Молитва Ефрема Сирина в Великий Пост. Какие молитвы читать в пост? Какие молитвы читать во время великого поста

Главная / Земля

Завет Спасителя - всегда молиться. Молитва - это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с остановкой молитвы.

Молитва - это разговор с Богом, с Пресвятой Богородицей, святыми. Бог - наш Небесный Отец, к Которому всегда можно обратиться со своими радостями или печалями. Поэтому в любое время, не только на богослужении и молебнах, а в любом другом месте мы можем обратиться к Пресвятой Богородице и святым угодникам и просить их помочь нам, ходатайствовать за нас пред Господом.

Надо учиться обращаться к Богу как Источнику Жизни. Первые слова, которые следует произносить утром - это "Слава Тебе, Господи, Слава Тебе!" . Постепенно краткие молитвы собираются в правила - молитвы, обязательные для прочтения.

Существуют различные, - утренние, дневные, вечерние правила и др. Эти молитвы составлены святыми людьми и проникнуты духом их подвижнической жизни, посвященной Христу. Самой совершенной является молитва "Отче наш…", оставленная Своим ученикам Самим Господом Иисусом Христом.

Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило занимает несколько часов, у других - несколько минут. Все зависит от духовного устроения человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает.

Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании, одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.

Необходимо приучаться и к поклонам - поясным и земным . Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве. Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве. Надо стоять прямо, смотреть прямо на иконы, и помнить, что при молитве вы предстаете перед Лицом Отца Небесного.

Жизнь и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы - это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь "в плоскости", без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы состоит в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что все имеет меру вечности и все имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем - не безбожный мир: его профанируем мы сами, но в существе своем он вышел из рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах Божиих - это жизнь и смерть Его Единородного Сына, и молитва свидетельствует, что мы знаем это, - знаем, что каждый человек и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им, они становятся дороги и для нас. Не молиться - значит оставлять Бога за пределами всего существующего, и не только Его, но и все, что Он значит для созданного Им мира, того мира, в котором мы живем.

О посте

Церковь Христова заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты . Пост - это такие дни, когда мы должны больше думать о Боге, о своих грехах перед Богом, больше молиться, каяться, не раздражаться, никого не обижать, а наоборот, всем помогать. Чтобы легче было это выполнить, нужно, прежде всего есть только "постную" пищу, т. е. растительную: хлеб, овощи, фрукты, так как сытная пища вызывает у нас желание, не молиться, а поспать, или же, наоборот, резвиться. Постились ветхозаветные праведники, постился и Сам Христос.

Еженедельными постными днями (за исключением "сплошных" недель) является среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пятницу - ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать скоромную мясную и молочную пищу, яйца, рыбу (по Уставу от Фомина воскресения до праздника Св. Троицы рыбу и постное масло вкушать можно), а в период от Недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла.

Многодневных постов в году четыре. Самый длительный и строгий - Великий Пост , который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них - Первая и последняя, Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

Близок по строгости к Великому Успенский пост , но он короче - с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая, предстоя пред Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза - в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).

Рождественский пост продолжается 40 дней, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николая (19 декабря) рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить по полной строгости.

Четвертый пост - Святых апостолов (Петра и Павла). Он начинается с Недели всех Святых и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского.

Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

Некоторое послабление в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим женщинам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд.

Но пост должен быть не только телесным, но и духовным. "Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления".

Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание.

Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.

Молитвы начальные

Встав от сна, прежде всякого другого занятия, благоговейно представляя себя пред Всевышним Богом и полагая на себя крестное знамение, говори:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь (истинно, правда).

По сем немного помедли, чтобы все чувства твои пришли в тишину и мысли оставили все земное, и тогда произноси молитвы без поспешности, со вниманием сердечным.

В этой молитве мы спрашиваем у Господа благословения на предстоящее дело.

Хвалебная молитва Господу Богу
(cлавословие малое)

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В этой молитве мы славим Бога, ничего не прося взамен. Произносится она обычно по окончании дела в знак благодарности Богу за Его милосердие к нам. Эта молитва произносится короче: Слава Богу. В этом сокращенном виде мы произносим молитву, когда оканчиваем какое-либо доброе дело, например, учение, работу; когда получаем какую-либо радостную весть и пр.

Молитва мытаря

Боже, милостив буди мне грешному.

Господь, будь милостив ко мне, грешнику.

Молитва о прощении наших прегрешений. Ее нужно произносить так же часто, как часто грешим. Как только согрешим, должны тотчас же каяться пред Богом во грехе и произносить эту молитву.

Молитва Господу Иисусу Христу

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Господь Иисус Христос, Сын Божий, по молитвам Твоей Чистейшей Матери и всех святых, умилосердись над нами (окажи милость нам). Аминь.

Мы просим, чтобы Бог по молитвам святых помиловал нас, т.е. был милостив к нам и простил наши грехи. Эта молитва, как и молитва мытаря, должна быть в уме и сердце христианина возможно чаще, потому что, постоянно согрешая перед Богом, постоянно и должны обращаться к Нему с просьбой о помиловании.

Молитва эта может произноситься короче: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас , или еще короче: Господи, помилуй! В последнем сокращенном варианте она произносится в церкви, во время богослужения, нередко до 40 раз непрерывно.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и все наполняет, Вместилище всякого добра и жизни Податель, прииди и обитай в нас, и очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Милосердый, наши души.

Мы просим, чтобы Дух Святой избавил нас от вечного наказания за грехи и удостоил нас Царства Небесного.

Трисвятое
(ангельская песнь)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам.

Под словами: Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами: Святый Крепкий - Бог Сын; под словами: Святый Безсмертный - Бог Дух Святой. Молитва читается три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Ангельской песнью эта молитва называется потому, что ее воспевают святые ангелы перед престолом Божиим.

Славословие ко Пресвятой Троице

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Хвала Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и теперь и всегда, и в безконечные веки. Аминь.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его, явившегося людям в трех Лицах.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради.

Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи (Отче), прости нам грехи наши. Владыка (Сын Божий), прости беззакония наши. Святый (Дух), посети нас и исцели наши болезни, для прославления имени Твоего

Прежде у Св.Троицы вместе, а потом у каждого Лица Св. Троицы мы порознь просим одного, хотя и в различных выражениях: избавления от грехов.

Молитва Господня

Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отец наш небесный! Пусть прославиться имя Твоё. Пусть наступит Царство Твоё. Пусть будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешивших против нас. И не допусти нас до соблазна, но избавь нас от злого духа. Потому что Тебе принадлежит Царство, Сила и Слава - Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

Это - важнейшая молитва; потому-то она и читается часто в церкви во время богослужения. Она содержит призывание, семь прошений и славословие.

Утренние молитвы

Молитва Иисусу Христу

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Приидите, поклонимся Царю, нашему Богу.
Приидите, поклонимся и повергнемся на землю пред Христом Царем, нашим Богом.
Приидите, поклонимся и повергнемся на землю пред Самим Христом, Царем и Богом нашим.

В молитве мы приглашаем все свои телесные и душевные силы, приглашаем и других верующих поклониться Иисусу Христу, Царю нашему и Богу.

Псалом 50 - покаянный псалом Давида

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдешися во словесех Твоих, и победиши всегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гре- сех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премуд- рости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто со- зижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечести- вии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возра- дуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя воз- вестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою). Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости. Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Псалом этот (псалом-песнь) составлен пророком царем Давидом, когда он каялся в том великом грехе, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею. Молитва выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе, потому-то этот псалом и читается часто в церкви во время богослужения, и нам, виновным в тех или других грехах, следует произносить его возможно чаще.

Молитва 3-я Св. Макария Великого

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирские злыя вещи и диавольского поспеше- ния, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

К Тебе, Владыка Человеколюбец, пробудившись от сна, обращаюсь и по милосердию Твоему спешу на Твои дела, и умоляю Тебя: помоги мне во всякое время, во всяком деле и избавь меня от всякого мирского злого дела и диавольского искушения; спаси меня и введи в Твое вечное Царство. Ибо Ты мой Создатель, всякого добра Источник и Податель, на Тебя вся моя надежда, и Тебя прославляю теперь и всегда, и в бесконечные веки. Аминь.

В этой молитве мы изъявляем готовность и желание перед Богом по пробуждении от сна заниматься делами, назначенными каждому Богом, и просим у Него помощи на эти дела; просим также, чтобы Он сохранил нас от грехов и ввел нас в Царство Небесное. Молитва заканчивается славословием Богу.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Похвала Пресвятой Богородице

Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воистину достойно прославлять Тебя, Богородицу, вечно счастливую и святейшую и Матерь нашего Бога. И мы прославляем Тебя, истинную Богородицу, честнейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, без нарушения девства родившую Сына Божия.

Этой молитвой мы прославляем Пресвятую Богородицу. Есть краткая молитва к Пресвятой Богородице, которую нам следует произносить возможно чаще. Эта молитва: Пресвятая Богородица, спаси нас!

Ангеле Божий, Хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небеси данный, прилежно молю Тя: Ты мя днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь.

Ангел Божий, святой мой Хранитель, данный мне от Бога с неба на сохранение! Прошу тебя усердно: Ты меня сегодня вразуми и от всякого зла, научи меня доброму делу и направь меня на путь спасения. Аминь.

В этой молитве просим Ангела хранителя избавить нас от всех злых искушений и молиться за нас Богу.

Тропарь Кресту и молитва за Отечество

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спаси, Господь, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая православным христианам побеждать врагов и сохраняя силой Креста Твоего святую Церковь Твою.

В этой молитве мы просим, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие в жизни, дал силу побеждать всех нарушителей покоя и безопасности государства, и нас охранял Крестом Своим.

Молитва о здравии и о спасении живых

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников, наставников и благодетелей, и всех православных христиан.

Отца духовного - того священника, у которого мы исповедуемся; сродников - родственников; наставников - учителей; благодетелей - делающих добро, помогающих нам.

В этой молитве мы просим у Бога родителям нашим, родственникам и всем нашим ближним и друзьям благ земных и небесных, а именно: здоровья, крепости сил и вечного спасения.

Молитва об усопших

Покой, Господи, души усопших раб Твоих (имена), прости им согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Упокой, Господь, души усопших рабов Твоих: родителей моих, родственников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им все их грехи, сделанные по собственной воле и помимо их воли, и дай им Царствие Небесное.

Мы молимся, чтобы Он умерших наших родственников, ближних и всех православных христиан поселил вместе со святыми в Царстве Небесном, где нет никаких страданий, а только одно блаженство, простив им все их грехи по несказанному милосердию Своему.

Молитвы в продолжении дня

Молитва перед учением

Преблагий господи, ниспосли нам благодать Духа Твоего Святого, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевные наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу. Родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Премилосердый Господь! Пошли нам благодать Духа Твоего Святого, которая бы дала нам понятливость и укрепила наши душевные силы, чтобы мы, слушая преподаваемое нам учение, возросли Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Мы молимся, чтобы Бог дал нам понятливость и охоту к учению, чтобы это учение послужило на славу Божию, на утешение родителей и на пользу наших ближних.

Перед учением вместо этой молитвы можно произносить молитву: Царю Небесный.

Молитва по окончании учения

Благодарим Тебе, Cоздателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Благодарим Тебя, Создатель, за то, что Ты удостоил нас милости Твоей, чтобы внимать учению. Благослови (т. е. награди) наших начальников, родителей и учителей, которые ведут нас к познанию добра, и дай нам силу и здоровье продолжать это учение.

В этой молитве мы сначала благодарим Бога за то, что Он помогает нам учиться; потом просим, чтобы Он наградил Своей милостью начальников, родителей и учителей, старающихся научить нас добру, и дал нам силы и здоровье продолжать учение.

По окончании учения вместо этой молитвы можно произносить молитву: Достойно есть.

Молитва перед вкушением пищи

Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Глаза всех обращены к Тебе, Господь, с надеждой, и Ты даешь пищу всем в свое время; открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее по желанию (Псал. 144, 15-16).

В этой молитве мы просим, чтобы Бог благословил нам пищу и питие во здоровье.

Вместо этой молитвы перед обедом и ужином можно читать молитву Господню: Отче наш.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что Ты напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего Царства.

В этой молитве мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас пищей и питьем и просим, чтобы Он не лишил нас и Небесного Своего Царства.

Молитвы на сон грядущим

Молитва ко святому Ангелу хранителю

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякого лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне все, в чем я согрешил в прошедший день (или прошедшую ночь), и избавь меня от всякого коварства злого моего врага, чтобы я ни одним грехом не разгневал Бога моего; но молись за меня грешного и недостойного раба, чтобы мне оказаться достойным благости и милости Всесвятой Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

При каждом из нас пребывает особый ангел, во всю нашу жизнь со времени нашего крещения; он охраняет нашу душу от грехов, а тело - от земных несчастий, и помогает нам жить свято, поэтому он и называется в молитве покровителем души и тела. Мы просим Ангела хранителя, чтобы он простил наши грехи, избавил нас от хитростей диавола и молился за нас Господу.

Молитва Св. Макария Великого, к Богу Отцу

Боже вечный и царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да восстав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия ми враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Бог вечный и Царь всех тварей, удостоивший меня дожить до часа сего! Прости мне грехи, которые я сделал в нынешний день делом, словом и помышлением, и очисти, Господь, бедную мою душу от всякой нечистоты телесной и душевной. И помоги мне, Господь, наступающую ночь провести спокойно, чтобы, вставши с убогой моей постели, мог я делать угодное пресвятому имени Твоему во все дни моей жизни и побеждать нападающих на меня врагов телесных и безтелесных. И избавь меня, Господь, от пустых мыслей, оскверняющих меня, и злых страстей. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, теперь и всегда, и вечно. Аминь.

В молитве этой мы благодарим Бога за благополучно проведенный день, просим у Него прощения грехов, сохранения нас от всякого зла и спокойной ночи. Молитва эта оканчивается славословием Св. Троицы.

Молитва 5-я, святого Иоанна Златоуста

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси Хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Господь Бог наш! Как благой и человеколюбивый, прости мне все, чем я согрешил в этот день: словом, делом или мыслями; подай мне сон мирный и спокойный; пошли мне Ангела Своего хранителя, чтобы он покрыл и сохранил меня от всякого зла. Ибо Ты хранитель душ и тел наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, теперь и всегда, и вечно. Аминь.

Просим прощения грехов, спокойного сна и Ангела хранителя, который бы сохранил нас от всего дурного. Молитва эта оканчивается славословием Св.Троицы.

Молитва Честному Кресту

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

В молитве мы выражаем веру, что крестное знамение есть сильнейшее средство на прогнание бесов, и просим у Господа духовной помощи силою Святого Креста.

Краткая молитва Честному Кресту

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Защити меня, Господь, силою Честного (Чтимого) и Животворящего (Дарующего жизнь) Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.

Произносить молитву следует перед самым сном, поцеловавши крест, носимый на груди, и оградивши себя и постель крестным знамением.

При подготовке материала использовались следующие труды:
"Беседы о молитве", митрополит Антоний Сурожский,
"Толковый молитвенник", издано приходом во имя Преподобного Серафима Саровского.
"О молитве", игумен Иларион (Алфеев).
"Православие для детей", О.С. Барило.

"Православие для детей", О.С. Барило

Реклама

Соблюдение Великого поста является добровольным актом и носит глубоко индивидуальный характер. Мирянам для того, чтобы поститься по церковному уставу, необходимо получить благословение духовника потому, что христиане перед вхождением в пост должны духовно подготовиться, пройти таинство исповеди.

Великий пост - самый строгий и продолжительный из всех четырех многодневных постов, установленных Православной церковью, начнется 19 февраля, после Прощенного воскресения. Великий пост - первый из многодневных постов в году, цель которого добиться внутренних качественных изменений, это не просто отказ от пищи скоромной, но и от пагубных страстей и греховных мыслей.

Первый день Великого поста 2018 молитвы: время отрешения от мирских дел и общения с Богом

В Великий пост, как и любой другой, самый строгий запрет из продуктов накладывается на мясо, так как считается, что насильственная смерть животного, мясо которого впоследствии мы едим, накладывает свой отпечаток.

В Библии сказано, что пища для людей в раю была только растительная, и что все животные, созданные Богом, были нужны людям. Исходя из этого, соответствующим должно было быть и отношение к ним, поэтому при потопе все были спасены – "каждой твари по паре".

Литургически Чистый понедельник начинается вечером в воскресенье, 18 февраля. После вечерни совершается особый чин прощения: настоятель храма говорит напутственное слово перед Великим постом, первый кланяется прихожанам и просит у них прощения. Далее все священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. Это делается для того, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Первый день Великого поста 2018 молитвы: великопостная молитва

Православные идут навстречу Христу, готовя себя к Пасхе, очищая тело и душу от того земного, что может помешать приблизиться к Небесному. Пост – это не строгая диета, но время молитвы. Само по себе ограничение в пище не подготовит нас к Великому Празднику. Но, если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог. Это пребывание в любви и божественной благодати.

Молитве в Великий пост следует уделить больше времени, чем обычно. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну - краткую и емкую молитву Святого Ефрема Сирина.

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Вот текст этой молитвы:

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Страстная неделя

События Страстной недели (Страстной седмицы) православные христиане будут вспоминать в течение всего Великого поста. Ведь в первые четыре воскресных службы служится вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). В Страстную неделю мы вспоминаем страдания и смерть Христа на кресте. Первые три дня Страстной недели – это дни, когда совершаются последние в текущем церковном году Таинства Евхаристии. На отпусте произносят слова “Грядый Господь на вольную Страсть”. Это – напоминание о том, что Господь добровольно принял на себя наши грехи и принял страдания и смерть ради нашего спасения.

Самый строгий пост соблюдается в Великую Пятницу, накануне Великой Субботы. Великую пятницу проводят в строжайшем воздержании. На богослужении Великой Субботы читают канон Великой Субботы пред Плащаницей. Это – время перед Пасхальной заутреней… Великий пост заканчивается, Пасха грядет!

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Наша Пасха – Христос, и приближаясь к Нему, имеет смысл читать дохристианские книги, советует Сергей Комаров.

Приближается Великий пост – школа духовной жизни христианина. Время святой Четыредесятницы отличается от прочих дней церковного года прежде всего богослужением. Одной из характерных особенностей великопостного богослужебного устава является интенсивное чтение ветхозаветных книг. Так, Псалтирь Давида прочитывается дважды за седмицу. Полностью в течение Поста должны быть прочитаны Бытие, Притчи, Книга пророка Исаии. Почему выбраны именно эти книги? В первую очередь особое внимание к ним связано с древней практикой подготовки оглашенных ко крещению в Великую Субботу. Книга Бытие важна для готовящихся к Таинству, поскольку в ней описано сотворение Адама и его падение – т. е. завязка духовной истории человечества. Притчи воспитывали нравственно, книга Исаии знакомила с мессианскими пророчествами.

Сегодня у нас нет института оглашенных, мы все крещены, и кто-то может подумать, что данная сторона устава есть некий церковный рудимент и место ему в исторических справочниках. Но нет. Изучение ветхозаветных книг во время Великого поста имеет значение гораздо более широкое, нежели научение оглашенных.

Дело в том, что и оглашенный, готовящийся к принятию крещения, и крещенный, ожидающий Пасхи, имеют сходный внутренний настрой. И в том, и в другом случае душа совершает нелегкое странствие к новому рождению в Духе. Для оглашенного таковым станет Таинство Крещения, а для уже крещенного – пасхальная ночь, обновляющая душу. Всякой душе на пути к новой жизни необходимо укрепление и наставление. Это и дает Церковь в богатой трапезе слова Божьего, состоящей в уставных чтениях Четыредесятницы.
Открывая древние книги, мы погружаемся в дохристианскую историю, помогающую нам понять ветхозаветную тоску евреев по Мессии. Не служа Литургию в будние дни Великого поста, мы на время как бы лишаем себя Христа – чтобы ощутить, что значит ждать Искупителя, но пока не иметь Его. Подобно израильскому народу, идущему по пустыне в Землю Обетованную, мы совершаем свое странствие к Пасхе. Наша Пасха – Христос (см.1 Кор. 5:7), и приближаясь к Нему, имеет смысл читать дохристианские книги.

Уставные чтения Великого поста свидетельствуют против весьма распространенного мнения о ненужности ветхозаветных книг. Церковь заповедует читать их перед Пасхой, желая сказать нам: не зная Ветхого Завета, мы мало что поймем о Христе.

От одного из современных проповедников однажды услышал интересную мысль. Новозаветные тексты открываются родословной Иисуса Христа – длинным перечнем ветхозаветных имен. По сути, Новый Завет начинается с Ветхого, не правда ли? Вспомним, что Евангелие от Матфея написано для евреев и имеет множество отсылок к ветхозаветным текстам. Только цитат из еврейской Библии у апостола Матфея насчитывают более 130 (1).

Далее в новозаветном тексте цитирование из Пятикнижия, Пророков и Писаний (составные части еврейского канона) с большей или меньшей интенсивностью увеличивается и достигает кульминации в Соборных посланиях. Затем наблюдается некоторый спад (в тех посланиях Павла, которые адресованы в основном языко-христианам), далее снова повышение внимания к еврейской Библии с кульминацией в Послании к евреям. Апокалипсис же представляет собой почти непрерывную аллюзию на Бытие, Исход, Псалтирь, Исаию, Иезекииля, Даниила и прочие книги Моисея и пророков.

Какой можно сделать вывод? Насколько актуальны были старозаветные тексты для первых христиан, исследующих истинность Христа как Мессии и Спасителя именно по Писанию, настолько же эти книги будут важны и для христиан, которые своими глазами увидят окончательное исполнение всего написанного. Чем ближе мир подходит ко Второму пришествию, тем более интересны должны быть христианам дохристианские библейские книги. В них пророческим языком описаны события, участниками которых мы все можем стать.

Если человек не любит Ветхий Завет, значит он не знает и Нового. Во-первых, потому, что эти тексты взаимосвязаны. Во-вторых: если знал бы, то мимо его внимания не прошли бы исчерпывающие апостольские свидетельства о старых книгах Библии.

Например, Павел пишет любимому ученику Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15). Как интересно сказано: ветхозаветные Писания «умудряют во спасение», причем «верою во Христа Иисуса». Спасаемся верою во Христа Иисуса, а умудряемся из Писаний (Ветхого Завета, конечно же, ведь в детстве Тимофея ни Матфей, ни Лука, ни Марк, ни Иоанн, ни Павел еще ничего не написали). Прекрасная мысль.

Тому же Тимофею апостол говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Перед нами свидетельство о богодухновенности и общей пользе ветхозаветных книг. Они так же важны нам, как и Четвероевангелие, и Деяния, и Соборные Послания, и письма Павла, и Апокалипсис. У каждой Книги свое место, роль, предназначение.

«Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» – писал малоазийским церквам апостол Петр (2 Пет. 1:19). Итак, пророческое слово – «вернейшее», и обращаться к нему – значит «делать хорошо». Открывать пророческие книги означает зажигать светильник в темном месте.

Итак, вот душеполезное занятие, которое должно стать одним из основных в приближающиеся дни Великого Поста: искать образ Христа в ветхозаветных книгах; скучать по Спасителю и призывать Его, чтобы Он Сам пришел к нам и обновил наши души в святую пасхальную ночь. Осуществление этой простой мысли поможет нам подняться еще на одну ступень в лестнице нашего воцерковления.

Сергей Комаров

Примечания:

1. Протоиерей Александр Сорокин. Христос и Церковь в Новом Завете. Евангелие от Матфея // Эл. ресурс: http://predanie.ru/lib/book/67523/

В Великий пост миряне должны очищать не только свой организм, посредством воздержания, но и очищать свой разум. В эти дни верующие отказываются от принятия тяжелой пищи, от вредных привычек и неправедных мыслей. Ежедневные молитвы помогут удержаться от соблазна и не совершать прегрешения во время поста.

Истинно верующие стараются возвыситься духовно в преддверии самого светлого Воскресенья. Для этого они читают Святое Писание и обращаются к Господу. Молитвы можно читать дома в утренние и вечерние часы. Можно читать молитвы перед едой или перед сном. Во время Великого поста очень важно соблюсти чистоту мыслей, не злиться и не ругаться. Специальные молитвы помогают подготовиться к Пасхальному дню и встретить его светло и радостно.

Утренние молитвы

Утро первого дня Великого поста нужно начинать с обращения к Иисусу Христу и Пресвятой Троице. К ним обращаются с особыми словами, такие молитвы называют начальными. Этими молитвами верующий хочет показать свою готовность испытывать себя постом, понять его смысл, проникнуться словами и деяниями Иисуса. Это испытание своих духовных сил.

Утро начинают с молитвы Христу, псалма Давида, третьей молитвы св. Макария Великого, хвалы и песни Богородице. Это перечень основных молитв, как молиться в Пост первого дня и перед Пасхой.

Вечерние молитвы

В течение дня нужно обращаться к Богу, с молитвами и благодарностью за дарованный хлеб насущный. Молитвы читаются перед принятием пищи и после окончания трапезы.

Перед тем, как ложиться спать, верующий должен обратить сердечные слова к Ангелу-Хранителю, благодарить его за помощь и заступничество. Это самое прекрасное время для раскрытия своего сердца и обращения молитвы к Богу Отцу. Великопостная молитва Иисусу Христу должна быть пронизана чувством благодарности и просветления. Сын Божий взошел на голгофу за грехи людские. Важно это помнить и понимать.

Пример вечерней молитвы:

Господь Христос, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Далее можно читать церковные молитвы, а можно разговаривать с Богом так, как велит сердце. Важно понимать, что Господь услышит любые слова, произносимые искренне и с душой. Нельзя отвлекаться во время молитвы. Думать о проблемах, мирской суете или предаваться неправедным мыслям. Если вы молитесь, то молитва должна идти из самого сердца. Иначе просто не следует этого делать.

Молитва Ефрема Сирина

Есть очень много молитв, которые в 1 день Великого поста можно читать мирянину, но особое внимание нужно уделить молитве Ефрема Сирина. Эта удивительная молитва читается ежедневно (кроме субботы и воскресенья), считается, что впервые ее произнес великий праведник, святой Ефрем Сирин. Молитва считается одной из самых известных молитв и Поста.

Текст молитвы необходимо читать дословно. Вначале можно читать, подглядывая в текст, но лучше всего сразу же заучить эту молитву наизусть. Эта молитва обладает очень большой силой, к ней необходимо относиться искренне и с почтением.

Эта молитва читается дважды после великопостного служения с понедельника до пятницы. Она не читается в последние два дня недели, так как в эти дни богослужения проходят не так, как обычно.

В первое прочтение молитвы Ефрема Сирина необходимо класть земной поклон после каждого отдельно произнесенного прошения. После этого двенадцать раз мысленно читают молитву «Боже, очисти мя, грешнаго» и кланяются в пояс. Затем опять читают всю молитву и кладут один земной поклон.

Многие миряне задаются вопросом, почему этой молитве придается такое огромное значение, во время великопостного богослужения. Все дело в том, что в ней особым удивительным способом идет перечисление всех негативных и положительных элементов покаяния. Этим, если можно так выразиться, определятся список подвигов каждого верующего.

В первую неделю Великого поста возносятся особые молитвы, идет строгое воздержание. Почти во всех храмах и церквах с понедельника по четверг читают Покаянный канон преподобного Андрея Критского. Подробнее тут:

Молитвы в Великий пост

Вторая неделя Великого поста отличается послаблением для принимаемой пищи, но никак не отражается на духовном состоянии верующего. Все его мысли должны быть направлены на внутреннее очищение и стремление к совершенству своих помыслов.

Изначально молитвы создавались для того, чтобы каждый верующий мог разговаривать с Богом. Они включали в себя особый ритм и особый слог. Старославянские слова погружают в некое состояние, когда молящийся отрешается от всего земного и возноситься в помыслах, торжествуя духовно.

Великий пост – особое время для всех истинно верующих. В эти дни необходимо соблюдать предписанные правила воздержания, стремиться к добрым деяниям и вести благочестивый образ жизни. Запрещается проводить время в шумных компаниях, чрезмерно веселиться, употреблять спиртные напитки, заниматься плотскими утехами. Ограничения, накладываемые на тело, освобождают душу от влияния его желаний.

Ежедневно человек испытывает много различных эмоций:

  • злость;
  • зависть;
  • гнев;
  • радость;
  • обиду;
  • разочарование;
  • гордость;
  • ненависть.

Все это наслаивается постепенно, добавляя усталости и раздражения. В Великий пост дается прекрасный шанс очистить свою душу от тяжести земных грехов, рутинных обыденных и мелочных интересов. Молитва является драгоценным помощником, помогающим снять весь накопленный негативный груз с человека.

Молитвы для тех, кто постится впервые

В пост человек полностью меняет уклад своей жизни и это ощутимо сказывается на его самочувствии, работе, повседневных делах. Однако привычки не хотят отпускать и бороться с ними каждый день становиться все труднее. Особенно трудно подчинить свои желания тем людям, которые впервые решили поститься.

Во время соблюдения поста допускается послабление для тех, кто болен, для детей, беременных и путешественников. Важно понимать, что соблюдение строжайшей постной диеты не показатель духовной чистоты и праведности. Отказ от белковой и жирной пищи должен очистить не столько тело, сколько мысли и чувства. Некоторые люди путают пост с диетой. Цель поста – освободиться от зависти, ненависти, греховных мыслей, а не очистить организм от лишних килограмм и шлаков.

Что делать тем, кто понимает истинную ценность Великого поста, но с трудом выдерживает ограничения? В этом случае нужно рассчитывать на Святое Слово. Именно молитва помогает побороть чувство дискомфорта, которое начинает испытывать человек, ограничивающий себя в еде и привычном образе жизни. Во время молитвы приходит понимание того, как мелки, мимолетны и ничтожны суетливые желания человека, жаждущего богатства, славы или почестей. Жизнь очень быстротечна, что заберут с собой на небеса те люди, которые не творили добро, не оставили после себя светлую память? Понимание высших истин бытия приходит во время молитвы и обращения к Богу.

Никогда не поздно пойти путем праведным

Те, кто постятся впервые, не знают какие молитвы нужно читать и как разговаривать с Богом. Если есть желание пойти по пути совершенствования своей духовности, все преграды будут преодолены.

У тех, кто не знаком с церковными молитвами могут возникнуть затруднения. Это и большое количество незнакомого текста, и сложный язык, а порой и отсутствие понимания смысла. Иногда такая молитва может превратиться в попытку правильно произносить слова и не стать искренним обращением к Богу. В этом случае можно обратиться за помощью к церковным служителям. Есть много молитв, переложенных на понятный и современный язык, но смысл в них полностью сохраняется.

В Великий пост желательно ходить на службу в церковь. Молитва в святом месте обретает немыслимую силу. Человек чувствует возвышенность и настоящую веру, которой пропитано окружающее его пространство. В церкви особая атмосфера, которая очищает сердце, заставляя его переполняться добротой, радостью и счастьем.

Считается, что молитвы, творимые в это время, обладают огромной силой. Разумеется, если они читаются искренне, с верою в душе. Как это должно происходить точно подметил в своем знаменитом высказывании Франсуа Мориак: «Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру».

Религиозное чтение: молитва во время поста в помощь нашим читателям.

Великий Пост - это период воздержания и покаяния. А покаяние немыслимо без чтения молитвы. Наиболее известна и почитаема молитва Ефрема Сирина в Великий пост, её читают во всех церквях и в домах верующих христиан на протяжении всего поста, кроме субботы и воскресенья. Эта молитва представляет собой квинтэссенцию духовных просьб молящего к Богу. Она учит его любить, радоваться жизни и помогает соблюдать режим поста.

Текст молитвы Ефрема Сирина.

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон). Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Земной поклон).

Боже, очисти мя грешного (12 раз и столько же поясных поклонов).

Покаянная молитва Ефрема Сирина состоит всего лишь из трёх десятков слов, а вмещает в себе все самые главные элементы покаяния, указывает на то, к чему следует приложить основные усилия молящемуся. Благодаря этой молитве верующий определяет для себя путь избавления от недугов, которые препятствуют его сближению с Богом. Кроме того, это моление доступно и ёмко выражает значение и смысл Великого поста и отражает главные заповеди, дарованные Господом, помогает в доступной форме осмыслить своё отношение к ним.

За скромными прошениями в этом молении скрыт смысл очень глубокий. Оно делится на два типа прошений: в одних молящий просит Господа "не дать" - то есть освободить от недостатков и грехов, а другим рядом прошений молящий, напротив, просит Господа "дать" ему духовные дары. Прошения об избавлении звучат так: "Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми". Только благодаря молитве человек способен совершить подвиг и избавиться от этих грехов.

Казалось бы, праздность - не такой уж и великий грех по сравнению с завистью, убийством и воровством. Однако она является самым греховным отрицательным состоянием человека. Перевод этого слова с церковнославянского языка означает пустоту и пассивность души. Именно праздность является причиной унылого бессилия человека перед духовной работой над собой.

Кроме того, она неизменно порождает уныние - второй страшный грех человеческой души. Говорят, что праздность символизирует отсутствие света в душе человека, а уныние - наличие в ней тьмы. Уныние - это пропитанность души ложью в отношении Бога, мира и людей. Дьявол в Евангелии назван отцом лжи, а потому уныние - это страшное дьявольское наваждение. В состоянии уныния человек различает только плохое и злое вокруг себя, он неспособен видеть в людях доброту и свет. Именно поэтому состояние уныния равноценно началу духовной смерти и разложению человеческой души.

Покаянная молитва Ефрема Сирина упоминает и о таком состоянии души, как любоначалие, которое означает стремление человека к власти и господству над другими людьми. Стремление это рождается из уныния и праздности потому, что пребывая в них, человек рвёт свои отношения с другими людьми. Таким образом он становится внутренне одиноким, а окружающие превращаются для него лишь в средство достижения его целей. Жажда власти продиктована стремлением унизить другого человека, сделать его зависимым от себя, отрицается его свобода. Говорят, что в мире нет ничего страшнее такой власти - обезображенной пустотой души и ее одиночеством и унынием.

Упоминает великопостная молитва Ефрема Сирина и такой грех души человеческой, как празднословие, то есть - пустословие. Дар речи был дарован человеку Богом, а потому использовать его можно лишь с добрым помыслом. Слово, использованное для совершения зла, обмана, выражения ненависти, нечистоты несет в себе большой грех. Об этом в Евангелии говорится, что на Великом Суде за каждое праздное слово, произнесенное при жизни, душа будет держать ответ. Празднословие несет людям ложь, соблазн, ненависть и разложение. Молитва святого Ефрема Сирина помогает осознать эти грехи, покаяться в них, ведь только осознав свою неправоту, человек способен перейти к другим прошениям - положительным. Такие прошения звучат в молитве так: "Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве.. .даруй ми зрете моя прегрешения и не осуждати брата моего".

Смысл этого слова широк, и означает он два основных понятия – "целостность" и "мудрость". Когда молящий просит у Господа целомудрия для себя, то это значит, что он просит знаний, опыта видеть добро, мудрости для ведения праведной жизни. Целостность этих прошений являет собой мудрость человеческую, позволяет человеку противостоять злу, распаду и уходу от мудрости. Прося о целомудрии, человек мечтает вернуть жизнь в мире и гармонии для ума, тела и души.

Смирение и смиренномудрие - понятия неодинаковые. И если смирение может трактоваться как обезличенная покорность, то смиренномудрие - это смирение, не имеющее ничего общего с самоунижением и презрением. Смиренномудрый человек радуется постижениям, открытым им Богом, той глубине жизни, которую открывает в смирении.

"Остается только терпеть" - это не христианское терпение. Истинное христианское терпение являет собой Господь, который верит каждому из нас, доверяет нам и любит нас. Оно базируется на убеждениях о том, что добро всегда побеждает зло, жизнь побеждает смерть в христианской вере. Именно эту добродетель молящий просит себе у Господа, когда говорит о терпении.

По сути, вся молитва сводится к просьбе о любви. Праздность, уныние, любоначалие и празднословие являются помехой к любви, именно они не пускают её в сердце человека. А целомудрие, смиренномудрие и терпение - это своего рода корни для прорастания любви.

Кто такой Ефрем Сирин? Далеко не только великопостная молитва Ефрема Сирина сделала его почитаемым святым, этот человек известен как церковный оратор, мыслитель и богослов. Родился он в IV веке в Месопотамии, в семье бедных крестьян. Долгое время Ефрем не верил в Бога, однако волею случая стал одним из лучших проповедников того времени. По легенде, Ефрема обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Во время пребывания в темнице он услышал глас Божий, призывавший его покаяться и уверовать в Господа, после чего был оправдан судом и выпущен на свободу. Это событие перевернуло жизнь юноши, заставив его раскаяться и уединиться для жизни вдали от людей. Долгое время он вел отшельнический образ жизни, позднее стал учеником известного аскета - святого Иакова, жившего в окрестных горах. Под его руководством Ефрем читал проповеди, обучал детей и помогал на службах. После кончины святого Иакова молодой человек поселился в монастыре рядом с городом Эдесса. Ефрем настойчиво изучал Слово Божие, труды великих мыслителей, святых старцев, учёных. Обладая даром учительства, он мог доступно и убедительно доносить эту информацию людям. Вскоре к нему стали приходить люди, нуждавшиеся в его наставлениях. Известно, что язычники, бывавшие на проповедях Ефрема, обращались в христианство легко и уверенно. Почитание святого в наши дни Сегодня Ефрема Сирина называют отцом церкви, учителем покаяния. Все его произведения пропитаны мыслью о том, что покаяние - это смысл и двигатель жизни каждого христианина. Искреннее покаяние в сочетании со слезами раскаяния, по мнению святого, полностью уничтожает и смывает любой грех человека. Духовное наследие святого насчитывает тысячи работ.

Каким же образом Ефрем Сирин создал эту молитву? Согласно преданию, одному пустынному отшельнику привиделись ангелы, державшие в руках большой свиток, испещренный надписями с обеих сторон. Ангелы не знали, кому передать его, стояли в нерешительности и тогда с небес раздался Божий глас "Только Ефрем, избранник Мой". Отшельник привёл к ангелам Ефрема Сирина, те передали ему свиток и велели проглотить его. Далее случилось чудо: слова из свитка распространил Ефрем, словно дивная лоза. Так молитва Ефрема Сирина в Великий пост стала известна каждому православному христианину. Моление это выделяется среди всех остальных великопостных песнопений, его чаще прочих читают в храме и чаще всего именно во время этой молитвы вся церковь преклоняет колени перед Богом.

В первые дни Великого поста христианам советуют обратить внимание на Великий покаянный канон Андрея Критского. Святой канон читается вечером накануне Великого поста и в первые четыре дня.

Известный святитель Феофан Затворник говорил, что человек не полон без тела так же, как и молитва не полна без молитвенного правила. Молитвенное правило, в свою очередь, заключается в том, что следует: молиться, прилагая душу, вникая в каждую фразу. Молиться медленно, не торопясь, словно нараспев. Молиться во время, отведенное исключительно для этого дела, чтобы ничего в это время не отвлекало молящегося. Думать о молитве в течение дня, заранее отмечая про себя, где удаётся соблюдать её, а где - нет. Читать молитвы с перерывом, разделяя их земными поклонами. Соблюдать время молитвы – проводить их следует утром и вечером, перед и после приема пищи, накануне каждого нового дела, перед принятием просфоры и святой воды. ..

Молитва во время поста

Какие молитвы во время поста актуальны?

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Боже, очисти мя, грешного.

12 раз с поясными поклонами

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце

Взять себе в молитвенное правило какие-нибудь дополнительные тексты: каноны, акафисты (келейно в дни поста акафисты читаются), псалмы и т.д. (Причем подумайте сами, что реально вы можете подъять, а не спрашивайте вечно занятого и спешащего вашего батюшку. Он может одобрить или.

Православие в Украине

Как провести Великий пост с пользой для себя и окружающих?

Начался Великий пост – время обновления, покаяния и радости. Радости не пасхальной, ликующей, а тихой и незаметной на первый взгляд, но одновременно какой-то глубокой. Может быть, это оттого, что в пост в очередной раз желаешь отойти от всей ненужной, наносной суеты, обволакивающей тебя каждый будний день, и обрести подлинного себя.

Великий пост готовит нас к торжеству торжеств – Пасхе. Это настоящее путешествие. Это весна духа. И вот этот весенний путь должен привести к тому, чтобы мы к его концу стали хоть немного лучше, чем были в начале.

Что же можно сделать для того, чтобы пережить пост по-настоящему?

1. Питаться просто. Прежде чем говорить что бы то ни было о духовной составляющей поста, нужно обратить внимание на то, как мы будем питаться. Ведь заметнее всего во время поста именно пищевые различия. Смысл поста – не в том, чтобы не есть животной пищи (пища сама.

Полюбите пост.

Пост означает временное воздержание от еды в совокуп ности с усиленной молитвой Богу. Люди, которые постятся и молятся, имеют горячее желание приблизиться к Богу, который выше человеческого понимания.

Одна из самых насущных и желанных потребностей человека - еда. Конечно, у нас есть множество других желаний, но они не так тесно связаны с вопросом нашего выживания.

Молитва и пост высвобождают силу, способную контро лировать наши желания и похоти. Враг пытается украсть, убить и погубить нас при помощи похоти плоти, очей и жадности. Когда мы контролируем свою похоть и жадность через искреннюю молитву и пост, враг не может причинить нам вреда. Во время поста и молитвы наши сердца омываются, очищаются и наполняются Святым Духом, мы становимся способными ниспровергать силу сатаны.

Пост приводит нас к смирению перед Богом. В сравне нии с одиночной молитвой, молитва с постом дает нам силу, превосходящую наше разумение. Если мы не молимся с.

Поиск по публикациям (нестрогое соответствие) :

Документов, удовлетворяющих Вашему запросу: 65 [показано 5]

Как подготовиться к исповеди Степень соответствия запросу: 63,38%

Фрагменты текста статьи: . Как подготовиться к исповеди О подготовке к исповеди, о том в каких “грехах” не нужно каяться и о том как узнать не причастился ли ты в осуждение рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. . Начался Рождественский пост, и Рождественским постом как раз очень важно подготовиться к исповеди особенно серьезно, особенно глубоко постараться проникнуть в тайники зла, которые коренятся в нашей душе, исследовать их и принести Богу должное покаяние. . Если мы совершили грех тяжелый, значит нужно каяться особенно, особенно плакать о своем грехе, просить у духовника епитимью, делать земные поклоны, воздерживаться от совершения каких-то действий, которые могли бы опять привести к совершению этого греха, быть очень.

Смысл поста заключается в покаянии и духовном обновлении, а воздержание в пище лишь способствует этому. И, как говорят церковнослужители, без молитвы пост – это не пост. Какие же молитвы нужно читать в Великий пост 2016?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. Постарайтесь читать Писание каждый день, в спокойной обстановке, а потом размышляйте о прочитанном.

Молитвы, которые читают в Великий пост

Рассказывая о том, как правильно молиться в Великий пост 2016, надо сказать, что дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида.

Что же касается великопостных молитв, то их две. Во-первых, это Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, который жил в конце VII – первой половине VIII века и являлся одним из ярких церковных ораторов и литературных деятелей.

Его канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий бездну греха и потрясающий душу человека.

Очень часто в жизни можно встретить людей, находящихся во власти грехов, которые не знают, как от них освободиться. Эти грехи всем знакомы: это непрощение, пьянство, курение, ложь, блуд, одержимость и многое другое. Только молитва и пост способны высвободить силу, которая сможет контролировать все похоти, неправедные желания и поступки человеческие. Пост и молитва – два крыла души человеческой, на которых она вознесется к Богу.

Что хочет увидеть Господь, когда человек постится? Какими должны быть мотивы сердца во время молитвы? Какая цель поста и что надо в это время делать? Все эти вопросы мы попытаемся раскрыть в статье.

Молитвы во время поста

Всегда молиться – таким был завет Спасителя. Потому что молитвы – это дыхание нашей духовной жизни. Вместе с остановкой молитвы духовная жизнь замирает точно так же, как физическая – с остановкой дыхания.

Молитвы – это все наши разговоры и обращения к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым.

Пища по Уставу, который варьируется относительно самого Поста, Празднеств и дней недели.

On – line информация на сайте http://days.pravoslavie.ru

Всяк обретет по делом своим.

“Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. “

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу.

Успенский пост важное время телесного и духовного воздержания. Православные верующие стараются очиститься от грехов и соблазнов, укрепить свою веру. Узнайте какие молитвы помогут вам в этом во время поста.

Молитвы перед едой

Каждому верующему рекомендуется соблюдать календарь питания в Успенский пост. Из него вы узнаете в какие дни разрешены поблажки, а когда воздержание является особенно строгим. В любом случае каждый раз перед приемом пищи верующему стоит благодарить Господа за еду, которая есть на столе и не роптать на скупой постный рацион.

Перед вкушением постной пищи читается молитва «Отче наш». Ее текст вам хорошо известен:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от.

Также спрашивают

«Мир Вам» не финансируется какой-либо организацией, фондом, церковью или миссией.

Существует на личные средства и добровольные пожертвования.

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост. Какие молитвы читать в пост

Великий Пост - это период воздержания от привычных удовольствий, к которым привык православный христианин. К числу удовольствий Православная Церковь относит не только еду, но и развлечения - духовные и телесные.

В чем смысл поста?

Если бы смысл этой христианской традиции заключался только в пищевых ограничениях, то пост мало чем отличался бы от обычной диеты. Считается, что только в состоянии сдерживания телесных потребностей человек становится особенно восприимчивым к духовной работе над собой, поэтому пост - это период воздержания и покаяния. А покаяние немыслимо без чтения молитвы. Какие молитвы читать в пост? Наиболее известные великопостные молитвы и молитвословы – «На всякое прошение души», покаянный канон святого Андрея Критского. Наиболее известна и почитаема молитва Ефрема Сирина в Великий пост, ее читают во всех церквях и в домах верующих христиан на протяжении всего поста.

Молитвочтение во время поста

Известный святитель Феофан Затворник говорил, что человек не полон без тела так же, как и молитва не полна без молитвенного правила. Молитвенное правило, в свою очередь, заключается в том, что следует:

  1. Молиться, прилагая душу, вникая в каждую фразу.
  2. Молиться медленно, не торопясь, словно нараспев.
  3. Молиться во время, отведенное исключительно для этого дела, чтобы ничего в это время не отвлекало молящегося.
  4. Думать о молитве в течение дня, заранее отмечая про себя, где удается соблюдать ее, а где - нет.
  5. Читать молитвы с перерывом, разделяя их земными поклонами.
  6. Соблюдать время молитвы – проводить их следует утром и вечером, перед и после приема пищи, накануне каждого нового дела, перед принятием просфоры и святой воды.

Все эти правила следует строго соблюдать во время поста, а, кроме того, объем молитвочтений в этот период следует увеличить и уделить им особенное душевное внимание.

Значимость молитвы Ефрема Сирина

Покаянная молитва Ефрема Сирина состоит всего лишь из трех десятков слов, а вмещает в себе все самые главные элементы покаяния, указывает на то, к чему следует приложить основные усилия молящемуся. Благодаря этой молитве верующий определяет для себя путь избавления от недугов, которые препятствуют его сближению с Богом.

Кроме того, это моление доступно и емко выражает значение и смысл Великого поста. Молитва святого Ефрема Сирина отражает главные заповеди, дарованные Господом, и помогает в доступной форме осмыслить свое отношение к ним. Она читается православными в их домах и в церквях в конце каждого богослужения в великопостный период.

Кто такой Ефрем Сирин

Но далеко не только великопостная молитва Ефрема Сирина сделала его почитаемым святым, этот человек известен как церковный оратор, мыслитель и богослов. Родился он в IV веке в Месопотамии, в семье бедных крестьян. Долгое время Ефрем не верил в Бога, однако волею случая стал одним из лучших проповедников того времени. По легенде, Ефрема обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Во время пребывания в темнице он услышал глас Божий, призывавший его покаяться и уверовать в Господа, после чего был оправдан судом и выпущен на свободу. Это событие перевернуло жизнь юноши, заставив его раскаяться и уединиться для жизни вдали от людей.

Почитание святого в наши дни

Сегодня Ефрема Сирина называют отцом церкви, учителем покаяния. Все его произведения пропитаны мыслью о том, что покаяние - это смысл и двигатель жизни каждого христианина. Искреннее покаяние в сочетании со слезами раскаяния, по мнению святого, полностью уничтожает и смывает любой грех человека. Духовное наследие святого насчитывает тысячи работ, однако на русский язык переведена лишь малая их часть. Наиболее известны молитва Ефрема Сирина в Великий пост, а также его слезные моления, моления на разные случаи жизни и беседа о свободной воле человека.

История возникновения молитвы

Каким образом Ефрем Сирин создал эту молитву, достоверно уже никто не расскажет. Согласно преданию, одному пустынному отшельнику привиделись ангелы, державшие в руках большой свиток, испещренный надписями с обеих сторон. Ангелы не знали, кому передать его, стояли в нерешительности и тогда с небес раздался Божий глас «Только Ефрем, избранник Мой». Отшельник привел к ангелам Ефрема Сирина, те передали ему свиток и велели проглотить его. Далее случилось чудо: слова из свитка распространил Ефрем, словно дивная лоза. Так молитва Ефрема Сирина в Великий пост стала известна каждому православному христианину. Моление это выделяется среди всех остальных великопостных песнопений, его чаще прочих читают в храме и чаще всего именно во время этой молитвы вся церковь преклоняет колени перед Богом.

Текст молитвы

Молитва Ефрема Сирина, текст которой представлен в этой статье, легко запоминается и читается, несмотря на наличие старославянских слов.

Дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя

прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

Такова молитва Ефрема Сирина. Текст молитвы может быть понятен не всем христианам из-за наличия в ней церковнославянских слов, а за скромными прошениями в этом молении скрыт смысл настолько глубокий, что далеко не каждому христианину удается постичь его с первого прочтения. Для полного понимания ниже представлено толкование молитвы Ефрема Сирина.

Как видно из текста моления, оно делится на два типа прошений: в одних молящий просит Господа «не дать» - то есть освободить от недостатков и грехов, а другим рядом прошений молящий, напротив, просит Господа «дать» ему духовные дары. Толкование молитвы Ефрема Сирина имеет глубокий духовный смысл, рассмотрим значение каждого из них.

Казалось бы, праздность - не такой уж и великий грех по сравнению с завистью, убийством и воровством. Однако она является самым греховным отрицательным состоянием человека. Перевод этого слова с церковнославянского языка означает пустоту и пассивность души. Именно праздность является причиной унылого бессилия человека перед духовной работой над собой. Кроме того, она неизменно порождает уныние - второй страшный грех человеческой души.

Говорят, что праздность символизирует отсутствие света в душе человека, а уныние - наличие в ней тьмы. Уныние - это пропитанность души ложью в отношении Бога, мира и людей. Дьявол в Евангелии назван отцом лжи, а потому уныние - это страшное дьявольское наваждение. В состоянии уныния человек различает только плохое и злое вокруг себя, он неспособен видеть в людях доброту и свет. Именно поэтому состояние уныния равноценно началу духовной смерти и разложению человеческой души.

Покаянная молитва Ефрема Сирина упоминает и о таком состоянии души, как любоначалие, которое означает стремление человека к власти и господству над другими людьми. Стремление это рождается из уныния и праздности потому, что пребывая в них, человек рвет свои отношения с другими людьми. Таким образом он становится внутренне одиноким, а окружающие превращаются для него лишь в средство достижения его целей. Жажда власти продиктована стремлением унизить другого человека, сделать его зависимым от себя, отрицается его свобода. Говорят, что в мире нет ничего страшнее такой власти - обезображенной пустотой души и ее одиночеством и унынием.

Упоминает великопостная молитва Ефрема Сирина и такой грех души человеческой, как празднословие, то есть - пустословие. Дар речи был дарован человеку Богом, а потому использовать его можно лишь с добрым помыслом. Слово, использованное для совершения зла, обмана, выражения ненависти, нечистоты несет в себе большой грех. Об этом в Евангелии говорится, что на Великом Суде за каждое праздное слово, произнесенное при жизни, душа будет держать ответ. Празднословие несет людям ложь, соблазн, ненависть и разложение.

Смысл этого слова широк, и означает он два основных понятия – «целостность» и «мудрость». Когда молящий просит у Господа целомудрия для себя, то это значит, что он просит знаний, опыта видеть добро, мудрости для ведения праведной жизни. Целостность этих прошений являет собой мудрость человеческую, позволяет человеку противостоять злу, распаду и уходу от мудрости. Прося о целомудрии, человек мечтает вернуть жизнь в мире и гармонии для ума, тела и души.

Смирение и симренномудрие - понятия неодинаковые. И если смирение может трактоваться как обезличенная покорность, то смиренномудрие - это смирение, не имеющее ничего общего с самоунижением и презрением. Смиренномудрый человек радуется постижениям, открытым им Богом, той глубине жизни, которую открывает в смирении. Смиренный же человек падший нуждается в постоянном самопревозношении и самоутверждении. Смиренномудрому человеку гордыня не нужна, так как ему нечего скрывать от других людей, потому он и смиренен, не рвется доказывать другим и себе свою значимость.

«Остается только терпеть» - это не христианское терпение. Истинное христианское терпение являет собой Господь, который верит каждому из нас, доверяет нам и любит нас. Оно базируется на убеждениях о том, что добро всегда побеждает зло, жизнь побеждает смерть в христианской вере. Именно эту добродетель молящий просит себе у Господа, когда говорит о терпении.

По сути, вся молитва сводится к просьбе о любви. Праздность, уныние, любоначалие и празднословие являются помехой к любви, именно они не пускают ее в сердце человека. А целомудрие, смиренномудрие и терпение - это своего рода корни для прорастания любви.

Когда читается молитва Ефрема Сирина, следует придерживаться некоторых правил:

  • Чтение производится во все дни Великого Поста, кроме субботы и воскресенья.
  • Если молитва читается впервые, то после каждого прошения следует воздавать земной поклон.
  • Впоследствии церковный устав требует воздавать земной поклон трижды во время чтения молитвы: перед прошениями об избавлении от недугов, перед прошениями о даровании и перед началом третьей части молитвы.
  • Если того требует душа, молитву можно производить и вне великопостных дней.

Какие молитвы читаются в пост

Помимо моления Ефрема Сирина, церковь рекомендует верующим и другие молитвы. В первые дни Великого поста христианам советуют обратить внимание на Великий покаянный канон Андрея Критского. Святой канон читается вечером накануне Великого поста и в первые четыре дня.

Заключение

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост представляет собой квинтэссенцию духовных просьб молящего к Богу. Она учит его любить, радоваться жизни и помогает соблюдать режим поста.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация