Правовые аксиомы, правовые презумпции, правовые фикции. Правовые презумпции. Правовые аксиомы. Правовые фикции

Главная / Земля

Правовые аксиомы - не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики. Будучи продуктом опыта, они играют важную регулятивно-организующую роль в сфере правотворчества, правоприменения, судебной, прокурорской и следственной деятельности, оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности.

Область их применения обширна. В сущности, это тоже социальные регуляторы, но весьма своеобразные. Как приемы правового регулирования они оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных "нестандартных ситуаций". Но ими пользуются и при обычном, нормальном функционировании правовой системы.

Природа этих явлений изучена недостаточно полно. В учебной литературе они, как правило, не освещаются, в программах не значатся. Им не находится места в общей классификации социальных норм, в том числе среди правовых (в качестве самостоятельных). Между тем знания о них важны для профессиональной подготовки юристов.

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это "простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой" (Г.Н. Манов).

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много: кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонарушения; один свидетель - не свидетель; если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан; показания взвешивают, а не считают; тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных; правосудие укрепляет государство; власть существует только для добра и др. Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Одним из первых в советской юридической литературе на необходимость всестороннего исследования правовых аксиом обратил внимание В. Н. Кудрявцев, относя к их числу не вызывающие сомнения основополагающие определения тех или иных отраслей права. В основном соглашаясь с таким подходом, С. С. Алексеев рассматривал правовые аксиомы как непреложные истины, выражающие «специфику права». Он подчеркивал, что отход от правовых аксиом, «их несоблюдение могут привести к тому, что право перестает быть правом, оставаясь мерами прямого принуждения, организованного воздействия».

Аксиомы можно определить как общепризнанные требования справедливости, которые с точки зрения морали непременно должны стать частью действующего права. Без признания аксиом нельзя обойтись ни в одной сфере человеческой деятельности. Они складываются как итог длительных наблюдений и обобщений, как результат практически преобразующей деятельности человека.

Вопрос об аксиомах рассматривался в науке не всегда одинаково. Многие мыслители, начиная от Аристотеля, считали, что аксиомы в силу своей очевидности устанавливаются раз и навсегда. Однако со временем эти представления изменились: постепенно сформировалась идея, что аксиомы могут иметь и ограниченные пределы действия, проявляясь только при определенных условиях. Реализуются на практике лишь те аксиомы, совокупность которых отражает объективный мир. Применительно к праву это означает, что можно говорить лишь об «изменяющемся» наборе аксиом.

История становления правовых аксиом совпадает с историей правосознания. Впервые они могли выкристаллизоваться как требования юридически значимого поведения лишь в классовом обществе. По своему содержанию аксиомы - не что иное, как простые правила морали справедливости. В них отражается минимум условий, необходимых для совместной жизни людей. Каждая эпоха, фиксируя в своем сознании уже существующий набор аксиом и принимая часть их как необходимое условие своего правового состояния, в дополнение к ним вырабатывает новые аксиомы. Поэтому исторический анализ правовых аксиом помогает вскрыть ход нравственного прогресса, находящего отражение в праве.

Особенность правовых аксиом состоит в том, что они включают в себя представления о справедливости не только господствующего класса, но и эксплуатируемых масс. Однако ни одна аксиома не вводится в систему действующего права, если прямо или косвенно не выражает интересы господствующего класса.

Закрепление рассматриваемых аксиом в праве не должно создавать впечатления, будто есть такие правовые нормы, которые имеют внеклассовый характер. Право носит системный характер, его нормы не действуют изолированно друг от друга. Приведение в действие одной из них влечет за собой действие других норм. В конечном счете в каждом конкретном случае мы имеем дело с действием определенного множества правовых норм. И это множество неизменно носит классовый характер, служит целям и задачам определенного класса. Таким образом, правовые аксиомы, включенные в систему права, также приобретают классовый характер.

Исследуя аксиомы, выясняя их значение для права, не следует отождествлять их с близкой по смысловому значению категорией - принципами права, хотя между ними имеется определенное сходство. Принципы советского права - это общие начала, руководящие идеи, которые выражают волю и интересы советского народа при регулированииобщественных отношенийнормами права. Будучи объективно обусловленными господствующими экономическими отношениями, они характеризуют право с точки зрения того, каким оно должно быть, чтобы удовлетворять интересам господствующего класса. Система принципов права не может быть выбрана господствующим классом, ибо предопределена условиями его существования. В этой системе выражается классовая сущность права.

Иное дело - аксиомы, выступающие как правила нравственности и справедливости. Они складываются в классовом обществе как требования морали, предъявляемые к праву. Поскольку в морали всегда есть общечеловеческое содержание, то именно аксиомы являются выражением этого общечеловеческого содержания применительно к праву. Поэтому и существует преемственность между правовыми аксиомами в различных исторических типах права. Аксиомы могут без заметных изменений (если говорить об их содержании, а не сущности) переходить из одного исторического типа права в другой, играя важную роль в регулировании общественных отношений. Между тем ни о какой преемственности системы принципов различных исторических типов права говорить не приходится.

Указывая на различия между принципами и аксиомами, нельзя обойти и вопросы о тесной связи, существующей между ними. Поскольку в принципах права отражаются не только экономические и политические требования господствующего класса, но и его нравственные установки, постольку эти принципы строятся на основе учета правовых аксиом. В условиях социалистического общества правовые аксиомы и принципы могут совпадать. В полном объеме, например, совпадают принцип справедливости, закрепленный в советском праве, и соответствующая аксиома («право должно быть справедливым»). Такого явления не было и не могло быть в эксплуататорском обществе, где принципы права отражали узкоклассовую, эксплуататорскую политическую сущность права, а аксиомы были носителями общепризнанных правовых идей.

Моральное и политическое в праве сочетаются гармонично лишь тогда, когда в нем действительно воплощаются нравственные представления всего народа и нравственность становится имманентной стороной политики государства. Но это возможно лишь с переходом власти в руки рабочего класса, интересы которого полностью совпадают с интересами социального прогресса.

Конечно, вовсе не обязательно, чтобы каждая правовая аксиома была выражена в конкретном правовом принципе. Аксиомы могут закрепляться в праве и иными путями. Поэтому набор аксиом и система принципов права не совпадают. Число принципов всегда ограничено и относительно невелико, число же правовых аксиом растет от эпохи к эпохе, сближая право с моралью. Опыт свидетельствует: чем полнее и четче отражены в нормах права и правовых принципах юридические аксиомы, тем совершеннее нравственные основы права.

Исследуя правовые аксиомы, следует обратить внимание на следующие аспекты этой проблемы: а) сопоставление аналогичных правовых аксиом в различных исторических типах права; б) особенности реализации конкретной юридической аксиомы на различных этапах развития права данного исторического типа; в) специфика закрепления правовых аксиом в национальных системах права одного и того же исторического типа; г) «развитие» юридических аксиом, относящихся к одному и тому же историческому типу права; д) способы включения правовых аксиом в советское право.

При сопоставлении аксиом в правовых системах различного исторического типа возможен их диахронический и синхронический анализ. В первом случае речь идет о сравнении аксиом, закрепленных в социалистическом праве с аналогичными аксиомами в иных исторических типах права. Как известно, в досоциалистических формациях было выработано немало аксиом. Одни из них были отвергнуты еще в то время, когда у власти оставались эксплуататорские классы. Например, уже в буржуазном обществе было признано несправедливым правило о том, что показания лица, обладающего особыми привилегиями, имеют большую ценность, чем показания лица, такими привилегиями не обладающего. Другие правовые аксиомы были отвергнуты только после социалистической революции. Вместе с тем часть юридических аксиом, а именно те, в которых был воплощен исторический опыт народов, связанный с поисками путей наиболее эффективного разрешения споров о правосудии, была «удержана». Перечислим некоторые из этих аксиом, закрепленных в гражданском процессуальном праве: где есть право, там есть и его защита (ubi jus, ubi remedium); суды сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание (jura novit curia); - сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством (argumenta ponderantur, non numerantur); нельзя дважды предъявить иск по одному и тому же делу (ne bis de esdem re sit actio); решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу (res inter alios acta alteri non nocet); пусть будет выслушана и другая сторона (audiatur et altera pars).

Многое из того, что прежде казалось незыблемо истинным, аксиоматичным, сегодня воспринимается далеко не однозначным. Поэтому критерий истинности, который автоматически присваивается положениям, признаваемым аксиомами, в тех или иных конкретно-исторических условиях вызывает известные сомнения. В результате не все аксиомы, особенно идеологизированные, в действительности таковыми являются.

Кроме того, вовсе не очевидно и содержание самого понятия аксиомы. До сих пор не вполне ясно, возможны ли аксиомы в праве; отражают ли они какие-либо явления правовой реальности и потребности правового регулирования; может ли без них обойтись юридическая наука; существует ли объективная потребность во введении их в систему правовых категорий и что вообще называть правовыми аксиомами, если иметь в виду большой "разброс" в понимании их значения, отражающийся в дефинициях. Все это инициирует необходимость всестороннего анализа явления, обозначаемого понятием "правовая аксиома".

Эти и другие проблемы, связанные с определением категориального статуса правовых аксиом, в некоторой степени могут объяснить слабый интерес к их исследованию, трудности в оперировании ими как понятиями, но вместе с тем стимулируют новое обращение к данной теме.

Исходя из всего выше сказанного, мы можем утверждать, что правовые аксиомы выполняют важную регулятивную, прикладную и познавательную роли. Опираться на них можно как на исходные, проверенные жизнью данные. Правовые аксиомы содержат основные логические понятия, опосредующие наиболее общие связи. Ввиду своей очевидности необходимость их осуществления не доказывается, и, наконец, они играют роль основных понятий, на которых базируется большинство других правил правовой системы.

Правовые фикции -- прием правотворческой техники, который встречается еще реже, чем правовые презумпции. Его даже можно признать исключительным. Применение фикций связано с тем, что на практике встречаются настолько сложные жизненные ситуации, что крайне трудно установить их абсолютную достоверность. Здесь законодатель использует фикцию как прием правотворческой техники (своего рода ухищрение), для того чтобы добиться бесспорных решений. Примеры фикций:

  • -- усыновление;
  • -- признание гражданина безвестно отсутствующим, если он не дает о себе знать в течение года;
  • -- признание гражданина умершим при отсутствии о нем сведений в течение пяти лет;
  • -- снятие судимости.

Правовая фикция -- это несуществующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное, существующее и ставшее в силу этого обязательным. Фикция представляет собой еще более искусственный и произвольный технический прием, чем презумпция. Фикция -- это способ формулирования права, при котором юридическая ситуация создается при незнании или явном и добровольном противоречии с конкретной естественной реальностью. Она определяет юридическую норму, которая станет обязательной для всех и будет защищать вымышленный факт от любого опротестования. Таким образом, фикция является юридическим образованием, противоречащим реальности, но сознательно используемым для достижения ряда юридических последствий или желаемых судебных решений. Можно сказать, что применение фикций ведет к закреплению вымысла в праве и является ложью во благо. Законодатель вводит фикции в нормативные акты не от хорошей жизни.

Другие способы урегулирования правовой ситуации, которая имеет большую степень неизвестности, являются настолько дорогостоящими (по времени или материальным затратам), что становятся неэффективными. Фикции -- это «спасательный круг», который законодатель бросает правоприменителю, ответственному за разрешение конкретных правовых ситуаций. В гражданском процессе применяется следующее правило: судебная повестка направляется по прежнему месту жительства при отсутствии сообщения о перемене места жительства, хотя суду достоверно известно, что ответчик там не проживает, и повестка до адресата не дойдет. В самом деле, не объявлять же всероссийский розыск, чтобы обеспечить присутствие ответчика, например, при рассмотрении дела о расторжении брака. Это потребует значительных общественных за- трат, да и время растянется надолго. Смысл фикции всегда выражается словами «как бы», «как если бы », «допустим». Но в отличие от презумпций этот вымысел неопровержим. Фикция всегда императивна. Вот два примера фикций, которые приводит в своей статье известный процессуалист. Если сторона удерживает и не представляет письменное или вещественное доказательство, предполагается, что сведения, в нем содержащиеся, направлены против интересов этой стороны и считаются ею признанными (хотя это не доказано). Если сторона уклоняется от проведения экспертизы и без нее экспертизу провести невозможно, суд вправе признать этот факт (для установления которого нужна была экспертиза) установленным или опровергнутым. Можно дать сначала укрупненную классификацию фикций (материально-правовые и процессуально-правовые), а затем провести её по отраслям. Однако сразу же оговоримся: большинство фикций так или иначе связано с частным правом. Причина проста: вымысел, если и даст сбой, затронет лишь небольшой круг лиц и не приведет к дестабилизации правовой системы в целом. Большое количество фикций содержится в наследственном праве. Наиболее знаменитая из всех фикций стала поговоркой -- «незнание закона не освобождает от ответственности». В условиях характерного для нашего времени появления огромного числа законов и регламентов эта формулировка становится фикцией даже для самих юристов. О. А. Курсова предлагает еще несколько классификаций фикций:

  • 1) по источнику -- фикции, содержащиеся:
    • -- в конституции;
    • -- законах;
    • -- подзаконных актах;
  • 2) по способу выражения -- фикции, сформулированные в виде:
    • -- суждений (отрицательных или утвердительных);
    • -- неопровержимых предположений;
  • 3) по характеру правовых ситуаций:
    • -- фиктивные факты;
    • -- фиктивные состояния.

Значение фикций велико. Они были крайне полезны во всех архаичных юридических системах. В настоящее время их количество сократилось, да и применение фикций сильно ограничено. Это связано с тем, что постоянно совершенствуется искусство доказывания, находят применение все более технологичные методы установления юридических фактов. Не следует рьяно критиковать юридические фикции. Их существование оправдывается исключительно правовыми целями, главная из которых -- стремление к порядку и эффективности. Значение фикций состоит в том, что они:

  • 1) способствуют переводу обыденной реальности в реальность правовую;
  • 2) устраняют неопределенность в правовом регулировании;
  • 3) помогают упростить юридические отношения и сделать правовое регулирование устойчивым и стабильным;
  • 4) способствуют охране прав граждан;
  • 5) помогают добиться справедливости порой на грани или наперекор истине;
  • 6) сокращая ход и объем правовой деятельности, облегчают усыновление обстоятельств и тем самым делают правовую систему экономной;
  • 7) способствуют эффективности юридической деятельности.

В юридической науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внимания. Однако в последнее время отношение к ним меняется в лучшую сторону. Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту проблематику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных положений, закрепленных в законодательстве. А. Ф. Черданцев считает, что право не содержит правовых аксиом. Они могли бы быть в юридической науке, но она, как и многие социальные науки, настолько динамична, что найти общепризнанные истины не удается и в ней. И все же максималистский взгляд не всегда способствует продвижению вперед и в теории, и на практике.

Возможно, в праве не удастся найти общепризнанные положения, дошедшие до нас через много тысяч лет. Однако, рассматривая ограниченный исторический отрезок человеческого бытия, мы их обнаружим. Правовые аксиомы -- это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права. Вместе с тем следует заметить, что истинность, присущая правовым аксиомам, не всегда объективна. Чаще истинность основана на вере в правовые идеалы и представляет собой своеобразную попытку принимать желаемое за действительное Да, никто не обязан свидетельствовать против своих родственников (ст. 51 Конституции РФ), а если между ними отношения накалились добела (как, например, между крупными бизнесменами братом и сестрой Батуриными)? Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. В ней заключен многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых отображаются начала справедливости. Таким образом, нормы права должны основываться на таких общепризнанных идеях, в которых заложен большой нравственный потенциал. Вот примеры некоторых из них. Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если в нем участвуют его родственники. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции РФ). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ). Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юридической наукой, а затем вводятся в законодательство. Например, после многих лет жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни «что не разрешено, то запрещено», ученые пришли к выводу, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать аксиоматичное правило «разрешено все,что не запрещено». Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, и далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некоторые из них, пришедшие к нам еще из римского права. Где есть право, там есть и его защита. Судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание. Сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством. Решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу. Пусть будет выслушана и другая сторона. Да не превзойдет судья требования сторон. Правовые аксиомы делятся на следующие виды:

  • 1) по характеру -- общие и отраслевые;
  • 2) по содержанию -- утверждающие и отрицающие.

Значение правовых аксиом заключается в том, что они:

  • 1) упрощают правовое регулирование, благодаря чему законодательство становится более доступным для граждан;
  • 2) делают правовое регулирование экономным;
  • 3) способствуя экономии человеческого энергии в процесс правоприменения, позволяют сделать его более мобильным;
  • 4) позволяют сделать правовое регулирование более эффективным;
  • 5) позволяют сохранить социальный опыт и стабилизировать правовую систему;
  • 6) отражают общественные ценности, так как тесно связаны с нормами морали.

© М.Л. Давыдова, 2007

ПРАВОВЫЕ АКСИОМЫ КАК СРЕДСТВО ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

М.Л. Давыдова

В отечественной юридической литературе принято рассматривать правовые аксиомы как такие правовые положения, которые в результате проверки многовековой общественно-исторической практикой стали непреложными, исходными элементарными истинами -привычными и самоочевидными, вне которых невозможно существование права как социального явления 1.

Использование юридической наукой математического термина «аксиома» является достаточно условным (как и в большинстве подобных случаев терминологического заимствования). Аксиомы в праве не используются для доказательства других более сложных правовых положений («теорем»), так как нормативные предписания, в отличие от научных суждений, вообще не нуждаются в доказательствах 2. Однако, отражая элементарные юридические истины эмпирического уровня, аксиомы создают прочную идейно-нравственную основу всей системы права.

Среди признаков правовых аксиом необходимо выделить следующие:

1) Аксиомы выражают нравственные основы права, его общечеловеческое содержание. Необходимость их соблюдения очевидна с точки зрения здравого смысла, принципов морали и справедливости, поэтому они не нуждаются в особых доказательствах 3.

2) Идеи, выражаемые правовыми аксиомами, являются основными положениями, на которых базируется большинство других правовых норм. Отход от них, их несоблюдение может привести к тому, что право теряет свои черты, перестает быть правом 4.

3) Правовые аксиомы не вызывают сомнений, не допускают иных толкований. Из них логически выводятся, на их основе определяются, разрабатываются все остальные ка-

тегории правовой науки, которые затем вводятся в нормы права5.

4) Аксиомы складываются постепенно в результате многовековой практики и обеспечивают преемственность в праве. Выражая достижения общечеловеческой правовой культуры, они воспринимаются правом различных эпох и исторических типов 6.

Многие аксиомы, общепризнанные в современных правовых системах, были сформулированы в римском праве:

- «нет судьи без истца»;

- «истец должен доказать свой иск»;

- «пусть будет выслушана другая сторона»;

- «где есть право, там есть и его защита»;

- «никто не может быть судьей в собственном деле»;

- «никто не обязан свидетельствовать против себя»;

- «отягчающий ответственность закон не имеет обратной силы»;

- «что не запрещено, то разрешено»;

- «нельзя дважды судить за одно преступление» и т. п.

В отечественной юридической литературе традиционно привлекает внимание ученых вопрос о соотношении правовых аксиом с принципами права. Помимо диссертации А.А. Ференс-Сороцкого, специально посвященной этой проблеме 7, свою позицию по этому вопросу в 70-80-х гг. высказал целый ряд правоведов. В результате сформировалось несколько научных подходов к его решению.

Согласно точке зрения, предложенной С.С. Алексеевым, правовые аксиомы представляют собой важнейшие принципы права, закрепленные в нормативно-правовых актах 8. Фактически между принципами и аксиомами в данном случае ставится знак равенства, с то только разницей, что аксиомами являются не все принципы права, а важ-

нейшие, наиболее значимые, устоявшиеся в мировой практике.

По мнению Л.С. Явича, правовые аксиомы - это идеи, существующие в правосознании и служащие идеологическими предпосылками принципов права 9. Помимо аксиом - элементарных истин, не требующих доказательств, идеологическими предпосылками принципов права Л.С. Явич назвал также классово направленные идеи права. Тем самым была сделана попытка разграничить классовую и общечеловеческую сущность социалистического права, выраженную в его принципах.

Наиболее последовательно это разграничение проводится в концепции, разработанной А.А. Ференс-Сороцким, который полностью разделяет понятия «аксиома» и «принцип». Правовые аксиомы, по его мнению, выражают общечеловеческие начала права и именно в силу этого обеспечивают его преемственность, демонстрируя то общее, что характерно для всех правовых систем. Принципы же, наоборот, выражают классовую сторону сущности права. Поэтому в системе принципов не может быть преемственности, так как они отражают специфику именно данной социальной общности 10 (например, данного исторического типа или данного политического режима). В качестве примеров подобных принципов, отличавших советское право от права других стран, можно было бы назвать принцип объективного вменения, принцип приоритета государственных интересов над личными и т. д. Эти примеры сами по себе наводят на мысль о том, что противопоставление аксиом и принципов было вполне логичным для советской правовой теории, позволяло ей разрешить серьезные научные противоречия, но для современной отечественной юриспруденции оно практически полностью теряет свое значение.

С точки зрения современных представлений о праве, тот факт, что определенный принцип нуждается в доказательствах, не является аксиоматичным, не соответствует общепринятым нравственным идеям, должен заставить задуматься над вопросом: является ли он вообще принципом права? Стоит ли брать подобную идею за основу целого правового института или отрасли? На сегодняш-

ний день не вызывает сомнения, что нормативно закрепленные принципы права должны выражать наиболее общепризнанные аксиоматичные идеи. Таким образом, высказанная С.С. Алексеевым в начале 70-х гг. идея о взаимном соответствии правовых аксиом и важнейших принципов права полностью сохраняет свою актуальность.

В то же время, по нашему мнению, понятие «аксиома» и «принцип» не являются тождественными. Различие между ними должно, однако, проводиться не столько по содержанию, сколько по масштабу действия. Если значение принципа права приобретают идеи, имеющие общеправовое или отраслевое значение, развивающиеся и конкретизируемые во многих нормах права, то далеко не обо всех аксиомах можно сказать то же самое. Некоторые аксиомы могут определять содержание лишь нескольких нормативных предписаний, либо вообще выражаться в одном-единственном предписании закона 11 («общеизвестные факты доказыванию не подлежат»). Существование подобных «одиночных» аксиом вполне согласуется с юридической природой этих правовых феноменов, как элементарных истин, не допускающих иных толкований, не нуждающихся в доказательствах и, следовательно, не требующих дальнейшего уточнения и конкретизации.

Таким образом, концептуально, сущно-стно правовые аксиомы и принципы права очень близки друг другу, но полностью не совпадают. С одной стороны, в законодательстве любого государства могут иногда закрепляться в виде принципиальных положений веления, не соответствующие основополагающим нравственным ценностям, не являющиеся общепризнанными, то есть не относящиеся к числу правовых аксиом. С другой стороны, часть аксиом ограничена в своем действии масштабами, значительно меньшими, чем отрасль права, поэтому в число правовых принципов эти аксиомы не включаются.

Говоря о значении правовых аксиом, необходимо подчеркнуть несколько основных моментов.

Во-первых, по меткому выражению А.А. Ференс-Сороцкого, правовые аксиомы составляют своего рода «золотой фонд» правовых норм, сложившихся в ходе раз-

вития человечества 12. Именно благодаря им право сохраняет свою социальную ценность, способность обеспечить порядок, организованность, устойчивость общественных отношений, противостоять произволу и анархии 13. Общепризнано, что без нравственной основы право перестает быть правом 14, остается только мерой принуждения, средством организационного воздействия. Аксиомы выступают своеобразным носителем универсальных нравственных ценностей, значимых для любой правовой системы.

Во-вторых, выражаясь в принципах права, аксиомы образуют «содержательный каркас» всей правовой системы. Они представляют собой конкретные правовые веления, без которых существование целых правовых институтов и даже отраслей оказалось бы невозможным. «Нет преступления без указания на то в законе»; «недоказанная виновность равнозначна доказанной невиновности»; «незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение» - эти и другие положения существуют не в качестве теоретических конструкций, а в качестве реально работающих нормативных предписаний принципиального характера.

В-третьих, на правовых аксиомах базируется юридическая наука и все теоретические представления о праве. Не углубляясь пока в проблему существования теоретических, научных аксиом (об этом см. ниже), заметим, что содержание и направления развития юридической науки во многом обусловлены содержанием и уровнем развития действующего права 15. Поэтому наиболее устойчивые, универсальные, общепризнанные правовые положения всегда будут иметь не только практическое, но и теоретическое значение. В этой связи интересна идея, предложенная С.Н. Егоровым в монографии «Аксиоматические основы теории права». Автор выводит содержание всей теории права, понятия общества, государства, правовой системы и т. д. из нескольких основополагающих аксиом как сугубо теоретического (например, «каждый человек обладает свободой воли», «внешняя свобода людей должна быть ограничена»), так и нормативного характера (например, «законы должны

соблюдаться», «все люди имеют равные права на внешнюю свободу»)16.

В-четвертых, значение правовых аксиом заключается в том, что они обеспечивают преемственность в праве. Преемственность - это сохранение определенных элементов в праве, несмотря на происходящие исторические изменения. В советской юридической науке проблема преемственности в праве вызывала значительный интерес в связи с тем, что, следуя логике официальной доктрины, социалистическое право должно было принципиально, в корне отличаться от права буржуазных стран. Фактически же не только формальные, внешние характеристики, но и многие основополагающие принципы советского права совпадали с аналогичными принципами, действовавшими в других правовых системах. Стремясь объяснить этот факт, советские правоведы признали роль правовых аксиом как средства, обеспечивающего преемственность в праве любого исторического типа и любой общественно-экономической формации.

На сегодняшний день вопрос о классовом содержании права в значительной мере утратил свою актуальность, но проблема преемственности по-прежнему заслуживает научного внимания. Являясь сложной динамической системой, право подвержено постоянным изменениям под влиянием множества различных факторов. Причем, если форма права характеризуется относительной устойчивостью, то содержание его гораздо более динамично. Однако и в содержании права есть элементы, обеспечивающие устойчивость, неизменность наиболее важных, определяющих сторон и свойств права. К числу таких элементов, отвечающих за стабильность нравственного содержания права, в первую очередь должны быть отнесены правовые аксиомы.

Значительный научный интерес представляет проблема классификации правовых аксиом. В литературе ее принято проводить по нескольким основаниям.

1. В зависимости от масштаба функционирования правовые аксиомы принято делить на три группы:

Общеправовые;

Межотраслевые;

Отраслевые правовые аксиомы 17.

По нашему мнению, классификация правовых аксиом в данном случае тесно связана с классификацией принципов права. Учитывая, что далеко не все аксиомы, как было показано выше, могут рассматриваться в качестве правовых принципов, представляется, что деление исследуемых правовых явлений по масштабу их функционирования целесообразно проводить следующим образом:

а) аксиомы, являющиеся принципами права:

Общеправовые аксиомы-принципы («то, что не запрещено - разрешено»; «свобода одного человека ограничивается свободой других лиц»; «где есть право, там есть и его защита»);

Межотраслевые аксиомы-принципы («суд и судей нужно уважать»; «решение суда должно быть мотивировано»);

Отраслевые аксиомы-принципы («нет судьи без истца»; «нет преступления без указания на то в законе»; «отсутствие указаний в законе не может служить основанием для отказа в правосудии»);

б) аксиомы, не являющиеся принципами права:

Единичные, «одиночные» аксиомы («общеизвестные факты доказыванию не подлежат»). Эти аксиомы также могут закрепляться нормами нескольких отраслей, но, в силу своего элементарного характера, статуса принципа права ни в одной из этих отраслей они не приобретают.

2. По отраслевой принадлежности можно выделить:

Материально-правовые аксиомы («нельзя быть виновным без вины», «все равны перед законом и судом»);

Процессуально-правовые аксиомы («каждый иск ограничен пределами определенного времени»; «решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле»).

Примеры процессуальных аксиом в литературе встречаются гораздо чаще. По нашему мнению, это связано не столько с большей их исследованностью в отечественной литературе 18, сколько с особенностями самого процессуального права. Именно в сфере процессуального права частные интересы индивида подлежат рассмотрению и защите со сто-

роны публичной власти. Поэтому здесь особенно необходимы элементарные нравственные нормативы, обеспечивающие вынесение объективного, справедливого решения, согласование интересов всех сторон.

Кроме того, процессуальная форма, в отличие от материально-правовых отраслей, в значительно меньшей степени подвержена влиянию исторических, социальных, политических изменений. Поэтому число процессуальных норм, проверенных многовековой юридической практикой, превышает число аналогичных «вечных» материальных норм.

3. По сфере существования (и по содержанию) правовые аксиомы иногда делятся:

На нормативные, то есть представляющие собой правовые веления, закрепленные в текстах нормативно-правовых актов;

Научные.

В качестве примера научных аксиом в советской юридической литературе предлагались различные суждения. Так, Г.И. Манов сформулировал следующую аксиому: «В процессе правотворчества право реализуется в нормативных актах, правоотношениях и правосознании. Право реализуется только в отмеченных трех формах, четвертой не дано»19. С.С. Алексеев утверждал, что научными аксиомами являются такие высказывания, как «право - возведенная в закон воля господствующего класса...», «право - ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению юридических норм»20. На сегодняшний день вряд ли вызовет возражения мысль о том, что подобные суждения отражают не основы самого права, а состояние юридической науки в определенный период. Ни одно подобное теоретическое суждение не может признаваться не требующим доказательств, так как это противоречило бы основным принципам научного познания. Поэтому в качестве правовых аксиом следует рассматривать не научные постулаты, а исключительно правовые веления, проверенные многовековой юридической практикой.

4. В зависимости от формы закрепления правовых аксиом последние могут быть разделены на три вида:

Закрепленные непосредственно (в виде самостоятельного нормативно-правового предписания);

Выводимые из содержания правовых норм;

Не получившие закрепления в законодательстве.

В литературе отмечается, что помимо текста нормативного акта, аксиомы могут существовать в различных формах, например, в обобщениях практики и даже в известных пословицах 21. Однако, представляется, что в развитой правовой системе, каковой является правовая система современной России, количество основополагающих, общепризнанных правовых истин, не получивших еще нормативного закрепления, настолько ничтожно, что практически может быть сведено к нулю. Поэтому выделять в данной классификации аксиомы, не закрепленные в нормативно-правовых актах и существующие только в правосознании юристов, в юридической практике или научных исследованиях, можно лишь с оговоркой, что примеры подобных аксиом на сегодняшний день обнаружить чрезвычайно сложно. Что касается первых двух видов, то предпочтение в правотворческой практике, безусловно, должно отдаваться непосредственному закреплению правовой аксиомы в отдельном нормативно-правовом предписании.

В этой связи уместно рассмотреть правовые аксиомы в контексте проблем юридической техники. Для этого, в первую очередь, хотелось бы сравнить правовую аксиому с таким классическим средством юридической техники, как юридическая конструкция.

Соотношение правовых аксиом и юридических конструкций целесообразно рассматривать через призму общих и отличительных черт. Безусловно, данные правовые явления характеризуются определенным сходством. Во-первых, и аксиомы и конструкции вырабатываются в течение многовековой истории, многократно проверяются, совершенствуются, уточняются практикой и являются, поэтому, достижениями мировой юридической мысли. Во-вторых, оба эти правовые явления характеризуют устойчивые «вечные» черты и свойства права, обеспечивают преемственность в его развитии.

Во-вторых, и это наиболее важный момент - юридическая конструкция характеризует форму правового явления, описывает его структуру, строение, дает условную схему, которая может быть наполнена различным содержанием. Другими словами, конструкция представляет собой метод юридического мышления, с помощью которого могут быть осмыслены различные по содержанию правовые явления. В противоположность этому, правовая аксиома выражает содержание права, его нравственную общечеловеческую сущность. Именно поэтому, избегая деления конструкций на истинные и ложные, аксиомы мы рассматриваем как правовые истины. И именно поэтому у нас гораздо меньше оснований для того, чтобы признать правовые аксиомы, наряду с юридическими конструкциями, средством юридической техники.

Правомерность рассмотрения правовых аксиом в качестве средства юридической техники, действительно, является достаточно спорной. Так, составители инициативной программы спецкурса «Юридическая техника» посвящают правовым аксиомам отдельную тему в разделе «приемы юридической тех-ники»22. А.А. Ференс-Сороцкий, с другой стороны, справедливо замечает, что проблема аксиом в праве носит скорее не логический (и не технико-юридический. - М. Д.), а аксиологический характер 23. Тем не менее обойти данную категорию вниманием, говоря о юридической технике, невозможно.

В первую очередь, по форме аксиомы представляют собой четкие, емкие, предельно сжатые суждения, не допускающие нескольких толкований. Исследование их в качестве средства юридической техники подразумевает наличие специальных приемов, позволяющих перенести эти положения в законодательный текст, не только не потеряв их смысла, но и сохранив их юридическую красоту.

Мастерство законодателя состоит в том, чтобы обнаружить и выделить в структуре правовой материи те наиболее устойчивые непреложные истины, которые несут в себе высокий нравственный заряд, концентрированно выражают ценность права. Органически

вплетаясь в ткань права, развиваясь в содержании правовых норм, они не должны, тем не менее, сливаться с ними, теряться в массе других нормативных предписаний. Далеко не все аксиомы по масштабу своего действия заслуживают закрепления в виде принципов той или иной отрасли права, но каждая аксиома должна быть определенным образом выделена, обособлена в тексте нормативного акта.

В интерпретационной и правореализационной технике значение правовых аксиом также велико. Чрезвычайно важно умение интерпретатора, правоприменителя обнаружить такие правовые положения, которые не нуждаются в толковании, не могут быть поставлены под сомнение, и именно эти основополагающие, неизменные истины положить в основу своей деятельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ференс-Сороцкий А.А. Аксиомы и принципы гражданско-процессуального права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1989. С. 4.

3 Чечина Н.А. Основные направления развития науки советского гражданского процессуального права. Л., 1987. С. 90.

4 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права: В 2 т. Т. 1. Свердловск, 1972. С. 111-112; Печников ГА. О важности юридических аксиом в преподавании основ уголовного права и уголовного процесса // Юридическое образование и наука. 1999. № 2. С. 33.

5 Кудрявцев В.Н. О программировании процесса применения права // Вопросы кибернетики и права / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1967. С. 94.

6 Ференс-Сороцкий А.А. Указ. соч. С. 14.

8 Алексеев С.С. Указ. соч. Т. 1. С. 111-112.

9 См. : Явич Л.С. Право развитого социалистического общества: Сущность и принципы. М., 1978. С. 11; Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. С. 217-218.

10 Ференс-Сороцкий А.А. Указ. соч. С. 13.

11 Формы закрепления правовых аксиом в законодательстве достаточно подробно анализирует А.А. Ференс-Сороцкий. См.: Ференс-Сороцкий А.А. Указ. соч. С. 15.

12 Ференс-Сороцкий А.А. Аксиомы в праве

II Правоведение. 1988. № 5. С. 29.

14 Об этом см., напр.: Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Саратов, 2004; Она же. Мораль. Право. Власть. Саратов, 2004.

15 В числе прочего это связано с особенностями методологии общей теории права. Если философия права развивается в качестве дедуктивного знания о праве, выводимого из более общих знаний о мироздании, то теория права в основе своей имеет метод индукции, обобщая эмпирические данные отраслевых юридических наук. Возникнув как теория позитивного права, данная наука до сих пор сохраняет свою обусловленность содержанием действующего законодательства.

16 Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб., 2001.

17 Ференс-Сороцкий А.А. Аксиомы и принципы гражданско-процессуального права. С. 16.

18 Данная проблематика традиционно исследовалась в науке гражданско-процессуального права. См. напр.: Ференс-Сороцкий А.А. Аксиомы и принципы гражданско-процессуального права; Че-чина Н.А. Указ. соч.

19 Манов Г.И. Аксиомы в советской теории права II Советское государство и право. 1986. № 9. С. 29.

20 Алексеев С.С. Указ. соч. Т. i. С. 107.

21 Печников ГА. Указ. соч. С. 33.

22 Баранов В.М., Варьяс М.Ю., Салыгин Е.Н. Инициативная программа спецкурса «Юридическая техника» II Проблемы юридической техники I Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2000. С. 740.

23 Ференс-Сороцкий А.А. Аксиомы в праве. С. 31.

Правовые аксиомы - это выработанные юридической наукой и практикой общие положения, которые в силу своей простоты, ясности и многократного подтверждения практикой воспринимаются как самоочевидные истины, не требующие доказательств.

Сущность, роль и значение правовых аксиом оцениваются по-разному. В связи с этим в юридической науке различают следующие виды аксиом:

1) аксиомы - идеи правосознания, истинность которых не требует особых доказательств, служащие идеологическими предпосылками принципов права. Например, самоочевидно, что «субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность», а «правонарушение предполагает наказание »;

2) аксиомы юридической науки, складывающиеся в результате обобщения многовекового опыта общественных отношений. Так, выделяют три аксиомы общей тегоии права: право реализуется в трех формах (нормативные акты, правоотношения и правосознание), а четвертой не дано; не запрещенное нормами права и не противоречащее его принципам поведение разрешается; никто не может быть судьей в собственном деле;

3) аксиомы - отдельные принципы права, т.е. выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание. Например, таков принцип взаимосвязи прав и обязанностей;

4) аксиомы - конкретные нормы права, закрепленные в законодательстве. Например, в гражданско-процессуальном праве действуют такие аксиоматические положения, как: «бремя доказывания лежит на истце»; «каждый иск ограничен пределами определенного времени»; «решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле»;

5) аксиомы - общепризнанные нормы права, выражающие содержание общечеловеческой морали, находящие свое отражение в праве. Например, никто не обязан давать свидетельские показания против себя и своих близких.

Правовые презумпции - это официально признаваемые предположения о наличии или отсутствии тех или иных юридических фактов.

Различают опровержимые и неопровержимые презумпции. Опровержимые презумпции могут быть опровергнуты, если будет установлено существование иного, в противоположность предполагаемому, юридического факта. К числу таких презумпций относятся: презумпция невиновности подсудимого (уголовный процесс); презумпция виновности должника (гражданское право); презумпция авторства (право интеллектуальной собственности). К неопровержимым презумпциям относится презумпция знания закона: предполагается, что каждый должен знать законы своей страны, а незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

По факту правового закрепления презумпции бывают Фактические презумпции в законе не выражены и поэтому формально не имеют юридического значения. Однако они «срабатывают» при формировании внутреннего убеждения правоприменителя. Например, представляется очевидным, что человек - разумное существо, что родители любят своих детей, что должник понимает необходимость исполнить обязательство.

Законные презумпции - предположения, прямо или косвенно закрепленные в законодательстве. Такова, например, презумпция отцовства, закрепленная статьей 122 Семейного кодекса Украины. Она гласит, что родителями ребенка, зачатого и рожденного в браке, являются супруги. Суть этой презумпции состоит в том, что один факт - факт совместного призывания супругов, дает основание предполагать наличие иного факта, что супруг матери - отец ребенка.

По сфере действия различаются Отраслевая презумпция действует только в пределах одной отрасли или нескольких смежных отраслей права. Таковыми являются: презумпция, согласно которой по одному и тому же требующему разрешения правовому вопросу не может быть двух судебных решений; презумпция о компетентности вышестоящего государственного органа в вопросах, относящихся к ведению нижестоящего (подчиненного) государственного органа. Например, вышестоящий орган прокуратуры принимает к производству дело, подследственное нижестоящему органу. Общеправовые презумпции действуют во всех без исключения отраслях права, превратились в своего рода общеправовые принципы. В современных правовых системах - это презумпция добропорядочности граждан, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативно-правового акта.

Презумпция добропорядочности гражданина означает, что каждый человек, вступающий в правовые отношения с другими субъектами права, предполагается добропорядочным (добросовестным). Презумпция знания закона означает, что никто не может отговариваться незнанием закона. Без такого юридического предположения было бы вообще невозможно применить правовую норму, решить то или иное юридическое дело. Правоприменительные органы и должностные лица исходят при этом из того, что гражданин должен знать законы своего государства.

Презумпция истинности нормативно-правового акта означает, что акт, принятый нормотворческими государственными органами, прежде всего законодательными, предполагается истинным, правильным. Эта презумпция вносит стабильность в правовую жизнь общества, создает необходимые условия для решения социальных и иных задач правовыми средствами.

Правовая фикция - это прием юридической техники, с помощью которого лицу, предмету или явлению в целях защиты законных частных, общественных и государственных интересов сознательно приписывается характеристика, которой лицо, предмет или явление в действительности не обладает. Основным признаком правовой фикции является то, что норма-фикция условно восполняет неизвестные обстоятельства и придает им значение юридического факта. Такое восполнение достигается следующими способами:

1) искусственное уподобление или приравнивание друг к другу таких понятий и обстоятельств, которые в действительности различны или даже противоположны. Например, фикцией является электронная цифровая подпись (в реальности это не собственноручная подпись);

2) признание реальными несуществующих обстоятельств и отрицание существующих. Например, Гражданский кодекс Украины допускает признание физического лица умершим, если по месту его постоянного проживания нет сведений о месте его пребывания в течение трёх лет. Физическое лицо объявляется умершим со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

3) признание существующими обстоятельств и ситуаций до того, как они стали существовать на самом деле или возникли позже, чем это было в действительности. Например, таковы законные интересы еще не родившегося ребенка;

4) искусственная реконструкция реально имевших место фактов. Например, уголовно-процессуальное право признает доказательством воспроизведение обстановки и обстоятельств события.

С помощью правовых фикций достигаются цели законодательной политики. Правовая фикция, действуя в системе правового регулирования общественных отношений, вносит качественную определенность в правовые институты и тем самым способствует стабильности правопорядка.

37. Юридическая концепция прав человека. Правовой статус личности .

Во второй половине XX столетия развитие права и существование государства было определено правами человека. Идея защиты автономной личности, ее суверенитета пришла во след идее суверенитета государства, стала достоянием человеческой культуры, выкристаллизовывается в важнейших международных правовых актах нового времени, конституциях и законах, помыслах политиков, политологов и юристов. Рубежным документом, воплотившим идею прав человека и определившим развитие правовой культуры во многих странах, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Дело не только в содержании этого уникального правового документа, но и в том, что развитие национальных правовых культур начало выводится из-под контроля государственной власти. Складывается впечатление окончания периода этатизма в соотношении права и государства. К тому же произошли кардинальные изменения образа права. Стало очевидным, что право вступает в известное противоборство с государством, что с помощью права вполне реально устранить произвол и ограничить аппетиты государственной власти, наконец, принципы гражданского мира и персона-лизация личности могут быть осуществлены в условиях правового государства. Вся совокупность международных, региональных и межгосударственных актов по правам человека закрепила магистральное предназначение права в разных локальных цивилизациях - исключить произвол, утвердить свободу и справедливость. Сегодня благодаря праву функционируют важнейшие институты существующих цивилизаций.

Изначально характер воздействия Всеобщей декларации прав человека на национальные правовые системы признавался как чуждый жесткому навязыванию норм и стереотипов. Не случайно, это воздействие представлялось как просвещение и образование, проведение прогрессивных мероприятий для признания и осуществления прав и свобод человека. Используемая таким образом правовая аккультурация не должна была деформировать национальные правовые культуры. На этом фоне некоторые национальные правовые

культуры буквально разрушают правовые ценности других культур, деформируют национальное законодательство, юридическую практику, отрицательно сказываются на правовом менталитете народа.

Движение к правовой гармонии не достижимо на пути непродуманного заимствования законодательства, правовой идеологии, организационных форм существования права. Национальная правовая культура, правовой менталитет сохраняют уникальные черты каждого народа на фоне продвижения к все более полному воплощению прав и свобод человека.

Выдвижение прав человека во главу современного правового развития позволило существенно продвинуться в реализации принципа верховенства права, обеспечило повышение авторитета юридической профессии, открыло широкие возможности для влияния юридической элиты на все компоненты правовой культуры. Казавшаяся неразрешимой проблема буквы и духа закона, преломившись в призме профессиональной правовой культуры юристов, в первую очередь судей, открыла новые возможности для эффективного действия права.

Использование Всеобщей декларации прав человека в национальных правовых системах подтвердило идею цикличной эволюции права. При этом в порядке добровольной и постепенной адаптации ее положений осуществлен выход к новому качественному состоянию правовых культур в различных государствах. В то же время нельзя не заметить изменения характера воздействия нормативов Декларации, когда содержащиеся в ней рекомендательные нормы сегодня все чаще признаются и используются в качестве обязательных.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса. Правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки.Структура правового статуса личности: 1) правовые нормы и принципы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность; 3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство (или иное отношение к стране пребывания - безгражданство, иностранное гражданство или подданство); 6) юридическая ответственность. Сердцевину, основу правового статуса личности составляют ее прйва, свободы и обязанности, закрепленные в конституции и международно-правовых актах.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют три вида.

Общий правовой статус - это статус лица как члеена государственно-организованного общества. Он определяется, прежде всего, конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. Специальный, или родовой, статус отражает особенности

положения определенных категорий лиц (например, иностранных граждан, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, работников, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные социальные группы, базируясь на общем правовом статусе, могут иметь дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой «проекцию» общего и специальных статусов на конкретного индивида, иначе говоря, это совокупность персонифицированных прав и обязанностей индивида. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека. Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных статусах. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько индивидов.

38. Три поколения прав человека. Индивидуальные и коллективные права. Проблема становления четвёртого поколения прав человека.

Современное восприятие человека определяется использованием категории права человека, которая выступает в виде определенных социальных притязаний и мер свободы, разнообразие которых связано

с различием культур и цивилизаций. Права человека вытекают из процессов его бытия. Они являются одной из разновидностей непосредственно-социальных прав, наряду с правами таких социальных общностей как народ, нация, государство, различные ассоциации и т. п. Это разграничение проступает в

проблематике индивидуальных и коллективных прав, а также остро стоит в связи с решением вопроса об их соотношении.

Зачастую утверждается первичность индивидуальных прав, их определяющая роль, а непосредственно- социальные права коллективов должны проходить проверку человеческим измерением, т. е. этими индивидуальными правами. Между тем вызывает сомнение рассмотрение индивидуальных прав выше (или в качестве критерия) коллективных, поскольку существование коллектива столь же значимо для индивида как и его собственное бытие (к примеру, семья, родина).

Понимание прав человека как свойств, зависящих от человеческой природы, а не от милости властителя, пришло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных революций (XVII-XVIII вв.). Чешский юрист Карел Васак, первый генеральный секретарь Международного института прав человека в Страсбурге, в 1979 г. выделил три «поколения» прав человека.

К первому поколению относятся преимущественно личные и политические права: право на свободу слова, на справедливый суд, выбор религии. Иначе эти права называют негативными, поскольку они закрепляют автономию личности по отношению к государству. Первые юридические акты, фиксирующие «негативные» права человека, были созданы в ходе революций XVII-XVIII вв. (английский Билль о правах 1689 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., американский Билль о правах 1789-1791

гг.). Эти акты гарантировали свободу и неприкосновенность личности, нерушимость частной собственности, право на самозащиту и сопротивление угнетению. В XIX в. личные, экономические и политические права получили формально-юридическое закрепление в большинстве действующих конституций. Тем самым завершился этап формирования первого поколения прав человека. Но при этом следует считаться с тем, что до юридического равенства еще было далеко, ведь личные и экономические права половины человечества - женщин - ущемлялись, а политических они не имели совсем. Не признавались права человека и за коренным населением стран-колоний, ущемлены были права национальных меньшинств.

Ко второму поколению относятся социально-экономические и социально-культурные права, гарантирующие равенство всех членов общества: право на труд, образование, право на отдых, на достойное вознаграждение за труд и т. д. В отличие от прав первого поколения их называют «позитивными» , поскольку они содержат описание благ, которые человек имеет право получать от общества. Эта группа прав человека начала формироваться в середине XIX в., в условиях индустриальной революции и возрастания численности и значения армии наемного труда. Конституционное закрепление обширной

группы социальных и культурных прав является одной из немногочисленных заслуг перед человечеством СССР и других стран марксистского социализма. В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки социальные права человека получили признание после Второй мировой войны. Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека подтверждены и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной хартией прав человека (состоит из ряда международных пактов и протоколов к ним, открытых для подписания

в 1960-х гг.). Они признаны большинством стран мира. Вторая половина XX в. была отмечена, с одной стороны, ростом национально-освободительного движения, повлекшим распад колониальных империй. С другой стороны, на повестку дня встал вопрос об охране прав наиболее слабо защищенных, а иной раз и дискриминированных слоев населения. Так сформировалось третье поколение прав человека, ИЛИ коллективные права: право нации на само-определение, право народа на развитие, права женщин, детей, беженцев, национальных меньшинств.

В конце XX в. обострились глобальные проблемы: терроризм, наращивание вооружений, загрязнение окружающей среды и грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод, неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя как целостное явление, приходит к пониманию того, что преодоление кризисных явлений зависит от общих усилий народов. Юридическим выражением процесса глобализации стало формирование четвертого поколения прав человека. К ним относят закрепленные в международных документах права на мир и безопасность, на здоровую окружающую среду, на доступ к экономическому, научному и культурному потенциалу человечества, в том числе

Информационные права. Некоторые ученые относят к четвертому поколению также права, связанные с клонированием и другими открытиями в биологии. Четыре поколения прав человека взаимосвязаны и ни в коем случае не отменяют друг друга.

Коллективные права не должны ущемлять права и свободы личности.

39. Субъективные права и юридические обязанности: понятие и структура.

Право является сферой должного, сферой сущего и сферой идеального. Специфика права во всех этих сферах выражена в том, что оно оформлено и определено. Эта формальная определенность обеспечена посредством таких характерных для права явлений как субъективное право и юридическая обязанность. Следует обратить внимание на то, что в юриспруденции используется категория объективное право, под которым понимается система правовых норм, действующих в данном обществе. Объективное право, с формально юридической точки зрения, как бы задает существование субъективных прав и

юридических обязанностей, требуя от всех субъектов восприятия права как устойчивой, независимой от устремлений различных лиц, нормативной системы. В этой связи изменения в объективном праве могут происходить только в соответствии со сложившейся традицией формирования права, привлечением признанных источников права. Важно подчеркнуть, что как принадлежность сферы должного субъективное право

и юридическая обязанность выступают как взаимосвязанные явления. Субъективное право - это мера

и вид дозволенного поведения, установленные объективным правом, которым обладает управомоченное лицо.

Юридическая обязанность - это мера и вид требуемого поведения, установленного объективным правом, которым наделено обязанное лицо.

Субъективное право - это мера дозволенного (возможного) поведения, т. е. здесь реализация целиком зависит от усмотрения уп-равомоченого лица. Тем не менее как мера поведения оно имеет границы, выход за которые означает злоупотребление правом. Возможности, заложенные в субъективном праве дают основание говорить о субъективном праве как мере свободы. Необходимо разграничивать субъективное право и его структурные элементы, которые называются правомочиями. В современной

юриспруденции в структуре субъективного права выделяют такие правомочия: 1) право на положительное действие (праводействие); 2) право требования от других определенных действий (правотребование); 3) право на обращение за защитой и применением принуждения (правопритяза-ния); 4) право на пользование предоставленными благами (право-пользование).

Юридическая обязанность - это требуемое поведение, т. е. его реализация направлена на удовлетворение интересов управомочен-ного лица. Юридическая обязанность во многом гарантия осуществления субъективного права. Юридическая обязанность также как и субъективное право является мерой поведения, а это означает, что требование сверх этой меры выступает как нарушение законности. Юридическая обязанность в своей структуре содержит также обя-зывания: 1) обязывание действовать определенным образом (обязы-вание действия); 2) обязывание выполнить требования управомоченного лица (обязывание выполнения); 3) обязывание претерпеть установленные меры (обязывание претерпевания); 4)

обязывание обеспечить пользование управомоченному лицу (обязывание обеспечения). Нарушение юридической обязанности связано с возникновением охранительного правоотношения и наступлением юридической ответственности.

Необходимо отметить, что субъективные права и юридические обязанности являются содержательной стороной любого правоотношения (юридическим содержанием правоотношения), где просматривается ихвзаимозависимость. Между тем, субъективное право может существовать и помимо правоотношения, когда нет необходимости в выстраивании жесткой связи субъективного права и юридической обязанности, а правовые последствия возникают непосредственно из обладания субъективным правом: право на свободу слова, право на свободу совести, право на участие в митингах, шествиях и демонстрациях и др. В целом же субъективное право и юридическая

обязанность квинтэссенция правовой реальности, поскольку в концентрированном виде они отображают специфику правовой сферы.

Правовые аксиомы - самоочевидные истины, не требующие доказательств.

Значение правовых аксиом:

    • отражают уже установленные и достоверные знания.

Это "простейшие юридические суждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой" (Г.Н. Манов).

Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные. В общей теории права аксиоматических положений много:

    1. кто живет по закону, тот никому не вредит;
    2. нельзя быть судьей в своем собственном деле;
    3. что не запрещено, то разрешено;
    4. всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
    5. люди рождаются свободными и равными в правах;
    6. закон обратной силы не имеет;
    7. несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение;
    8. да будет выслушана вторая сторона;
    9. гнев не оправдывает правонарушения;
    10. один свидетель - не свидетель;
    11. если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан;
    12. показания взвешивают, а не считают;
    13. тот, кто щадит виновного, наказывает невиновных;
    14. правосудие укрепляет государство;
    15. власть существует только для добра и др.

Все эти аксиомы играют важную регулятивную, прикладную и познавательную роль.

Правовые символы. - это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика - своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, ла­пидарности и образности. Символам как разновидности искусст­венных, замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они не­редко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчи­таны на чувственное, эмоциональное восприятие.

В отечественном праве, например, законодательно закреп­ляется и тем самым приобретает правовой характер ряд симво­лов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн - как сим­волы государства, вставание присутствующих в суде судебного за­седания при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. То же самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Пре­зидентом России присяги - как символа служения народу и т.д.

Использование в законодательстве символики освобождает от необходимости давать или повторять описание тех или иных правовых явлений, придает законодательству наряду с лаконичнос­тью, строгостью, определенную образность.


Особенно велика роль символов в праве была в период его зарождения. Тогда преобладали символы-действия, что объяснялось неразвитостью правовой формы, невысоким уровнем мышления, языка. «Каждый символ был необходимым и естественным вы­ражением мысли и имел священно-историческое значение. Что после осталось только символом, то в древности было самой ма­терией действия или содержанием» (Морошкин Ф.О. О постоянном образовании законодательства. М., 1832. С.128.).

Многочисленные примеры правовых символов можно найти в древнем праве, а упоминание о некоторых из них есть в Ветхом Завете:

«Прежде такой был обычай у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля» (Ветхий Завет. Книга Руфи, 4.7.).

В Древнем Риме широко был известен символический обряд приобретения собственности - «меди и весов». В присутствии пяти свидетелей - совершеннолетних полноправных граждан и еще одного - шестого, державшего весы, приобретатель касался рукой приобретенного имущества, одновременно ударяя кусочком меди или одной монетой в другой руке о весы, а затем немедленно вручал медь отчуждателю собственности (продавцу).

По-видимому, в еще более далекие времена, когда деньги от­мерялись на вес, обряд этот не был формальным (символическим), а являлся действительным актом купли-продажи (См.: Фейхтвангер Л. Сыновья // Собр. соч. в 12-ти томах. Т. 8. М., 1966. С.495.).

Своеобразный обряд определения зерна за убитую собаку су­ществовал у саксонских крестьян. Если была убита собака, то ее необходимо было повесить за хвост так, чтобы она касалась носом земли, и сыпать на нее пшеницу до тех пор, пока зерно полностью не покроет собаку (Пост А.Г. Зачатки государственных и правовых отношений. М., 1901. С. 13.).

В период зарождения земельной собственнос­ти в суд приносили глыбу земли и тяжущиеся вступали в борьбу над нею.

С развитием правовых систем, совершенствованием юридичес­кой формы символические действия уступали место правовым по­нятиям, конструкциям, терминологии.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация