«выключай камеру»: мифы и правда о новом регламенте гибдд. Не снимайте, я стесняюсь: водителям запретят фото- и видеосъемку инспекторов гибдд

Главная / Бизнес

20 октября вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ № 664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Пост закончен

– В чём причина остановки? – любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов, теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают эксперты.

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов всё равно должна быть обоснованной.

– Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, – объясняет автоэксперт Юрий Панченко.


Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию, и церемониальная часть будет закончена.

– К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело, но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, – объясняет автоюрист Лев Воропаев. – Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора – в том числе и Указом президента РФ № 711, законом "О полиции" и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.


Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

– С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, – комментирует Юрий Панченко. – С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать "автоматические" штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.

Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

– При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придётся доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, – считает Лев Воропаев.


Как снять инспектора

Ещё одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: "Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись".

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен – сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.

Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

– СМИ трубят о том, что за съёмку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 (неподчинение законным требованиям инспектора), которая грозит наказанием вплоть до ареста – чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съёмку определяется другими законами, в частности, законом "Об информации..." Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съёмку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

– Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и, хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съёмку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съёмке.

О "коммерческих" камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве.

В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.


Глава областной ГИБДД .

Лучший способ для развода

– Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, – говорит Юрий Панченко. – В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдаётся копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится ещё и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно, цитирую: "в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии..." На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются. А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос "полюбовно".

Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен, потому что подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идёт речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чём и сказано в пункте 7.11.

– Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, – подытоживает Юрий Панченко. – Если такое произойдёт – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа, и если права все-таки изымут и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьёй 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.


Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создаёт впечатление, что это – чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

– По большому счёту, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т.п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей.

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента всё же есть:

– Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов, да ещё и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, – подытоживает он.

Сегодня, 20 октября, вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ №664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Инспектор может остановить водителя для проверки документов вне стационарного поста, но обосновать необходимость должен в любом случае

Пост закончен

- В чем причина остановки? - любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов. Теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают наши эксперты.

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов все равно должна быть обоснованной.

Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, - объясняет автоэксперт Юрий Панченко.

Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию - и церемониальная часть будет закончена.

К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело. Но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, - объясняет автоюрист Лев Воропаев. - Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора - в том числе и Указом Президента РФ №711, законом «О полиции» и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.

Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, - комментирует Юрий Панченко. - С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать «автоматические» штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.

Временные знаки имеют желтый фон, и прежний регламент запрещал фото- и видеофиксацию нарушений в зоне их действия

Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придется доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, - считает Лев Воропаев.

Как снять инспектора

Еще одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен - сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.

Если градус разговора повысился, водитель может записать его содержание на смартфон – новый регламент не разрешает этого в явном виде, но, что важно, и не запрещает

Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

СМИ трубят о том, что за съемку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 («Неподчинение законным требованиям инспектора»), которая грозит наказанием вплоть до ареста - чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съемку определяется другими законами, в частности, законом «Об информации...». Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съемку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонитрованным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съемку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съемке.

О «коммерческих» камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

В центре обработки данных с камер фотофиксации нарушений

В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.

Лучший способ для развода

- Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, - говорит Юрий Панченко. - В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдается копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится еще и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно. Цитирую: в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии... На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются.

А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос «полюбовно».

В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена

Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен. Подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идет речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чем и сказано в пункте 7.11.

Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, - подытоживает Юрий Панченко. - Если такое произойдет – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа. И если права все-таки изымут, и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьей 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.

По большому счету, новый регламент - это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет

Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создает впечатление, что это - чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

По большому счету, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т. п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента все же есть:

Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов да еще и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, - подытоживает он.

Где МВД было вычеркнут запрет на препятствование видеосъемки сотрудников ГИБДД и ДПС. Изменения означают, что инспектора теперь имеют право запрещать снимать их на камеру, но с некоторыми уточнениями.

Трактовка поправок

Что именно означает нововведение знают не многие. Согласно комментариям и отзывам в социальных сетях и СМИ, водители посчитали поправки полным запретом на ведение видеосъемки. А это — беспредел в отношениях между автолюбителями и инспекторами. Камера позволяла многим избежать несправедливого наказания, взяточничества, оскорблений и физической расправы со стороны сотрудников ДПС. Но спешим успокоить водителей — как такого запрета на проведение съемки нет.

Теперь сотрудники ГИБДД и ДПС могут запретить снимать себя и свои действия, но в большинстве случаев будут делать это незаконно. У граждан остается право на ведение съемки как минимум по трем причинам:

  1. Право гражданина на свободу действий. Если эти действия не ущемляют права других людей. В случае с инспекторами личная жизнь человека не затрагивается, поэтому съемка не противоречит Конституции.
  2. Деятельность полиции является открытой, согласно Федеральному закону №3 от 7 февраля 2011 года.
  3. Граждане могут спокойно снимать других людей для личных нужд, согласно Федеральному закону №152 от 27.07.06 г.

Получается, что за водителями сохранилось право вести съемку инспекторов, но с ограничениями.

Ограничения в ведении съемки

А вот теперь о том, почему нельзя снимать сотрудников ГИБДД и ДПС. Запретить видеосъемку полиция может законно в нескольких ситуациях:

  1. С целью защиты объектов, которые защищены государственной тайной. Например, вблизи стратегических и военных объектов.
  2. При оформлении места ДТП водителю могут запретить съемку, если его действия мешают сотрудникам полиции.
  3. При рассмотрении дела сотрудником ГИБДД о произошедшем административном нарушении.
  4. С целью защиты прав других граждан.

Многие операторы-любители подвергают свою жизнь опасности, приближаясь к различным объектам для съемки. Например, во время ДТП с возгоранием автомобиля. В этом случае полицейский на вполне законных основаниях может запретить видеосъемку.

Что делать, если инспектор запрещает съемку?

Запретить видеосъемку работник полиции может только по указанным выше причинам. При этом он должен сослаться на документ, дающий ему такое право. В остальных ситуациях вы можете попросить указать причины запрета, и при их отсутствии продолжить съемку.

Если же продолжить вести съемку там, где делать это запрещено, вам грозит наказание по статье 19.3 КоАП: штраф от 500 до 1000 рублей либо арест на 15 суток.

Могут ли вести съемку инспектора?

А вот работники полиции вправе снимать водителей на видеорегистратор и даже телефон. Это особенно актуально, когда автолюбитель отказывается исправлять нарушения и грубит должностному лицу. Также съемка допускается при оформлении протокола, если рядом не оказалось понятых.

В 2018 году произошло много изменений в законодательстве и одним из них является право сотрудников ДПС и ГИБДД запрещать видеосъемку. Делать это можно только по обоснованным причинам, с которыми следует ознакомиться.

Из нового регламента работы дорожно-постовой службы пропала норма, обязывающая сотрудников не препятствовать использованию записывающей аппаратуры

МВД собирается запретить участникам дорожного движения вести фото- и видеосъемку своих сотрудников. Это следует из нового административного регламента, подготовленного правовым управлением МВД. Документ проходил общественные обсуждения с января 2017 года. В него были внесены поправки, в частности исчез важный пункт, касающийся обязанности инспектора не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. В таком виде документ ушел в Минюст и в ближайшее время может быть подписан. Тревогу забили представители Федерации автовладельцев России: по их словам, в новом регламенте есть и другие изменения, которые существенно увеличивают полномочия инспекторов и уменьшают права водителей. Подробности - в материале «Реального времени».

Общественное обсуждение не в пользу общественности

Новый регламент работы сотрудников ДПС должен был вступить в силу еще в апреле 2017 года, но документ решили притормозить - с 31 января по 1 марта он проходил общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов и независимую экспертизу. Результатом явилась доработанная редакция административного регламента, из которой исчез пункт 10.13, в котором говорилось о том, что «сотрудники при исполнении государственной функции обязаны не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания». В таком виде документ отправился в Министерство юстиции России.

Тревогу забила Федерация автовладельцев России: «Когда я увидел, что исчезла эта норма, я сразу написал в Минюст. Несмотря на то, что общественные слушания прошли, но история 2009 года показывает, что еще есть шанс ее вернуть, потому что тогда требование о видеосъемке Минюст включил. Есть шанс, что в этот раз они обратят на это внимание и попросят МВД эту норму вернуть», - говорит Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автомобилистов России.

Как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке. Фото reporter64.ru

Официальный комментарий ГИБДД к моменту публикации «Реальному времени» получить не удалось. Однако, как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке. С ними он связался, когда обнаружил недостающие пункты в новой версии административного регламента.

Разработчик - представитель правового управления МВД - объяснил это тем, что нет необходимости вписывать пункт отдельно, потому что регламент писали в 2009 году, когда не было закона о полиции. В 2011 году закон о полиции появился, но там нет четкого запрета на воспрепятствование видеосъемки. Там говорится, что, ограничивая съемку, сотрудник должен сослаться на нормы закона. Еще, дескать, у нас есть федеральный закон о том, что гражданин вправе получать и распространять информацию любым законным способом, есть ч. 3. ст. 15 Конституции, где говорится, что любой запрет должен быт опубликован в виде нормативно-правового акта. Но доказывать все это сотруднику ДПС - длинная история. Если посмотреть по практике патрульно-постовой службы, которая работает по закону о полиции, то, когда возникают проблемы и гражданин достает свой телефон, сотрудник ему запрещает. Гражданин говорит, что по закону о полиции вы должны сослаться на нормативный документ, который бы запрещал съемку, на что ему отвечают, что «вы можете обжаловать мои действия в высшей инстанции», - рассказывает корреспонденту «Реального времени» Дмитрий Клевцов.

«Думал, что протоколы составлены на оппозиционеров, задержанных на митингах, а оказалось...»

Отсутствие нормы, обязывающей сотрудника ГИБДД не препятствовать видеосъемке, приведет к злоупотреблениям полномочиями, считает Клевцов: «Сотрудники будут запрещать видеосъемку и тем самым лишать водителя альтернативного источника доказательств». При этом у инспекторов ДПС, согласно новому регламенту, остается право «использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан».

Сотрудникам полиции даются широкие полномочия заменять понятых и свидетелей при административных процедурах видеосъемкой с помощью специальных технических средств или иных средств с функцией видеозаписи. Эта формулировка обозначает, что если у сотрудника полиции не будет технического средства в виде видеорегистратора, нагрудной видеокамеры, то он при административных процедурах может воспользоваться личным телефоном. А у личных средств нет функции защиты от стирания, и если эта запись по каким-то причинам удалится, то у гражданина не будет возможности доказать свою невиновность, - считает Дмитрий Клевцов.

«Эта формулировка обозначает, что если у сотрудника полиции не будет технического средства в виде видеорегистратора, нагрудной видеокамеры, то он при административных процедурах может воспользоваться личным телефоном. А у личных средств нет функции защиты от стирания», - считает Дмитрий Клевцов. Фото nashkamensk.ru

Попытки водителя снимать общение с сотрудником ДПС на камеру могут привести к печальным последствиям - инспектор может составить протокол за нарушение ст. 19.3 КоАп РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль».

Мы проводили судебный мониторинг по практике применения этой статьи, я думал, что протоколы составлены на оппозиционеров, задержанных на митингах, но оказалось, что большинство нарушителей - водители. Читаешь судебное решение: везде описывается, что водитель ехал, его остановил сотрудник ГИБДД. Он начал снимать на камеру, сотрудник ему запретил - и вот ст. 19.3. А эта мера предусматривает 15 суток. Как правило, такое наказание не дается - 99 процентов таких статей заканчиваются штрафом в 500 рублей, - говорит Клевцов.

Все лучшее гостю: запись на память оставят только иностранцам

В новом регламенте есть и другие изменения, которые существенно увеличивают полномочия инспекторов и уменьшают права водителей. Так, требование сохранять видеозаписи предусматривается, только если в административном правонарушении подозревается иностранный гражданин, с соответствующим «иммунитетом».

То есть, по букве закона, в отношении граждан Российской Федерации нет требования осуществлять мероприятия по сохранности видеозаписи? - недоумевает Клевцов.

По словам представителя ФАР, нынешний регламент был хорош, в нем была прописана масса административных процедур, начиная с правил оформления ДТП, заканчивая несением службы. «Достаточно было того, что сотрудники ГИБДД его читали и знали, чтобы не нарушать права граждан». Более того, нормы регламента можно было бы распространить и на другие отделы МВД.

Мы на протяжении двух лет пишем письма в МВД с просьбой внести в регламент нормы по проведению гражданами фото- и видеосъемки в подразделениях полиции, куда обеспечен доступ граждан. Понятно, что в оружейной комнате снимать нельзя, но туда и доступа граждан нет, - говорит Дмитрий Клевцов.

Надо признать, что принятие нового регламента скажется не только на правах водителей, много потеряет и интернет. В соцсетях и YouTube сотни тысяч смешных и не очень роликов об общении автовладельцев с сотрудниками ДПС - это самый популярный контент, набирающий миллионы просмотров. Богатую коллекцию останется лишь с ностальгией пересматривать.

Дарья Турцева

Автолюбители, желая засвидетельствовать действия сотрудников ГИБДД, нередко начинают снимать их действия на видеорегистратор, установленный в автомобиле или на любое другое записывающее устройство. А сотрудники госавтоинспекции, зачастую, настаивают на прекращении съемки, но, при этом, не ссылаются ни на какие нормы законов.

В то же время, многие автомобилисты не знают, насколько законной является видеозапись беседы с сотрудником ГИБДД, и как в дальнейшем ее использовать для доказательства своей правоты. Поэтому необходимо разъяснить ряд важных моментов.

Правовая сторона вопроса

Согласно Федеральному закону №149 от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в России расширился принцип информационной открытости. Для водителей наиболее важными являются пункты закона, гарантирующие:

  • Свободу законного поиска, получения и распространения информации;
  • Ограничение доступа к информации только на основании федеральных законов;
  • Открытость информации о работе государственных и местных органов и свободный доступ к ней, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Последний пункт также уточняется в известном Приказе МВД №185 от 2 марта 2009 года, а именно в п.25:

«Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись»

Запрет на проведение видеосъемки может допускаться, например, для сохранности государственной тайны или для обеспечения неприкосновенности частной жизни людей. В то же время, запись беседы сотрудника ГИБДД, находящегося при исполнении своих служебных обязанностей, и водителя не подпадает ни под один из подобных запретов. Исключение составляет съемка стационарных контрольно-пропускных пунктов, а также запись внутри них.

Таким образом, с юридической точки зрения видеозапись действий сотрудников ГИБДД, которые остановили ваш автомобиль на дороге, является абсолютно законной. Теперь следует подробнее разобраться с конкретными действиями, которые желательно выполнить водителю, чтобы наиболее эффективно использовать видеоаппаратуру.

Запись разговора с сотрудником ГИБДД лучше осуществлять с помощью видеокамеры. Это может быть как встроенная в мобильный телефон камера, так и специфическое устройство – лучше всего видеорегистратор. Если регистратор или камера не позволяют записывать звук в хорошем качестве, то лучше подключить к ним дополнительные аудио-приемники. Дело в том, что во время разговора может быть достаточно большое количество помех – например, ветер или проезжающие мимо фуры.

Целесообразность использования именно видеорегистратора обусловлена тем, что многие модели позволяют не только производить видеозапись, но также фиксировать моменты включения поворотников и отстегивания ремня безопасности. Это особенно важно при встречах с инспекторами, которые за неимением других аргументов, часто пытаются «подловить» водителя не пристегнутым ремнем. Кроме того, желательно, чтобы записывающее устройство находилось в пределах видимости сотрудника ГИБДД. Многочисленные свидетельства водителей подтверждают - инспектор, знающий, что его записывают, ведет себя намного более корректно.

Не стоит забывать правильно подготовиться к записи разговора. Как только сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, следует включить устройство и надиктовать информацию о месте и времени и обстоятельствах остановки. При разговоре с инспектором ДПС следует говорить ясно и четко, чтобы по записи впоследствии можно было однозначно понять, о чем идет речь. Кстати, если раньше суды очень часто не соглашались принимать видеозаписи в качестве доказательства при рассмотрении дел о нарушении ПДД, то после внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях (примечание 3 к статье 1.5. КоАП), ситуация изменилась в лучшую сторону. Кроме того, в 2013 году в России могут принять закон, который обяжет суды использовать при рассмотрении дел материалы, полученные с видеорегистраторов.

Есть ряд частых ошибок, связанных с процессом записи действий сотрудников ГИБДД:

1) Не стоит провоцировать инспектора ДПС. Многие водители превратили видеокамеры в своеобразный инструмент «охоты» на сотрудников ГИБДД – с последующим выкладыванием своих «трофеев» в интернет. Даже не принимая во внимание моральную сторону вопроса, это может привести в дальнейшем к повышенному вниманию к вашему автомобилю со стороны ГИБДД.

3) Не стоит забывать, что сотрудники ГИБДД также могут записывать разговор. А в скором времени это может стать обязательной процедурой. Например, в Москве до конца 2013 года все патрульные машины должны быть оборудованы видеорегистраторами, на которые будет записываться каждый разговор с водителем остановленного автомобиля.

Резюме

Итак, за редкими исключениями, запись разговора с инспектором ДПС является абсолютно законной. В тех случаях, когда она является незаконной, сотрудник ГИБДД должен сообщить об этом, а также дать ссылку на закон, запрещающий съемку. Более того, начальник Главного управления ГИБДД В. Нилов не только подтвердил допустимость видеозаписей общения водителей с работниками его ведомства, но даже назвал такую практику желательной для повышения качества работы ГИБДД. Так что автомобилисты могут смело пользоваться своими правами, не забывая при этом оставаться вежливыми и тактичными.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация