Правовое регулирование деятельности судей. Секретарь суда: должностные обязанности, преимущества и недостатки профессии Должностные обязанности судьи по гражданским делам

Главная / Земля

Секретарь суда фактически является офис-менеджером, который обеспечивает документооборот суда — занимается канцелярской работой.

Секретарь суда — это государственный гражданский служащий. Работает в канцелярии уголовного, гражданского, военного, арбитражного или иного суда.

Обязанности секретаря суда

Обязанности секретаря суда довольно однообразные и несложные:

  • оформление входящей и исходящей документации;
  • регистрация и учет дел;
  • ведение учетных журналов;
  • составление отчетов.

В дополнение к вышеперечисленному иногда в функции секретаря суда входит помощь секретарю судебного заседания.

Требования к секретарю суда

Кроме среднего образования, знания оргтехники, грамотности и внимательности никакх особых должностных требований к секретарю суда нет.

Зарплата

Зарплата секретаря суда 10-15 тысяч рублей в месяц плюс премии и надбавки, свойственные государственным организациям.

Обязанности секретаря судебного заседания

Суть должностных обязанностей секретаря судебного заседания - подготовка материалов дела к судебному процессу и обеспечение судебного делопроизводства. Для этого он:

— готовит материалы дела к рассмотрению в судебном заседании;

— направляет повестки, вызывает лиц, участвующих в судебном заседании;

— участвует в судебном заседании и ведет его протокол;

— оформляет судебные дела согласно требованиям законодательства;

— архивирует документы и передает в канцелярию.

Памятка секретаря судебного заседания.

1. Секретарь занимает свое место в зале

2. Когда судья входит или выходит из зала судебных заседаний секретарь громко говорит: «Всем встать, суд идет!»

3. На вопрос судьи о явке свидетелей отвечает: «Все свидетели явились и ожидают вызова»

4. При вызове свидетелей: прокурор или адвокат просят пригласить свидетеля, судья дает команду и после чего секретарь поднимается и говорит (громко и четко): «В зал судебных заседаний приглашается свидетель ФИО»

5. После того, как судья зачитывает права и предупреждает об ответственности потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста, участнику необходимо подписаться у секретаря.

Если в зале судебных заседаний нет ограждения – участник сам подходит к секретарю и подписывается, если есть ограждение – то секретарь сам подходит к трибуне, передает ручку и участник расписывается на листе бумаги.

6. При участии в заседании присяжных заседателей во время допроса свидетелей (после того как вопросы задали прокурор, адвокат, судья) – по команде судьи секретарь подходит к старшине присяжных, забирает лист с вопросами от присяжных и передает судье

7. У секретаря находится бутылка воды, если свидетель чувствует себя неважно – судья просит секретаря принести ему воды. Секретарь наливает водичку в стаканчик и передает участнику. Также воду могут попросить и другие участники процесса.

8. На столе секретаря перед началом судебного заседания складывают вещественные доказательства.

Профессия – секретарь суда

Если участники используют в качестве доказательств видео или аудио, то секретарь по команде судьи должен их воспроизвести.

Обязанности судебного пристава

В обязанности судебных приставов по обеспечению порядка деятельности судов входит:

— обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, свидетелей и участников судебного процесса;

— обеспечение охраны зданий судов, судебных помещений и совещательных комнат в рабочее время;

— проверка подготовки судебного помещения к заседанию;

— поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

— взаимодействие с военнослужащими воинского подразделения по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, в части их охраны и безопасности;

— осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или в суд;

Памятка судебного пристава

1. Перед началом процесса одеться в форменное обмундирование;

2. Ввести под конвоем (в наручниках и форменном обмундировании) подсудимого в зал судебного заседания непосредственно перед началом процесса;

3. На протяжении всего судебного заседания находится возле подсудимого;

4. После оглашения секретарем приглашать в зал судебного заседания участников процесса (свидетелей, экспертов), ожидающих вызова в коридоре;

5. По заявлению судьи выводить из зала судебного заседания участников, нарушающего порядок.

Обязанности адвоката

В обязанности адвоката входит:

— собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;

— опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

— собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

— беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

— фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

— совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Памятка адвоката

1. Перед началом процесса занимает свое место за столом на стороне подсудимого;

3. Ходатайствовать (при желании) о допросе подсудимого после допросов потерпевшего, свидетелей, экспертов;

4. Во время допроса потерпевшего, свидетелей со стороны обвинения задавать вопросы после гос. обвинителя;

5. Ходатайствует о вызове участников процесса со стороны защиты. При этом, если по его ходатайству был вызван участник, то допрос начинает он.

6. При необходимости ходатайствует о дополнительных допросах участников процесса. Также может ходатайствовать о допросе ранее незаявленных участников процесса;

7. Демонстрирует вещественные доказательства по уголовному делу;

8. Учувствует в прениях сторон после государственного обвинителя;

9. После прений, если от государственного обвинителя поступила реплика, ответить на нее.

Права прокурора

Прокурор вправе:

— при рассмотрении уголовных дел в судах прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

— прокурор участвует во всех уголовных делах публичного и частно-публичного обвинения, а также по уголовным делам частного обвинения, если дело возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.

— государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

— прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по делу гражданский иск, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан.

— если прокурор в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение, он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа в порядке и по основаниям, предусмотренном законом.

— прокурор имеет право до ухода суда в совещательную комнату изменить обвинение в сторону смягчения.

— прокурор приносит в вышестоящий суд апелляционное или кассационное представление в установленные законом сроки на незаконное или необоснованное судебное решение.

— прокурор независимо от участия в судебном процессе вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое уголовное дело, по которому решение, приговор, определение или постановление суда вступили в законную силу. Усмотрев, что судебное решение подлежит изменению или отмене, прокурор приносит представление в порядке надзора.

Памятка прокурора

1. Перед началом процесса занимает свое место за столом на стороне потерпевшего;

2. При вопросе судьи: «Имеются ли отводы и ходатайства у сторон», отвечает «нет, не имеется»;

3. Оглашает суть предъявленного обвинения;

4. Первым допрашивает участников процесса со стороны обвинения, начиная с потерпевшего. Участников со стороны защиты допрашивает после адвоката;

5. Представляет вещественные доказательства, заявленные в деле;

6. После того, как будут оглашены все показания участников, а также представлены доказательства, начинает прения сторон;

7. Имеет право после речи адвоката, выступить с репликой.

Права эксперта

Эксперт вправе:

— знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

— ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов;

— участвовать с разрешения дознавателя, следователя и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;

— давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;

— приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;

— отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.

Отказ от дачи заключения должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа.

Памятка эксперта

1. При вызове в зал судебного расписания встать за кафедру и огласить свои данные (ФИО, дату рождения, место проживания, место работы), заслушать права, оглашенные судьей и после этого подойти к секретарю и расписаться;

2. Давать заключение, в рамках проведенной экспертизы;

3. Отвечает на вопросы участников процесса.

Обязанности подсудимого

— соблюдать регламент судебного заседания, обращаться к суду и делать заявления стоя, обращаться к суду со словами «Уважаемый суд», а к судье – «Ваша честь» Предупрежден:

— в случае нарушения регламента судебного заседания, при неподчинении председательствующему он может быть удален из зала судебного заседания до окончания прений сторон;

Памятка подсудимого

— ходатайствовать об участии в судебных прениях и выступать с последним словом

— участвовать в судебном разбирательстве уголовного дел

— возражать против обвинения, давать показания, отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников.

Права свидетеля

Свидетель вправе:

— отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (супруги) и других близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки);

— являться на допрос с адвокатом;

— давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;

— пользоваться помощью переводчика бесплатно;

— заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе;
пользоваться в ходе допроса документами и записями;

— заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействия) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

— ходатайствовать о применении мер безопасности.

Памятка свидетеля

При вызове в зал судебного расписания встать за кафедру и огласить свои данные (ФИО, дату рождения, место проживания), заслушать права, оглашенные судьей и после этого подойти к секретарю и расписаться;

2. Отвечать на вопросы участников судебного заседания;

3. Задавать вопросы (при необходимости) участникам процесса.

Чем занимается секретарь суда?

В наше время сложно представить современную организацию без секретаря. Суд не является исключением, там тоже работают секретари. Секретарь суда, по сути, является офис-менеджером, который работает в канцелярии и занимается канцелярской работой. Все его обязанности изложены в должностной инструкции судебного учреждения. В своей работе специалист руководствуется Инструкцией по судебному делопроизводству в суде.

В чем заключается работа секретаря суда?

Секретарь суда является гражданским государственным служащим. Такие специалисты работают в канцеляриях военного, гражданского и арбитражного суда и во многих других судах.

Работа этого специалиста заключается в следующем:

  1. оформление обложек для судебных дел;
  2. получение исковых заявлений у помощников судей;
  3. подшивка в дела документов и разных материалов;
  4. нумерование страниц в деле;
  5. рассылка копий судебных решений и определений сторонам по делу;
  6. рассылка других судебных документов по указанию судьи;
  7. сообщение участникам судебного заседания о времени, на которое назначено рассмотрение дела;
  8. контроль за уведомлениями, которые приходят из почтовых отделений связи;
  9. перепечатка рукописных актов;
  10. ведение различных учетных журналов;
  11. составление отчетов;
  12. передача статистических карточек специалистам;
  13. выдача сторонам по делу исполнительных листов и их подшивка;
  14. хранение документов;
  15. другая работа.

Иногда этот специалист помогает секретарю судебного заседания, если в этом возникает необходимость.

Какие выдвигают требования к секретарю суда?

Особых требований к этому специалисту нет. Но он должен иметь среднее образование, быть грамотным, внимательным и уметь работать с оргтехникой. Секретарь суда должен иметь высокую скорость набора текста на клавиатуре и уметь общаться с людьми. Этот сотрудник должен быть всегда аккуратным, опрятным, организованным и устойчивым к стрессовым ситуациям.

Если у секретаря суда нет высшего образования, то карьерный рост практически невозможен. Но очень часто свою карьеру с этой работы начинают студенты юридических факультетов, которые учатся на заочном отделении и работают в суде. После окончания учебы, с высшим образованием можно стать секретарем судебного заседания или помощником судьи, а это уже более серьезные должности в судебной иерархии.

Зарплата у секретаря суда небольшая, от 10 до 15 тысяч в месяц. К этому прибавляются разные надбавки и премии, которые устанавливаются в судах.

Чем отличается профессия секретаря суда от секретаря судебного заседания?

Многие люди считают, что эти две профессии – одно и то же. Но это совсем не так. Как уже было сказано выше, секретарь суда является канцелярским работником и работает только в канцелярии.

Профессия секретарь суда

И образование юридическое ему не нужно, если он не хочет продолжить дальнейшее восхождение по карьерной лестнице.

Секретарь судебного заседания подчиняется судье и работает у конкретного судьи вместе с судебным помощником. К этой должности государственного служащего предъявляются более серьезные требования, обязательно нужно иметь юридическое образование. Работа секретаря судебного заседания заключается в том, что он всегда присутствует на заседаниях и ведет протоколы с последующим их оформлением. Общую канцелярскую работу этот сотрудник не выполняет.

Основные обязанности секретаря судебного заседания:

формировать в твердую обложку исковое заявление с приложенными документами после вынесения судом определения о принятии искового заявления;

подготавливать и вывешивать списки дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;

осуществлять вызов лиц, участвующих в деле;

проверять явку лиц, прибывших в судебное заседание по вызову суда;

осуществлять подготовку (тиражирование, заверение копий, составление сопроводительных писем) судебных актов для отправки сторонам по делу;

в случаях, не требующих отлагательства, направлять копии судебных актов факсимильной связью или электронной почтой либо с использованием иных средств связи;

контролировать поступление уведомлений из отделений почтовой связи о вручении писем с копиями судебных актов лицам, участвующим в деле, извещений о времени рассмотрения дела в суде;

знакомить лиц, участвующих в деле, и иных лиц по указанию судьи с материалами судебного дела;

формировать и подшивать судебные дела с составлением описи после завершения рассмотрения;

при поступлении апелляционных, кассационных жалоб организовывать направление материалов дела для их пересмотра;

сдавать в архив судебные дела (кроме тех, по которым требуется выдача исполнительного листа) после окончания сроков на обжалование в апелляционной, кассационной порядке;

своевременно выдавать исполнительные листы на принудительное исполнение судебных актов;

выдавать справки на возврат государственной пошлины;

приобщать к материалам дела документы, связанные с приведением в исполнение судебных актов арбитражного суда;

подготавливать судебное дело к сдаче в архив, согласно требованиям Инструкции по делопроизводству, после приведения завершающего судебного акта в исполнение.

  • Оценка:
  • Что делает секретарь судебного заседания?

    Секретарь судебного заседания чаще всего закреплен за конкретным судьей вместе с помощником судьи. Эта должность есть только в судах, в других государственных либо коммерческих организациях ее нет. В должностные обязанности этого сотрудника суда входит многое. Поэтому попробуем разобраться в том, что делает секретарь судебного заседания? более подробно.

    Секретарь судебного заседания: что он делает, и какие его обязанности

    На первый взгляд, кажется, что этот сотрудник суда только присутствует на судебном заседании, но это не так. Эта должность принадлежит к государственной службе и у секретаря очень много другой важной и необходимой работы.

    В обязанности секретаря судебного заседания согласно должностной инструкции входят следующие обязанности:

    1. подготовка материалов судебного дела к рассмотрению на судебном заседании;
    2. подготовка и направление сторонам по делу копий судебных документов в установленные сроки.

      Должностные обязанности секретаря судебного заседания

      Это повестки о назначении дела, определения о переносе дела и окончательное решение судьи;

    3. подготовка и вывешивание на специальном стенде списка дел, которые назначены на определенное число к рассмотрению судьей;
    4. проверка сторон по делу, которые прибыли на заседание по вызову суда;
    5. непосредственное участие в судебном заседании и составление протокола;
    6. составление сопроводительных писем, тиражирование и заверение копий судебных документов для дальнейшей отправки их участникам судебного процесса;
    7. если нужно срочно, то секретарь отправляет копии судебных актов по факсу, электронной почте или с использованием иных средств связи;
    8. по указанию судьи знакомит участников судебного процесса или иных лиц с материалами дела;
    9. после окончания рассмотрения дела формирует, составляет опись и подшивает судебные дела;
    10. формирует и сдает в архив судебные дела после того, как закончились сроки на подачу кассации и апелляции. Если же на дело пришла жалоба – секретарь организовывает направление материалов дела для их пересмотра в вышестоящую инстанцию;
    11. вовремя выдает исполнительные листы и справки на возврат госпошлины;
    12. присоединяет к материалам дела те документы, которые стороны направляют после его рассмотрения.

    Как видите, обязанностей у секретаря судебного заседания очень много и это указывает на то, какая важная и необходимая эта должность в судах.

    Какие требования предъявляются к секретарю судебного заседания?

    К кандидату на эту должность предъявляются довольно серьезные требования, а именно:

    1. необходимо высшее юридическое образование;
    2. опыт работы в юридической области перед поступлением на государственную службу в этой должности должен составлять не меньше двух лет;
    3. кандидат на должность секретаря обязан свободно владеть ПК и знать законодательство России, нормативную базу и порядок обработки информации.

      Все свои знания и умения нужно свободно применять на практике.

    Главное в деятельности судьи – осуществление правосудия. Реализация этой функции – исключительное достояние судов (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), в которых ведущая роль принадлежит судье. И именно потому в присяге, которую приносит впервые избранный на эту должность судья, заложены слова: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть».

    Главное, что определяет правовое положение судьи при осуществлении правосудия, — это его процессуальные права и обязанности, установленные Законом о Конституционном Суде, Уголовно-процессуальным, Гражданским процессуальным, Арбитражным процессуальным кодексами и административным законодательством России. При этом объем процессуальных прав судьи в определенной степени зависит от того, в какой инстанции он осуществляет свои полномочия (в суде первой, второй или надзорной инстанции), в каком составе (единолично, в составе трех профессиональных судей, при наличии в составе суда представителей народа – народных, арбитражных или присяжных заседателей, является ли он председательствующим в составе суда или его членом). Однако при всех условиях все судьи: а) осуществляют правосудие на профессиональной основе; б) независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону; в) в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подчинены; г) пользуются неприкосновенностью (ст. 120, 122 Конституции РФ, ст. 5, 16 Закона о судебной системе, ст. 5 Закона о военных судах, ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 2 Закона о мировых судьях).

    На судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей. Это прежде всего принятие общеобязательных решений, так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству. Судьям, действующим нередко совместно с представителями народа (присяжными, народными и арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти. В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти - законодательную (представительную) и исполнительную.

    Совокупность прав и обязанностей судей образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением. Речь идет не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, отправление правосудия, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т. д. Судьи, как и другие граждане, имеют право, скажем, что-то продать или купить, вступить в брак, воспитывать детей, пользоваться отпуском и т. д. Но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан.

    Правила осуществления профессиональной деятельности судьи.

    1. Судья обязан быть беспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых.

    2. Судья при принятии им решения по делу должен быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности.

    3. Судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего выполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

    4. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда.

    5. Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей.

    Судья не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу, и действия своих коллег.

    6. Судья должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, если это не будет мешать проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд.

    7. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

    Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, если это не противоречит требованиям Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Судебного кодекса. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерб авторитету суда и надлежащему выполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

    Судья может участвовать в публичных заседаниях или контактировать иным образом с органами законодательной и исполнительной власти или их должностными лицами по вопросам, касающимся права, правовой системы или осуществления правосудия, если при подобных контактах не оказывается давление на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей и не возникает сомнений в его объективности.

    Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

    Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

    Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых - связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать ему должным образом исполнять свои обязанности.

    При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех судах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Различия существуют. Как нетрудно догадаться, не может быть полного тождества в статусе судей Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, военного и гражданского и т. д. У них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Уже одно это позволяет говорить об отсутствии тождества, о возможности отступления от общего требования о единстве статуса всех судей. Однако такое отступление допускается только в случае, если оно санкционируется законом, а не является результатом прихоти какого-то должностного лица.

    Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать в несколько блоков:

    Права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбора кандидатов и наделения их судейскими полномочиями);

    Права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий (особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отставку с предоставлением ряда льгот и др.);

    Права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.

    Считая независимость судей важнейшим фактором судебной деятельности и гарантией осуществления правосудия, законодатель это принципиальное положение провозгласил на высшем нормативном уровне – в Конституции Российской Федерации (ст. 120).

    В развитие этого конституционного положения в ст. 5 (ч. 2) Закона о 1 судебной системе указано: «Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом». Провозглашение важнейшего принципа правосудия в Конституции страны и в федеральном конституционном законе само по себе является существенным фактором. Но законодатель этим не ограничился, а принял меры к правовому обеспечению его реального действия, установив запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5 Закона о судебной системе).

    Одним из важнейших факторов, обеспечивающих независимость и самостоятельность судьи, его способность осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо, является его неприкосновенность. В ст. 16 Закона о судебной системе на этот счет твердо указано: «Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом». Аналогичное положение содержится в Законе о статусе судей, в котором также нашли отражение гарантии неприкосновенности судьи.

    2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ

    Федеральная служба безопасности является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения безопасности, а также специальные функции в области государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью.

    Федеральную службу безопасности Российской Федерации возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

    Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности образуют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. (с изм. и доп.), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной службы безопасности реализуется в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы
    безопасности и пограничных войск, а также централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

    Федеральная служба безопасности представляет единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, в которую входят:

    федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения) безопасности;

    управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

    управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

    управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска;

    другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области Обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);

    Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

    Задачи, функции и полномочия пограничных войск определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Создание органов и войск федеральной службы безопасности, не предусмотренных Федеральным законом «О федеральной службе безопасности», не допускается.

    Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов и пограничных войск, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности и пограничных войск.

    Основные задачи, функции, структура ФСБ, полномочия директора ФСБ и коллегии ФСБ РФ определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, которое утверждается Президентом РФ. Возглавляет Федеральную службу безопасности Российской Федерации директор ФСБ РФ на правах федерального министра.

    В настоящее время действует Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960. В соответствии с ним структуру ФСБ образуют:

    Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеющая в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органы федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

    управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

    управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

    управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);

    другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);

    авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

    Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, принятия по ним решений в ФСБ РФ образуется коллегия в составе директора ФСБ (председатель коллегии), заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов и войск. Численность и состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом РФ. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России. При разногласии между директором ФСБ России и коллегией директор ФСБ России проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту.

    Основными направлениями деятельности органов федеральной службы безопасности являются контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности и иные направления, определяемые федеральным законодательством.

    Контрразведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности заключается в выявлении, предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Основания для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности определяются законом, а порядок использования при этом негласных методов и средств — нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

    Борьба органов федеральной службы безопасности с преступностью и террористической деятельностью ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению и предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

    Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке». Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.

    Пограничная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим направлениям:

    защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

    Обеспечение информационной безопасности предоставляет собой деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую ими в пределах своих полномочий:

    при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числен с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

    при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а, также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной, связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.

    Задачи и функции ФСБ России конкретизируются в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации (пп. 8,9).

    Для решения стоящих перед ними задач и реализации функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства органы федеральной службы безопасности наделены необходимыми полномочиями – обязанностями и правами. К их основным обязанностям отнесены:

      информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ и
      по их поручению федеральных органов государственной власти, органов’!
      государственной власти субъектов Федерации об угрозах безопасности,
      Российской Федерации;

      выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной
      деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба Российской Федерации;

      добывание разведывательной информации в интересах обеспечения
      безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

      осуществление внешней разведывательной деятельности в сфере
      шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;

      выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений
      дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществление розыска лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

      выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены!
      Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях!
      к ведению органов федеральной службы безопасности;

      выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма;

      разработка и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами мер по борьбе с коррупцией, незаконным оборот оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

      обеспечение в пределах своих полномочий безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

      обеспечение в пределах своих полномочий безопасности объектов
      оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасности в сфере космических исследований,
      приоритетных научных разработок;

      обеспечение в пределах своих полномочий безопасности федеральных
      органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

      организация и обеспечение безопасности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и в
      пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами
      Российской Федерации;

      участие в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществление контроля за, обеспечением
      сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; осуществление мер,
      вязанных с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

      проведение во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятий по обеспечению
      безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

      осуществление в пределах своих полномочий мер по обеспечению за
      щиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты
      и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также мер по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов.

      Органы федеральной службы безопасности обладают следующими основными правами:

      — устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

      использовать специальные методы и средства при осуществлении
      контрразведывательной и разведывательной деятельности;

      осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение дознания
      и предварительного следствия по которым отнесено законом к их ведению, а
      также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

      осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;

      проникать в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

      осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов;

      производить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к ведению органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы;

      составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях, вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных праве
      нарушений, и осуществлять иные полномочия по делам об административных правонарушениях, отнесенным Кодексом Российской Федерации административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;

      — осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);

      — использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях — негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;

      — использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, для предотвращения преступлений,
      преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту
      происшествия;

      использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных
      задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении,
      служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

      беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам
      помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в
      помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм
      собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что
      там совершается или совершено преступление, проведение дознания и
      предварительного следствия по которому отнесено законодательством
      Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан;

      — производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств. При этом органы федеральной службы безопасности принимают меры по обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования в этих целях соответствующих объектов в данной местности;

      — временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности (на отдельных объектах), обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;

      проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие
      их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

      получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности
      информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности;

      создавать подразделения специального назначения для выполнения
      обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;

      использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;

      оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям
      независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;

      осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в
      области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории Российской Федерации, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в Российской Федерации, выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;

      осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности
      информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной,
      засекреченной и иных видов специальной связи, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций
      территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;

      участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях Российской Федерации, находящихся за ее пределами;

      — обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в федеральных органах государственной власти.

      Органы федеральной службы безопасности могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников.

      Законом запрещено использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, несовершеннолетних, священнослужителей и полномочных представителей, официально зарегистрированных религиозных организаций.

      Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

      За деятельностью органов федеральной службы безопасности установлен контроль. Его осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

      Надзор за исполнением законов органами федеральной службы безопасности возложен на Генерального прокурора Российской Федерации и уполномоченных им прокуроров. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках федеральной службы безопасности, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
      ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

    Многие в детстве мечтают стать актёрами, врачами или пожарными, ближе к окончанию школы будущие выпускники планируют быть юристами, программистами и бизнесменами.

    Но вряд ли кто-то мечтает о такой профессии, как секретарь суда.

    Должностные обязанности этих весьма обширны, а заработная плата оставляет желать лучшего.

    Навигация по статье

    Чем занимается секретарь судебных заседаний

    В понимании обывателей, секретари судов ведут протокол заседания и вызывают свидетелей для допроса. Однако такой работой занимаются секретари судебных заседаний.

    Секретарь суда – это не государственный служащий, а клерк низшего уровня, который выполняет большой объём работы по обеспечению деятельности отдельного судьи.

    Среди обязанностей судебного секретаря можно выделить следующие:

    • Извещение участников о дате проведения заседания. Речь идёт не только об отправке извещений почтой, но и о поиске места нахождения свидетелей, ответчика, третьих лиц. Очень часто участники пытаются затянуть рассмотрение дела, уклоняются от получения письменных извещений. Секретарь суда должен разыскать человека и разъяснить ему правовые последствия подобного поведения.
    • Учёт входящей и исходящей корреспонденции. Сюда входит ведение журналов и сортировка обращений.
    • Составление статистических отчётов.
    • Осуществление выдачи оригиналов и копий решений и постановлений суда.
    • Выполнение иных функций, связанных с формальной организацией работы судьи.

    Также, помимо официальных обязанностей, на данных служащих ложится рутинная работа судей. Количество дел, рассматриваемых в судах, сильно превышает нормативную нагрузку, поэтому на секретарей судов ложится также:

    • Исследование исковых заявлений на предмет соблюдения законодательства. Если процессуальные нормы были нарушены, то секретарь суда готовит ответ для истца об отказе в принятии заявления или оставлении его без движения.
    • Помощь в ведение протокола судебного заседания. В ходе опроса свидетелей необходимо зафиксировать большое количество информации. Для обжалования решения суда заинтересованной стороне требуется полная версия протокола. В условии ограниченного времени для оформления этого документа задействуют даже секретаря суда.
    • Помощь в оформлении решений . Часто судьи, имеющие большое количество дел в производстве, лишь схематично составляют решения, а секретари занимаются доработкой документа в соответствии с требованиями законодательства.

    Конкретный перечень обязанности зависит от организации работы в конкретном суде. Несмотря на то, что обязанностей у секретаря суда очень много, это отличная возможность узнать, что собой представляет суд на самом деле.

    Почему люди идут работать секретарями судов


    Самая низкая должность в суде, связанная с юриспруденцией, — это секретарь суда.

    Должностные обязанности, зарплата и условия работы этих служащих сходны в различных субъектах федерации.

    Секретари получают около 15-20 тысяч рублей, иногда больше, если имеет надбавки и получает премии.

    Поэтому нередко можно встретить ситуацию, когда на должность секретаря суда ищут подходящего работника более полугода.

    И это прекрасная возможность для тех, кто желает связать свою жизнь с отправлением правосудия.

    Это отличный карьерный старт для тех, кто не имеет нужных связей в данной сфере.

    Очень часто вакантное место судебного секретаря занимает бывший секретарь суда. Должностные обязанности, образование, опыт участия в судебных процессах позволяет эффективно конкурировать с другими соискателями.

    Сказывается и знакомство с другими работниками, в том числе и с председателем суда, ведь все работают в одном государственном органе.


    Таким образом, молодой человек, поступивший на юридический факультет заочно, занимает место секретаря , которых очень часто не хватает.

    Проработав в должности 3-5 лет, он приобретёт богатый опыт участия в подготовке судебных заседаний, выяснит многие тонкости работы судей, о которых не говорят на лекциях и не пишут в нормативных актах.

    Секретарь суда – это должность для людей, которые целенаправленно стремятся в суде, но не могут позволить себе обучение на престижном факультете. Достойное начало для трудолюбивых специалистов, влюблённых в юриспруденцию.

    О повышении зарплат сотрудникам судебного аппарата — на видео:

    Задайте свой вопрос в форму ниже

    Наличием системы органов судейского сообщества.

    Предоставлением судье материального обеспечения.

    Неприкосновенностью судей.

    Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий.

    4. Правом судьи на отставку:

    По собственной инициативе или вынужденно,

    Ввиду истечения срока полномочий и ли достижения определенного возраста,

    По состоянию здоровья.

    Права судей:

    Судьи в ходе судебного заседания имеют право на исследование доказательств, задавать вопросы сторонам, свидетелям и другим допрашиваемым лицам, принимать решения по существу дела, заявленным ходатайствам и отводам и т.п.;

    Судья вправе истребовать доказательства от граждан и организаций; вносить представления в государственные органы, общественные организации к должностным лицам устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных органов, общественных организаций и информационных центров.

    Судьи вправе вносить в Верховный Суд предложения о даче разъяснений по вопросам применения законодательства;

    Обязанности судей:

    Точно исполнять требования законов;

    Обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру и воспитательное воздействие правосудия, быть справедливыми и гуманными;

    Изучать и обобщать судебную практику, способствовать повышению правовых знаний работников аппарата судов и народных заседателей;

    Избегать всего, что могло бы как-то причинить ущерб авторитету правосудия, достоинству судьи, объективности и беспристрастности;

    Своевременно знакомить народных заседателей с делами, подлежащими рассмотрению, с действующим законодательством и практикой его применения, оказывать иную помощь в осуществлении их полномочий;

    Не разглашать тайну совещания судей и иных сведений, полученных в закрытых судебных заседаниях.

    1. Конституционные основы правосудия.

    Правосудие в Российской Федерации строится на следующих принципах:

    • законности правосудия.
    • осуществления правосудия только законом.
    • доступности судебной защиты прав.
    • осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.
    • коллегиальности рассмотрение определенных законом дел в судах.
    • участия граждан в отправлении правосудия.
    • независимости судей и подчинение их только закону.
    • судопроизводства и делопроизводства в судах на государственном или национальном языке.
    • Принцип гласности в деятельности судов.

    Конституция РФ устанавливает: «разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».



    Слушание дела в закрытом процессе допускается:

    - по АПК РФ:

    1. Государственная тайна,

    2. Необходимость сохранения коммерческой и иной тайны,

    3. В других случаях, предусмотренных законом.

    - по УПК РФ:

    1. По делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет,

    2. По делам о половых преступлениях,

    3. По другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц.

    • Принцип обеспечения обвиняемому права на защиту.

    Закон устанавливает случаи обязательного участия защитника на предварительном следствии и дознании:

    Подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника,

    Подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним,

    Подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

    Подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

    Лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

    Уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

    Обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке.

    • Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе.
    • Принцип презумпции (предположения) невиновности.

    Закон устанавливает:

    Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

    Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвиняемого;

    Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого;

    Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

    Приведенные положения применяются в ходе предварительного следствия, дознания, в суде.

    Презумпция невиновности опровержима: предположение действует до тех пор, пока на основе достаточных, достоверных и объективных доказательств не будет установлена приговором суда виновность лица в совершении преступления.

    · Несменяемость судей. Неприкосновенность судей и присяжных заседателей.

    · .Принцип охраны чести и достоинства личности судьи.

    Перечисленные конституционные положения имеют отношения к судопроизводству и осуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам,

  • 1. Понятие и сущность судебной власти
  • 2. Свойства судебной власти
  • Тема 3. Правосудие и его демократические принципы
  • 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки
  • 2. Понятие и система принципов правосудия
  • Тема 4. Судебная система (общие положения)
  • 1. Понятие и общая характеристика судебной системы Республики Беларусь
  • 2. Звено судебной системы и судебные инстанции
  • Тема 5. Действующая судебная система республики беларусь
  • 1. Конституционный Суд Республики Беларусь
  • 2. Районный (городской) суд – основное звено судебной системы
  • 3. Полномочия, состав и структура областного (Минского городского) суда
  • 4. Система и полномочия военных судов Республики Беларусь
  • 5. Верховный Суд Республики Беларусь
  • 6. Хозяйственные суды
  • Тема 6. Правовой статус судей
  • 1. Теоретические аспекты правового статуса судьи
  • 2. Права и обязанности судьи. Гарантии деятельности судьи
  • 3. Дисциплинарная ответственность судей. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи Дисциплинарная ответственность судей
  • Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
  • 4. Правовой статус народных заседателей
  • Тема 7. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
  • 1. Понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
  • 2. Роль Министерства юстиции и его органов в осуществлении организационного обеспечения деятельности судов
  • 3. Система органов самоуправления судей
  • Тема 8. Прокуратура республики беларусь
  • 1. Понятие и задачи прокуратуры Республики Беларусь. Направления деятельности прокуратуры
  • 1. Отрасли прокурорского надзора:
  • 3. Предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
  • 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
  • 3. Отрасли прокурорского надзора
  • 1) Надзор за исполнением законодательства.
  • 2) Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
  • 3) Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.
  • 4. Система и структура органов прокуратуры
  • 5. Порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров. Классные чины и дисциплинарная ответственность прокурорских работников
  • Тема 9. Органы предварительного следствия и дознания
  • 1. Задачи предварительного расследования и возбуждения уголовного дела
  • 2. Органы, уполномоченные законом осуществлять предварительное следствие
  • 3. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие дознание
  • Тема 10. Адвокатура
  • 1. Понятие адвокатуры. Цели, задачи и принципы деятельности адвокатуры Республики Беларусь
  • Право на юридическую помощь (ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре») гарантировано государством всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения.
  • 2. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
  • 3. Организация адвокатуры в Республике Беларусь
  • Республиканская коллегия адвокатов
  • 4. Правовой статус адвоката
  • Тема 11. Нотариат. Юридическая служба предприятия (организации)
  • 1. Понятие, задачи и значение нотариата в Республике Беларусь
  • 2. Понятие, принципы нотариальной деятельности в Республике Беларусь
  • 3. Компетенция и организация нотариата
  • Права нотариусов, уполномоченных должностных лиц (ст. 38 Закона):
  • 4. Понятие, задачи и организация деятельности юридической службы предприятия (организации)
  • 5. Роль юридической службы в обеспечении законности в организации
  • Тема 12. Юстиция зарубежных стран
  • 1. Основы судебной системы Российской Федерации
  • 2. Основы судебной системы Украины
  • 3. Основы судебной системы Великобритании
  • 4. Судебная система Германии
  • 5. Судебная система сша
  • Нормативные правовые акты
  • Литература
  • 2. Права и обязанности судьи. Гарантии деятельности судьи

    Эффективное осуществление судьями функций, связанных с правосудием, невозможно без наделения их соответствующим комплексом прав и возложения обязанностей.

    Права судьи изложены в ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в следующем виде. Судья имеет право :

      требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

      запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

      требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь.

    Судьи при осуществлении правосудия обязаны (ст. 89 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь.

    Реализация названых прав и выполнение обязанностей обеспечивается определенными гарантиями . Гарантии деятельности судьи, прежде всего, связаны с необходимостью обеспечения конституционного принципа независимости судей. Рассматриваемая проблема носит международный характер. В связи с этим на VII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками 1985 г. принят документ, названный Основными принципами независимости судебных органов.

    Приоритет (господство) права как определяющий признак правового государства, предполагает наличие независимой и самостоятельной судебной власти. Независимость судей, подчинение их только закону являются необходимым условием беспристрастного и объективного разрешения судами уголовных, гражданских, административных и иных дел.

    Независимость судей гарантируется мерами их правовой и социальной защиты, в числе которых ст. 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей называет установленный законодательными актами порядок назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий судьи; неприкосновенность судьи; процедура рассмотрения дел и вопросов; тайна совещания при вынесении судебных постановлений и запрещение требовать ее разглашения; ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность; создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов и другие.

    Несменяемость судей проявляется, прежде всего, в том, что судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без его личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом.

    Недопустимость вмешательства в деятельность судей. Статья 85 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей рассматривает требование о недопустимости вмешательства в деятельность судьи в качестве элемента независимости судей, при этом делая ссылку на ответственность, установленную законодательством, в случае нарушения данного требования. Глава 34 УК содержит перечень деяний, признаваемых преступлениями против правосудия. Среди них такие, как насилие в отношении судьи или народного заседателя (ст. 388), угроза в отношении судьи или народного заседателя (ст. 389), вмешательство в разрешение судебных дел или производство предварительного расследования (ст. 390) и другие. Особенностью перечисленных деяний является совершение их в отношении судьи именно в связи с его профессиональной деятельностью по осуществлению правосудия.

    Неприкосновенность судей – это существенная гарантия их независимости. Поскольку судья разрешает юридические конфликты, а судебные решения так или иначе затрагивают интересы различных субъектов, судья нуждается в повышенном уровне защищенности, в дополнительных гарантиях от вторжения в сферу профессиональной деятельности. Судейская неприкосновенность необходима для защиты публичных интересов, обеспечения справедливого правосудия.

    Согласно нормам законодательства (ст. 87 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей), неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Это означает, что проникновение в жилище или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении него следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, могут осуществляться не иначе, как с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, или по судебному решению и только по возбужденным уголовным делам.

    Неприкосновенность судьи означает также особую процедуру привлечения к ответственности. Так, согласно ст. 468 2 УПК Республики Беларусь, решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, либо о привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу, возбужденному в отношении других лиц либо по факту совершенного преступления, принимается Генеральным прокурором Республики Беларусь или лицом, исполняющим его обязанности, с предварительного согласия должностного лица, назначившего судью (государственного органа, избравшего его), то есть с согласия Президента Республики Беларусь, а в отношении судей Конституционного Суда Республики Беларусь, избранных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь – с согласия Совета Республики.

    В законодательстве идет речь об иммунитете только применительно к уголовной ответственности. Последнее объясняется характером уголовной ответственности, которая по своей сущности более сурова, чем, например, административная. Необоснованное уголовное преследование судьи может нанести ущерб высокому престижу судебной власти. Дополнительной гарантией недопущения подобных ошибок является положение, согласно которому уголовные дела в отношении судей подсудны только Верховному Суду Республики Беларусь.

    Развивая положение о неприкосновенности судьи, закон предусматривает также, что в отношении судьи не допускаются применение таких принудительных мер, как задержание, привод, личный обыск. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

    Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, доставленный в орган внутренних дел или иной государственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его непосредственно при совершении преступления.

    На обеспечение неприкосновенности судей направлено также принятие 13 декабря 1999 г. Закона Республики Беларусь «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 77 , предусматривающего комплекс мер безопасности, применяемых в необходимых случаях в отношении судьи и его близких.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация