Эволюция службы экономической безопасности. Кого и почему проверяет оэбипк Отдел полиции г.п. Лесной Городок

Главная / Общество

Всем, конечно же, хорошо известно, что в системе органов внутренних дел настало время больших перемен. Какие-то службы упраздняются, какие-то реорганизовываются. Череда реформ и преобразований не обошла стороной и борцов с экономическими преступлениями. О структурных изменениях службы, о работе её сотрудников в новом формате - наш сегодняшний разговор с исполняющим обязанности начальника ОЭБ и ПК УВД по СВАО подполковником полиции Сергеем Жуковым.

Сергей Александрович, ваше подразделение сейчас самое молодое в системе столичного главка. Его аббревиатура пока ещё звучит столь непривычно, что хочется по старинке вместо ОЭБ сказать ОБЭП. Но ведь разница не только в смене вывесок?
- Несомненно. Бывший ОБЭП занимался экономическими и должностными преступлениями, а ОНП - налоговыми и экономическими преступлениями. Происходило определённое дублирование. 15 ноября 2010 года приказом начальника ГУВД по городу Москве № 970 обе эти службы были реорганизованы в единое подразделение, которое получило нынешнее название. Структура ОЭБ такова. Вместо прежних четырёх ОРЧ ОБЭП и трёх ОРЧ ОНП стало четыре ОРЧ по следующим направлениям. 1-я ОРЧ занимается преступлениями в финансово-кредитной сфере и отвечает за незаконный оборот драгметаллов и камней, рейдерство, а также незаконный игорный бизнес. Задача сотрудников 2-й ОРЧ - предотвращать и раскрывать преступления в сфере потребительского рынка. На 3-ю ОРЧ возложено пресечение преступлений в сфере ЖКХ, ТЭК и нецелевое использование бюджетных средств, в том числе выделенных на приоритетные национальные проекты. 4-я ОРЧ занимается выявлением преступлений в налоговой сфере. Также в структуре ОЭБ есть ещё отделение по борьбе с коррупцией.
- Вы исполняете функции руководителя уже три месяца, есть какие-то резуль-таты?
- Да. Даже несмотря на почти 30-процентное сокращение штата отдела, с начала года нами выявлено 299 отдельных уголовных дел, что по нагрузке на одного оперуполномоченного превышает не только среднегородской показатель, но и аналогичный показатель прошлого года. К уголовной ответственности привлечено 126 лиц, из которых 106 обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. На сегодняшний день это одни из лучших показателей среди подразделений экономической безопасности главка. Особо горжусь тем, что нам удалось отойти от практики и удержаться от соблазна улучшать свои результаты за счёт только эпизодов по уголовным делам и твёрдо встать на путь строгого соблюдения служебной и учётно-регистрационной дисциплины. Если ранее порядка 10-15% обращений граждан от общего количества являлись фактически жалобами на бездействие сотрудников, нарушение прав граждан, грубость в общении, изъятие излишних для проведения проверки документов, неуведомление о принятом решении и прочее, то в настоящее время мы навели в этом порядок, с кем-то распрощались, кого-то сумели убедить пересмотреть своё отношение к работе. Отсутствие жалоб на действия или бездействие моих подчинённых за последний период - прямое тому доказательство.
- Не могли бы вы рассказать, с какими проблемами чаще всего на вашем пороге появляются жители округа?
- В отчётный период количество обращений граждан продолжает расти, и это, на мой взгляд, является свидетельством повышения доверия населения к органам внутренних дел. Обращения различные - от мелких бытовых вопросов до сложных в доказывании преступлений. Если рассматривать в срезе каждой оперативно-разыскной части, то по линии 1-й ОРЧ в кредитно-финансовой сфере основными заявителями являются банковские структуры, страховые и иные компании, а население обращается по фактам незаконного списания средств с кредитных и зарплатных карт или долговые обязательства между гражданами, которые являются гражданско-правовыми отношениями и подлежат разрешению в суде. Другое дело, незаконный игорный бизнес и рейдерство, которые входят в компетенции данной ОРЧ. За период существования отдела нами полностью ликвидирован весь игорный бизнес на обслуживаемой территории. Было выявлено и закрыто 69 игровых точек (клубов) и один подпольный покерный клуб. Изъято свыше 2500 игровых автоматов. Материалы по всем фактам переданы в суд. Также с начала года в отдел поступило четыре заявления о силовых захватах объектов, по двум из которых факты подтвердились и были возбуждены уголовные дела.
- И что захватывают?
- В первом случае нежилое строение на Бибиревской улице площадью 400 кв. м, во втором - нежилое здание на 1-й Останкинской улице площадью свыше 4000 кв. м, принадлежащее иностранному гражданину.
- Вернёмся к актуальным проблемам, решаемым вами и вашими подчинёнными.
- Во 2-й ОРЧ много обращений граждан приходиться на нерадивых продавцов, которые продают некачественный товар и отказывают гражданам в возврате или обмене товара (как правило, телефонов, компьютеров и другой бытовой электротехники), а также жалобы на некачественно или не в полном объёме проведённые работы или услуги (автосервисы, продажа и ремонт автомашин). В подавляющем большинстве все эти случаи относятся к разряду гражданско-правовых отношений, подлежащих рассмотрению в суде. Вместе с тем в уведомлении заявителю мы подробно информируем заявителя, как необходимо урегулировать эту проблему и куда обратиться с заявлением или иском.
Большое количество обращений поступало в отдел от правообладателей или их представителей, чью продукцию на аудио- и видеоносителях незаконно распространяли на Савёловском рынке. По числу продаж контрафактных СД и ДВД данный торговый объект был известен далеко за пределами России. С целью наведения порядка нами проводилась постоянная целенаправленная работа по пресечению торговли контрафактом на этом торговом объекте. На сегодняшний день нам удалось переломить ситуацию, навести там порядок и пресечь продажу нелицензированной аудио-видеопродукции. И хотя отдельные факты мы ещё, к сожалению, фиксируем, однако эта торговля идёт из-под полы, а не как ранее в открытой продаже. Мы понимаем, что данную проблему лишь постоянными проверками и контролем не решить, необходимо вовлекать в эту работу, а иногда и привлекать к ответственности как администрацию торгового центра и ЧОПы, на глазах которых идёт эта торговля, так и представителей структур, дающих разрешение на торговлю таким «предпринимателям».
Кроме пресечения фактов аудио-видеопиратства, особое внимание уделяется и нарушению различных авторских прав. На какие только уловки не идут любители заработать на чужом труде. В последнее время всё чаще в продаже появляются различные репродукции со встроенными в полотно часами, пользующиеся повышенным спросом. При этом такими репродукциями являются произведения, у которых имеется автор, и он не давал согласия на тиражирование своих работ. Такие изделия подпадают под статью о нарушении авторских прав. Для пресечения подобных фактов мы отслеживаем всю цепочку - от реализации до производства. И в ближайшее время ряд уголовных дел будет доведён до общественности.
Хватает работы и у сотрудников 3-й ОРЧ. Основной вал обращений идёт по линии ЖКХ. Это и факты создания ТСЖ путём подделки подписей жильцов, завышение тарифов, сбор непредусмотренных платежей, несуществующий ремонт или по завышенным расценкам, хищение средств представителями ТСЖ, подрядными организациями и управляющими компаниями. За отчётный период нами установлено пять фактов, когда выделяемые бюджетные средства использовались не по назначению или расхищались. Возбуждено 4 уголовных дела. Из наиболее значимых - уголовное дело в отношении граждан Акимовой и Романова. Акимова, являясь руководителем отделения московской торгово-промышленной палаты в СВАО и одновременно генеральным директором НП «Центр бизнеса и содействия развития ЖКХ СВАО», используя доверительные отношения с Романовым, занимающим должность директора государственного учреждения «Заказчик внешнего благоустройства СВАО» в период с мая по декабрь 2008 года мошенническим путём, посредством фиктивных государственных торгов заключила 95 госконтрактов, которые ранее уже были выполнены в полном объёме МТПП в СВАО на общую сумму 4 303 514 рублей.
Представляя работу 4-й ОРЧ, признаю, тут мы выглядим не в лучшем свете, так как профильных - уголовных дел по налоговым преступлениям возбуждено всего 3. Основная проблема связана с изменением законодательства и передачей налоговых составов с 1 января 2011 года подразделениям Следственного комитета России, отсутствием или малым количеством следователей, специализирующихся на расследовании налоговых составов. Нами предусмотрен комплекс практических мер по изменению сложившейся ситуации в округе.
Несмотря на незначительное количество налоговых преступлений, сотрудники 4-й ОРЧ умело противостоят и защищают граждан от произвола нерадивых руководителей. Невыплата заработной платы составляет сегодня около 40% от общего числа заявлений, поступивших в отдел. Среди наиболее громких дел, связанных с невыплатой заработной платы, явилось возбуждение уголовного дела по результатам документальной проверки, проведенной специалистами-ревизорами отдела, в отношении ЗАО «ФинКомПром», ЗАО «Континент» и ТНВ «КоммуналСервис и Ко», офисы которых располагаются на Огородном проезде, д. 5. и входят в состав Делового центра инвалидов, реализующего государственную программу по поддержке инвалидов. В ходе проверки установлено, что руководители данных организаций, имея на своих расчётных счетах достаточные денежные средства, необходимые для выплаты заработной платы сотрудникам-инвалидам, не производили им выплату в полном объёме, преследуя личные корыстные цели. Таким образом, обманутыми оказались около 2 тысяч инвалидов, которым из федерального бюджета выплачена заработная плата. Каким образом руководители предприятий распорядились ранее полученными бюджетными средствами, предстоит выяснить в ходе расследования.
Среди проблем, из-за которых нам не удаётся помочь гражданам получить заработную плату, невнимательность граждан при оформлении на работу. Зачастую наши заявители не могут официально подтвердить факт своей работы у нанимателя, так как никаких документов при приёме на работу не оформлялось. Необходимо обращать внимание на осуществление всех платежей без использования банковских счетов, «чёрный нал», выдачу зарплаты в «конвертах», без отчислений в пенсионный и другие фонды и без подачи отчётности в налоговую инспекцию. Отказ от работы на таких предприятиях и своевременное информирование налоговых органов позволит гражданину не быть обманутым и защитить свои права в ходе расследования уголовного дела.
Исходя из этого, мой совет читателям: чтобы закон был всегда на вашей стороне, прежде чем приступить к работе, даже на испытательный срок, необходимо оформить соответствующий трудовой договор. Никаких «начинай работу, а документы потом» быть не должно!
- Мы подошли к новому и самому актуальному направлению - коррупционному.
- Актуальному, но не новому, так как это направление существовало и раньше в ОБЭП. Единственное, что ныне мы отошли от практики заниматься только «врачами и учителями» и основные усилия направили на контроль органов управления окружного и районного уровня, а также работников фискальных органов: налоговых инспекций и службы судебных приставов, других государственных и муниципальных учреждений.
За истекший период возбуждено 48 уголовных дел, совершённых против государственной власти, по которым к уголовной ответственности привлечено 11 должностных лиц, среди которых руководитель отдела потребительского рынка одной из районных управ, 4 налоговых инспектора ИФНС по СВАО, 4 судебных пристава СВАО, других органов. В третьем квартале работа в отношении коррумпированных должностных лиц округа будет только наращиваться, и о своих успехах мы также будем информировать общественность.
Не могу не отразить проблему правового нигилизма, особенно при осуществлении служебной деятельности и направления запросов, по материалам, находящимся в производстве отдела в порядке пунктов 3,4 статьи 13 Закона «О полиции». Ряд коммерческих структур, в том числе и банковских, зачастую игнорируют требования закона и не представляют информацию по запросам, либо не в полном объёме. Ни один такой факт мы не оставляем без внимания и привлекаем виновных лиц этих организаций к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа. Сведения о таких организациях, где систематически нарушают закон, будем через СМИ предавать огласке.
- Расскажите, пожалуйста, о коллективе возглавляемого вами отдела.
- Коллектив новый, очень много молодёжи, есть сотрудники, которые сложно воспринимают перемены в ОВД. К каждому нужен свой подход. Несмотря на это, в целом все они грамотные специалисты, имеющие стремление служить и добиваться результатов. За плечами каждого либо высшее юридическое, либо высшее экономическое образование, у кого-то - и то и другое. Вместе с тем я понимаю, что дипломы дипломами, но мы живём в постоянно меняющемся правовом пространстве, а сотрудник, теперь уже полиции, как никто другой обязан шагать в ногу со временем. Поэтому с личным составом еженедельно проводятся служебные занятия с привлечением соответствующих специалистов. Планируем активнее использовать компьютерные технологии, в том числе электронный документооборот и другие современные программные продукты.
- Удачи вам в вашей нелёгкой работе. Спасибо за беседу.

Новый повод истребовать у коммерсантов информацию и документы в 2017 и 2018

Адвокат Гордон А.Э.

Если в вашу фирму поступил запрос из ОЭБ и ПК о предоставлении документов, значит, к вашей фирме есть вопросы. Главный вопрос для вас– какие: или вопросы вызывает деятельность вашей фирмы, или ваших партнеров.

В настоящее время подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК, УЭБ и ПК, соответственно отделы экономической безопасности или управления) действуют в структуре МВД РФ. Например, в Западном административном округе г.Москвы в структуре Управления МВД по ЗАО г.Москвы действует Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ и ПК) https://зао.мск.мвд.рф/UVD/Istorija.

Сфера интересов ОЭБ и ПК

Оперативные подразделения ОЭБ и ПК, УЭБ и ПК МВД РФ являются структурными подразделениями органов внутренних дел, в обязанности которых входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в экономической и налоговой сферах.

К области профессиональных интересов подразделений ОЭБ и ПК входят преступления, установленные статьями:

171 УК РФ – Незаконное предпринимательство, по которой возбуждаются и расследуются уголовные дела о незаконном обналичиваниие денежных средств с использование незаконных схем (однодневки, и т.д.)

ст.172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» — так же имеет место при обналичивании и однодневках.

Мошенничество -ст. 159 УК РФ.

Незаконное возмещение НДС, квалифицируют по ст.159 УК РФ «Мошенничество».

Статьи 290 УК РФ «Получение взятки» и ст.291 УК РФ «Дача взятки».

До настоящего времени новая сфера деятельности подразделений — статья – 178 УК РФ Ограничение конкуренции, и ст. 185.3 УК РФ — манипулирование рынком.

А вот «налоговые статьи», относятся к «ведению» Следственного комитета РФ:

198 КУ РФ — Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций

199.1 УК РФ — Неисполнение обязанностей налогового агента

199.2 УК РФ — Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального

предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

199.3 УК РФ – уклонение от уплаты страховых взносов физ лицами

199.4 УК РФ – уклонение от уплаты страховых взносов юр лицами

Изменения законодательства с 2017

В связи с изменением с августа 2017г. Налогового кодекса РФ (вступление в силу ст.54.1) усилен контроль за уклонением от уплаты налогов через использование налоговых схем с однодневками, и иными подконтрольными организациями.

С июля 2017 налоговым органам предписано выявлять признаки умышленного уклонения от уплаты налогов, а еще с 2012 – вести «оперативный» обмен сведениями с подразделениями МВД и Следственного комитета:

— об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях;

— о принятых мерах по пресечению вышеназванных нарушений;

— о проводимых налоговых проверках;

— об осуществлении обмена иной необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Поскольку уклонение от уплаты налогов связано в незаконным обналичиванием, уклонисты попадают в зону внимания ОЭБ и ПК по линии дел о незаконной банковской деятельности (ст.172 УК РФ).

Новые требования ФНС РФ и Следственного комитета к налоговым инспекциям во время налоговых проверок порождают много новых запросов и рисков для предприятий.

О полномочиях ОЭБ и ПК истребовать документы

Любой запрос правоохранительных органов, к которым относятся ОЭБ и ПК, возлагает на граждан или организации какие-то обязанности, в том числе предоставить документы. По этому такой запрос должен быть мотивированным.

В запросах из подразделений МВД, как правило, требования мотивированы ссылками на ст.7 закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», и на п.10 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции».

Для запроса документов, информации, пояснений указанной мотивировки явно не достаточно.

Так, согласно п.10 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции» сотрудники полиции имеют право:

— проводить оперативно-розыскные мероприятия;

— производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия;

— объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации.

Никаких прав на направление запросов и требование предоставить документы, информацию, пояснения в приведенной норме законе не наблюдается.

Вместе с тем, при мотивировании запроса предоставить документы ссылкой на п.3 ч.1 ст.13 закона РФ «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г. у подразделения полиции появляются права:

— вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции;

— получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

— подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

Но и здесь не все просто. Так, согласно приведенной норме п.3 ч.1 ст.13 закона документы полиция вправе запрашивать только по делам, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

А согласно пп.а п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ дела налоговой направленности (198-199.4 УК РФ) отнесены к подследственности следователей Следственного Комитета РФ.

Эная сферу деятельности своей фирмы анализируйте, какого рода вопросы могут интересовать правоохранителей, и отвечайте, предварительно сверившись с законодательством.

Как правильно изучить запрос ОЭБ и ПК — .

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) - подразделение в составе управлений МВД России. Оно обеспечивает и осуществляет функции министерства в сфере экономической безопасности государства. Кроме того, ОБЭП решает иные задачи в соответствии с федеральным законодательством и приказами МВД.

Сейчас формирования БЭП называются подразделениями экономической безопасности и (ЭБиПК). Возглавляет их Главное управление (ГУЭБиПК МВД России), созданное 01.03.2011 в центральном аппарате министерства Указом Президента РФ № 248.

За всю историю часто менялось как название главка, так и его задачи и функции. Особенно когда в 2003 году в МВД был передан штат в 16 000 человек из расформированной в то время Федеральной полиции. Тогда же на министерство было возложено большинство функций уничтоженной ФСНП.

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, естественно, менял вывеску по образцу главка. Но между собой сотрудники называют его всё также - ОБЭП. Москва, как город федерального значения, имеет несколько иную структуру территориальной полиции, по сравнению с остальными субъектами РФ.

Структура подразделений БЭП ГУ МВД столицы

В структуре главка московской полиции есть управление ЭБиПК. Но это ещё не всё. Как известно, Москва состоит из десяти административных округов. В каждом из них имеется подчиняющееся напрямую руководству столичной полиции Управление МВД. ОБЭП в округе также присутствует и называется отделом ЭБиПК. Например, в ВАО г. Москвы это подразделение располагается по адресу: 2-я Владимирская улица, 14. До райотделов полиции опускаться не будем. А теперь перейдём к краткой истории.

Торговая полиция МВД Российской Империи

Впервые попытка создания особой службы для борьбы с преступлениями в экономике предпринята в XIX веке. Это было весьма своевременное решение.

Первый отдел по борьбе с экономическими преступлениями был создан руководителем Империи графом Л. А. Перовским в 1842 г. и получил название «торговая полиция». В её состав входили: гласные городской думы, попеременно выделяемые на месяц, и торговая депутация, которую ежегодно выбирало купечество. Эта служба функционировала параллельно с городской полицией и имела право в любой момент потребовать от неё помощи.

Завышение цен, обвес, обман, продажа негодных к употреблению продуктов существенно ухудшали тяжёлое положение бедного населения России. Поэтому торговая полиция была обязана:

  • устанавливать цены на хлеб и мясо;
  • следить за торговцами, чтобы исключить обманы, обмеры и обвесы;
  • запрещать скупку продуктов и их перепродажу по завышенным ценам;
  • клеймить меры и весы;
  • наблюдать за соблюдением правил санитарной гигиены.

Со временем торговую полицию расформировали, но она осталась в истории нашей страны как первая попытка создания особой службы для борьбы со злоупотреблениями в сфере экономики. На долгое время о контроле над торговлей со стороны МВД забыли.

В СССР

В Советской России начало формирования службы БХСС-ЭБиПК приходится на 1919 г. Тогда в НКВД приняли решение о немедленном создании промышленной милиции. Позже, 16.03.1937 г., в Главном управлении милиции Наркомата внутренних дел создаётся отдел по борьбе с хищениями соц. собственности и спекуляцией. Этот день считается датой образования службы БХСС.

Упомянутое подразделение просуществовало вплоть до 1991 г., т. е. до Затем служба БХСС входит в состав криминальной милиции как подразделение для борьбы с экономическими преступлениями (БЭП КМ МВД РСФСР). И, наконец, сегодня эта структура называется ГУЭБиПК.

Таким образом, история службы насчитывает более 170 лет.

Задачи и функции подразделений БЭП

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями неоднократно менял своё название, и ОБЭПом был не долго. Но это не повлияло на его суть. Предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие преступлений в области экономики и налогообложения - основные задачи ОБЭП. Чем занимается отдел, если посмотреть детальнее?

Первое - борьба с налоговыми правонарушениями. Для этого сотрудниками подразделений БЭП проводятся оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). Наиболее часто коммерсанты попадают в разработку при обнаружении признаков налоговых преступлений, квалифицируемых статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса России.

Но это еще не всё. ОБЭП также проводит ОРМ, направленные на противодействие другим правонарушениям. Они предусмотрены в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

В поле зрения отделов БЭП при проведении ими ОРМ часто попадает деятельность коммерсантов по следующим направлениям:

1. Незаконное обналичивание денежных средств (статьи 171 и 172 УК РФ соответственно). ОБЭП обращает внимание на организации, осуществляющие перечисления денег на счета фирм-однодневок.

2. Мошенничество РФ). Часто его очень трудно грамотно квалифицировать. ОБЭП может усмотреть в действиях коммерсантов признаки мошенничества, если:

1) отсутствует изначальная возможность исполнить договорные обязательства;

2) предприниматель уклоняется от контактов с контрагентом, игнорирует его официальные претензии и ряд других фактов.

Контрабанда и неуплата таможенных платежей (статьи 188 и 194 УК РФ соответственно). В данное время товары на территорию РФ часто ввозятся с нарушением действующего законодательства по различным «чёрным» и «серым» схемам.

4. Необоснованное возмещение НДС. Данное правонарушение тоже подпадает под статью «Мошенничество». Необходимо отметить, что сегодня государство занимает крайне жёсткую позицию по данному вопросу. Уголовные дела возбуждаются, если есть малейшие намёки на эту махинацию и, как правило, находятся на контроле в вышестоящих правоохранительных органах.

5. Коррупционные проявления. Сюда относятся преступления, предусмотренные статьями УК РФ 159 (мошенничество), 290 и 291 (получение и дача взятки соответственно). Стоит учесть, что сегодня борьба с коррупцией - одна из приоритетных задач подразделений БЭП.

Таким образом, мы рассмотрели, что собой представляют подразделения БЭП (сегодняшнее название ЭБиПК), их основные задачи, функции и краткую историю.

Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.

Начнем с экскурса в историю. История подразделений полиции по борьбе с преступными деяниями насчитывает не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта - именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.

На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.

После 1985 года, переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.

В феврале 1992-го в результате объединения МВД СССР и РФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах; в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.

Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году посредством ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачей её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главные управления по борьбе с экономическими преступлениями по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованная впоследствии в Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).

В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБу стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.

Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления и отделы. Например, в Москве этой работой занимается ГУ МВД РФ по г. Москве (УЭБиПК), также отделы в каждом из административных округов (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности. Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП.

Таким образом, структура подразделений ОВД по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:

    ГУЭБиПК в составе МВД России;

    УЭБиПК в составе Главных управлений МВД РФ;

    ОЭБиПК в составе управлений, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;

    ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.

В структуре Главного управления ЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:

    бюджетной сфере;

    в сферах ТЭК и химии;

    в сферах финансовой деятельности и банкротства;

    в сферах машиностроения и металлургии;

    в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.

Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует.

Следует иметь в виду, что указанное деление подразделений в зависимости от отрасли экономики и направлений деятельности является формальным, и на практике не редко возможно отступление от этого деления при распределении руководителем для проведения проверки конкретных материалов.

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах:

    Федеральный закон «О полиции»;

    Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;

    Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

    Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.

Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?

Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Что проверяет ОЭБ (ОБЭП)?

Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.

Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.

Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел. В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела . Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.

Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения , Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката , специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.

Если полковники Дудий и Ильяшенко – «коллекторы», кто непосредственно ездит по предприятиям, «решают вопросы», забирают деньги. Полковник Михеев – это, возможно, некий распределительный центр. При его участии финансы распределяются внутри Системы – начальнику регионального отдела собственной безопасности (УСБ) МВД, начальнику регионального ГИБДД, начальнику УЭБ и ПК, и другим руководителям подразделений. На вершине «пирамиды» - глава МВД РФ по Московской области генерал Виктор Пауков, но он не создатель и не выгодоприобретатель этой финансовой схемы, скорее сам ее «заложник», хотя и высокопоставленный.

Так же с ведома Михеева «черный нал» уходит за пределы Системы (судьям, прокурорам, сотрудникам МЧС, судебным экспертам, сотрудникам Роспотребнадзора и тд.), на схеме это движение денег обозначено синим цветом.

Отдельное место занимает Следственный комитет России (СКР), в структуру МВД не входит, но многие виды полукриминального бизнеса, например, добыча песка и гравия в Подмосковье, возбуждение и приостановление уголовных фиктивных дел против бизнесменов невозможны без некоторых высокопоставленных сотрудников СКР. Движение средств в этом направлении также обозначено синим цветом.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация