Соблюдая установленный порядок обращения в. Жалоба в государственный орган. Правила рассмотрения жалобы в государственный орган

Главная / Земля

Основным нормативным актом, устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59.

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Также установленный порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Согласно часть 4 статьи 1, введенной Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ, установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

Субъекты права на обращения могут реализовывать свое конституционное право как самостоятельно, так и через представителя. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. Таким образом, право на обращения в органы публичной власти - это неотъемлемая возможность человека и гражданина, а также организаций непосредственно или через представителя обращаться в устной или письменной форме, индивидуально или коллективно с предложением, заявлением, ходатайством, а также с жалобой в органы публичной власти в целях защиты (восстановления) или реализации как своих прав, свобод и законных интересов, так и прав, свобод и законных интересов других лиц.

Работа с обращениями граждан - особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан.

Так при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом граждане наделяются следующими правами:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Согласно статье 7 ФЗ № 59 обязательными для письменного обращения являются указание либо наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется письменное обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица, а также и фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) гражданина, обращающегося в орган власти. Также указывается почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. В обращении излагается суть предложения, заявления или жалобы, ставится личная подпись и дата. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Также гражданин может направить в орган власти обращение в форме электронного документа. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

В производстве по обращениям граждан выделяются четыре стадии. На первой стадии происходит первичная обработка (получение, регистрация обращений). На второй стадии анализируется ситуация, прежде всего, собирается информация, необходимая для принятия правильного решения, т.е. обращение рассматривается. Третья стадия - принятие решения. Четвертая стадия - исполнение принятого решения, т.е. высылается мотивированный ответ гражданину на его обращение. По общему правилу общий срок рассмотрения обращений граждан устанавливается в 30 дней.

Прием обращения - этап, предшествующий его рассмотрению. Этот этап состоит из нескольких обязательных и факультативных (необязательных) стадий: направление обращения; его регистрация (обязательные стадии); перенаправление обращения государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов; рассылка копий обращения иным органам и должностным лицам (факультативные стадии).

Как правило, в государственных органах и органах местного самоуправления создаются отделы, управления или иные структурные подразделения по работе с обращениями граждан. Так, при Администрации Президента Российской Федерации существует Управление Президента по работе с обращениями граждан и организаций. Нормативной базой функционирования данного Управления выступает Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. N 201 "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций". Этим Указом Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан было преобразовано в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, а также утверждено Положение об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. Данное Положение закрепляет за Управлением статус самостоятельного структурного подразделения Администрации Президента. К задачам Управления было отнесено обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента РФ, либо запросов о предоставлении информации, касающейся деятельности Президента Российской Федерации и Администрации Президента РФ. Кроме того, Управление проводит: информационно-статистическое, аналитическое и методическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Администрации Президента РФ и ее самостоятельных подразделений по рассмотрению обращений и запросов; обеспечение деятельности Приемной Президента РФ по приему граждан; анализ обращений, результатов их рассмотрения и принятых по ним мер, подготовку на его основе информационно-статистических обзоров и докладов; осуществление информационно-справочной работы, связанной с обращениями и запросами; обеспечение деятельности Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий. Основные функции Управления по работе с обращениями закреплены в ч. 5 Положения.

Законом установлен трехдневный срок для регистрации обращений. При регистрации обращения работники компетентного органа должны присвоить обращению входящий номер, внести его в журнал регистрации корреспонденции с указанием даты приема и входящего номера или совершить иные действия, предусмотренные внутренней инструкцией по делопроизводству, действующей в данном органе. Гражданину желательно получить на втором экземпляре обращения надпись, содержащую входящий номер обращения, дату приема, фамилию и должность работника, принявшего обращение, и его подпись.

Как правило, конверты, в которых поступили обращения, сохраняются в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя или когда дата почтового штемпеля необходима для подтверждения времени отправления и получения предложения, заявления и жалобы, а также в других необходимых случаях.

Процесс приема и регистрации обращений граждан Более подробно регламентируется в подзаконных ведомственных нормативных актах, регулирующих соответствующую деятельность отдельных министерств и ведомств, а также в законах субъектов Федерации.

Часть третья стать 8 ФЗ № 59и обязывает государственный орган, орган местного самоуправления и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". На такое перенаправление органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. При перенаправлении обращения "по подведомственности" Закон закрепляет требование обязательного уведомления гражданина. Лишь в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. Если же и фамилия с адресом гражданина не поддаются прочтению, то у компетентного органа нет реальной возможности известить его о перенаправлении обращения или нечитаемости его текста.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

С. Кенжаев определяет категорию "рассмотрение обращений граждан" как действия уполномоченных на то должностных лиц, направленные на решение вопросов о том, подлежат ли обращения разрешению теми органами или организациями, в которые они поступили, или иными органами, в которые они должны быть направлены (с извещением об этом авторов обращений для разрешения другим адресатом). В последнем случае рассмотрение обращений предусматривает направление их руководителям тех органов и организаций, которые должны их разрешить Кенжаев С. Обращения как важнейший фактор деятельности прокуроров по борьбе с нарушениями законности в сфере управления: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 1998. С. 22.. Разрешение же обращений, в свою очередь, представляет собой действия уполномоченных на то должностных лиц, направленные на проверку фактов, изложенных в обращении, установление обоснованности содержащихся в них просьб, требований и соображений, принятие мер по устранению и предупреждению установленных проверкой недостатков и нарушений законности, удовлетворению содержащихся в обращении просьб и требований, связанных с полным восстановлением нарушенных прав, свобод и законных интересов, извещению авторов обращений о принятых мерах Там же..

Компетентные органы и должностные лица, принявшие обращение гражданина, обязаны дать на него ответ. Исчерпывающий перечень случаев, когда обращение может быть оставлено без ответа, предусмотрен статьей 11 ФЗ № 59. Законом предусмотрена строго письменная форма ответа.

Согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. При повторном обращении дополнительное рассмотрение разрешенных обращений граждан проводится руководителями структурных подразделений в случае выявления новых обстоятельств или изменения нормативного правового регулирования в сфере, касающейся решения вопроса, вызывающего указанные обращения.

Законом допускается продление установленного законом тридцатидневного срока. Такое продление возможно лишь в исключительных случаях, например при особой сложности, объемности проблем, поставленных в обращении, необходимости проведения специальных исследований, изучения дополнительных материалов. Кроме того, продление срока рассмотрения обращения возможно, если государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо направили в соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ № 59 запрос для получения дополнительной информации. Продление установленного законом срока оформляется решением руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица или иного уполномоченного на то лица (например, начальника отдела). В обязательном порядке о продлении срока уведомляется гражданин, направивший обращение.

Иные сроки могут быть предусмотрены специальным законодательством РФ, регулирующим вопросы рассмотрения отдельных видов обращений, рассмотрения обращений в отдельных государственных органах, органах местного самоуправления или закрепляющих общие вопросы деятельности этих органов. Так, в ч. 1 ст. 85 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" Собрание законодательства РФ. 05.07.2004. N 27. Ст. 2710. указывается, что комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе кампании референдума обращения о нарушениях настоящего Федерального конституционного закона, иных федеральных конституционных законов, федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения референдума, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Трехдневный срок установлен и для рассмотрения командиром жалоб военнослужащих в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495) (с изм. от 23 октября 2008 г.).

Что касается устного обращения гражданина в органы власти, то в статье 13 ФЗ № 59 определен порядок личного приема граждан.

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов Статья 13 ФЗ № 59 « О порядке рассмотрения обращений граждан»..

Кроме административного порядка рассмотрения обращений граждан существует и судебный, который является надежным способом охраны граждан, особенно в тех случаях, когда их права и интересы нарушаются неправомерными действиями субъектов власти. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, судьи независимы, обладают необходимой квалификацией для разбирательства дел, а процедура правосудия наилучшим образом приспособлена для выявления истины. Жалоба, как правило, подается в суд по месту жительства гражданина; заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном споре он - сторона, равноправная с другой стороной дела, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

В России каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну , гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

Федеральным законодательством установлено право участия граждан в местном самоуправлении. Оно введено нормами прямого действия и обеспечивает реализацию государственных гарантий. К ним относят, в частности, положения, которыми регламентируется процедура проведения референдума, сходов, опросов, конференций, публичных слушаний, отзыва должностных лиц и депутатов, информирования населения о деятельности территориальных структур. В качестве одного из способов участия жителей в осуществлении власти выступает возможность обращения граждан в органы местного самоуправления.

Актуальность вопроса

Обеспечение участия населения в деятельности территориальных структур считается важнейшим средством проявления общественно-политической инициативы, заинтересованности жителей в муниципальных делах. Люди на законодательном уровне получают возможность выражать свое мнение относительно различных вопросов, оказывать определенное влияние и определять направления деятельности институтов власти, осуществлять народный контроль над их работой. Обращение (жалоба) гражданина в органы местного самоуправления выступает в качестве конституционно-правового средства выражения и защиты его интересов и свобод.

Специфика

Законодательство устанавливает разные формы обращений граждан в органы местного самоуправления. Они могут быть индивидуальными или коллективными, устными или письменными. Вместе с этим они не должны нарушать интересы и права других лиц. Порядок обращения граждан в органы местного самоуправления регламентируется ФЗ № 59. Закон № 131 обязывает властные структуры рассмотреть заявления и дать ответ по существу вопроса. Это должно быть сделано не позднее месяца с даты поступления обращения граждан в органы местного самоуправления. Проблемы, возникающие у жителей, должны решаться эффективно и в срок.

Права населения

Обращения граждан в органы местного самоуправления могут сопровождаться дополнительными документами. Жители вправе затребовать те или иные материалы, имеющие существенное значение для разрешения вопроса. Кроме этого, граждане могут:

Важный момент

Любой пример обращения граждан в органы местного самоуправления представляет собой юридический акт. Действие лица или нескольких субъектов в этом случае сознательно направлено на формирование определенных последствий. Направляя документ в какую-либо структуру, человек вступает с ней в соответствующие правоотношения. В качестве обращения граждан в органы местного самоуправления может выступать только такое послание, из содержания которого явно исходит желание побудить адресата к тем или иным юридически существенным действиям.

Запреты

Обращения граждан в органы местного самоуправления не подлежат разглашению. Не допускается обнародование сведений, касающихся личности автора послания, без его на это согласия. Не будет считаться разглашением информации перенаправление обращения в госорган или местную структуру власти, а также должностному лицу, компетентному в решении поставленных вопросов.

Классификация

На сегодня строгого разделения на виды обращений граждан в органы местного самоуправления нет. В работах разных специалистов приводятся различные классификации посланий по тем или другим признакам. Так, например, Ямпольская приводит категории в зависимости от цели действий авторов:


Устные сообщения

Выше было сказано, что обращения граждан могут направляться в разных формах. Наиболее распространенной считается письменная. Кроме нее, допускается также послание в электронной форме или устное обращение. Последнее используется, как правило, тогда, когда описываемые факты очевидны и не требуют дополнительных проверок или уточнений. В этих случаях по существу вопроса может быть дан оперативный ответ уполномоченной структурой. Зачастую он также может быть выражен устно. Грамотный подход к такой форме обращения обеспечивает максимально быстрое принятие правильного с точки зрения закона решения. Если вопрос несложный, проще обратиться устно. Должностному лицу, в свою очередь, с целью экономии времени целесообразно дать незамедлительный ответ. Таким образом, существенно сокращаются сроки рассмотрения, устраняется необходимость в переписке, позволяет более оперативно решать вопросы. Устное обращение может быть сделано при встрече или по телефону.

Другие послания

В практике чаще всего используются письменные обращения. Такие послания отправляются по почте, факсу, передаются через секретарей или канцелярию. Следует отметить, что и письменные, и устные обращения имеют одинаковую юридическую силу. В условиях интенсивного использования Интернета популярностью стали пользоваться электронные послания. Существует еще одна специфическая форма обращений - публикация в СМИ материалов, касающихся заявлений, предложений, содержащих те или иные актуальные вопросы.

Тематический классификатор

Он создан во исполнение поручения главы государства от 12 февраля 2011 г. Тематический классификатор включает в себя пять разделов:

  1. Политика, общество, государство.
  2. Социальная сфера. В нее в числе прочего входят вопросы науки, спорта, культуры, образования, здравоохранения, соцзащиты.
  3. Экономика. К этой тематике относят вопросы сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли, связи, строительства и так далее.
  4. Безопасность, законность, оборона.
  5. Сфера ЖКХ.

Требования к содержанию

Пример обращения граждан в органы местного самоуправления, представленный в статье, иллюстрирует основные моменты, касающиеся оформления послания. Законодательство предъявляет определенные требования к таким документам, если они составляются письменно. Что касается электронных посланий, то требования к их оформлению приводятся на сайтах муниципальных образований. Как правило, на Интернет-странице присутствует специальная форма.

  1. Наименование и адрес местоположения структуры, Ф.И.О. и должности лица, которому направляется послание.
  2. Имя, отчество и фамилия автора.
  3. Адрес прописки/жительства либо места учебы/работы заявителя.
  4. Описание проблемы.
  5. Просьба/требование.
  6. Дата.
  7. Подпись автора.

Если обращение не содержит сведений об адресате или авторе, оно считается анонимным. Такие послания, как правило, не подлежат рассмотрению. Исключением являются сообщения о террористических актах, преступлениях, которые принимают правоохранительные органы.

Особенности рассмотрения

Прием обращений граждан осуществляется по установленному законодательством порядку. Рассмотрение сообщений производится теми подразделениями и должностными лицами, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Служащие территориальных структур обязаны проводить личные встречи с гражданами. Для этого создается определенный режим приема, устанавливаются часы и дни. В течение 30-ти дней гражданин, направивший обращение, должен получить официальный ответ по существу. За нарушение этого срока законодательство предусматривает административную ответственность должностных лиц. Письменное обращение должно быть зарегистрировано в трехдневный срок с даты поступления.

Безосновательность послания

В письменном обращении может содержаться вопрос, который ранее многократно рассматривался и по его существу уже давались ответы ранее. Если очередное сообщение не содержит новых обстоятельств или доводов, руководство территориальной структуры или уполномоченное лицо может признать его безосновательным. В этом случае принимается решение о прекращении переписки. Об этом автор извещается письменно.

Ответ на сообщение

При принятии любого решения по поставленному вопросу заявитель должен получить письменное уведомление. Ответ на обращение подготавливается службой-исполнителем либо сотрудником общественной приемной. Он должен быть подписан руководителем подразделения, заведующим или непосредственно главой администрации МО. Должностные лица и структуры, к полномочиям которых не относится решение поставленного вопроса, обязаны перенаправить сообщение в соответствующие подразделения в пятидневный срок, уведомив об этом заявителя. При личном приеме гражданин должен получить разъяснения, куда ему следует обратиться с его проблемой. Принятое по вопросу решение в случае несогласия с ним заявителя может быть оспорено. Это осуществляется в порядке подчиненности или в судебную инстанцию по правилам, изложенным в законодательстве. Надзор за исполнением норм, регламентирующих процедуру рассмотрения посланий от населения, осуществляет прокуратура. Обращение гражданина признается разрешенным, если все вопросы, которые в нем поставлены, были рассмотрены, и по ним получены исчерпывающие ответы, а также приняты необходимые меры в соответствии с действующим законодательством.

Каждый российский гражданин имеет право обращения во властные структуры с заявлениями, ходатайствами и жалобами. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и его населением. Право обращения граждан в органы государственной власти за помощью закреплено положениями Конституции РФ и нормативами федерального законодательства.

Данное право предоставлено всем без исключения гражданам России, вне зависимости от их статуса — пола, возраста и социального положения. Любой гражданин РФ при необходимости может на безвозмездной основе обращаться в соответствующие структуры любой из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.

Все виды обращений населения в органы государственной власти можно условно разделить на следующие разновидности:

  • Заявления.
  • Предложения.
  • Жалобы.

Все виды официальных обращений населения, как к конкретному лицу, облечённому властными полномочиями, так и в государственные органы вообще, должны отвечать принятым стандартам.

В них должна быть указана следующая информация:

  • Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель.
  • Фамилия и полные инициалы заявителя.
  • Почтовый адрес лица, подающего заявление. Юридический адрес (для юр.лица) или адрес проживания (для физ.лица).
  • Кратко, но предельно ясно описана суть обращения.
  • Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Также к ходатайству может прилагаться дополнительная документация, способствующая раскрытию сути обращения или подтверждающая изложенные в нём факты. Это могут быть фото- видеоматериалы, официальные справки, свидетельские показания и т.д.

Любое обращение граждан в органы государственной власти должно быть рассмотрено в обязательном порядке. В ответ на любую жалобу, заявление или предложение они должны обеспечить следующий порядок действий:

  • Оперативно, в установленные законом сроки, рассмотреть ходатайство, разобраться во всех проблемах и вопросах, касающихся существа дела.
  • При необходимости получения дополнительной информации, должны быть подготовлены и направлены соответствующие запросы в другие инстанции и организации.
  • В случае ущемления законных прав населения власти обязаны принять неотложные меры для пресечения противоправных действий и дальнейшей защиты заявителя от подобных посягательств.
  • После разбора ходатайства и принятия должных мер, заявителю отправляется письменный ответ в форме краткого отчёта по сути его проблемы.

Ответ на обращение высылается лично лицу-заявителю, за исключением следующих случаев:

  • Если в обращении не указан адрес проживания заявителя, его фамилия и инициалы.
  • Если весь текст ходатайства написан неразборчивым почерком.

Бывают случаи, когда ответы властных инстанций не устраивают заявителя, или недостаточно понятны ему. В этом случае он в письменном виде может потребовать разъяснений по существу вопроса. Должностные лица, в свою очередь могут прекратить переписку с гражданином только в том случае, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно. При этом уведомить гражданина об окончании переписки они должны также в письменной форме.

Согласно установленному нормативными актами порядку, любое обращение граждан в органы государственной власти обязаны быть рассмотрены в течение одного календарного месяца. Отчёт срока начинается с момента регистрации ходатайства в секретариате (приёмной, судебной экспедиции, дежурной части) соответствующей госструктуры.

В отельных случаях, когда с разбором заявления возникают сложности, данный срок может быть увеличен ещё на месяц. При этом лицу-заявителю отправляется официальное уведомление о продлении сроков рассмотрения. Обратиться с заявлением к должностному лицу можно также в устной форме. Для этого следует использовать часы, отведённые для личного приёма граждан. В этом случае ходатайство регистрируется в определённой законом форме и обладает той же юридической силой, что и письменное заявление.

При нарушении временных сроков, отведённых законом на рассмотрение заявлений, и неправомочных затягиваний разбирательства, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или надзорные органы.

Порой бездействие власть предержащих лиц, или их непрофессиональные действия становятся причиной понесённых гражданином материальных убытков или морального ущерба.

В этом случае заявитель имеет законное право обращения в судебные органы с требованием возмещения ему всех убытков и назначения моральной компенсации.

Для своевременного рассмотрения заявления и адекватного решения возникшего вопроса, при его подаче нужно учитывать правовые полномочия того или иного властного органа. Все государственные институты и службы обладают индивидуальными, чётко прописанными полномочиями и обязанностями. Грубо говоря, отдел МВД не компетентен в вопросах медицинской сферы, а органы здравоохранения – в проблемах пенсионного обеспечения. Но на деле существует множество вопросов, находящихся в «пограничных зонах», на стыках властных полномочий.

В этом случае лицо-заявитель, незнакомое со всеми тонкостями чиновничьего делопроизводства может стать заложником ситуации, когда тот или иной орган власти отказывается принимать заявление. При этом чиновники могут ссылаться на целый ряд существующих должностных инструкций и нормативных актов, всегда обращая их в одну сторону – в свою пользу, чтобы не заниматься проблемами данного гражданина. Причиной этому является недостаточная чёткость и однозначность современных нормативов. В итоге часто попытки решить насущную проблему превращаются в безрезультатное хождение по инстанциям.

Обращение за помощью к профессиональным юристам поможет избежать подобных неприятностей. Специалист, по роду своей деятельности обладающий необходимыми познаниями, сможет правильно определить государственный орган, обязанный заниматься именно вашей проблемой. Также он сможет оказать консультацию относительно правильного составления заявления или жалобы, грамотно и лаконично раскрыть в ней суть проблемы. Всё это станет залогом скорейшего рассмотрения заявления, и принятия адекватных мер представителями власти.

В случае же неисполнения чиновничьим аппаратом своих прямых обязанностей – помощи гражданину в решении конкретного вопроса, — юрист сможет сдвинуть дело с мёртвой точки, составив и подав правильную жалобу об их бездействии.

Органы государственной власти РФ

Федеральным законом № 59-ФЗ регламентирована такая процедура, как рассмотрение обращений физических лиц и организаций в различные государственные органы. Какие сроки рассмотрения обращений граждан РФ и другие нюансы, возникающие из этих правоотношений, рассмотрены в настоящей статье.

Немного о законе и о праве обращения

Названный Федеральный закон принят законодательным органом РФ еще в 2006 году, однако большинство людей так и не знает о нем, о том какие их права защищены этим нормативным документом. Какой срок рассмотрения можно узнать именно из этого правового акта.

Любой гражданин в соответствии со своими интересами, предоставленными ему Высшим законом России - Конституцией, волен обратиться в любой государственный или муниципальный орган, как в письменном, так и в устном виде с целью получения каких-либо разъяснений или рассмотрения иных вопросов. Это право закреплено не только Конституцией, но и указанным выше законом. При этом нормативный документ говорит о том, что он распространяется и на лиц, являющихся иностранными гражданами, а также на тех, кто вовсе не имеет гражданства.

Круг лиц, которые законом отнесены к тем, кто имеет право на подобные заявления, весьма широк. В него входят и простые граждане, физические лица, и организации, как юридические лица, а также всевозможные сообщества граждан, ассоциации, союзы и тому подобное.

Право на обращение

Рассматриваемым ФЗ о сроках рассмотрения обращений граждан, определено, что любой человек может самостоятельно прийти в абсолютно любой государственный орган, в муниципальный орган или обратиться в негосударственное юридическое лицо, которое осуществляет публичные функции. Этому человеку обязаны предоставить исчерпывающие ответы на все вопросы. Естественно, что данные вопросы должны быть разумны и относится к компетенции органа, в который направлены.

Названное право граждан отличается тем, что оно является свободным и добровольным, однако такие обращения граждан, срок рассмотрения которых рассмотрен чуть ниже, ни в коей мере не может нарушать права и свободы каких-то третьих лиц. Обращающийся человек обязан пользоваться своим правом добросовестно, в противном случае, он может не только не получить ответа, но и быть привлеченным к ответственности, если своими действиями причинил кому-то какой-то ущерб.

Терминология

Федеральный закон о сроках рассмотрения обращений граждан, прежде чем устанавливать их права и обязанности их контрагентов, возникающие на фоне обращений, определяет некоторую используемую в нем терминологию. Перечисленные в нем термины знакомы каждому человеку, но не все знают, как они трактуются именно законодателем.

Так, нормативный правовой акт определяет под понятием «обращение» действия гражданина или иного лица, который в письменной форме или путем применения электронно-цифровых носителей направил в государственный или иной орган жалобу, заявление, предложение и тому подобное. Другими словами, любой документ, требующий ответа, как бы он ни назывался, в рамках рассматриваемого закона будет считаться обращением.

Более того, под обращением понимаются и устные заявления, которые не выражены на каком-то носителе. Сроки рассмотрения обращений не зависят от того, в какой форме они направлены в государственный орган.

Другое понятие, вытекающее из первого и использующееся в названном нормативном документе, зачастую применяющееся в повседневной жизни, - это предложение. Под этим словом законодатель подразумевает рекомендацию, которую направил гражданин или юридическое лицо в государственный орган с целью побудить должностных лиц внести какие-либо поправки, корректировки или изменения в нормативно-правовые акты, а также с целью усовершенствования деятельности государственных органов и всего общества в целом.

Заявление как таковое с учетом понятий, определенных законодательным органом и перечисленных в законе, - это просьба гражданина или организации. Суть такой просьбы может заключаться в оказании содействия государственными или муниципальными органами в соблюдении и реализации его законных гражданских прав, конституционных прав. В заявлении может быть указано и о защите конституционных свобод других граждан, даже не являющихся родственниками заявителя. Помимо перечисленного к категории заявлений относятся обращения граждан, срок рассмотрения которых установлен законодательно, и в которых человек просит устранить какие-либо нарушения законов, обращает внимание на несовершенство государственных органов и некачественную работу должностных лиц.

Последний вид обращения, указанный в глоссарии федерального закона, - жалоба. Это слово также известно многим и подразумевает просьбу и одновременно требование гражданина или юридического лица о защите их нарушенных прав, пресечении на них посягательств со стороны либо третьих лиц, либо государственных служащих.

Должностным лицом закон об обращениях называет работника государственного или каковой исполняет хозяйственно-распорядительные, административно-организационные и иные полномочия. Последними этот человек наделен государственной властью, следовательно, он является представителем этой власти.

Права лиц при рассмотрении заявлений

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан определен в Федеральном законе, а значит, их нарушение влечет установленную ответственность для виновных лиц. Более того, статья 5 этого закона определяет правомочия заявителей и подателей жалоб, которые возникают у них после того, как обращение направлено в требуемый орган государственной власти. Среди таких прав имеются следующие:

  1. Податель жалобы или заявления вправе в течение срока рассмотрения его обращения предоставить иные документы и информацию в орган, где это обращение рассматривается.
  2. Заявитель наделен правом просить и требовать от должностных лиц уполномоченного органа предоставлять ему документы, которые имеются в их распоряжении (если это не противоречит иным нормативным документам).
  3. Гражданин вправе требовать от государственных служащих оказания ему помощи в истребовании иных документов и доказательств, которые он сам получить не в состоянии.
  4. Податель заявления имеет право просматривать все материалы и документацию, которая была использована государственными работниками в связи с рассмотрением его заявления. В данном случае такие документы не должны содержать какую-либо тайну, которая охраняется законом.
  5. Самое главное и нужное заявителю право - право на получение ответа с обоснованием позиции государственного органа, со ссылками на нормы действующего законодательства, с рекомендациями по выходу из затруднительного положения. При этом заявитель наделен правом требовать, чтобы был соблюден так называемый срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы.
  6. Если гражданин ошибочно направил заявление не в тот орган, в компетенцию которого входит рассмотрение определенного вопроса, то этот орган обязан уведомить заявителя об этом и переслать его заявление в нужную организацию, которая сможет дать ответ на поставленный вопрос.
  7. При неудовлетворении требований заявителя, а также в случае если ему предоставлен ответ, которым он не доволен, гражданин вправе подать следующую жалобу либо в вышестоящий орган, либо непосредственному руководителю, либо в судебные инстанции.
  8. Заявитель может написать требование о прекращении рассмотрения его обращения.

Сроки

Сроки рассмотрения обращения граждан в организации четко регламентированы законодателем. Они не могут быть дольше установленного предела, если, конечно, не будут продлены. Зачастую на практике заявления и жалобы физических лиц рассматриваются два, а то и три месяца. Нередки случаи когда на заявление вообще не приходит ответа. Однако если знать законодательно установленные временные границы, по истечению которых государственный орган обязан дать ответ, то можно смело требовать их соблюдения, а при отсутствии ответа обращаться в прокуратуру с жалобой на бездействие.

Итак, срок рассмотрения письменного обращения граждан не может быть более тридцати дней. Отсчет этого срока начинается со дня регистрации заявления в канцелярии государственного органа. Чтобы не пропустить этот срок и следить за его исполнением необходимо подавать обращение в двух экземплярах, на втором сотрудник организации должен проставить отметку о принятии, указать должность и фамилию принявшего документ, а также число, когда это произошло.

Специальным сроком определяется рассмотрение заявление, которое подано заявителем высшему должностному лицу территориального государственного образования России, которое имеет сведения о фактах нарушения миграционного законодательства. Такое обращение гражданина или организации обязано быть рассмотрено уполномоченными лицами в двадцатидневный срок.

Законодательство предусматривает для и иных органов власти такую возможность, как продление срока рассмотрения обращения граждан. Так, такое продление возможно, если вопросы, содержащиеся в заявление, требуют получения дополнительной информации от других организаций. В таком случае орган, который должен давать ответ заявителю, направляет в такие организации запрос с одновременным извещением о продлении срока на подготовку ответа заявителя. Продление срока допускается не больше чем на тридцать дней.

Рассмотрение жалоб и заявлений

На сроки рассмотрения обращений граждан в прокуратуру или иной государственный орган огромное влияние оказывает внутренняя процедура, которая разворачивается в организации, после того как заявитель зарегистрировал в канцелярии свою жалобу или заявление. Нормативными актами в области защиты прав граждан при их обращении в уполномоченные органы предусматривается, что должностные лица таких организаций обязаны рассмотреть вопросы или предложения обратившегося лица со всей объективностью и всесторонностью. Для этого государственным организациям предоставлен более расширенный перечень прав, чем тот, который имеется у простых людей. К примеру, государственные служащие вправе запрашивать практически любую информацию у других организаций. Конечно, такая свобода действий ограничивается компетенцией служащего и охраняемой тайной.

Если права или свободы человека были нарушены, и государственный служащий в процессе рассмотрения жалобы или заявления установил это, то ему предоставляется право провести необходимые мероприятия по восстановлению этих нарушенных интересов человека.

На должностное лицо накладываются и определенные обязанности. Главная его обязанность - предоставить письменный ответ на обращение, тщательно разъяснив позицию государственной власти. Еще одна обязанность - сообщение о том, что обращение направлено на рассмотрение в иную организацию.

Срок рассмотрения обращения гражданина составляет, как было указано немного выше, тридцать дней. При этом имеется возможность продления, если требуется направить запрос третьему лицу. Законодательно на такое третье лицо, которым может быть иной государственный орган, возлагается обязанность по подготовке и направлению ответа в запрашивающий орган в течение пятнадцати дней.

Ответ может быть направлен гражданину как на указанный им почтовый ящик, так и по адресу электронной почты. Это зависит от предпочтений самого заявителя.

Некоторые нестандартные ситуации

Естественно, что не все люди соблюдают требования, которые предъявляются к форме и содержанию запросов и обращений. Поэтому рассматриваемый закон также защищает и права должностных лиц, которые рассматривают заявления граждан. Так, если в поданном обращении отсутствует обратный адрес или оно анонимное (не указаны данные обратившегося), то у государственного служащего имеется право не давать ответа. Если же в таком заявлении содержаться сведения о преступлении, то уполномоченное лицо обязано направить его в подведомственную организацию, какой может быть МВД, ФСБ и т.п.

Жалоба на неправильно, по мнению гражданина, вынесенное решение также не рассматривается органами. В период не превышающий семи дней работник такой организации обязан дать ответ на такую жалобу, в котором разъяснить, как должно быть обжаловано судебное решение (апелляция, кассация и т. п.).

Если в заявлении гражданина присутствуют оскорбительные выражения, в том числе нецензурные, то государственный служащий вправе не отвечать на него или предоставить ответ о том, что такое поведение гражданина недопустимо.

Жалоба или заявление, текст которых полностью нечитабелен, не требуют ответа, а если в таких обращениях можно распознать адрес и фамилию гражданина, то соответствующее уведомление о невозможности подготовки ответа высылается ему.

Бывают в практике и моменты, когда граждане, недовольные какой-либо ситуацией, направляют в уполномоченные государственные органы заявления и жалобы с одинаковыми доводами и вопросами. Если такое проявляется неоднократно, а ответ по всем таким вопросам уже предоставлялся гражданину, то начальник организации вправе окончить переписку с таким лицом. Об этом гражданин должен быть извещен. Однако такое решение может быть принято, если обращения гражданина поступали в один и тот же государственный орган и по сути не несут в себе чего-либо нового.

Обращения граждан, срок рассмотрения которых не истек, и для ответа на которые требуется разглашение какой-то охраняемой тайны (например, банковской или коммерческой), также рассматриваются не в пользу заявителя. На такие заявления должен быть предоставлен письменный ответ.

При устранении недостатков, содержавшихся в заявлении, гражданин имеет право на повторное обращение.

Личный прием

Одним из видов обращений является так называемый личный прием людей. Его, как правило, осуществляют руководители организации. Однако, такое право может быть предоставлено и иным уполномоченным лицам. Графики личного приема должны быть расположены непосредственно в самом учреждении, а также на официальном сайте (если таковой имеется).

Для того чтобы попасть на такой прием человеку необходимо взять с собой паспорт или другой документ, который подтвердит его личность. Должностным лицом, которое принимает граждан, должна заполняться специальная карточка, в которую он вносит требования, предложения, жалобы обратившегося устно гражданина. Если все вопросы и жалобы гражданина очевидны для рассматривающего и он может дать незамедлительный ответ, то так и происходит, а в карту приема проставляется соответствующая отметка. Если для ответа необходима подготовка и анализ ситуации, то дается в последующем письменный ответ. Срок рассмотрения обращения гражданина составляет в этом случае те же тридцать дней.

В остальном же личный прием практически ничем не отличается от вышерассмотренного метода обращения. Заявителю так же могут отказать в дальнейшем рассмотрении жалобы, если ответы уже давались.

Некоторые граждане (социально уязвимые категории граждан) имеют право на внеочередной прием руководителями.

Если нарушен срок

Нарушение сроков рассмотрения обращений граждан влечет установленную законами России ответственность. Если такая ситуация происходит, то гражданин вправе написать жалобу в вышестоящую инстанцию, а также в прокуратуру. Обычно, если сроки нарушены, то надзорный орган принимает меры, чтобы ответ был предоставлен гражданину незамедлительно. К виновным лицам, которые допустили такое правонарушение, принимаются строгие меры, в том числе меры дисциплинарной ответственности. К последним относятся замечания, выговоры и даже увольнение с места работы.

Рассматриваемым федеральным законом определено, что любое обращение, за исключением вышеперечисленных случаев, подлежит обязательному рассмотрению. В определенных случаях государственные работники даже обязаны выезжать на место, связанное с обращением.

Таким образом, нарушение сроков рассмотрения обращений граждан - это правонарушение, которое карается государством. Зная эти аспекты, можно с легкостью защитить себя от произвола недобросовестных государственных служащих.

Убытки

Федеральным законом установлены обязанности не только вышеуказанные. Дополнительно законодателем определена возможность взыскания убытков с виновных лиц. Так, например, если обратившийся за разъяснением или с жалобой гражданин в своем обращении указал заведомо ложные сведения, то уполномоченные лица государственного органа вправе в последующем взыскать с него через судебные инстанции понесенные расходы. И, наоборот, бездействующий работник государственной организации, или специалист, действующий вопреки требованиям закона, причинившие убытки подавшему заявление гражданину, должны их возместить.

Таким образом, рассмотренный закон об обращениях всецело защищает права людей, связанные с заявлениями, жалобами, предложениями, направляемыми в уполномоченные государственные органы. Каждому человеку нужно знать, что обращения граждан, срок рассмотрения которых не может быть в самом крайнем случае больше шестидесяти дней, подлежат обязательному рассмотрению и требуют ответа, если составлены с учетом всех требований закона.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация