Закон о проживании по месту регистрации. Что такое место жительства - это место регистрации или проживания. Последствия для допустивших проживание граждан не по месту регистрации

Главная / Земля

Время чтения: 6 минут

Отсутствие прописки вызывает множество вопросов. Но проблемы возникают и тогда, когда регистрация по определенному месту жительства есть, однако фактически по указанному в паспорте адресу человек не проживает. В этом случае можно оказаться фигурантом административного или уголовного дела, предусматривающего ответственность за проживание не по месту регистрации.

Можно ли жить и не прописываться

Ответ на вопрос, можно ли обойтись без прописки, стоит искать в Законе РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - закон № 5242-1). Он обязывает граждан вставать на регистрационный учет по месту временного пребывания или постоянного жительства.

В соответствии с абз. 1 ст. 6 закона № 5242-1 при смене постоянного места жительства гражданин России должен собрать и подать пакет документов для регистрации в другом помещении не позднее недели после прибытия.

В случае переезда на временное место проживания, если планируемый срок пребывания превысит 90 дней, гражданин обязан успеть в этот период там временно прописаться (абз. 1 ст. 5 закона № 5242-1).

Таким образом, государством установлена обязанность соблюдать правила регистрации. Следовательно, в случае их нарушения возникают основания для юридической ответственности за отсутствие регистрации по месту жительства.

Пройдите социологический опрос!

Ответственность за проживание иностранцев не по месту регистрации

Право на выбор места жительства иностранцами и лицами без гражданства регулируется нормами ФЗ от 18.07.2006 №109-ФЗ о миграционном учете (далее – Закон о миграционном учете). Так, в пп. 2 и 3 ст. 6 Закона о миграционном учете речь идет о необходимости регистрации указанных лиц, если они:

  • временно и постоянно проживают в РФ;
  • временно пребывают на территории страны, например, в туристических целях.
  • Порядок постановки на учет установлен в Постановлении Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (далее - порядок миграционного учета).

    Из вышеизложенного становится понятно, что, предусматривая обязанность постановки на миграционный учет, законодатель не забыл и об ответственности за ее невыполнение.

    В целом отечественное законодательство приветствует проживание гостей страны в месте, где они прописаны, и не поощряет их желание жить не по месту прописки.

    Правила регистрации иностранца

    Для иностранцев и лиц без гражданства установлены строгие правила регистрации. В частности, на подачу заявления им отводится 7 рабочих дней с момента получения официального вида на жительство или разрешения на проживание.

    Если они пребывают в РФ временно, принимающая сторона должна в аналогичный срок письменно уведомить о прибытии в место нахождения, например, в случае поездки по рабочему приглашению. В противном случае ответственность лежит именно на ней.

    Документы подаются в районном отделе полиции МВД. К заявлению прилагаются:

    • паспорт или иной документ, устанавливающий личность иностранца;
    • вид на жительство или официальное разрешение на временное проживание;
    • документы, которые подтверждают законное основание пользования жильем, например, договор аренды;
    • квитанция об уплате госпошлины в размере 350 рублей.

    К оригиналам следует приложить копии.

    После того, как регистрационный орган получит документы, в тот же день проставляется соответствующая печать на виде на жительство или разрешении на пребывание.


    Кому грозит выдворение

    Постановка на миграционный учет - отнюдь не формальный процесс. В теории он подразумевает не только наличие штампа на документе, но и проживание человека в указанном помещении.

    На практике же дело с иностранцами обстоит следующим образом. Предположим, иностранный гражданин находится в месте временного пребывания или временного проживания, то есть нахождение, например, в гостиничном номере, является краткосрочным. Выявить отсутствие зарубежного гостя достаточно легко, поэтому и негативные последствия неизбежны.

    Если иностранный гражданин прописан в жилом помещении как в постоянном месте жительства, то его непродолжительный отъезд может и не потребовать перерегистрации. Следовательно, каждый случай индивидуален.

    И все же, если будет установлено, что иностранец нарушил правила проживания, он понесет юридическую ответственность. Ее не избежит и лицо, которое его прописало.

    Таким образом, если проживаешь в одном месте, а прописан в другом, а также при других нарушениях миграционного учета иностранцем, придется отвечать по следующим правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):

    Норма КоАП РФ Нарушение Санкция
    П. 1 ст. 18.8 Нарушение правил миграции (в том числе отсутствие прописки и проживание не по ее адресу). Штраф от 2 до 5 тысяч рублей с возможностью выдворения за пределы страны.
    П. 3 ст. 18.8 Нарушение тех же правил в Москве, МО, Санкт-Петербурге или ЛО. Штраф 5-7 тысяч рублей с выдворением за границы РФ или без него.
    П. 4 ст. 18.8 Повторное нарушение правил. Штраф 5-7 тысяч с выдворением.
    П. 5 ст. 18.8 Повторное нарушение правил при нахождении в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области. Штраф 7-10 тысяч с выдворением из РФ.

    Немаловажно, что выдворение за повторное нарушение правил во всех субъектах РФ, кроме Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, возможно только в форме принудительного действия.

    В перечисленных четырех регионах может применяться как принудительное выдворение, так и контролируемый выезд за границу РФ за счет иностранца или лица, которое его принимало.

    Ответственность хозяина квартиры за прописку иностранца, живущего по другому адресу

    Ответственность за регистрацию без проживания, то есть за фиктивную регистрацию, несет не только иностранец, но и хозяин квартиры. И эта ответственность будет уже не административной, а уголовной.

    Последствия для допустивших проживание граждан не по месту регистрации

    Россиянину по ст. 19.15.1 КоАП РФ грозит штраф за проживание не по прописке в размере от 2 до 3 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге эта сумма увеличивается до 3-5 тысяч.

    Ответственность хозяина помещения - физического лица - варьируется в пределах 2-5 тысяч. В Москве и Санкт-Петербурге она возрастет до 5-7 тысяч.

    Если собственник - юридическое лицо, размер штрафа составит 250-750 тысяч рублей, в городах федерального значения - 300-800 тысяч.

    Существует вероятность, что проживание не по месту регистрации стало следствием ошибки сотрудника, ответственного за прием и передачу документов для регистрации в ГУВМ МВД, например, работника паспортного стола. Так, должностное лицо может пропустить сроки или подать документы, содержащие недостоверные сведения.

    Если в действии нет состава уголовного преступления, должностное лицо заплатит административный штраф в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей (ст. 19.15.2 КоАП).

    Кроме того, ст. 322.2 УК РФ предусмотрена следующая ответственность должностных лиц за фиктивную прописку гражданина РФ:

    • штраф в сумме 100-500 тысяч рублей или в размере дохода нарушителя за 3-летний период;
    • наказание в виде принудительных работ на срок до 3 лет с возможностью лишения права выполнять профессиональные обязанности;
    • лишение свободы до 3 лет, с возможностью лишения права выполнять свои профессиональные обязанности на срок до 3 лет.

    Как оплатить штраф

    Совершение правонарушения, как и наказание за него, фиксируется в протоколе, а при фиктивной прописке - в приговоре суда.

    После вступления документов в законную силу, правонарушитель должен оплатить штраф. Для этого следует иметь реквизиты платежа или идентификатор для сканирования и выбрать один из следующих способов перечисления денег:

    • оплата в банке у кассира, через терминал или сервисы интернет-банкинга;
    • перевод в отделении Почты России;
    • оплата через терминал в продразделении полиции МВД;
    • онлайн с использованием идентификатора платежа

Закон о регистрации граждан по месту жительства может быть принят уже в этом году. 9 января президентом России Владимиром Путиным был внесен на рассмотрение Госдумы законопроект, ужесточающий ответственность граждан за нарушение правил регистрационного учета граждан РФ по месту жительства или по месту пребывания и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Законопроект уже был одобрен в Госдуме в первом чтении.

З аконопроект о регистрации граждан по месту жительства определяет, что такое фиктивная регистрация граждан. По законопроекту, который рассматривается Госдумой, под фиктивной регистрацией понимается регистрация граждан на основании заведомо ложных сведений или документов. Закон о регистрации граждан по месту жительства, или закон о «резиновых домах» не коснется собственников жилья, которые проживают по другим адресам, отличным от прописки. Об этом сообщил глава Федеральной миграционной службы России Константин Ромодановский.

«Я хочу еще раз заверить, что это не касается граждан, кто имеет квартиру по одному адресу, а проживает по другому… Мы не будем за ними ни гоняться, ни выявлять - пусть живут спокойно», - сказал Ромодановский в эфире телеканала «Россия».

Законопроект, ужесточающий ответственность граждан за фиктивную регистрацию был принят Госдумой в первом чтении. По новому закону в Кодекс об административных правонарушениях предлагается ввести дополнительную статью о наказании за проживание россиянина в квартире без регистрации либо за то, что такую ситуацию допустил собственник жилья.

Какое же наказание за нарушение закона о регистрации по месту жительства предусматривается для граждан РФ? От 2 до 3 тысяч за нарушение правил регистрации будут платить граждане, проживающие не по адресу прописки, собственники жилья заплатят штраф от 2 до 5 тысяч, штраф для юридических лиц составит от 250 до 750 тысяч рублей. Денежные штрафы могут быть заменены либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. В качестве возможного дополнительного наказания преступника могут лишить права работать в этой сфере на срок до трех лет. Соответствующую статью предполагается внести в Уголовный кодекс.

Если правонарушение совершено в Москве или Петербурге, штраф предлагается установить на уровне от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для граждан, от 5 тысяч до 7 тысяч рублей для собственников жилья и от 300 тысяч до 800 тысяч рублей для юридических лиц.

Между тем, в России началась массовая кампания против введения в силу закона о регистрации по месту жительства 2013 граждан РФ. Был создан специальный ресурс Propiske.net, который будет противодействовать закону, ужесточающему ответственность за нарушение правил регистрации. Гражданские активисты не сомневаются, что закон о регистрации граждан по месту жительства будет принят в самое ближайшее время.

«Нас пытаются убедить, что эта мера поможет бороться с «резиновыми» квартирами» и снизить количество фиктивных регистраций, но на самом деле этот закон усложняет жизнь граждан РФ. Участковые, полиция и миграционная служба станут частыми гостями вашей квартиры для проверки у вас и у ваших родственников регистрации. Данные поправки навсегда изменят рынок недвижимости в России. Из-за бумажной волокиты квартиры будет невозможно сдать и снять», -говорится в листовке, которые создатели сайта предлагают распространять среди граждан РФ.

Публикацию подготовил: А. Коньков

Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд изменений, ужесточающих ответственность граждан и должностных лиц за нарушение существующих правил регистрации и вводящих уголовную ответственность за фиктивную регистрацию. Данные изменения вступили в действие 2 января 2014 г.

Указанный Федеральный закон вносит изменения в следующие законодательные акты:

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные изменения вводят ряд новых понятий и определений, направленных на ликвидацию имевших место пробелов в действующем законодательстве Российской Федерации, позволявших существовать такому явлению, как «резиновые» дома и квартиры. Т.е. ситуации, когда в жилых помещениях, находящихся в собственности физических лиц могли беспрепятственно регистрироваться неограниченное количество Российских граждан, не имеющих ни возможности, ни намерения там реально проживать.

Также законодателем вводится новое понятие «фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства», под которым понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

В случае выявления данного факта подразделения миграционной службы наделяются полномочиями по снятию гражданина с регистрационного учета на основании принятого органом регистрационного учета соответствующего решения. Конкретизация данной процедуры требует внесения изменений в правительственные и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие регистрационный учет граждан Российской Федерации.

Ужесточается ответственность как непосредственно граждан, фиктивно регистрирующихся в жилом помещении, так и собственников данных жилых помещений (физических лиц) и должностных лиц, допустивших фиктивную регистрацию.

Так в Уголовный кодекс Российской Федерации вводится новая статья 322.2, предусматривающая уголовную ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

Ужесточается и административная ответственность за проживание граждан Российской Федерации без регистрации или без документа, удостоверяющего личность (либо по недействительному документу, удостоверяющему личность. Административный штраф за данные правонарушения составляет теперь от 2 до 3-х тысяч руб. для граждан, для нанимателей, собственников жилых помещений (физических лиц) - от 5 до 7 тыс. руб., для юридических лиц - от 250 до 750 тыс. руб.

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 -х тыс. руб., на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от 2 до 5 тыс. руб., на должностных лиц - от 25 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 250 до 750 тыс. руб.

Вместе с тем гражданин РФ вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации (т.е. если гражданин РФ имеет регистрацию по месту жительства по Архангельской области, то в г.Мирный по месту пребывания он может не регистрироваться).

Помимо указанной выше категории граждан от административной ответственности за проживание без регистрации по месту пребывания или по месту жительства освобождаются :

граждане, являющиеся супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица, являющиеся по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Напоминаем, что заявления о регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства могут быть поданы как лично, так и в форме электронного документа посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

УФМС России по Архангельской области в городе Мирный

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:
1) статью 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

  • регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
    Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;
  • регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;
  • регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
  • снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места пребывания;
  • снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства - фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений об убытии гражданина Российской Федерации из места жительства;
  • место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
  • место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;
  • фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.";

2) статью 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.";

3) статью 5 изложить в следующей редакции:

"Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с абзацем четвертым статьи 7 настоящего Закона.

В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.";

4) в абзаце третьем части первой статьи 6 слова "документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ)" заменить словами "документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами";

5) статью 7 дополнить абзацем следующего содержания:
"выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.".

Статья 2

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1999, N 28, ст. 3491; 2001, N 11, ст. 1002; N 47, ст. 4405; 2003, N 27, ст. 2712; N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2005, N 1, ст. 13; 2008, N 15, ст. 1444; 2009, N 52, ст. 6453; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362; 2012, N 30, ст. 4172; N 53, ст. 7633, 7637) следующие изменения:
1) дополнить статьей 322.2 следующего содержания:

"Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.";

2) дополнить статьей 322.3 следующего содержания:

"Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.".

Статья 3

Пункт 1 части третьей статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2005, N 1, ст. 13; 2007, N 24, ст. 2833; 2011, N 15, ст. 2039; N 30, ст. 4601; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1166; N 31, ст. 4330, 4331; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2013, N 9, ст. 875; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442; N 30, ст. 4078) после слов "322.1 частью первой," дополнить цифрами "322.2, 322.3,".

Статья 4

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847; 2004, N 19, ст. 1838; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13, 40; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; N 30, ст. 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 31, ст. 3420; N 45, ст. 4634, 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4007, 4015; 2008, N 20, ст. 2259; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 29, ст. 3597; N 52, ст. 6406; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006; N 31, ст. 4164, 4193, 4198, 4206, 4207, 4208; N 46, ст. 5918; 2011, N 1, ст. 10, 23; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2714; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4298; N 30, ст. 4585, 4590, 4600, 4601; N 47, ст. 6602; N 48, ст. 6728, 6730; N 49, ст. 7025; N 50, ст. 7346, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 24, ст. 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4322; N 41, ст. 5523; N 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, N 8, ст. 718; N 14, ст. 1651, 1666; N 19, ст. 2319, 2323; N 26, ст. 3207, 3208, 3209; N 27, ст. 3469, 3477; N 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4032, 4040, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5444; N 44, ст. 5624, 5644; N 48, ст. 6163, 6165; Российская газета, 2013, 4 декабря) следующие изменения:

1) абзац первый части 1 статьи 3.5 после слов "не превышающем пяти тысяч рублей," дополнить словами "а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19.15.1 и частью 2 статьи 19.15.2, - семи тысяч рублей,";

2) в абзаце первом части 1.1 статьи 18.8 слова "срока пребывания, -" заменить словами "срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";

3) в статье 18.9:
а) в абзаце первом части 1 слова "выезда за ее пределы -" заменить словами "выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";
б) в абзаце первом части 4 слова "миграционного учета -" заменить словами "миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";

4) статью 19.15 изложить в следующей редакции:

"Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.


влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.";

5) дополнить статьей 19.15.1 следующего содержания:

"Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
    если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.";

6) дополнить статьей 19.15.2 следующего содержания:

"Статья 19.15.2. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении

1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечания:
1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

  • представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
  • проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.";

7) в статье 19.16:

б) абзац первый изложить в следующей редакции:
"Умышленные уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), повлекшее утрату документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), -";
8) в статье 19.17:
а) в наименовании слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),";
б) в абзаце первом части 1 слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),";
в) в абзаце первом части 2 слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),";
9) в статье 19.18:
а) в наименовании слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта),";
б) в абзаце первом слова "удостоверения личности гражданина (паспорта)" заменить словами "документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)";
10) в статье 19.27:
а) в абзаце первом части 1 слова "лицом без гражданства -" заменить словами "лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";
б) в абзаце первом части 2 слова "принимающей стороной -" заменить словами "принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -";
11) в статье 23.3:
а) часть 1 после цифр "19.15," дополнить цифрами "19.15.1, 19.15.2,";
б) пункт 9 части 2 после цифр "19.15," дополнить цифрами "19.15.1, 19.15.2,".

Статья 5

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3285; 2009, N 29, ст. 3636; 2010, N 21, ст. 2524; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; 2013, N 48, ст. 6165) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 2 дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:

"10) фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания;

11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.";

2) часть 1 статьи 19 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) принятия органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован.";

3) в статье 23:
а) часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) установления в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении.";
б) часть 2 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 настоящей статьи, - после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.".

В современном обществе каждый вправе свободно передвигаться по разным странам, сменять места пребывания и места жительства. Для урегулирования вопроса о передвижении граждан по территории России, был издан законодательный акт № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

Статья 5 ФЗ № 5242-1

Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

  • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
  • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
  • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
  • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
  • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно

Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный Кодекс России;
  • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
  • Закон о регистрации;
  • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

Согласно положениям нового закона о прописке, процедура оформления граждан по месту жительства следующая:

  • Изначально требуется составить заявление, в котором указать прошение о снятии с учета с предыдущего адреса прописки;
  • Далее следует процедура снятия с учета. Нужно придти в специализированное государственное учреждение с собранным пакетом документов, на основании которых будет составлен листок убытия;
  • После получения листа выбытия необходимо заполнить форму для прописки (самостоятельно или с помощью сотрудника ФМС);
  • Теперь нужно подать пакет документов на регистрацию по новому адресу проживания. Кроме подачи бумаг, нужна обязательная явка в паспортный отдел всех членов семьи старше 14 лет. Если все поданные документы оформлены надлежащим образом (в соответствии с законом), то сотрудник ФМС принимает их и заверяет. По закону, после процедуры заверения пакета бумаг передается начальнику отдела. В компетенции начальника решить через какой период времени будут готовы документы;
  • Придти за готовыми бумагами вправе один из членов семьи, который участвует в процессе перерегистрации по новому месту жительства. Все документы выдаются под роспись получателя.

Срок регистрации

Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

  • в отделение ФМС;
  • к интернет-порталу Госуслуг;
  • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
  • в многофункциональные центры;
  • в управляющую компанию по месту прописки;
  • в паспортный стол.

Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

Необходимые документы

6-ая статья закона РФ о регистрации граждан РФ содержит список бумаг, требуемых для проведения процесса перерегистрации с одного жилого помещения в другое.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности;
  • Бумаги, подтверждающие права на жилое помещение (дом, квартира). Например, контракт об аренде или бумага, свидетельствующая о праве собственности;
  • Листок выбытия;
  • Листок прибытия;
  • Разрешение на регистрацию (разрешение нужно, если гражданин не собственник жилья).

По закону, заявление должно содержать информацию:

  • Наименование учреждения, в которое подается заявление;
  • ФИО заявителя;
  • ФИО владельца жилья;
  • Основания для прописки в данном жилом помещении;
  • Адрес нового жилья;
  • Паспортные данные заявителя;
  • Дата выселения с предыдущего адреса проживания;
  • Подпись собственника жилья.

Скачать образец заявления можно по

Скачать закон

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит все особенности и нюансы проведения регистрации. При несоблюдении норм настоящего закона, граждане и должностные лица будут привлечены к административной ответственности. Ответственность за несоблюдение правил регистрации указана в Кодексе об Административных нарушениях России.

Ответственность по КоАП РФ:

  • Штраф в размере 2-5 тысяч рублей оплачивается за проживание без регистрации больше недели (7 дней). Для жителей больших городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) штраф составляет 5-7 тысяч рублей;
  • Штраф в размере 3-5 тыс. руб. обязаны оплатить физические лица, предоставляющие свою жилую собственность в аренду лицам без регистрации. А юридические лица — 50-750 тыс. руб. В городах федерального значения сумма штрафа значительно выше, для физических лиц составляет 5-7 тыс. руб., для юридических — 300-800 тыс. рублей.

Чтобы в процессе регистрации по новому адресу не быть привлеченным к ответственности по Административному Кодексу, необходимо знать и соблюдать положения Федерального Закона № 5242-1. Скачать ФЗ о регистрации можно



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация