Казни и пытки. Мифы и легенды. Клеймение и наказание плетью ("Пленница Гора" Джон Норман)

Главная / Земля

Я заинтересовалась этой темой, и кое-что нашла кое какие интересные факты о казнях.
Казни в России
В Древней Руси казнью называли любое не связанное с денежным штрафом наказание. При этом никаких специальных ритуалов совершения казни не было. Преступнику, следуя принципу «око за око, зуб за зуб», наносили такие же телесные повреждения, какие он нанес своей жертве.

Но постепенно все большую популярность приобретали наказания в присутствии толпы любопытных.

Публичное наказание кнутом практиковалось уже при сыновьях Ярослава Мудрого. В летописях есть немало рассказов о том, как князья секли провинившихся перед ними горожан. Пользовалось популярностью и отрезание различных частей тела преступника.
Интересно, что убийство смертной казнью не каралось.

В дальнейшем перечень преступлений, караемых смертной казнью, расширялся. Так Псковская судная грамота 1467 года упоминает уже 5 составов преступления. Это: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража в третий раз. Но, по-прежнему, в перечне преступлений отсутствует убийство.

Кроме запугивания, такие наказания имели и практический смысл, поскольку увечья выполняли ту же роль, какую в XX веке выполняла отметка о судимости. По отсутствию руки, пальца или языка можно было отличить преступника от мирного обывателя. Широко применялись и клейма, которые ставили прямо на лицо. Уже в XIV веке документы сообщают о практике клеймения воров («татя всякого пятнати»), причем ставили клейма не на закрытые одеждой части тела, а на лицо.

При Иване Грозном это наказание приобрело невиданный размах. На Красной площади стояли виселицы, срубы для сжигания еретиков. Прямо на Лобном месте заживо закапывали в землю изменивших мужьям женщин, сажали на кол, четвертовали, колесовали. Казни проходили на глазах толпы. Больше всего страдали обвиняемые в преступлениях или неуважительных высказываниях по отношению к главе государства.
Просматривая судебные дела, иногда натыкаешься на поразительные перлы.

Однако если сравнить количество казней в России и в Европе, то конечно, Европа была далеко впереди. Только в Германии при Карле V было казнено около 100 тысяч человек. В разгар же опричнины в России было казнено около четырех тысяч.

Например, мужик по имени Степан поплатился за пересказ сна, который видела его жена. В этом сне мученик Никита велит ей перестроить избу и самой поселиться в сенях, тогда ее приемный сын станет царем. Мужик рассказал об этом соседу, который поспешил донести куда следует. Несчастного Степана били батогами и отпустили с наставлением: «Не верь в сон».

Держать преступников в тюрьме — удовольствие дорогое, заставить их работать догадались относительно поздно, поэтому в течение долгого времени казнь оставалась основным способом расправы с правонарушителями. Согласно Судебнику 1497 года, к лишению жизни приговаривались убийцы, разбойники, воры, поджигатели и, конечно же, изменники.

Способов лишения жизни было много, и в большинстве своем они были весьма жестокими. Колесование, подвешивание за ребро, заливание в горло расплавленного металла (так наказывали фальшивомонетчиков) были делом вполне обыденным. Для жен, отравивших мужей, существовала специальная казнь: закапывание в землю. Женщину закапывали на людном месте так, чтобы на поверхности оставалась одна голова. Часовой следил за тем, чтобы жертву не кормили и не поили. Это была долгая и мучительная смерть. Сострадательным прохожим разрешалось лишь оставлять деньги на похороны да на церковные свечи.

И все же российские судьи предпочитали калечить, а не убивать. Уложение 1649 года предписывало отрубать правую руку тем, кто осмеливался в присутствии царя замахнуться на кого-нибудь мечом или ножом или силой врывался в чужой двор. Вору отрезали руку за кражу лошади, подьячему (чиновнику) — за неправильную запись показаний во время судебного процесса. Палец отрубали за нанесение легкой раны; пойманному в первый раз вору — мизинец и безымянный палец. Левую руку до запястья рубили за две кражи, за нанесение тяжелой раны или за третью кражу рыбы из садка. Левую руку и правую ногу рубили за один разбой, за ограбление церкви, за убийство в драке в пьяном виде. Лишиться рук, ног или пальцев можно было за незаконную продажу водки, подделку медных денег.

Отрезанные части тел преступников использовали для наглядной агитации. В указе 1663 года говорится: «Отсеченные руки и ноги у больших дорог прибивать к деревьям, и у тех же рук и ног написать вины и приклеить, что те ноги и руки — воров и разбойников и отсечены у них за воровство, за разбой и за убийство... чтобы всяких чинов люди знали про их преступления».

В отличие от рук и ног, отрезанные уши на деревьях не вешали. Отрезание ушей было надежным способом заклеймить преступника, не лишая его способности трудиться. Закон запрещал принимать на работу людей с отрезанными ушами, если у них нет бумаги, подтверждающей, что они уже понесли наказание за все свои преступления. Правда, уши отрезали относительно редко. Один из указов XVII века предписывает отрезать уши уличенным в четвертый раз в хранении табака, то есть, попросту говоря, курильщикам-рецидивистам.

Подобного рода наказания получили настолько широкое распространение, что пыл любителей воспитывать при помощи топора и щипцов приходилось ограничивать. Алексей Михайлович издал специальный закон, запрещающий калечить окружающих без решения суда.

И смертная казнь, и отрезание конечностей, и избиение кнутом совершались в людном месте, как правило на рыночной площади, поэтому публичное наказание обычно называли торговой казнью. Но граница между смертной казнью и отрубанием конечностей часто оказывалась весьма условной.

Торговая казнь была не только плохо совместимым с жизнью испытанием, но и несмываемым позором. Уложение 1649 года назначает кнут за 141 преступление. В зависимости от числа ударов закон различал простое битье, битье «с пощадой», «с легкостью», «нещадное», «с жестокостью» и «без милосердия». Нещадным битье считалось, если число ударов превышало 50. Для усиления наказания казнь могла совершаться «при многих людях». В этом случае осужденного водили по людным местам, осыпая в пути ударами. При этом виновного, например, во взяточничестве били, привязав ему на шею кошелек, дорогую шкурку, жемчуг или соленую рыбу, то есть те предметы, которыми он брал взятки. Вот как описывал торговую казнь путешественник Адам Олеарий, наблюдавший ее в 1634 году: «Преступники... должны были обнажить свое тело до пояса и прилечь на спину стоящего на ногах прислужника палача... Перед исполнением наказания служитель судьи, находившийся тут же, прочел в особой записке, сколько ударов должно было дать каждому из преступников, и затем, когда означенное число ударов было нанесено, он кричал: «Полно!», т. е. довольно. На этот раз каждый мужчина получил от 20 до 26 ударов, а женщина — 10. По исполнении этого наказания на спинах несчастных не осталось целой кожи даже на палец шириной, и они имели вид животных, с которых содрана была кожа... После всего этого каждому виновному в продаже табака привешивалась на шею пачка с табаком, а продавцам водки... водочная фляга или склянка; и в таком виде связанных за руки преступников провели сперва близ города и затем обратно в Кремль, и во все это время продолжали бить кнутом». Более легким было наказание батогами, то есть толстыми прутьями с обрезанными концами.

Считается, что апогея жестокости пытки и казни достигли при Иване Грозном. Однако при Петре I было не лучше. К тому же наказания петровского времени поражают своей несправедливостью. Императора волновала не тяжесть преступления, а сам факт противостояния государственной воле. Поэтому за повторное воровство и за бросание сора на улице полагалось одинаковое наказание. Петр любил эффектные мучительные казни. При расправе над участниками стрелецкого бунта зачинщикам сначала перебили руки и ноги, а затем привязали к установленным на Красной площади колесам: так агонию растянули на несколько суток. Прорубивший окно в Европу император охотно пользовался и таким азиатским способом казни, как сажание на кол. На колу погибли некоторые из друзей царевича Алексея. Колеса с привязанными к ним руками, ногами и головами казненных были таким же символом эпохи, как европейские костюмы и бритые лица.

Зато количество членовредительских наказаний при Петре заметно уменьшилось. И произошло это по причинам вполне практическим. Государство не хотело содержать безруких и безногих подданных, поэтому часто ограничивались клеймением и вырыванием ноздрей. Отсутствие носа не мешало каторжным работам во благо государства.

В эпоху Петра I появилось наказание шпицрутенами. Процедура была крайне жестокой. Ставили два длинных ряда солдат, в руке у каждого был прут. Осужденному обнажали спину и привязывали его к ружью так, чтобы штык упирался в нее. За это ружье осужденного вели сквозь строй, причем бежать он не мог, так как при резких движениях в него вонзался штык. Все проходило под барабанный бой. Так наказывали за чернокнижие, прелюбодеяние и другие антиобщественные поступки. Несмотря на мучительность этого наказания, после шпицрутенов человек не считался обесчещенным. Если после торговой казни солдат не мог служить, так как считался опозоренным, то, пройдя сквозь строй, можно было спокойно возвращаться к исполнению служебных обязанностей.

Шпицрутенами наказывали и в середине XIX века. Сохранилось описание публичного наказания разбойников Быкова и Чайкина, которые в 40-е годы XIX века держали в страхе Казанскую губернию. Их приговорили к 12 и 11 тысячам ударов, выжить после которых невозможно. «Первого повели Быкова, а спустя некоторое время — Чайкина, так что оба шли друг за другом и, получая удары шпицрутенами, испускали раздирающие душу крики... Уже после первой тысячи спины их побагровели, покрылись лоскутьями изрубленного мяса, спекшейся крови и вспухли... Быков и Чайкин извивались, подобно змеям, желая облегчить страшную силу сыпавшихся на них ударов... Сама погода не благоприятствовала... сильный ветер гнал столб пыли и засыпал раны несчастных. Оба они умерли в тот же день».

Идейную борьбу со смертной казнью начала Елизавета Петровна, которая запретила приведение смертных приговоров в исполнение до их утверждения Сенатом. Сенат же приговоров не утверждал, в результате чего казни в исполнение не приводились. Императрица отказалась подписать и новый свод законов, поскольку в нем не только сохранялась смертная казнь, но и вводилось никогда прежде не практиковавшееся в России разрывание преступников лошадьми. В течение XVIII века телесные наказания смягчились, хотя происходило это очень медленно. Именно тогда начали использовать плети, которые были все же более гуманным орудием, чем кнут. Кроме обычных плетей в армии пользовались кошками и линьками, то есть веревками с узлами. Эти армейские плетки быстро завоевали популярность у штатских палачей. С 1724 года кошками наказывали извозчиков, когда они ездили на невзнузданных лошадях, с 1725 года — нечестных торговцев хлебом, а с 1739-го — торговцев овощами и фруктами на улицах, так как эта торговля была привилегией женщин и детей. Во времена Анны Иоанновны кошками стали наказывать проституток, которых раньше били кнутом.

Официально борьбу с истязанием начала Екатерина II, заявившая, что «все наказания, которыми тело человеческое изуродовать можно, должно отменить». Однако императрица отменила телесные наказания лишь для представителей привилегированных сословий. При этом всячески подчеркивалась позорность телесных наказаний. Преступникам, обесчещенным публичной поркой, запрещалось жить в столице.
Впрочем, все ее благие намерения рассеялись после начала Пугачевского бунта. Указ Екатерины гласил: «Пугачеву учинить смертную казнь, четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса».

В XVIII веке всех взрослых преступников начали наказывать розгами, которые раньше считали совсем уж не серьезным инструментом и использовали для воспитания детей. Сама Екатерина наказывала розгами придворных.

После того как Екатерина II избавила дворян от телесных наказаний, общество стало видеть в таких наказаниях зло, с которым рано или поздно следует покончить. При Александре I от телесных наказаний освободили купцов первых двух гильдий, священников, их жен, дьяконов и монахов. В 1817 году в Москве был учрежден комитет, который должен был ответить на вопрос, стоит ли сохранять членовредительские наказания.

Комитет постановил отменить торговую казнь, заменив ее наказанием плетьми с предварительным выставлением у позорного столба. Члены комитета считали, что такое сравнительно мягкое публичное наказание будет вызывать у зрителей не жалость к преступнику, а омерзение. Однако отменять торговую казнь публичным указом не решились: народ мог подумать, что теперь отменены все наказания вообще.

Несмотря на все гуманные идеи, свод 1835 года предусматривает торговую казнь примерно за 50 преступлений. Так наказывали за богохульство, за богохульство по легкомыслию, совершенное в третий раз, за святотатство, за преступление против высочайших особ, за бунт, за сочинение пасквиля, за взяточничество, за умышленное убийство, за кражу младенцев, за мужеложство с насилием, за воровство и грабеж. Правда, закон запрещал наносить более 50 ударов кнутом, однако это ограничение не соблюдалось, поэтому Николай I издал указ, согласно которому судья за каждый присужденный им лишний удар палкой должен был платить 200 рублей штрафа.

В XIX веке прогресс оказал свое влияние и на публичные экзекуции. Для наказания был создан специальный инструмент под названием «кобыла» — толстая доска в человеческий рост с тремя отверстиями для шеи и рук преступника. На «кобыле» спина осужденного выгибалась, кожа натягивалась и рассекалась от первого же удара. «Кобыла» продолжала использоваться и после того, как в 1845 году наказание кнутом было запрещено. Палачам было приказано зарыть кнуты, чтобы сам вид этого орудия не напоминал о прошлом.

Теперь за тяжелые преступления наказывали плетьми. Закон достаточно жестко регламентировал количество ударов, но особого смысла в этом не было, поскольку страдания наказываемого зависели в основном даже не от числа ударов, а от искусства палача. Если палач привязывал преступника к «кобыле» так, что тот не мог пошевелиться, то наказываемый умирал от паралича сердца на четвертом-пятом ударе.

Процедура публичной казни теперь выглядела так. После объявления приговора осужденного заковывали в кандалы и отводили в особую камеру, где его в течение нескольких дней посещал священник. В ночь перед казнью к зданию тюрьмы привозили специальную повозку. Утром на осужденного надевали чистое белье, особый черный кафтан и шапку. На грудь вешали табличку с описанием преступления. Потом два тюремщика усаживали преступника в повозке спиной к лошадям, привязывали его ноги и руки к скамейке, и процессия отправлялась к месту проведения казни. Впереди выступал жандармский унтер-офицер, за ним — полувзвод солдат с барабанщиком, далее — повозка, окруженная жандармами по два с каждой стороны. Наконец, другой полувзвод замыкал шествие. Подъехав к позорному столбу, рядом с которым стояла «кобыла», преступник выходил из повозки, с него снимали шапку, после чего он прикладывался к кресту. Затем осужденного передавали палачам, которые разрывали ему рубаху до пояса и прикручивали к «кобыле».

В 1846 году публичное наказание было дополнено особым обрядом гражданской казни, которая символизировала разрыв всех связей между обществом и преступником. Осужденного привозили к месту казни на черной повозке, на груди прикрепляли табличку с указанием вины. Если преступник был дворянином, то после оглашения приговора палач ломал над его головой шпагу. Появление этого обряда означало, что бесчестие теперь стали считать не менее страшным наказанием, чем причинение физической боли.

В марте 1861 года князь Н.Орлов подал Александру II записку об отмене телесных наказаний. Мнение Орлова поддержал великий князь Константин Николаевич, который считал, что отмена телесных наказаний должна последовать за отменой крепостного права. 17 апреля 1863 года был обнародован указ «О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных».

Согласно этому закону было прекращено публичное наказание плетьми, клеймение, истязание женщин всех сословий, исключая ссыльных. Розгой теперь секли только крестьян по постановлениям волостных судов (до 20 ударов) и при невозможности заключить виновного в тюрьму (до 100 ударов). Для матросов во время плавания осталось наказание линьками. Закон сохранил наказание шпицрутенами, но после того, как военный министр заявил, что солдаты не будут выступать в роли палачей, так как это унизительно, осужденных перестали прогонять сквозь строй.

Общество стало видеть в истязаниях зло. Уложение 1886 года оставляло телесные наказания лишь для бродяг, не помнящих родства (30—40 ударов), для малолетних ремесленников за самовольную отлучку и шалости (5—10 ударов), для корабельных служащих (5—10 ударов хлыстом). Кроме того, телесным наказаниям могли подвергаться крестьяне мужского пола, а также ссыльные, уже независимо от пола. В 1893 году последовал указ, запрещавший какие бы то ни было телесные наказания для женщин. Вскоре запретили бить бродяг.

Очень долго сохранялось наказание розгами крестьян. При этом наказанный розгами крестьянин лишался права занимать какую бы то ни было выборную должность. Наказание розгами казалось делом настолько обычным, что сами крестьяне не собирались с ними бороться. Лишь к началу XX века они стали видеть в розгах не отеческое наказание, а позор. В свое время в газетах много писали о крестьянке Житомирского уезда, которая пожаловалась волостному старосте на то, что ее муж стал с ней холоден (парткомов, куда в последующие годы жаловались на неисполнение супружеских обязанностей, тогда не было). После того как невнимательного мужа высекли, он оскорбился и покончил с собой.

Телесные наказания для крестьян были отменены лишь 11 августа 1904 года, и тут-то выяснилось, что другого способа урезонить деревенских хулиганов не существует. Многие земства, считавшиеся оплотом демократии и прогресса, ходатайствовали о возобновлении телесных наказаний.

Отмененная Елизаветой смертная казнь эпизодически продолжала применяться и при последующих правителях. Достаточно вспомнить расправу над участниками восстания Пугачева. Но формальное ее восстановление обычно связывают с казнью пятерых декабристов, во время которой был выработан ритуал публичной смертной казни.

К месту казни приговоренных привезли закованными в цепи. Перед виселицей цепи с них сняли. Декабристов одели в белые халаты с колпаками или мешками для головы, а на грудь прикрепили таблички с именами. При этом, как известно, веревки виселицы, на которой казнили С.Муравьева-Апостола, К.Рылеева и М.Бестужева-Рюмина, не выдержали, и их пришлось вешать снова.

Смертная казнь применялась в основном к политическим преступникам. Причем власти никак не могли понять, стоит ли казнить публично. С одной стороны, был многовековой опыт торговых казней, которыми успешно устрашали народ. С другой же — казненные бунтовщики нередко вызывали сочувствие. К тому же смертная казнь совершалась достаточно редко, и катастрофически не хватало квалифицированных палачей. В 1861 году зрителей перестали пускать к месту проведения казней, поэтому мало кто был свидетелем непрофессионализма палача, который казнил покушавшихся на Александра II народовольцев.

Присутствовавшая при казни супруга одного из чиновников правоохранительного ведомства описывала это так: «Первым повешен Кибальчич. Его удачно повесили: он скоро умер. Потом Михайлов, который был четыре раза (если так можно выразиться) повешен: первый раз он оборвался и упал на ноги; второй раз веревка отвязалась, и он упал во весь рост; в третий раз растянулась веревка; в четвертый раз его пришлось приподнять, чтобы скорее последовала смерть, так как слабо была завязана веревка».

В августе 1906 года в чрезвычайном порядке был принят закон о военно-полевых судах. Столыпина, по инициативе которого этот закон был принят, не особо интересовала справедливость наказания. Для него было важно навести порядок, а не соблюсти справедливость. Закон требовал, чтобы военнослужащих расстреливали, а штатских вешали. Но из-за нехватки палачей повешение часто заменяли расстрелом. В некоторых тюрьмах функции палача брал на себя кто-нибудь из заключенных, которому за это сокращали срок. По мере роста числа казней число добровольцев постоянно росло.

А во время революции и гражданской войны казни и расстрелы заложников не регламентировались уже никакими законами. Большевики предпочитали, чтобы свидетели при казнях не присутствовали, но совсем отказаться от публичных казней не могли. Во время войны предателей и шпионов убивали не таясь. Нужно сказать, что смертная казнь, которая в советское время то отменялась, то вновь восстанавливалась, унесла куда меньше жизней, чем смерть в лагере от непосильного труда и голода. Избавляясь от неугодных граждан, государство легко находит способ обойтись без веревки или пули.

Нажмите на фотографию, чтобы увеличить до 600x450, 62,36 Kb

Кнут (плеть, бич) - применялся как для пытки, так и для наказания преступника. По свидетельству камер-юнкера Ф.В.Берхгольца (1721 год) "кнут - это род плети, состоящий из короткой палки и очень длинного ремня". Длина его варьируется от одного до двух с половиной метров. Чтобы придать плети большую упругость, его мочили (варили) в молоке, а затем высушивали на солнце: "Таким образом, они становились весьма эластичны и в то же время тверды". Во время экзекуции плети приходилось часто менять, так как с размягчением ремня от крови, сила удара резко снижалась. "Правильный кнут" должен быть "сухим и вострым". Таким орудием палач одним ударом мог рассечь тело до костей. Некоторые заплечных дел мастера так ловко владели кнутом, что могли убить человека тремя ударами. Кнутование даже если не убивало, то калечило человека, делая его инвалидом. Обычно при наказании плетьми отрывались широкие полосы кожи на спине или образовывались раны толщиной в палец, при заживлении которых оставались следы в виде белых широких рубцов. Опытные мастера редко ударяли дважды по одному месту. Чтобы достичь необходимой точности удара, они тренировались на куче песка или на бересте, прикрепленной к бревну. Моряков пороли в основном "линьками" - плетками с узелками на конце, или "морскими кошками" - многохвостыми плетками. Для церковников (чтобы не расстригать) использовались "шлепы" - толстые веревочные кнуты. Наказание "шлепами" считалось не позорящим, но дисциплинарным наказанием духовных персон, так называемым "усмирением". Таком образом, в России моряки и монахи имели свои особые наказания. Розга (рутен) представляла собой тонкую, гладкую ветку - "лозовый прут" длиной в 1,25 аршина (чуть больше метра), очищенную от листьев и мелких веточек. Розги использовались достаточно тяжелые, но гибкие, не сырые и не сухие, а слегка подвялые. Менять их полагалось после каждых десяти ударов. Бытующая версия, будто розги предварительно вымачивали в соленой воде, не находит подтверждения в документальных источниках. Розгами наказывали и на барской конюшне, и на воинском плацу. "Наказать спиц-рутенами" (шпицрутенами), "гнать сквозь строй" - такая экзекуция появилась еще при Петре Великом. Солдатам раздавали розги, полк выстраивали "коридорным кругом" в две шеренги. Обнаженного по пояс преступника привязывали к двум скрещенным ружьям, причем штыки с ружей не снимали, так что они упирались несчастному в живот и не позволяли ему идти быстрее. Не мог наказанный и замедлить шаги - унтер-офицеры тянули его за приклады ружей вперед. Каждый солдат делал шаг вперед из шеренги и наносил удар. За силой удара внимательно следили унтера и офицеры. Наказание шпицрутенами стало самым распространенным наказанием в русской армии. Нужно отметить, что "прогулка по зеленой улице" не лишала военного и дворянина чести.

Самым распространённым телесным наказанием в России была порка. Испокон веков ей подвергались представители практически всех слоёв населения, независимо от звания, пола и возраста…

Порка по-русски

Виноваты татаро-монголы!

Историки считают, что порка вошла в обиход с конца XIII века, и не последнюю роль в этом сыграли татаро-монголы. Именно у них была позаимствована «традиция» битья кнутом.
Наказание поркой было впервые закреплено законодательно в Судебнике 1497 года. Пороли за самые различные преступления, не требовавшие смертной казни или членовредительства, которое нередко применялось, например, к ворам. Скажем, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.

Торговая казнь

Особого искусства требовало наказание кнутом. Палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками, приблизиться к осуждённому и обрушить орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному и тому же месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Поскольку постепенно кнут размягчался, после каждых десяти ударов его положено было менять. Количество ударов зависело от тяжести преступления - иногда человека запарывали насмерть.
Наказание было очень жестоким: из кожи осуждённого как бы нарезали «ремни». Один иностранец, ставший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьёт так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом несчастного растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями. Если же наказание происходит зимой, то кровь в ранах тотчас же замерзает и становится твёрдой, как лёд».
Считалось, что если сразу после избиения кнутом натянуть себе на спину шкуру только что убитой овцы, это поможет быстро залечить раны. Но многие преступники умирали . Всё зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Одни выдерживали и по 300 ударов, а другие после первого же удара отдавали богу душу. Если палач жалел наказанного или же получал мзду, он мог ударить и послабее. А так - мог и забить до смерти.
В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Её часто назначали за политические преступления и сочетали с клеймением.

«Виноват!»

Более лёгким считалось наказание батогами, которые представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто - для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных. Иногда битьё батогами назначал суд - за воровство, лжесвидетельство, сквернословие в адрес царя или какое-либо проявление неуважения к нему. Так, батогами был однажды наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял шапку.
Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой - на шею, обхватив её коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались палки. При этом запрещено было наносить удары по животу, бёдрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать: «Виноват!». А по окончании экзекуции кланяться своим палачам в ноги. Если он не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает свою вину.

Сквозь строй

Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами - длинными, гибкими, из ивового кустарника. В XVII-XIX веках шпицрутенами называли металлический шомпол к дульнозарядному (заряжаемому с дула) огнестрельному оружию, также применяемый для телесных наказаний. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован у шведов и в 1701 году введён Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к дулу ружья, за приклад брался человек и за него тащил наказуемого меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.

Знаете ли вы что…

По преданию, порка была в ходу и в семье Пушкиных. Александр Сергеевич якобы собственноручно порол розгами своих напроказивших детей. А его супругу Наталью Николаевну в детстве жестоко била по щекам мать.

Шпицрутены применялись и при наказании гражданских лиц. Как правило, к ним относились представители податных сословий, осуждённые военным судом, ссыльные или арестанты. Назначалось подобное наказание за такие преступления, как занятия магией и чернокнижием, идолопоклонство, поношение Христа, Божией Матери и святых, а также прелюбодеяние.
В 1720 году в Морском уставе в качестве официального наказания для матросов русского флота были введены кошки и линьки. Кошки представляли собой плети с четырьмя хвостами и узелками на концах. Позднее, в эпоху правления императрицы Анны Иоанновны, кошки стали применяться и для наказания проституток, а также тех, кто осмеливался укрывать беглых крестьян и преступников. Линьками - кусками каната с завязанными на них узлами - били только моряков. Поводом обычно бывала какая-нибудь дисциплинарная провинность.

«Поучения» для детей и женщин

Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгами назывались прутья, связанные вместе либо используемые по одному, которыми наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность. Применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями - скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.
Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребёнка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причём зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было». Так было заведено, к примеру, в семье деда Максима Горького, о чём писатель рассказывает в своей известной повести «Детство».
Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в воде, иногда солёной - чтобы было больнее. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась верёвка с узлами.
Не избегали порки розгами и отпрыски знати. Так, будущий император Николай I в детстве неоднократно подвергался порке. Экзекутором выступал его воспитатель граф Ламсдорф. Он не только лупил цесаревича розгами, но и порой бил головой об стену. Император на всю жизнь сохранил эти ужасные воспоминания и, когда у него самого появились дети, строго-настрого запретил применять к ним телесные наказания.
Иван Сергеевич Тургенев вспоминал, как наказывала его мать, Варвара Петровна, которая, несмотря на своё образование и эрудицию, всячески тиранила домочадцев: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день… без всякого суда». Писатель так и не простил мать: впоследствии он вывел её в своей знаменитой повести «Муму» в образе вздорной барыни.
Женщин тоже пороли - чаще всего плетью или розгами. Использование твёрдых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» по отношению к женщине применять запрещал.
Крестьянку мог «поучить» муж - за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок следовало пороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания» существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потёмкина. На снисхождение могли рассчитывать разве что беременные или матери грудничков.
Ещё в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века порке перестали подвергать священников, за ними - представителей «образованных» сословий. Были введены различные ограничения - на количество ударов, наказания для больных и стариков. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х. В 1893 году были отменены телесные наказания для женщин, а для мужчин они сохранились лишь в особо оговоренных случаях.
Полностью телесные наказания в Российской империи отменили лишь в 1904 году. Летом того года они были запрещены в армии и на флоте, а также для крестьян и малолетних ремесленников. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».

Забивание кнутом и палками

Казнь кнутом в Северной Африке около 1910 года. Частн. кол.

Осужденных издревле бичевали кнутом. Этот метод был в ходу как у иудеев, египтян, сирийцев, персов, так и у спартанцев и римлян.

Кнут часто использовался в качестве дополнительной меры наказания, например, весталки за нерадивость, солдата за неповиновение, чиновника за какую-либо провинность или же еретика, желавшего вернуться в лоно Церкви. Но порка могла превратиться и в смертную казнь.

В Египте осужденный за «разложение нравов» практически не имел шансов выжить после тысячи ударов хлыстом. В Риме наказание кнутом - flagra - предшествовало другим пыткам. Можно было выдержать порку кнутом из бычьей кожи и даже испанским хлыстом из переплетенных веревок, но под ударами плетки со свинцовыми шариками или костями барана выживали немногие. Тело рвалось в клочья, превращаясь в кровавое месиво.

Сцена бичевания в Пакистане. D.R.

В христианском мартирологе имеется длинный список жертв такой казни: святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора, святая Вивиана, святая Маргарита - все они, как и многие другие, были забиты розгами или кнутом. Кости оголялись, и даже если жертва не умирала под ударами, смерть наступала от гангрены.

На Востоке, в Азии, главным образом в Китае, плетки-многохвостки снабжались железными наконечниками, гвоздями и даже крючками, чтобы эффективнее раздирать плоть.

Англичане, островной народ, предпочитали хлестать осужденного веревкой, после чего окровавленную жертву погружали в морскую воду или уксус.

В Италии бичевание было законной формой наказания вплоть до середины XIX века.

Напомним случай Марии Биоджи. В Перудже в 1851 году ее раздели донага и подвергли бичеванию за публичные призывы воздерживаться от курения, нанося тем самым урон доходам Святого престола, взимавшего пошлину с продажи табака.

Наказание кнутом сыграло важную роль во время религиозных войн. Из сотен примеров вспомним случай Безье. После резни, устроенной по приказу святого Доминика, женщины, которых пьяная солдатня пощадила из-за их красоты или молодости, подверглись другим истязаниям. Морис Лашатр пишет: «Раздетых донага девушек привели к могиле Пьера де Кастелно, и монахи принялись бичевать их свинцовыми плетками. Когда плоть обратилась в сплошное кровавое месиво, оставшихся в живых сначала отдали на растерзание крестоносцам, потом перерезали им горло. Трупы осквернили ужасающим развратом».

Самую страшную разновидность кнута использовали в России: смерть от него обычно наступала между сороковым и пятидесятым ударами. Он состоял из тонких кожаных ремней с металлическими шариками на концах. Казнь таким кнутом официально отменили в России только в 1845 году, заменив ее на бичевание обычным кнутом, который применялся до 1863 года. За это время погибли тысячи человек. Мужиков наказывали кнутом за малейшие провинности.

Если в Тибете били только по бедрам, то практически во всех остальных местах приговоренного хлестали по всему телу, и от человека оставались одни лохмотья.

Александра Давид-Неэль в книге «Путешествие в Тибет» описывает, как в XX веке лечила вора, наказанного кнутом: «Раны были ужасны, на бедрах проглядывали кости. В грязных бинтах, пропитанных гноем, копошились черви».

Казнь бичеванием в Пакистане. Частн. кол.

Вплоть до Второй мировой войны казнь кнутом была обычным делом для многих мусульманских стран, судя по всему не собирающихся отказываться от этого наказания, ибо оно до сих пор фигурирует в уголовных кодексах стран, опирающихся на исламский закон: ОАЭ, Саудовской Аравии, Ирана, Северного Йемена, Пакистана и многих других.

Напомним, как в 1984 году индийцу и уроженке Шри-Ланки, приговоренным судом Абу-Даби к забиванию камнями, эту казнь заменили на бичевание, приняв во внимание их статус иностранных граждан.

Все в той же Саудовской Аравии в 1989 году четырех человек, обвиненных в подготовке взрыва в священном городе Мекке, приговорили к полутора тысяче ударов кнутом каждому. Иными словами - к смерти.

Казнь бичеванием на лобном месте в США в 1906 году. Фото «Сигма». «Иллюстрасьон».

Историческая справка

Наказание плеткой-девятихвосткой отменили на Барбадосе в 1938 году, но в 1990 году восстановили по решению одного суда.

В октябре 1990 года парламент Багамских островов ввел в уголовный кодекс бичевание за преступления сексуального характера. В тексте уточнялось, что кнут должен быть «о девяти хвостах, девяти веревках или девяти кожаных ремнях с узелками или иными приспособлениями».

В Иране суды нередко добавляют к приговору о тюремном заключении от десяти до ста ударов кнутом.

В Саудовской Аравии приговор к тысяче или полутора тысячам ударов может приводиться в исполнение в несколько заходов.

Обычная мера наказания за блуд, определенная Кораном, составляет несколько сотен ударов кнутом.

Бичевание систематически применяется в Свазиленде, Афганистане, Малайзии, Сингапуре, Тринидаде и Тобаго, Гренаде. На Барбадосе уголовный кодекс предписывает наносить удары тамариндовыми палками. В феврале 1991 года была узаконена плетка-девятихвостка.

Казнь в «Стереофоническом режиме»

«Нелегко реформировать деградировавшее общество», - заявил, выступая перед народом, президент Пакистана Зия Ульхак. К счастью, Совету по исламской идеологии удалось предложить несколько спасительных мер, в том числе наказание кнутом.

«Совершивший преступление против Бога и рода человеческого, пристрастившийся к алкоголю, жадно поглощающий перебродивший напиток, получит восемьдесят ударов».

Сам кнут и способ его применения описаны детально. «Длина не должна превышать одного метра двадцати двух сантиметров, а толщина - одного сантиметра двадцати пяти миллиметров». Палач должен быть «человеком беспристрастным и понимающим». «Если приговоренный слишком стар или слаб и исполнение приговора может привести к смерти, то удары следует наносить с необходимыми промежутками, чтобы жертва не умерла. Если человек болен, следует подождать медицинского подтверждения, что он идет на поправку, и лишь после этого приступать к наказанию». Еще больше внимания уделяется дамам. «Если женщина беременна, для приведения приговора в исполнение нужно подождать два месяца после разрешения или выкидыша». В любом случае «женщину наказывают в сидячем положении, тогда как мужчина стоит».

За внебрачные сексуальные отношения любовников забивают камнями, но если виновные холосты, они получат всего сто ударов кнутом. После такого наказания человек на несколько месяцев отправляется в больницу, а зачастую и прямо на кладбище, когда слишком сильный или недостаточно «понимающий» палач бьет так сильно, что разрывает почки или ломает позвоночник.

В Исламабаде подобные наказания - весьма частое явление. В 1988 году одиннадцать человек, арестованных во время рейда полиции в «веселом доме», подверглись коллективному бичеванию, этакой пытке в стиле хай-тек. Умело расставленные микрофоны транслировали свист палок и крики бичуемых для назидания и потехи собравшейся публики. Толпа скандировала: «Аллах! Аллах! Аллах!», а муллы воспевали Всевышнего.

Бичевание чернокожего в США. Фотография «Кейстон».

В Северном Йемене в 1986 году человек умер во время публичной экзекуции, получив по приговору сто ударов кнутом за преступление сексуального характера.

Преступления на сексуальной почве - zenia - в Пакистане на сегодняшний день наказываются сотней ударов. Если приговоренный остается в живых, то, согласно кодексу, его следует отдать толпе, которая забивает несчастного камнями.

В последние годы наказание кнутом чаще всего применяли, пожалуй, в Мозамбике. В период между 1983 и 1990 годами суды приговорили к нему более двухсот человек за торговлю на черном рынке, воровство и изнасилования. Обычно по приговору назначалось девяносто ударов по спине, плечам и бедрам.

Забитый дубиной

Избиение палками, как и кнутом, позволяет варьировать тяжесть наказания. Обычное наказание подразумевает несколько ударов, жестокие, нанесенные в большом количестве удары способны привести к быстрой смерти.

Большинство уголовных кодексов древних народов предусматривали наказание палками, у некоторых народов это был вид смертной казни.

Забивание палками было в ходу у египтян, греков, иудеев и китайцев. В Риме Закон двенадцати таблиц предусматривал наказание палками за письменные оскорбления, нередко так карали и за другие преступления.

В древние и нынешние времена особую склонность к битью палкой питали в Англии и России.

Во Франции предпочтение отдавалось хлысту и розгам, исключение составляли заморские территории - там наказание палками, нередко приводившее к смерти, применялось на протяжении XVIII–XIX веков.

Сегодня многие страны, в том числе Камбоджа, ввели этот древний способ наказания в повседневный обиход.

В период с апреля 1976-го по ноябрь 1978 года пришедшие к власти красные кхмеры забили палками и дубинами десятки тысяч людей.

Техника была проста: приговоренному наносили несколько ударов по голове и добивали ударом по затылку, ломая шейные позвонки.

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Наказание кнутом «Мы не можем больше так жить, - жаловался Уолтер Перкинс. - Во всем штате тюрьмы не прочнее ореховых скорлупок. Ни один заключенный не находится здесь в безопасности, и самые опасные преступники постоянно совершают побеги. Мы хотим иметь суд, который

Из книги Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] автора Монестье Мартин

Забивание камнями Забивание камнями святого Этьена. Гравюра. XIX в. Частн. кол.Забивание камнями - еще добиблейская мера наказания, главным образом, за богохульство. Человека убивают, закидывая камнями. Она применялась во всех древних обществах, по крайней мере, в начале

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

К сечению кнутом, вырыванию ноздрей и вечной ссылке в Сибирь. Тайная экспедиция ведала также делами о самозванцах. Вёлся розыск по следующим делам: Елизаветы Таракановой, выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны (1775), в 1765 году беглого рекрута Евдокимова, украинца

Пытка и удовольствие – казалось бы, что между ними общего? Между тем зачастую это две стороны одной медали. Порой телесное воздействие, которое должно вызывать боль или сильный физический дискомфорт, вызывает у нас наслаждение. Давайте обратимся к фактам.

Феномен щекотки

Когда человека щекочут, это часто вызывает непроизвольный смех. Специалисты из Университета
Тюбингена полагают, что щекотка, раздражая нервные окончания, активирует область мозга, «ответственную» за ожидание боли. А смех – часть защитного механизма. Кроме того, гипоталамус, который становится активным при щекотании, связан также с контролем сексуального поведения.
В Китае была распространена пытка щекоткой. Так же поступали и древние римляне. Они наносили на ступни осужденного особый солевой раствор, который затем давали слизывать козе. Порой это даже приводило к летальному исходу.
В то же время щекотка нередко применяется в эротических играх и помогает довести партнера до пика блаженства. Кстати, люди могут по-разному реагировать на щекотку: одним она доставляет ужасные мучения, а у других вызывает сексуальное возбуждение.

Экстаз от порки

Порка – плетями, розгами, бичами и т.п. - многие века была достаточно распространенным физическим наказанием. Если человек получал большое количество ударов, его тело могло превратиться в сплошную рану, которая долго не заживала и доставляла ужасные страдания. А порой осужденного забивали до смерти.
Сегодня многим хорошо известен термин «флагелляция» (от латинского flagellatio - «бичевание»). Речь идет о практике БСДМ, которая заключается в порке партнера различными, обычно длинными и гибкими предметами, такими, как кнут, стек, трость или флоггер. При этом «нижний» партнер испытывает сексуальное возбуждение и наслаждение.
В некоторых сектах (например, у хлыстов) было принято заниматься самобичеванием для «усмирения» плоти. Это часто приводило сектантов в состояние экстаза, который в настоящее время носит название «сабпейс». «То, что порка может вызывать сильное эмоциональное возбуждение, вплоть до религиозного экстаза, имеющее явные, хотя не всегда осознаваемые, сексуальные
компоненты, известно с незапамятных времен», - пишет социолог И. Кон в книге «Бить или не бить? Телесные наказания детей». Сексуальные мазохисты нередко вырастают из детей, которых в детстве активно подвергали порке.

Боль и удовольствие

Задумывались ли вы, почему существуют выражения «сладостная пытка» или «сладкая боль»? Ученые утверждают, что центр боли в нашем мозгу соседствует с центром удовольствия. Грань между болью и наслаждением очень тонка. Так, Барри Комисарук из Университета Рутгерса сообщает, что при наблюдении за мимикой человека видно, что выражение лица в момент оргазма или боли практически не отличается.
Аспекты связи между болью и получением удовольствия подробно изучил американский психоаналитик Александр Лоуэн. Он пришел к выводу, что тут играют роль особенности работы так называемых симпатической и парасимпатической нервной системы. «Парасимпатическая деятельность расширяет периферические артериолы, увеличивая приток крови к поверхности тела и продуцируя ощущение тепла, - пишет Лоуэн в своем труде “Удовольствие: творческий подход к жизни”. - Симпатическое действие сокращает поверхностные артериолы, заставляя кровь приливать к внутренним органам тела, чтобы доставить больше кислорода жизненно важным органам и мускулатуре. Таким образом, работа парасимпатического отдела способствует экспансии организма и обращению к окружающей среде, то есть вызывает приятную реакцию. Симпатическая деятельность продуцирует сокращение и отдаление от окружающей среды, болевую реакцию».
Еще одним доказательством тесной связи боли и удовольствия стал следующий эксперимент. Группе студентов давали либо обезболивающее – парацетамол, либо плацебо. Затем им показывали серию эротических снимков. Если испытуемый получал парацетамол, то он более спокойно реагировал на возбуждающие фотографии.

Эффект перца

Американец Джейсон Макнабб выиграл состязание по поеданию жгучего перца. По словам чемпиона, ему сначала казалось, что рот его полон ос, которые одновременно жалят его. Но постепенно ощущения изменились к лучшему: «Боль довольно быстро утихла, и я почувствовал прилив адреналина и эйфорию при поедании перца».
Нейробиолог Дэвид Линден из Медицинского института при Университете Джонса Хопкинса в книге «Компас удовольствия» пишет, что после поступления в центральную нервную систему болевых сигналов организм начинает вырабатывать гормон допамин, блокирующий боль. Но он не только воздействует на болевые рецепторы, а еще и стимулирует лимбическую и префронтальную зоны мозга. Его действие в конечном итоге подобно действию опиатов, вызывающих чувство эйфории.


К тому же мозг человека в большинстве случаев отличает боль, способную привести к опасным телесным повреждениям, от простого раздражения нервных рецепторов. Так, при поедании острого перца мы ощущаем жжение во рту. Но при этом мозг «знает», что ничего горячего во рту нет и по-настоящему обжечься мы не можем.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация