Что означает понятие "социальное государство"? Сущность социального государства. Социальное государство: понятие и признаки Социальное государство примеры стран

Главная / Земля

Дня определения и понимания социального государства, важно рассмотреть его основные функции. Под функциями государства понимаются основные стратегические направления его деятельности внутри страны и на международной арене, в которых выражаются его сущность, роль и назначение в обществе. В ходе развития общества функции государства претерпевают изменения, одни возникают, другие отмирают.

В настоящее время существуют различные подходы к пониманию функций государства, на которые влияли и продолжают влиять история развития государства и экономическая среда, формирующая государство как политическую и социальную систему. Если в середине XX в. функции государства служили выражением и конкретизацией его классовой сущности, то позже функциями государст ва стали называть то, что характеризует его предметно-политически, отражает ту или иную сторону сущности государства в данный период его развития. Иначе говоря, это - содержание его государственной деятельности .

Функции социального государства - это такие направления деятельности государства, которые осуществляются посредством проведения государст венной политики профессиональными субъектами государст вен кого управления - лицами, занимающими государственные до.шкности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов РФ, государственными и муниципальными служащими, реализуемой для формирования стандарт качества жизни населения и повышения качества жизни, когда у фаждан отсутствует нуждаемость в государственной помощи для удовлетворения минимальных потребностей.

Не менее дискуссионным вопросом вместе с функциями государства является вопрос об их классификации. Существующие подходы к классификации функций государства позволяют систематизировать теоретические знания о природе функций, а также более глубоко понять их сущность. Основные функции государства сводятся к закреплению и охране господствующих форм собственности; организации и укреплению единства общества и государства и поддержанию общественного порядка.

Функции делятся на два типа: внутренние (на территории государства) и внешние (за пределами государства).

Внутренние функции :

  • Сбор налогов, и других обязательных платежей в государственный бюджет.
  • Развитие сферы образования, финансирование научной деятельности, духовной сферы жизни общества.
  • Охрана груда и здоровья фаждан.
  • Поддержка социально незащищенного населения.
  • Поддержка семей, бездетных семей, материнства, инвалидов.
  • Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов.
  • Поощрение благотворительной деятельности.
  • Борьба с безработицей.
  • Поддержание высокого нравственного уровня населения.

Внешние функции :

  • Решение вопросов национальной безопасности.
  • Поддержание связей в сфере торговли и других экономических связей.
  • Участие в обмене культурных ценностей, научных достижений и другими информационными аспектами с другими странами.
  • Установление дипломатических отношений с другими государствами.

Роль государства в социально-экономическом развитии общества во многом определяется выполнением всего комплекса функций, присущих государству .

Под функциями государства в теории государства обычно понимаются основные направления его деятельности, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение . «Функции государства - эго основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение» . «Функции - эго основные направления деятельности государства, обусловленные его главными задачами, назначением государства в обществе» . Содержание любой функции государства составляют следующие взаимодействующие элементы: предмет функции, цели функции, методы, формы и средства осуществления функции.

Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы и как они их решают. Поэтому, с одной стороны, функции государства отражают его природу как необходимого для любого общества политического института, с другой - его асимметрию, а также разную природу государственной воли и государственной власти на том или ином этапе развития.

Функции государства зависят и от этапа развития общества. При либеральном капитализме XIX века экономическая функция государства была иной, чем у современного капиталистического государства в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

В научной литературе предложено много классификаций функций государства. В значительной мере эго связано с различными подходами ученых. Хотя функции сами по себе представляют объективную реальность, их классификация производится субъективно, в соответствии с теми или иными основаниями деления, избранными людьми.

В научной литературе обычно выделяют четыре основные внутренние функции государства - экономическую, социальную, поли-

тическую и идеологическую, а иногда добавляют еще две - экологическую и правоохранительную.

Опыт развитых стран мира показывает, что все функции государства взаимосвязаны, но экономическая является основной, т.к. она определяет эффективность реализации всех других.

Экономическая функция состоит в установлении государством условий и порядка экономической деятельности, в регулировании экономики.

Механизм свободного рынка позволяет удовлетворить только те потребности, которые выражаются через спрос. Правда, механизм рынка не всегда дает обществу нужные результаты: он признает единственный вариант распределения доходов, полученных благодаря участию в конкуренции на нем товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Вне влияния рынка остаются вопросы образования, фундаментальной науки, государственного управления, а также граждане, которые выступают лишь как потребители. Важно обратить внимание на то, что рыночный механизм нс гарантирует реализации права человека на стандарт благосостояния. В связи с этим необходимо вмешательство государства в перераспределение доходов.

Экономическая функция государства осуществляется через формирование экономической политики. Государство, осуществляя экономическую политику обязано учитывать объективные законы на мак- ро-и микроэкономическом уровнях. Специфическими средствами государственного влияния на экономику выступают экономическое прогнозирование, программирование, планирование.

Социальная рыночная экономика предполагает регулирующую роль рынка. Она основывается на частной собственности, правовых гарантиях, действенной системе государственного управления, внедрении экономических стимулов, наличии контролирующих органов. Рыночная экономика автоматически не обеспечивает благосостояния и не освобождает от ошибок.

В современных условиях суть этой функции состоит в том, чтобы исправлять недостатки рыночной стихии, не нарушая естественного саморегулирования общества. Этой цели в настоящее время соответствует концепция социально ориентированной рыночной экономики. На практике экономическая функция государства выражается в том, что оно определяет разрешаемые и запрещаемые законом формы экономической деятельности (например, недобросовестную конкуренцию или производство атомного оружия частными предпринимателями).

Государство предпринимает меры против незаконных монополий (например, созданных с целью взвинчивания цен), но одновременно может создавать государственные монополии в жизненно важных для общества сферах (например, электроэнергетическая система в России). Оно устанавливает цены на некоторые товары, занимается прогнозированием и планированием экономического развития, осуществляет национализацию определенных объектов собственности и др. Таким образом, экономическая деятельность государства имеет весьма разносторонний характер.

Социальная функция по-разному осуществляется в тех или иных государствах. В тоталитарных государствах она имеет классовые цели, хотя под лозунгами заботы о трудящихся, рабочих и крестьянах или иногда под националистическими лозунгами социальные привилегии получала партийно-государственная номенклатура. В современном государстве эта функция имеет общесоциальные цели. К социальным функциям государства относятся:

  • охрана и защита основных прав человека;
  • охрана природной среды;
  • охрана и восстановление здоровья граждан;
  • социальное обеспечение;
  • образование, воспитание, развитие культуры.

В международной сфере эти функции заключаются в:

  • международном обеспечении и защите прав человека;
  • помощи населению других стран (в случае стихийного бедствия, кризисных ситуаций и г.д.);
  • участие в защите природной среды (экологическая функция);
  • участие в международном культурном сотрудничестве .

Реализация социальных функций государства имеет непосредственное отношение к общественному благосостоянию людей, а также удовлетворению их материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к формированию взаимного уважения и человеческого достоинства, к установлению социальной стабильности, социального мира в обществе. Исполнение социальных функций государства предполагает следующие виды деятельности: политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения; политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную.

Цель реализации социальных функций государства - поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Но реализация модели социальной политики тесно связана со многими фактами, которые вырабатывались годами: культура населения, отношение к морали, изучению истории и традиций, а также уровня экономического развития.

Еще одна важная особенность связана с гем, что реализация социальных проектов, улучшение уровня жизни, повышение пенсий и зарплат бюджетных организаций напрямую зависит от финансовобюджетной политикой, в частности, с политикой налогообложения. Наибольший размер социальных расходов имеет место в скандинавских странах, которые реализуют свой социал-демократический выбор (32% ВВП). За чертой бедности в этих странах находится лишь 0,1% людей. Уровень безработицы - 4%. Источником социального благополучия в странах с социал-демократической моделью является высокий уровень налогообложения - 49,3% ВВП .

Функции государства тесно связаны с социальным назначением и задачами государства. Сущность государства - его глубинное свойство - проявляется оно в его социальном назначении. Для чего существует государство, кого оно защищает, чьи интересы выражает, какие цели ставит? Вот вопросы, ответив на которые можно судить о сущности государства и его социальном назначении. Функции «напрямую» выражают сущность государства. «Между сущностью и функциями государства ист никаких промежуточных звеньев, поэтому как ничто другое функции позволяют проникнуть в сущность государства, вскрыть то главное, что его характеризует, выявить основные, определяющие черты и связи» .

В настоящее время свободный рынок перестал быть саморегулирующейся или самокорректирующейся системой, нс способен решать важнейшие проблемы, стоящие перед обществом. Разрешая одни проблемы, рынок порождает множество других, не менее серьезных и взрывоопасных. Имеется определенная часть экономического пространства, где рынок «проваливается и нс срабатывает» .

В связи с этим рынок, нуждается в поддержке со стороны государства - создании соответствующей инфраструктуры, рамочных условий и правил игры для всех хозяйствующих субъектов. Поэтому промышленно развитые страны стали признавать как де-факто, гак и де- юре необходимость вмешательства государства в действие рыночного механизма, который нс может существовать сам но себе, вне общества и отдельно от государства.

Позволяя сохранить преимущества рынка, публично-правовое регулирование дает возможность сгладить отрицательные стороны его функционирования, особенно в социальной сфере. «Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики, соответственно, выступают законы, подзаконные акты и судебные акт» .

По мнению Е.Г. Ясина, государство должно обеспечивать необходимый уровень социальной функции как с целью повышения эффективности социальных расходов, так и исключения выполнения гипертрофированной функции «всеобщего собеса» .

Эволюция функций государства развиваегся нс только под влиянием внутренних изменений, происходящих в государстве. Современная эпоха - эпоха глобализации, включающая в себя высоко динамичное развитое инте- грационных процессов в сфере экономики. Национальные финансовые системы активно интегрировались в единый планетарный механизм с универсальной системой финансовых институтов и взаимодействия рынков.

В глобальной экономике финансовый сектор стал господствовать над производством.

Глобальная экономика в еще большей мере подвержена рискам, наступление которых неизбежно влечет экономические потери . В условиях глобализации в страховое ноле все чаще попадают риски, нс укладывающиеся в стандартные схемы управления рисками, например, риски политической нестабильности.

Страхование как неотъемлемая функция любого государства, стратегическое направление его деятельности, дает возможность государству не только минимизировать и ликвидировать экономические потери, но в ряде случаев сохранить саму государственность, сохранить экономический суверенитет государства.

Цель функции государства - результаты, которые должны быть получены в процессе осуществления функции. Эти цели могут быть ближайшими, промежуточными, конечными. Цели каждой из функций в целом образуют в своей совокупности цели государства.

Методы осуществления функций государства - эго методы правового регулирования общественных отношений. Набор этих методов достаточно разнообразен, а их сочетание зависит от характера осуществляемой функции.

Основные методы, используемые государством, при осуществлении своих функции:

  • - императивный (строго обязательный, не допускающий отступлений от правовых предписаний);
  • - диспозитивный (предусматривающий значительную самостоятельность субъектов правоотношений, предоставляющий им возможность в пределах правовых предписаний самостоятельно урегулировать свои отношения);
  • - поощрительный (стимулирующий желательное для общества правомерное, социально-активное поведение субъектов права путем различного рода поощрений);
  • - рекомендательный (предлагающий субъектам права наиболее приемлемый, с точки зрения государства, вариант поведения).

Осуществление основных функций государства но своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Деятельность государства но управлению общественными делами разнообразна и многогранна. Вместе с тем имеются такие направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение.

Деятельность государства но осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранная. Каждое государство представляет собой четкую организацию власти, т. е. для осуществления определенных функций в любом государстве существует государственная власть.

Практическая деятельность государственных органов при их системности обеспечивается механизмом функционирования государства. Именно системная связь, взаимодействие, интеграция и единая направленность деятельности государственных органов образует в целом механизм функционирования государства. Механизм функционирования государства можно подразделить на следующие основные направления:

  • 1) законотворческое;
  • 2) управленчсски-исполнительнос;
  • 3) судебное;
  • 4) надзорно-контрольное .

Механизм государства - эго система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные органы власти, глава государства, правительство.

Другая подсистема - органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка и др.).

Утвержденная Госсоветом РФ Концепция стратегического развития России до 2010 года исходило из того, что рыночные реформы инструментом для достижения желаемого результата . Базовыми целями развития общества названы высокий уровень жизни населения, гармоничные социальные отношения, устойчивая динамика развития. Государственный совет отказался от концепции саморсгулируемого рынка, поскольку эго приведет к дальнейшему отставанию страны от лидеров экономического развития.

Приоритетами были названы: высокие темпы экономического развития, рост инвестиций, усиление государственности и корректирование действия рыночных сил целесообразной государственной политикой.

Стратегическая роль страхования в социальных государствах с развитой рыночной экономикой состоит в следующем:

  • - защищает личные и имущественные интересы граждан, является важнейшим составным элементом государственной социальной политики, связанной с решением социальных проблем в обществе;
  • - защищает интересы юридических лиц и государства в целом, предоставляя гарантии восстановления их нарушенных интересов вследствие непредвиденных неблагоприятных событий, которые могут причинить вред их имущественным интересам и окружающей природной среде;
  • - освобождает бюджет от части расходов на возмещение убытков при наступлении аварий и катастроф техногенного и природного происхождения, что позитивно влияет на укрепление финансов системы государства; является важным элементом финансовой системы государства, отвлекая из оборота избыточную денежную массу, оказывает антиинфляционное воздействие, оптимизирует формирование платежного баланса страны;
  • - позволяет накапливать денежные ресурсы в страховые фонды - один из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций в экономику государства.

Из всей совокупности проблем повышения эффективности социальных процессов подробнее следует остановиться именно на вопросе повышения роли народа в решении и реализации социальной политики государства в качестве субъекта государственной собственности .

Страхование по своей экономической и юридической природе представляет собой закрепленный в законе способ материального возмещения убытков, понесенных одним юридическим или физическим лицом, посредством их распределения между многими лицами. Это возмещение осуществляется за счет специального централизованного фонда, сосредоточенного в ведении страховой организации и образованного за счет денежных взносов страхователей. Таким образом, страхование строится на принципе разложения убытков одного лица на множество субъектов.

Страхование составляет экономическую необходимость, т.к. общественное производство нуждается в средствах, предназначенных для покрытия чрезвычайных убытков, вызванных случайностями и силами природы.

Являясь одним из самостоятельных звеньев финансовой системы страны страхованию присущи все основные функции категории финансов:

  • 1) рисковый характер;
  • 2) денежное перераспределение между участниками страхования в связи с последствиями страховых случаев;
  • 3) возвратность страховых взносов страхователям, признак которой приближает финансовую категорию страхования к кредитной.

Страхование имеет и определенное специфическое проявление. Специфичность страхования можно выразить, во-первых, в случайном характере наступления определенного события (страхового случая) и величине причиненного ущерба от этого случая; в вероятностной оценке возможного ущерба и расчете страховых тарифов, с помощью которых формируются страховые фонды; в неравномерной раскладке величины страховых взносов (платежей, премий) между заинтересованными лицами и т.д.

С юридической точки зрения, страхование является правоотношением. Это может основываться на договоре (страховой договор) или на требованиях закона. В зависимости от источника его возникновения все страхование делится по своей юридической природе на две основные формы - страхование добровольное и страхование обязательное.

Национальная страховая система России часть экономической системы страны, которую можно выделить их комплекса субъектов экономики, исходя из их целей и свойств, и включает в себя весь комплекс субъектов страхового рынка; страховщики, страховые посредники, компании страхового сервиса (специализированные издания, аудиторы, учебные центры и т.д.), государственные органы, регулирующие страховые взаимоотношения, объединения страховщиков и т. д.

В последние годы в сфере страхования произошли существенные изменения. В условиях перехода к рыночным отношениям они коснулись регулирования состава участников страховых правоотношений, их объекта, и характера содержания самих этих отношений. Страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Все эго коснулось и законодательства, нормы которого обязаны регулировать страховую деятельность. Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности, административным, гражданским и финансовым правом.

Гражданское право регулирует договорные отношения в этой деятельности, административное и финансовое - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Финансово-правовые нормы определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций - страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Ознакомившись с данными функциями, можно сделать вывод, что обеспечение и развитие социальной сферы жизни является ключевой задачей социального государства.

  • Принцип демократии государственной власти (г.е. в управлении государством могут участвовать вес граждане, а также брать ответственность перед всем обществом).
  • Наличие правового государства (главенство права и закона всех сфер общества).
  • Наличие достаточных экономических ресурсов для эффективного перераспределения доходов.
  • Наличие 1ражданского общества (общества с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимо от государства, но где государство дополняет гражданское общество).
  • Достойный уровень жизни (гарантированное обеспечение гражданам государства всех необходимых условий для комфортного проживания).
  • Равенство всех граждан (наличие этого признака не гарантирует полнейшее равенство во всех аспектах этого понятия, а сглаживание неравенства, в предоставлении всем и каждому одинаковых условий жизни, путем участия в контролировании всех сфер жизни общества).
  • Гарантированное материальное социальное страхование граждан, которое помогает всем, кто в этом действительно нуждается. Социальное страхование оплачивает ущерб здоровью, пострадавших, инвалидность, старость (пенсия), временную нетрудоспособность, материнство и г.д.)
  • Высокий уровень нравственности граждан, высокий уровень развитости духовной сферы общества.
  • Обеспечение социальных гарантий путем государственного регулирования экономики.
  • Обеспечение социальной справедливости в обществе.
  • Развитое социальное законодательство.

В зависимости от различных критериев (оснований) функции государства в научной и учебной литературе классифицируют на основные и неосновные, постоянные и временные, внутренние и внешние, а также на функции, выделяемые в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, культура и т.д.).

В основных функциях государства реализуются главные (приоритетные) цели и задачи государства, эго наиболее стабильные и устойчивые функции государства. Осуществление внутренних функций государства направлено на решение внутригосударственных задач. Внешние функции направлены на поддержание внешнеполитической деятельности и межгосударственных отношений.

Как мы уже говорили, функции государства находятся в постоянном изменении и развитии общества, направления экономического и политического развития прямо влияют на расширение функций государства.

В зависимости от внутренних и внешних сфер деятельности II.А. Власенко классифицирует функции государства на следующие виды:

  • - внутренние функции государства - функция обеспечения народовластия, экономическая, социальная, функция налогообложения и взимания налогов, экологическая, функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, функция развития культуры, науки, образования, функция регулирования межнациональных отношений;
  • - внешние функции государства - функции интеграции в мировую экономику, функция сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем, функция обороны страны, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудничества и укрепления связей со странами - участницами СНГ .

Статья 7 Конституции Российской Федерации закрепила постулат о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это свидетельствует о конституционно-правовом статусе государства и предполагает конституционные гарантии экономических и социальных нрав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства:

  • - охрана труда и здоровья людей;
  • - установление гарантированного минимального размера оплаты груда;
  • - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • - развитие системы социальных служб;
  • - установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Функции социального государства предполагают в деятельности государственного аппарата целенаправленность и справедливость при решении социальных проблем В функциях должна быть отражена прямая связь между целями и задачами государства и обратная связь между государством и обществом.

Некоторые ученые определяют следующие социальные функции государства:

  • 1) защитную (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
  • 2) регулирующую (проведение структурных реформ в экономике в целях се большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, норм процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных программ, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
  • 3) стабилизирующую (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости и т.д.).
  • 4) контрольно-охранительную (контроль за соответствием общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих плановых требований.

С учетом становления и развития такого явления, как социальное государство в современном развитии российской государственности, необходимо отметить возрастающую роль государства при экономической нестабильности. Исполнение своей государственной роли влияет на эффективное осуществление всех функций государства.

Стабильность всех групп населения взаимосвязана с осуществлением прежде всего экономической и социальной функций государства, влияющих на качество жизни каждого человека.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения у1рожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

Функция содействия но обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предогвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения груда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Внешняя деятельность государств, в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

Итак, подведем некоторые итоги.

Таким образом, социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития общества в целом.

Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что социальное и правовое государство как "атрибуты государства приобретают ясный смысл только в альтернативном, а не кумулятивном режиме употребления", и толкуют о "фундаментальных противоречиях между правовым и социальным началом его бытия".

Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным фактором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества.

Международный опыт социальной работы показывает, что для распространения индивидуальной частной инициативы по социальному обеспечению необходимо создание целого ряда правовых, политических и экономических условий. Прежде всего, это правовое обеспечение рыночной экономики.

Второй момент - экономическая политика. Для каждого отдельного человека это означает защиту его денежных накоплений.

Третий момент - социальная политика, причем такая социальная политика, которая не ставит себе целью полное обеспечение граждан, но направляется на достижение социальной защиты, в рамках которой есть место и для индивидуальной, личной инициативы.

Четвертое - это законы, нормативные акты, которые регламентируют деловую активность организаций, которые заняты дополнительным социальным обеспечением.

К примеру, Конституция России направлена на достижение определенных установок социальной политики: улучшение материального положения и повышение среднего уровня жизни; увеличение рынка трудоустройства, увеличение квалифицированных и конкурентоспособных специалистов; защита прав граждан в области труда со стороны конституции, социальная защиты населения, культуры, охрана здоровья, образования, обеспечения жильем; улучшение статистики демографического показателя; существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Исходя из этого можно сделать вывод, что социальное государство реализует свои задачи в форме правовой государственности, идет по пути гуманизации общества - расширяет права личности и наполняет нормы нрава более справедливым содержанием. Оно обеспечивает благо индивида: социальную безопасность, условия свободы и комфортное существование каждого человека.

Государство выполняет деятельность распределения общественного бюджета, но не подрывает основы рыночного хозяйства, такие как частная собственность, конкуренция, предпринимательство, индивидуальная ответственность и другое, при этом не влечет за собой массовое социальное иждивенчество.

Анализируя основные функции социального государства можно прийти к выводу, что социальное государство - это новая модель устройства государства, к которому приходят страны в процессе долгого и упорного развития всех сфер общества. Оно свидетельствует о прогрессивно развитом цивилизованном обществе, в котором царит справедливость и соблюдение прав всех и каждого, которые охраняются законом.

Государство гарантирует обеспечение достойных условий жизни всем своим 1ражданам, осуществляет материальную поддержку социально незащищённых, уделяет особое внимание сфере образования, здравоохранения, культурной сфере 1раждан. В таком государстве право человека провозглашается наивысшей ценностью. Факторами этой хорошо отлаженной в мире государственной и общественной системы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны.

Итак, социальное государство реализует следующие функции:

  • 1) В первую очередь, эго социальное обеспечение всех членов данного общества;
  • 2) В торая, но не менее важная функция, - эго обеспечение доступного для всех образования и здравоохранения;
  • 3) Далее, эго социальная защита всех нуждающихся и уменьшение социального неравенства в обществе для обеспечения более благоприятных условий для проживания в данном государстве, которое обеспечивается посредством перераспределения благ в обществе;
  • Байтин Т.И. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2т. Отв. ред. Проф. М.Н. Марченко. - М., 1998. Т. 1. С. 197. Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс.М„ 2002. Т. 3. С. 57.
  • Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М„ 2009.
  • Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной АссамблеейООН 10.12.1948) // СПС Консультант Плюс.
  • Косов Р.В. Основы социального государства/учебное пособие. Тамбов,Изд-во: Университет, 2011. С. 56.

Сегодня очень актуальным является вопрос о том, что означает понятие "социальное государство". Мы живем в то время, когда реализация его принципов становится не только возможной, но и необходимой. Так что такое социальное государство? Давайте разберемся.

Само понятие "социальное государство" представляет собой принцип (характеристику), который относится к конституционно-правовому статусу. Он предполагает то, что конституция гарантирует социальные и экономические права и свободы человека, а также соответствующие обязанности, которые оно на себя берет. Социальное государство - это государство, которое должно служить обществу, стремиться к тому, чтобы социальные различия были сведены к минимуму или полностью исключены.

Является ли Россия социальным государством?

Конституция РФ дает положительный ответ на этот вопрос. В ней говорится о том, что наша страна является социальным государством. А означает, что политика страны направлена на создание таких условий, при которых свободное развитие человека и достойная жизнь каждого были бы обеспечены. Следовательно, и Российская Федерация к этому стремится.

Закрепленные в Конституции РФ обязанности государства

Для того чтобы лучше усвоить понятие "социальное государство" и его сущность, предлагаем ознакомиться с его обязанностями, закрепленными в РФ конституционно. Среди них можно выделить следующие:

Охранять здоровье и труд людей;

Устанавливать минимальный размер оплаты труда, который является гарантированным;

Обеспечивать семье, детству, отцовству, материнству, пожилым гражданам и инвалидам государственную поддержку;

Развивать существующую систему социальных служб;

Для граждан устанавливать пособия, государственные пенсии и другие гарантии социальной защиты.

Сущность и цель государства социального типа

Соединение всех народностей, наций, социальных групп, объединяемое особым понятием "гражданское общество", является сущностью государства социального типа. Социальное государство - это государство, целью которого является обеспечение защиты и интересов общества в целом. Строится оно на признании законных интересов, свобод и прав человека, которые рассматриваются как высшая ценность.

Социальное государство - это представляющая собой институт, направленный на организацию общества в целом, достойной жизни каждого, защиту свобод, прав и интересов всех народов и граждан. Это орудие решения конфликтов и споров как на территории страны, так и за пределами ее. Вот что означает понятие "социальное государство".

Оно тесно связано с институтом права. Лишь правовое государство, то есть такое, в котором уже достаточно развиты механизмы господства права, может стать социальным. С середины 90-х гг. в ситуации, когда, с одной стороны, распространялись либеральные идеи, а с другой - социальная роль государства и требований, выдвигаемых обществом в отношении социальной политики, повышалась, новые представления начали формироваться об интересующем нас типе государстве. Социальное государство - это государство, которое рассматривается сегодня как механизм, снимающий противоречия между социальными целями и законами рынка. Это очень важная его характеристика.

Отказ от патерналистской роли

Социальное государство, в отличие от так называемого "государства всеобщего благоденствия", стремится сегодня отказаться от патерналистской роли. Оно ориентировано на то, чтобы устранить иждивенчество. Социальное государство - это государство, для которого характерным является стремление создать благоприятные условия для общества через рыночное хозяйство, являющееся социально-ориентированным.

Периодизация развития

Начавшийся в середине 90-х гг. в нашей стране период можно назвать этапом либерального социального государства. Выделяются следующие виды последнего:

Социалистический (с 70-х годов 19 века до 30-х годов 20 века);

Правового социального государства (с 30-х годов до конца 40-х годов 20 века);

Государство социальных услуг (конец 40-х годов - 60-е годы прошлого века);

Государство всеобщего благоденствия (конец 50-х годов - середина 80-х);

Этап кризиса и деструкции (80-е годы - середина 90-х);

Либеральное социальное государство (с середины 1990-х годов по настоящее время).

Признаки социального государства

Формировавшиеся в течение более 100 лет определения интересующего нас понятия содержат, при всей своей кажущейся разнородности, ограниченный набор постоянных признаков. Первым из них является доступность для всех членов общества государства. Вторым - правовая природа осуществления государством социальной политики, его право осуществлять регулирование и контроль социальных процессов. При этом правовая функция заключается не только в процессов, но и в наделении социальными правами граждан. Государство же является социально ответственным. Третий константный признак - наличие бюджетных социальных выплат. Четвертый - наличие государственной системы обеспечения занятости, соцобеспечения и соцзащиты. Пятый - признание своей ответственности за уровень благосостояния граждан. Социальное государство - это государство, в котором все эти признаки присутствуют.

Социальная политика

Социальная политика - это один из главных инструментов, служащих для реализации социального государства. Взаимосвязь последнего с ней проявляется прежде всего в том, насколько глубоко и полно оно проводит социальную политику, а также в какой степени она выражает интересы и потребности его граждан. Таким образом, социальное государство - это когда действуют принципы социальной политики.

Направление ее заключается в достижении результатов и целей, связанных с улучшением социального и материального благосостояния граждан, повышением качества жизни людей и достижением в государстве общественно-политической стабильности, недопущением возникновения в нем очагов социальной напряженности.

Функции

Итак, мы ответили на вопрос: "Что означает понятие "социальное государство"?". Рассмотрим теперь функции, которыми оно обладает. Говоря о них, следует учитывать следующие обстоятельства:

Социальному государству присущи все функции, являющиеся традиционными для любого государства;

Можно выделить в рамках социальной функции и отдельные, специфические направления, в которых протекает деятельность социального государства.

В частности, к последним относятся:

Охрана здоровья и труда людей;

Поддержка отцовства, материнства, семьи и детства;

Сглаживание путем перераспределения доходов социального неравенства;

Поощрение благотворительности и др.

"Человеческое" измерение

Не только политическим и экономическим, но и нравственным процессом является становление социального государства. Оно требует "человеческого" измерения. Признаками такого государства являются:

Демократическая организация системы власти;

Высокий нравственный уровень населения, а должностных лиц - прежде всего;

Мощный экономический потенциал, который позволяет осуществлять различные меры, направленные на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя положения собственников;

Социальная направленность политики такого государства, проявляющаяся в разработке различных социальных программ, а также приоритетность их реализации и др.

Препятствия, стоящие на пути социального государства в России

1. Наша страна еще не обрела достаточной опоры в праве, и в России социальное государство не может опереться на его фундамент. У нас его создание не является, как на Западе, новым этапом, который проходит в своем развитии правовое государство.

2. В России "средний слой" собственников все еще не создан. От партийно-государственной собственности, стихийно приватизированной, практически ничего не досталось большинству населения нашей страны.

3. В России отсутствует экономический потенциал, необходимый для осуществления мер, направленных на перераспределение доходов, при этом существенно не ущемляя автономии и свободы собственников.

4. В нашей стране до сих пор не ликвидированы монополии во многих важных видах сбыта и производства. Это приводит к тому, что реальная конкуренция отсутствует.

5. Отсутствует также зрелое, развитое гражданское общество.

6. Уровень нравственности в российском обществе снижен, практически потеряны духовные ориентиры равенства и справедливости. С помощью "профессиональных" политиков и идеологов, а также СМИ утверждается в общественном сознании пагубное представление о том, что экономика и политика несовместимы с нравственностью.

7. Политические партии, существующие в России, четких социальных программ не имеют.

8. В процессе освобождения от вмешательства государства российского общества снижена по инерции социальная роль государственности. То есть общество впало в другую крайность, и гражданин остался со стихией рынка один на один.

9. В обществе реальные, четко обозначенные цели отсутствуют, нет моделей жизнеустройства, являющихся научно выверенными.

Несмотря на все вышеперечисленные трудности, единственным путем для развития в нашей стране свободного общества является именно развитие социальной государственности. Это касается не только России, но и всех остальных стран.

Итак, вы узнали о том, что означает понятие "социальное государство". Эта тема затрагивается при изучении таких дисциплин, как политология и правоведение. При сдаче ЕГЭ по обществознанию требуется иметь представление о том, что такое социальное государство. Это понятие в идеале должен знать каждый гражданин.

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жилье, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д.

Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путем государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Социальное государство - характеристика (принцип), относящееся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства.

Означает, что государство служит обществу и стремиться исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ (1949 г.). Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: «РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей;

б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;



г) развивать систему социальных служб;

д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В ст. 15 п. 4 впервые в Конституции указано, что наше государство ориентируется на международные социальные документы, принципы и нормы:

1. Всеобщая Декларация прав человека (принята в 1948г.).

2. Международный Билль о правах человека (это определенный пакет документов о правах человека) 50 - 70-е годы.

3. Копенгагенская декларация о социальном развитии.

4. Европейская социальная хартия.

5. Международная организация труда и ее документы (прежде всего Конвенция и рекомендации).

Существует 3 вида социального государства:

1. Либеральное социальное государство (США, Великобритания, Канада). Суть: государство через бюджет финансирует пособия малообеспеченной части населения. Правила предоставления пособий очень строги. Стремления государства пособия переводить в зарплату (ограничивать пособия).

2. Консервативное (Германия). Государство финансирует, поддерживает население через разнообразные страховые формы.

3. Социальтно-демократическое социальное государство (Швеция, Финляндия-"и т.д.). в этом государстве полностью решена политика полной занятости Система социального обеспечения.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном - как ее идею и развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Как показывает анализ конституционного обеспечения и реального функционирования современного социального государства, ему свойственны не только наличие соответствующего принципа в Конституции, продуманная стратегия социальной политики и весомые достижения в ее реализации, но и целый ряд других конституционных положений, раскрывающих принцип социального государства и обеспечивающих его реализацию, а также особые характеристики как социальной, так и всех иных сфер общественной жизни.

Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества.

В экономической политике социального государства требуется сочетание и мер государственного регулирования, и поощрения конкуренции, и развития личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

В политической сфере необходим консенсус главных политических сил относительно основных целей и задач развития данного общества, сложившаяся система социальных институтов. Это позволяет обеспечивать преемственность социальной политики государства в случаях демократической смены правящих партий, правительств и высших государственных должностных лиц.

Духовная атмосфера должна характеризоваться развитым чувством гражданственности, социальной солидарности и гуманизма.

Чрезвычайно важный аспект конституирования и деятельности социального государства, особенно в случае его федеративного устройства, представляет его региональное измерение.

Необходимо отметить еще одно обстоятельство, характеризующее системную, последовательную реализацию принципа социального государства в конституции страны. Оно проявляется не только в определении целей и задач такого государства, но и в наделении его соответствующими полномочиями и компетенцией.

Резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, можно констатировать, что социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и салидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Социальное государство имеет свои внутренние противоречия, проходит определенные стадии формирования и этапы развития. Главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального соотношения между производством и распределением, а главное противоречие социального государства составляет противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат. Эти вопросы являются предметом теоретических споров сторонников экономической свободы и защитников государственного вмешательства в экономику.

Серьезную проблему представляет собой также определенный конфликт между личностью и государством. Он проявляется в том, что, с одной стороны, граждане хотят, чтобы государство реально знало об их проблемах и, следовательно, имело возможность осуществлять эффективную политику обеспечения благосостояния и поддержки, с другой, - стремятся воспрепятствовать государству владеть информацией о том, что они имеют, думают и делают. Развитие же социального государства в данном контексте может быть интерпретировано как процесс социализации частных потребностей, когда экономические ресурсы личности, ее здоровье, потребности в жилье, умение и желание работать перестают быть частным делом и переходят в категорию общественных проблем.

Еще одним из серьезных поводов для дискуссий о кризисе социального государства служат разрастание, дублирование, особенно в условиях сложного территориального устройства, и бюрократизация государственного и административного аппарата. Это ведет к росту расходов на государственную службу, снижению оперативности в оказании социальной помощи, а в итоге - к потере эффективности государственной поддержки.

Европейская социальная Хартия. В ней находят выражение требования различных социальных групп и классов. 14 сентября 2000 года в Страсбурге Европейская социальная Хартия подписана от имени Российской Федерации. Хартия состоит из преамбулы; 5 частей, в которых перечислены права, например право на объединение, право на социальную и медицинскую помощь и т.д. обязательства договаривающихся сторон, а также из приложения, которое тоже состоит из 5 частей. Кроме того имеется дополнительный протокол к Европейской социальной хартии и приложение к протоколу (см. Хартию).

Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в ее социальных программах и практике, регулирующее отношения в обществе в интересах основных социальных групп.

Социальная политика - деятельность государства, направленная на разработку и обеспечение решения комплекса социальных проблем государства: социальную помощь, социальную поддержку, социальное обеспечение, социальную защиту населения.

Суть социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений, ее развития и функционирования. Социальная политика является (должна быть) своеобразной концентрацией всех иных видов политики (прежде всего экономической), т.к. она направлена на социальные отношения.

Социальная политика в современном мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей. Среди этих институтов (общественные объединения, организации и др.) государство с момента своего возникновения, как правило, занимало ведущее положение в политической жизни общества. Это основной институт политической системы, призванный осуществлять управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников.

Государственная социальная политика может быть сильной (активной, полноценной), а может быть слабой (пассивной).

Проблемы государственной социальной политики отражаются в ежегодных посланиях президента, в постановлениях и решениях Правительства, государственной Думы, Совета Федерации, Федеральных законах.

На Федеральном уровне. Федеральные органы власти принимают законодательные акты, устанавливают систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Они разрабатывают целевые социальные программы, Национальные проекты, формируют внебюджетные государственные фонды, определяют условия и порядок компенсации.

Региональный уровень. Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы. Обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи, планируют развитие инфраструктуры, определяют жилищную политику, политику в сфере образования и здравоохранения.

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.

Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в. Эта идея получила поддержку и развитие в европейской политико-правовой науке. В России этой проблематике уделял самое пристальное внимание ученый-правовед П. И. Новгородцев (1866-1924). Однако последующая череда глобальных политических событий в Европе (Первая мировая война, зарождение тоталитарных режимов в Германии и СССР, затем - Вторая мировая война) отодвинули и замедлили разработку данной проблематики на достаточно длительный срок. Активный интерес и широкое распространение идеи «социального государства» и ее теоретическое осмысление были стимулированы введением в Конституцию ФРГ (1949) положения о «демократическом, социальном и правовом государственном устройстве страны». Понятие социального государства в интерпретации немецких ученых означало активное устремление государства гарантировать обеспечение достойного человека уровня жизни, а также удовлетворения базовых потребностей всех слоев общества согласно существующим стандартам. Кроме теоретических разработок концепции «социального государства», где пальма первенства принадлежит ученым ФРГ, в 50-60 гг. XX в. начался процесс «цепной реакции» по введению статуса социального государства в национальные конституции стран Европы и мира в целом. Аналогичные процессы происходили и в англоязычных странах, где было введено в научный оборот понятие Welfare State - «государство благоденствия». В 1977 г. два английских ученых - Ф. Норман и Т. Тимоти - в своей работе, вышедшей в Лондоне, «Состояние государства благоденствия. От социальной безопасности к социальному равенству» выделили три разновидности «государства благоденствия». Первую разновидность они назвали «позитивное государство»-государство социальной защиты, основанное на идеологии индивидуализма и охране корпоративных интересов и не гарантирующее высокий уровень защиты всем слоям. Прототипом этой модели, по их мнению, являются США. Второй тип именуется «государство социальной безопасности», обеспечивает полную занятость населения с доходами не ниже прожиточного минимума и гарантирует равенство социальных возможностей, а не материальное равенство. Его прототип -Великобритания. Третья разновидность получила название «социальное государство всеобщего благоденствия». В нем реализуются принципы равенства, солида-ризма, корпоративизма, активно проводится социальная политика через государственные и общественные службы, выравнивая различия в доходах населения. Этому типу соответствует Швеция.

Социальное государство представляет собой закономерно обусловленное социально-политическое явление, порожденное прогрессивной направленностью и логикой развития современной цивилизации. Оно - результат сознательного целенаправленного политико-правового и социального конструирования типа общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Возможность практического воплощения идеи «социального государства» зависит от ряда факторов:

  • высокий уровень экономического развития государства;
  • наличие правового государства;
  • высокий уровень правовой и социальной культуры граждан;
  • достижение уровня «социального партнерства» во взаимоотношениях государства и общества, идеологических ориентаций правящей элиты и социальных ожиданий общества в контексте создания «государства заботливого существования».

Социальное государство выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Существуют терминологические различия в трактовке и понимании социального государства, которые представлены в различных политологических подходах и традициях. Так, в англоязычной традиции оно (опуская нюансы) именуется Welfare State - «государство благоденствия», а в немецком варианте носило название Sozialstaat - «социальное государство», а чуть позже как аналог английскому появилось понятие Wohlfahrtsstate. Несмотря на вышеуказанные различия, все эти термины употребляются как синонимы и содержательно обозначают одно явление.

Параметры социального государства поддаются количественному измерению в экономических показателях. Прежде всего это доля расходов на социальные нужды от ВВП. В 1993 г. она составляла в Финляндии 41%, в Норвегии - 52%, в Дании - 62%, в Швеции - 70%.

Другим показателем является доля товаров и услуг, идущих на личное потребление в структуре ВВП. В 1980-е гг. в Японии этот показатель равнялся 55-57%, в Западной Европе - 60%, в США - 66% ВВП. Еще одним показателем служат личные доходы граждан. Следует учитывать, что это базовые показатели без учета надбавок и коэффициентов, которые варьируют в разных штатах.

Значительный интерес представляют попытки исследователей выявить сущностные характеристики социального государства. Среди его существенных признаков называются следующие:

  • правовое государство;
  • социальные выплаты и социальное распределение;
  • заботливое существование, обеспечение государством стабильного социально-экономического положения граждан;
  • возможность на правовой основе осуществлять планирование, распределение, организацию индивидуальной и социальной жизни; предоставление всем гражданам доступа к социальным выплатам;
  • индивидуальная свобода, солидаризм, справедливость (законность), демократия, социальная забота и социальный мир.

В качестве общих целей и задач , которые выдвигает и реализует социальное государство, перечисляются следующие:

  1. защита каждого человека от нужды и бедности, гарантирование минимально достойного существования;
  2. обеспечение большего равенства посредством стирания различий в уровнях благосостояния;
  3. обеспечение большей защиты перед лицом непредвиденных жизненных ситуаций (рисков);
  4. обеспечение роста и расширения благосостояния людей.

Предполагаются к осуществлению более конкретные задачи :

  1. правовое вмешательство для улучшения юридического статуса;
  2. экономическое вмешательство для улучшения доходов личности;
  3. экономическое вмешательство для улучшения окружающих условий;
  4. педагогическое вмешательство для совершенствования жизнедеятельности личности на основе образовательных и информационных мероприятий.

Все вышеперечисленные существенные признаки, цели и задачи социального государства, которые обозначены в зарубежной специальной литературе, свидетельствуют о достаточно широком разбросе в понимании и толковании этого социально-политического феномена, а также свидетельствуют о том, что единой последовательно и фундаментально разработанной теории социального государства пока не существует. Тем не менее существующие различные национальные концепции и модели социального государства (три типа) демонстрируют исключительно высокий эффект социального действия - достойный уровень качества жизни людей.

В современной литературе выделяются три идеологические трактовки социального государства: либеральная, консервативная и социал-демократическая.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация