дорожной сети в населенных пунктах и за их пределами. А о том, что гипотетический конфликт на самом деле не такая уж и редкость, свидетельствует пример того же Екатеринбурга, где дают о себе знать давние разногласия между мэрией и руководством областного управления ГИБДД.

«На мой взгляд, новые размеры штрафов не чрезмерны, однако не думаю, что увеличение штрафов вообще способно стимулировать ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии», — считает Олег Иванов из Совета муниципальных образований Московской области. Плохое состояние дорожного покрытия он называет комплексной проблемой, первопричина которой все-таки не безответственность чиновников, а особенности российского законодательства. Пока победу в конкурсах на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд будет обеспечивать минимальная предложенная цена, трудно требовать от чиновников обеспечивать привлечение на дорожные объекты подрядчиков с высоким качеством выполнения.

Жители Челябинска просят поставить светофор на опасном перекрестке

Сергей Воронин, адвокат АНО Экспертный центр «Консультант», согласен с тем, что от увеличения штрафов, от которых грамотные и опытные чиновники по-прежнему смогут уходить, вряд ли будет толк. Куда эффективнее было бы развивать институт дисквалификации и запрета на работу для тех, кого поймали на плохом качестве дорожных работ.

А Юрий Гурман, который в своем регионе продолжает борьбу за восстановление прямых выборов муниципальных руководителей, а на федеральном уровне бьется за расширение финансовых основ местного самоуправления, убежден, что можно было бы и вовсе обойтись без штрафов. «В нормальной системе у местных властей есть возможность за счет средств местного бюджета решать вопросы обустройства того места, где проживают и избранный жителями глава, и избранные жителями депутаты, и то население, которое избирало эту местную власть..

По данным «Российской газеты» , которая на днях опубликовала вступающие в силу поправки, только в январе 2017 года в России зарегистрировано более 6 тыс. ДТП, причиной которых стало несоблюдение требований к безопасному состоянию дорог. Причем речь идет только о тех авариях, в которых пострадали люди. В ГИБДД констатируют, что это на 8% больше, чем в прошлом году. Точно так же, на 8,8%, возросло число ДТП с гибелью людей (643 человека). Когда снег со льдом сходят с дорог вместе с асфальтом, принятие очень жестких мер в отношении тех, кто отвечает за состояние дорог, как нельзя кстати, убеждено издание. Но приведет ли пакет поправок к ожидаемому эффекту, большой вопрос.

Новости России

Россия

Россияне высказались по поводу идеи о запрете гаджетов в школах

Россия

В Якутске впервые будет рассмотрено дело о злоупотреблении свободой информации

Россия

Осужденный по делу «Нового величия» Ребровский заявил, что сознался под давлением

Россия

Названы регионы с самым богатым и самым бедным населением

Россия

В Архангельске прекращено дело о неуважении к судье, в Кемерове - заведено об оскорблении

Россия

Мужчина прыгнул с Парящего моста в парке «Зарядье» на автомобиль

Россия

Руководство ГИБДД Кабардино-Балкарии обвинили в создании преступного сообщества и взятках

Россия

Российский космонавт заявила, что видела с борта МКС обстрел Донбасса ВС Украины

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2015 № 380.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок;
систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих
в автоматическом режиме;
выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
применение мер административного воздействия в соответствии
с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам исполнения государственной функции могут приниматься следующие решения:
о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о выдаче требования о прекращении противоправных действий;
о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
о внесении руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
о внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;
о вручении (направлении) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя);
о направлении информации в органы прокуратуры - о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря
1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт
и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, а к состоянию улиц и дорог населенных пунктов – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Основные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог следующие.
Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Формирование снежных валов не допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
на тротуарах.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.
Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. В случае, если указанные действия повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частями 27, 28 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; повторное в течение года совершение такого административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Установка светофорных объектов осуществляется на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных вышеуказанными органами, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Пешеходные переходы устраиваются на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям.
Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», разметкой 1.14.1 «зебра», стационарным наружным освещением.

Здравствуйте Владимир. уточните пожалуйста, дорожная организация муниципальная или нет, т.е. ее учредителем является муниципальный район или нет? Для рассмотрения вопроса необходимо обратиться к положениям федерального законодательства.

В соответствии со статьей 14 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. К вопросам местного значения городского поселения относятся:
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения , а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
4. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Т.е. напрямую, вопросы касающиеся состояния дорог не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений, как видно это из вышеприведенной статьи пункт 5 не отнесен к вопросам местного значения сельских поселения, а именно данный пункт регулирует обязанность несения контроля за сохранностью дорог местного значения, только если они самостоятельно не отнесли данный вопрос к вопросам местного значения и внесли соответствующие положения в устав сельского поселения.

Это значит, что по федеральному закону, это вопрос не сельских поселений, а вопрос местного значения муниципального района, т.е. не сельской, а районной администрации и именно к ней необходимо предъявлять соответствующие требования, если Вы считаете, что свои обязанности ею выполняются не в полной мере или совсем не выполняются.

Фото Илья Безручко

Автомобильные пути сообщения между российскими городами, поселками и деревнями отличаются не только качеством покрытия и количеством выбоин, но и собственником. К слову, первое от второго, зачастую, зависит напрямую. Сегодня мы расскажем, в чем же разница.

Бывает так: едешь ты по дороге, едешь, а она внезапно заканчивается. Вернее начинается нечто, состоящее больше из выбоин, нежели из асфальта. В этой ситуации, чтобы в будущем сохранить подвеску своего авто, не лишним будет включить гражданское самосознание и обратиться к властям, чтобы те, несмотря на отговорки об отсутствии денег, выполнили ремонт. Да-да, это работает! Но для начала лучше знать, куда именно обратиться. Давайте разберемся, какие бывают в России дороги, и кто за них отвечает.

На первый взгляд, структура проста и понятна, но, как показывает практика, даже журналистам ведущих изданий не сразу удается в ней разобраться. Пару лет назад на пресс-конференции с главой Росавтодора некое уже далеко не юное создание выдало: «Роман Владимирович, на этот раз мы все выучили, чтобы без ошибок. Прокомментируйте ход ремонта на трассе М-4». Юмор в том, что за эту дорогу отвечает совершенно другое ведомство – Госкомпания «Автодор». Но, обо всем по порядку.

Росавтодор

Полное название – Федеральное дорожное агентство, сокращенно ФДА или Росавтодор. Подчиняется непосредственно Министерству транспорта. В ведении Росавтодора порядка 50 тысяч километров дорог, из которых около 20 тысяч – международные транспортные коридоры. Это федеральные автомобильные дороги, соединяющие крупнейшие города страны, а также ведущие за границу. Причем их число и протяженность не постоянны – после определенных процедур региональные дороги могут получить федеральный статус, и наоборот. К этому часто прибегают, чтобы привести «убитую», но приобретающую значимость дорогу в нормальное состояние.


Федеральная трасса М-10 «Россия»/фото Илья Безручко

Главная задача ведомства в последние годы заключалась в приведении всей своей сети к нормативам. Говоря простым языком, основные силы направлены на то, чтобы сделать дороги ровными, безопасными и долговечными, способными принять современный трафик. Для этого покрытие старых дорог ремонтируют, иногда капитально, с усилением основания. Порой дело доходит до реконструкции – то есть дорогу фактически перестраивают заново. Но самое главное – федеральные дорожники начали более тщательно следить за содержанием вверенной им сети. Это предполагает не только своевременное латание ям, но и много других технологических и технологичных операций, в том числе превентивных, чтобы предотвратить появление выбоин. Сегодня на эти цели – на ремонт и содержание дорог – уходит около половины бюджета ФДА. Кстати, деньги в полном объеме (согласно нормативу) на выполнение этих работ, впервые в истории новой России начали выделять всего года четыре назад. Но финансовую сторону мы рассмотрим ниже.

Как уже сказано, качеством дорог федеральные дорожники всерьез озаботились не так давно. Сюда же можно присовокупить и работу по внедрению новых технологий и обновлению нормативно-технической базы, то есть правил, как строить и ремонтировать автотрассы. Зачастую в ситуации, которую мы рассмотрели в самом начале статьи, «хорошая дорога» – это именно федеральные участки, а «выбоины» находятся в ведении региональных или муниципальных властей. Кстати, федеральные дороги можно определить не только по качеству – на километровых столбиках под цифрой с 2012 года находится надпись «Росавтодор».

Регионы и муниципалитеты

По протяженности эти дороги занимают первое место. В совокупности их в России порядка полутора миллионов километров. Региональные дороги обычно соединяют крупные населенные пункты субъекта федерации, а муниципальные находятся в населенных пунктах, или непосредственно ведут к ним. И состояние этих дорог самое плачевное. Главная причина как раз в том, что денег на них не хватает. Но, как мы обещали выше, денежный вопрос мы рассмотрим отдельно, потому как система финансирования дорожного хозяйства представляет особый интерес.


Участок трассы между Петрозаводском и Выборгом/фото Илья Безручко

За региональные дороги обычно отвечают местные министерства транспорта (могут быть вариации в названии, но подчиняются они непосредственно правительству субъекта федерации), а за муниципальные – местное самоуправление. Например, если это город, то в структуре администрации должен быть специализированный отдел, а если поселок, то можно смело идти к главе поселения.

Беда с этими дорогами в том, что их много, протяженность большая, бюджет невелик, зачастую на это накладывается недостаточно высокая квалификация заказчика, и, как следствие, низкий уровень качества выполняемых работ подрядчиком при отсутствии должного контроля. Но опять же от региона к региону ситуация может меняться кардинально, очень многое зависит от грамотности и мотивированности руководящего состава.

Стоит отметить, что федеральные дорожники с региональными периодически контактируют. Так через ФДА организован процесс софинансирования, то есть из федерального бюджета выделяются суммы, покрывающие часть расходов регионов на строительство крупных объектов, например мостов. Или же оказывают помощь, когда ситуация с дорогами совсем аховая.

Необходимо также упомянуть один важный проект под названием «Безопасные и качественные дороги», который был запущен год назад. Идея его состоит в том, чтобы привести в порядок пути сообщения в трех десятках агломераций с населением свыше 1 млн человек. Половину денег выделяет регион, половину федерация, контроль берет на себя Росавтодор. Но этот проект требует отдельного рассмотрения. Кстати, следует упомянуть еще одного игрока на федеральном поле…

Госкомпания «Автодор»

Полное название – Государственная компания «Российские автомобильные дороги», или же Госкомпания «Автодор». Сокращение «ГК» представители этой структуры недолюбливают, путаница с Росавтодором (эту ошибку допускают в именовании даже некоторые губернаторы) вызывает вполне обоснованное негодование.


Строительство М-11/фото Илья Безручко

«Автодор» создали около семи лети назад специальным федеральным законом в общем-то для одной цели – начать строить в России платные автодороги, а заодно внедрять в отрасли передовые технологии, с чем компания успешно справляется. Конечно, это крайне грубое упрощение, но оставим этот тезис без расшифровки, иначе придется писать отдельный материал.

Далеко не все дороги, которыми управляет «Автодор» платные. Госкомпании передали в доверительное управление федеральные дороги М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», часть малой бетонки А-107. Постепенно «Автодор» их перестраивает, преимущественно организуя платные участки скоростных магистралей. Кроме того на основе государственно-частного партнерства «Автодор» строит новые трассы: М-11 «Москва – Санкт-Петербург », а также очередное кольцо вокруг столицы – ЦКАД. Частично «Автодор» будет заниматься новым международным транспортным коридором «Европа – Западный Китай».

Важно упомянуть инновационную деятельность Госкомпании. Сегодня «Автодор» аккумулирует в себе лучший зарубежный и отечественный опыт строительства дорог. И их дороги, особенно новые, можно считать самыми лучшими в стране. Но это не мудрено – все новые платные дороги соответствуют высшей технической категории Iа, которая по ряду параметров строже, чем у немецких автобанов.

К слову, сейчас Гокомпания разрабатывает концепцию строительства скоростного автодорожного каркаса России, который представляет собой сеть скоростных автодорог, которые свяжут все наиболее крупные промышленные центры страны.

Платные автодороги – отдельная категория. Строятся они на основе различных моделей государственно-частного партнерства. И помимо «Автодора» в стране есть несколько таких крупных примеров. Самый яркий – Западный скоростной диаметр в Петербурге. При этом автомобили поехали по мосту через Каму в Удмуртии, запущен проект строительства обхода Хабаровска, на низком старте возведение четвертого моста в Новосибирске. Число таких объектов, проезд по которым будет платным, а при их строительстве используются частные деньги, будет лишь увеличиваться. Вкладываться в инфраструктуру рискованно, но выгодно.


Западный Скоростной Диаметр/фото Илья Безручко

Здесь выбоин, пожалуй, и не встретишь. За состоянием дороги следит специальная организация – оператор (впрочем, это справедливо и для объектов «Автодора»), главная цель которой сделать проезд по трассе максимально безопасным и комфортным. Иначе зачем платить за проезд по такой дороге.

Деньги есть

А теперь о самом интересном – о денежках! Не будем развязывать полемику на тему, что «все врут», вернее – «все крадут», остановимся непосредственно на системе. В России с 2013 года введен институт дорожных фондов. Это обособленная, так называемая «окрашенная» часть бюджета – средства, которые можно потратить только на дороги. Формируется он из разных источников (их около полутора десятков), но главные из них – акцизы на ГСМ и транспортный налог. Дорожные фонды разделяются на федеральный, региональные и муниципальные.


фото Илья Безручко

То есть у каждого владельца дорог есть свой мешочек с золотом, которое можно и нужно (в соответствии с законом) потратить только на дорожное хозяйство. Вот только федеральный дорожный фонд пополняется в требуемом объеме, а у регионов ситуация сложнее – дорожные фонды субъектов наполняются в среднем около трети от норматива. Но при этом наблюдается странная штука – многие регионы часть «дорожных» денег тратят совсем на другие нужды, например, на социалку, а в сторону федерального бюджета не устают повторять избитое «дайте денег». Муниципальные дорожные фонды – также обособленные финансовые мешочки, часть денег в которые должен выделять регион. И здесь тоже многое зависит от знаний, умений и активности чиновников, от чего напрямую зависит эффективность управления местными дорогами.

Так что, если видите яму – узнайте, на какой дороге вы находитесь, опознайте ближайший километр, и сообщите об этом владельцу дороги. Впрочем, обращаться следует не только в организацию, которая отвечает за конкретный участок трассы, но и в контролирующие органы. На всякий пожарный.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация