Рабочая программа по русскому языку фгос. Рабочая программа по русскому языку

Главная / Земля

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Республики Адыгея

«Майкопский политехнический техникум »

РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

для профессий

начального профессионального образования

г. Майкоп

РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

РУССКИЙ ЯЗЫК

для профессий начального профессионального образования

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины биология разработанной и одобренной ФГУ «Федерального института развития образования».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При получении профессий НПО технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 110 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

    воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

    дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

    освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

    овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

    применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Русский язык» контролю не подлежит.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Введение

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов , антонимов , вомонимов , паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс , аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии . Словообразовательный анализ.

Употребление приставок в разных стилях речи . Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.Правописание числительных.Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба , обе , двое , трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого , одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей . Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий .

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

6. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение , в продолжение , вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря , вопреки , согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже , также , чтобы , зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Основные единицы синтаксиса .Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложе ние. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений . Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения , сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Примерные темы рефератов

Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Язык и культура.

Культура речи. Нормы русского языка.

Стилистика и синонимические средства языка.

Русское письмо и его эволюция.

Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.

Русская пунктуация и ее назначение.

Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.

Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.

Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.

Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.

Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.

Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.

Роль словосочетания в построении предложения.

Синонимия простых предложений.

Синонимия сложных предложений.

Использование сложных предложений в речи.

Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.

Словари русского языка и сфера их использования.

Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

Количество часов

Введение

1. Язык и речь.

Функциональные стили речи

2. Лексика и фразеология

3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

4. Морфемика, словообразование, орфография

5. Морфология и орфография

6. Служебные части речи

7. Синтаксис и пунктуация

Итого

Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

    связь языка и истории, культуры русского и других народов;

    смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

    основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

    осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

    проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

    использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

    создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

    применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

    использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Для обучающихся

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.

Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.

Для преподавателей

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.

Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.

Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

Пояснительная записка…………………………………………….

Примерное содержание учебной дисциплины………………..

Введение …………………………………………………………... 1. Язык и речь. Функциональные стили речи …………............... 2. Лексика и фразеология ………………………………................ 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография …………………. 4. Морфемика, словообразование, орфография ………................ 5. Морфология и орфография ……………………………………. 6. Служебные части речи ………………………………................

7. Синтаксис и пунктуация………………………………………..

Примерные темы рефератов………………………………………

Примерный тематический план …………………………………

Требования к результатам обучения ……….............................

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по дополнительному изучению родного языка для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

— Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказом МО и Н РФ «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 №1089;

— Законом РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

— Примерной программой основного общего образования по русскому языку (базовый уровень); 2011.

— Программой по русскому языку для общеобразоват. учреждений. / Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2011.

— Учебным планом МБОУ «Школа № 166» на 2016 – 2017 учебный год;

— Образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Школа № 166» Советского района г. Казани»

Цель изучения родного языка – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении — основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций — языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 34 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Тема 4 . Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия Тип урока Дата
1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. Лекция учителя
2-3 Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

4-5 Сжатое изложение. Редактирование изложения. написание сжатого изложения
6 Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
7-8 Средства выразительности речи. Лекция учителя с использованием электронной презентации
9-10 Стилистика русского языка.
11-12 Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

Лекция
13 Орфограммы в приставках и суффиксах.
14 Н – нн в различный частях речи.
15 Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Лекция
16 Морфология , морфологические признаки частей речи. Лекция
17 Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Лекция
18 Виды односоставных предложений.
19 Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.
20 Характеристика предложений, синтаксический разбор.
21 Вводные слова и обращения.
22 Обособленные определение и приложения.
23 Обособленные обстоятельства.
24-25 Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.
26 Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).
27 Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Лекция
28 Классификация грамматических и речевых ошибок.
29 Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.
30 Редактирование сочинения С2.1.
31 Редактирование сочинения С2.2.
32-33 Построение сочинения-рассуждения.
34 Итоговое тестирование.

Учебно – методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются при изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся применяют знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов.

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990.
  4. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991.
  5. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
  6. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  7. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006.
  8. Н.В.Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 8 класс.- М.: Вако, 2010.
  9. Тесты по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык, 8 класс», Москва, «Экзамен», 2005
  10. Разрезные карточки для индивидуальной работы по русскому языку. 8 класс.

▫ Можете привести пример конкретного проекта, Алена Тулкуновна?
▫ А почему `был`? Функционал остался прежним (за небольшими исключениями). Графика размещается? Да. Тексты? Да. Видео - его гораздо удобнее размещать на других ресурсах, а здесь показывать ссылку на фильм. Звук? Тоже совершенно никакой смертельности: неполадки у многих, но сохранять аудио на специализированных сервисах или в облаке никто никому не мешает, не запрещает и за это не преследует. Неполный функционал редактора - тоже не проблема. `Копировать-вставить` работает. Ссылки отображаются. Скопировать пост перед сохранением - настолько работа, не требующая более пары секунд, что даже говорить нечего. Сбои в работе у некоторых пользователей - проблему, конечно, составляет. Движок Портала создавался в достаточно отдалённые (в программном смысле) времена. Но у кого-то Портал проблемит - а у кого-то как `летал`, так и `летает`. Контент? А кто делает контент, не сами ли пользователи? Хотите ИНТЕРЕСНО - делайте себе и всем ИНТЕРЕСНО. Этому тоже никто не препятствует, этого никто не запрещает, никто не мешает это делать. ====================== Без `теорий заговора`, конечно, скучновато...) Людмила Николаевна, а эти продвинутые молодые люди не объяснили ли, что ж это за `СИСТЕМА` такая? Кто ж `разбивает` педагогические сайты? Кто за этим стоит? ... Не, ну раз им известно, что есть `система` - может, они поделятся с нами информацией относительно этих `системных недоброжелателей`? Чтобы мы были предупреждены и знали, кто супостат? Вот серьёзно! Раз ребята такие продвинутые?
▫ Спасибо! Спасибо!
▫ Ещё пахнет талым снегом. Где-то спит он по ложбинкам. Ярко-синим оберегом Среди тоненьких травинок Распустился вдруг подснежник. Соберу цветов весенних И поставлю на окошко. На лужок бросают тени Вербы в жёлтеньких серёжках. Солнце льёт в окошко нежность. Всё прозрачно и как будто В окна музыка влетает. Это свет весенний будит Дом усталый. Дом встречает Ветра солнечную свежесть. Анна Судьина 6587816-a151550 Доброго весеннего денечка всем, Друзья!
▫ Спасибо за Поэзию, Галиночка!Поздравляю с праздником души! Такой привычный и любимый народный цветочек, эмблема надежды, символ весны... А ведь у каждого народа свой подснежник. Всего насчитывают семнадцать видов подснежника. Существуют греческий, византийский, кавказский и другие подснежники. Но всё-таки в большинстве стран, как и в Англии, самый популярный подснежник - галантус. Хотя в Англии его называют `снежной каплей`, во Франции - `снегосверлителем`, в Германии - `снежным колокольчиком`, в Чехии - `снежинкой`. На территории России произрастает 12 видов подснежников из 18 существующих. Почти все они занесены в Красную книгу и охраняются законом, что, к сожалению, не мешает людям срывать их. 6509902-a151550

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа дополнительного образования

Кружок «Язык мой – друг мой»

2014-2015 учебный год

Разработал: учитель

русского языка и литературы

Резанова Любовь Сергеевна

Газимурский Завод 2014

Пояснительная записка

Программа лингвистического кружка «Язык мой – друг мой» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основной образовательной программой основного общего образования.

Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание изучению родного языка: принимаются федеральные законы, направленные на повышение престижа русского языка и словесной культуры, в образовательных учреждениях возросли требования к знаниям современного школьника, их общей языковой культуре. Следовательно, необходимо через дополнительное образование прививать у детей любовь к русскому литературному языку, совершенствуя их орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития. Данная программа позволяет расширить и углубить знания учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтакси­са, но не дублирует материал, изучаемый в рамках школьной программы, это достигается за счет использования дополнительного материала и путём проведения занятий в форме путешествий, интеллектуальных лингвистических игр, исследований, мастерских и т.д. Одновременно осуществляется развитие творческого потенциала учащихся.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы среднего общего образования ФГОС. Одной из главных целей новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

    соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.

Цель программы - по­высить общую языковую культуру учащихся.

Задачи программы:

1) расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, полу­чаемые учащимися на уроках;

2) расширить лингвистический кругозор учащихся;

3) вызвать и развить интерес школьников к изучению русского языка;

4) способствовать развитию творческих способностей учащихся;

5) способствовать формированию навыка детей самостоятельно работать с литературными источниками, СМИ и Интернет-ресурсами;

6) способствовать формированию умений учащихся создавать индивидуальные и групповые творческие проекты, проводить мини-исследования;

7) способствовать формированию у учащихся бережного отношения к слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку;

8) способствовать формированию школьника как нравственной, интеллектуально развитой личности.

Отличительными особенностями программы кружка являются:

    определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

    отслеживание достижения планируемых результатов в рамках внутренней системы оценки педагогом.

Программа кружка рассчитана на учащихся 5 классов ; учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.

Срок реализации программы – 1 учебный год (34 часа).

Формы организации деятельности:

Кружковые занятия предполагают комбинированный характер: вклю­чают в себя теоретическую и практическую часть. Ведущей формой организации занятий является групповая. Также во время занятий осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся как в кабинете, оснащённом проектором и интерактивной доской, так и в актовом зале, библиотеке.

Ожидаемые результаты

1.Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональ­ному Отечеству, уважительного отношения к русской ли­тературе.

1) владение всеми видами речевой деятельности:

    адекватное понимание информации устного и письмен­ного сообщения;

    владение разными видами чтения;

    способность извлекать информацию из различных ис­точников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;

    овладение приемами самостоятельного отбора и систематизации матери­ала на определенную тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, ее анализ и отбор; способность к преобра­зованию, сохранению и передаче информации;

    способность определять цели предстоящей учебной де­ятельности (индивидуальной и коллективной), последователь­ность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме;

    способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    способность заниматься исследовательской и проектной деятельностью;

    умение выступать перед аудиторией сверстников с не­большими сообщениями, докладом; давать устную и письменную оценку своего выступления и выступления одноклассников.

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуж­дениях; овладение национально-культурными нормами рече­вого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

Способы определения результативности по программе

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

    Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий.

    Активное поведение детей на занятиях, заинтересованность ребят.

    Участие в научно-практических конференциях с проектами, созданными в рамках данной программы.

    Результаты участия в дистанционных конкурсах.

    Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости по русскому языку.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – научно-практическая конференция «Проект «Энциклопедия одного слова».

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

планируемая

фактическая

Наш родной язык

Язык мой –друг мой (вступительное занятие).

Дорогой письменности.

Экология слова.

Брей – ринг знатоков русского языка.

Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание первое.

Фонетика. Графика

Путешествие в Фонетляндию.

Сказочный алфавит.

Буква ё в алфавите 21 века.

Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание второе.

Морфемика. Словообразование

КВН «Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!»

Путешествие в страну Словообразование.

Лингвистические Олимпийские игры.

Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание третье.

Лексикология. Фразеология

Собирал человек слова.

Тематические группы слов.

Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи».

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

«Это замашистое, бойкое, метко сказанное русское слово…»

Своя игра.

Синтаксис. Пунктуация

От глубокой древности до наших дней

Один против всех.

Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание четвертое.

Морфология

На приёме у Морфологии.

«Имя существительное – дирижер грамматического оркестра».

Тайна имени.

Что? Где? Когда?

В стране Имени Прилагательного.

Библиотечный урок. Имя прилагательное в названии произведений детской литературы.

Чудодейственная сила глагола.

Поле – чудес.

Лингвистическая игра «Знай и умей».

Научно-практическая конференция. Проект «Энциклопедия одного слова».

Кружок «Язык мой – друг мой». Итоговое занятие.

Наш родной язык

1. Язык мой – друг мой.

Вступительное занятие. Цель, содержание работы кружка. Решение организационных вопросов. Что такое язык? Что такое дружба? Зачем нужно дружить с языком? Беседа с элементами игры. Письменная творческая работа «Случай в стране Филология».

2. Дорогой письменности.

Конкурсное игровое занятие. Углубление знаний о появлении письменности. Развитие письменности. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки.

3. Экология слова.

4. Брей – ринг знатоков русского языка.

Интеллектуальная игра. Выявление уровня знаний учащихся по русскому языку.

5. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание первое.

Долгосрочный проект «Энциклопедия одного слова». Срок реализации – 1 учебный год. Актуальность, цель, задачи проекта, примерный план работы. Просмотр и обсуждение примеров энциклопедических статей слов. Использование Интернет – ресурсов.

Фонетика. Графика

6. Путешествие в Фонетляндию.

Путешествие в страну Фонетляндию. Обобщение и углубление знаний по фонетике. Индивидуальная, групповая работа с текстом. Инсценирование. Работа с толковым словарем.

7. Сказочный алфавит.

Интегрированное занятие по русскому языку и литературе. Сказочная викторина.

8. Буква ё в алфавите 21 века.

История буквы Ё. Мини-исследование «Ё в текстах 21 века» (на примере газет, детских журналов, детских книг, учебников). Дискуссия «Нужна ли буква ё в алфавите 21 века?».

9. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание второе.

Актуальность выбранной темы исследования (исследование одного слова). Составление индивидуального плана работы детей. Определение необходимых источников для проведения исследования.

Морфемика. Словообразование

10. КВН «Слово делится на части, Ах, какое это счастье!»

Занятие в форме КВН по разделу «Морфемика».

11. Путешествие в страну Словообразование.

Занятие в форме путешествия-исследования. Словообразование. Словообразующие морфемы. Способы образования слов. Словообразовательная модель. Словообразовательное гнездо. Загадки, шарады, лингвистические игры – исследования. Работа с картой страны. Парное исследование. Творческая работа.

12. Лингвистические Олимпийские игры.

Выполнение олимпиадных заданий.

13. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание третье.

Анализ и отбор языкового материала исследования. Индивидуальная работа. Консультация с руководителем.

Лексикология. Фразеология

14. Собирал человек слова.

Заседание круглого стола. В. И. Даль и его «Толковый словарь живого великорусского языка».

15. Тематические группы слов.

Тематические группы слов. Лингвистические игры.

16. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи».

Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргонная лексика, специальная лексика и терминология. Мини - исследование в группах: «Диалектная лексика в текстах современных СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Диалектная лексика в речи односельчан», «Специальная лексика и терминология в текстах современных СМИ» (на примере газеты «Вперёд»), «Жаргонная лексика в речи школьника».

17. Мини-исследование «Лексика ограниченного употребления в устной и письменной речи».

Выступление с сообщением участников групп по результатам проведённого исследования.

18. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Занятие – презентация. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Групповое выступление, блиц-опрос. Творческая мастерская письма.

19. «Это замашистое, бойкое, метко сказанное русское слово…»

Занятие - соревнование по пословицам, поговоркам, фразеологизмам русского языка.

20. Своя игра.

Интеллектуальная игра по Лексикологии и Фразеологии.

Синтаксис. Пунктуация

21. От глубокой древности до наших дней.

Из истории пунктуации. Знаки препинания. Решение пунктуационных задач.

22. Один против всех.

Интеллектуальная игра. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения.

23. Проект «Энциклопедия одного слова»: заседание четвертое.

Оформление работы. Составление примерного плана выступления – защиты проекта. Создание презентации.

Морфология

24. На приёме у Морфологии.

Ролевая игра. Морфология. Части речи. Инсценирование. Выступление с сообщениями. Выполнение игровых заданий.

25. «Имя существительное – дирижер грамматического оркестра». Практикум. Обобщение и систематизация знаний по имени существительному.

26. Тайна имени.

Имена собственные. Сообщение учащихся о происхождении имён. Самопрезентания. Решение лингвистических задач.

27. Что? Где? Когда?

Интеллектуальная игра по теме «Имя существительное».

28. В стране Имени Прилагательного.

Занятие – путешествие по стране Имени Прилагательного. Морфологические признаки имени прилагательного. Выполнение лингвистических заданий.

29. Библиотечный урок. Имя прилагательное в названии произведений

детской литературы.

Мини - исследование «Имя - прилагательное в названии произведений детской литературы». Аннотация. Лексическое значение и морфологические признаки имени прилагательного. Групповая, индивидуальная работа. Письменное сообщение учащихся.

30. Чудодейственная сила глагола.

Глагол как единица речи. Лингвистическое путешествие..

31. Поле – чудес.

Интеллектуальная игра по теме «Морфология».

32. Лингвистическая игра «Знай и умей».

Система языка. Обобщение и систематизация знаний о языке. Лингвистическая игра.

Подведение итогов реализации программы

33. Научно-практическая конференция. Проект «Энциклопедия одного

Презентация проекта «Энциклопедия одного слова». Выступления кружковцев с результатами работы. Обсуждение. Подведение итогов.

34. Кружок «Язык мой – друг мой». Итоговое занятие.

Подведение итогов работы кружка. Анкетирование. Просмотр презентации о проделанной работе кружка.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

1. Активизация познавательного интереса через систему занимательных заданий. Статья. /авт. И.В. Харченко. - [ http://festival.1september.ru]

2.Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку. Статья. /авт. Н. В. Ряховская.- [ http://festival.1september.ru]

3. Внеклассное занятие по русскому языку «От глубокой древности до наших дней». /сост. Е. в. Фаткулина. – г. Енисейск.

4. Внеклассное мероприятие «Язык мой – друг мой». /сост. О. Н. Май. – г. Татарск.

5.Елясова О.Игры на уроках русского языка. //Русский язык. №02/2003.

6. Занимательная учебная игра по русскому языку в 5 классе «Путешествие в страну Словообразования». /сост. В. М. Афанасьева.

7. «Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра». /сост. О. А. Марушкина. - г. Красноярск.

8. Лингвистическая игра «Знать и уметь» 5 класс. /сост. Я. В. Косовских. – Пермь, 2013.

9.Лингвистическая интеллектуальная игра по русскому языку «В древнерусской школе». /сост. О. А. Редчук. – п. Авнюгский, 2013.

10. Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы». /сост. Н. А. Фиденко. - с. Каменная Балка.

11. Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы". /авт. Т. Н. Фомина.- [ http://festival.1september.ru]

12. Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Круглый стол: «Родной язык – душа нации». /сост. М. Л. Мамаева. – Белгород, 2014.

13. «Своя игра» по русскому языку. /сост. Л. А. Осинцева. – г. Таштагол.

14. Урок – игра «Дорогой письменности». /сост. Г. В. Уварова. – ст. Спокойная.

15. Урок – КВН на тему «Морфемика». / сост. Н. О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2002.

16. Чудодейственная сила глагола. / сост. Р. А. Сапарбаева. – п. Озинки.

17. Шкатова О. Ю. Игровые задания на уроках русского языка.//Русский язык. №48/2003.

Интернет - ресурсы

    Справочно-информационный портал «Грамота.Ру – русский язык для всех». - http://www.gramota.ru

    Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». – www. feb-web.ru

    Википедия

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

5. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. – М.: Просвещение, 2009.

6. Савчук Л. О. Программа «Русский язык: 5-9 классы»/ под ред. Е.Я.Шмелёвой. - М.: Вентана - Граф, 2013.

7. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для основной школы «Загадки и тайны моей Литературы». /сост. Н. П. Соболева. – 2013.

8. Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2010.

9. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение, 1988.

10. Крамаренко Н. О. Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5-6 классы.– Волгоград: Учитель, 2003.

11. Кузьмина Е. А. «К истокам слова». //Русский язык. №47, 1999.

12. Пашнина В. М. Сказка в гости к нам идёт. - Ярославль: Академия развития, 2005.

13. Современный урок. Ч.5.: инновационные уроки. /под ред. Лакоцениной Т. П. – Ростов – на-Дону: Учитель, 2007.

14. Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. - Ростов-на –Дону: «Феникс», 2005.

Список использованных Интернет – ресурсов

1. «Учебно-методический кабинет» - http://ped-kopilka.ru

3. Педагогическая газета

4. Журнал «Педагогический мир»

6. Современный учительский портал

7. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

8. Учительский портал

10. Все образование Интернета. - http://all.edu.ru/

Рабочая программа учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» составлена на основе примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» и в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. В ней указаны планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, дано содержание учебного предмета для 6 класса, рассчитанное на 35 учебных часов. Представлено календарно-тематическое планирование. Данная рабочая программа используется как курс для гуманитарного класса.

Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 8 класса. Данная рабочая программа соответствует всем требованиям ФГОС. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения предмета «Русский язык», содержание учебной дисциплины, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование.

Целевая аудитория: для 8 класса

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание и методы обучения программы «Секреты русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Программа рассчитана на 34 часа.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета.

Целевая аудитория: для учителя

Целевая аудитория: для 10 класса

Целевая аудитория: для 6 класса

Данная работа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование к уроку русского языка к учебнику Шмелёва. Программа рассчитана на 196 учебных часов. Кроме того, в данной работе можно найти критерии оценивания учащихся, ссылки на образовательные ресурсы.

Целевая аудитория: для 5 класса

Рабочая программа по русскому языку включает несколько разделов: пояснительную записку; содержание программы учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; средства контроля; перечень учебно-методических средств обучения; календарно-тематическое планирование. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. Включены также тексты административных контрольных работ и критерии их оценки.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация