Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

Главная / Бизнес

С понедельника вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса. Она вводит новые требования к руководителям региональных операторов, расширяет перечень вопросов, принимаемых общим собранием собственников помещений в многоэтажках, обязывает региональные власти утверждать краткосрочные планы по осуществлению капремонта.

Новые права собственников помещений в многоквартирном доме

Согласно поправкам, в Жилищном кодексе РФ уточняются вопросы, которые может принимать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ на таких собраниях должны будут обсуждаться решения относительно:

  • выбора способа формирования фонда капитального ремонта;
  • размера взноса на капитальный ремонт, если он больше установленного минимума;
  • выбора лица, уполномоченного на открытие специального счета;
  • заключения договора банковского вклада (депозита) в целях размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (депозите);операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете в российской кредитной организации.

При этом указано, что решения по вопросам о взносах, а также о расходовании средств фонда капитального ремонта принимаются только в том случае, если за них проголосовало не менее двух третей всех собственников многоэтажки. Что касается выбора способа формирования фонда капремонта, то он должен быть согласован с половиной и больше владельцев квартир.

Если собственник помещений не может сам участвовать в голосовании, он имеет право отправить своего представителя. Но в таком случае доверенность на голосование, составленная в письменном виде, должна быть удостоверена нотариально или оформлена согласно нормам пунктов 3 и 4 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ . Раньше требовалось, чтобы доверенность соответствовала нормам пунктов 4 и 5 статьи 185 ГК РФ .

Учитывая, что финансовую сторону капитального ремонта многоэтажных домов переложили на собственников помещений, органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений больше не должны будут определять порядок привлечения кредитных и (или) иных заемных средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Это предусмотрено поправками в .

Плата за коммунальные услуги и взносы на капремонт

Региональные операторы

В новой редакции Жилищного кодекса РФ также уточняется, что специализированные некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в дальнейшем будут называться региональными операторами. В связи с этим по всему тексту ЖК РФ внесены технические поправки. Например, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие жилищный надзор, должны будут контролировать деятельность региональных операторов, а не специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В то же время меняется порядок назначения руководителя регионального оператора. Ранее в статье 178 ЖК РФ было указано, что руководитель регионального оператора назначается на конкурсной основе в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и должен соответствовать обязательным квалификационным требованиям, установленным Минстроем. С 4 июля появилась новая , в которой уточняются требования к кандидату на эту должность. Среди возможных препятствий для ее замещения значатся:

  • нахождение на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • наличие неснятой или непогашенной судимости;
  • наличие неисполненного наказания за административное правонарушение в форме дисквалификации независимо от сферы деятельности;
  • работа в качестве депутата любого уровня.

Руководитель регионального оператора должен будет как и раньше проходить конкурсный отбор. Содержание квалификационного экзамена, порядок его проведения и определения его результатов позже утвердит Минстрой. Проходить подобные проверки на соответствие квалификационным требованиям придется не реже одного раза в три года с момента назначения.

Еще больше обновлений кодексов и обзоров законодательства в специальном на Петербургском правовом портале.

Взносы на капитальный ремонт собственники платят на основании платёжных документов. Если собственник нежилого помещения - юридическое лицо, квитанция доставляется по адресу места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ.

Платить за проведение капитального ремонта в МКД должны все собственники помещений в таком доме. Вместе с правом собственности на помещение новому владельцу переходит и обязанность выплачивать взносы на капитальный ремонт.

Не переходит такая обязанность по наследству, если её не исполнила Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Это положение относится ко всем правоотношениям, которые возникли с 1 января 2013 года.

О региональных операторах и региональных программах капремонта

Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений по:

  • переносу установленного срока капитального ремонта на более поздний период,
  • сокращению планируемых видов услуг или работ по капремонту

осуществляется при наличии соответствующего решения ОСС.

Такого решения не нужно получать в нескольких случаях, все они перечислены в ч. 4 ст. 168 ЖК РФ . Теперь к ним добавился ещё один пункт - 4. Получать решение ОСС не нужно, если была определена невозможность оказания услуг или работ по капитальному ремонту из-за воспрепятствования со стороны собственников или управляющей организации.

Что такое воспрепятствование? Это значит, что перечисленные лица не допустили подрядную организацию в помещения МКД или к строительным конструкциям дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому или другому оборудованию.

В связи с этим у регионального оператора появляется новая обязанность (п. 4.1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Он должен обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту.

Дополнен перечень принципов, исходя из которых формируются краткосрочные планы реализации региональной программы. Теперь к ним относится принцип актуализации в связи с проведением капитального ремонта МКД в объёме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

О фонде капитального ремонта

  • списание денег по решению суда;
  • списание ошибочно зачисленных на спецсчёт денег при представлении владельцем специального счёта заявления на возврат денежных средств и документа, подтверждающего оплату.

Если ОСС решает, что фонд КР формируется счете регионального оператора, то нужно определить и утвердить:

Тоже самое, а ещё сроки проведения капитального ремонта и источники финансирования нужно утвердить, когда фонд капитального ремонта по решению собственников МКД формируется на специальном счёте.

Изменения в ЖК РФ: подробнее о капитальном ремонте (Емельянова Е.В.)

Дата размещения статьи: 08.09.2015

В большинстве регионов уже запущен механизм формирования фонда капитального ремонта общего имущества МКД и даже наработана некоторая практика. Она выявила слабые места, о некоторых мы писали. Кроме того, в отдельных домах региональный оператор уже провел ремонт, что тоже позволило обнаружить недочеты законодательного регулирования. Таким образом, Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ были внесены поправки в разд. IX ЖК РФ, посвященные капитальному ремонту, которые и стали предметом нашего рассмотрения.

Капремонт в кредит

В СМИ можно было неоднократно услышать о том, что собственникам помещений, формирующим фонд капитального ремонта на специальном счете, можно взять кредит или заем на проведение ремонта, если денег накоплено недостаточно. Соответствующее решение может быть принято общим собранием собственников помещений в МКД (п. 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Однако на практике это представляется маловероятным. Только сейчас в Кодексе появилось упоминание о том, что порядок привлечения кредитных и (или) заемных средств собственниками помещений в МКД на проведение капитального ремонта будут определять органы госвласти РФ в области жилищных отношений (п. 10.2 ст. 12 ЖК РФ). С принятием подзаконных актов чиновники связывают расширение возможностей для получения кредитов на ремонт.

Проценты -> пени

В первоначальной редакции норм ЖК РФ, посвященных фонду капитального ремонта, было указано, что собственники помещений, несвоевременно вносящие взносы, уплачивают проценты, которые также формируют фонд. Одновременно проценты начисляют и кредитные организации на остаток денежных средств. Поэтому возникала некоторая путаница в терминологии. Теперь формулировки отдельных статей приведены в соответствие изначально действовавшим положениям Жилищного кодекса (ч. 14 ст. 155): должники обязаны уплачивать пени, а не проценты (ч. 1 ст. 36.1, ч. 14.1 ст. 155, ч. 1 ст. 170, п. 5 ч. 1 ст. 177, п. 1 ч. 2 ст. 183 ЖК РФ).

Региональная программа капитального ремонта

Согласно обновленному п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ в региональную программу должны быть включены все МКД на территории субъекта РФ, включая (теперь это специально упомянуто) МКД, все помещения в которых принадлежат одному собственнику. На основании регионального нормативного правового акта в программу могут не включаться дома, в отношении которых приняты решения о сносе или реконструкции в порядке, установленном региональным законодательством (а не только дома, признанные аварийными в соответствии с федеральным законодательством).

Сроки выполнения ремонта

Еще один элемент региональной программы - период проведения ремонта. Первоначально следовало указывать плановый год осуществления ремонта, впоследствии его изменили на плановый период. Эта редакция п. 3 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ будет действовать вплоть до 2017 г. А начиная с 01.01.2017 в региональной программе будут обозначать плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт. Согласно ч. 12 ст. 12 Закона N 176-ФЗ региональные программы должны быть приведены в соответствие этому требованию в 2015 - 2016 гг. без согласования с собственниками помещений.
Дополнительно отметим, что в силу поправок в проектную документацию для строительства, реконструкции МКД следует включать такой раздел, как сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту МКД, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации дома, об объеме и составе указанных работ (новый п. 11.2 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ). Это требование не распространяется на случаи, когда проектная документация по состоянию на 30.06.2015 утверждена или направлена на экспертизу либо вообще не подлежит экспертизе и уже подано заявление о выдаче разрешения на строительство (ч. 14 ст. 12 Закона N 176-ФЗ). Таким образом, по задумке законодателя, в будущем для каждого дома будут известны перечень и сроки проведения капитального ремонта.

Исправление неточностей в программе

Важная поправка касается возможности переносить сроки ремонта на более поздние по сравнению с утвержденными программой. На страницах журнала мы уже рассматривали пробелы в законе, не позволяющие исправлять погрешности, допущенные при разработке программы. Теперь для изменения программы в части переноса сроков работ на более поздние, а также сокращения перечня планируемых работ не требуется решение общего собрания собственников помещений (ч. 4 ст. 168 ЖК РФ), если:
- сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
- запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости осуществления капремонта общего имущества определено, что повторное оказание таких услуг и (или) повторное выполнение таких работ в срок, закрепленный региональной программой капитального ремонта, не требуется;
- изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 189 ЖК РФ (когда фонд формировался на спецсчете, но ремонт не был выполнен в установленный срок, ОМСУ принимает решение о передаче фонда в "котел" региональному оператору). Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости осуществления капитального ремонта общего имущества в МКД.
Изменения в региональную программу вносятся путем принятия решения региональными властями в соответствии с методическими рекомендациями, которые утвердит Минстрой (ч. 4.1 ст. 168 ЖК РФ).

Краткосрочные планы

Отдельно следует сказать о краткосрочных планах реализации региональной программы. ОМСУ обязаны утверждать краткосрочные планы в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 7.1 ст. 168 ЖК РФ). Начиная с 2017 г. вступят в силу изменения в ч. 7: органы государственной власти будут обязаны утверждать краткосрочные планы сроком на три года с распределением по годам в пределах этих трех лет, причем вносить исправления в план по основаниям, перечисленным в ч. 4 ст. 168 (фактически ввиду исправления ошибок), будет можно без решения общего собрания собственников помещений.

Формирование фонда капитального ремонта

Говоря о формировании фонда капитального ремонта, следует прежде всего отметить, что теперь по-новому звучат положения об утверждении размера взноса на капремонт и установлена четкая зависимость между размером взноса и перечнем работ, сроком их выполнения.
В настоящее время при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете собственники помещений не должны принимать решение о перечне работ и сроках их выполнения (утратили силу п. п. 2, 3 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ). Одновременно в Кодексе описаны два варианта решения о размере взноса. Во-первых, если собственники помещений приняли решение об уплате минимального взноса, установленного субъектом РФ, то автоматически перечень и сроки проведения работ определяются в соответствии с региональной программой. Собственники помещений вправе принять решение о проведении работ в более ранние сроки, если на спецсчете достаточно средств либо выбраны иные способы их финансирования.
Во-вторых, если собственники помещений решили уплачивать взнос в размере больше минимального, в этом случае они утверждают перечень работ по капитальному ремонту и могут их дополнить работами, не предусмотренными региональной программой, а сроки установить более ранние.
Также заметим, что дополнительным источником формирования фонда капремонта являются доходы от передачи общего имущества в пользование, а также средства ТСЖ, ЖК, в том числе доходы от хозяйственной деятельности ТСЖ, ЖК (ч. 4 ст. 169 ЖК РФ). В это положение внесены поправки, касающиеся в первую очередь направлений использования данного дополнительного источника. Как и ранее, он может предназначаться на исполнение обязанности собственников помещений по уплате взносов, и по новому порядку его можно направлять на формирование части фонда сверх формируемой за счет минимального взноса. Эта часть фонда может использоваться на финансирование любых работ по капитальному ремонту. Кроме того, если ранее упоминалось лишь о доходах от хозяйственной деятельности ТСЖ, то теперь в один ряд с ТСЖ поставлены жилищные кооперативы. Особо подчеркнем, что из возможных владельцев спецсчета исключены иные (кроме жилищного) специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД (см. п. 2 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ).
Дополнительно устранен пробел о порядке уплаты взносов на капитальный ремонт в новостройках: в ст. 170 ЖК РФ введена ч. 5.1. Итак, если МКД был введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включен в нее при ее актуализации (актуализация проводится не реже раза в год - ч. 5 ст. 168 ЖК РФ), обязанность по уплате взносов возникает по истечении срока, установленного органом госвласти субъекта РФ (не позднее пяти лет с даты включения дома в региональную программу). Не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов собственники помещений должны принять и реализовать решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта. В противном случае ОМСУ сначала созывает собрание, если и это не приведет к самостоятельному выбору жильцов, местные власти примут решение о формировании фонда на счете регионального оператора (то есть котловым методом).

Фонд формируется на специальном счете

Реализация решения

В Жилищном кодексе говорится о последствиях ситуации, когда принятое решение о выборе способа формирования фонда не реализовано, но ранее не пояснялось, что понимать под реализацией решения о формировании фонда на специальном счете. Кстати, в ч. 5 ст. 170 ЖК РФ было упомянуто, что для реализации решения о формировании фонда на спецсчете регионального оператора собственники помещений обязаны направить региональному оператору протокол общего собрания. Сейчас уточнено, что сделать это должны не собственники помещений (фактически все и одновременно никто), а лицо, инициировавшее проведение соответствующего собрания (может быть и один из собственников, и управляющий МКД, и ОМСУ).
Теперь в ч. 5 ст. 170 ЖК РФ четко прописано: "решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса". Напомним, что речь идет о представлении в орган ГЖН копии протокола общего собрания и справки банка об открытии специального счета. Добавим, что теперь в ЖК РФ установлен срок, в течение которого владелец спецсчета обязан обратиться в банк для открытия такого счета, - максимум 15 дней с даты его уведомления о принятом решении, более ранний срок может быть установлен решением общего собрания.

Работа с долгами

В статье Д.В. Дурново "Уплаты взносов на капремонт не избежать!" высказывалось предположение, что факт отсутствия денежных средств на спецсчете можно расценивать как то, что способ формирования фонда не был реализован. На такой вывод эксперта натолкнуло отсутствие в законе каких-либо мер борьбы с должниками. Теперь этому вопросу посвящены несколько положений (ч. 8 - 10 ст. 173 ЖК РФ), впрочем, итог один: если платежная дисциплина хромает, фонд в конечном счете все равно окажется в "котле".
Все принудительные меры строятся на информации, которую владелец спецсчета представляет органу ГЖН на основании ч. 3 ст. 172 ЖК РФ (о размере поступлений, об остатке на счете) в порядке и сроки, установленные законом субъекта РФ. Процедура начинается с того, что фактически поступившие взносы составляют менее 50% от размера представленных к оплате счетов. Это значит, что регионы должны внести в свои законы условие об обязанности владельцев спецсчетов представлять информацию также о размере начислений (в ч. 3 ст. 172 ЖК РФ нет соответствующего упоминания). Итак, если долги превышают 50%, орган ГЖН письменно или с использованием ГИС ЖКХ направляет владельцу спецсчета уведомление (в нем указывается, в частности, сумма задолженности). В течение пяти дней последний информирует должников - собственников помещений письменно или с использованием ГИС ЖКХ о необходимости погашения задолженности в течение пяти месяцев с даты поступления уведомления от органа ГЖН, а также предпринимает меры, направленные на погашение задолженности. Для управляющих МКД, не являющихся владельцами спецсчетов, это очень важный момент - фактически можно считать, что с них снята обязанность по взысканию взносов на капитальный ремонт.
Если в течение трех месяцев задолженность не погашена, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности (ч. 9 ст. 173 ЖК РФ). Как видим, число лиц, которые вправе инициировать общее собрание собственников помещений, расширяется - теперь это региональный оператор, ТСЖ, ЖК, если они являются владельцами спецсчета (собрание может быть инициировано ими только по одному конкретному вопросу).

Ключевой момент. Согласно ч. 9 ст. 173 ЖК РФ меры, направленные на погашение задолженности по взносам на капитальный ремонт, предпринимает владелец специального счета.

Если в течение пяти месяцев задолженность в размере, указанном в уведомлении ГЖН, не была погашена, орган ГЖН уведомляет об этом ОМСУ, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, которое направляется владельцу спецсчета. Имеющиеся накопления следует перечислить региональному оператору в течение месяца со дня получения решения ОМСУ, в противном случае они могут быть взысканы в судебном порядке. Положения ч. 10 ст. 173 ЖК РФ (об изменении способа формирования фонда и изъятии средств в "котел") не применяются, если на проведение капремонта был взят кредит (заем), который погашается за счет поступлений на спецсчет.

Выставление платежных документов

Практика показала, что в случае, когда владельцем спецсчета выбран региональный оператор, собственники помещений могут остаться без счетов на уплату взносов. Региональный оператор полагает, что его обязанности заканчиваются на открытии специального счета, а управляющие МКД не хотят брать на себя обязанности, являющиеся, по их мнению, дополнительными. Хотя, с точки зрения редакции, именно управляющий МКД обязан начислять взносы, вести учет фонда, выставлять платежные документы, даже если не он владелец спецсчета.
Законодатель попытался решить эту проблему следующим образом. Согласно дополнению ч. 2 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, представляемого в порядке и на условиях, которые установлены ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в МКД. Напомним, что в указанной норме говорится о представлении платежных документов в письменной и электронной формах, а также о размещении информации о размере платы в ГИС ЖКХ.
Кроме того, в силу новой ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ решение общего собрания о формировании фонда на спецсчете теперь должно содержать также решение обо всех нюансах, связанных со сбором взносов, в частности:
- о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием ГИС ЖКХ (уполномоченное лицо может быть выбрано только по согласованию с ним самим);
- об определении порядка представления платежных документов;
- о размере расходов, связанных с представлением платежных документов;
- об определении условий оплаты этих услуг.
Читая поправки буквально, можно прийти к выводу, что управляющий не является по умолчанию лицом, обязанным представлять счета на уплату взносов.

Изменение способа формирования фонда и смена владельца спецсчета

Право собственников помещений на изменение способа формирования фонда в любое время осталось неизменным, как и сроки перечисления накопленных средств. Поправки коснулись главным образом ситуации, когда способ формирования фонда остается неизменным (на специальном счете), а меняется владелец спецсчета. Кроме того, прописано, что при изменении способа формирования фонда передаче подлежат не только денежные средства, но и все имеющиеся документы и информация, связанные с формированием фонда, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 7 ст. 173 ЖК РФ). Это дополнение обусловлено практической необходимостью.
Тема смены владельца специального счета приобрела особую актуальность в связи с включением с 2015 г. УК в число лиц, которые могут выступать владельцами спецсчетов. О том, что собственники имеют право это сделать (назначить УК владельцем спецсчета вместо регионального оператора), спора нет, но вопрос, в каком порядке денежные средства должны быть переданы УК и в какие сроки, широко обсуждался экспертами. Теперь ответ на него есть в ч. 3 ст. 176 ЖК РФ.
В данном случае открывать новый счет не требуется: договор спецсчета остается в силе, а права и обязанности по нему переходят к новому владельцу.

Ключевой момент. При смене владельца специального счета договор с банком остается в силе, а права и обязанности по нему переходят к новому владельцу спецсчета.

Изменение владельца счета никак не изменяет прав кредитора, если ремонт был проведен за счет кредита и все поступления на спецсчет направляются на его погашение. Аналогичным образом складываются правоотношения и в случае замены владельца специального счета по иным основаниям (кроме решения общего собрания). Такие основания перечислены в ч. 8 ст. 175 ЖК РФ:
- принятие решения о ликвидации и (или) реорганизации владельца спецсчета;
- признание владельца спецсчета банкротом;
- прекращение управления домом УК, ТСЖ, ЖК на основании решения общего собрания (смена способа управления домом) или закона, решения суда (например, в случае аннулирования лицензии на управление МКД).
В этой ситуации собственники помещений обязаны принять решение о выборе нового владельца спецсчета или о передаче фонда в "котел". На принятие и реализацию данного решения дается два месяца с даты прекращения деятельности по управлению МКД (фактически с начала управления домом новым управляющим или самими собственниками в соответствии со ст. ст. 162, 200 ЖК РФ). Если в течение месяца собственники этого не сделали, в работу включается ОМСУ, обязанный организовать общее собрание. Если и этого не было сделано, то по истечении двух месяцев ОМСУ принимает решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (ч. 9 ст. 175 ЖК РФ).
С момента принятия решения собственниками или ОМСУ к новому владельцу переходят права и обязанности прежнего владельца спецсчета по договорам с кредитной организацией, с кредитором (заимодавцем). А до тех пор прежний владелец спецсчета обеспечивает надлежащее выполнение всех указанных обязанностей. В течение трех дней с даты принятия решения о выборе нового владельца счета прежний обязан передать все документы, связанные с формированием и использованием фонда ремонта (ч. 12 ст. 175 ЖК РФ).
В этом же разделе статьи скажем несколько слов о смене кредитной организации, в которой открыт специальный счет. На владельца спецсчета возложена обязанность контролировать выполнение обязательных требований к кредитной организации (величина собственного капитала должна составлять не менее 20 млрд руб.). При уменьшении размера собственных средств кредитной организации владелец спецсчета обязан уведомить собственников о необходимости сменить банк и даже вправе инициировать общее собрание. Если в течение двух месяцев решение не принято, владелец спецсчета сам определяет новый банк и открывает в нем новый счет. Детально процедура и сроки описаны в новой ч. 2.1 ст. 176 ЖК РФ.

Статус регионального оператора

Большое число поправок посвящено формированию фонда на счете регионального оператора и статусу последнего. Скажем кратко о наиболее интересных из них.
В целях восстановления справедливости в законе теперь прописано, что денежные средства, которые региональный оператор получает от собственников помещений, а также проценты, начисляемые банком на них, могут быть использованы только для оплаты работ по капитальному ремонту, не подлежат включению в конкурсную массу при банкротстве регионального оператора, на них может быть обращено взыскание только по обязательствам оператора, связанным с оплатой работ по капитальному ремонту.
Выбирать подрядчиков для проведения капремонта, а также кредитные организации для открытия специальных счетов региональный оператор будет обязан в порядке, установленном Правительством РФ (в настоящее время - нормативным правовым актом субъекта РФ).
Из ч. 1 ст. 181 ЖК РФ было исключено вызывавшее недовольство населения, стремящегося избежать уплаты взносов на капитальный ремонт, положение о том, что уплата взносов фактически означает заключение договора с региональным оператором. Теперь в законе указано: в случае выбора способа формирования фонда на счете регионального оператора собственники помещений и региональный оператор имеют соответствующие права и несут соответствующие обязанности.
Среди новшества - право собственников помещений участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту (в комиссию также должен быть приглашен управляющий домом - п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Одна из новых обязанностей регионального оператора - включать в договоры с подрядчиками условие о гарантийном сроке (не менее пяти лет) и обязательства подрядчика по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами. Одновременно ответственность перед собственниками за качество выполненных работ несет сам региональный оператор (п. 11 ч. 2, ч. 6 ст. 182 ЖК РФ). Ежеквартально последний обязан размещать на своем сайте отчет, содержащий данные из системы учета фонда (в том числе сведения о привлеченных кредитах, займах).
Для управляющих МКД важной будет следующая новелла: в ч. 8 ст. 189 ЖК РФ установлена обязанность регионального оператора передать управляющему домом копии документов о проведенном капитальном ремонте (в том числе копии проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иные документы, связанные с проведением капремонта, за исключением финансовых документов. Срок - десять дней с даты подписания акта приемки.

Подводя итоги, можно выделить наиболее важные для УК и ТСЖ поправки:
- владелец спецсчета, на котором формируется фонд капремонта, обязан принимать меры по погашению задолженности собственников помещений (критическая цифра - 50% долгов), в противном случае фонд будет передан в "котел";
- в Законе не прописана обязанность управляющего домом взыскивать долги по взносам на капремонт, если фонд формируется на спецсчете регионального оператора;
- если фонд формируется на специальном счете, собственники помещений обязаны принять решение о порядке выставления платежных документов, оплате соответствующих услуг;
- смена владельца спецсчета не означает, что придется закрывать старый и открывать новый спецсчет: происходит замена лица в договоре банковского счета;
- если фонд формируется в "котле", то региональный оператор пригласит на приемку работ и управляющего домом, и представителя собственников помещений;
- если фонд формируется в "котле", региональный оператор передаст управляющему все документы, связанные с выполненными ремонтными работами, кроме финансовых.

Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда

1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:

1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 170 настоящего Кодекса дополнена частью 4.1

4.1. В случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 170 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2

4.2. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

5. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 170 настоящего Кодекса дополнена частью 5.1

5.1. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.

7. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный

8. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями , утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

НОРМЫ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РФ О КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

Глава 18. ПРОВЕДЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

Статья 189. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

1. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

2. Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

3. Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

4. Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

5. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень работ по капитальному ремонту;

2) смета расходов на капитальный ремонт;

3) сроки проведения капитального ремонта;

4) источники финансирования капитального ремонта;

5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

6. В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.

7. В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 - 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.

Статья 190. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

1. Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

2. Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).

3. Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

4. Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Статья 191. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта

1. Финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

2. Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация