Что проверяет мчс по пожарной безопасности. Что должно быть или, что проверяет пожарный инспектор и пожарная инспекция при проверке. Нарушения, которые часто выявляют

Главная / Общество
«- Вам письмо из МЧС. - Что там? - Нас ждет проверка МЧС… - Что делать?»

Раз в три года проводится плановая проверка организации по вопросам защиты от распространения огня. К визиту инспектора Государственного пожарного надзора (ГПН) лучше подготовиться заранее. За три дня (или раньше) до ее начала к вам придет заказное письмо с копией соответствующего распоряжения. Основание:

  • истечение трех лет с момента ввода объекта в эксплуатацию;
  • изменение класса пожарной безопасности;
  • истечение трех лет с момента последнего визита представителя ГПН.

Периодичность проверки МЧС регламентируется Федеральным законом. Как не ударить лицом в грязь и избежать штрафов?

Сроки и полномочия

Чтобы начать ревизию, у инспекторов ГПН на руках должны быть соответствующие документы: заверенная копия распоряжения и удостоверение. По закону, длительность плановой процедуры до 20 рабочих дней. При особых обстоятельствах ее срок может увеличиться еще на 20 рабочих дней. Но для этого нужны веские основания (необходимо провести исследования, экспертизу, завести расследование и так далее). Как только вы получаете уведомление о плановом визите надзора, не паникуйте и спокойно готовьтесь к предстоящему событию.

Что проверяет пожарный инспектор?

Осмотр объекта и подготовка документации

В процессе планового мероприятия инспектор проверит наличие утвержденных документов, осмотрит помещения и может взять образец продукции вашей компании. На всех этапах руководителю или ответственному за пожарную безопасность организации лучше присутствовать. Это нужно хотя бы для того чтобы инспектор мог показать и объяснить нарушения, если они будут выявлены. Вам будет проще понять их природу и способы устранения. К моменту проверки вы обязаны предоставить:

  1. Журнал о проведенных инструктажах с подписями сотрудников.
  2. Приказы о запрете курения, назначении ответственного за пожарную безопасность, содержании эвакуационных выходов.
  3. Копии справок для ответственного и охраны о необходимом минимальном обучении пожарной безопасности.
  4. Техническую документацию (акты проверки, отчеты, договора, расчеты, схемы).

Требования при проверке

Требования при проверке МЧС основываются на законодательных и нормативных актах. Важно, чтобы нормам соответствовали:

  • планы эвакуации людей;
  • акты о состоянии огнетушителей;
  • документация по и их обслуживанию;
  • система оповещения;
  • исправность пожарной сигнализации и так далее.

Отдельных документов требуют деревянные конструкции, вентиляционные ходы, сцена, кровля, электрика, подтверждающих проведение противопожарной обработки конструкций.

Очень важно, чтобы эвакуационные входы и выходы, коридоры, подвал, чердак не были загромождены посторонними и тем более горючими предметами и ветошью. Состояние электропроводки и вентиляции необходимо постоянно поддерживать в исправном состоянии, регулярно проводить профилактические мероприятия и подтверждать их актами выполненных работ и отчетом. Ведение конструктивного диалога, знание законов, элементарное спокойствие и уверенность помогут уменьшить количество выявленных нарушений и штрафных санкций.

Законодатели сочли необходимым устранить ряд правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности. С этой целью они приняли Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Меры, предусмотренные этим законом, в значительной степени касаются изменения полномочий государственных и негосударственных органов в данной сфере. В то же время ряд изменений непосредственно относится к хозяйствующим субъектам в части проведения проверок соблюдения ими пожарной безопасности и наказаний за ее несоблюдение.

Что проверяет МЧС?

Так, в ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до сих пор было указано, что предметом проверки в области пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Теперь дополнительно к этому предметом проверки стало соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очевидно, речь идет о требованиях, перечисленных в разд. V и VI данного закона.

Впрочем, за нарушение норм этого закона органы контроля и ранее выносили предписания (см., например, Постановление АС ВВО от 06.06.2016 № Ф01-1968/2016 по делу № А82-12662/2015, ФАС ПО от 30.07.2014 по делу № А12-26929/2013, ФАС СЗО от 05.06.2014 № Ф07-3211/2014 по делу № А56-38196/2013, АС ЦО от 11.04.2017 № Ф10-947/2017 по делу № А09-8744/2016), но теперь обращение к названному закону при проверках пожарной безопасности полностью узаконено.

Кроме того, проверки будут производиться теперь не на объектах защиты вообще, а в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических территориях или используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.

В Федеральном законе № 69-ФЗ так и не разъяснено понятие «объект защиты», но оно есть в ч. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ. Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или государственное или (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Получается, что теперь пожарной проверке могут подвергнуться объекты, используемые (эксплуатируемые) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности независимо об обязательности установления для этих объектов требований пожарной безопасности. Важен лишь факт использования этих объектов, причем из новой нормы закона неясно, идет речь об использовании на момент проверки или об использовании в прошлых либо будущих периодах.

Обращает на себя внимание также появившаяся возможность проверки отдельных земельных участков, которые используются в деятельности граждан или юридических лиц.

Новые сроки для проведения плановых проверок

Исходя из ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ до сих пор основанием для включения плановой проверки лица в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение:

1) трех лет со дня:

    окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.

Но теперь, как и в отношении некоторых других направлений госконтроля, периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.

Для отдельных сфер деятельности в отношении любого государственного или муниципального контроля, в том числе в части пожарной безопасности, такая периодичность устанавливается, как и ранее, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Имеются в виду здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, и повышение

В настоящее время действует перечень таких видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. В отношении указанных в нем видов деятельности в части пожарной безопасности проверки проводятся:

Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи

Не чаще одного раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Дошкольное и начальное общее образование

Не чаще одного раза в год

Основное общее и среднее (полное) общее образование

Деятельность детских лагерей на время каникул

Один раз перед началом каникул

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Не чаще одного раза в год

Что касается других видов деятельности, в отношении которых при проведении пожарных проверок теперь применяется риск-ориентированный подход, то хозяйствующим субъектам следует обращаться к п. 20 – 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

Читайте также

  • Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила).

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору (их заместители) относят объекты защиты к категориям риска в соответствии с критериями, указанными в приложении к Положению. В зависимости от установленной ими категории риска периодичность проверок составляет:

И основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок теперь будет являться истечение в году проведения проверки установленного для соответствующей категории риска периода времени с даты:

    ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

    окончания проведения последней плановой проверки.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К такой категории объект относится, если решение в отношении него не принималось. Кроме того, государственный инспектор может изменить категорию объекта защиты, если тот стал соответствовать иным критериям, указанным в приложении к Положению, собственник (правообладатель) объекта защиты вправе подать заявление об этом.

Также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут подать запрос о предоставлении им информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведений, использованных при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

На МЧС России размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:

Сведения об объектах высокого и значительного риска:

в – http://82.mchs.gov.ru/document/4583489;

– в – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity_na_territorii.

Ежегодные планы проведения плановых проверок:

по Республике Крым – http://82.mchs.gov.ru/Deyatelnost/Napravlenija_dejatelnosti/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat;

– по Севастополю – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat.

О внеплановой проверке

Напомним также, что может быть проведена и внеплановая проверка пожарной безопасности. В соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ для этого должны иметь место следующие основания:

    истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

    наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

    поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций или граждан, владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

    поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений разных лиц, информации от должностного лица органа пожарного надзора, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности в определенных ситуациях (теперь также – о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона № 123-ФЗ);

    наличие приказа (распоряжения) (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обратите внимание: получается, что теперь одним из оснований для внеплановой проверки органом пожарного надзора может оказаться поступление некой информации от должностного лица этого же органа. Причем при наличии такого основания внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, то есть без предварительного уведомления организации или гражданина и с извещением органа прокуратуры в течение 24 часов с начала проверки, а не заранее (ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, организовать обучение мерам пожарной безопасности организации теперь обязаны не только в отношении работников, но и вообще лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.

Большие штрафы от МЧС

Хозяйствующим субъектам необходимо уделять особое внимание обеспечению противопожарной безопасности и готовиться к проведению проверок в этой сфере. Федеральным законом № 100-ФЗ уточнены размеры наказаний за нарушения в этой области (ст. 20.4 КоАП РФ), теперь они таковы:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32* и 11.16** и ч. 6, 6.1 и ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 6 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2)

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Штраф в размере от 200 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6)

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф в размере от 350 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1)

Штраф в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7)

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб.

* Нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.

** Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

Если в отношении хозяйствующего субъекта уже было вынесено предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, но оно оказалось не выполнено, то в соответствии с ч. 12 – 14 ст. 19.4 КоАП РФ нарушитель будет наказан так:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

В общем случае

Штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 70 000 до 80 000 руб.

На объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб.

Повторное невыполнение

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

должностные лица

В последние годы участились случаи возникновения пожаров на различных объектах, принадлежащих разным отраслям экономики. Финансовый урон от пожаров значительный, но самое страшное, что в огне гибнут люди. В связи с этим ужесточается порядок соблюдения законодательства в области пожарной безопасности и, как следствие, учащаются и становятся более тщательными проверки органов пожарного надзора. О том, какие нарушения могут выявить пожарные инспектора и какая ответственность предусмотрена за невыполнение требований пожарной безопасности, мы расскажем в статье.

Кем осуществляется пожарный надзор в Российской Федерации?

Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;
  • структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;
  • структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;
  • подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.

Основными нормативными актами, в соответствии с которыми действуют органы пожарного надзора, являются Закон N 69-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 "О государственном пожарном надзоре" (далее - Постановление N 820).

Обратите также внимание на то, что с 2007 года действует Административный регламент МЧС РФ по исполнению государственной функции по надзору за выполнением установленных требований пожарной безопасности (прим. администрации сайта).

Какие права и обязанности имеют проверяющие?

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности в соответствии с нормами данного Закона имеют право:

  • организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по пожарной безопасности, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
  • осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности;
  • проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
  • входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей;
  • участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
  • рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
  • проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
  • давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
  • производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
  • вызывать в органы управления и в подразделения государственного пожарного надзора должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них;
  • налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора.

Руководитель бюджетной организации должен знать, что п. п. 9 - 13 Постановления N 820 предусмотрено разделение прав (полномочий) между сотрудниками, осуществляющими государственный пожарный надзор, в зависимости от их звания и должности. Поэтому перед проверкой рекомендуем руководителю ознакомиться с перечнем прав, которые в соответствии с рангом имеет тот или иной проверяющий. Это позволит определить правомерность тех или иных действий указанного сотрудника в период проверки и при оформлении ее результатов.

Основные обязанности должностных лиц органов государственного пожарного надзора перечислены в п. 16 Постановления N 820:

  • своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
  • соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организаций и граждан;
  • проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством РФ;
  • посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;
  • не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам их проверок;
  • предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю, необходимую информацию;
  • знакомить руководителей юридических лиц либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
  • при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
  • доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством РФ;
  • проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по применению законодательства РФ о пожарной безопасности;
  • соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Каковы сроки и периодичность проведения проверок?

С 01.07.2009 вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Данный нормативный акт регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных), определенных ст. ст. 11 и 12 данного Закона, не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

Согласно ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки в отношении юридического лица могут проводиться не чаще чем один раз в три года.

Случаи проведения внеплановых ревизий жестко ограничены Законом N 294-ФЗ, но лишь на первый взгляд. Внеплановые проверки проводятся:

  • для контроля за исполнением ранее выданного предписания
  • в случае поступления в органы пожарного надзора информации о возникновении угрозы или причинении вреда
  • по поручению Президента и Правительства РФ

Таким образом, для внеплановой проверки хозяйствующего субъекта достаточно обращения любого человека, у которого, например, появились подозрения насчет пожарной безопасности магазина или наличия газовых балонов в ресторане.

Стоит ли говорить, что у сотрудников органов надзора могут найтись "абсолютно независимые" знакомые, которые запросто выступят в роли обиженных жалобщиков. Не вызывает сомнений, что поступившие сообщения будут строго проверяться. Да и прокуратура вряд ли будет препятствовать такому внеплановому контролю. Ведь недогляд за "неразумными" компаниями может привести к печальным событиям наподобие тех, что произошли в декабре 2009-го в Перми.

Обязаны ли должностные лица органов пожарного надзора предупреждать о предстоящей проверке?

В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 ч до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Что является объектом проверки пожарного инспектора?

Сразу отметим, что основная задача пожарного инспектора - проверить соблюдение организацией Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313. Перечень нормативов пожарной безопасности, которые должны соблюдать организации и учреждения, достаточно большой, поэтому мы остановимся лишь на тех нормативах, на которые наиболее часто обращают внимание пожарные инспектора.

Общие правила, которые приведены в разд. I ППБ 01-03, касаются всех без исключения организаций, независимо от отраслевой принадлежности.

Первое, что потребует у проверяемой организации пожарный инспектор, - приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должна быть в каждом учреждении.

В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (Приложение 1 к Приказу МЧС России N 313):

1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) места курения;
5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

Внимание! В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.

В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены в случае пожара, а также предусмотрена , соответствующая Нормам пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденным Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников - учебные тревоги. При этом необходимо учитывать, что должны совпадать с планом здания (сооружения).

Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03).
Согласно п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности.

Следующий момент, на котором контролеры заострят свое внимание, - обеспечение помещений организации огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении 3 к Приказу МЧС России N 313.

Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими (АУП) и (АУПС), приведен в Нормах пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315. Руководителям организаций не следует забывать о . Они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии (п. 34 ППБ 01-03).

Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности?

Согласно ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные выше, за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основной и наиболее часто применяемый вид ответственности - это административная ответственность. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб., или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. (п. п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. Также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.

P.S. Внимание! (прим. администрации сайта).

Как проводят проверку пожарной безопасности в образовательных учреждениях? Какую документацию при этом требуют? А также какие штрафы будут выписывать, если были выявлены определенные нарушения?

Как говорит практика, за перекрытие эвакуационных путей чиновники России на образовательное учреждение накладываются большие штрафы. И учреждению обжаловать их в суде будет совсем непросто. В сегодняшней статье мы вам подробно расскажем, каким образом существует возможность избежать подобных нарушений.

Проверка пожарной безопасности в образовательной организации

Пожарной безопасности в каждой образовательной организации уделяют значительное внимание. Ведь, как говорит практика, органы пожарного надзора именно в образовательных учреждениях проверки проводят значительно чаще. Так получается, что назначать по общему правилу плановую ревизию в одной и той же организации можно не чаще, чем 1 раз в 3 года. О вышесказанном ясно говорится во втором пункте девятой статьи Федерального закона под номером 294-ФЗ от 26.12.2008 года. В то же время для образовательных учреждений существуют более жесткие требования. Например, даже если взять частоту проверок, то пожарные проверки школ и детских садов существует возможность проводить с периодичностью не чаще 1 раза в год.

А что касается детских лагерей во время летних каникул, то их необходимо проверять каждый раз перед их открытием. Об этом говорится в постановлении Правительства России под номером 944 от 23.11.2009 года.

Контрольное мероприятие имеет право проводить инспектор уполномоченного органа государственного пожарного надзора. Стоит сказать, что проверка пожарной безопасности может быть как внезапной, так и плановой.

Конечно, к плановой можно подготовиться заранее. Вот, например, утвержденные графики ревизий публикуют в начале года на сайте органов Госпожнадзора. А за 3 дня до начала проверки государственный инспектор письменно любым доступным способом сообщает образовательное учреждение о своем приходе.

С внеплановой проверкой будет несколько сложнее, она проходит без предупреждения, сообщить о ней могут лишь за сутки.

Причиной для назначения данной проверки могут стать разного рода данные, которые были адресованы в органы пожарного надзора. В частности, это может быть любая информация, которая содержит:

Угрозу об утрате муниципального или государственного имущества;

Нарушение правил пожарной безопасности;

Угроза здоровью и жизни людей.

Однако, в большинстве случаев, выездную внезапную ревизию существует возможность осуществлять только с согласия прокуратуры.

Какие главные требования пожарной безопасности?

Объекты, техническое оснащение, утвержденные локальные акты должны соответствовать всем требованиям законодательства России до того, как будет проводить проверку государственный инспектор.

Деятельность образовательной организации с целью обеспечения пожарной безопасности нужно организовывать согласно:

Правилам противопожарного режима, которые утверждены постановлением Правительства России под номером 390 от 25.04.2012 года;

С Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, который утвержден Федеральным законом под номером 123-ФЗ от 22.07.2008 года (далее в тексте - Регламент под номером 123).

Здание, а также его пожарное оборудование

Планирование сооружений и зданий образовательного учреждения должны соответствовать всем нормам строительного противопожарного проектирования. Об этом говорится в Регламенте под номером 123. Однако вышеназванное не касается объектов, которые построены до вступления действия этого документа, имеется в виду до 2008 года. Если же, например, в этом доме был ремонт, который касается системы пожарной безопасности, то инспектор обязательно проверит, соответствует ли он порядку, который установлен Регламентом под номером 123. В частности, не допускается горючими материалами обрабатывать потолки, стены, пол общих коридоров, фойе, лестничных клеток и холлов.

Все необходимые общие требования к отделочным и строительным материалам установлены в СНиП 21-01-97 * «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Данные требования утверждены постановлением Минстроя Российской Федерации под номером 18-7 от 13.02.1997 года.

Первичные средства пожаротушения, запасные выходы, ручные пожарные сирены, пути эвакуации должны быть обозначены нужными знаками, а все двери по ходу движения - свободно открываться. В данном случае аварийные и запасные выходы должны быть оснащены защелками, с которыми может справиться и ребенок, а не только взрослый человек.

Во всех помещениях здания необходимо разместить таблички с указанием номера телефона с целью вызова при необходимости пожарной охраны.

Если на одном этаже находится больше десяти человек, то на планах эвакуации нужно обозначить места хранения огнетушителей.

Если число работников на этаже составляет более полусотни человек, то кроме плана необходима и инструкция о необходимых действиях персонала по гарантии и обеспечении безопасной эвакуации.

Инспекторы будут обращать внимание на ограждения на крышах и пожарные лестницы. Они обязательно должны быть в исправном состоянии. Кстати, испытания подобных сооружений проводят не реже 1 раза в 5 лет. По результатам таких проверок формируют протокол, который для проверки может попросить контроллер.

На территории образовательных учреждений запрещено курить, поэтому у входа в здание обязательно должны быть соответствующие знаки.

Кроме этого в образовательном учреждении обязательно должны быть:

Средства пожаротушения;

Пожарная сигнализация;

Система оповещения, которая будет предупреждать персонал о пожаре;

Противодымная защита.

Будет целесообразно провести проверку комплектности, исправности и срок годности огнетушителей. Кроме этого необходимо следить за техническим обслуживанием, в которое входят плановые испытания, ремонт и периодические осмотры. Огнетушители должны быть подвешены на высоте 1,5 метров от пола до кронштейна, или же их можно будет в специальных металлических подставках установить на полу. Или можно придумать другой способ, но главное, чтобы они не перевернулись.

Документация

Во время проверки специалисты могут требовать ряд документов: приказы, инструкции, протоколы внутренних проверок, распоряжения, документы на средства и системы пожарной безопасности.

В общем каждое образовательное учреждение должно иметь следующие документы:

1. Инструкция о мерах пожарной безопасности. Она должна содержать подробно отражены:

Расположение мест для проезда различных транспортных средств;

Порядок по содержанию сооружений, зданий, помещений, территории, а также эвакуационных путей;

Нормы и порядок транспортировки и хранения взрывоопасных (пожароопасных) материалов и веществ;

Список должностных лиц, которые ответственные за обеспечение пожарной безопасности;

Мероприятия, касающиеся обеспечения пожарной безопасности технологических процессов в случае эксплуатации оборудования;

Допустимое количество однократного пребывания в помещениях полуфабрикатов, сырья и уже готовой продукции.

Надо сказать, что подобную инструкцию утверждают отдельно для всех пожароопасных участков в образовательном учреждении. Например, для столовой, складских помещений, кабинета труда, лабораторий, кабинетов физики, химии и труда.

2. Распоряжение управленца при назначении лиц, несущих ответственность:

За пожарную безопасность учреждения;

За хранение, приобретение, ремонт и готовность к использованию огнетушителей;

За проведение занятий по пожарно-техническому минимуму и противопожарного инструктажа.

Также с помощью отдельного приказа необходимо определить сроки и порядок прохождения противопожарного инструктажа, а также занятий по пожарно-техническому минимуму.

3. Журналы учета:

По противопожарному инструктажу;

В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ под номером 141 от 30.04.2009 года по внутренним проверкам пожарной безопасности;

По техническому обслуживанию системы оповещения о пожаре и пожарной сигнализации;

При наличии, а также техническому состоянию огнетушителей. Информацию о приобретенном огнетушителе необходимо занести в журнал. Во время эксплуатации у него заносят данные о проведенных испытаниях, перезарядки и технические осмотры.

Все журналы нужно вовремя заполнять, а также иметь подписи всех необходимых ответственных лиц.

4. Протоколы:

Занятий по пожарной безопасности с воспитанниками и работниками. Занятия должны проводиться не менее 2 раза в год;

Учитывая системы автоматической пожарной сигнализации, управления эвакуацией и управления людей в случае пожара (ежеквартально).

Какие могут быть санкции за нарушения?

За невыполнение требований пожарной безопасности ответственность будут нести:

Руководители федеральных органов исполнительной власти;

Должностные лица, но ответственность в пределах их компетенции;

Владельцы самого имущества;

Руководители органов местного самоуправления;

Лица, которые несут ответственность за гарантию пожарной безопасности;

Лица, которые уполномочены распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом, в частности, руководители предприятий.

Вышеназванное определяется 38 статьей Федерального закона под номером 69-ФЗ от 21.12.1994 года с именем «О пожарной безопасности».

За невыполнение установленных норм пожарной безопасности от органов пожарного надзора будет вынесено предупреждение или наложен админштраф.

Основания для этого могут быть следующие:

Первое из них - несоблюдение требований пожарной безопасности

К аварийным выходам, эвакуационным путям, системам пожарной сигнализации, автоматическому пожаротушению, противодымной защите и оповещению людей влечет наложение на должностных лиц админштрафа в размере от 15 до 20 000 рублей, на юридических лиц - от 150 до 200 тысяч рублей. Об этом подробно говорится в четвертой части 20.4 статьи Кодекса России об административных правонарушениях;

Вызванный пожар, смерть человека или тяжкий вред здоровью влечет за собой приостановление деятельности на срок до девяноста суток наложения на юрлиц административного штрафа в размере от 600 тысяч рублей до 1 миллиона рублей. Об этом говорится в 6.1 части 20.4 статьи Кодекса России об административных правонарушениях;

Повреждение или уничтожение чужого имущества, пожар, легкий или средней тяжести вред здоровью человека влечет наложение админштрафа на юридических лиц в размере от 350 до 400 тысяч рублей, на должностных лиц - от 40 до 50 тысяч рублей. Об этом говорится в шестой части 20.4 статьи Кодекса России об административных правонарушениях;

Если говорить об обеспечении проездов, проходов и подъездов к зданиям и сооружениям, то нарушения влекут за собой наложение админштрафа на юридических лиц - от 120 до 150 000 рублей, на должностных лиц - от 7 до 10 000 рублей. Вышесказанное указано в восьмой части 20.4 статьи Кодекса России об административных правонарушениях.

1. Если же предписание органа пожарного надзора повторно не было выполнено, то штраф для юрлиц составит от 150 000 до 200 000 рублей, а на должностных лиц - от 15 до 20 000 рублей. Также должностные лица просто-напросто могут быть дисквалифицированы на срок до 3 лет. На вышесказанном отмечено в 14 части 19.5 статьи Кодекса России об административных правонарушениях.

2. Неосуществления в требуемый срок законного предписания органа пожарного надзора также грозит админштрафом: на юрлиц - от 90 до 100 000 рублей, на должностных лиц - от 5 до 6000 рублей. Также должностным лицам может грозить дисквалификация на срок до 3 лет. Об этом говорится в 13 части 19.5 статьи Кодекса России об административных правонарушениях.

Суд не обращает внимание на факты устранения нарушений во время судебного разбирательства. Поскольку это не указывает на стремление соблюдать правила.

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про проверки противопожарной безопасности, какие бывают, кто освобождается и какие есть требования к бизнесу (предприятию) у проверяющих.

Виды проверок

Проверка пожарной инспекцией может быть:

  1. Плановой или внеплановой;
  2. Документарной или выездной.

Плановые проверки проходят раз в три года. Проверяют документы и рабочие помещения с прилегающей территорией. О плановой проверке организацию предупреждают официальным письмом не позднее, чем за три дня до начала.

Внеплановые проверки инициируются по подозрению в нарушениях или в связи с поступлением жалоб.

Другие основания для приезда инспектора:

  1. Завершился капремонт или реконструкция помещения;
  2. Завершены строительные работы, в эксплуатацию введено новое здание.

О такой проверке предупреждение должно прийти не позднее, чем за сутки. Также к внеплановым проверкам можно отнести повторные инспекции, организованные с целью проверить исправление нарушений, выявленных в прошлую инспекцию.

Документарные проверки контролируют документы, связанные с организацией противопожарной безопасности на предприятии.

Внеплановые проверки вследствие поступления жалоб носят, как правило, выездной характер. Для того чтобы прийти на предприятие с выездной проверкой, инспектор обязательно должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки. В ходе осмотра могут быть проведены необходимые экспертизы и тесты.

Самые тщательные проверки, сложные расследования занимают не более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не должна превышать 15 часов.

Кто освобожден от проверки

До конца 2018 года в России действовало Постановление Правительства №294, согласно которому представители малого и среднего бизнеса освобождаются от плановых проверок органов пожарной безопасности. В настоящее время готовится ряд предложений по его продлению до 2022 года.

Однако, это не касается социально важных помещений, где предусмотрено массовое скапливание людей, например:

  • Образовательные учреждения;
  • Организации, работающие в сфере здравоохранения;
  • Цеха и прочие строения промышленного назначения;
  • Помещения для проведения культурно-массовых мероприятий.

От внеплановых проверок не имеет права уклониться ни одно предприятие.

Организация противопожарной безопасности на предприятии

Для успешного прохождения проверки достаточно знать и соблюдать требования, указанные в «Правилах противопожарного режима», утвержденных Правительством РФ.

Согласно этим правилам, на предприятии должны быть:

  1. Приказ руководителя о назначении лиц, ответственных за обеспечение и соблюдение норм противопожарной безопасности. Если ответственный сотрудник нарушит правила ППБ, к нему могут быть применены: выговор, замечание, предупреждение, штраф, а в случае серьезных нарушений - увольнение;
  2. Приказ руководителя о необходимости инструктажа сотрудников по вопросам противопожарной безопасности и действий во время пожара. Инструктажи бывают вводные, повторные, целевые и др.;
  3. Приказы руководства о методике и периодичности тренировок и инструктажей, а также ответственные за их выполнение лица;
  4. План отключения электроэнергии и отдельных приборов в конце смены и обесточивания оборудования в случае возгорания;
  5. Обозначенные и оборудованные помещения для курения, комнаты отдыха и склады;
  6. Годовой финансовый план на обеспечение противопожарной безопасности. Инспекция не проверяет обязательное наличие этого документа, но он весьма упрощает работу.
  1. Наличие схем эвакуации, табличек, указателей и доступность эвакуационных выходов;
  2. Наличие огнетушителей и сроки их эксплуатации, а также техосмотры оборудования;
  3. Инструктажи сотрудников, их своевременное проведение и наличие отметок в журналах учета.

Перечень основных документов, проверяемых инспекцией по пожарной безопасности

Приказы Инструкции Журналы

Разрешения и сертификаты

О назначении ответственного за ППБ

Порядок действий при пожаре Вводного инструктажа

Разрешение на ведение деятельности, аренду помещений

Об утверждении программы обучения работников Система проверки рабочего места в конце смены Инструктажа по противопожарной безопасности на рабочем месте

Сертификаты на оборудование

Инструкции по противопожарной безопасности для сотрудников на их рабочем месте Обследования рабочего места

Сертификаты и свидетельства на средства тушения пожара и его предотвращения

Правила эксплуатации оборудования

Учета средств тушения огня

Полный пакет необходимых документов по пожарной безопасности на предприятии можно заранее узнать и сотрудников местных противопожарных служб.

Мероприятия по ППБ

Меры противопожарной безопасности для каждого отдельного предприятия свои. Действия по предотвращению возгорания и действия в чрезвычайных ситуациях во многом зависят от рода деятельности предприятия, архитектуры здания и т.д.

Для всех без исключения организаций соблюдение норм ППБ подразумевает:

  1. Наличие индивидуальных, подходящих под специфику предприятия, инструкций для персонала, выполнение которых сводит к минимуму возможность пожара.
  2. Инструктажи по пожарной безопасности и тренировки сотрудников, обучающие поведению во внештатных и потенциально опасных ситуациях:
  • как осуществлять пожароопасные работы?
  • что делать в случае пожара?
  • как закрывать помещение в конце смены?
  1. Наличие журнала учета инструктажей, в который заносят:
  • дату обучения;
  • данные сотрудника, прошедшего инструктаж, и его подпись;
  • вид инструктажа (вводный, повторный);
  • данные и подпись инструктора.
  1. Наличие приспособлений, приборов для предотвращения и устранения пожара. За их состояние отвечает назначенный приказом руководителя сотрудник. Все проверки средств по борьбе с огнем заносятся в специальный журнал.
  2. Наличие схем эвакуации. Размещаются они на видном месте во всех помещениях, где могут одновременно находиться более десяти человек. Для каждого этажа составляется собственная схема путей эвакуации, расположения огнетушителей с указанием на ней телефонов экстренных служб. Целесообразнее доверить создание плана эвакуации специализированным компаниям, знающим все нюансы поведения в экстренных ситуациях. Схемы утверждает руководитель компании, их подписывают все разработчики и ответственные лица, в конце план утверждается в Госпожнадзоре.
  3. Размещение на территории предприятия специальных табличек и указателей:
  • «Выход» и стрелки направления к нему вдоль пути эвакуации;
  • обозначение местонахождения огнетушителя;
  • обозначение пожарного крана с указанием его номера и телефона аварийной службы;
  • указатели на пожарные гидранты.

Требования ППБ к прилегающей территории

Предприниматель несет ответственность не только за содержание в порядке рабочих помещений, но и за обустройство прилегающей территории.

Общие требования к ней таковы:

  1. Чистота, отсутствие легко воспламеняемого мусора (сухой листвы) и горючих отходов;
  2. Свободные проходы и проезды для эвакуации. Свободный доступ к пожарным гидрантам;
  3. Хорошее освещение;
  4. Запрещено устраивать костры ближе 50 метров от построек.

Распространенные нарушения

Помимо наличия необходимых документов, инструктажа и табличек стоит обратить внимание и на другие требования безопасности, которые могут не только привести к штрафу, но и поставить под угрозу жизни людей.

  1. Запрещено держать в непроизводственных помещениях взрывоопасные и огнеопасные вещества (например, баллоны с газом);
  2. Бумаги и всевозможные документы нельзя хранить возле потенциальных источников возгорания;
  3. Курить можно только в специально оборудованных для этого помещениях или зонах;
  4. Использовать огнеопасные вещества и приборы необходимо только по назначению;
  5. Запрещено размещать в цоколе хозяйственные помещения и мастерские, если туда нет отдельного входа и лестницы;
  6. Устраивать склады на лестницах, или под ними. Захламлять пути эвакуации.

Классификация нарушений противопожарной безопасности

Выявляемые пожарной инспекцией нарушения делятся на:

  1. Легкие;
  2. Рецедивные;
  3. Нарушения особого режима противопожарной безопасности;
  4. Повреждения средств тушения и противопожарной защиты;
  5. Недоступность или ограничение доступа к эвакуационным выходам и проходам;
  6. Поджог или иное осознанное действие, приведшее к возгоранию;
  7. Неосторожное обращение с огнем с последующим возгоранием;
  8. Нарушение любых правил, повлекшее вред здоровью человека.

Что касается суммы штрафа, который пожарная инспекция может наложить на нарушителя, то в 2019 году его значение находится в пределе:

  • Для физических лиц: 1 000 — 50 000 рублей;
  • Для юридических лиц: 90 000 — 500 000 рублей.

И помните, не так страшен штраф от инспектора, как материальные, финансовые и прочие потери, к которым приводит пожар.

Не забывайте о своей безопасности и о безопасности своих подчиненных и клиентов. По статистике треть пожаров на производстве вызвано неправильной эксплуатацией оборудования, на втором месте по популярности неверная организация рабочих мест и неподготовленный персонал.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация