В получении доступа к информации. Право граждан на доступ к информации. Угрозы доступности данных

Главная / Земля

Конституционные права на поиск, получение и использование информации реализуются, в основном, при обороте документированной и массовой информации. Это связано с тем, что большая часть информации принадлежит к этим двум классам информации. Причем массовая информация тоже имеет в основном документированный характер. Если информация не закреплена в каком-то документе, то невозможно и потребовать, чтобы она была предоставлена.

Оборот информации регламентируется Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Указанным законом установлены следующие принципы правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

  • - свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • - установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  • - открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  • - равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • - обеспечение безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • - достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  • - неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • - недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Данные принципы полностью основаны на конституционных нормах и нашли свое развитие в дальнейших нормах ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Так, установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ. Ст. 10 // СЗ РФ. 31.07.2006. №31 (1 ч.). Ст. 3448..

Как было рассмотрено ранее, информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Кроме классификации по степени доступа информация подразделяется в зависимости от порядка ее предоставления или распространения на:

информацию, свободно распространяемую;

информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информацииОб информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ. Ст. 10 // СЗ РФ. 31.07.2006. №31 (1 ч.). Ст. 3448..

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. От имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

соблюдать права и законные интересы иных лиц;

принимать меры по защите информации;

ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

информации о состоянии окружающей среды;

информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения физических лиц и организаций такой информацией;

иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, федеральные органы исполнительной власти обязаны:

обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с установленным перечнем;

своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет;

систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством РФ.

Лицо, желающее получить доступ к информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Право на поиск и потребление информации не распространяется на деятельность негосударственных владельцев информационных ресурсов. Деятельность последних регулируется в рамках гражданского оборота информации, однако при свободном распространении негосударственной документированной информации порядок ее оборота не отличается от оборота документированной информации, полученной из государственных информационных ресурсов.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

иная установленная законом информация.

Взимание платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина, предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли физического лица, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом о персональных данных О персональных данных: Федеральный закон РФ от 27.07.2006 №152-ФЗ // СЗ РФ. 31.07.2006. №31. Ст. 3451..

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ 13 .

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Ряд положений, касающихся реализации права каждого гражданина свободно осуществлять поиск и получение информации и для обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления установлен Законом "О праве на доступ к информации". Указанный закон, в частности, установил следующие положения.

Доступ к информации обеспечивается:

обязательным доведением информации до всеобщего сведения;

сообщением информации для всеобщего сведения;

удовлетворением персональных и коллективных запросов на информацию.

Порядок обязательного доведения информации до всеобщего сведения определяется законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Во всех случаях органы и организации, их должностные лица обязаны незамедлительно всеми имеющимися средствами довести до всеобщего сведения ставшую им известной информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.

Сообщение информации для всеобщего сведения осуществляется путем опубликования официальных документов в специальных изданиях, размещения их в базах и банках данных, доступных для неограниченного круга заинтересованных лиц.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме:

ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

получения копии соответствующего документа или выдержек из него;

получения письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;

получения устного изложения содержания запрашиваемой информации;

Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу могут осуществляться в устной или письменной форме, в том числе с использованием электронных технологий передачи данных. Для организации доступа к информации в структуре органов и организаций создаются специализированные службы, наделяемые в установленном порядке соответствующими функциями и полномочиями, либо выполнение названных функций возлагается на иные существующие в структуре органов и организаций службы и подразделения, а также на конкретных должностных лиц.

Правила выполнения запросов на получение информации устанавливаются руководителем соответствующего органа или организации.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В том случае, если запрашиваемая информация содержится в общедоступном официальном печатном издании, исполнитель запроса может ограничиться указанием реквизитов этого издания и даты опубликования информации. Ответ на запрос должен содержать реквизиты органа или организации и исполнителя запроса.

Обращения граждан рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти в течение 30 дней с даты поступления. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти направляют такие обращения в 5-дневный срок по принадлежности и информируют об этом заявителей. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных лиц, нарушающее право на информацию, если ранее это действие (бездействие) было обжаловано в судебном или административном порядке, может быть обжаловано Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ и (или) Уполномоченному по правам человека в РФ. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ущерба.

Ответственность за нарушение права на доступ к информации. Должностные лица органов и организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, непредоставлении информации в установленном порядке, предоставлении недостоверной информации, допустившие иные нарушения права на доступ к информации, привлекаются к уголовной, административной и гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с уголовным законодательством неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

12) оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Статья 6. Обладатель информации

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 11. Документирование информации

1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

5. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

1. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Статья 13. Информационные системы

1. Информационные системы включают в себя:

1) государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

2. Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.

3. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

4. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

5. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.

6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Статья 14. Государственные информационные системы

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

2. Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей

1. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

4. Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

5. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

6. Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1)либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609);

2) Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3347);

3) статью 16 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) статью 21 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700);

5) статью 39 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Ограничения доступа к информации

Ситуация с доступом к информации для журналистов во многом обусловлена непониманием или отрицанием законодателями и чиновниками той роли, которую призваны играть в обществе средства массовой информации. Как следствие, белорусское законодательство о СМИ и правоприменительная практика далеки от признания особой роли свободных СМИ в качестве «стража общества». Государственные органы в Беларуси не учитывают «общественный интерес» как категорию, определяющую правомерность предоставления той или иной информации. Так, в Законе «О средствах массовой информации» отсутствует какое-либо упоминание об общественных функциях журналистов и СМИ, гарантиях реализации их права на доступ к информации в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Белорусское законодательство содержит целый ряд предпосылок для практически бесконтрольного ограничения права на получение информации журналистами. При этом в стране отсутствует независимый орган, к которому было бы можно апеллировать в таких случаях.

Закон «О средствах массовой информации» содержит понятие «информация ограниченного доступа» (статья 37). К такой информации, в частности, относятся:

Сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;

Сведения о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;

Материалы дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу;

Иная информация, предусмотренная законодательными актами.

В соответствии со статьей 16 Закона «О государственных секретах» такие сведения подразделяются на две категории в зависимости от тяжести возможных последствий от их разглашения: государственную тайну и служебную тайну.

Государственная тайна - это сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь. Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и организациями, наделенными этим полномочием.

В соответствии с «Перечнем государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» , их насчитывается около шестидесяти.

Среди них, например, Уполномоченный по делам религий и национальностей, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира, Национальная государственная телерадиокомпания. Таким образом, отдельные государственные органы и организации по собственной инициативе имеют возможность вводить ограничения на распространение целых сегментов информации.

Важно отметить, что приведенный в Законе о СМИ перечень случаев допустимого ограничения доступа к информации не закрыт и содержит отсылку к другим «законодательным актам», что дает возможность для его расширительного толкования.

Так, в 2013 году были внесены дополнения в Закон «Об информации, информатизации и защите информации», который хотя прямо и не касается средств массовой информации, но вводит новую категорию информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено – «служебная информация ограниченного распространения» .

К ней относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, юридического лица, распространение и (или) предоставление которых может причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических лиц, в том числе их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юридических лиц, и которые не отнесены к государственным секретам (статья 18-1).

Информация может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения в соответствии с перечнем сведений, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. С учетом того, что президент имеет право принимать акты нормативного характера, которые не подлежат опубликованию в общедоступных источниках, у государственных органов существует возможность отказывать в доступе к информации, под предлогом ее отнесения к служебной информации ограниченного распространения.

Закрытость государственных органов

Особой проблемой для белорусских журналистов является жесткая регламентация контактов госчиновников с прессой, которая фактически не допускает их непосредственного взаимодействия. В соответствии со статьей 22-1 Закона «О государственной службе», «целесообразность публикаций и выступлений государственных служащих, связанных с исполнением служебных обязанностей, определяется руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом».

Публикации и выступления государственных служащих, связанные с исполнением служебных обязанностей, допустимы только по поручению или с согласия руководства и подлежат обязательному согласованию с ним. Указом Президента Республики Беларусь № 65 от 6 февраля 2009 г. «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» во всех государственных органах и организациях функции общения с прессой возлагаются на пресс-секретаря или другое лицо, которое подчиняется непосредственно руководителю государственного органа.

Практически при всех государственных органах созданы пресс-службы (иногда их функции выполняют идеологические отделы), которые монополизировали предоставление информации для СМИ, любые заявления для прессы государственных служащих должны быть согласованы с ними. Согласно Указу Президента № 65, общая координация деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ, по вопросам, касающимся освещения проводимой Президентом Республики Беларусь государственной внутренней и внешней политики, осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь. Администрации Президента совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь и Академией управления при Президенте Республики Беларусь уполномочены на постоянной основе осуществлять мониторинг деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ.

Аккредитация как разрешение на профессию

Дополнительным ограничением права на получение информации журналистами в Беларуси является порядок аккредитации журналистов. Право на которую им дает статья 35 Закона «О средствах массовой информации». Хотя отсутствие аккредитации не должно являться препятствием для свободного осуществления журналистской деятельности, на практике институт аккредитации в Беларуси зачастую используется для ограничения доступа журналистов к информации. Возможность для этого заложена в самом определении «аккредитации журналиста средства массовой информации», данном в статье 1 Закона о СМИ, характеризующем ее как «подтверждение права журналиста средства массовой информации освещать мероприятия, организуемые государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, а также другие события, происходящие на территории Республики Беларусь и за ее пределами». Аккредитация трактуется как реализация права государственного органа или другого учреждения разрешить тому или иному журналисту освещать его деятельность.

Кроме того, Закон предусматривает (статья 35) обязательную аккредитацию журналистов иностранных медиа Министерством иностранных дел, которую могут получить только штатные сотрудники зарубежных СМИ. Различия в порядке аккредитации журналистов белорусских и иностранных СМИ носят дискриминационный характер и препятствуют журналистам, сотрудничающим с зарубежными медиа, реализовывать свое право на получение информации. Оспорить отказ в аккредитации невозможно, поскольку суды отказываются принимать такие жалобы на действие (бездействие) государственных органов и их должностных лиц к рассмотрению. Так, суды первой и второй инстанций отказались рассматривать жалобу журналиста Беларускага Радыё Рацыя» (Польша) Виктора Парфёненко, который семь раз получал от МИД отказ в аккредитации.

Наиболее уязвимой категорией в вопросах доступа к информации являются те, кто осуществляют журналистские функции и не имеют возможности получить аккредитацию с учетом того, что определение журналиста, данное в Законе о СМИ, фактически не предусматривает возможности самостоятельной журналистской работы вне договорных отношений с редакциями СМИ. К ним относятся журналисты-фрилансеры и блогеры. В большинстве случаев они вынуждены работать, не имея легального статуса журналиста. В результате фрилансеры, сотрудничающие с иностранными медиа, рассматриваются как правонарушителями и подвергаются административному преследованию. Ссылка на будущий текст по 22.9

Помимо формальных барьеров, белорусские независимые журналисты постоянно сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности с противодействием со стороны сотрудников правоохранительных органов, недопуском на открытые судебные заседания и официальные мероприятия, необоснованными отказами в предоставлении информации при обращении в государственные органы и другими препятствиями.

Материалы по теме сюжета


Новости

Журналист-фрилансер Александр Зенков подал жалобу в прокуратуру Совестского района Минска на свое незаконное задержание 10 декабря 2019 года незаконным. Он требует от сотрудников милиции официальных извинений и компенсации.


Новости

Журналист-фрилансер Александр Зенков подал жалобу в прокуратуру Совестского района Минска, свое задержание 10 декабря 2019 года он считает незаконным. Журналист требует от сотрудников милиции официальных извинений и компенсации.


Новости

«Ограниченный круг». Журналистов БелаПАН опять не пускают на официальное мероприятие

Журналистов крупнейшего независимого информационного агентства БелаПАН не аккредитовали на пресс-подход по результатам встречи с премьер-министром Латвии Кришьянисом Кариньшем.


Новости

На просьбу предоставить информацию начальник отделения Госавтоинспекции Барановичского ГОВД Александр Силицкий сообщил корреспонденту негосударственной газеты Intex-press, что с журналистами этого издания сотрудники Барановичского ГАИ общаться не могут.


Рейтинг закрытости

Самые закрытые ведомства: ОАЦ, МВД, КГБ и ГУВД Мингорисполкома. Результаты опроса журналистов

Белорусская ассоциация журналистов провела очередной опрос коллег относительно открытости основных государственных ведомств и организаций.


Новости

По версии милиции, журналист телеканала «Белсат» Андрей Козел незаконно снимал процедуру подсчета голосов на местных выборах, а потом отказался покинуть помещение после требований сотрудников милиции.


Новости

Письменные запросы в работе журналистов становятся все более бессмысленной формой получения ответов. Несмотря на законодательное регулирование, чиновники и руководители игнорируют письменные запросы, причем разными способами и под разными предлогами.


Новости

Редакция «Intex-press» обратилась в райисполком с просьбой аккредитовать корреспондента Юлию Ивашко. Однако райисполком в письме за подписью заместителя председателя Александра Грицкевича от 16 мая ответил отказом.


Новости

Право на доступ к информации – это поиск и получение гражданами и организациями любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных ФЗ.

Закон о доступе к информации устанавливает, что «плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов МСУ взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ».

Организация также имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся своих прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. По Закону об информации доступ не может быть ограничен к:

Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

Информации о состоянии окружающей среды;

Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления в свою очередь обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

Охрана.

В российском законодательстве свобода информации, свобода слова, свобода выражения мнения закреплены в ст.29 Конституции РФ.

Закон РФ “О СМИ” регулирует профессиональную деятельность журналистов и деятельность редакций СМИ. В ст.38-40 регулирует право на запрос информации и право на ее получение.

Есть также Закон “Об информации, информатизации и защите информации”.

Есть еще нормативные акты, которые так или иначе регулируют сферу свободы доступа к информации. Из них в первую очередь стоит обратить внимание на Указ Президента “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию”. Он является первым нормативным актом, который включил в правовое регулирование такое понятие, как прозрачность деятельности государственных органов.

Закон “О международном информационном обмене”, который устанавливает ответственность за нарушение указанных прав.

  1. Информация без права ограничения доступа.

Свобода информации - понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование СМИ (свобода печати), право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом.

Свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена в Всеобщую декларация прав человека (Ст.19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, - это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Право общества на получение от государственных служб информации, право на доступ граждан к правительственным документам входит в конституции многих стран и в целом рассматривается как признак открытости управления. Реализация права общества на получение информации может быть затруднена без специальных механизмов, обеспечивающих это право; такие законы приняты в более чем 90 странах мира. Тем не менее, существуют различные понимания целей свободы информации, в зависимости от разных концепций либеральной демократии. Одним из базовых принципов в обеспечении права общества на получение информации является установление бремени доказательства на стороне, обязанной предоставлять информацию. Т.е. запрашивающий информацию не должен предоставлять причин для запроса, но для непредставления информации должна быть представлена причина.

Свобода информации в России.

Международный опыт показывает, что обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одна из важнейших задач государств. Один из базовых принципов развития информационного общества в России - свобода и равенство доступа к информации и знаниям.

Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» провозглашается право на доступ к информации и определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен никоим образом. Также устанавливаются цели, условия и порядок ограничения доступа к информации .

Доступ к информации определяется законом как возможность получения информации и ее использования.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Важное значение в вопросах доступа к информации приобретает обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Обладатель информации вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению. Он может передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании, защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами, осуществлять или разрешать иные действия с информацией. При осуществлении своих прав обладатель информации обязан: соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена законодательно.

Определяется также такое понятие как оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Информация в зависимости от категории доступа к ней (рис. 1.4) подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информацию ограниченного доступа).

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступ-

Рис. 1.4.

ная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных законодательных ограничений в отношении распространения такой информации.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа - государственной тайны, коммерческой тайны, тайны личности (персональных данных), служебной тайны и иных тайн. Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Соответствующими федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим другие тайны или информацию конфиденциалыного характера (конфиденциальную информацию) - коммерческую тайну, персональные данные, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Отметим, что в Указе Президента РФ от 06.03.1997 № 188 утвержден перечень сведений «конфиденциального характера», где указаны шесть видов такой информации:

  • 1) персональные данные;
  • 2) тайна следствия и судопроизводства;
  • 3) служебная тайна;
  • 4) профессиональная тайна;
  • 5) коммерческая тайна;
  • 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить :

  • 1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
  • 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
  • 3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
  • 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
  • 5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
  • 6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация