Принятие первой советской конституции россии. Создание и развитие советской конституции

Главная / Бизнес

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы а Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая Советская Конституция обобщила хотя и весьма небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г. ·

Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.

Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: «III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. «...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».

В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, Против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.


Таким образом Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.


Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918 г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я. М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом). Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем - М. Н. Покровский, секретарем - В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели.

Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2-3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее


члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос - пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически - как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он, предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.

К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был



§ 6. Первая. Советская Конституция


обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить

работу над проектом.

В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918 г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране. В ней закреплены коренные принципы Советской демократии.

Статья 10 Основного закона гласила: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо, предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в


Глава 1. Создание Советского государства и права

ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся - классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Мы помним, что такие свободы существовали и до Октября. Они были установлены явочным порядком сразу после Февральской революции, и большевики в меру возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной пропаганде и организации. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой связи важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

Действительно, отделение церкви от государства означало раскрепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного ре-


§ 6. Первая Советская Конституция

лигиозного воспитания. Правда, и сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту между церковью и государством. Мирного сосуществования между ними не получилось, откровенная воинственная оппозиция церкви новой власти скоро вызвала репрессии против церковников. А. И. Деникин упоминает и об оборотной стороне медали: на белогвардейской территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с советской властью.

Громадной проблемой для левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках пролетарского государства.

Даже в годы гражданской войны реально осуществлялась свобода слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, .где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии истории Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до революции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм 1 .

Конституция отразила такую черту советской демократии как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 - всеобщую воинскую обязанность.

В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику».

Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.

1 Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. С. 3.


Глава 1. Создание Советского государства и права

В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения.

Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В. И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее «шагом вперед» в деле разрешения национального вопроса.

Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно.

/ Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. К(нституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

В Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.


§ 7. Создание основ советского права

www.vremia-vpered.org

Конституция РСФСР 1918 года - конституция России в 1918 — 1937 гг. Была принята постановлением V Всероссийского съезда советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов 10 июля 1918 года. Провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов высшим органом государственной власти.

Первая советская Конституция (Конституция РСФСР) была принята в июле 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. В ее основу был положен проект, разработанный Конституционной комиссией под руководством Я.М. Свердлова на основе принятой III съездом Советом Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Первая Конституция РСФСР, как и все последующие, имела политико-правовой программный характер. Она включала положения, которые определяли цели и задачи государства на определенный период времени. В частности, данная Конституция ставила задачу «Уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах».

Важным принципом советской демократии стал ее интернационализм: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила и закрепила за гражданами ряд демократических свобод, включая свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. Эти свободы, что вытекает из общего смысла Конституции, предоставлялись только трудящимся.

Ограниченность советской демократии проявилась в ст. 10 Конституции РСФСР, где говорилось следующее: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Иными словами, носителями власти выступают в советском государстве только трудящиеся, а не все граждане.

Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники и некоторые другие лишались избирательных прав. Помимо этого, первая советская Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся.

Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим образом: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы… Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Таким образом, подчеркивался национально-территориальный принцип советской федерации.

Важнейшим принципом федерации по Конституции РСФСР 1918 г. провозглашалась добровольность. Так, ст. 2 Конституции РСФСР подчеркивала, что это государство «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Объединяясь в Российскую Федерацию, каждая нация реализовывала таким образом свое право на самоопределение.

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР, но ВЦИК получил возможность приступить к практической подготовке проекта Конституции только после заключения Брестского мира. На заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. была создана Конституционная комиссия - в ее состав вошли три представителя от большевиков (Я.М. Свердлов. И.В. Сталин, М.Н. Покровский), два - от левых эсеров, один - от эсеров-максималистов (с правом совещательного голоса), а также шесть представителей от наркоматов по делам национальностей, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов и ВСНХ. Председателем комиссии был избран Я.М. Свердлов.

    Подготовка проекта Конституции продолжалась с 5 апреля по 5 июля 1918 г. Неоднородность состава комиссии значительно затрудняла ее работу.

    Комиссия приняла проект общих положений Конституции, который исходил из решений III съезда Советов. В проекте указывалось, что (1) Конституция РСФСР является конституцией государства диктатуры пролетариата и рассчитана на переходный от капитализма к социализму период; (2) основная задача государства в этот период состоит в беспощадном подавлении сопротивления эксплуататоров, уничтожении эксплуатации человека человеком и построении социализма; (3) власть принадлежит Советам; (4) Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом населения, могут объединяться в автономные областные союзы, входящие на началах федерации в РСФСР.

    10 июля 1918 г. Съездом была единогласно принята первая советская Конституция - Конституция РСФСР.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого парода»; «Общие положения Конституции РСФСР»; «Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах)»; «Активное и пассивное избирательное право»; «Бюджетное право»; «О гербе и флаге РСФСР».

    Конституция (I раздел) определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, законодательно закрепила его политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, также были закреплены первые шаги Советского государства по созданию социалистической экономики и объявлялись национальными достояниями земли, леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья, сельскохозяйственные предприятия и банки; подтверждала декреты о рабочем контроле и ВСНХ.

    В разделе II Конституции были закреплены права и свободы трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, союзов и др. Демократические права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности и т.д.

    Конституция предоставила рабочим и беднейшим крестьянам возможность полного, всестороннего и бесплатного образования. Конституция предусматривала право убежища иностранцем, подвергающимся преследованиям за политические и религиозные преступления. Конституция установила обязанности граждан трудиться и защищать социалистическое Отечество. Почетное право защиты завоеваний революции с оружием в руках предоставлялось только трудящимся (на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей).

    Раздел III Конституции установил систему органов государственной власти, порядок их деятельности и компетенцию. Высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов , а в период между съездами - ВЦИК, избираемый на съезде и ответственный перед ним.

    Ведению Всероссийского съезда Советов и ВНИК подлежали все вопросы общегосударственного значения: утверждение, изменение и дополнение Конституции; общее руководство всей внешней и внутренней политикой; установление и изменение границ РСФСР, принятие в состав РСФСР новых национальных республик и признание выхода из РСФСР; сношения с иностранными государствами; объявление войны и заключение мира; установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных его отраслей; установление общегосударственных налогов и повинностей; установление основ организации Вооруженных сил РСФСР; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное законодательство; объявление общей и частной амнистии и т.д. Исключительному ведению съездов Советов подлежали установление, дополнение и изменение начал Конституции и ратификация мирных договоров. Законодательную власть в РСФСР осуществляли Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

    Правительство РСФСР - СНК - образовывалось ВЦИК и было ответственно перед ним и Всероссийским съездом Советов. СНК предоставлялось право издавать декреты, распоряжения, инструкции и принимать все меры, необходимые для управления страной. Постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

    Руководство отдельными отраслями управления осуществляли наркоматы, во главе которых стояли наркомы, входящие в состав СНК.

    Органами государственной власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов , а в период между съездами - избираемые на съездах Советов и ответственные перед ними областные, губернские, уездные и волостные исполнительные комитеты Советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    Система органов советской власти в центре и на местах была основана на их политическом единстве и последовательном проведении в жизнь принципа демократического централизма.

    В разделе IV была закреплена сложившаяся советская избирательная система - самая демократическая в тех исторических условиях в мире. Все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности, расы, оседлости, образования и т.п. имели право избирать и быть избранными в Советы. Не избирали и не могли быть избраны в Советы: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены ранее царствовавшего в России дома; душевнобольные или умалишенные, состоящие под опекой, а также лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или приговором.

    Конституция закрепила неравные избирательные права рабочих и крестьян и сложившуюся практику многостепенных выборов в Советы: прямые выборы устанавливались только при избрании депутатов в городские и сельские Советы; все остальные органы власти избирались на соответствующих съездах Советов;

    Главные положения Конституции РСФСР были взяты за основу конституций Украинской, Белорусской. Азербайджанской, Грузинской, Армянской и других советских республик.

    После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917г. в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России. Существовавшая до этого времени государственная система была разрушена полностью, для построения новой необходимо было принять основополагающие, имеющие конституционное значение законы.

    Первые конституционные законы появились на II съезде Советов, а первым таким законом, имеющим обобщающий характер, стала разработанная В.И. Лениным "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

    В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: "Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам"

    Провозглашалось, что Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако при этом не устанавливалось конкретных форм федерации. В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики. Таким образом, Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы временной Конституцией строящегося на обломках старой империи государства.

    III Всероссийский съезд Советов принял резолюцию о формировании комиссии, и весной 1918г Ленин поручил ВЦИКу заняться разработкой подробной Конституции Советской Республики. Конституционная комис-сия формировалась в ЦК партии большевиков. Председателем комиссии был назначен Я.М. Свердлов, заместителем - М.Н. Покровский, секретарем - В.А. Аванесов. Закрепив все ключевые посты в комиссии за собой, партия большевиков допустила в ее состав определенное количество беспартийных и также членов других партий, в частности, левых эсеров.

    Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2-3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно, ведь создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

    Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному специалисту профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос - пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию "трудовых коммун", практически - как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

    И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции. В.И.Ленин лично редактировал текст Конституции, и

    Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в "Известиях. ВЦИК" и с этого момента вступил в силу.

    И.Б. БЕРХИН

    Первая Советская Конституция РСФСР 1918 г. законодательно закрепила исторические завоевания Великого Октября-установление диктатуры пролетариата в форме Советов, великие социалистические и революционно-демократические преобразования, "осуществленные за первые восемь месяцев Советской власти. Основной Закон страны придал конституционный характер коренной задаче переходной эпохи - уничтожению эксплуатации человека человеком и причин, ее порождающих, построению социалистического общества в нашей стране.

    Конституция РСФСР 1918 г. явилась обобщением и дальнейшим развитием революционного законодательства Советского государства, начатого ленинскими декретами Советской власти.

    Конституция РСФСР - воплощение ленинских идей о государстве диктатуры пролетариата, о Советах как государственной форме диктатуры пролетариата, о демократическом централизме как основном принципе строительства и функционирования Советского государства, о пролетарской демократии, представляющей собой «начало социалистической формы демократизма» ".

    Основополагающие оценки сущности, содержания, исторического значения первой Советской Конституции содержатся в трудах В. И. Ленина^ На них основывается советская историография, посвященная этой теме. Глубокую характеристику Конституции дал Я. М. Свердлов в лекции «О государственном устройстве и Конституции», прочитанной в школе советской работы при ВЦИК 22 октября 1918 г.^ В первые годы после принятия Конституции был опубликован ряд работ научно-популярного характера, пропагандирующих принципы, содержание и значение Конституции РСФСР 1918 г. В последующие годы эти вопросы были исследованы в общих трудах по истории СССР, КПСС, государства и права, по истории Конституции РСФСР 1918 г. В их ряду следует выделить работы О. И. Чистякова.

    Широко освещен в литературе вопрос об основополагающей роли трудов В. И. Ленина и личном его вкладе в разработку первой Советской Конституции.

    Значительное число работ посвящено истории разработки первой Советской Конституции. Это-книга профессора Г. С, Гурвича-одного из непосредственных участников создания ее проекта ". Она основана на материалах Конституционной комиссии ВЦИК, газетных материалах, личных воспоминаниях автора и сохранила свое научное значение и поныне. Ряд исследований вышел во второй половине 40-х гг. в связи с 30-летием принятия Конституции. В их числе обстоятельная монография Д. А. Чу-гаева, где история разработки Конституции анализируется на фоне истории советского строительства в первые восемь месяцев существования нашего государства. Следует отметить, что в литературе, посвященной истории разработки Конституции, имеется ряд ошибочных утверждений, в особенности связанных с последним этапом работы Конституционной комиссии (после 26 июня 1918 г.) и ролью Комиссии ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным.

    В известной мере это объясняется отсутствием протоколов или стенограмм (возможно, что они не велись) заседаний Конституционной комиссии ВЦИК с 27 июня 1918 г. и до конца ее деятельности, а также протоколов и стенограмм заседаний Комиссии ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным.

    Однако деятельность Комиссии ВЦИК на последнем этапе (с 26 июня 1918 г.) и вклад ленинской Комиссии ЦК РКП (б) в разработку окончательного проекта Конституции можно точно определить путем сопоставления опубликованных текстов разделов проекта Конституции до 27 июня, 3 и 5 июля 1918 г.

    В данном сообщении с помощью такого сопоставления сделана попытка внести ясность в вопрос о последних этапах работы над проектом Конституции РСФСР.

    В результате большой подготовительной работы к 26 июня 1918 г. Конституционная комиссия ВЦИК утвердила ряд разделов проекта Конституции РСФСР: ее общие положения, вводный раздел-«Декларацию прав и обязанностей трудящихся», документ «О российских Совдепах», статью о Правительстве РСФСР. Однако подготовка всего проекта была еще далека от окончания. Между тем приближалось открытие V Всероссийского съезда Советов, в повестку дня которого был включен и вопрос о Советской Конституции. Незавершенность работы над проектом объяснялась главным образом тем, что столь сложное и кропотливое дело велось крайне ограниченным числом людей: практически подготовкой проекта Конституции занимались 7-8 членов Конституционной комиссии ВЦИК (причем некоторые из них-Бухарин, Склянский, Смирнов-никакого участия в этой работе не принимали). Большинство членов комиссии было занято важнейшей государственной деятельностью (Я. М Свердлов - Председатель ВЦИК, В. А. Аванесов-секретарь ВЦИК, Ю. М. Стеклов-редактор газеты «Известия ВЦИК», М. И. Лацис-член коллегии НКВД и ВЧК и т. д.).

    26 июня 1918 г. в ЦК РКП (б) с участием В. И. Ленина был рассмотрен вопрос о ходе разработки проекта Конституции". В тот же день Я. М. Свердлов сообщил об этом на заседании Конституционной комиссии: «Сегодня у нас в ЦК партии рассматривался вопрос о Советской Конституции. В результате разговора мы пришли к тому заключению, что к этому съезду (V съезду Советов.-и. Б.) представить всю Конституцию в полном виде нам не удастся... Но мне удалось настоять на том, что ответственные части этой Конституции, в частности, наиболее разработанная часть о Советах в организационном отношении может быть принята и теперь. Не хватает в ней только [статей] о строении ВЦИК и СНК. Вся остальная часть у нас более закончена. Со сферой компетенции мы тоже успеем закончить... Отсюда будет только один выход: [на съезде] можно принять то, что будет подготовлено. Остальное поручить ЦИК [утвердить] или отложить до следующего съезда. Окончательно этот вопрос у нас не решен, будет решен в пятницу (28 июня.- И. Б.) в окончательном виде»°.

    В ряду проблем, которые Конституционной комиссии надлежало решить в оставшиеся дни, Я. М. Свердлов назвал и вопрос о Советах, о правах и свободах граждан Советской Республики.

    Деятельность Конституционной комиссии ВЦИК резко активизировалась. Уже 26 и 27 июня она разработала главу проекта Конституции «О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета», а также ряд статей-глав о ВЦИК и СНК.

    По предложению В. И. Ленина, в соответствии с его принципиальными указаниями, данными 2 июля члену Конституционной комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и привлеченному к работе комиссии председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману", были ими разработаны, утверждены Комиссией ВЦИК и включены в раздел «Общие положения Конституции РСФСР» 9 статей о правах и обязанностях граждан Советской Республики и о гарантиях этих прав.

    Взамен ранее утвержденного раздела проекта Конституции «О Российских Советах» комиссия разработала два новых раздела: «Конструкция Советской власти» и «Об избирательном праве». В первый вошли: «А. Организация Центральной власти» с главами: 1) О Всероссийском съезде Советов, 2) О ВЦИК, 3) О Совнаркоме, 4) О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК; «Б. Организация Советской власти на местах» с 12 главами: восемь из них были посвящены съездам Советов (областным, губернским, уездным, волостным) и предметам их ведения, четыре-городским и сельским Советам и их функциям.

    Второй раздел состоял из 5 глав, в которых воспроизводилась соответствующая глава раздела «О Российских Советах», определявшая избирательные права граждан, устанавливались правила проведения выборов (путем тайной подачи голосов по партийным спискам, распределения числа делегатских мест между наличными партийными списками пропорционально поданному за каждый из них количеству голосов), проверка выборов, их кассация, отзыв депутатов.

    На этом Конституционная комиссия ВЦИК в основном закончила разработку проекта Конституции. 3 июля 1918 г. подготовленный ею проект Конституции РСФСР был опубликован в газете «Известия ВЦИК». В тот же день он был представлен на рассмотрение в ЦК РКП (б).

    Одновременно в ЦК РКП (б) В. И. Ленину поступил проект Конституции РСФСР, «разработанный... коллегией Наркомюста, с участием редакторов М. А. Рейснера и А. Г. Гойхбарга, вернее, выработанный последними и обсужденный в коллегии Наркомюста». Вместе с проектом Конституции коллегия НКЮ направила В. И. Ленину критический отзыв на проект Конституции РСФСР, разработанный Конституционной комиссией ВЦИК. В. И. Ленин внимательно ознакомился с обоими документами НКЮ. На отзыве коллегии НКЮ на проект Конституции Комиссии ВЦИК Ленин написал: «В ЦК РКП (б) » ". На проекте Конституции НКЮ Ленин сделал ряд пометок, замечаний, дополнений, имеющих важное, принципиальное значение. Положительно Ленин оценил статью первую, которая гласит: «Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советы депутатов». В. И. Ленин добавил слова «или Совдепы» и отметил эту статью знаком плюс. В помете к статье 8 он обратил внимание на то, что форма власти пролетарского государства может быть не обязательно советской. На полях против статьи 12, в которой говорилось, что «Местные Советы и их съезды автономно обеспечивают права национальной культуры рабочему населению, живущему в пределах подведомственной им территории», Ленин написал; «с обязательной гарантией равноправия и прав меньшинств», а сверху приписал: «Разработать».

    В статье 14 говорилось, что Советы, допускающие к активному и пассивному участию в выборах лиц, лишаемых Конституцией этих прав, или нарушающие установленные Конституцией положения представительства, лишаются права представительства на съездах. Ленин на полях против этой статьи написал: «Этого мало: их надо распускать» ". В статье 2 главы 3, где перечислялось, что подлежит исключительному ведению центральной власти РСФСР, Ленин подчеркнул текст: «2. Общие постановления о приобретении и утрате прав гражданства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики..., о правах иностранцев на территории Республики»

    3 июля 1918 г. специальная комиссия ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным рассмотрела представленные Комиссией ВЦИК и НКЮ проекты Конституции РСФСФ.

    Поскольку в проекте НКЮ игнорировался национально-территориальный принцип строительства Советской Федерации, принцип демократического централизма в строительстве и функционировании Советского государства; в главе о Всероссийском съезде Советов все внимание было сосредоточено на ограничении прав съезда Советов; отсутствовал раздел о правах и свободах граждан - он был отвергнут.

    Комиссия ЦК РКП (б) во главе с Лениным приняла за основу проект Конституции, разработанный Комиссией ВЦИК, но внесла в него ряд важнейших дополнений, изменений, уточнений. Они были направлены на более последовательное и точное отражение в Конституции сущности диктатуры пролетариата, принципов пролетарской демократии, демократического централизма в строительстве и функционировании Советского государства.

    Во вторую статью раздела «Общие положения Конституции РСФСР» Комиссия ЦК РКП (б) включила положительно оцененную В. И. Лениным первую статью проекта Конституции НКЮ, которую мы выше процитировали; реализуя замечания В. И. Ленина, на 12-ю и 18-ю главы проекта Конституции НКЮ, Комиссия ЦК РКП (б) разработала и включила в раздел «Общие положения Конституции РСФСР» проекта Комиссии ВЦИК три новые статьи. Во-первых, о предоставлении всех политических прав иностранцам, проживающим на территории России (20-я статья окончательного текста Конституции, утвержденного V Всероссийским съездом Советов). Основную идею этой статьи Ленин сформулировал так: «РСФСР признает полное гражданское и политическое равноправие иностранцев-трудящихся, занимающихся производительным трудом на территории Республики, с российскими гражданами» ". Во-вторых, о предоставлений права убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию по политическим и религиозным мотивам (21-я статья окончательного текста Конституции); в-третьих, о равноправии граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности (22-я статья Конституции).

    Ленинская комиссия внесла важные уточнения и дополнения в статьи о правах и свободах граждан. Статья о свободе совести была дополнена указанием, что школа отделяется от церкви и за всеми гражданами признается свобода антирелигиозной пропаганды. Была дана более четкая формулировка статьи о свободе союзов. Новая редакция определяла, что РСФСР «оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации»^. Уточнялась статья о праве на образование. В проекте Комиссии ВЦИК говорилось, что РСФСР «признает право каждого рабочего и крестьянина на полное и всестороннее образование и предоставляет в распоряжение трудящихся все средства к просвещению»". В новой редакции, данной Комиссией ЦК РКП (б), учитывались ограниченные пока возможности Советского государства и указывалось, что РСФСР «ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».

    Комиссия ЦК РКП (б) развила, уточнила и обогатила раздел проекта Конституции об избирательном праве. Она внесла принципиальной важности дополнение о том, что право избирать и быть избранным в Советы предоставляется «независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п.» Из проекта Комиссии ВЦИК было устранено указание на то, что правом избирать и быть избранными пользуются трудящиеся

    лишь в том случае, если они являются членами профессиональных <:оюзов. В теки"» статьи о предоставлении избирательных прав крестьянам и казакам-земледельцам, W пользующимся наемным трудом, были добавлены слова: «с целью извлечения прябЫч ли». В число пользующихся активным и пассивным избирательным правом Комиссии-ЦК РКП (б) включила лиц, занимающихся домашним хозяйством, обеспечивающим трудящимся возможность производительного труда. Это право было предоставлено также иностранцам, проживающим на территории РСФСР для трудовых занятий, из числа рабочих и крестьян, не пользующихся наемным трудом. Сохранив возрастной ценз в 18 лет. Комиссия ЦК РКП (б) добавила в соответствующую статью примечание: «Местные Советы могут с утверждения Центральной власти понижать установленную возрастную норму» ".

    Тем самым Комиссия ЦК РКП (б) значительно развила демократические начала советской избирательной системы, расширила круг лиц, пользующихся активным и пассивным избирательным правом.

    В главе «О производстве выборов» Комиссия ЦК РКП (б) устранила 1, 2-ю и 5-ю статьи (о тайном голосовании по партийным спискам и пропорциональном распределении депутатских мест) и ввела вместо них новую статью: «Выборы производятся согласно установившимся обычаям» ", т. е. допускалось и открытое и тайное голосование. Предусматривалось также, что подобный порядок выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяется местными Советами согласно инструкции ВЦИК. В главе «О порядке и отмене выборов» была устранена статья 15, дававшая право Советам лишать отдельных депутатов или группу депутатов их полномочий и назначать новые выборы.

    Комиссией ЦК РКП (б) был внесен ряд дополнений и уточнений в раздел «Конструкция Советской власти»; в главу о ВЦИК добавлена статья (36-я в утвержденном V съездом Советов тексте Конституции), которая предусматривала, что члены ВЦИК работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения ВЦИК. В статью 4 был добавлен текст о праве членов коллегий наркоматов обжаловать в СНК или Президиум ВЦИК свое несогласие с решением народного комиссара. В главе четвертой к предметам ведения ВЦИК было отнесено также утверждение областных объединений, право общей и частичной амнистии, был сделан ряд других дополнений и уточнений.

    Комиссии ЦК РКП (б) принадлежит инициатива принятия V Всероссийским съездом Советов решения о включении в текст Конституции РСФСР в качестве ее вводной части ленинской «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (вместо «Декларации прав и обязанностей трудящихся», имевшейся в проекте Конституции Комиссии ВЦИК) "

    Наконец, Комиссия ЦК РКП (б) придала большую структурную стройность проекту Конституции, она установила сплошную нумерацию ее глав и статей.

    Окончательно доработанный Комиссией ЦК РКП (б), руководимой В. И. Лениным, текст проекта Конституции РСФСР был 5 июля 1918 г. опубликован в газете «Известия ВЦИК» (Ns 138). Он был представлен ВЦИК на утверждение V Всероссийскому съезду Советов, открывшемуся 4 июля в Москве. На своем первом заседании съезд Советов избрал комиссию из 9 человек (6 членов и 3 кандидата) ^ для предварительного рассмотрения представленного проекта Конституции.

    Конституционная комиссия съезда Советов в соответствии с решением Комиссии ЦК РКП (б), возглавляемой В. И. Лениным, заменила «Декларацию прав и обязанностей трудящихся», которой открывался проект ВЦИК, ленинской «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа». По предложению члена Конституционной комиссии ВЦИК Д. П. Боголепова, был разработан и включен в проект Конституции раздел пятый-«Бюджетное право». В качестве шестого раздела-«.О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» комиссия включила в окончательный проект Конституции две главы, полностью заимствованные из проекта Конституции НКК) с добавлением двух фраз на гербе: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь1». Комиссия внесла и некоторые структурные изменения в раздел «Конструкция Советской власти».

    10 июля на последнем заседании V Всероссийского съезда Советов был рассмотрен вопрос «О Советской Конституции». С докладом выступил председатель Конституционной комиссии съезда Ю. М. Стеклов.

    После докладчика выступил представитель эсеров-максималистов Полянский, предложивший включать в состав ВЦИК делегатов от областных исполкомов, центральных органов профсоюзов, кооперативных и культурных организаций, стоящих на советской платформе, отказаться от деления трудящихся на рабочих, крестьян, солдат, матросов и т. д.

    Пятый Всероссийский съезд Советов единогласно принял следующую резолюцию: «Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года „Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" вместе с утверждаемой V съездом Конституцией Советской Республики составляет единый Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Этот Основной Закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в „Известиях ВЦИК"» ^

    Первую Советскую Конституцию-Основной Закон РСФСР 1918 г.-по праву называют Ленинской. Историческая «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная В. И. Лениным,-важнейший раздел Конституции, определяющий все ее содержание. Конституция явилась воплощением ленинских идей о строительстве и функционировании Советского социалистического государства, о пролетарской демократии. Весь ход разработки первой Советской Конституции шел при неослабном внимании В. И. Ленина, на основе его указаний. А разработка окончательного проекта Основного Закона РСФСР была осуществлена непосредственно В. И. Лениным и руко-. водимой им Комиссией ЦК ркп (б).

    На основе Ленинской Конституции РСФСР 1918 г. разработали свои конституции братские советские социалистические республики в 1919-1922 гг. Важнейшие принципы -Ленинской Конституции РСФСР 1918 г. легли в основу и получили развитие в последующих советских конституциях.



    © 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация