Уголовная ответственность за порчу земли. Какое наказание предусмотрено за порчу и загрязнение земель. Мы делаем на заказ

Главная / Земля

Статья 254 УК РФ гласит - Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Уголовная ответственность за земельное правонарушение наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т. е. является преступлением. Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц. В настоящее время Уголовным кодексом РФ (введен в действие с 1 января 1997 г.) предусмотрена статья об уголовной ответственности за земельные правонарушения - преступления, которая предусматривает несколько составов преступлений под общим наименованием «Порча земли» (ст. 254 УК РФ). 1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной и иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Цель указанной статьи - охрана земли путем предотвращения ее порчи, т.е. ухудшения состояния вследствие нарушений правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

Под землей рассматриваются любые виды земельных участков, освоенных или неосвоенных, независимо от субъектов и видов прав на землю. Объективная сторона данного преступления включает в себя: * действия или бездействие, представляющие собой отравление, загрязнение или иную порчу земли вследствие нарушений правил обращения с ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами в процессе их хранения, использования и транспортировки; * последствия, состоящие в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде; * причинную связь между действиями (бездействием) и последствиями. Удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты представляют собой вещества, специально предназначенные для использования в сельскохозяйственном производстве либо для любительского или иного некоммерческого выращивания растений. Требования к ним, равно как и правила обращения с ними, закреплены многочисленными нормативными правовыми актами и являются обязательными.

Использование веществ, не являющихся удобрениями, стимуляторами роста растений, и других, не названных в данной статье веществ, исключает возможность ее применения независимо от характера наступивших последствий осуществления хозяйственной или иной деятельности. Под хозяйственной или иной деятельностью в смысле ст. 254 УК РФ понимаются все виды воздействия на землю с целью достижения определенных хозяйственных или иных результатов, т.е. выращивание сельскохозяйственных растений, стимулирование дикорастущих растений, проведение экспериментов, связанных с изменением растительного покрова, и прочее. Не подпадает под признаки данного преступления порча или загрязнение земли в результате промышленного производства, выбросов и сбросов вредных веществ на землю, размещение на земле отходов в тех случаях, когда эти вещества или отходы не относятся к классу опасных химических или биологических веществ.

Земельное законодательство устанавливает особые режимы для почв, подвергшихся сильному негативному воздействию, обозначая их как «деградированные», и определяет перечень таких земель. В частности, это земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно-допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно-допустимых уровней, и иные. Таким образом, загрязнение, отравление и иная порча земель выражаются в их деградации.

Вред, причиненный здоровью человека, может быть любой степени тяжести - от легкого до тяжелого.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели животных и несельскохозяйственных растений, лесонасаждений, загрязнении водных объектов и гибели водных биоресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п. Совершение указанного преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации является основанием для установления повышенной ответственности. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ, является лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла. Лицо осознает нарушение им правил обращения с указанными веществами, предвидит возможность отравления, загрязнения и иной порчи земли вследствие нарушения им этих правил, а также возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, но сознательно допускает их либо относится к наступлению указанных последствий безразлично.

Защита природных ресурсов необходима для поддержания биологического разнообразия и экономического потенциала почвы, лесов и других частей окружающей среды. Юридическая ответственность за порчу, загрязнение земли, в том числе плодородного слоя по КоАП и УК РФ – эффективный метод борьбы с недобросовестными пользователями.

Общая характеристика

В статье 8.6 КоАП РФ устанавливается ответственность за неправомерное негативное воздействие на плодородный слой почвы. Материальный состав нарушения: правонарушение завершено, когда часть грунта снята, перемещена, уничтожена, либо подверглась определённому загрязнению. В первых двух случаях предполагается ответственность:

  • Для физических лиц – 1000-3000 рублей;
  • Для должностных лиц – 5000-10000 рублей;
  • Для юридических лиц – 30000-50000 рублей.

В остальных:

  • Для физических лиц – 3000-5000 рублей;
  • Для должностных лиц – 10000-30000 рублей;
  • Для индивидуальных предпринимателей – 20000-40000 рублей;
  • Для юридических лиц – 40000-80000 рублей.

Нарушение совершается гражданином, достигшим 16 лет, должностным лицом организации, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Наказание применяется к лицу, которое осуществляет фактическое пользование участком и обязано следить за его состоянием.

Субъективная сторона

Отношение нарушителя к содеянному может быть различным. Так лицо умышленно срезает слой почвы, если желает продать его или разместить на другом участке.

Засорение части земельного участка отходами, приведшее к ухудшению характеристик плодородного слоя, может быть в форме неосторожности. Виновный безразлично относится к потенциалу участка, хотя обязан принять меры для сохранения его плодородных функций.

Порча земли

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, --

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, --

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -- наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Комм. О.Л.Дубовик

1. Данная статья является новой для российского уголовного законодательства. Она восполняет существенный пробел в защите одного их важнейших элементов окружающей среды -- земли.

Цель настоящей статьи -- охрана земли путем предотвращения ее порчи, т.е. ухудшения состояния земли вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом (предметом) которой земля является. Данная статья существенно расширяет возможность уголовно-правовой охраны ценнейшего национального достояния -- земли. До этого предусматривалась ответственность за отдельные посягательства на недра, возможна была уголовная ответственность за должностные преступления, связанные с порчей земли. Однако норма, подобная содержащейся в статье «Загрязнение водоемов и воздуха» УК РСФСР, в прежнем Кодексе отсутствовала.

  • 2. Земля рассматривается как любые виды земельных участков (угодий), освоенные либо осваиваемые, независимо от форм собственности на землю или характера владения ею.
  • 3. Объективная сторона данного преступления выражена законодателем крайне казуистично. Она включает в себя: действия или бездействие, представляющие собой отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами в процессе их (т.е. веществ) хранения, использования и транспортировки; последствия, состоящие в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде; причинную связь между действиями (бездействием) и последствиями.
  • 4. Удобрения, стимуляторы роста растений, ядохимикаты представляют собой вещества, специально предназначенные для использования в сельскохозяйственном производстве либо для любительского или иного некоммерческого выращивания растений. Требования к ним, равно как и правила обращения с ними закреплены многочисленными нормативно-правовыми актами и являются обязательными.
  • 5. О перечне опасных химических и биологических веществ, порядке их регистрации см. п.3 и 15 комментария к ст.247 УК РФ.
  • 6. Использование веществ, не являющихся удобрениями, стимуляторами роста растений, и других, не названных в данной статье веществ исключает возможность ее применения независимо от характера наступивших последствий осуществления хозяйственной или иной деятельности.
  • 7. Под хозяйственной или иной деятельностью в смысле данной статьи следует понимать все виды воздействия на землю с целью достижения определенных хозяйственных, рекреационных или иных результатов, т.е. выращивание сельскохозяйственных растений, стимулирование дикорастущих растений, проведение экспериментов, связанных с изменением растительного покрова, и проч.

Не подпадает под признаки преступления, ответственность за которое установлена настоящей статьей, порча или загрязнение земли в результате промышленного производства, выбросов и сбросов вредных веществ на землю, размещение на земле отходов в тех случаях, когда эти вещества или отходы не относятся к классу опасных химических или биологических веществ.

8. Специальное земельное законодательство устанавливает особые режимы для почв, подвергшихся сильному негативному воздействию, обозначая их как «деградированные», и определяет перечень таких земель. В частности, это земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше ПДК или радиоактивными веществами свыше ПДУ, и иные (см. Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. -- САПП РФ, 1992, No.8, ст.505). Таким образом, загрязнение, отравление и иная порча земли выражаются в деградации земель.

Вред, причиненный здоровью человека, может быть любой степени тяжести -- от легкого до тяжелого.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели животных и несельскохозяйственных растений, лесонасаждений, загрязнении водных объектов и гибели водных биоресурсов, загрязнении атмосферного воздуха и т.п.

  • 9. Преступление считается оконченным с момента наступления одного из указанных последствий.
  • 10. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение данного преступления в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. п.10 комментария к ст.247 УК РФ). Введение данного квалифицирующего признака и установление повышенной ответственности связано с особым режимом земель в такого рода зонах, существенным ограничением права пользования землями и сложностью восстановления и рекультивации земель в зонах.
  • 11. Субъектом данного преступления является лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.
  • 12. Субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла. Лицо осознает нарушение им правил обращения с указанными веществами, предвидит возможность отравления, загрязнения и иной порчи земли вследствие нарушения им этих правил, а также возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, но сознательно допускает их либо относится к наступлению указанных последствий безразлично. Психическое отношение к смерти человека (ч.3 ст.254) выражается в неосторожности (в виде как легкомыслия, так и небрежности).

Частью 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрено административное наказание за уничтожение плодородного слоя почвы опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Хочется верить, что применение административных наказаний специалистами Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области за нарушение Земельного законодательства будет происходить не так часто. А население будет руководствоваться принципом, что - «чисто не там где убирают, а там где не мусорят».

(ст. 285 УК)

Для привлечения к уголовной ответственности за порчу земли помимо других нормативных актов нужно в обязательном порядке обращаться к земельному законодательству, то есть Закону РК от 24 января 2001 г. «О земле» и другим нормативным актам, регламентирующим земельные и экологические правоотношения.

Объектом преступления являются отношения по обеспечению охраны земли от отравления, загрязнения или порчи. Объективная сторона преступления проявляется в названных в диспозиции ст. 285 УК деяниях, проявляющихся в отравлении, загрязнении или иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с ядохимикатами, удобрениями, стимуляторами роста растений и иными опасными химическими, радиоактивными или биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке или захоронении, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, ухудшение природных свойств земли. Источниками причинения вреда земле при ее порче могут быть:

  • а) удобрения;
  • б) различные стимуляторы роста растений;
  • в) ядохимикаты;
  • г) производственные и бытовые отходы. Состав материальный, предполагает причинение вреда здоровью человека, то есть заболевание человека, характеризующееся по правилам определения легкой, средней, тяжкой степени вреда здоровью человека. Вред окружающей среде может быть нанесен в виде уничтожения плодородного слоя почвы на значительной территории, гибели большого количества животных, птиц и насекомых. Преступление окончено с момента наступления вредных последствий, названных в диспозиции уголовно-правовой нормы. Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена прямая причинная связь.

Субъективная сторона преступления характеризуется двойной формой вины или неосторожностью в обоих видах.

Субъектом этого преступления может быть признано любое виновное лицо, достигшее 16-летнего возраста, может быть специальный субъект, то есть лицо, обязанное в силу возложенных на него должностных, служебных или иных функций контролировать и соблюдать правила безопасного и безвредного обращения с землей.

Квалифицированный состав, предусмотренный ч. 2 ст. 285 УК, устанавливает более строгие меры ответственности за порчу земли, допущенную в зоне, признанной законом территорией с чрезвычайной экологической ситуацией. Это вызвано тем, что на территории с чрезвычайной экологической ситуацией допускаемые факты порчи земли представляют повышенную общественную опасность, поскольку сложившаяся и без того социальная и экономическая чрезвычайная ситуация еще и усугубляется фактами отравления, загрязнения или иной порчи земли, то, бесспорно, такие деяния должны подвергаться более жестким мерам уголовно-правового воздействия.

Часть 3 ст. 285 УК регламентирует ответственность за особо квалифицированные составы преступной порчи земли. Особо квалифицирующим признаком законодатель называет смерть человека. Форма вины по ч. 3 ст. 285 УК может быть, как на это указано законодателем, только неосторожной. Последствие в виде причинения смерти возможно вследствие употребления продуктов (овощей, фруктов), снятых с загрязненных или отравленных земель. Либо это могут быть последствия контактного и вступившего во взаимодействие с организмом человека различных ядохимикатов (пестицидов), попавших при обращении с землей в организм человека, либо иным способом смертельно воздействующее на него. Между преступной порчей земли и наступившей смертью человека должна быть установлена прямая причинная связь.


Новая редакция Ст. 8.6 КоАП РФ

Комментарий к Статье 8.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной плодородного слоя почвы. Состав правонарушения по ч.

Какое наказание предусмотрено за порчу и загрязнение земель

1 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. снятие или перемещение плодородного слоя почвы; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 материальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

<32> <33>
———————————
<32> БНА. 1996. N 4.

<33>

<35>

Другой комментарий к Ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельным кодексом РФ был провозглашен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.

2. Обычно снятие или перемещение плодородного слоя почвы (ч.1 комментируемой статьи) производится в процессе рекультивации почвенного слоя, под которой понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" было определено, что нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород (лесс, лессовидные и покровные суглинки и др.) устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. При этом снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

3. Федеральная служба земельного кадастра России (Росземкадастр) является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.

4. Часть 2 комментируемой статьи говорит об уничтожении и порче земли. Следует отметить, что ни в одном законодательном акте не дается понятие "порча земли". Лишь в п.8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы является результатом нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых, нарушения установленного режима использования земель, хищения, невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий, предусмотренных в соответствующих решениях и проектных материалах по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние земель.

5. Ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.1 ст.8.6 наступает независимо от наступления опасных последствий, ч.2 же предусматривает уже изначально наступление последствий в форме уничтожения или порчи земли. Однако отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, а также совершение указанных деяний в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, являются уголовным преступлением, предусмотренным ст.254 УК.

6. Субъективная сторона ч.1 комментируемого правонарушения может быть выражена только в форме умысла, в то время как правонарушение, предусмотренное ч.2, может быть совершено в форме как умысла, так и неосторожности.

7. Субъектами административной ответственности в данном случае могут быть и граждане, и должностные лица, и юридические лица.

Административная и уголовная ответственность за порчу земель (Каленов С.Е.)

Федеральное законодательство содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния, предотвращения необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, воспроизводство и повышение плодородия почв.

За самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы предусмотрена административная ответственность по ст.8.6 КоАП РФ в виде штрафа для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Кроме того, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может повлечь административное приостановление их деятельности.

В соответствии со ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде является преступлением (ст.254 УК РФ).

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо обязательными работами, либо исправительными работами.

За те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, повлекшие по неосторожности смерть человека, предусмотрено более суровое наказание, вплоть до лишения свободы.

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

В соответствии со ч. 2 ст.

Статья 74 ЗК РФ. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения

1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 <32>, под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. N 6). Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (п. 6 (1), п. 6 (2), п. 8 (1), п. 8 (2)). Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ <33> представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1).

———————————
<32> БНА. 1996. N 4.
<33> СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399; см. с изм. и доп.

———————————
<34>
<35> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; см. с изм. и доп.

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 апреля 2014 года Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 61-ФЗ.

Комментарий к статье 8.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).

В качестве предмета выступает земля как природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека, включающая в себя все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.

2. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства — для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы. В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.

Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодородного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.

Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель.

В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.

3. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины.

4. Федеральным законом от 02.04.2014 N 61-ФЗ внесены изменения, связанные с повышением размеров административных штрафов, налагаемых за совершение указанных видов правонарушений.

По части первой данной статьи максимальный размер административного штрафа, налагаемого на граждан, повышен до трех тысяч рублей (ранее — до одной тысячи пятисот рублей), на должностных лиц — до десяти тысяч рублей (ранее — до трех тысяч рублей), на юридических лиц — до пятидесяти тысяч рублей (ранее — до тридцати тысяч рублей).

За совершение действий, предусмотренных частью второй по новому Закону на граждан может быть наложен административный штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Санкцией части второй для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и для юридических лиц предусмотрено также альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ч. 2 ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате порчи земель, помимо указанной административной ответственности несут обязанность по возмещению вреда, причиненного окружающей среде.

Другой комментарий к статье 8.6 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной плодородного слоя почвы. Состав правонарушения по ч. 1 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. снятие или перемещение плодородного слоя почвы; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 материальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 <32>, под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. N 6). Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (п. 6 (1), п. 6 (2), п. 8 (1), п. 8 (2)). Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ <33> представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1).

———————————
<32> БНА. 1996. N 4.
<33> СЗ РФ. 1998. N 29.

Ответственность за порчу земли

Ст. 3399; см. с изм. и доп.

———————————
<34> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; см. с изм. и доп.
<35> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; см. с изм. и доп.

Статья 8.6 КоАП РФ. Порча земель



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация