Стадии проведения закупки у единственного поставщика. Стадии проведения закупки у единственного поставщика Размещение информации о закупке

Главная / Земля

Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;

3) идентификационный код закупки, а также при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 настоящего Федерального закона указание на соответствующую часть настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка. При этом при осуществлении закупки в соответствии с частями 5 и 6 настоящего Федерального закона к извещению должны быть приложены копии договоров (соглашений), указанных в данных частях;

4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком);

5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;

7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом);

8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со настоящего Федерального закона;

9) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями и настоящего Федерального закона;

10) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со настоящего Федерального закона;

11) информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (в случае осуществления такой закупки заказчиком).

Положения статьи 42 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Извещение о проведении открытого конкурса
    1) информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона;
  • Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме
  • Порядок подачи окончательных предложений о цене контракта
    4. Если в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, в конкурсной документации указаны цена каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги, подача окончательных предложений проводится путем снижения суммы указанных цен в порядке, установленном настоящей статьей.
  • Извещение о проведении электронного аукциона
    5. В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
  • Порядок проведения электронного аукциона
    5. Если в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, в документации об электронном аукционе указаны цена каждой запчасти к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения суммы указанных цен в порядке, установленном настоящей статьей.
  • Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок
    1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), пункте 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), пунктах 9 - 11 статьи 42 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
  • Порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера
    1) наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, а также информация, предусмотренная пунктами 1, 3 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона;

Главным нормативно-правовым документом, который регламентирует отношения, нацеленные на обеспечение общегосударственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товара, работ и оказанных услуг является «О контрактной системе в области закупок товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Для того чтобы потенциальные производители могли узнать о проводимой сделке, все заказчики должны публиковать соответствующие извещения в единую информационную систему.

Что такое извещение по ?

В извещении об осуществлении закупки отображается вся основная информация о процессе и месте ее проведения. Данный документ составляется на любую госзакупку независимо от формы ее проведения.

В извещении о закупке должны быть указаны следующие сведения:

  • все контактные сведения о клиенте, включая ФИО и номера телефонов лиц, которые несут ответственность за проведение госзакупки;
  • в извещении о госзакупках должно быть перечисление главных условий соглашения. В обязательном порядке указывается субъект закупки и его краткая характеристика, местоположение и сроки поставки, четкий график оказания услуг, НМЦК и источник финансирования, а также порядок оплаты;
  • идентификационный код закупки;
  • наличие ограничений при определении победителя госзакупки в том случае, если участвовать в сделке могут только фирмы, которые относятся к субъектам малого предпринимательства;
  • уведомление о госзакупке содержит информацию о времени и месте предоставления заявок, а также сведения о процедуре их рассмотрения;
  • способы определения победителя;
  • принципы выплаты и размер денежных средств, которые предоставляются в качестве гарантирования заявки на участие в госзакупке;
  • размер обеспечения исполнения соглашения, если это предусмотрено статьей 96 ФЗ 44, а также возможность предоставления банковской гарантии.

Соответствующая информация о госзакупках помогает производителю быстро сориентироваться в особенностях закупки и определить свою заинтересованность. Если потребителем были обнаружены нарушения законодательства в размещенной информации, он имеет все полномочия, чтобы обратиться с претензией в контролирующую службу.

Порядок составления и размещения извещений о госзакупке регламентируется 42 статьей Федерального закона 44 «Извещение об осуществлении закупки». В законе также устанавливается обязанность клиента размещать извещения в сети интернет. Законодательный акт хранится в единой информационной системе (ЕИС). Когда сделка осуществляется в электронной форме, организатор обязан опубликовать извещение и на выбранной им торговой площадке. Текст документа должен полностью соответствовать тому, который был размещен в подлиннике ЕИС.

Статья 42 «Извещение об осуществлении закупки» с последними изменениями

Согласно номер 44 статье 42, клиент должен опубликовать соответствующее извещение о реализации закупки в единой информационной системе, если настоящим Федеральным законом не было предусмотрено другое место публикации.

Статья 42 включена в 3 главу ФЗ 44 и состоит из 8 пунктов, которые регламентируют основные положения относительно реализации закупок. Особое внимание следует уделить п 2 ст 42 ФЗ 44 и пункту 4 рассматриваемой статьи.

В пункте 2 статьи 42 содержится краткий обзор условий соглашения, а также описание субъекта закупки с учетом всех норм и требований. Если объем работ по промышленному обслуживанию или ремонту техники, оборудования, предоставлению юридических, медицинских, образовательных услуг, а также услуг переводчика и по перевозкам грузов, пассажиров и багажа превышает норму, указанную в контракте, в извещении о реализации закупки потребитель обязательно указывает стоимость запасных частей и дополнительных услуг.

Если же соглашением предусмотрено выполнение работ, связанных с реализацией регулярных перевозок на автомобильном транспорте или общегородском электрическом транспорте, разрешается уплата данного соглашения исходя из фактически выполненного объема работ, но также не превышающего объем работ, который указан в заключенном контракте. В этом случае, в извещении об осуществлении закупки должна быть указана информация, что уплата выполнения работ осуществляется по стоимости единицы работы. Размер оплаты не должен превышать первоначальной цены соглашения, предусмотренной в извещении об осуществлении закупки и иной документации. Последние изменения в пункт 2 статьи 42 были внесены 13 июля 2015 года.

Согласно пункту 4 статьи 42 закона 44 ФЗ были установлены некоторые ограничения относительно участия выбора поставщика, подрядчика или исполнителя в совершении сделки. Если поставщик был признан не состоявшимся, потребитель имеет право на общих основаниях обжаловать данное ограничение. Покупки, которые были реализованы на общих основаниях, не входят в объем покупки, осуществленной субъектами малого предпринимательства или социально-ориентированными некоммерческими учреждениями.

Скачать

Федеральный закон от 05.04.2013 № , скачать который в последней редакции можно , устанавливает определенные сроки публикации извещения.

Сроки определяются формой проведения закупки, а именно в следующих ситуациях:

  • при публикации запроса котировок учредитель закупки, первоначальная стоимость которой не превосходит 250 тысяч рублей, должен разместить извещение не позднее 4 рабочих дней до финального срока предоставления заявлений. Если первоначальная стоимость превышает указанную сумму, извещение должно быть предоставлено в ЕИС в течение 7 дней;
  • при осуществлении электронного аукциона при стартовой цене менее 3 миллионов рублей, извещение размещается не менее чем за неделю до даты окончания предоставления заявок. Если НМЦК более 3 миллионов рублей, то в данном случае извещение отправляется в ЕИС минимум за 15 дней;
  • в соответствии с законом 44, если проводится открытый конкурс, уведомление публикуется не позднее 20 дней до даты окончания предоставления заявок;
  • принципы организации запроса предложений должны быть рассмотрены в течение 5 дней;
  • при закупке у единственного производителя, соответствующий документ предоставляется за 5 дней до дня подписания соглашения.

Согласно Федеральному закону номер 44, за нарушение сроков размещения извещения о закупках, потребителю грозит административное взыскание. Санкции в установленном размере накладываются как на государственного служащего, ответственного за размещение сведений в сети интернет, так и на юридическое лицо.

Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных . При этом процедура закупки имеет ряд особенностей. В некоторых случаях вам понадобится дополнительно обосновать невозможность провести конкурентную процедуру закупки, согласовать заключение контракта с контрольным органом или уведомить его. Для ряда вы можете заключить договор в свободной форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, а также не размещать извещение. Отдельные сложности может вызвать внесение изменений или отмена закупки после размещения извещения .

Как выбрать единственного поставщика

Заключить контракт с единственным поставщиком можно только в определенных случаях. Например, если закупаются товары на сумму не более 100 или 400 тыс. руб.

За заключение контракта с единственным поставщиком в ситуации, которая в законе не указана, предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Кроме того, вашу закупку могут отменить.

Нужно ли вносить в план закупок информацию о закупках у единственного поставщика

Нужно, потому что в соответствии с планом закупок вы (). А провести закупку, которой нет в плане-графике, нельзя ().

Закупки у единственного поставщика нужно вносить в план закупок в общем порядке. Исключением являются особые закупки, по которым информация вносится в упрощенном виде.

Как включить в план-график закупку у единственного поставщика

План-график вы формируете в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок. Вы вносите информацию непосредственно в ЕИС в форме машиночитаемого документа, а не в виде отдельного файла.

Закупки у единственного поставщика в большинстве случаев включают в план-график в общем порядке. Для этого в личном кабинете заказчика вы заполняете соответствующие вкладки. Эта информация будет отражена в форме плана-графика, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 или Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554.

Не забудьте поставить галочку в строке «Лекарственные препараты».

Если вы планируете закупки на основании , то в плане-графике информацию по ним внесите во вкладку «Особые закупки».

При заполнении плана-графика вам понадобится обосновать закупку и цену контракта во вкладке «Обоснования». Для закупок по нужно будет обосновать общий годовой объем средств на их проведение.

Как обосновать закупку у единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ

Важно отличать обоснование закупки у единственного поставщика от обоснования закупки в плане закупок и плане-графике. Последнее необходимо для любой позиции при ее включении в планы.

Вы должны обосновать закупку у единственного поставщика, если заключаете контракт на основании п. п. 3, 6, 9 — 14, 17, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 ().

Для этого нужно составить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика и разместить его в ЕИС.

Как составить отчет — обоснование закупки у единственного поставщика

Для этого отчета нет утвержденной формы. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком вы можете указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта.

Пример отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика

Реквизиты контракта, предмет Основания (обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)) Обоснование цены контракта Обоснование иных существенных условий контракта
Закупка печатных изданий Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Использование конкурентных способов закупки нецелесообразно, так как ООО «Издательство» обладает исключительными правами на использование печатных изданий, указанных в спецификации к контракту

Цена определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании данных, представленных тремя коммерческими организациями Срок поставки — 20.08.2018; количество печатных изданий — 450 экземпляров. Закупка к установленному сроку и в требуемом объеме необходима для организации учебного процесса в новом учебном году

Как разместить отчет в ЕИС

Требования о размещении в ЕИС у единственного поставщика законом не установлено. Однако есть общее правило, по которому в ЕИС должны быть размещены отчеты заказчиков, предусмотренные Законом N 44-ФЗ (). Поэтому рекомендуем разместить в ЕИС отчет-обоснование, чтобы не возникло спорных ситуаций.

Сделайте это перед началом такой закупки либо сразу после размещения плана-графика, чтобы на момент заключения контракта выбор закупки у единственного поставщика был уже обоснован.

Как составить приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика

Вы не обязаны составлять приказ о закупке у единственного поставщика. Однако если вам удобно оформить такой документ, укажите в нем:

  • объект закупки;
  • какие действия нужно совершить и в какие сроки;
  • лиц, ответственных за эти действия и за исполнение приказа.

Подписать этот документ может руководитель заказчика или иное лицо, ответственное за проведение закупок.

Как заключить контракт с единственным поставщиком

В контракт с единственным поставщиком включаются те же существенные условия, что и в иные контракты. Правда, в ряде случаев вы можете их не указывать и заключить договор в любой форме по Гражданскому кодексу РФ.

Если вы хотите иметь возможность в ходе исполнения изменить цену контракта или расторгнуть его в одностороннем порядке, предусмотрите это в контракте.

При заключении контракта с единственным поставщиком нужно учесть и иные особенности. Например, если контракт заключается по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры, в ряде случаев его нужно согласовать с контрольным органом. А срок заключения контракта будет зависеть от того, есть ли соответствующая позиция в плане-графике, вносились ли в него изменения и нужно ли согласовывать заключение контракта с контрольным органом.

Как разместить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

Вы должны , если заключаете контракт с единственным поставщиком на основании п. п. 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 .

Не нужно составлять извещение, если сведения о закупке составляют гостайну ().

Как составить извещение о закупке по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика

В электронную форму в ЕИС нужно внести следующую информацию ():

  • о заказчике: наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо;
  • краткое изложение условий контракта в соответствии с ;
  • об ограничении в отношении участников закупок. Здесь укажите в том числе конкретный пункт , на основании которого заключается контракт с единственным поставщиком;
  • об обеспечении исполнения контракта, если вы установили такое требование. Укажите размер, порядок предоставления и требования к такому обеспечению.

По закону вы не обязаны размещать проект контракта с единственным поставщиком. Актуальная позиция Минэкономразвития России и ФАС России это подтверждает (Письмо Минэкономразвития России от 28.02.2017 N Д28и-1257, Решение ФАС России от 18.08.2017 по делу N К-1062/17). При этом ФАС России решает, есть ли в извещении вся необходимая информация, чтобы сделать вывод о необходимости размещения проекта контракта.

Однако раньше мнение было другим. В Решении от 20.01.2016 по делу N 2-17-12864/77-15 Московское УФАС России посчитало нарушением неразмещение проекта контракта. Позиция была подкреплена Письмом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2739 с аналогичной точкой зрения.

В какой срок разместить извещение о закупке у единственного поставщика

Извещение нужно разместить за пять дней до заключения контракта с единственным поставщиком или ранее ().

Нужно ли составлять и размещать в ЕИС с единственным поставщиком

Вы составляете с единственным поставщиком, кроме контрактов, заключенных по п. п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 (). Отчет нужно сделать по утвержденной форме.

Подготовить отчет можно, заполнив электронную форму в ЕИС в личном кабинете заказчика (Письмо Минэкономразвития России от 16.10.2015 N Д28и-3000).

После заполнения всех полей подпишите отчет электронной подписью и разместите в ЕИС.

Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается (п. 11 Положения N 1093).

Как внести изменения в закупку у единственного поставщика

В плане-графике закупки вы можете внести изменения в закупку у единственного поставщика за один день до заключения контракта или размещения извещения о закупке, если оно необходимо.

В размещенное извещение вносить изменения нежелательно, так как данный вопрос законом не урегулирован. Технически такая возможность предусмотрена только по предписанию контрольного органа или суда.

После заключения контракта вы можете изменить ряд существенных условий. Однако в некоторых случаях такую возможность необходимо предусмотреть на этапе заключения контракта.

Как отменить закупку у единственного поставщика после размещения извещения

Отмена закупки у единственного поставщика не предусмотрена Законом N 44-ФЗ. Также это технически невозможно сделать в ЕИС по инициативе заказчика — только по решению контрольного органа или суда.

Поэтому для отмены закупки после размещения извещения целесообразно обратиться в свой контрольный орган с соответствующим запросом (Письмо Минэкономразвития России от 04.05.2016 N ОГ-Д28-5672). Например, государственные заказчики города Москвы могут обратиться в Главконтроль, федеральные заказчики — в территориальное УФАС России.

Обращаем внимание, что по результатам внеплановой проверки должностное лицо заказчика может быть привлечено

Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

  • On 07.06.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, ФАС, Электронный аукцион

При заключении контракта с единственным поставщиком в том или ином случае у заказчика возникает обязанность составлять извещение. Что это за документ, когда он нужен, как его составить? Все эти вопросы осветим в сегодняшней статье.

Когда нужно составить извещение

Вся информацию, которая касается закупки у единственного поставщика, представлена в статье 93 закона 44-ФЗ . В первой части приведен перечень оснований, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком. Случаев таких довольно много, однако извещение понадобится составлять не всякий раз. О необходимости извещать или уведомлять ФАС о контракте сказано в части 2 статьи 93.

Решение вопроса о необходимости извещать о контракте с единственным поставщиком зависит от того, по какому основанию он заключается.

Итак, извещение необходимо, если госконтракт заключается в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18 и 19 части 1 статьи 93 закона . Перечислим некоторые основания, приведенные в указанных в пунктах:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • закупка услуги по водоснабжению, теплоснабжению и подобных;
  • закупка у предприятий уголовно-исправительной системы;
  • закупка работ или услуг, осуществить которые может только госорган или подотчетное ему учреждение;
  • закупка произведений определенных авторов;
  • закупка печатных либо электронных изданий;
  • закупка услуг по авторскому контролю при создании проектной документации или капитальном ремонте, а также многое другое.

Если закон требует извещать о контракте с единственным поставщиком, заказчик должен разместить такое извещение в ЕИС за 5 дней до подписания контракта .

Уведомление о заключении контракта

В некоторых других случаях закон 44-ФЗ требует от заказчика уведомить контролирующий орган после заключения контракта с единственным поставщиком. Это требуется, если:

  • контракт заключен на выполнение работ или услуг, исполнить которые могут только органы исполнительной власти либо подведомственные учреждения;
  • закупаются товары, работы или услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций и прочих обстоятельств непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в экстренной медицинской помощи, для оказания гуманитарной помощи и так далее;
  • если заключается договор федеральным органом исполнительной власти на лечение гражданина РФ за рубежом;
  • если закупаются транспортные услуги для военных перевозок.

Уведомление о контракте с единственным поставщиком в таких случаях должно быть направлено в ФАС не позднее одного рабочего дня после его заключения. К нему следует приложить копию контракта и обоснование его заключения.

Что включить в извещении

Извещение о закупке у единственного поставщика формируется в ЕИС. В нем должны быть отражены такие сведения :

  1. Информация о заказчике - его наименование, адрес, прочие контактные данные.
  2. Условия госконтракта в кратком изложении - что закупается, в каком объеме и , сведения об источнике финансирования, а также где будет осуществляться поставка и в какой срок.
  3. Имеющиеся ограничения.
  4. При установлении обеспечения - его размер.

Размещение в ЕИС

Чтобы разместить извещение, нужно войти в ЕИС и перейти во вкладку «Закупки ». Далее выбрать «Реестр закупок по 44-ФЗ ». Вверху справа расположена кнопка «Создать ». Нужно ее нажать и далее выбрать один из двух вариантов:

  • извещение о закупке по плану-графику;
  • извещение о закупке.

Если закупка у единственного поставщика проводилась на основании информации из плана-графика , то все необходимые сведения в извещение будут загружены из этого документа. Если же закупка проводится вне плана, нужно внести все требуемые параметры. Проект контракта к извещению прикладывать необязательно.

Если извещение будет размещено, удалить его будет уже невозможно.

Что ожидается нового

С середины текущего система госзакупок претерпевает изменения. Коснутся они и закупки у единственного поставщика.

Так, с 1 июля 2018 года требования о размещении рассматриваемого извещения не будет относиться к органам федеральной власти в сфере обороны и обеспечения госбезопасности, а также подведомственным им предприятиям.

Кроме того, если закупка у единственного поставщика стала следствием несостоявшейся конкурентной процедуры, то участник, с которым заключается контракт, приравнивается к победителю процедуры определения поставщика. В таком случае согласовывать с антимонопольным ведомством заключение контракта с единственным поставщиком будет не нужно.

Заключить контракт с единственным поставщиком можно будет при признании несостоявшимися таких процедур :

  • конкурса в электронной форме;
  • электронного аукциона;
  • запроса котировок в электронной форме;
  • запроса предложений в электронной форме.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация