Принципами организации защиты населения от чс является. Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Опасности среды обитания

Главная / Земля

ЛЕКЦИЯ 3

На тему: Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия медицинской защиты.

Введение

1.Основные принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

2.Основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

2.1.Оповещение населения.

2.3.Средства индивидуальной защиты, порядок обеспечения, накопления, хранения, выдачи населению.

2.4.Эвакуация населения.

3.Основные мероприятия медицинской защиты.

Заключение.

ЛИТЕРАТУРА

а) Список использованных литературных источников- при составлении текста лекции:

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. № 420 "О создании Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

4. Постановление Правительства РФ от 3.08.96, № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

5. Безопасность России М.:МГФ «Знание», 1999.

1. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994г.,№ 68-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 26.12.94, № 35, ст.3648; Российская газета, № 250,24.12.94.).

2. Постановление Правительства РФ от 5.11.97, № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"

3.“Медицина катастроф. Организационные вопросы”: Учебник. И.И. Сахно, В.И. Сахно. – М.,ГОУ ВУНМЦ Минздрава России – 2002г. с. 88-128.

4.”Медицина Катастроф: Учебное пособие” Под. ред. Проф. В.М.Рябочкина, проф. Г.И. Назаренко. –М.: "НИИ Лтд".

5. Организация экстренной медицинской помощи населению при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие. М.: Медикас, 1992 с. 47-89.

Учебно-материальное обеспечение:

Слайды по тексту лекции 1-

Введение

Защита населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов ЧС.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Защита населения от ЧС в Российской Федерации является общегосударственной задачей. Государственной Думой 11.11.94 принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Законом определены организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на всей территории страны.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни и здоровья, личного имущества; использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты; информацию о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС. Они обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности; знать способы защиты и оказания первой помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения от ЧС.

Особое место в комплексе мероприятий по защите населения занимает обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья спасателей - граждан, которые подготовлены и аттестованы для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС. Статус, права и обязанности спасателей определены Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой 14.07.95. Законом гарантированы права спасателей по защите их жизни и льготы при выполнении обязанностей по ликвидации ЧС. Защита населения и спасателей от ЧС обеспечивается комплексным проведением организационных, инженерно-технических и специальных, в том числе медицинских, мероприятий по предотвращению или максимальному снижению угрозы жизни и здоровью, нарушений жизнедеятельности населения, своевременному оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС.

Основные принципы защиты населения

В чрезвычайных ситуациях.

Основные принципы защиты населения:

  • защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России;
  • мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно по территориально-производственному принципу и одновременно от ЧС всех видов - природного, техногенного, социального характера;
  • мероприятия по защите населения планируются и осуществляются дифференцированно с учетом военно-экономического и административно-политического значения конкретных районов, городов и объектов экономики; особенностей заселения территории; продолжительности и степени возможной и реальной опасности, создаваемой ЧС; природно-климатических и других местных условий;
  • объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из принципа разумной достаточности, экономических возможностей их реализации, степени потенциальной опасности технологий и производств, состояния спасательных служб;
  • в целях рационального расходования ресурсов максимально эффективно (по двойному назначению - в производственных интересах и для защиты населения) используются имеющиеся и создаваемые здания и сооружения, технические средства и имущество.

Основным объектом защиты в ЧС является человек с его правами на жизнь, здоровье, а также сохранение имущества. Вместе с тем каждый человек должен сам заботиться о собственной безопасности. Граждане Российской Федерации обязаны участвовать в мероприятиях по защите от ЧС и получать для этого необходимые знания.

Большое значение для эффективности защиты людей имеют следующие мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

  • обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, в том числе способам оказания первой помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;
  • морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС
  • использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного, химического загрязнения территории и др.;
  • использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания, кожных покровов от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;
  • соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС
  • проведение мероприятий медицинской защиты, являющихся составной частью медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС

2.Основные способы защиты населения

в чрезвычайных ситуациях.

К основным способам защиты населения от ЧС относятся: своевременное оповещение, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, в том числе медицинских, и эвакуация населения.

2.1.Оповещение населения.

Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф (особенно в районах размещения таких потенциально опасных объектов, как атомные станции, химические предприятия, гидроузлы) является оповещение.

Оповещение - это экстренное доведение до органов управления, сил РСЧС и населения сигналов оповещения и соответствующей информации о ЧС.

Выявление ЧС производится методом постоянного наблюдения и обследования возможного района бедствия. Оно организуется органами повседневного руководства (дежурными и дежурно-диспетчерскими службами органов управления ГОЧС).

Сигналы оповещения и информация о складывающейся обстановке передаются с помощью систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи, проводного, радио- и телевизионного вещания и специальной аппаратуре, а также с помощью электросирен, звучание которых означает сигнал «Внимание всем!» и предворяет сообщения по радио и телевидению. Этот сигнал подается для привлечения внимания людей в предвидении или при возникновении ЧС. По этому сигналу необходимо немедленно включить все технические средства информации (телевизор, радиоприемник, динамик радиотрансляционной сети) и ожидать сообщения органов местной исполнительной власти.

На каждый конкретный случай возникновения ЧС разрабатываются варианты сообщений.

При аварии на атомной электростанции:

Внимание! Внимание! Граждане! Произошла авария на АЭС. В районе АЭС и в следующих населенных пунктах... ожидается выпадение радиоактивных осадков. В связи с этим населению, проживающему в указанных пунктах, необходимо: находиться в помещениях, провести герметизацию жилых и производственных помещений, принять йодистые препараты согласно инструкции. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями администрации города (района).

При аварии на химически опасном объекте:

Внимание! Внимание! Граждане! Произошла авария на станции переливания жидкого хлора в районе улицы.... Облако загрязненного воздуха распространяется в юго-западном направлении. В связи с этим населению, проживающему на улицах..., немедленно покинуть жилые дома, здания учреждений, предприятий и выйти в район.... О получении информации сообщить соседям. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями администрации города (района).

При возможном землетрясении:

Внимание! Внимание! Граждане! В связи с возможным землетрясением примите необходимые меры предосторожности: отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах (духовках). Оповестите соседей. Возьмите необходимую одежду, документы, деньги, продукты питания, воду и выйдите на улицу, в сквер, подальше от зданий и других сооружений, угрожающих обвалом. Окажите помощь престарелым и больным людям. Займите место подальше от линий электропередач. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к дальнейшим сообщениям администрации города (района).

При наводнении:

Внимание! Внимание! Граждане! В связи с повышением уровня воды в реке... ожидается подтопление домов в районе улиц.... Населению, проживающему на этих улицах, собрать необходимые вещи, продукты; отключить газ, электричество и выйти в район... для регистрации на сборном пункте. Будьте внимательны к последующим сообщениям администрации района.

Оповещение населения о возникновении ЧС должно отвечать следующим основным требованиям:

Быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите;

Исключать возникновение паники, способствовать четкому и организованному проведению мероприятий;

Проводиться только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;

Касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;

Осуществляться централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по чрезвычайным ситуациям всех уровней).

2.2.Характеристика защитных сооружений.

В системе защиты населения важное место занимают коллективные защитные сооружения (убежища и укрытия).

Защитные сооружения - это инженерные сооружения, специально предназначенные для коллективной защиты рабочих и служащих предприятий, учреждений, а также населения от поражающих факторов ЧС.

Убежище -это инженерное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от воздействия всех поражающих факторов ЧС: световое излучение, проникающая радиация, ударная волна, отравляющие вещества (0В) и аварийно-опасные химические вещества (АОХВ), бактериальные средства (БС), высокие температуры в зонах пожаров, обломки разрушенных зданий.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) - это защитное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых от светового излучения, воздействия ударной волны малой мощности (до 0,2 кг/см 2) и значительно ослабляющее воздействие проникающей радиации.

Простейшие укрытия - это защитные сооружения, обеспечивающие защиту укрываемых от летящих обломков, светового излучения, а также снижающие воздействия ионизирующего излучения и ударной волны.

К ним относятся щели (открытые и перекрытые), траншеи, подземные переходы улиц и т.п.

Убежища и ПРУ обычно строятся заблаговременно по специальным строительным нормам и правилам «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций». При отсутствии ЧС они используются в хозяйственных целях (как склады, бытовые помещения, учебные классы, столовые, буфеты и т.д.).

В зависимости от места расположения убежища бывают встроенные в здания и отдельно стоящие.

Убежище должно иметь не менее двух выходов, расположенных в противоположных его концах. Встроенное убежище должно иметь аварийный выход.

Основные требования к убежищам: наличие равнопрочных ограждающих конструкций, выдерживающих заданные нагрузки от ударной волны, наличие систем жизнеобеспечения и ФВУ, экономичность.

В зависимости от степени защиты убежища делят на пять классов: к первому классу относятся убежища, способные выдержать нагрузку во фронте ударной волны 5 кг/см2 и более; ко второму - 3 кг/см2; к третьему - 2 кг/см2; к четвертому - 1 кг/см2; к пятому классу - 0,5 кг/см2.

Фильтровентиляционная система должна работать в двух режимах: чистой вентиляции и фильтровентиляции. В первом режиме воздух очищается от грубодисперсной радиоактивной пыли, во втором - от остальных радиоактивных осадков, а также от АОХВ и БС.

При расположении убежища в месте, где возможен сильный пожар или загазованность АОХВ, может предусматриваться режим полной изоляции помещений убежища с регенерацией воздуха в них.

В убежище оборудуются различные системы жизнеобеспечения. Электроснабжение обычно осуществляется от внешней электросети, а при необходимости и от автономного электроисточника - защищенной дизельной электростанции. Убежище должно иметь телефонную связь и репродукторы, подключенные к радиотрансляционной сети.

Водоснабжение и канализация убежища обеспечиваются на базе общих водопроводных и канализационных сетей. Помимо этого, в убежище предусматриваются аварийные запасы воды и приемники фекальных вод, которые должны работать независимо от состояния внешних сетей. Отопление осуществляется от общей отопительной сети.

В помещениях убежища размещаются дозиметрические приборы, приборы химической разведки, защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструментов, средства аварийного освещения, запас продовольствия и воды, медицинское имущество.

Для медико-санитарного обеспечения в защитных сооружениях вместимостью до 150 чел. работают 2 сандружинницы, в сооружениях вместимостью до 600 чел. предусмотрен санитарный пост (4 сандружинницы или 1 медицинская сестра и 3 сандружинницы), при вместимости более 600 чел. - врачебный медицинский пункт (1 врач и 4 сандружинницы в смену при двухсменной работе). Для санитарного поста необходима площадь не менее 2 м 2 , для врачебного медицинского пункта -9м 2 .

В убежищах медицинских учреждений следует дополнительно предусматривать следующие помещения: для размещения больных, операционную-перевязочную, предоперационную-стерилизационную, процедурную-перевязочную, буфетную, санитарную комнату, посты медсестер.

В городах для укрытия нетранспортабельных больных при больницах, имеющих убежища, развертываются стационары для нетранспортабельных.

В них на каждые 50 коек положено 2 врача, 3 дежурные медицинские сестры, 2 медицинские сестры для операционно-перевязочной, 1 медицинская сестра для процедурной-перевязочной и 4 санитарки. На каждые 50 последующих больных добавляется половина указанной численности персонала.

Кроме того, в стационаре для нетранспортабельных, укрываемых в убежище 600-коечного корпуса, выделяется обслуживающий (технический) персонал: 2 дежурных слесаря, 1 дизелист, 1 электрик, 1 буфетчица.

Во всех защитных сооружениях должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и требования, изложенные в «Санитарных правилах устройства и эксплуатации защитных сооружений ГО» (табл.).

Таблица Гигиенические нормы для убежищ

Быстро возводимые убежища должны иметь как минимум: помещения для укрываемых; места для размещения фильтровентиляционного оборудования (простейшего или промышленного изготовления); санузел и аварийный запас воды. В них оборудуются вход, выход и аварийный выход (лаз).

Для строительства быстро возводимых убежищ применяются сборный железобетон, элементы коллекторов инженерных сооружений городского подземного хозяйства.

Противорадиационные укрытия по сравнению с убежищами оборудуются проще. ПРУ может быть размещено в специально оборудованном подвале, а при определенных условиях (например, высоком уровне грунтовых вод) - в цокольных этажах зданий. Предпочтительнее полное заглубление ПРУ.

В ПРУ предусматривают основные и вспомогательные помещения .

Основные : помещения для укрываемых людей и для медицинского поста (медпункта).

Вспомогательные : санузел, вентиляционная камера, комната для хранения загрязненной верхней одежды.

Приспособление помещений под ПРУ включает усиление ограждающих конструкций для защиты от попадания радиоактивной пыли и действия ударной волны, их герметизацию, устройство вентиляции, оборудование санузлов и водопровода, установку нар для сидения и лежания.

Защитные свойства ПРУ от ионизирующего излучения оцениваются по коэффициенту ослабления радиационного излучения, который показывает, во сколько раз ПРУ уменьшает уровень радиации по сравнению с открытой местностью, а следовательно, и дозу облучения укрываемых людей. ПРУ устраиваются так, чтобы коэффициент ослабления был наибольшим. Все ПРУ в городах в зависимости от коэффициента ослабления делятся на три группы : к1-й группе относятся укрытия с коэффициентом ослабления от 200 и выше, ко2-й группе - от 100 до 200,к 3-й группе - от 50 до 100.

Подвалы в деревянных домах ослабляют радиацию в 7-12 раз, в каменных зданиях - в 200-300 раз, средняя часть подвала каменного здания в несколько этажей - до 500 раз. В качестве ПРУ могут быть использованы также надземные этажи зданий и сооружений. Наиболее пригодны для этого внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой площадью проемов.

Первый и последний этажи ослабляют радиацию в меньшей степени.

В сельской местности особое внимание должно уделяться использованию в качестве ПРУ погребов, подвалов, а также овощехранилищ и свободных силосных ям.

Противорадиационные укрытия для учреждений здравоохранения должны иметь следующие основные помещения: для размещения больных и выздоравливающих, медицинского и обслуживающего персонала, процедурную (перевязочную), буфетную и посты медицинских сестер.

Больных, медицинский и обслуживающий персонал следует размещать в отдельных комнатах (за исключением постов дежурного персонала). В ПРУ больниц хирургического профиля надо развертывать операционно-неревязочную и предоперационно-перевязочную палаты. Для тяжелобольных следует предусматривать санитарную комнату.

Противорадиационные укрытия для инфекционных больных следует проектировать по индивидуальному заданию, предусматривая размещение больных по видам инфекции и выделяя при необходимости помещения для отдельных боксов.

Укрытия простейшего типа строятся при непосредственной угрозе или возникновении ЧС. Наиболее доступными простейшими укрытиями являются щели.

Щель может быть открытая или перекрытая. Вероятность поражения людей воздушной ударной волной в открытой щели уменьшается в 1,5-2 раза по сравнению нахождением на открытой местности, возможность облучения людей в результате радиоактивного загрязнения местности становится меньше в 2-3 раза. В перекрытой щели защита людей от светового излучения будет полной, воздействие от ударной волны ослабляется в 2,5-3 раза, а от проникающей радиации и излучения на радиоактивно загрязненной местности при толщине грунтовой обсыпки поверх перекрытия 60-70 см - в 200-300 раз.

Щели строятся силами населения из подручных средств и строительных мате риалов промышленного изготовления. Первоначально создаются открытые щели и траншеи глубиной 180-200 см, шириной по верху 100-120 см, по дну - 80 см. В последующем они должны совершенствоваться и превращаться в перекрытые щели, а затем в ПРУ. Вместимость - от 20 до 60 чел.

В простейших укрытиях следует находиться в СИЗ: в открытых - в защитной одежде и противогазах (респираторах), в перекрытых - в противогазах (респираторах).

Строят щели вне зон возможных завалов и затопления (на расстоянии от наземных зданий, равном половине их высоты плюс 3 м, а при наличии свободной территории - дальше). В городах лучше всего строить щели в скверах, на бульварах и в больших дворах, где не проложены инженерные сети. В сельской местности - в садах, на огородах, пустырях. Нельзя строить щели вблизи взрывоопасных цехов и складов, резервуаров с АОХВ, возле электрических линий высокого напряжения, магистральных газопроводов.

При следовании в защитные сооружения укрываемые обязаны иметь при себе двухсуточный запас продуктов питания, принадлежности туалета, необходимые личные вещи, документы и СИЗ.

2.3.Средства индивидуальной защиты, порядок обеспечения, накопления, хранения, выдачи населению.

Для защиты населения в ЧС предусматривается использование не только коллективных, но индивидуальных средств защиты (СИЗ).

Классификация их представлена в таблице.

Х
арактеристика их изучается на кафедре токсикологии и медицинской защиты.

Запасы СИЗ для обеспечения рабочих и служащих на объектах экономики, предприятиях, учреждениях комплектуются за счет средств данных объектов.

Накопление детских противогазов организуется в детских учреждениях.

Для всего населения, проживающего на прилегающей к АЭС территории (в 30-километровой зоне), создаются запасы препаратов йода. Очень важным мероприятием является организация надлежащего хранения СИЗ. Места хранения их должны быть максимально приближены к рабочим местам, а также жилым районам. При необходимости выдача СИЗ должна быть обеспечена в кратчайший срок. Наиболее удобным является создание специальных складов имущества ГО на каждом предприятии, учреждении, учебном заведении. Если такой возможности нет, то хранение организуется на специальных складах гражданской обороны. Условия хранения должны отвечать соответствующим требованиям, обеспечивать техническую исправность имущества (сухие неотапливаемые помещения с вентиляцией, тара - стандартные ящики).

Хранение СИЗ для неработающего населения осуществляется по месту жительства. Установлены следующие сроки хранения: для детских противогазов - 10 лет; для противогазов типа ИП-46 и ГП-5 - 5 лет; для респираторов и средств защиты кожи из прорезиненной ткани - 3 года; для аптечек индивидуальных АИ-2 - не более 4 лет. По истечении срока хранения годность определяется ежегодно (лабораторный контроль).

В условиях мирного времени противогазы хранятся в разобранном виде: фильтрующе-поглощающие коробки, загерметизированные резиновой пробкой и колпачком, укладываются на дно ящика, на коробках размещают противогазные сумки, а поверх них - резиновые лицевые части.

Для выдачи СИЗ организуются пункты выдачи из расчета один пункт на 2000 работающих. За 1 ч такой пункт способен осуществить подготовку и выдачу СИЗ 180-200 чел.

При отсутствии на объектах противогазов для защиты органов дыхания могут использоваться противогазы и респираторы, предназначенные для защиты от вредных газов, выделяющихся при некоторых производственных процессах на предприятиях (промышленные противогазы), а также противопыльные тканевые маски (ПТМ-1).

2.4.Эвакуация населения.

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской nрофилактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-временными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации,

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуированные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию .

Общая предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения,частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов ЧС. Основанием для принятия решения о проведении эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руководителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповещения и информации населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию оперативности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально возможного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства используются прежде всего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания.

Задачами СЭП являются

Оповещение и сбор населения;

Регистрация и подготовка людей к отправке;

Формирование пеших колонн;

Организация посадки на транспорт;

Организация оказания медицинской помощи заболевшим;

Укрытие людей, прибывших на СЭП;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты а также жилищно-эксплуатационные конторы, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи, продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, надо иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всего в рюкзак. Вес личных вещей не должен превышать 50 кг, так как человеку придется нести их самому.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адресом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные написать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определенные СЭП. Адрес СЭП и время явки на них в зависимости от складывающейся в городе обстановки могут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза заболевшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, поселка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители предприятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи -прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей.

При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоятельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обочинам основных дорог. При этом население, районы размещения которого в загородной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредственно в отведенные ему постоянные места размещения. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места размещения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движения предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пеший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации.

Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселение эвакуируемого населения в палатках.

Медицинское обслуживание населения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое население привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на предприятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе население вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в районы временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с заблаговременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистрацию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуждающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителей автотранспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населения при авариях на объектах атомной энергетики является обязательное использование крытого транспорта, обладающего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облучению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наименьшими уровнями радиации,

В обычных условиях жизнедеятельности граждане самостоятельно обеспечивают свою безопасность. Но в эта ответственность перекладывается на структуры гражданской обороны, которые также могут подключать к защите и другие ведомства в зависимости от конкретных задач. Так или иначе, порядок действий базируется на основных способах защиты населения, затрагивающих самые разные аспекты поддержания достаточного уровня безопасности.

Принципы защиты граждан при ЧС

Независимо от проводимых защитно-спасательных мероприятий, службы обеспечения безопасности должны руководствоваться следующими принципами:

  • Заблаговременное планирование операций, направленных на защиту граждан, и проведение их во всех населенных пунктах, входящих в зону риска.
  • Предупреждение ЧС, а также минимизация ущерба и потерь при их возникновении.
  • Планирование и осуществление мероприятий по защите населения при ЧС производится с учетом местных экономических, природных и других характеристик, которые могут повлиять на эффективность осуществления работы.
  • Содержание и объем защитных мероприятий должны определяться исходя из принципов достаточности и физической возможности применения конкретных сил и средств с учетом имеющейся ресурсной базы.
  • В ликвидации ЧС участвуют силы гражданской обороны, выделяемые органами местного самоуправления с поддержкой исполнительной власти на региональном уровне.

При конкретных ЧС набор мероприятий и действий может быть разным. Все они будут ориентироваться на недопущение и максимальное сокращение рисков поражения людей, однако способы, объем и характер защитных мер может отличаться в зависимости от обстановки и условий происшествия. Если говорить о тактике комплексного действия, то с большей долей вероятности будут применяться следующие способы и средства защиты:

  • Своевременное информирование. Применяются различные сигналы оповещения населения.
  • Укрытие людей в защищенных объектах.
  • Применение индивидуальных средств защиты.
  • Мероприятия по защите населения от биологических, радиационных и химических угроз.
  • Эвакуационные мероприятия.
  • Восстановительные мероприятия, оказание медицинской помощи и гуманитарной поддержки.

Вместе с этим по возможности может организовываться профилактическое обучение населения, разведывательные действия, создание резервных каналов поставки продовольствия и наладка коммуникационных сетей.

Своевременное оповещение населения

Целью информирования людей через средства оповещения является доведение распоряжений и оперативных сведений о разного рода угрозах и действиях (заражении, затоплении, радиационной опасности, эвакуации и т. д.). Современные технологии дают возможность незамедлительного оповещения не только об угрозе как таковой, но и о времени, месте и темпах движения ее носителя. По расчетам специалистов МЧС РФ, сигналы оповещения позволяют людям укрыться за 10-15 мин после информирования. Это снижает потери с 85% до 5% в среднем.

Что касается применяемых сигналов, то сегодня используются такие виды связи, как радиовещание, телевидение, специальная беспроводная аппаратура и другие средства донесения информации с помощью световых и звуковых источников. В городах для целей массового информирования используют квартирную радиотрансляционную сеть и громкоговорящую связь, подключенную к единому пульту. Содержание оповещений может быть разным в зависимости от условий тревожной ситуации. Как правило, даются конкретные указания о порядке действий, оговаривается время наступления опасности и т. д.

Виды сигналов тревожного оповещения

Помимо общих информационных сообщений, существует ряд тревожных сигналов, которые применяются для оповещения о непосредственной опасности использования химического, ядерного и бактериологического оружия. К таким сигналам относят следующие:

  • «Воздушная тревога». Сигнал предназначен для населения конкретного территориального пункта, который находится в зоне риска поражения противником. Оповещение осуществляется через радиотрансляционную сеть и сопровождается звуками сирен.
  • «Химическая тревога». Этот сигнал оповещает о конкретных угрозах бактериологического или химического нападения. Это значит, что необходимо надеть противогаз и немедленно найти укрытие. В случае угрозы бактериологического нападения в рамках оповещения даются дополнительные инструкции о дальнейших действиях.
  • «Радиационная опасность». Сигнал предназначается населенным пунктам, в направлении которых движется радиоактивное облако. Тем, кому адресуется данное оповещение, необходимо воспользоваться ватно-марлевой повязкой и респиратором, после чего укрыться в противорадиационном убежище.
  • «Отбой воздушной тревоги». Трансляция данного сигнала означает, что с разрешения комендантов убежище можно покинуть. В местах, пораженных оружием массового действия, передаются сведения о сложившейся ситуации, режимах поведения и мерах, направленных на ликвидацию атаки.

Виды мероприятий по защите населения

Для начала стоит выделить две классификации мер, связанных с природой ЧС и характером применяемых средств защиты. В первом случае разделяют способы защиты в зависимости от техногенного или природного происхождения угрозы, а во втором делят их на принудительные и оперативные действия. В каждом случае выбор конкретных мероприятий производится в зависимости от расселения людей на территории, природно-климатических условий, экономических возможностей и других факторов. Комплексные системы защиты населения предусматривают выполнение следующих мероприятий:

Техническая организация укрытий

Фонды защитных сооружений наращиваются разными способами. Для размещения объектов хозяйственного, производственного и социально-бытового назначения с возможностью обеспечения внешней защиты могут осваиваться подземные городские пространства. Ставятся на учет также подвальные и другие мелкозаглубленные помещения наземных сооружений. Естественные полости, горные выработки и шахты метрополитенов после соответствующего дооборудования могут использоваться в организации защиты населения и материальных средств в угрожаемый период. Для всех объектов из фонда защитных городских укрытий действуют определенные требования к условиям содержания людей, которые касаются санитарно-гигиенических правил. Также к основным требованиям относится возможность подготовки укрытия к приему населения за 12 ч с момента оповещения.

Задействование средств индивидуальной защиты

В процессе осуществления эвакуации и обеспечения локальной защиты, в зоне угрозы необходимо использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Их может представлять один или группа предметов, которые служат для препятствования действия биологических, химических радиоактивных веществ на одного человека. К наиболее распространенным средствам защиты населения такого типа можно отнести противогазы, тканевые маски, респираторы и ватно-марлевые повязки. По защищаемым органам выделяют СИЗ для кожных покровов и органов дыхания. Для такого рода защиты могут использоваться и бытовые материалы. Например, одежда, изготовленная из прорезиненных изолирующих тканей, обеспечит защиту от вредных воздушных примесей.

Оказание медицинской помощи

В общем комплексе защитных мероприятий проводятся и медицинские действия. Они могут осуществляться в рамках лечебных, санитарно-гигиенических и профилактических мер, направленных на минимизацию влияния поражающего эффекта на людей. Содержание и объем медицинских действий будет зависеть от условий текущей обстановки и характеристик поражающих факторов. Например, обеспечение защиты населения в рамках лечебно-профилактических мероприятий может выполняться с помощью радиозащитных препаратов, дезинфицирующих растворов, противобактериальных, обезболивающих и перевязочных средств. В числе табельных медсредств также стоит выделить индивидуальную аптечку, противохимический пакет и перевязочный набор.

Заключение

Технологическое развитие коммуникаций и средств коллективной защиты на сегодняшний день позволяет эффективно справляться с выполнением в условиях ЧС. Хотя основные способы защиты населения по-прежнему сводятся к своевременному оповещению, проведению эвакуации и применению СИЗ, появляются и модифицированные способы защиты от современных угроз и вызовов. Например, разрабатываются новые требования к организации убежищ, предназначенных для изоляции от поражающего действия ядерных и химических факторов. Меняются и подходы к коммуникационной организации проведения защитных мероприятий, что позволяет экономить больше времени на оповещение население и подготовку инструктажей.

Способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Защита населения в укрытиях

В чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени защите подлежит все население, но защищаются его отдельные группы дифференцированно. Основными способами защиты населения при ЧС в современных условиях являются:

  • укрытия в защитных сооружениях, в простейших укрытиях на местности;
  • рассредоточение и эвакуация населения из крупных городов в загородную зону;
  • своевременное и умелое применение средств индивидуальной защиты.

Для укрытия людей заблаговременно на случай ЧС строятся защитные сооружения. Защитные сооружения подразделяются:

  • по назначению (для населения или для размещения органов управления);
  • по месту расположения (встроенные, отдельно стоящие, в горных выработках, метро и др.);
  • по времени возведения (заблаговременно возводимые и возводимые в особый период);
  • по характеру (убежища или укрытия).

Убежищем называется защитное сооружение герметичного типа, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, отравляющих веществ, бактериальных средств, высоких температур и вредных дымов.

По степени защиты убежища подразделяют на пять классов. Однако с 1991 года в России убежища строятся, в основном, не выше 4 класса.

Современные убежища - это сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные комплексом различных систем и приборов, необходимых для обеспечения нормальных условий жизнеобеспечения в течение расчетного времени. По вместимости убежища, возводимые заблаговременно, условно разделяют на следующие виды:

  • малой вместимости (до 150 чел.);
  • средней вместимости (150-600 чел.);
  • большой вместимости (свыше 600 чел.).

В убежищах от воздействия ударной волны, обломков разрушающихся зданий, проникающей радиации, светового излучения и высоких температур защищают прочные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, защитно-герметические двери, ставни, ворота), клапаны на воздухозаборных, выхлопных и других отверстиях. Для защиты от отравляющих бактериальных средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют.

Каждое убежище состоит из основных помещений (отсеки для укрываемых и медпункт) и вспомогательных (санузлов, дизельной электростанции, склада горюче-смазочных материалов, фильтровентиляционной камеры, складских помещений, кладовой для продуктов, тамбуров, аварийного выхода и др.).

Вместимость убежища определяется числом сидячих мест на первом ярусе нар и числом лежачих мест - на втором, но так, чтобы внутренний объем помещения составлял не менее 1,5м3 на одного укрываемого. При определении вместимости убежища норма площади на одного укрываемого принимается 0,5м2 при двухъярусном расположении нар и 0,4м2 при трехъярусном. Высота помещения должна быть не менее 2,2м. Количество мест для сидения при двух ярусах должно составлять 80%, а при трех ярусах - 70%.

В защитных сооружениях запрещается курить, шуметь, зажигать без разрешения лампы, свечи, пахучие вещества, приводить животных. Укрывающиеся люди обязаны держать в готовности имеющиеся средства индивидуальной защиты и медицинские средства. Не следует без особой надобности ходить по помещению. Сведения о наземной обстановке укрываемые получают по радиотрансляционной сети или по телефону. Своевременная и спокойная информация необходима для предотвращения паники.

Убежища оборудуются всеми системами жизнеобеспечения. Система воздухоснабжевия включает воздухозаборные устройства, противопылевые фильтры и фильтры-поглотители, вентиляторы, воздухорегулирующие и защитные устройства.

Отчистка воздуха осуществляется:

  • в режиме чистой вентиляции, когда наружный воздух очищается только от пыли с воздухообменом 8-13м3 на человека в час;
  • в режиме фильтровентиляции, когда воздух дополнительно пропускается через фильтры-поглотители для очищения от отравляющих веществ и бактериальных средств с воздухообменом не менее 2м3 на человека в час.

Регенерация воздуха осуществляется посредством соответствующих патронов. Очищенный воздух вентиляторами нагнетается по воздуховодам в отсеки убежища.

Система водоснабжения обеспечивает людей водой для питья и гигиенических нужд. Она осуществляется от наружной водопроводной сети. Предусмотрен также аварийный запас (только для питья из расчета 3 литра на 1 человека), который хранят в стационарных баках. Санузел размещается в помещении, изолированном перегородками от отсеков убежища, с вытяжкой. Предусматривается отведение фекальных вод из расчета 2 литра на человека в сутки.

Убежища оборудуются также системами отопления, электроснабжения, освещения, радио и телефоном.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) - это сооружение, обеспечивающее защиту людей от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, светового излучения проникающей радиации, ударной волны (частично), а также от непосредственного попадания отравляющих веществ и бактериальных средств.

Оборудуются ПРУ обычно в подвалах (погребах), цокольных этажах прочных зданий и сооружений с небольшими оконными проемами. При недостатке заглубленных помещений, которые могут быть использованы под укрытия, строят специальные ПРУ с применением для этого подручных материалов. Планировка укрытия должна быть простой, входы в укрытие завешиваются мягким материалом (брезентом, одеялами, мешковиной). По возможности ПРУ оборудуется необходимыми системами жизнеобеспечения (воздухообмена, водоснабжения, канализации, освещения и медицинского обслуживания).

При отсутствии ПРУ можно быстро построить простейшее укрытие (щель), Такое укрытие представляет собой траншею глубиной 180-200см, шириной по верху 100-120см, а по дну - 80см, с выходом под углом в 90 градусов к его продольной оси. Длина укрытия определяется из расчета 0,5м на одного укрываемого.

Отрытая щель уменьшает в 1,5-2 раза вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией. Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, от ударной волны в 2,5-3 раза, от проникающей радиации и радиоактивного излучения в 200-300 раз. Перекрытая щель предохраняет также от непосредственного попадания на кожу и одежду человека радиоактивных отравляющих и бактериальных средств.

В случае чрезвычайной ситуации необходимо помнить о защитных свойствах местности и уметь их использовать. Высокую степень защиты от ударной волны, проникающей радиации, светового излучения ядерного взрыва обеспечивают узкие, глубокие и извилистые овраги, карьеры, насыпи, ложбины, канавы, лесной массив и пр.

При нахождении на открытой местности в момент вспышки необходимо закрыть глаза для защиты от светового излучения, упасть лицом вниз спиной к взрыву, используя защитные свойства рельефа местности.

Помните, что опасно укрываться у стен зданий и сооружений из-за их возможного обрушения.

Эвакуация населения

Эвакуация - это организованный вывоз населения из городов в загородную зону с целью его рассредоточения.

Эвакуация является одним из способов защиты населения в чрезвычайной ситуации. При этом эвакуация рабочих и служащих осуществляется по производственному принципу, а населения, не связанного с производством, - по территориальному принципу (по месту жительства, через домоуправления). Списки и паспорта эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районе рассредоточения. Эвакуацию нужно проводить в кратчайший срок, сочетая перевозку на различных видах транспорта с пешнм порядком.

Получив указания об эвакуации, необходимо собраться и в назначенное время прибыть на сборный эвакуационный пункт (СЭП), имея при себе документы, средства индивидуальной зашиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикаменты, продукты питания (на 2-3 дня) и самую необходимую посуду. Все вещи должны быть уложены в чемодан, сумку или рюкзак. В квартире по месту жительства выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки.

Для совершающих марш пешим порядком от сборного пункта предусматриваются привалы: малый (10-15 мин) - через каждые 1-1,5 часа движения и большой (1-2 ч) в начале второй половины перехода до приемного эвакопункта (ПЭП). Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти и штаб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Режимы радиационной защиты населения

Режим радиационной защиты населения означает порядок действия людей, оказавшихся в зоне радиоактивного заражения, а также порядок применения средств защиты для уменьшения возможных доз облучения.

Для защиты населения предусмотрено три типовых режима радиационной защиты;

N1 - применяется для населенных пунктов, в которых население проживает в основном в деревянных домах (с коэффициентом ослабления радиации в 2-3 раза);

N2 - предусмотрен для населенных пунктов, где жители проживают в каменных одноэтажных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 10 раз;

N3 - предусмотрен для населенных пунктов, где население проживает в мжогоэтажных каменных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 20-30 раз. При этом необходимо помнить, что подвалы жилых домов существенно снижают уровень проникающей радиации (от 7 раз в деревянных одноэтажных домах до 400 раз в многоэтажных каменных).

Любой из этих трех режимов предполагает трехэтапный порядок поведения в зоне поражения;

а) первый этап - это период времени, в течение которого надо постоянно находиться в убежище;

б) второй этап - включает время, в течение которого надо находится поочерёдно в убежище и в своем доме (квартире);

в) третий этап - это время пребывания только в своем доме (квартире) с кратковременным выходом на улицу (не более чем на 1 час).

Продолжительность каждого этапа зависит от степени защиты людей от радиации, которую обеспечивают убежище и жилое помещение, а также от уровня радиации в районе заражения и времени его спада.

Уровень радиации можно ориентировочно оценить исходя из того, что уже через 7 часов после ядерного взрыва уровень радиации уменьшается в 10 раз, через суткя - в 45 раз, через двое суток - в 100 раз, а спустя две недели - в 1000 раз.

Продолжительность пребывания в убежище определяется штабом ГО и ЧС в зависимости от радиационной обстановки. Используя справочные таблицы и имеющуюся информацию по радиационной обстановке, можно самостоятельно определить время пребывания в убежище или в ином защитном сооружении (ПРУ, подвале и т.п.).

Действия населения по сигналам оповещения службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

В чрезвычайной ситуации исключительно важное значение имеет своевременность оповещения населения о возникшей угрозе. С возникновением угрозы ЧС прежде всего местные органы власти немедленно принимают обязательные постановления (решения), в которых определяются правила поведения граждан с учетом сложившейся обстановки. Руководители (работодатели) предприятий, учреждений и организаций доводят эти решения до работников.

Основным способом оповещения населения о ЧС является передача речевых сообщений с использованием сетей проводного радиовещания и телевидения. Для привлечения внимания населения перед передачей речевых сообщений включаются сирены, заводские гудки и другие сигнальные средства.

Это означает сигнал - "Внимание всем!". Это предупредительный сигнал перед речевым сообщением. Услышав его, необходимо включить радио или телевизор для прослушивания экстренных сообщений.

Примерные тексты речевых сообщений.

При аварии на химически опасном объекте : "Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города N. Граждане! Произошла авария на мясокомбинате с разливом аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направление поселка Инской. В зону заражения попадают улицы Рябиновая, Некрасова и Водосточная. Жителям этих улиц и работникам учреждений, находящихся на этлх улицах, немедленно выйти в район горы Красная. В дальнейшем действовать в соответствия с указаниями городского штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций".

При угрозе радиоактивного заражения : "Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города N. Граждане! Возникла непосредственная угроза радиоактивного заражения. Приведите в готовность средства индивидуальной защиты и держите их постоянно при себе. По команде городского штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций наденьте их. Для защиты поверхности тела используйте плащи и накидки. Проверьте герметизацию жилых помещений, упакуйте продукты питания и сделайте запас воды. В дальнейшем действуйте по указанию городского штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций".

Четкие действия при оповещении о чрезвычайных ситуациях помогут каждому с меньшим риском сохранить здоровье и жизнь.

Мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени осуществляют на основе использования следующих основных принципов защиты:

Рассредоточение и эвакуация людей из очагов и зон возможного поражения (заражения);

Временное укрытие населения в коллективных средствах защиты;

Использование индивидуальных средств защиты;

Использование медицинских средств защиты. Планируют мероприятия по защите населения органы управления

ГО и ЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф в населенных пунктах и на объектах экономики.

Для защиты населения проводят следующие мероприятия:

Прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;

Непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;

Оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;

Эвакуация людей из опасных зон и районов;

Инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;

Применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;

Оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;

Подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

Обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;

Создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС.

Важнейшее значение в предупреждении населения о возникновении ЧС играет своевременное оповещение. В экстремальной ситуации время - главный фактор, терять который нельзя. В настоящее время в целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!». Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, нужно немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и порядку действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.

Оповещение населения о возникновении ЧС должно отвечать следующим основным требованиям:

Быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите;

Исключать возникновение паники, способствовать четкому и организованному проведению мероприятий;

Проводиться только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;

Касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;

Осуществляться централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по ЧС всех уровней).

Для защиты населения можно использовать заблаговременное перемещение людей в безопасную зону, за пределы предполагаемого очага поражения (эвакуация и рассредоточение), и различные средства защиты.

ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения служит краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает несколько тысяч человек. Эвакуированных в данном случае размещают обычно в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируют население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Медико-санитарное обеспечение эвакуации населения. Значение медико-санитарного обеспечения при проведении эвакуационных мероприятий определяется тем, что, во-первых, необычные для повседневной жизнедеятельности населения условия могут привести к увеличению заболеваемости; во-вторых, резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия жизни и быта населения; в-третьих, нарушается действующая система медико-санитарного обеспечения.

Медицинские мероприятия при эвакуации следует организовывать и проводить дифференцированно по отношению к следующим контингентам:

Население, эвакуируемое из района ЧС;

Больные, эвакуируемые вместе с лечебными учреждениями, в которых они находятся на лечении;

Нетранспортабельные больные;

Рабочие и служащие предприятий, находящихся в районе ЧС и продолжающих производственную деятельность.

Подготовку к медико-санитарному обеспечению эвакуируемого населения осуществляют заблаговременно. Ее организуют по территориально-производственному принципу. Подготовка включает:

Планирование медико-санитарного обеспечения эвакуации и подготовку соответствующих (необходимых) сил и средств здравоохранения;

Организацию своевременного оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, в пути следования, на промежуточных пунктах эвакуации, в пунктах высадки, на приемных эвакуационных пунктах и в местах расселения населения в загородной зоне;

Проведение санитарно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения,

предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

Непосредственное руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов управления здравоохранением и службой медицины катастроф административно-территориальных образований в тесном взаимодействии со штабами по делам ГО и ЧС.

На период проведения эвакуационных мероприятий на маршрутах эвакуации разворачивают медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников. Медицинские пункты разворачивают в лечебно-профилактических учреждениях по заданию соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС.

Задачи медицинского пункта:

Оказание неотложной медицинской помощи заболевшим;

Направление в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в госпитализации;

Выявление и кратковременная изоляция инфекционных больных;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В местах размещения медико-санитарное обеспечение населения осуществляют исходя из следующих расчетов: в военное время на участке с населением 2500 человек, в мирное время на 600 человек - 1 врач и 2 средних медицинских работника; в поликлинике в военное время на 100 больных - 1 врач и 2 средних медицинских работника, в мирное время на 50-60 больных - 1 врач и 1 медицинская сестра.

Эвакуации подлежат не только здоровые люди, но и амбулаторные больные. Особое внимание должно быть обращено на детей, стариков, беременных и на другие категории населения, требующие медицинского наблюдения.

Большое значение для повышения эффективности защиты людей имеют мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

Обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, в том числе способам оказания первой помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;

Морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС;

Использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного или химического загрязнения территории и др.;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;

Соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;

Проведение мероприятий медицинской защиты - составной части медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.


Похожая информация.


В качестве одной из основных мер защиты населения при чрезвычайных ситуациях явля­ется обучение населения способам, мерам и средствам защиты.

Подготовке в области защиты от ЧС подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций независимо от их организацион­но-правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций; работни­ки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в со­ставе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; население, незанятое в сферах производства и обслуживания.

Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются: обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания пер­вой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты; обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управ­ления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций; выработка у руководи­телей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в еди­ную государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС; практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвида­ции ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприя­тий, проводимых с целью не допустить поражения людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов.

Важнейшими принципами защиты населения в ЧС являются накопление средств инди­видуальной защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовно­сти для использования, подготовка мероприятий по эвакуации населения из опасных зон и использованию средств коллективной защиты населения (защитных сооружений).

К основным способам защиты населения в чрезвычайных ситуациях относятся: укрытие населения в защитных сооружениях (средства коллективной защиты); использование средств индивидуальной и медицинской защиты; рассредоточение и эвакуация населения из опас­ной зоны.

Классификация и краткая характеристика средств коллективной защиты населения

К средствам коллективной защиты населения относятся защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

Убежища - это защитные сооружения герметического типа, защищающие от всех пора­жающих факторов ЧС мирного и военного времени. В убежище укрывающиеся люди не ис­пользуют средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.

Противорадиационные укрытия - это сооружения, защищающие людей от ионизирую­щего излучения, заражения радиоактивными веществами, аэрозолей биологических средств.

Укрытия простейшего типа - это щели, траншеи, землянки. На их возведение не требу­ется много времени, но они могут эффективно защищать людей от определенных факторов ЧС.

Защитные сооружения классифицируются: по назначению, месту расположения, по вре­мени возведения, по защитным свойствам и по вместимости.

По назначению различают защитные сооружения общего назначения (для защиты населе­ния в городах и сельской местности) и специального назначения - для размещения органов управления, систем оповещения и связи, лечебных учреждений.

По месту расположения различают встроенные и отдельно стоящие. Встроенные со­оружения располагаются в подвальных и цокольных этажах зданий. Они имеют большое распространение, их строительство экономически более целесообразно. Отдельно стоящие защитные сооружения располагаются вне зданий. По времени возведения различают возво­димые заблаговременно, которые представляют собой капитальные сооружения из долго­вечных несгораемых материалов, и быстро возводимые, сооружаемые в особый период при угрозе чрезвычайной ситуации с применением подручных материалов.

По защитным свойствам убежища делятся на 5 классов. Защитные свойства определяют­ся способностью убежища, его ограждающих конструкций выдержать определенную вели­чину избыточного давления ударной волны.

По вместимости различают убежища малой вместимости (до 600 чел.), средней вмести­мости (600-2000 чел.) и большой вместимости (более 2000 чел.).

Защитные сооруже­ния могут выполнить свое прямое предназначение только в случае, если: убежища обеспечи­вают надежную защиту от всех поражающих факторов ЧС; ограждающие конструкции имеют необходимые термические сопротивления для защиты от высоких температур; убежища обо­рудованы для пребывания в них людей не менее двух суток; убежища обеспечивают расчет­ную кратность ослабления ионизирующего излучения; убежища обеспечены санитарно-техническими устройствами для длительного пребывания в них людей.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты кожи и органов ды­хания от попадания радиоактивных веществ, отравляющих веществ и биологических средств. В соответствии с этим средства индивидуальной защиты делятся по назначению на сред­ства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства защиты. В зависимости от принципа защиты все СИЗ делятся на изолирующие - полностью изолиру­ющие человека от факторов окружающей среды, и фильтрующие - очищающие воздух от вредных примесей. По способу изготовления все СИЗ делятся на промышленные (изготов­ленные заранее) и подручные (изготовляемые самим населением из подручных средств). Кроме того, различают СИЗ табельные - предназначенные для определенных формирова­ний, и нетабельные - предназначенные для обеспечения формирований и населения в до­полнение к табельным или вместо них.

Подготовка эвакуационных мероприятий включает: разработку планов эвакуации, созда­ние и подготовку необходимых эвакуационных органов, подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения, подготовку маршрутов эвакуации и безопасных районов для раз­мещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в загородной зоне. Рассредоточению подлежат рабочие и служащие предприятий с непрерывным процес­сом производства и стратегически важных объектов. Эвакуации подлежат рабочие и служа­щие объектов, прекративших работы или переместившихся в эвакозону, а также население, не занятое в сфере производства и обслуживания. Эвакуационные мероприятия проводятся только по распоряжению правительства. Мероприятия по защите населения регламентиро­ваны государственным стандартом Р.22.3.03-94 «Безопасность в ЧС. Защита населения».

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и орга­низаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправ­ления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

К ликвидации ЧС могут привлекаться вооруженные силы РФ, войска гражданской обо­роны РФ, другие войска и воинские формирования.

Завершенной ликвидация чрезвычайной ситуации считается по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Спасательные работы в очагах поражения включают: разведку очага поражения, локали­зацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий, розыск и извлечение из зава­лов пострадавших, оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуацию пораженных в медицинские учреждения, эвакуацию населения из зон возможного катастрофического воз­действия, санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических сис­тем, зданий, сооружений и промышленных объектов, неотложные аварийно-восстанови­ тельные работы на промышленных объектах.

Для своевременного и успешного проведения спасательных работ необходимо проведе­ние целого ряда неотложных мероприятий: устройство проездов в завалах и на загрязнен­ных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колон­ных путей); локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстанов­ление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и соору­жений; укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безо­пасному проведению спасательных работ.

В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, а так­же вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (под­разделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть под­чинены руководству объекта или администрации района, города, области.

В качестве технических средств используют как объектовую технику, так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований.

Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобожде­ние из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помеще­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, около­стенных пространств нижних этажей зданий. Далее обследуется весь участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате не­полного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала. При этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций и пытаются уста­новить связь с попавшими в завалы. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести как можно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обо­роны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориаль­ного подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями. В первую оче­редь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожа­ров эвакуируют людей.

При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей следует иметь в виду, что: пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, вентиляционным коробам; сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном раз­витии пожара при большом количестве сгораемых материалов; целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон; сильное задымление без пламени - признак быстрого распро­странения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация