Что проверяет пожарная инспекция. Проверка пожарной безопасности в образовательном учреждении Что проверяют пожарники в детском саду

Главная / Земля

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

При осуществлении предпринимательской деятельности любому хозяйствующему субъекту, будь то индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, приходится вступать во взаимоотношения с различными государственными органами. К ним относится и Го сударственный пожарный надзор. Пожарные инспекторы «балуют» своими посещениями чаще других контролеров, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных правил пожарной безопасности может привести не только к материальному ущербу, но и причинить вред жизни и здоровью граждан. Одним из ярких примеров можно назвать пожар в декабре 2009 года в пермском клубе «Хромая лошадь», в результате которого погибли 155 человек.

В своей статье мы постараемся максимально полно осветить вопросы, касающиеся проведения пожарной инспекцией проверок соблюдения правил пожарной безопасности в организациях, в частности:

Какими нормативными документами следует руководствоваться, чтобы обеспечить пожарную безопасность в организациях;
- какие нарушения могут выявить пожарные инспекторы;
- кем могут проводиться пожарные проверки, их виды, сроки и периодичность, оформление результатов;
- что такое пожарная декларация, где и в каких случаях она применяется;
- кто несет ответственность, какие виды ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности предусмотрены законодательством РФ.

Пожарная безопасность предприятий в любой стране регламентируется и контролируется государством. Так и в России пожарная безопасность обеспечивается системой, основными элементами которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и граждане. Это важное понятие места и роли предприятия как одного из элементов системы обеспечения пожарной безопасности. Другими словами, государство наделило предприятия всеми правами в данной области и возложило на них соответствующие обязанности по предотвращению пожаров и противопожарной защите.

В частности, в Российской Федерации все без исключения организации обязаны строго соблюдать «Правила пожарной безопасности в РФ» (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03) , утвержденные Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.

Это отправной документ, на основании которого должна строиться стратегия обеспечения пожарной безопасности организации. Также одними из основных нормативных документов в области пожарной безопасности, действующими в настоящее время на территории Российской Федерации являются:
. Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 (далее Закон N 69-ФЗ).
. Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (далее Закон N 123-ФЗ).

Эти внушительные по объему нормативные акты представляют собой свод правил о том, как должно быть и чего допускать не следует, чтобы огненная стихия не стала бесконтрольной хозяйкой.

Обязательному исполнению подлежат и нормы специальных правил, принимаемых в соответствии с Законом N 123-ФЗ , например, Свода правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (СП 9.13130.2009), и некоторые строительные правила (СНиП) и нормы пожарной безопасности (НПБ) , которые продолжают действовать до дня вступления в силу регламентов, предусмотренных Законом N 123-ФЗ.

Продолжают действовать, в частности:
- СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», приняты и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
- НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утверждены приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315;
- НПБ 253-98 «Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость», утверждены приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Конечно, все мельчайшие детали, установленные многочисленными актами, учесть невозможно, но основных правил стоит придерживаться.

Что является объектом проверки?

Сразу отметим, что основная задача пожарного инспектора - проверить соблюдение ППБ 01-03.

Перечень нормативов пожарной безопасности , которые должны соблюдать организации и учреждения, достаточно большой, поэтому мы остановимся лишь на тех нормативах, на которые обращают внимание пожарные инспекторы .
Общие правила, которые приведены в разделе I ППБ 01-03, касаются и обязательны для исполнения всеми без исключения организациями, независимо от отраслевой принадлежности.

Первое, что потребует у проверяемой организации пожарный инспектор, - приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности , которая в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должна быть в каждом учреждении (организации).

В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (приложение 1 к ППБ 01-03):
1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) места курения;
5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа , а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Порядок проведения, периодичность и перечень вопросов инструктажей определен приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (с изменениями от 27.01.2009). Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.

В зданиях и сооружениях, где на этаже одновременно находятся более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре , соответствующая нормам пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденным Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, по которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников - учебные тревоги . При этом необходимо учитывать, что планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).

Кроме того, в каждом помещении на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны , чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания , за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03).

Согласно п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности .
Следующий момент, на котором контролеры заострят свое внимание, - обеспечение помещений организации огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в приложении 3 к ППБ 01-03.

Перечень помещений и оборудования, которые должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС) , приведен в нормах пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315. Руководителям организаций не следует забывать о своевременном обслуживании и проверке таких установок . Они должны постоянно содержаться в рабочем состоянии (п. 34 ППБ 01-03).

Согласно п. 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда .

Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор в Российской Федерации

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора , находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Наряду с Законом N 69-ФЗ, нормативным актом, в соответствии с которым действуют органы пожарного надзора, является Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 N 820 «О государственном пожарном надзоре» (далее - Постановление N 820), которым утверждено и введено в действие Положение «О государственном пожарном надзоре» (далее - Положение)

Например, в п. 9 Положения перечислены права государственных инспекторов городов (районов) субъектов РФ по пожарному надзору и государственных инспекторов закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору. Согласно положениям этого пункта они имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В отдельных случаях они могут приостанавливать на короткий срок (до рассмотрения дела судом в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях) деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг. Такая мера принимается ими, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно (п. 9 Положения).

В результате проведения контроля над пожарной безопасностью пожарные инспекторы вносят в соответствующие организации и представляют соответствующим должностным лицам в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушения РФ (далее - КоАП РФ), представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности, а также составляют протоколы, рассматривают дела об административных правонарушениях и назначают в соответствии с законодательством РФ административные наказания.

Следует обратить внимание, что в целях регулирования отношений в области защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора) действуют положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ). В частности, установлено ограничение прав должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю . Так, согласно ст. 15 Закона N 294-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, осуществлять плановые проверки, если при их проведении не присутствуют должностные лица или работники проверяемых организаций либо их представители, распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю;
- требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если таковые не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки, требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.

Виды, сроки и периодичность проведения проверок

Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля
(надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий .

В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодным планом, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Кроме того, в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны быть направлены в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ею ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который также размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Согласно ч.8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях , связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на предпринимателя или организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст.14 Закона N 294-ФЗ.

Оформление результатов пожарных проверок

После проведения проверки должностным лицом (лицами) органа государственного пожарного надзора составляется акт установленной формы в двух экземплярах (ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

В нем указывается следующая обязательная информация: дата, время и место составления акта, наименование проверяющего органа пожарного надзора, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его осуществлявшего, наименование проверяемой организации, должность его представителя, присутствовавшего при данном процессе, дата, время, продолжительность и место проведения.

Кроме того, в акте должны быть перечислены выявленные в ходе проведения контроля результаты, в том числе нарушения, их характер, лица, допустившие указанные нарушения.

При отказе в ознакомлении с актом проверки представителем организации, а также лицом, присутствовавшим при ее проведении, этот факт необходимо зафиксировать в данном в акте.

Акт подписывается должностным лицом, проводившим контроль.

К акту о проведении пожарной проверки прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Обратите внимание: согласно п. 8 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридические лица обязаны вести журнал учета проверок , который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен. В нем должностным лицом органа государственного пожарного надзора производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного надзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете данного мероприятия, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего проверку, и его (их) подпись.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного пожарного надзора.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки учреждения нарушений в соблюдении обязательных требований противопожарной безопасности, должностные лица органа государственного пожарного надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны:
- выдать предписание юридическому лицу об устранении нарушений с указанием сроков их устранения;
- принять меры по контролю за устранением нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших данные нарушения, к ответственности.

Декларация пожарной безопасности

С 1 мая 2009 года вступил в силу Закон N 123-ФЗ, в соответствии с которым, в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты, у руководителей юридических лиц появилась обязанность представить в МЧС России до 01.05.2010 декларацию пожарной безопасности , утвержденную Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 N 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» (далее - Приказ МЧС N 91), и выбирать в добровольном или обязательном порядке форму оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности или условиям договоров .

Под объектом защиты в названных нормативных актах подразумевается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и декларирование пожарной безопасности по сути своей являются мерами, позволяющими обеспечить общие требования пожарной безопасности, предъявляемые Законом N 123-ФЗ к объектам защиты.

В соответствии со ст. 144 Закона N 123-ФЗ декларация пожарной безопасности и независимая оценка пожарного риска являются формами оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности изложены в ст. 6 Закона N 123-ФЗ.

Правила оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска регламентированы постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304.

Рассмотрим отдельно вопросы, касающиеся обязательного представления декларации пожарной безопасности в органы МЧС России и независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Закона N 123-ФЗ, декларация пожарной безопасности представляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента, т.е. до 01.05.2010 .

Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.
Составляют декларацию пожарной безопасности:
- застройщик либо лицо, осуществляющее подготовку проектной документации;
- собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Законом N 123-ФЗ или договором, или орган управления многоквартирным домом.

Декларация пожарной безопасности составляется для следующих объектов защиты:

1) объектов капитального строительства, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:
- жилых домов высотой не более трех этажей;
- отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м., которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности; отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв.м., которые предназначены для осуществления производственной деятельности;
2) зданий детских дошкольных образовательных учреждений;
3) специализированных домов престарелых и инвалидов;
4) больниц;
5) спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Декларация пожарной безопасности может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

В случае изменения требований пожарной безопасности, а также изменения содержащихся в ней сведений, декларация разрабатывается вновь или уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации декларации.

Ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, несет лицо, составившее и подписавшее ее в соответствии с законодательством РФ.

Декларация составляется по установленной форме в двух экземплярах и подписывается лицом, ее составившим, после чего направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа МЧС России непосредственно либо по почте. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и, в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям, осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

Декларация пожарной безопасности состоит из трех разделов:
раздел I - Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты;
раздел II - Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара;
раздел III - Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых обеспечивается на объекте защиты.

Раздел I заполняется в случае, если проводился расчет пожарного риска. В разделе указываются расчетные значения уровня пожарного риска, а также комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Раздел II заполняется исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара, либо приводятся сведения из договоров страхования.

Раздел III заполняется на основании выполняемых требований федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности для конкретного объекта защиты.

К декларации прилагаются расчеты по оценке пожарного риска, самостоятельная оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара либо копия страхового полиса.

Самостоятельное заполнение собственником объекта защиты декларации пожарной безопасности определяет, какие требования противопожарной безопасности он будет выполнять без дополнительных согласований с какими-либо государственными органами .

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является так же, как и декларирование пожарной безопасности, формой оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Целью независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является достижение приемлемого уровня безопасности объектов. При этом в сферу оценки состояния объектов наряду с органами государственного надзора включаются негосударственные организации и эксперты по оценке рисков.

Если на объекте защиты проведен аудит пожарной безопасности, то контроль со стороны государства в виде проверок пожарным инспектором уже не планируется.
В отличие от декларирования пожарной безопасности эта форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является добровольной или обязательной в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок оценки пожарного риска установлен:
- Федеральным законом от 04.07.2009 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304 «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем оценки пожарного риска»;
- приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404 «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах»;
- приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной безопасности».

Аудит пожарной безопасности проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска, и включает в себя:

Анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
- обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
- в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Законом N 123-ФЗ, - расчетов по оценке пожарного риска;
- подготовку вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Подтверждением проведения аудита пожарной безопасности является заключение о независимой оценке пожарного риска, которое вручается собственнику или иному законному владельцу объекта защиты. Оно подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

В течение пяти рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

Ответственность за нарушения противопожарной безопасности

Прежде чем начать разговор об ответственности в области пожарной безопасности, следует определить, на кого она распространятся.

Так, на основании ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности может возлагаться на собственников имущества, на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей организаций, на лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, а также на должностных лиц в пределах их компетенции.

За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность

Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями КоАП РФ.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей, на должностных лиц - от 2 000 до 3 000 рублей, на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 рублей (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей, на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей (п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 до 1 000 рублей, на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 рублей.

Последствия проведенной пожарными инспекторами проверки напрямую зависят от ее результатов (выявленных нарушений).

Так, например, если в ходе проверки проверяющие выявили мелкие нарушения ППБ, то они могут не привлекать организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности, а ограничиться лишь предупреждениями и рекомендациями по устранению данных нарушений. Например, запасные выходы из здания заставлены коробками, в таком случае контролеры могут в предписании потребовать убрать коробки, и на этом все закончится. Однако если по результатам повторной внеплановой проверки контролеры обнаружат, что их требования не исполнены, то, скорее всего, штрафных санкций не миновать

За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для граждан в размере от 300 до 500 рубей, для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей, для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей. А также для должностных лиц КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.

Обратите внимание: если проверяющие составили акт проверки и протокол об административном правонарушении в один день, то протокол можно признать незаконным в судебном порядке, благо практика, подтверждающая это, имеется. Так, в Постановлении ФАС СКО от 27.09.2006 N Ф08-4766/2006-2045А судьи не поддержали пожарных инспекторов, указав, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один день лишили фирму возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ей правонарушения.

Другими словами, в данном случае организация была лишена предоставленных КоАП РФ гарантий защиты своих прав.
Также следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную - штраф до 80 000 рублей, максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения данных правил повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (п. 2, 3 ст. 219 УК РФ).

В заключение хотелось бы сказать: для того, чтобы исключить неприятную необходимость уплаты штрафа, а тем более для того, чтобы избежать более серьезных последствий допущенных нарушений пожарной безопасности, необходимо не так уж и много условий. Главное - это досконально изучить и строго выполнять требования, закрепленные в действующих правилах пожарной безопасности, соблюдать необходимые нормы пожарной безопасности. Надеемся, что настоящая статья внесла свою посильную лепту в освещение этого вопроса и послужила простым и наглядным материалом в выработке позиции.

Полезно также помнить, что пожарная инспекция, как и любой другой контролирующий орган, занимается не только проверками и наложением взысканий, но и может оказать ценную консультационную помощь в правильной организации пожарной безопасности вашего предприятия.

После пожара в Кемеровском торговом центре, унесшего десятки жизней, Генпрокуратура РФ поручила регионам провести массовые проверки всех торгово-развлекательных комплексов на предмет соблюдения противопожарных требований законодательства. Проверять состояние пожарной безопасности предприятий уполномочены органы специальной структуры МЧС – Госпожнадзора. Расскажем, как проводятся пожарные проверки, периодичность, предусмотренную для них, и чем регламентируются действия проверяющих.

План проверок МЧС-2018

Госпожнадзор ежегодно, ближе к концу года, составляет план проверок на будущий год, который согласовывается с региональной прокуратурой . Ознакомиться с проверочными планами можно на региональных сайтах МЧС – там они публикуются и находятся в свободном доступе. Полный сводный проверочный план публикуется на сайте Генпрокуратуры РФ, там же с помощью ]]> специального сервиса ]]> можно узнать, включено ли предприятие или ИП в план проверок на 2018 год.

Плановая пожарная проверка проводится с частотой, определяемой присвоенной объекту категорией риска. Критерии отнесения к соответствующей категории определены «Положением о федеральном Госпожнадзоре», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в ред. от 29.06.2017).

В зависимости от присвоенной категории, план проверок МЧС предусматривает следующую периодичность:

  • раз в 3 года – категория высокого риска (учреждения образования, детские лагеря, медицинские стационары и социальные объекты с проживанием), но согласно постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, проверки в таких учреждениях могут проводится и чаще – раз в 2 года, или ежегодно;
  • раз в 4 года – категория значительного риска (опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты, важные для национальной безопасности, особо ценные объекты культурного наследия, книгохранилища, таможенные терминалы, федеральные архивы и т.п.);
  • раз в 7 лет – категория среднего риска (граничащие с лесами садово-огороднические и дачные объединения, объекты высотой от 15 до 28 м и свыше 28 м и т.д.);
  • раз в 10 лет – категория умеренного риска (объекты до 15 м высотой, определенные объекты до 28 м высотой, садово-огородные, дачные поселки и др.);
  • не включаются в план проверок МЧС вообще – объекты категории низкого риска (плоскостные автостоянки, навесы, временные постройки, киоски и т.д.).

Регламент проведения плановых проверок утвержден приказом МЧС РФ от 30.11.2016 № 644 (п.п. 52 – 65 приказа). Кроме того, любая проверка должна проводиться с соблюдением положений закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля».

Внеплановая пожарная проверка

Для внеплановых проверок действует тот же регламент, утв. приказом № 644 (п.п. 66 – 79). Согласно ему, проверка состояния противопожарной безопасности может проводиться вне утвержденного годового графика проверки МЧС на 2018 г., если:

  • вводится в эксплуатацию новое здание,
  • помещение прошло реконструкцию, капремонт или техническое перевооружение,
  • изменился класс функциональной пожароопасности объекта,
  • истек срок ранее выданного Госпожнадзором предписания об устранении нарушений,
  • на территории действует особый противопожарный режим,
  • поступили сведения (от граждан, организаций, из СМИ и т.п.) об имеющихся нарушениях пожарной безопасности на объекте,
  • имеется поручение от Президента, Правительства РФ или требование прокурора о проведении проверки.

О предстоящей проверке проверяемое лицо уведомляется не менее, чем за сутки до ее начала.

Что проверяет Пожарный надзор

В ходе проверок проверяется соблюдение требований пожарной безопасности на следующих объектах:

  • помещения, строения, здания, наружные установки, сооружения,
  • территория, которую использует предприятие в ходе своей деятельности, а также при хранении, транспортировке, утилизации опасных веществ, материалов,
  • участки леса, подземные и другие объекты.

Основные моменты, которым уделяют внимание проверяющие – это выполнение требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту. Запрашивается документация о проведении инструктажей и обучению персонала, приказы об обеспечении пожарной безопасности и назначении ответственных за это лиц , планы эвакуации, журналы учета и прочие документы, связанные с организацией противопожарной безопасности . Также проверяются лицензии, сертификаты и другие документы, необходимые для профильной деятельности предприятия. Проверяется соответствие фактической деятельности, тому, что указано в уставных документах, изучаются договоры аренды, техдокументация, связанная с энергоснабжением объекта, системами противопожарной защиты, средства пожаротушения и их состояние и т.д.

При проведении пожарных проверок действия инспекторов включают:

  • предъявление распоряжения о проведении проверки,
  • ознакомление с документами и их анализ,
  • осмотр объектов,
  • возможно проведение экспертиз,
  • вывод о соответствии/несоответствии проверяемого объекта требованиям пожарной безопасности, о выполнении ранее вынесенных предписаний.

С 01.10.2017 г. Госпожнадзор применяет при проверках предприятий общепита и торговли, а также многоквартирных жилых домов, проверочные листы , представляющие собой перечень определенных вопросов. Ответы на них позволяют сделать вывод о соблюдении/несоблюдении требований пожарной безопасности на объекте. Начиная с 01.07.2018 г., проверочные листы будут применяться при проверках любых предприятий и ИП (постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Заполненный проверочный лист прилагается к акту проверки.

Формы проверочных листов можно найти на ]]> сайте МЧС ]]> и использовать для самопроверки предприятиями и ИП.

Пожарная проверка 2018 – сроки проведения

Длительность проверки Госпожнадзора не должна превышать 20 рабочих дней, а в исключительных случаях (например, для проведения длительной экспертизы) она может продлеваться еще на 20 дней. При этом все плановые проверки малых предприятий, в том числе запланированная проверка МЧС на 2018 год, не должны идти более 50 часов, а микропредприятий – более 15 часов в год, с возможностью продления на 50 и 15 часов соответственно (ст. 13 закона № 294-ФЗ).

  • ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  • наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
  • цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  • перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
  • перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  • даты начала и окончания проведения проверки.
Помните, вам обязаны вручить под роспись копию распоряжения (приказа), заверенную печатью.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах. В нем указывается:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа государственного контроля (надзора);
  • дата и номер распоряжения или приказа о проведении проверки;
  • ФИО и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  • наименование проверяемого юридического лица (индивидуального предпринимателя), ФИО и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица (ИП), присутствовавших при проведении проверки; о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица (ИП) указанного журнала;
  • подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
К данному акту прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. По результатам проверки при выявлении нарушений инспектор вправе вынести предписание с требованием устранить допущенные нарушения и указать срок для их устранения.

Что интересует инспектора при проведении проверки

Объектом внимания любого пожарного инспектора будет соблюдение проверяемым Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Помимо этого организация или предприниматель обязаны соблюдать еще целый ряд нормативов пожарной безопасности, однако мы остановимся на основных моментах, которые интересуют инспектора.

  • порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
  • мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
  • порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
  • места курения;
  • порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
  • предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
  • обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;

Порядок аварийной остановки технологического оборудования;

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

  • порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
Так как все сотрудники организации обязаны пройти противопожарный инструктаж (п. 7. ППБ 01-03), то при проверке инспектор может потребовать предъявить журнал ознакомления с правилами пожарной безопасности .

Схематический план эвакуации людей при пожаре и система оповещения предусмотрены Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности , утвержденным Федеральным законом N 123-ФЗ от 22.07.2008 и Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России N 323 от 20.06.2003.

В местах массового скопления людей (50 человек и более) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть инструкция для персонала по безопасной и быстрой эвакуации.

Кроме того, необходимо соблюдать следующее:

  • в каждом помещении на видных местах вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник учреждения мог с ней связаться (п. 13 ППБ 01-03);
  • чтобы двери на путях эвакуации могли открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ 01-03);
  • рядом с оборудование, имеющим повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности (п. 33 ППБ 01-03)
  • обеспечить помещения огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ 01-03). Количество, типы и виды средств тушения пожара в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении № 3 к Правилам.
  • держать свободными дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, а в зимний период очищать их от снега (п. 23 ППБ 01-03).

Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) , утвержденные Приказом МЧС, устанавливают правила установки автоматических систем пожаротушения в зависимости от типа помещения.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

За нарушение этих правил предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Ст. 20.4. КоАП РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" в зависимости от степени и вида нарушения предусматривает наказание начиная от штрафа в 500 рублей и заканчивая приостановлением деятельности сроком до 90 суток.

Ст. 219 УК РФ "Нарушение требований пожарной безопасности" применяется в случае причинения в результате пожара вреда здоровью средней тяжести или смерти одного или более человек. Санкции этой статьи варьируются от штрафа в размере 80 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 7 лет.

Обжалование результатов проверки

Если вы не согласны с результатами проверки, то вы вправе их обжаловать. Жалобу следует направить либо в суд, либо в вышестоящий орган. При этом в жалобе следует обратить внимание как на процессуальные ошибки (например, участие неуполномоченного лица со стороны предпринимателя), так и нарушения норм материального права (неправильное их применение, применение недействующих нормативных актов и т.д.). Обратите внимание, разные документы, составленные в ходе проверки, имеют свой порядок обжалования, так, предписание обжалуется в порядке главы 25 ГПК , а постановление по делу об административном правонарушении - в порядке гл. 30 КоАП РФ .

Помните, что не стоит выражать свое несогласие молчанием, дожидаясь, когда вас еще раз привлекут к административной ответственности, но уже по одной из следующих статей: ст. 19.5. КоАП РФ "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", ст. 19.6. КоАП РФ "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" или ст. 20.25. КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Организуя собственный бизнес, будущий собственник должен понимать и быть готовым ко всем трудностям, с которыми ему придется столкнуться.

Одной из обязательных процедур, которые иногда приносят достаточное количество хлопот, являются плановые и внеплановые проверки различных служб ( , ), в том числе и МЧС.

Для того чтобы ни пришлось нести ответственности и платить серьезные штрафы за несоблюдение каких-либо требований Министерства по чрезвычайным ситуациям, следует знать все моменты, связанные с проверками.

Проверки предприятий на предмет соблюдения требований пожарной безопасности являются обязательными процедурами.

Они проводятся на основании закона России «О пожарной безопасности» и направлены на выявление каких-либо нарушений, которые могут привести к опасной ситуации.

Во время проверки осмотру могут подлежать все здания, сооружения, строения, помещения, территории и прочие объекты, принадлежащие той организации, юридическому лицу или обычным гражданам, у которых проходит проверка.

Проверки МЧС делятся на два вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Осмотр первого вида включается в специальный годовой график, с которым можно ознакомиться на сайте МЧС России.

Осмотр второго вида производится тогда, когда в службу пожарного надзора поступают данные о наличии в какой-либо организации несоблюдения требований пожарной безопасности, которое может привести к появлению пожара и создать угрозу жизни и здоровью граждан.

Плановая проверка МЧС: основания для проведения и особенности

Для того, что бы организацию, предприятие или какой-то объект внесли в план проведения проверок, должны быть следующие основания:

  • прохождение трех лет с момента проведения предыдущего планового осмотра;
  • истечение трех лет с момента ввода объекта, подлежащего защите, в эксплуатацию, а также изменение класса его пожарной безопасности;
  • прохождение одного года с момента предоставления или переоформления лицензии МЧС (для предпринимателей или юридических лиц, имеющих лицензию Министерства чрезвычайных ситуаций).

График таких проверок утверждается заранее. Для их проведения проверяемая организация должна быть заранее уведомлена. Предупреждение проверяемой организации осуществляется за один рабочий дня до начала осмотра. При этом происходит обязательное уведомление прокуратуры о предстоящей проверке.

Приказ о проведении проверки МЧС заключительный акт

Для того, что бы начать осмотр надзорный орган должен предъявить приказ или распоряжение об осуществлении проверки.

При этом копия данных документов должна быть предоставлена собственнику недвижимости, руководителю или другому должностному лицу для подписи.

Во время изучения распоряжения следует обратить внимание на наличие обязательных реквизитов:

  • название надзорного органа;
  • ФИО должностных лиц и экспертов, проводящих проверку;
  • название проверяемой организации, предпринимателя или фирмы;
  • цели, задачи, сроки и предмет осмотра, его правовые основания;
  • перечень документов, которые должно предоставить проверяемое лицо и прочее.

После того, как проверка закончена, составляется акт, в котором отображаются следующие моменты:

  • дата, место и время составления документа и проведения осмотра;
  • название надзорной организации и проверяемой фирмы, а также ФИО и должность лиц, участвующих с обеих сторон;
  • данные о результатах работы, в том числе и выявленные нарушения;
  • данные об ознакомлении с результатами работы либо об отказе в ознакомлении, а также подписи сторон.

К этому акту прилагаются объяснительные записки лиц, которые ответственны за нарушения.

В случае выявления несоблюдения каких-либо требований проверяющий орган может составить перечень предписаний по устранению нарушений и установить сроки их выполнения.

Внеплановая проверка МЧС: основания и особенности проведения

Внеплановая проверка проводится в том случае, если юридическое лицо или предприниматель не соблюдают требования безопасности, не выполняют предписания надзорных служб, не устраняют источники причинения вреда здоровью и жизни людей и животных, а также окружающей среде.

Основанием для такого осмотра служат следующие ситуации:

  • окончание срока исполнения предписаний надзорного органа;
  • поступление в пожарно-надзорную службу обращений или заявлений лиц или организаций с информацией о наличии на каком-то объекте угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью живых существ.

Данная проверка осуществляется в выездной или документальной форме (либо в обоих вариантах). Перед проведением она согласовывается надзорным органом с прокуратурой.

После этого происходит уведомление проверяемого лица за один день до проведения проверки. Если в результате осмотра выявлено невыполнение организацией предписаний надзорного органа, он может применить штрафные санкции.

Для того, что бы появление представителя пожарного надзора с проверкой, а также его действия во время осмотра не было неожиданностью, следует знать все полномочия данной службы.

Представители пожарного надзора могут прийти на объект в любое время (даже в нерабочие дни). При этом они могут производить осмотр всех территорий, сооружений, зданий, строений и прочих объектов, принадлежащих проверяемой организации.

В случае если в службу поступили достоверные данные о каких-либо нарушениях условий пожарной безопасности в жилых или нежилых зданиях, земельных участках физических или юридических лиц, которые могут угрожать безопасности людей и привести к пожару, то представители пожарного надзора могут беспрепятственно проникнуть на эти территории.

В компетенции пожарно-надзорных органов находится также изучение и согласование проектов, смет и прочих документов, связанных со строительством зданий, их реконструкцией, капитальным ремонтом, расширением и прочими операциями.

Данное рассмотрение, а также согласование производится в той части, которая касается соблюдения правил пожарной безопасности. Кроме этого такое изучение документации осуществляется также в случае наличия фактов отступления от существующих требований безопасности.

Представители пожарно-надзорной службы могут давать руководителям фирм, каким-либо должностным лицам, а также обычным гражданам, советы по устранению выявленных нарушений, способных привести к пожарам. Все этим советы обязательны для исполнения.

Одними из таких предписаний могут быть следующие пункты:

  • снятие товаров с производства;
  • прекращение выпуска какой-либо продукции;
  • временная остановка реализации каких-то товаров, предоставления услуг, остановка производства и прочее.

Такие требования могут быть выдвинуты в том случае, если производимая, выпускаемая или реализуемая продукция не соответствует всем правилам пожарной безопасности.

В случае возникновения пожарной ситуации представители пожарных органом могут производить дознание, вызывать должностных лиц и прочих граждан, фигурирующих в делах по пожарам, с целью получения от них каких-либо документов, объяснений, справок и так далее.

Если надзорные органы выявили какие-либо нарушения, то они могут наложить штрафные санкции в виде административных взысканий. Такие меры могут быть предприняты и в случае уклонения либо несвоевременного выполнения должностными лицами всех требований надзорных органов.

Вышеперечисленные полномочия являются основными. Кроме них имеется еще ряд дополнительных моментов, которые позволены представителям пожарно-надзорных служб.

Все это дает им возможность проводить качественную, тщательную и всестороннюю проверку, которая максимально убережет проверяемые территории от возникновения пожаров.

Таким образом, соблюдение правил и требований пожарной безопасности является важным моментом деятельности юридического лица или предпринимателя. Такое несоблюдение может привести к приостановке производства, прекращения реализации небезопасных товаров и прочих мер.

Кроме этого, небезопасная пожарная ситуация и нежелание выполнять все предписания надзорного органа может привести в административной ответственности и штрафам.

Здравствуйте, дорогие читатели!. На днях я зашел на сайт Прокуратуры и обнаружил, что мы стоим в плане проверки на ноябрь месяц по Федеральному закону № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Все 11 зданий. Звучит жутко – плановая прокурорская проверка. Именно подготовке к проверке пожарного надзора будет посвящена моя сегодняшняя статья.

О Боже! Какой Ужас! У нас проверка! Проверка, что же делать? Примерно так реагируют 30% сотрудников, отвечающих за пожарную безопасность. А знаете почему? Думаете, что из-за того, что сталкиваются с проверкой впервые? Может быть, но у кого-то такая реакция и на вторую и на третью проверки.

Есть одна причина. И прежде всего эта неуверенность в себе связана с тем, что человек не может сориентироваться в ситуации. Что нужно проверить? Что сделать? На что обратить внимание, мимо чего провести инспектора так, чтобы он не заострил на этом внимания – люди просто не знают что делать.

Я не буду выписывать в этой статье кучу цитат из нормативных и правовых актов о том, как должна организоваться проверка, а то бывает читаешь на блоге, что так и так, вам должны передать приказ (распоряжение) на проверку в такой-то и такой-то срок, если этого не будет, то имеете полное право не пускать инспектора на проверку.

Я еще не встречал ни одного человека, которому такая линия поведения помогла бы. Ну вручат вам распоряжение, ну придут позже, что это изменит? Только разозлит инспектора.

А с инспектором нужно сотрудничать, расположить его к себе и, возможно, он не будет очень-очень строго вести себя по отношению к вашей организации. Повторяю: ВОЗМОЖНО.

И как абсолютно некомпетентного человека себя показывать тоже не нужно, это только навредит. Вы должны расположить инспектора к себе и проявить свои знания в отношении проверяемого аспекта.

Итак, к вам идет инспектор ГПН, пора действовать! 30% людей, о которых я говорил выше, нервничают потому что у них нет четкого плана действий, четкого алгоритма. Если хотите, то у вас должен быть чек-лист, в котором вам нужно проверить или выполнить некоторые позиции и поставить галочку. И сегодня я вам его постараюсь предоставить.

Данный алгоритм составлялся моим коллегой для образовательных учреждений Департамента образования города Москвы, но в принципе, за исключением некоторых специфических моментов, подойдет любой организации, просто нужно вычеркнуть лишнее и добавить какие-то пункты по специфике деятельности вашей организации.

ПАМЯТКА

образовательным организациям Департамента образования города Москвы для подготовки к проверке пожарного надзора

При получении распоряжения о проведении проверки Вы (в соответствии с законом) назначаете время проверки и спокойно готовитесь.

Перед началом проверки учреждения надзорными органами МЧС необходимо проверить наличие следующих документов:

а) приказов:

  • о назначении ответственного за пожарную безопасность;
  • о запрещении курения, пользования бытовыми электронагревательными приборами;
  • регламентирующего содержание дверей эвакуационных выходов открытыми во время нахождения людей в здании;

б) инструкций:

  • о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара;
  • сотруднику охраны по действиям в случае пожара;

в) копий справок:

  • о прохождении обучения ответственного за ПБ по программе «Противопожарный минимум»;
  • об обучении сотрудника охраны мерам пожарной безопасности;

г) журнала противопожарного инструктажа с отметками всех сотрудников;

д) технической документации:

  • проекта автоматической пожарной сигнализации (АПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);
  • договора на техническое обслуживание систем противопожарной защиты;
  • акта проверки работоспособности (делается 1 раз в квартал обслуживающей организацией);
  • структурной схемы насосной станции внутреннего пожарного водопровода (ВПВ) – при наличии;
  • акта проверки работоспособности системы ВПВ (делается обслуживающей организацией раз в полгода);
  • копии договора на огнезащиту (при наличии деревянных конструкций кровли, одежды сцены и т.д.) не позднее 3-х лет;
  • акта проверки состояния огнезащитной обработки (делается комиссией учреждения 1 раз в полгода);
  • договора на очистку системы вентиляции от жировых отложений;
  • акта проверки состояния ограждений кровли (при наличии);
  • отчета о замерах сопротивления электропроводов;
  • расчета безопасной эвакуации людей в случае пожара (не обязательный документ, но желательный).

Перед проверкой необходимо проверить все эвакуационные выходы, чтобы двери свободно открывались, коридоры и тамбуры не были загромождены никакими посторонними предметами.

Проверить состояние чердака, подвала, электрощитовой. Они должны быть очищены от посторонних предметов.

Проверить работоспособность систем противопожарной защиты совместно с обслуживающей организацией. Проверить состояние электроустановочных изделий: розеток, выключателей, электросветильников и т.д. (при выявлении повреждений заменить).

Еще от себя добавлю один пункт:

Обязательно проверьте нарушения противопожарного режима по предыдущим предписаниям.

И еще один важный момент при проверке

Вот теперь вы готовы. Покупаем себе книжку ППР № 390, делаем в ней пометки и закладки и ждем проверки. Для чего вам книжка? Для устрашения. Книжка с закладками и пометками будет свидетельствовать о вашей грамотности в проверяемом вопросе.

И еще один нюанс: готовясь к проверке, смиритесь с таким моментом: инспектор выходит на проверку с целью найти нарушения и он их обязательно найдет. Поэтому штраф будет вероятнее всего обязательно, но только от вашей подготовки зависит, насколько он будет большим.

Ну что же, на этом я заканчиваю свой сегодняшний пост, желаю вам успешно пройти все проверки и отделаться предупреждением. Если статья показалась вам интересной – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, вдруг кому-то пригодится. Оформляйте подписку на блог – будет очень интересно. Всего доброго, до скорых встреч!



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация