Стандартизация деятельность по установлению норм разработки. Стандартизация это деятельность по установлению норм правил. Нормативные документы по стандартизации

Главная / Земля

Стандартизация

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. также это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов .

Целями стандартизации являются:

  • повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
  • содействие соблюдению требований технических регламентов ;
  • создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации .

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • добровольного применения документов в области стандартизации;
  • максимального учёта при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта , за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
  • недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

В технике стандартизация ведет к снижению себестоимости продукции, поскольку:

  • позволяет экономить время и средства за счет применения уже разработанных типовых ситуаций и объектов;
  • повышает надежность изделия или результатов расчетов, поскольку применяемые технические решения уже неоднократно проверены на практике;
  • упрощает ремонт и обслуживание изделий, так как стандартные узлы и детали - взаимозаменяемые (при условии, что сборка осуществлялась без пригоночных операций).

Стандартизация может быть малоэффективной в случаях, когда основной целью разработки изделия является достижение очень высоких функциональных характеристик, которые возможны при значениях основных параметров , не соответствующих стандартным.

Стандартизацию проводят органы стандартизации, наделенные законным правом руководить разработкой и утверждать нормативные документы и другие правила, придавая им статус стандартов. В России компетентными органами в области стандартизации являются ГОССТАНДАРТ России и ГосСтрой. Основополагающим нормативным документом по стандартизации ГОССТАНДАРТа России установлена «Государственная система стандартизации» (ГСС). Комплекс стандартов ГСС РФ (ГОСТ Р1.0, ГОСТ Р1.1 , ГОСТ Р1.2 и др.) представляют собой систему взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех производственных отраслях России. ГСС устанавливает порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, обращения стандартов разных уровней стандартизации и других нормативных документов, а также контроля над их внедрением и соблюдением.

Примечания

Литература

  • А. И. Якушев, Л. Н. Воронцов, Н. М. Федотов . Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. 6-е изд., перераб. и доп.. - М.: Машиностроение, 1986. - 352 с.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Стандартизация" в других словарях:

    СТАНДАРТИЗАЦИЯ - СТАНДАРТИЗАЦИЯ, установление типовых норм и требований к отдельным изделиям, к сырью, к приборам, к определенным процессам и т. п. с целью повышения их качества, упрощения процессапроизводстваиоблегчения взаимосменяемости деталей. С. в условиях… … Большая медицинская энциклопедия

    стандартизация - и, ж. standardisation f. 1. Установление единых обязательных типовых образцов для чего л. Стандартизация деталей. БАС 1. Соединенный комитет по стандартизации научных стеклянных приборов нашел и 1924 г. единогласно предложил: признанные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Нормализация, регуляризация, типизация, нормирование; эталонирование, унификация Словарь русских синонимов. стандартизация сущ. типизация Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    стандартизация - 1. Установление единых норм и требований стандартов. 2. В психодиагностике различаются две формы стандартизации: 1) стандартизация и единообразие инструкций, процедуры обследования, материалов, способов регистрации и прочего при применении… … Большая психологическая энциклопедия

    СТАНДАРТИЗАЦИЯ, стандартизации, мн. нет, жен. (тех., экон.). 1. Рационализация производства изделий путем сведения многочисленных видов к определенному количеству типовых образцов, стандартов. Стандартизация строительных деталей. 2. Приведение… … Толковый словарь Ушакова

    стандартизация - СТАНДАРТИЗАЦИЯ, типизация СТАНДАРТНЫЙ, типичный СТАНДАРТИЗИРОВАТЬ, типизировать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Стандартизация - – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Деятельность по стандартизации осуществляется в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация в России осуществляется в целях:

  • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • технической и информационной совместимости;
  • взаимозаменяемости продукции;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных.

К документам в области стандартизации относятся:

  • национальные стандарты;
  • правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
  • применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
  • стандарты организаций.

Национальный орган Российской Федерации по стандартизации :

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта всем заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования. Проект национального стандарта передается разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. С учетом результатов экспертизы технический комитет готовит мотивированное заключение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции (работ или услуг) и повышение конкурентоспособности.

Генри Форд сказал: "Стандартизация сегодняшнего дня представляет собой фундамент, на который будет опираться завтрашнее усовершенствование. Если Вы понимаете "стандарт" как лучшее из достигнутого на сегодняшний день и завтра это лучшее нужно будет внедрять в практику, Вы на верном пути. Но если Вы понимаете стандарт как ограничение, процесс остановится".

Стандартизация осуществляется в целях: - повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

  • - повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • - обеспечения научно-технического прогресса;
  • - повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  • - рационального использования ресурсов;
  • - технической и информационной совместимости;
  • - сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных:
  • - взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:

  • - представление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и попятной форме;
  • - повышение качества и конкурентоспособности продукции; благодаря стандартизации основных параметров продукции становятся возможными проведение объективной оценки уровня ее качества, конкурентоспособности и, соответственно, разработка направлений их повышения;
  • - внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;
  • - увеличение серийности и масштабов производства, способствующее повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции;
  • - взаимозаменяемость и совместимость; стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;
  • - эффективное управление производством; стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.

По некоторым данным, около 80% мировой торговли подвержено влиянию стандартов и технических регламентов, а эффект от этого влияния оценивается суммой около 4 млрд долл.

Исследования, проведенные в Австралии, Канаде и Германии, показали, что использование стандартов благоприятствует развитию национальной экономики. Так, в Великобритании макроэкономические выгоды в экономике от применения стандартов, рассчитанные в форме ежегодного вклада в ВВП (GDP), составляют 2,5 млрд фунтов стерлингов в год.

Социальная функция стандартизации проявляется в создании нормативов и достижении на практике такого уровня параметров и показателей продукции (работ, услуг), который соответствует социальным целям общества, связанным с охраной окружающей среды, здравоохранением, безопасностью людей при производстве продукции, ее обращении, использовании и утилизации.

Коммуникативная функция стандартизации обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия обществом различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформления документов и т.п., способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания, и расширяет возможности взаимообогащающего обмена информацией.

Еще около II в. до н.э. первый китайский император Кии Ши Хуанджи издал технические стандарты на колесную основу транспорта, тележки, ширину городских ворог, строительство дорог, измерение и взвешивание, водопровод, оружие.

Стандартизация основывается на следующих принципах:

  • - добровольное применение стандартов;
  • - максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
  • - применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта;
  • - недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это установлено целями стандартизации;
  • - недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • - обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Для реализации этих принципов важной является государственная политика, направленная на стимулирование разработки и применения стандартов.

Опыт США в части государственной политики в области стимулирования разработки и применения стандартов

Закон о передаче и продвижении национальных технологий (The National Technology Transfer and Advancement Act - NTTAA), подписанный Президентом США в марте 1996 г., требует, чтобы все федеральные агентства США использовали, когда это возможно, вместо правительственных стандартов (government-unique standards) стандарты, принятые на основе консенсуса органами, разрабатывающими добровольные стандарты (voluntary consensus standards - VCS). NTTAA содержит поправки к Закону Стивенсона-Уайдлера по инновационным технологиям от 1980 г., цель которого заключалась в "продвижении технологических инноваций в США для достижения национальных экономических, экологических и социальных целей и для решения других задач". Признавая значимость технологических инноваций в обеспечении экономического роста, NTTAA включил ряд законодательных изменений, направленных на ускорение разработки и распространения инноваций в США. В частности, NTTAA констатирует, что стандарты играют ведущую роль в технологических инновациях и в поддержании конкурентоспособности на мировом рынке. Данные отчетов NISI "показывают неуклонный рост применения добровольных стандартов федеральными агентствами: в 1997 г. прирост составил 1883 стандарта, а и 2004 г. - 4559. В настоящее время в нормативных правовых актах США содержится более 12 000 ссылок на стандарты, разработанные на основе консенсуса. В США утверждены как обязательные 11 000 регламентирующих стандартов (regulatory standards). Эти стандарты, законы и другие обязательные правовые акты сведены в Кодекс федеральных регламентов.

В мире развитие стандартизации осуществляется не только на национальном, но и на международном и региональном уровнях управления. В табл. 13.1 приведены примеры организаций по стандартизации, функционирующих па различных уровнях управления.

Таблица 13.1.

Расходы на проведение работ по стандартизации на международном, региональном (ЕС) и национальном (Германия) уровнях.

По данным, приведенным президентом Германского института стандартизации (DIN) д-ром Г. Вебером, общемировые (без США) расходы на проведение работ по стандартизации составили в 2002 г. около 4,3 млрд евро. Бюджеты международных (ИСО и МЭК) и европейских (CEN и CENELEC) организаций по стандартизации оценивались соответственно в 31,5 и 13,7 млн евро. Деятельность по стандартизации в Германии потребовала затрат на уровне 770 млн евро, из которых 120 млн евро составили бюджет DIN, а 650 млн евро - это расходы на обеспечение деятельности и оплату труда экспертов.

Между тем по оценке шведских специалистов, гармонизация деятельности ИСО, МЭК и МСЭ позволит сэкономить около 20% средств, выделяемых в настоящее время этим трем международным организациям по стандартизации.

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация осуществляется в целях :

повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

обеспечения научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

взаимозаменяемости продукции.

В настоящее время национальным органом по стандартизации согласно постановлению правительства РФ является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.

Национальную систему стандартизации включает следующие компоненты:

1) Национальные стандарты .

Национальный стандарт действует на всей территории России, во всех отраслях, а не только в отдельной отрасли. Национальные стандарты утверждаются национальным органом РФ по стандартизации.

Национальные стандарты применяются на добровольной основе независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, оказания услуг, видов сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

ГОСТ (государственный стандарт) - это документ, по которому государство, выступая как участник рынка, устанавливает требования к продукции, которую оно закупает у других участников рынка. Национальный стандарт имеет более широкий смысл. Кроме государственных закупочных требований к продукции, он может разрабатываться с другими целями, например, для стимулирования научно-технического прогресса (стандарты с прогрессивными показателями и отложенным сроком введения в действие), инвестиций, регулирования внешнеторговой деятельности и т.п.


Национальный стандарт может разрабатываться любым лицом.

Основными субъектами, осуществляющим разработку стандартов и их экспертизу, являются технические комитеты по стандартизации. В 95% они образованы на базе головных институтов отраслей промышленности.

2) Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (сокращенно – общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с классами, группами и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем.

3) Стандарты организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, услуг.

Стандарты организаций применяются на добровольной основе независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, оказания услуг, видов сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. То есть никакое ведомство не имеет права устанавливать обязательные для кого-либо правила и порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

То есть технические комитеты по стандартизации обязаны проводить экспертизу проекта по желанию разработчика и не вправе ему отказать в такой экспертизе. Разработчик, в дальнейшем, может учитывать результаты экспертизы или не учитывать.

Процедура разработки и утверждения национальных стандартов

1. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

2. Разработчик уведомляет национальный орган по стандартизации о разработке национального стандарта.

Уведомление о разработке должно содержать информацию об имеющихся в проекте положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

3. Ознакомление заинтересованных лиц с проектом национального стандарта и предоставление ими замечаний к проекту (в письменной форме).

4. Доработка разработчиком проекта с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц:

– Проведение разработчиком публичного обсуждения проекта и составление им перечня замечаний заинтересованных лиц кратким изложением содержания замечаний и результатов обсуждения;

– Срок публичного обсуждения проекта со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Завершение публичного обсуждения проекта национального стандарта:

– Представление разработчиком проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации (вместе с перечнем замечаний заинтересованных лиц);

– Со дня уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект и перечень полученных замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам.

6. Предоставление разработчиком проекта национального стандарта в технический комитет по стандартизации (вместе с перечнем замечаний заинтересованных лиц):

– Проведение техническим комитетом по стандартизации экспертизы проекта, подготовка и направление в национальный орган по стандартизации предложений об утверждении или отклонению проекта;

– Принятие национальным органом по стандартизации решения об утверждении или отклонении национального стандарта.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ – это деятельность, направленная на разработку и
установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для
выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на
приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право
на безопасность и комфортность труда.

ЦЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ – достижение оптимальной степени
упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного
использования установленных положений, требований, норм для решения
реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

ОСНОВНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ должны быть повышение степени соответствия продукта
(услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических
барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому
прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие,
касающиеся обеспечения соответствия.

ОБЩИЕ ЦЕЛИ вытекают прежде всего из содержания понятия.
Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с
выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К
ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:
безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей
среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество
продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-
технического прогресса; единство измерений; экономия всех видов ресурсов;
безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью
возникновения различных катастроф (природного или техногенного характера) и
чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационная готовность
страны. Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993г.

КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ относятся к определенной
области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, к тому или иному
виду продукции, предприятию и т.д.

Следовательно, ПРЕДМЕТОМ СТАНДАРТИЗАЦИИ как науки являются
варианты повторяющихся ситуаций (или информация о них). Именно с ними
оперирует стандартизация. Предмет стандартизации как науки не следует путать
с понятием «объект стандартизации» как отрасли практической деятельности.
Понятие «объект стандартизации» является основным для практических работ
по стандартизации, так как отвечает на вопрос, чем должна заниматься
стандартизация.

ОБЪЕКТАМИ СТАНДАРТИЗАЦИИ являются конкретная продукция,
нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.д., имеющие
перспективу многократного применения в науке, технике, промышленном и
сельскохозяйственном производстве, строительстве, на транспорте, в культуре,
здравоохранении и международной торговле.

Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо отдельных
составляющих (характеристик). Применительно, например, к мебели,
конструктивные характеристики и требования безопасности могут быть
изложены в двух стандартах. Для более четкого понимания деятельности в
области стандартизации следует разделить нормы и нормативные документы на
две группы:

— на повторяющиеся объекты нормотворчества;
— на неповторяющиеся объекты нормотворчества.

Последние под действия стандартизации не попадают (годовой план
предприятия, приказ военачальника, указ президента и т.д.)
Повторяющиеся объекты нормотворчества также подразделяются на две
группы:

— традиционно относящиеся к стандартизации или тяготеющие к ней;
— традиционно не относящиеся к стандартизации, имеющие свои особые
механизмы оптимизации и принятия решений, оформления нормативного
документа (с особыми названиями) и его управления. Это очень большая группа
норм и нормативных документов, намного превышающая возможное число
действующих стандартов в государстве, многие из которых обладают большей
силой, чем стандарты, и оказывают большее влияние на судьбы людей. Это
государственные законы, юридические кодексы, военные уставы, планы,
приказы, распоряжения, медицинские рецептуры и т.д.

В связи с этим определим понятие области стандартизации.

ОБЛАСТЬЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ называют совокупность
взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение
является областью стандартизации, а объектами стандартизации в
машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей,
безопасность и экологичность машин и т.д.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень
стандартизации различается в зависимости от того, участники какого
географического, экономического, политического региона мира принимают
стандарт. Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих
органов любой страны, то это МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – это деятельность, открытая
только для соответствующих органов государств одного географического или
экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация
осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих
региональных или международных организациях.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – стандартизация в одном
конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может
осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или
ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне
ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик и заводов) и
учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной
единице (провинции, крае и т.д.), принято называть АДМИНИСТРАТИВНО-
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИЕЙ.

www.stroyventmash.ru

Стандартизация это деятельность по установлению норм правил

До вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-Фз «О техническом регули

txt fb2 ePub html

Шпаргалки на телефон - незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по маркетингу. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по маркетингу - и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа - воспользуйтесь этой формой.

Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленн

Стандартизация в России

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности работ, товаров и услуг (ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

1) безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

2) техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции;

3) качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

4) единство измерений;

5) экономию всех видов ресурсов;

6) безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

7) обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

В настоящее время национальная система стандартизации включает следующие элементы:

1) государственные (национальные) стандарты РФ;

2) применяемые международные стандарты;

4) общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

5) стандарты отраслей;

6) стандарты предприятий;

7) стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

  • Маркетинг — Стандартизация в России
    Стандартизация в России . Стандартизация
  • Коммерческое право — Стандартизация в России
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на.
  • Предпринимательское право — Стандартизация в России
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на.
  • Экономика предприятия — Стандартизация в России
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на.
  • Управление качеством — . управления качеством в России
    Первые упоминания о стандартах в России были отмечены во времена правления Ивана
    Развитие промышленности и транспорта в России повлияло на развитие стандартизации .
  • Коммерческое право — Подтверждение соответствия качества.
    Стандартизация в России . Стандартизация
  • Предпринимательское право — Подтверждение соответствия.
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их доброво.
  • Экономика предприятия — Подтверждение соответствия качества.
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их доброво.
  • Маркетинг — Подтверждение соответствия качества товаров и услуги
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их доброво.
  • Коммерческое право — Технические регламенты в коммерческом.
    Стандартизация в России . Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их доброво.

Найдено похожих страниц:10

Стандартизация - деятельность по установлению обязательных норм,правил и требований

Разделы: Технология

На современно этапе развития мировой экономики, характеризующейся применением взаимосвязанных систем машин и приборов, использованием широкой номенклатуры веществ и материалов, значительно возросли потребности в стандартизации. Стандартизация позволяет существенно ускорить научно- технический прогресс, повысить качество и надежность изделий, создать основы для широкого развития специализации производства и внедрения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

С развитием общества непрерывно совершенствовалось трудовая деятельность людей, что проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью из повторного использования (применение в древнем Риме единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра). В эпоху возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использовать методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов.

В России основы стандартизации были заложены еще в Х в. Первые нормы и правила взаимодействия элементов общественного производства в России отмечены в «Уставе князя Владимира Святославовича» (996). Впервые упоминания о стандартах были отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены стандартные калибры- кружала для измерения пушечных ядер. Более широко основы установления и применения правил и требований к изделиям записаны в «Соборном уложении царя Алексея Михайловича» (1649).

Начало более широкому внедрению стандартизации в производство было положено Петром I, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация. Зарождением же стандартизации считают ряд правил и норм, принятых указами Петра I (1672-1725). Во времена правления Петра I в первом собрании законов Российской Империи был помещен ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в нашем государстве внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемости. При постройке флота для Азовского похода в качестве образца была использована галера, по которой были изготовлены другие галеры, что позволило построить флот быстро и качественно. Большое внимание Петр I уделял стандартизации оружейного снаряжения. Так, в государственном указе №2436 от 15 февраля 1712 г., сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, такие и пистолеты, когда будет повелено, делать одним калибером». Очень показателен Указ Петра I о качестве продукции от 11 января 1723 г., в котором четко указаны не только требования к качеству ружей для армии, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним и меры наказания производителей за выпуск дефектной продукции.

Пытаясь резко расширить внешнюю торговлю, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные (фиксирующие) комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией льна, пеньки, древесины и т.д.

Общепризнанным началом стандартизации в России является образование в 1746г. Комиссии мер и весов и создание в 1893 г. Главной палаты мер и весов.

Современное «техническое» понятие «стандартизация» включает в себя область человеческой деятельности, охватывающую политические, научные, технические, экономические, юридические, эстетические и другие аспекты. Каждому современному человеку очевидна невозможность существования любой современной технической структуры, включая строительство, транспорт и промышленное производство, без высокого уровня упорядоченности. Примеры упорядочения можно найти в самых разных областях: всем известно наличие определенных правил в музыке и поэзии, в технике безопасности и дорожном движении. Иными словами стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требования безопасности.

Основные понятия и определения по стандартизации приведены в приложении.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

§ 2. Стандартизация

Необходимость применения этих стандартов субъектами хозяйственной деятельности определяется самостоятельно.
Нормативные документы по стандартизации должны применяться органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, использования, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 72
Большую роль в упорядочении нормативных документов по стандартизации играет ее централизованная государственная регистрация и хранение, осуществляемое Федеральным фондом государственных стандартов, который создается и ведется Госстандартом России.
Государственное управление стандартизацией. Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Госстандарт России. В соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июля 1994г. № 825, Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, который формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку кадров в области стандартизации, устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций на территории РФ.
Другие государственные органы участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции. При этом Госстандарт России координирует их деятельность.
За соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требовали и госстандартов осуществляется государственный контроль и надзор. Порядок осуществления государственного контроля и надзора устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством РФ. Органами осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований госстандартов, как уже отмечалось, являются Госстандарт России и иные специально уполномоченные органы исполнительной власти в пределах их компетенции.
Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора в названной области от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами – государственными инспекторами, имеющими широкие полномочия. Они вправе иметь свободный доступ в служебные и производственные помещения субъектов хозяйственной деятельности; получать необходимые документы и сведения при проведении государственного контроля и надзора; выдавать пред-писания об устранении выявленных нарушений обязательных требований госстандартов; выдавать предписания о запрете или приоста-
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 73
новке реализации и использования продукции; принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований госстандартов.
Нарушение обязательных требований госстандартов, а равно уклонение от представления продукции и (или) документов и сведений, необходимых для проведения государственного контроля и надзора влечет наложение штрафа в размере от 5 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение в срок предписаний государственных инспекторов по надзору за госстандартами влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 170 КоАП РСФСР).
Контроль соответствия продукции требованиям нормативных документов по стандартизации осуществляет также получатель продукции. Порядок приемки продукции в таких случаях может определяться договором, нормативными документами по стандартизации, а также Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7.

СЗ РФ. 1994. № 13. ст. 1526.
БНА. 1975. № 2. С. 33-44; № 3. С. 48. 74

jurisprudence.club

Стандартизация в России

Стандартизация - деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности работ, товаров и услуг (ст.

добровольное применение стандартов; 2)

максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; 3)

международные стандарты, являющиеся основой национальных стандартов; 4)

недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Стандартизация обеспечивает: 1)

безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 2)

техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; 3)

качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; 4)

единство измерений; 5)

экономию всех видов ресурсов; 6)

безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций; 7)

обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств; учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства РФ.

В настоящее время национальная система стандартизации включает следующие элементы: 1)

государственные (национальные) стандарты РФ; 2)

применяемые международные стандарты; 3)

общероссийские классификаторы технико-экономической информации; 5)

стандарты отраслей; 6)

стандарты предприятий; 7)

стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах в Российской Федерации» национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2004 г. Их положения обязательны в случаях: 1)

если это касается защиты жизни и здоровья граждан; 2)

защиты имущества граждан; 3)

защиты окружающей среды; 4)

защиты от обмана на рынке.

Требования, устанавливаемые национальными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, которые установлены законодательством РФ, обязательны для соблюдения государственными органами управления, хозяйствующими субъектами.

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственным органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам, имеющим отраслевое значение.

Стандарты предприятий разрабатываются и утверждаются самостоятельно для совершенствования производства в целях обеспечения требований к продукции, а также в целях совершенствования организации и управления. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты общественных объединений разрабатываются и принимаются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных отраслях знаний результатов исследования и разработок.

Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Госстандарт России принимает государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях: 1)

разработки, подготовки продукции к производству; 2)

изготовления продукции; 3)

реализации продукции; 4)

использования (эксплуатации) продукции; 5)

хранения, транспортировки, утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, которые необходимы для осуществления контрольных и надзорных полномочий. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами - государственными инспекторами: 1)

главным государственным инспектором РФ по надзору за государственным стандартами; 2)

главными государственными инспекторами республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по надзору за государственными стандартами; 3)

государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Государственные инспектора по надзору за государственными стандартами имеют право: 1)



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация