Законопроект о «гаражной амнистии. Гаражам пропишут вольную

Главная / Земля

В России грядет «гаражная амнистия». До конца года в Госдуму будет внесен законопроект, который поможет упростить владельцам кооперативного гаража регистрацию права собственности на него.

Автором законопроекта о «гаражной амнистии» является член Совета Федерации от Республики Коми Дмитрий Шатохин. Собственно он и признался в разработке этого документа и сроках его передачи на рассмотрение депутатами нижней палаты российского парламента.

На самом деле желание регистрировать гаражи в собственность появилась у членов гаражно-строительных кооперативов и кооперативных автостоянок после того, как власти российских городов стали повсеместно сносить ГСК и КАС. До сих пор статус гаражей в России не определен. Железная коробка на кооперативной стоянке является собственностью автовладельца, машина в ней – тоже его, а вот земля под гаражами и раньше и теперь находится в государственной собственности. Таким образом региональные власти в любой момент могли попросить «гаражников» пойти вон. В некоторых городах чиновники соизволили выплатить членам гаражных кооперативов компенсацию, в большинстве случаев гаражи сносили без каких-либо условий. Просто вывешивали на доске объявлений сообщение о необходимости освободить территорию к указанному сроку и в назначенное время приезжали на место с тяжелой техникой. Кто не успел, мы не виноваты! Под снос шли каменные строения, электрические столбы, железные гаражи — в некоторых случаях вместе с машинами внутри.

В начале 1990-х годов прошлого столетия федеральные власти придумали приватизацию жилья, однако гаражей она не коснулась. 20 лет назад строительство нового жилья, торговых, развлекательных и бизнес-центров в крупных городах еще не было таким активным, как сегодня. Гаражи, расположенные, как правило, на окраинах городов, никому не мешали и местные власти не интересовали. Но прошло время, земля стала дороже и огромные участки земли под гаражами приглянулись местным чиновникам. В Москве и Санкт-Петербурге большая часть кооперативных гаражей уже снесена, а тем, что еще остались, грозит эта участь в любой момент.

Как мы уже выяснили, гараж автовладельцу, который держит в нем свою машину, не принадлежит. Определенные правоустанавливающие документы на эти гаражи, выданные еще 40-50 лет назад, имеются. Однако, как объект собственности такой гараж нигде не зарегистрирован.

По словам сенатора Шатохина, у гаража сегодня какой-то непонятный статус. Из-за этого возникают юридические коллизии и вопросы, касающиеся прав собственности. Никто не гарантирует сохранность гаражей, непонятно, на каких основаниях они подключены к электросетям, гараж нельзя застраховать, например, от пожара. Непонятно даже, кто будет отвечать в случае, если из него угонят авто…

У проблемы отсутствия права собственности на гаражи есть и другая сторона: если у него нет законного владельца, значит не с кого спросить за состояние постройки и прилегающей территории. Наконец, в бюджет не поступают доходы в виде налогов на собственность.

Законопроект, о котором идет речь, предполагает внесение поправок в федеральный закон N218 «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу 1 января 2017 года. В нем появится статья под названием «Особенности госрегистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражно-строительного кооператива». В свою очередь, в ней будут указываться документы, которые необходимо будет представить для регистрации гаража в собственность.

Шатохин предполагает, что расходы на приватизацию гаража составят 15-20 тыс. рублей. Для льготных категорий эта процедура может быть бесплатной. Кроме того, далеко не все гаражи попадут под «гаражную амнистию». Например, самовольно установленным во дворах «ракушкам» это не грозит.

В Совете Федерации разрабатывают законопроект о «гаражной амнистии», который даст возможность при предъявлении нескольких документов оформить на себя место в ГСК. Как сообщил «Известиям» сенатор от Республики Коми Дмитрий Шатохин, документ будет внесен в 2017 году.

Уже несколько десятилетий сотни тысяч гаражей по всей России существуют в неопределенном статусе. Люди получили их в гаражно-строительных кооперативах еще в советские времена, однако формально эти гаражи им не принадлежат. В начале 1990-х, когда массово приватизировались квартиры, вопрос с оформлением собственности на гаражи оказался на втором плане. В результате многие россияне уже лишились их, а остальным это может грозить в любой момент.

Только в одной Республике Коми, по данным регионального управления Росреестра, из 116 тыс. гаражей в собственность оформлены только 9,6 тыс.

По словам Дмитрия Шатохина, регионы столкнулись с проблемой гаражных кооперативов, когда начали проводить инвентаризацию объектов недвижимости. С одной стороны, определенные правоустанавливающие документы на эти гаражи имеются. Обычно это бумага, выданная председателем местного совета в 1960–1970-е годы прошлого века. Но при этом именно как объект собственности такой гараж нигде не зарегистрирован.

У такого гаража непонятный статус, - рассказал сенатор «Известиям». - Простой вопрос: на основании чего они подключены к электросетям? Для этого должен быть заключен договор с собственником. По этой же причине никто не гарантирует и сохранность гаражей: при желании местные власти могут снести их в любой момент. Кроме того, гараж может, например, сгореть, а без зарегистрированного права собственности его нельзя застраховать.

У проблемы отсутствия права собственности на гаражи есть и обратная сторона - если законного владельца нет, то местным властям не с кого спросить за состояние постройки и прилегающей территории. Например, за неубранный снег. Кроме того, в бюджет не поступают доходы в виде налогов на собственность.

Проект закона предполагает внесение поправок в федеральный закон № 218 «О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 года. Документ вводит ст. 49.1 «Особенности госрегистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражно-строительного кооператива». В ней перечислены бумаги, которые нужно предоставить для регистрации гаража как объекта собственности. Это документы, подтверждающие членство в ГСК и оплату паевого взноса, техническая документация на нежилое помещение. А также - документ о предоставлении кооперативу земельного участка, изданный органом госвласти или местного самоуправления.

По оценкам Дмитрия Шатохина, общие расходы на то, чтобы узаконить гараж, составят 15–20 тыс. рублей. Для ветеранов эта процедура, по замыслу законодателей, должна быть бесплатной.

Вопрос о необходимости гаражной амнистии в последние десятилетия поднимался неоднократно. Некоторые регионы пытаются решить проблему самостоятельно. Например, в Ульяновской области амнистия была объявлена в прошлом году. Но там речь идет о собственности на земельные участки под гаражами.

Когда мы даем право на земельный участок, мы не даем право на сам объект. А потом человеку всё равно придется идти в суд и доказывать право собственности на гараж, - пояснил сенатор.

Председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров поддержал идею, однако подчеркнул при этом, что под «гаражную амнистию» не должны попасть самовольно возводимые во дворах «ракушки».

Нет никаких сомнений в том, что этот вопрос требует проработки и решения, - пояснил Дмитрий Азаров «Известиям». - Но крайне важно, чтобы речь шла именно о кооперативах, где не урегулировано право собственности. Решая эту проблему, мы не должны создавать другую: нельзя допустить, чтобы наши дворы заполнили незаконные гаражи, портящие внешний вид городов.

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев рассказал «Известиям», что проблема назрела давно: по его мнению, пора наконец легализовать гаражи в ГСК «и прекратить этот кошмар».

К нам регулярно поступают жалобы на то, что в том или ином районе сносят гаражные комплексы, - рассказал общественник. - Они занимают много места, и, конечно, выгоднее застроить эти территории жилыми домами. Я уже лет пять пытаюсь купить гараж в Москве и не видел еще ни одного места, где владелец гаража может быть спокоен за сохранность этого имущества. Много раз меня уверяли, что в том или ином ГСК всё хорошо, а потом местные власти там всё сносили.

Заслуженный юрист России, бывший судья Мосгорсуда и член СПЧ Сергей Пашин в раговоре с «Известиями» отметил, что законопроект о «гаражной амнистии» необходим, однако чиновники на местах в нем не заинтересованы.

Местные власти не очень поощряют приватизацию, - сказал Сергей Пашин. - У них всегда есть козырная карта: «вас тут не было, вы не имеете права». Чиновники заинтересованы в том, чтобы держать людей на привязи.

Юрист напомнил, что в советские времена за человеком не признавали права собственности на недвижимость, в том числе и на гаражи. ГСК и его члены не были собственниками. Юридические права давало не приобретение гаража, а вступление в кооператив - то есть, право собственности фактически подменялось членством в социалистической организации.

Текущая ситуация с гаражами заставляет многих водителей опасаться потерять данную недвижимость. Отсутствие документального подтверждения права собственности, а также правовых основ для оформления такового создает определенные проблемы:

  • нет возможности подключить гараж к коммуникациям из-за отсутствия документов;
  • недвижимость не может быть застрахована;
  • официально имущество не может быть продано, куплено или взято в ипотеку.

Для государства проблемы одноэтажных малогабаритных построек заключаются в большом количестве места, которое они занимают. Данный аспект особенно актуален для крупных городов. И данная проблема порождает опасения владельцев, что постройки будут снесены, как незаконные.

Для бюджета муниципальных образований наличие незарегистрированных построек означает отсутствие налогов с такой недвижимости. Также нет возможности привлечь владельца к ответственности за неубранную территорию или иные административные правонарушения. Законопроект о гаражной амнистии нацелен на урегулирование данной ситуации и оформление правового статуса данного типа построек.

Проект Закона о гаражной амнистии внесен на рассмотрение в Госдуму 19 июля 2017 года . Его назначение – внесение изменений в «О государственной регистрации недвижимости». Поправки, предполагающие гаражную амнистию, ориентированы на следующие аспекты:

  • в статью 40 ввести часть 6.1 о государственном кадастровом учете нежилых помещений, предусмотренных статьей 49.1;
  • ввести в закон 218 ФЗ статью 49.1 об особенностях регистрации нежилых помещений в составе комплекса гаражей.
  • наличие документа, подтверждающего оплату паевого взноса за недвижимость в составе соответствующего комплекса;
  • наличие документа о предоставлении земельного участка гаражно-строительному кооперативу, оформленному в предусмотренном законом порядке.

В случае принятия законопроекта о гаражной амнистии, владельцы данной недвижимости могут рассчитывать на полное оформление права собственности. Гараж станет полноценным нежилым имуществом, которое можно продать, застраховать, заложить в ипотеку. Водители могут не опасаться сноса такой постройки, а также без осложнений подводить к ним коммуникации.

Другая сторона принятия Закона о гаражной амнистии – постановка на кадастровый учет и налогообложение. Чтобы оформить собственность, потребуется собрать все документы, подтверждающие право на ее владение. Далее проводится кадастровый учет и оформление паспорта.

Эксперты указывают, что в случае принятия Закона о гаражной амнистии оформление собственности обойдется в 15-20 тыс. рублей . Предписывается, что ветераны смогут оформить гараж бесплатно. Процедура оформления будет основываться на следующих этапах:

  • сбор документов для гаражной амнистии, подтверждающих право на владение указанной собственностью;
  • проведение кадастровой оценки и составление технического плана, постановка на налоговый учет;
  • представление всех документов в местное отделение Росреестра , в перечень входит и оформленная кадастровая документация.

Регистрация займет до 12 рабочих дней . Кроме оплаты за кадастровую оценку и иные издержки оформления гаражной амнистии, понадобится внесение госпошлины в 2 тыс. рублей .

а вы знаете какие изменения были внесены в ?

Скачать текст Закона о гаражной амнистии

Проект Закона о гаражной амнистии предполагает внесение изменений в ФЗ 218 «О государственной регистрации недвижимости». Данный документ был принят 3 июля 2015, однако вступил в силу с 1 января 2017. С момента принятия закон постоянно дорабатывался, последние изменения были внесены четырьмя актами от 29 июля 2017.

Поправки закона касаются его актуализации с правовой базой. Они учитывают практическое применение принятого документа, а также создают базу для упрощенной регистрации собственности. Если проанализировать последние изменения, можно выявить и коррективы, которые позволяют без особых сложностей ввести положения Закона о гаражной амнистии.

Скачать Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» можно . Документ представлен в редакции с последними изменениями на август 2017. Текст будет востребован для изучения порядка регистрации недвижимости. Если поправки о гаражной амнистии будут приняты, то процедура регистрации будет проводиться в соответствии с уже имеющимися предписаниями данного правового акта.

Скачать текст законопроекта о гаражной амнистии можно по . Документ представлен в изначальной редакции и поможет наглядно изучить поправки, предполагаемые его введением.

Владельцы кооперативных гаражей смогут оформить их в собственность, разработкой законопроекта о "гаражной амнистии" занимается Совет Федерации. Эксперты m24.ru рассказали, что в Москве до сих пор существует огромное количество таких кооперативов, и новый закон поможет создать на их базе многоярусные крытые парковки.

Разработкой законопроекта о "гаражной амнистии" занимается Совет Федерации. После того, как закон примут, владельцы кооперативных гаражей смогут оформить их в собственность. Для этого им потребуется подтвердить членство в кооперативе, оплату паевого взноса, а также предоставить техдокументацию на нежилое помещение и документ о предоставлении кооперативу земельного участка, изданный органом государственной власти или местного самоуправления.

Совокупный расход на приватизацию гаража составит 15-20 тысяч рублей, для ветеранов труда процедура и вовсе будет бесплатной. Гаражные кооперативы, количество которых исчисляется десятками тысяч по всей России, находятся в неопределенном статусе со времен распада Советского Союза. Когда-то помещения выдавали бесплатно, формально же они никогда не принадлежали своим хозяевам.

"Большинство кооперативов не проходят по современным нормам - ни с точки зрения пожарной безопасности, ни с точки зрения планировок"

Доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ) Сергей Зеге рассказал, что в Москве действительно много кооперативных гаражей, поэтому этот вопрос очень актуален для горожан. С другой стороны, эти постройки уже устарели по всем параметрам: начиная с того, как они были спланированы, и заканчивая тем, что они создают определенные опасности с точки зрения их эксплуатации.

"Существуют территории, которые были застроены этими гаражными кооперативами много десятилетий назад, и они не проходят по современным нормам - ни с точки зрения пожарной безопасности, ни с точки зрения планировок. Мне кажется, такие места сначала должны быть приведены в порядок и только потом уже быть амнистированными. Вполне вероятно, что в рамках уже этой работы, эти гаражи необходимо превратить в механизированные, многоэтажные строения" , - пояснил Зеге m24.ru.

"В Москве одноэтажные гаражи занимают сотни и тысячи гектаров земли"

Специалист по проектированию и эксплуатации паркингов Сергей Пыхтин уверен, что необходимо стремиться очистить Москву от плоскостных одноэтажных строений - городу катастрофически не хватает земли, а одноэтажные гаражи занимают сотни и тысячи гектаров земли.

"Если речь идет о плоскостных одноэтажных гаражах, которые были построены еще до распада СССР, то это были временные стоянки, разрешения на которые выдавались на три года, потом их пролонгировали из года в год, и в результате стоянки стали превращаться в капитальные строения. Владельцы устанавливали несущие стены, утепляли их. Получилось, что одноэтажные и открытые стоянки по юридическому статусу превратились по сути в одноэтажные капитальные гаражи, под которыми нет права собственности на землю" , - рассказал он.

"Существуют и кооперативы, которые выкуплены одним-двумя людьми,и они хотели бы на этих стоянках строить многоэтажные паркинги"

В разговоре с m24.ru Пыхтин отметил, что таких гаражей в Москве великое множество, так как многоэтажные паркинги долгое время строились очень ограниченно, поэтому появление закона о приватизации является шансом построить в городе современное парковочное пространство.

"Мое личное мнение, надо вместо одноэтажных гаражей строить многоэтажные паркинги. Но сносить их не бездумно, надо проводить политику направленную не на выплату компенсации, а на предоставление владельцу места в паркинге закрытого типа, который отапливается - это будет правильнее сделать" , - уверен он.

При этом он отметил, что приватизацию необходимо проводить вдумчиво и выборочно - после оформления кооператива в собственность есть риск, что огромное количество земли будет просто неиспользованной.

"Существуют и кооперативы, которые выкуплены одним-двумя людьми, и они хотели бы на этих стоянках строить многоэтажные паркинги, но сейчас у них нет права собственности на землю" , - рассуждает Пыхтин.

Эксперт добавил, что на базах кооперативов, при правильном подходе, собственники смогут найти инвестора и построить многофункциональное строение, где будут располагаться не только гаражи, но магазины и офисы. В этом случае их рыночная стоимость для вырастет с 400-500 тысяч рублей до четырех-пяти миллионов, а с учетом строительства - до 10-15 миллионов.

"Когда владельцы получат нормальные документы, это даст хороший толчок для бизнеса"

Председатель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев сказал m24.ru, что многие москвичи с нетерпением ждут закон, разрешающий приватизировать кооперативные гаражи

"Те гаражи, что еще остались, они, конечно, требуют узаконивания этих отношений и статуса. Те предложения, которые были озвучены сейчас - это же не только амнистия, это же перевод в собственность. Поэтому здесь тема очень актуальная, и многие люди с нетерпением этого ждут, особенно те, кто либо имеют гараж, либо хотят его купить. У большинства владельцев нету в собственности этого помещения, а это значит, что такой гараж могут снести в любой момент. Когда они смогут получить нормальные документы, это даст хороший толчок для этого бизнеса" , - пояснил он.

С 1 января 2017 года машино-место является полноценным объектом недвижимости, на который оформляется кадастровый паспорт. Таким образом, место для автомобиля можно продать, сдать в аренду или купить в ипотеку, поскольку банк может взять его в качестве залога.

Раньше из-за своего туманного статуса оно оформлялось как право на долю в нежилом помещении, которое можно продать на открытом рынке, если от его покупки отказались остальные владельцы долей. Наиболее продвинутые умудрялись продавать машино-место через договор дарения. Теперь эти доли можно переоформить в полноценный объект недвижимости.

О том, как работает купля-продажа в Москве, читайте здесь.

Покупка машино-мест на электронных торгах обходится автолюбителям подчас дешевле рыночной стоимости. Конечно, цена за место на стоянке зависит от расположения гаража, его востребованности и везения претендента. Две трети машино-мест, как утверждают специалисты, уходят по номиналу, а это вдове ниже рынка.

Стать обладателем машиноместа в гараже, построенном городскими структурами, можно и без борьбы на аукционе. Можно заключить договор долевого участия с Московским центром реализации нежилых помещений и приобрести машиноместо даже в кредит или с дисконтом в комплексе, который еще только возводится.

На открытом рынке цена машино-места в Москве сегодня составляет 800-900 тысяч. На окраинах или в непопулярных комплексах, расположенных вдалеке от жилых домов, за них готовы платить 200 тысяч, а в центре города - в 10, а то и в 25 раз выше. В этом году столичные власти планируют выставить на торги порядка 350 гаражных комплексов. Ценность машино-мест в глазах автовладельцев сильно зависит от состояния экономики. Шанс, что покупка места в гараже или паркинге оправдает себя как инвестиция, остается.

Подробности смотрите в сюжете телеканала “Москва 24 ” .

Слухи о том, что гаражная амнистия позволит всем желающим стать собственником кооперативного бокса, оказались реальностью. Дело остается за проработкой и принятием закона, который уточнит механизм легальной регистрации прав собственности на гаражи в кооперативах.

Даешь добро!

Не один десяток лет тысячи гаражей по всей стране не имеют четко закрепленного статуса. У большинства из них есть владельцы, получившие машино-место еще в советские времена, но легально их оформить закон не разрешает.

Из-за отсутствия четкого статуса возникает масса проблем:

    самовольное подключение «коробок» к электросетям без заключения договора на электропотребление;

    невозможность застраховать имущество;

    за используемую землю не платится налог;

    территория убирается фрагментарно;

    «имущество» нельзя официально продать или купить.

На заметку! Снести такие гаражи власти могут в любой момент.

Новые песни о старом

В конце марта «Известия» рассказали, что в Совете Федерации приступили к разработке нового законопроекта, который в народе уже успели окрестить «гаражная амнистия 2017». Автором инициативы, которая позволит разъяснить механизм регистрации прав собственности на кооперативные гаражные боксы, является сенатор от республики Коми Дмитрий Шатохин.

Если законопроект примут, то будут внесены поправки в новый закон о регистрации недвижимости, вступивший в силу с 1 января 2017 г., а владельцы наконец-то смогут превратиться в собственников, если:

Правда, сенатор не уточнил, чем гаражная амнистия 2017 года отличается от действующей легализации гаражей в кооперативах. Зато он рассказал, что на всю процедуру потребуется не более 20 тыс.руб., а ветеранам вообще ничего платить не придется.

Важно! В законе о недвижимости может появиться новая статья – 49.1, в которой будут изложены особенности регистрации собственности на нежилые помещения в составе гаражно-строительного кооператива.

Во время обсуждения законопроекта депутаты обратили внимание, что нововведения не должны амнистировать «ракушки»-самострои, которыми и так забиты многие дворы.

Как сейчас оформляется гараж?

По новым правилам оформить машино-места в отдельно стоящих ГК и на подземных паркингах домов могут все желающие, ведь теперь в законе они выделены как самостоятельные объекты недвижимости (ранее относились к нежилым помещениям).

На заметку! Парковочные места во дворах или надземных стоянках по-прежнему регистрируются исключительно при согласии всех собственников, которые живут в многоэтажке.

Для регистрации потребуется:

    найти/оформить документы, подтверждающие право на гараж или парковочное место (договор долевого участия, договор купли-продажи, дарственная и пр.);

    пригласить кадастрового оценщика для составления техплана и постановки гаража на кадастровый учет;

    принести/отправить по почте/подать онлайн правоустанавливающий документ и техплан в Росреестр (МФЦ).

Регистрация занимает от 5 до 12 дней. Госпошлина за нее составляет 2 тысячи рублей.

Гараж, расположенный за городом, оформить пока можно в упрощенной форме в рамках действующей «дачной амнистии ». К слову, планируется внести на рассмотрение законопроект, который предлагает увеличить вдвое земельный налог с участков, где расположены незарегистрированные бани и гаражи площадью более 50 кв.м.

Несмотря на то что в России готовят гаражную амнистию уже не первый год, и речь о ней заходит снова и снова, хочется надеяться, что обещание проработать законопроект до конца 2017 г. все же будет реализовано.

Первые "ласточки"

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов решил не дожидаться, пока будет одобрен законопроект о гаражной амнистии в Государственной думе. По его инициативе в регионе был принят схожий региональный закон, и в конце марта 2017 г. там начали выдавать собственникам документы.

Первые тридцать человек оформили землю под гаражами в ульяновском строительном кооперативе «Мотор», основные боксы которого построили в далеком 1975 г. До июля 2016 земля находилась в аренде, и незадолго до окончания срока на общем собрании владельцев было единогласно решено оформить ее в собственность.

По мнению Сергей Мишина, закон о гаражной амнистии – это не только благо для народа. Он поможет пополнить местные бюджеты за счет земельного и имущественного налогов, поэтому неудивительно, что на практику Ульяновска с таким интересом и легкой завистью взирает вся страна.

Будет ли гаражная амнистия в Москве и других российских городах запущена хотя бы в следующем году, покажет время.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация