Сертификат происхождения. Меняются правила подтверждения страны происхождения товара Как подтвердить страну происхождения товара в контракте

Главная / Земля

25 Октября 2016, 18:22, вопрос №1419871 Вадим , г. Санкт-Петербург

Вадим оставил отзыв о сайте - показать

Много некомпетентных людей у вас. из 4 человек, только один ответил правильно

26 Октября 2016 18:43

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    Юрист, г. Москва

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Вадим, доброго времени.

    Статья 16 ФЗ О промышленной политике. Специальный инвестиционный контракт.

    1. По специальному инвестиционному контракту одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуетсясоздать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации

    Это означает, что такой контракт ОТНОСИТСЯ к производству продукции (к производству относится и сборка)

    2. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» необходимо посмотреть Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, в соответствии с которым компьютерная техника является промышленной продукцией.

    3. Что касается телекоммуникационного оборудования, то возможно такое требование связано с тем, что Ваш товар содержит элементы такого телекоммуникационного оборудования.

    Это ответы на те Ваши вопросы, на которые я могу ответить с уверенностью.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 1

    Свернуть

    • Адвокат, г. Железноводск

      Общаться в чате

      Добрый вечер, Вадим!

      В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов: а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом «а» пункта 6 настоящего постановления; б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом «б» пункта 6 настоящего постановления; в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом «в» пункта 6 настоящего постановления; г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом «г» пункта 6 настоящего постановления.

      В соответствии с п. 6 «Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что отдельные виды радиоэлектронной продукции, включенные в перечень, признаются продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в случае соответствия одному из следующих условий: а) создание или модернизация и (или) освоение производства такой продукции в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного между инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации. При этом для целей настоящего постановления такая продукция приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в течение не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта; б) соответствие требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации»; в) соответствие параметрам, в соответствии со значениями которых телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории Российской Федерации, может быть присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения; г) подтверждение Российской Федерации (государства - члена Евразийского экономического союза) как страны происхождения продукции в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случаях, не подпадающих под действие подпунктов «а», «б» и «в» данного пункта).


      Вадим

      Правомерно.

      Если Вы хотите что бы Ваша радиоэлектронная продукция, признавалась продукцией, произведённой на территории Российской Федерации, она должна быть подтверждена вышеуказанными документами.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Самара

      Общаться в чате

      Не продавать свою сбоку ПК и сразу указывать Китай
      Вадим

      В соответствии с Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ст. 66 Закона №44 - ФЗ

      6.1. В случае
      установления недостоверности информации , содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

      Статья 95. Изменение, расторжение контракта

      7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона)по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
      (в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

      Таким образом, Вы не можете поставлять товар, не соответствующий, указанному в спецификации к контракту, если только не подпишите соглашение с заказчиком о поставке товара с улучшенным качеством.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 1

      Свернуть

      Адвокат, г. Железноводск

      Общаться в чате

      Не продавать свою сбоку ПК и сразу указывать Китай и надеется что все так сделают и тебя не отклонят?
      Вадим

      В случае если будет установлена недостоверная информация , содержащаяся в документах, представленных участником электронного аукциона, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

      Требования законны и объяснимы, ФАС и Генеральная прокуратура обнаружили случаи, когда российские компании приобретали иностранное оборудование, переклеивали лейблы и затем продавали его в ОПК как отечественное. Эксперты утверждают, что всему виной OEM-производства, налаженные в России, к примеру, китайскими производителями. Их российские партнеры просто закупают и брендируют оборудование без глубокой модернизации. www.ruscable.ru/news/2016/10/24/FAS_obnaruzhila_postavki_inostrannoj_radioelektron/

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист, г. Петрозаводск

      Общаться в чате
      • 8,9 рейтинг

      Здравствуйте, Вадим.

      Правомерно ли включать такие требования?
      Вадим

      Правомерно. Заказчик обязан его установить, потому что компьютеры подпадают под 968 постановление.

      - по четвертому пункту: Сертификат происхождения СТ-1 необходим для продукции, отправляемой в страны Содружества Независимых Государств. Сертификат происхождения СТ 1 - документ, который подтверждает, что продукция, вывозимая за пределы Российской Федерации, была изготовлена на территории РФ из отечественного сырья, либо была подвергнута достаточной обработке, чтобы считать её происхождение на территории РФ. Сертификат происхождения СТ 1 выдается на товары, вывозимые из РФ в страны - участники СНГ. Это экспортный сертификат. Заказчик не находится за границей Российской Федерации и его нам не получить, к тому же он выдается на определенную поставку, т.е. его можно получить только когда контракт уже заключен, потому что в нем указывается Получатель и счет-фактура отгрузки. Требовать такой документ на момент подачи заявки не законно. Исходя из этого замкнутого круга вопрос - каким образом дальше участвовать в торгах? Не продавать свою сбоку ПК и сразу указывать Китай и надеется что все так сделают и тебя не отклонят?
      Вадим

      В вашей закупке для подтверждения «российского» происхождения товара нужно представить именно сертификат СТ-1. Эта схема (с требованием СТ-1) уже применялась по 102 Постановлению (закупки мед. изделий) и 1289 Постановлению (закупки лекарственных средств). Во всех этих постановлениях для подтверждения происхождения товара из РФ нужно представлять СТ-1 и экспорт здесь совершенно не обязателен. ТПП выдают их по своим расценкам именно для целей участия в закупках. Поэтому, вам следует обратиться именно туда.

Новому участнику госзакупок на практике сразу же подтверждать, на территории какого государства была произведена продукция, которую он предлагает заказчику. Рассмотрим подробно, что такое декларация о стране происхождения товара, где ее взять, и зачем она нужна.

Зачем подтверждать страну происхождения товара

В соответствии со ст. 14 Закона №44-ФЗ, для защиты конституционного строя и внутреннего рынка РФ, правительством установлены запреты и ограничения на допуск товаров иностранного происхождения к участию в закупках.

Постановления правительства конкретизируют эти запреты и ограничения применительно к разным секторам (так, постановление №832 регулирует продукты , постановление №968 – радиоэлектронику, а постановление №1224 – оборонный заказ). Как подчеркивается в законе, определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Национальный режим был введен законодателем для обеспечения преимуществ (преференций) по 44-ФЗ российским производителям и производителям стран ЕАЭС. За недостоверно (или неправильно) указанную страну происхождения товара, заявка участника может быть обоснованно отклонена на стадии рассмотрения. За отсутствие декларации о российском/ЕАЭС происхождении продукции (либо незадекларированное соотношение долей товара, попадающего под преференции, и не попадающего в общем объеме), участник может быть лишен преференций.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Страна происхождения товара - это...

Как указано в пункте 2(3) вышеупомянутого постановления № 1224, подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г., является сертификат о происхождении товара . Этот сертификат выдается уполномоченным органом государства-члена Соглашения. Он соответствует форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров (часть вышеупомянутого Соглашения).

Таким документом является сертификат о происхождении товара по форме СТ-1. В этом сертификате указываются наименование и количество товара, счет-фактура, пункт отгрузки и назначения, а также присутствует строка наподобие «Нижеподписавшийся заявляет (декларирует), что вышеприведенные сведения соответствуют действительности: а именно, что все перечисленные здесь товары полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в (наименование страны) и что они отвечают требованиям происхождения, установленным в отношении таких товаров ».

Поставщику необходимо обратить внимание, что сертификат СТ-1 обязателен как подтверждение страны происхождения товаров в том случае, если объект закупки входит в один из ограничительных перечней, определенных постановлениями правительства РФ (в частности, перечни, прилагающиеся к постановлению №656 и приказу №155, что подтверждается соответствующими письмами Минэкономразвития).

Декларация о стране происхождения товара своими руками

Вместе с тем, применительно к остальным закупкам, «положения приказа № 155 не устанавливают обязательного требования предоставления сертификата о происхождении товара по форме СТ-1», говорится в письме Минэкономразвития России от 27 июля 2015 года, где далее говорится о том, что форма декларирования страны происхождения товара определяется только самим участником, как в форме СТ-1, так и в любой другой.

Таким образом, еще один рабочий вариант для участников закупок, если сам объект закупки этому не препятствует, это составить декларацию о том, где был произведен товар, самостоятельно . Такую возможность подразумевает приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155: участник предоставляет в составе заявки любой документ (в свободной форме), который явно указывает страну происхождения предлагаемых к поставке товаров.

Также в форме коммерческого инвойса или любой другой, участник декларирует происхождение товара , например, прикрепляет к заявке таблицу с наименованием товара и его страны происхождения.

Важно также, что заявление (декларацию) о стране происхождения товаров, в соответствии со ст. 60 ТК ТС имеет право сделать как изготовитель продукции, так и ее продавец или отправитель.

Если товар не имеет аналогов

Может возникнуть вопрос, как продекларировать происхождение товаров, которые соответствуют одному из критериев отнесения продукции к произведенной в РФ. А именно: соответствуют требованиям к промышленной продукции, которые предъявляются в целях ее отнесения к продукции, не имеющей аналогов произведенных в РФ (постановление правительства № 719).

В данном случае при участии в закупках по 44-ФЗ, подтверждающим страну происхождения документом будет акт экспертизы от Минпромторга РФ . Никаких других документов, кроме заключения Минпромторга о том, что аналогов такой продукции в РФ не производится, заказчику требовать не нужно.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

Статья 59. Подтверждение страны происхождения товаров

1. В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Кодекса.

2. Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (статья 35) или в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, сертификат о происхождении товара (статья 36).

Страна происхождения товаров – это страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (Ст. 30 ТК РФ).

В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров.

Порядок подтверждения страны происхождения товаров :

1. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров, в иных случаях только при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.

Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются :

2. Сертификат о происхождении товара.

Ст 60.Декларация о происхождении товара – это документ, удостоверяющий страну происхождения товара, составленный в произвольной форме, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.



61. Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

При вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации сертификат о происхождении товара выдается органами или организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее двух лет со дня его выдачи.

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

Случаи, когда необходимо подтверждение страны происхождения:



1.Со странами СНГ предоставляется - декларация о происхождении товара, которая представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации непосредственно при декларировании товаров, также может потребоваться Сертификат о происхождении международного образца.

2. Обнаружение таможенным органом признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения недостоверны и они влияют на применение мер гос.регулирования - представляется либо декларация либо сертификат.

3. Случаи, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, при которых не требуется документ, подтверждающий страну происхождения товаров. Так, не требуется подтверждения страны происхождения в отношении товаров, ввозимых в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита, а также временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Не требуется также представления документов, подтверждающих страну происхождения в отношении низкостоимостных товаров и при перемещении личных вещей пассажиров, пересекающих таможенную границу.

В случае, если лицо претендует на предоставление тарифных преференций, однако при этом таможенному органу не представлен документ, подтверждающий происхождение товара из страны, которой Россия предоставляет преференции по таможенному тарифу, выпуск осуществляется по базовым ставкам таможенных пошлин, приведенным в импортном тарифе.

В соответствии со статьей 34 ТК РФ, документами подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларация о происхождении товара (статья 35 ТК РФ) или в случаях, определяемых Правительством РФ, сертификат о происхождении товара (статья 36 ТК РФ).

Согласно статье 35 ТК РФ документом, удостоверяющим страну происхождения товаров может служить декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров.

В качестве такой декларации могут использоваться грузовые, транспортные или иные товаросопроводительные документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в РФ (статьи 31 и 32 ТК РФ) , страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, применяемыми в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 36 ТК РФ сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке:

а) на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет тарифные преференции по таможенному тарифу;

б) на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными методами регулирования внешнеэкономической деятельности;

в) если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является РФ, а также законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов РФ;

г) в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют, либо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.

Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу РФ.

Таможенный орган может отказать в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации лишь при наличии достаточных оснований полагать, что он происходит из страны, товары которой не подлежат выпуску в Российскую Федерацию в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, и (или) законодательством Российской Федерации.



Сертификат происхождения должен включать в себя:

письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему сертификату качества;

письменное удостоверение компетентного органа страны ввоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности.

Если иное не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и страной вывоза, то сертификат должен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан:

а) наименование и адрес экспортера

б) наименование и адрес импортера

в) наименование (описание) товара

г) средства транспортировки и маршрут следования

д) количество мест, характер упаковки, маркировку.

е) вес брутто и нетто

Сертификат представляется таможенным органам РФ в напечатанном виде, без исправлений, преимущественно на русском или английском языках. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на русский язык.

Сертификат представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформлении.

При утрате сертификата принимается официально заверенный его дубликат.

При отсутствии сертификата на момент таможенного оформления, когда его представление необходимо к товарам возможно применять (восстанавливать) режим свободной торговли, но только при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении в течение одного года со дня принятия таможенной декларации.

Пункт 2 статьи 37 ТК РФ определяет, в каких случаях представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется, а именно:

если ввозимые на таможенную территорию РФ товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу в РФ или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами РФ или законодательством РФ;

если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20 000 рублей;

если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 23 ТК РФ;

в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ или законодательством РФ.

Страна происхождения в перечисленных выше случаях указывается экспортером на счете-фактуре или других прилагаемых к товару документах, которые предъявляются таможенным органам.

Сертификат о происхождении товаров по форме СТ-1

Для подтверждения происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения о создании зоны свободной торговли разработана специальная форма сертификата о происхождении товара - форма СТ-1.

В соответствии с приказом ГТК РФ от 31.12. 2003 г. № 1587 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств-участников соглашения о создании зоны свободной торговли», сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 представляется в обязательном порядке при декларировании:

товаров, перечень которых утвержден приказом ГТК России от 25.12.2003 № 1587 (за исключением товаров, ввозимых из республики Белоруссия)

товаров, если должностными лицами таможенного органа обнаружены признаки того, что заявленные сведения о стране происхождения товара, влияющие на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются недостоверными.

Сертификат о происхождении товаров выдает торгово-промышленная палата страны происхождения (ТПП). Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня его выдачи. Сертификат СТ-1 может быть выдан и после отгрузки товара.

Для получения сертификата как правило требуются следующие документы:

контракт (копия);

счет-фактура или копия счета;

сертификат качества или документ, подтверждающий его происхождение;

справка Госкомстата;

Заполнение сертификата производится в трех экземплярах (первый считается оригиналом, второй и третий – копиями, выполненными на незащищенных бланках) в отпечатанном виде на русском языке. Наличие подчисток в сертификате недопустимо. Исправления вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания скорректированных сведений, заверенных затем подписью и печатью уполномоченного органа государства.

Оригинал сертификата происхождения товара предоставляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления.

В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов.

Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, а также:

а) экспортируется на основании договора/контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения, и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;

б) ввозится физическим лицом-резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного из государств-участников на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения.

При этом товар не должен покидать территории государств - участников Соглашения, кроме случаев, если такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств - участников Соглашения экспортирующих и импортирующих товары.

Сертификат оформляется на специальном, защищенном бланке формата А4 (210х297 мм), изготовленном типографским способом. Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня выдачи.

Государства - участники Соглашения обмениваются образцами сертификатов формы СТ-1, печатей органов и подписей лиц, уполномоченных удостоверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными и на товары не распространяются преференции, предусмотренные Соглашением.

В случае утраты или повреждения сертификата о происхождении товара выдается официально заверенный его дубликат. При выдаче дубликата в графе 12 "Удостоверение" указывается дата выдачи дубликата, а в графе 5 "Для служебных отметок" указываются слово "Дубликат", номер и дата оригинала утерянного сертификата формы СТ-1. Дубликат сертификата вступает в силу с даты выдачи оригинала; суммарный срок действия оригинала и дубликата не может превышать 12 месяцев.

Заполнение сертификата о происхождении товара формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям

Случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть представлена декларация о происхождении товара, а также когда представление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза.

Кроме того, для подтверждения происхождения товара из страны - участницы Соглашения может использоваться декларация о происхождении товара. В качестве декларации может выступать любой товаросопроводительный, транспортный, коммерческий документ, содержащий информацию о стране происхождения.

Декларация о происхождении товаров требуется для подтверждения происхождения:

товаров, ввозимых из Республики Белоруссия;

товаров, не вошедших в перечень, утвержденный приказом ГТК России от 25.12.2003 № 1587.

Ниже приведен пример заполненного сертификата по форме СТ-1

Сертификат о происхождении товара по форме «А»

Происхождение товара из страны - пользователя схемы тарифных преференций РФ удостоверяется с помощью специальной формы сертификата о происхождении товара - формы «А», принятой в рамках Общей системы преференции (GSP (Generalized System of Preferences)).

Данный сертификат служит основанием для применения ввозных таможенных пошлин в размере 75% от базовой ставки в отношении товаров, происходящих их развивающихся стран, и освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых среди развивающихся стран.

Также как и сертификат о происхождении товаров формы СТ-1, сертификат формы «А» выдается торгово-промышленной палатой страны на основе акта экспертизы происхождения продукции.

Как правило для получения сертификата необходим следующий список документов, но в разных случаях данных перечень может быть расширен:

уставные и регистрационные документы (свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию, решение о создании, Устав);

экспортный контракт (копия);

счет-фактура или инвойс;

копия экспортной лицензии (для продукции, подлежащей лицензированию при экспорте);

справка Госкомстата;

экспортная декларация (при выдаче впоследствии).

Срок действия сертификата по форме «А» составляет 12 месяцев со дня его выдачи. Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений.

Расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5 процентов.

Заполнение сертификата по форме «А».

Бланк декларации-сертификата о происхождении товара по форме "А" (далее именуется - сертификат) изготавливается типографским способом на бумаге с защитной сеткой или защитным цветовым полем (образец сертификата на английском и русском языках прилагается).

Примечания с требованиями по заполнению сертификата могут быть напечатаны типографским способом на оборотной стороне бланка как на языке, на котором заполняется сертификат, так и на любом другом языке либо могут полностью или частично отсутствовать.

Сертификат должен быть заполнен с помощью печатающего устройства компьютера или на пишущей машинке (за исключением отдельных обозначений, указанных ниже).

В сертификате не допускается наличие каких-либо подчисток и помарок.

Вносимые в сертификат исправления могут быть произведены путем зачеркивания ошибочных данных и впечатывания необходимых сведений. Каждое такое исправление заверяется печатью компетентного органа, уполномоченного выдавать сертификаты.

Заполнение сертификата по форме «А» должно отвечать следующим требованиям:

Ниже приведен пример заполненного сертификата по форме «А» (см.рис. 4)

Существуют некоторые особенности по заполнению сертификата. Они расписаны в Приказе МВЭС России № 482 от 15 сентября 1997 года «Об утверждении "Инструкции для уполномоченных МВЭС России по оформлению сертификатов происхождения товаров формы "А" на товары, подпадающие под действие тарифных преференций, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами или их экономическими объединениями"»

4.3.Предварительное решение о стране происхождения товара

Определение страны происхождения товара – дело сложное. Даже если участник внешнеэкономической деятельности разберется в тонкостях закона, сложности могут возникнуть при таможенном оформлении из-за принципа «верю – не верю», который широко применяется таможенными органами.

Поскольку страна происхождения товара заявлена в таможенной декларации ответственность за достоверность сведений об этой стране несет декларант. Причем за указание в таможенной декларации неправильных сведений о стране происхождения товара – серьезное наказание.

Часть 2 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях квалифицирует такие действия как недостоверное декларирование и предусматривает следующее:

административный штраф в размере 2-кратной стоимости товаров, в отношении которых недостоверно заявлена страна происхождения, с возможной конфискацией этих товаров;

конфискацию товаров, в отношении которых недостоверно заявлена страна происхождения.

Получение предварительного решения о происхождении товара все-таки не гарантирует, что именно в соответствии с этой страной происхождения товар будет оформлен, так как согласно статьи 44 ТК РФ.

На основании Таможенного кодекса РФ (ст.41-44) был издан приказ ФТС России № 906 от 23 июля 2008 года "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара".

Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара (далее - Регламент) разработан в целях повышения качества и обеспечения прозрачности принятия предварительных решений о стране происхождения товаров и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) при предоставлении данной услуги.

Государственная услуга по принятию предварительных решений исполняется ФТС России.

От имени ФТС России предварительные решения принимает Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, уполномоченное на принятие предварительного решения (далее - Управление).

Государственная услуга по принятию предварительного решения о стране происхождения товара из конкретной страны принимается на основании информации о товаре, однозначно свидетельствующей, что товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с международными договорами Российской Федерации или актами законодательства Российской Федерации, устанавливающими условия определения страны происхождения товаров.

Результатом является предварительное решение, выданное Управлением и оформленное на специальном бланке за подписью начальника Управления или его заместителя.

Государственная услуга по принятию предварительного решения оказывается заявителю, в том числе заблаговременно, до представления в таможенный орган товара для таможенного оформления и таможенного контроля в целях сокращения времени проведения таможенных процедур, осуществления мер тарифного регулирования, соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, единообразного применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Заявителем является российское лицо (юридическое лицо с местонахождением в Российской Федерации, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физическое лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации, в том числе зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя), выступающее в качестве владельца товара, собственника товара, покупателя товара, декларанта.

Заявителем может быть иностранное лицо, выступающее при перемещении товаров через таможенную границу в качестве декларанта.

Плата за принятие предварительного решения Федеральной таможенной службой не взимается.

Предварительное решение действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано или его действие не прекращено. По окончании срока, предварительное решение автоматически утрачивает силу, что не препятствует обращению заявителя с запросом о выдаче нового предварительного решения согласно установленному порядку.

Заявитель, получивший предварительное решение, представляет его оригинал и копию в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией для таможенного оформления.

Регистрационный номер и дату принятия предварительного решения декларант указывает в таможенной декларации в соответствии с правилами ее заполнения.

Должностное лицо таможенного органа после сверки копии предварительного решения с оригиналом возвращает оригинал заявителю, копия предварительного решения остается в таможенном органе.

При таможенном оформлении товара контроль соответствия характеристик фактически представленного к таможенному оформлению товара сведениям о товаре в графе 7 принятого предварительного решения осуществляется в установленном порядке.

В предоставлении государственной услуги отказывается, если:

Оформление заявителем запроса о принятии предварительного решения не соответствует требованиям;

Запрос о принятии предварительного решения направлен заявителем, который не является лицом, соответствующим требованиям.

Порядок оформления запроса для принятия предварительного решения

Запрос составляется на русском языке по специальной форме запроса.

Запрос может быть направлен по почте или доставлен заявителем непосредственно в экспедицию ФТС России по адресу, указанному в Регламенте.

Запрос регистрируется (присваивается входящий номер) в Управлении делами ФТС России не позднее дня, следующего за днем получения, и направляется на исполнение в Управление.

Запрос о принятии предварительного решения должен содержать подробную информацию о товаре: полное коммерческое наименование, фирменное наименование; основные технические и коммерческие характеристики, например: назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товара, а также (при наличии) протоколы испытаний, акты экспертизы торгово-промышленных палат или других экспертных предприятий страны - производителя товара, заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования данных проб (образца) товара, другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения, и, в случае наличия, сертификат о происхождении товара.

Запрос, поступающий от юридического лица, должен быть подписан руководителем (заместителем руководителя) организации с указанием фамилии, имени, отчества и должности, заверен печатью организации и содержать данные о местонахождении организации, почтовый адрес, по которому осуществляется переписка с организацией, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), контактный телефон.

Запрос, поступающий от физического лица, должен быть подписан указанным лицом и содержать следующие данные: адрес его места жительства, контактный телефон, а также номер, серию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, кем и когда выдан.

Для обеспечения непрерывности действия предварительного решения, пятилетний срок действия которого в отношении конкретного товара истекает, Управление может принять к рассмотрению запрос о принятии предварительного решения в отношении этого же товара не ранее за 90 дней, но не позднее чем за 30 дней до окончания срока действия ранее выданного предварительного решения.

Если представленные заявителем в запросе сведения недостаточны для принятия предварительного решения, т.е. отсутствуют необходимые сведения о стране происхождения товаров, позволяющие однозначно определить страну происхождения товара, или представленная заявителем информация противоречива и не позволяет однозначно определить страну происхождения товара, Управление уведомляет заявителя о необходимости представления дополнительной информации о товаре.

Уведомление направляется заявителю в течение 30 дней со дня регистрации запроса в Управлении делами ФТС России в письменном виде на бланке письма ФТС России по почтовому адресу, указанному в запросе.

В уведомлении указывается срок для представления дополнительной информации о товаре (не более 60 дней со дня регистрации в Управлении делами ФТС России запроса о дополнительной информации, направленного заявителю).

Запрашиваемые Управлением документы и сведения должны быть подписаны заявителем, а если заявитель юридическое лицо, то заверены печатью юридического лица.

Отклонение запроса заинтересованного лица о принятии предварительного решения.

Основанием для отклонения запроса заявителя о принятии предварительного решения является непредставление дополнительной информации в срок, указанный в уведомлении.

Управление отклоняет запрос о принятии предварительного решения и направляет заявителю письмо с указанием причин отклонения на бланке ФТС России по почтовому адресу, указанному в запросе, в день, следующий за днем истечения срока, установленного для представления дополнительной информации.

Отклонение запроса не препятствует повторному обращению заявителя с запросом при условии устранения причин, послуживших основанием для отклонения указанного запроса.

При получении ФТС России дополнительной информации позднее указанного в уведомлении срока эта информация не рассматривается.

Принятие предварительного решения о стране происхождения товара.

Предварительное решение принимается в течение 90 дней со дня регистрации запроса в Управлении.

После получения дополнительной информации срок принятия предварительного решения составляет не более 60 дней.

Предварительное решение выдается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул, модификацию. В случаях, когда товары имеют разные марки, модели, артикулы, модификации, но одно наименование, а сведения, представленные заявителем, и информация, полученная в ходе проверки этих сведений, позволяют признать эти товары происходящими из одной конкретной страны, в предварительном решении может указываться одно наименование товара и при необходимости марки, модели, артикулы, модификации товара.

При подготовке проекта предварительного решения изучаются:

Договор или внешнеэкономический контракт (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к товару);

Документы, подтверждающие целевое использование товара;

Описание товара;

Перечень товаров, представленных в наборах для определения составной части, которая в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД придает товару основное свойство и определения, применим ли этот критерий в рассматриваемом случае;

Описание технологических схем, в том числе по промышленной сборке моторных транспортных средств, в соответствии с которыми товары будут перерабатываться (обрабатываться) на территории Российской Федерации;

Фотографии и рисунки (при необходимости);

Характеристики товара;

Количественный и качественный состав товара (при необходимости);

Чертежи, технологические схемы (при необходимости);

Применение товара (при необходимости);

Способы и виды упаковки товара (при необходимости);

Заключения экспертных организаций (при необходимости)

и другая информация, представленная заявителем для принятия предварительного решения.

Предварительное решение оформляется на специальном бланке в двух экземплярах.

В случае утраты предварительного решения оно может быть восстановлено путем выдачи дубликата ранее принятого предварительного решения. Для получения дубликата заявитель направляет в Управление письменное заявление, содержащее ссылку на утраченное предварительное решение, и указывает сведения о заявителе, наименование и краткое описание товара. Если известны, указываются регистрационный номер предварительного решения, дата принятия предварительного решения.

Управление в течение 15 дней со дня регистрации в Управлении делами ФТС России письменного заявления об утере предварительного решения выдает дубликат данного решения.

Дубликат предварительного решения должен быть идентичным оригиналу (сохраняются все сведения, содержавшиеся в оригинале предварительного решения, в том числе регистрационный номер и дата принятия предварительного решения). В графе 9 "Для служебных отметок" бланка предварительного решения Управление ставит отметку "Дубликат".

Дубликат подписывается начальником Управления или его заместителем.

Срок действия дубликата исчисляется со дня регистрации оригинала предварительного решения.

Дубликат предварительного решения направляется заявителю с сопроводительным письмом ФТС России по почтовому адресу, указанному в запросе о выдаче дубликата.

Отзыв предварительного решения.

ФТС России может принять решение об отзыве предварительного решения.

Предварительное решение может быть отозвано в случае, если международными договорами Российской Федерации или актами законодательства Российской Федерации, имеющими отношение к вопросам определения страны происхождения товаров, устанавливаются иные требования и условия определения страны происхождения товаров.

Решение об отзыве предварительного решения должно быть принято не позднее трех дней после опубликования вышеперечисленных актов и вступает в силу одновременно с ними.

Решение об отзыве предварительного решения направляется заявителю, которому выдано предварительное решение, в письменной форме не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отзыве предварительного решения.

Принятие Управлением решения об отзыве предварительного решения не препятствует повторному обращению заявителя с запросом в соответствии с порядком, установленным настоящим Регламентом.

4.4. Особенности страны происхождения при определении ставки таможенной пошлины

В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" тарифные преференции предоставляются в отношении товаров:

происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза (государства СНГ);

происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации (развивающиеся и наименее развитые страны).

В отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, тарифные преференции не предоставляются.

При представлении тарифных преференций таможенные органы руководствуются:

соглашением о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций от 12.04.1996 (в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых государств);

решением о Правилах определения страны происхождения товаров, принятым Советом глав правительств СНГ 30.11.2000 (в отношении товаров, происходящих с территории государств - участников СНГ);

соглашением между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 (в отношении товаров, происходящих из Республики Сербия и из Республики Черногория).

Одним из условий предоставления тарифной преференции является наличие сертификата происхождения, подтверждающего происхождение товара с территории государств, пользующихся тарифными преференциями.

Одним из требований по заполнению сертификата (СТ-1), выданного на товар, подвергнутый достаточной обработке/переработке на территории государства - участника СНГ, является указание в графе 9 сертификата четырехзначного кода товарной позиции по ТН ВЭД СНГ конечной продукции.

Учитывая изложенное, в случае если при таможенном оформлении товара представляется сертификат, в графе 9 которого указан четырехзначный код товарной позиции по ТН ВЭД СНГ, отличающийся от первых четырех знаков кода, заявленного в графе 33 ГТД, то заполнение такого сертификата не отвечает требованиям по заполнению сертификатов, установленным Правилами, и такие сертификаты не могут рассматриваться в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

Целевые проверки и проверки, проводимые СФТД в рамках ведомственного контроля, выявляют многочисленные несоответствия сертификатов, содержащихся в пакетах документов к таможенным декларация, требованиям к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара. Имеют место несоответствие подписей и печатей, помарки и исправления. Подчас в таможенной декларации указывается наименование страны, отличной от выдавшей сертификат.

Тарифные преференции предоставляются на основании сертификатов происхождения, в которых отсутствуют сведения, позволяющие произвести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления. Кроме того, выявляются случаи, когда преференции предоставляются на основании сертификатов, в которых оформляемый товар не поименован.

Допускаются нарушения в заполнении граф сертификатов, в частности, данные о весе (брутто) или иные данные о количестве товаров указываются в целом, без разбивки по каждому отдельно поименованному товару. Нередки случаи, когда тарифная преференция предоставляется при расхождении в количестве декларируемого товара и количестве, указанном в сертификате, более чем на 5% и даже - 20%. В то время как пунктом 5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций от 12.04.1996 прямо предусмотрено, что расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5%.

Результаты ведомственного контроля свидетельствуют о том, что фактически для должностных лиц таможенных постов, принимающих решение о выпуске товара, формальное наличие сертификата является основанием для предоставления тарифных преференций.

Тарифные преференции предоставляются исключительно тем товарам, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2000 № 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции".

Для целей предоставления тарифных преференций должно соблюдаться правило непосредственной закупки.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

На практике нередки случаи, когда по контракту определены продавец и отправитель, но фактически согласно товаросопроводительным документам и таможенной декларации отправителем товара выступает организация, не указанная во внешнеторговом договоре. Документы, подтверждающие передачу товара (прав на товар) от организации, заключившей договор, фактическому отправителю, отсутствуют.

В таможнях Калининградского региона распространена практика предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, в случаях, когда в графе "Отправитель" таможенной декларации указывается европейская фирма-перевозчик.

Подчас в пакетах документов, прилагаемых к декларациям, содержатся контракты, не отвечающие Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов (приказ МВЭС России от 29.02.1996), и в которых отсутствуют адреса покупателя и продавца (юридические и полные почтовые адреса продавца и покупателя, контактный телефон, факс, телекс организации (предприятия) продавца и покупателя); подписи сторон (подписи лиц, уполномоченных организациями продавца и покупателя заключить контракт, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей).

Небрежность декларантов и таможенных брокеров доходит до того, что в 44-й графе таможенной декларации дается ссылка на номер коносамента, который не совпадает ни с номером коносамента, указанного в описи к декларации, ни с номером коносамента, на основании которого осуществлялась перевозка. Тем не менее должностное лицо таможни полагает возможным предоставить в отношении товара тарифные преференции.

Условие предоставления тарифных преференций, которое наиболее сложно подтвердить, - соблюдение условий прямой поставки, необходимого условия также получения сертификата по форме «А».

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции, без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.

Следует иметь в виду, что декларант для получения льгот по уплате таможенных платежей в соответствии с п.3 статьи 131 ТК РФ обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные условия.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом, утвержденный приказом ФТС России от 25.04.2007. № 536, также устанавливает, что при декларировании товара в таможенный орган должны представляться документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения.

Основные проблемы, возникающие при решении вопроса о правомерности предоставления тарифных преференций в связи с соблюдением условий прямой поставки, следующие.

Нередко имеет место несоответствие номеров пломб отправителя на прибывших контейнерах с номерами пломб, указанными в коносаменте. В ряде случаев такое несоответствие свидетельствует о небрежности, допускаемой отправителями, перевозчиками при составлении товаротранспортных накладных (перепутаны цифры 48-84 и т.п.) или досмотровыми инспекторами при составлении актов таможенного досмотра (неверно указываются номера имеющихся пломб). В ряде случаев в акте таможенного досмотра содержится фраза "пломба не нарушена", номер же ее не указывается. Все перечисленные моменты не позволяют подтвердить правомерность предоставления тарифной преференции.

В ряде случаев причина несоответствия номеров пломб отправителя с номерами пломб, обнаруженных при таможенном оформлении, связана с проведением контроля государственными органами страны отправления (например, фитосанитарного, ветеринарного и пр.). Однако информация о причинах и лицах, нарушивших пломбы, в пакете документов отсутствует.

Нарушение пломб отправителя может происходить в пункте пропуска на границе Российской Федерации при проведении контроля государственными органами. В данном случае следует иметь в виду, что досмотр товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, иными государственными органами, осуществляющими санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный и другие виды государственного контроля, должен проводиться одновременно с таможенным досмотром, если таможенным органом принято решение о его проведении.

В иных случаях контроль за совершением государственными контрольными органами операций с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами может проводиться таможенным органом с применением таможенного наблюдения как формы таможенного контроля.

Факт применения таможенного наблюдения и его результаты уполномоченное должностное лицо отражает в рапорте, составленном в произвольной форме на имя лица, принявшего решение о его проведении (см. письмо СЗТУ от 02.03.2005 № 06-04-21/3652 "О применении форм таможенного контроля"). В данном случае объяснение причин нарушения пломб отправителя может содержаться в документах пограничного таможенного органа.

Однако на практике объяснения причин несоответствия пломб в пакетах документов отсутствуют.

Еще более усложняется проблема доказательства правила "прямой поставки" товара при его транзите через территории третьих стран и(или) перегрузке на другое транспортное средство. В данном случае также требуется подтверждение нахождения товаров под таможенным контролем (таможенным обеспечением) и соответствия пломб, указанных в коносаментах, пломбам, обнаруженным при осмотрах прибывших контейнеров.

Согласно письму ФТС России от 16.04.2003 № 07-48/16220 "О прямой поставке товара" для подтверждения выполнения правила прямой поставки в случаях, когда в товаросопроводительных документах отметки таможенных органов стран транзита не проставляются, необходимо обращать внимание на:

Документы, подтверждающие весь маршрут следования товара при его перегрузке в разных пунктах;

Продолжительность нахождения товара в местах перегрузки;

Средства таможенного обеспечения товара страны отправления, которые не должны быть нарушены в период всего пути следования товара. В случае если такое нарушение произошло, необходимо наличие соответствующего объяснения.

В пакетах документов в лучшем случае содержатся пояснения перевозчика (агента линии) о транзите товара через территорию третьего государства.

Ни в одном из проверенных в рамках ведомственного контроля пакетов документов не содержатся документы, обосновывающие транспортировку товаров через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин. Однако необходимость подтверждать причины транспортировки товаров через территории транзитных государств очевидна, поскольку перечень причин такой транспортировки, приведенный в соглашении от 12.04.1996, является закрытым. Кроме того, следует иметь в виду, что в практической деятельности встречаются случаи длительного хранения (срок хранения может достигать 9 месяцев) товаров на складах, расположенных на территориях иностранных государств. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности (причинах) транспортировки товаров таким маршрутом.

В настоящее время Правительство Российской Федерации определило для таможенной системы главный государственный приоритет - усиление контроля за собираемостью таможенных платежей от импорта товаров. Повышение уровня администрирования таможенных платежей в условиях снижения размеров ввозных таможенных пошлин требует совершенствования контроля за полнотой начисления и уплаты таможенных платежей, правомерностью применения таможенных льгот, в том числе - тарифных преференций.

Контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров осуществляется на основании приказа ФТС № 80 от 29.09.2004. Контроль проводит уполномоченное лицо таможенного поста, где производится декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

При подтверждении уполномоченным должностным лицом таможенного поста по результатам документального контроля кода страны происхождения товара, указанного декларантом в графе 34 ГТД, уполномоченное должностное лицо таможенного поста вносит на обороте ГТД одну из следующих записей:

«Правильность заявления страны происхождения товара №_____подтверждаю», если такое должностное лицо осуществляет документальный контроль, касающийся только правильности заявления страны происхождения товара;

«Проверено», если такое должностное лицо осуществляет документальный контроль, касающийся не только правильности заявления страны происхождения товара, но и иных направлений таможенного дела.

Под записью должностное лицо таможенного поста указывает дату ее внесения и проставляет подпись с расшифровкой.

При выявлении, что при декларировании товаров декларантом указаны недостоверные сведения о стране происхождения товара, уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает решение о стране происхождения товара.

При дополнительной проверке заявленных сведений уполномоченное должностное лицо таможенного поста вправе:

запрашивать дополнительные документы и сведения;

докладывать начальнику таможенного поста (отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможни, осуществляющей таможенное оформление товаров) о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров при наличии информации о возможных правонарушениях в области таможенного дела;

проводить необходимую консультацию с отделами (отделениями) товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТНиПТ) таможни или отделами (отделениями) тарифного и нетарифного регулирования таможенного поста или таможни (ОТиНР), с функциональными подразделениями РТУ (ОТНиПТ РТУ) и ФТС России (Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений (ГУТНиТО). Запрос и проверка дополнительных документов и сведений о стране происхождения товаров при проведении дополнительной проверки не должны препятствовать выпуску этих товаров с учетом положений статей 38 и 153 ТК России.

ОТНиПТ или ОТиНР при проведении контроля за правильным заявлением страны происхождения товаров, содержащихся в профилях риска, вправе запросить письменно у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами, дополнительную информацию о проверяемых товарах, если на основании сведений, указанных в ГТД, актах таможенного досмотра (если имеются) и представленном пакете документов, проверить правильность заявления страны происхождения не представляется возможным. При этом уполномоченное должностное лицо ОТНиПТ или ОТиНР в соответствии со статьей 363 ТК России устанавливает срок для представления недостающих документов и сведений.

При подтверждении правильности заявления страны происхождения товара уполномоченное должностное лицо ОТНиПТ или ОТиНР вносит в Направление запись: "Правильность заявления страны происхождения товара № __ в ГТД № _____ подтверждаю", указывает дату внесения записи и проставляет подпись с расшифровкой.

Если при осуществлении контроля ОТНиПТ или ОТиНР, ОТНиПТ РТУ за правильным заявлением страны происхождения товаров после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом будут выявлены сертификаты о происхождении товара формы "А" или формы "СТ-1", оформленные ненадлежащим образом либо содержащие недостоверные сведения, оригиналы таких сертификатов направляются в установленном порядке в ГУТНиТО для последующей их проверки.

В ГУТНиТО также направляются оригиналы сертификатов о происхождении товара в целях проведения выборочной проверки.

Решения о стране происхождения товаров в связи с обращениями органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, поданными в рамках исполнения функций, возложенных на данные органы законодательством Российской Федерации, принимают ГУТНиТО, а также ОТНиПТ или ОТиНР, ОТНиПТ РТУ, в которые поступили соответствующие обращения.

Решения о стране происхождения товаров в связи с обращениями Всемирной таможенной организации, таможенных органов зарубежных стран принимаются от имени ФТС России ГУТНиТО.

Решения о стране происхождения товаров в связи с обращением нижестоящего таможенного органа принимает непосредственно вышестоящий таможенный орган.

Сертификат происхождения является таможенным сертификатом. Он выдается Торгово-Промышленной Палатой (ТПП) в той стране, где изготовлена продукция. Сертификат происхождения подтверждает тот факт, что товар произведен на территории страны. При этом в РФ требуется, чтобы на продукцию, считающуюся изготовленной в России, приходилось не менее 50% от общего числа затрат. Регулируется выдача документа Федеральным Законом от 7 июля 1993 года «О торгово-промышленных палатах в РФ».

Используется сертификат происхождения для получения льготных таможенных тарифов (или преференций), введенных законодательством той или иной страны.

Сертификат происхождения в России необходим производителям в следующих случаях:

  • Если существуют льготы на продукцию при начислении таможенных пошлин (многие страны, например, имеют льготы на российской границе);
  • если условия внешнеторговых соглашений предусматривают наличие сертификата происхождения;
  • если возникает требование банка для проведения некоторых операций.

Виды сертификатов происхождения

Существует три вида сертификатов происхождения:

  • На продукцию, произведенную в одной из стран СНГ и предусмотренной для обращения в этих же странах, применяется форма СТ-1;
  • если предполагается, что товар может попасть под таможенную преференцию одной из стран Европейского сообщества, Канады, США, России, Чехии или других, то рекомендуется сертификат происхождения по форме А;
  • если требуется подтвердить, что товар произведен в России для стран, в которых не предусмотрены льготы таможенного тарифа, то необходим сертификат происхождения общей формы.

Сертификат происхождения формы СТ-1 начал действовать с 15 апреля 1994 года после заключения Соглашения о создании зоны свободной торговли, между странами СНГ. Выдается этот документ на основе Постановления Правительства РФ № 150 от 24.02.1994.

Обладание такой формой документа дает право освобождения от уплаты таможенной пошлины за импорт в течение 1 года.

Сертификат происхождения формы «А» оформляется на те товары, на которые существуют таможенные льготы в странах, кроме стран СНГ. Сертификат печатается на английском языке и проходит заверку в Министерстве экономического развития и торговли или его территориальном представительстве. Выдается этот документ в соответствии с Распоряжением ГТК РФ 223-р от 13.05.03.

В соответствии с ФЗ № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г., если происхождение товаров не установлено достоверно, то к ним применяется максимальная ставка.

Не требуется представления документа для подтверждения страны происхождения в случаях:

  • Если продукция, ввозимая на территорию РФ, полностью освобождается от уплаты пошлин и налогов;
  • если общая таможенная стоимость товаров в адрес одного и того же получателя меньше 20 тысяч рублей;
  • если товар перемещается через таможенную границу для собственных нужд физическим лицом.

Как получить сертификат происхождения?

Необходимо пройти экспертизу с оформлением Акта, который выдается отделом товарных экспертиз Торгово-промышленной палаты.

Акт экспертизы содержит сведения:

  • о происхождении сырьевых материалов и комплектующих изделий;
  • номера и даты контрактов, заключенных на поставку этих материалов, предназначенных для изготовления продукции;
  • перечисляются основные операции технологического процесса, производимые на предприятии.

Эксперт в заключении свидетельствует о том, что товар действительно произведен в указанной стране.

Акт экспертизы и Сертификат происхождения необходимы на каждую поставку. Также производитель имеет право на годовой Акт экспертизы на весь товар, а затем на его основе, на каждую поставку оформлять сертификат происхождения.

Процедура получения

Эта процедура может быть весьма затруднительной, но без его наличия этого документа невозможно установить торговые взаимоотношения с иностранными партнерами.

Чтобы пройти экспертизу и оформить сертификат происхождения, заявитель представляет следующие документы:

  • Договор (между поставщиком и заказчиком продукции);
  • счета-фактуры и накладные на отправку продукции;
  • документ, подтверждающий ее российское происхождение (письмо завода-изготовителя, паспорт, сертификат соответствия на продукцию, руководство по эксплуатации или другой);
  • ГОСТы или технические условия, в соответствии с которыми выпускалась продукция;
  • свидетельство о государственной регистрации производителя;
  • информационное письмо, где производится расчет процентного содержания в стоимости готовой продукции российского и иностранного сырья, материалов, комплектующих и прочих затрат (в стоимостном выражении);
  • документы происхождения на закупку материалов и комплектующих (контракты, счета-фактуры, платежные документы, накладные);

Информационное письмо с указанием маршрута следования, вида транспорта, характеристик упаковки, весов брутто и нетто продукции (возможно товаро — транспортные накладные).



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация