Ответственность граждан за земельные правонарушения. Понятие земельного правонарушения

Главная / Бизнес

Важнейшая и главнейшая функция земельного права – поддерживать субъекты земельных правоотношений в русле правомерного поведения, и важным рычагом, обеспечивающим эту поддержку, является ответственность.

Понятие "ответственность" может рассматриваться как в правовом, так и неправовом смысле.

Ответственность в правовом смысле предполагает обязательное наличие неблагоприятных последствий юридического характера для лица, нарушившего общеобязательные правила поведения. Скажем, если гражданин использует земельный участок, предоставленный ему для огородничества, под строительство жилого помещения, то за это наступает ответственность в виде прекращения права пользования участком.

Ответственность в неправовом смысле лишена юридических мер воздействия и обычно носит характер морального внушения лицу, совершившему противоречащий нравственным ценностям проступок. Это лицо подвергается осуждению со стороны окружающих людей, хотя оно и не нарушило закон. Например, возведение рядом с воинским братским кладбищем торгово-развлекательного центра.

Необходимо также разграничивать правомерное и неправомерное поведение участников земельных правоотношений. Так, выращивание зерновых культур на пашне влечет за собой расход почвенного плодородия. Несмотря на снижение плодородия почвы, данная земледельческая деятельность правомерна, а неправомерной она становится лишь тогда, когда землепользователь не повышает почвенного плодородия, а резко снижает его.

Любому виду юридической ответственности присущи следующие признаки.

  • 1. Юридическая ответственность представляет собой охранительную функцию государства, а поэтому критерием ее формирования служит степень общественной опасности того или иного нарушения. Так, дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства применяется к виновным работникам лишь в необходимых случаях. Если общественная опасность дисциплинарного проступка невелика, то наказывать виновного не обязательно; закон предусматривает освобождение от административной и уголовной ответственности лица, совершившего малозначительное административное или уголовное правонарушение (ст. 2.9 КоАП РФ, ч. 2 ст. 14 УК РФ).
  • 2. Юридическая ответственность не самоцель ; она предназначена не только для наказания за совершенное правонарушение, но и его предупреждения в будущем, профилактики правонарушений.
  • 3. Юридическая ответственность призвана воздействовать прежде всего на сознание нарушителей, поскольку безмотивного правонарушения не бывает и, прежде чем быть объективно совершенным, оно формируется у правонарушителя. Поэтому применение ответственности осуществляется с соблюдением требования субъективного вменения. Например, недопустимо применять административные и уголовные наказания к лицам, совершившим административный проступок или преступление в состоянии невменяемости (ст. 2.8 КоАП РФ, ст. 21 УК РФ); в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ); необходимой обороны (ст. 37 УК РФ).
  • 4. Юридическая ответственность действенна только тогда, когда она применена своевременно. Привлечение к ответственности должно быть своевременным и неотвратимым, поэтому законом установлены сроки применения юридических мер. Так, к дисциплинарной ответственности виновный должен быть привлечен в течение месяца со дня обнаружения проступка (ст. 193 ТК РФ); административное наказание применяется в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ); сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений.
  • 5. Юридическая ответственность является всеобъемлющим институтом права: она обеспечивает исполнение практически всех правовых норм, поскольку обязательным элементом любой правовой нормы является санкция – мера воздействия за совершенное нарушение, несоблюдение или ненадлежащее соблюдение требования закона. Это предполагает наличие специально уполномоченных государственных органов, специализирующихся в применении земельно-правовой ответственности в пределах своей компетенции. Например, применение земельно-правовой ответственности, предусмотренной ЗК РФ в части осуществления государственного земельного надзора, распределено между Росреестром, Росприроднадзором и Россельхознадзором. Россреестр специализируется на применении ответственности за экономические правонарушения (самовольное занятие земельных участков, самовольный обмен земельными участками, использование земель не по целевому назначению и т.п.), Росприроднадзор – за экологические правонарушения (загрязнение и порча земель, уничтожение плодородного слоя почвы, размещение объектов, отрицательно влияющих на состояние земель и т.п.), Россельхознадзор – за нарушение требований земельного законодательства по использованию земель сельскохозяйственного назначения.
  • 6. Юридическая ответственность наступает за конкретное нарушение закона. В силу этого основанием ответственности за нарушение земельного законодательства обязательно является полный состав проступка, правонарушения или преступления.
  • 7. Юридическая ответственность обязательно наступает за правонарушение, которое доказано. Например, доказательством самовольного занятия земельного участка является протокол об этом нарушении (ст. 27.4 КоАП РФ), показания владельцев соседних участков, свидетелей, иные доказательства.
  • 8. Юридическая ответственность применяется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по данному проступку; применение административных наказаний осуществляется с соблюдением положений, закрепленных в КоАП РФ; применение уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ, и т.п.
  • 9. Лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Например, лицо, подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию (ст. 194 ТК РФ); такое же положение предусмотрено для лиц, наказанных в административном порядке (ст. 4.5 КоАП РФ); предусмотрено погашение судимости для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию (ст. 83 УК РФ).
  • 10. Юридическая ответственность может не применяться за нарушения земельного законодательства, если потребность в ней отпала (выявленное нарушение было в кратчайшие сроки устранено), либо наказание, понесенное данным лицом, оказало на него позитивное воздействие. Скажем, нарушитель, уничтоживший межевой знак землепользования, но восстановивший его в кратчайший срок после обнаружения проступка, может быть освобожден от административной ответственности или она может быть смягчена; дисциплинарное наказание, наложенное на работника за нарушение земельного законодательства, может быть досрочно снято по инициативе работодателя, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников, если работник не допустил других нарушений.

Таковы общие признаки юридической ответственности.

Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства имеет ряд специфических признаков:

  • 1) нарушения, за которые применяется данный вид ответственности, всегда связаны с землей. Скажем, строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
  • 2) связь с землей имеет различные формы. Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы; использование земель не по целевому назначению; нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий и др.;
  • 3) нарушения только тогда можно считать земельно-правовыми, когда связь с землей является непосредственной.

Так, самовольное занятие земельного участка, невыполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых и др.

Юридическую ответственность за нарушения земельного законодательства можно подразделить на традиционную и специальную.

К традиционным видам ответственности относится дисциплинарная, административная, имущественная (гражданско-правовая и материальная) и уголовная ответственность.

К специальной юридической ответственности следует отнести меры правового воздействия на нарушителей земельного законодательства, предусмотренные ЗК РФ и дополняющим его земельным законодательством.

Такое подразделение видов ответственности имеет практическое значение. За одно административное земельное правонарушение может быть назначено одно административное наказание (либо основное и дополнительное взыскание). Однако закон не запрещает применять наряду с административными иные специальные наказания (лишение права пользования земельным участком, обязанность снести самовольно возведенное строение и т.п.).

Обоснованием любого из видов наказаний за нарушения земельного законодательства является наличие состава правонарушения, отсутствие которого в поведении виновного лица исключает применение к нему юридической ответственности.

Состав правонарушения включает в себя четыре основных элемента, которые, в свою очередь, имеют сложное содержание.

Первым элементом состава правонарушения является объект, на который совершено посягательство. В понятие "объект" земельного правонарушения входят:

  • – земельный участок, на который совершено посягательство. Скажем, в качестве объекта правонарушения участок выступает при самовольном его захвате, захламлении, заражении карантинными организмами и т.п.;
  • – имущественные объекты, связанные с землей. К ним относятся, к примеру, строения и сооружения на земельных участках; посевы; дорожные покрытия и т.п.;
  • – правила использования земель, например порядок исполнения проектов внутрихозяйственного землеустройства, порядок возврата временно занимаемых земель, обязательные мероприятия по охране земель и др.;
  • – охраняемая экологическая обстановка, в условиях которой находится земельный участок.

В состав преступления входят только те элементы объекта, которые находятся под охраной закона, предусматривающего уголовную ответственность по конкретному составу правонарушения. Так, уголовным законом караются корыстные злоупотребления должностных лиц, принимающих те или иные решения по поводу земли.

Вторым элементом состава правонарушения является субъект данного правонарушения, т.е. то лицо, которое его совершило и должно за это нести ответственность.

Субъект правонарушения, как правило, либо физическое, либо юридическое лицо. Например, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации (ст. 2.6 КоАП РФ).

Субъект должен отвечать признакам, без наличия которых он не может считаться таковым. Это, например, достижение необходимого возраста (ст. 2.3 КоАП РФ, ст. 87 УК РФ); вменяемость (ст. 2.8 КоАП РФ, ст. 21 УК РФ); подпадание под действие норм об ответственности по занимаемому положению. К примеру, недолжностное лицо не может нести ответственность за должностные правонарушения, а должностное лицо ответственно как за общие, так и за должностные правонарушения.

Третьим элементом состава правонарушения является объективная сторона правонарушения, которая включает в себя:

  • а) противоправное деяние субъекта как обязательный элемент, выражающееся в действии, бездействии или ненадлежащем действии. В частности, неправомерным действием считается самовольное строительство па земельном участке; неправомерным бездействием – невыполнение обязательных мероприятий по охране почв; неправомерным ненадлежащим действием – несвоевременный возврат временно занимаемых земель;
  • б) факультативные элементы объективной стороны правонарушения:
    • – место правонарушения. Так, использование участков земель лесного фонда для возведения построек является квалифицирующим обстоятельством для привлечения к ответственности по специальной статье; самовольное сенокошение наказуемо в административном порядке, если оно совершено на названных землях;
    • – способ совершения нарушений. Например, использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, является основанием для изъятия этого земельного угодья;
    • – обстановка совершения правонарушения. Скажем, неправомерное землепользование, ведущее к ухудшению экологической обстановки, даст право прекратить такое землепользование;
    • – средства, с помощью которых совершено правонарушение. Если, например, самовольное занятие земельного участка сопровождалось высеванием на нем наркосодержащих культур (конопли, опийного мака), запрещенных к возделыванию;
    • – причинная связь между деянием и вредными последствиями.

Четвертым элементом состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения, имеющая также обязательные и факультативные признаки.

Обязательным признаком является вина субъекта правонарушения в совершенном им деянии, выражающаяся в умысле или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ, ст. 25, 26 УК РФ). Например, использование земельного участка не по целевому назначению совершается умышленно, нерациональное же использование земли совершается, как правило, по неосторожности вследствие недостаточных земледельческих знаний, из-за неумения организовать работу земледельческого предприятия, из-за несвоевременного проведения земледельческих мероприятий и т.п.

Факультативные признаки состава правонарушения включают в себя:

  • – цель совершения данного деяния. Так, ответственность за внесение должностным лицом в государственный кадастр недвижимости заведомо ложных сведений о земельном участке образует состав преступления лишь при наличии корыстных целей или иных побуждений;
  • – мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение. Скажем, уничтожение межевых знаков землепользования, совершенное из хулиганских побуждений, загрязнение земель под влиянием этих мотивов следует квалифицировать как хулиганство.

При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных четырех элементов состава правонарушения оно не подлежит юридической ответственности. В частности, нельзя привлечь к ответственности:

  • – виновного (самовольный захват земли), если он самовольно занял брошенный кем-то жилой дом (отсутствует объект правонарушения);
  • – работника сельхозпредприятия за невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий (отсутствует субъект правонарушения но данному составу, каковым должно быть должностное лицо этого предприятия);
  • – за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке (отсутствие вины субъекта);
  • – за самовольное сенокошение на землях сельскохозяйственного назначения, поскольку отсутствует такой элемент объективной стороны правонарушения, как место его совершения, а именно: леса или земли лесного фонда.

Таково общее понятие ответственности за земельные правонарушения. Юридическая ответственность имеет несколько видов. Каждому из них соответствует свой режим применения. Их изучению и посвящен следующий параграф учебника.

Земельным правонарушением признается действие или бездействие физического или юридического лица, нарушающее требование земельного законодательства. Обязательными признаками такого правонарушения являются: деяние лица (действие или бездействие), виновность лица, противоправность деяния. По факту совершения земельного правонарушения наступает ответственность, которая состоит в возложении на нарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия личного и имущественного характера.

Состав земельного правонарушения включает в себя следующие обязательные элементы:

  • объект земельного правонарушения, на который совершено посягательство, (например, земельный участок, при его самовольном захвате, захламлении и т.п., прочно связанные с землей объекты);
  • субъект земельного правонарушения, каковым могут быть: собственник или арендатор земельного участка, землевладелец, землепользователь, а также иное лицо, не являющееся правообладателем земельного участка, но причинившее вред его владельцу, нарушившее требования законодательства об охране земель; государственный орган и орган местного самоуправления, их должностное лицо в случае нарушения ими требований законодательства по распоряжению землей, по выдаче правоустанавливающих документов на землю и т.п. Субъект правонарушения должен отвечать признакам, без наличия которых не может считаться таковым: достижение необходимого возраста, вменяемость, подпадание под действие норм об ответственности по занимаемому им положению;
  • объективная сторона земельного правонарушения состоит в том, что поведение нарушителя является противоправным, противоречащим требованиям законодательства;
  • субъективная сторона земельного правонарушения выражается в наличии вины субъекта правонарушения в совершенном им деянии. Это могут быть как умысел (например, самовольный захват земельного участка), так и неосторожность (в частности, нерациональное использование земли вследствие недостаточных агротехнических знаний).

Юридическая ответственность наступает только при наличии в деянии лица всех четырех перечисленных выше элементов состава правонарушения. Так, к ней нельзя привлечь за самовольный захват земли в случае самовольного занятия брошенного жилого дома (отсутствует объект земельного правонарушения - занят дом, а не земельный участок). Нельзя привлечь за неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства в течение первых 3 лет после приобретения прав на него, поскольку отсутствует объективная сторона правонарушения (ответственность наступает лишь за неиспользование участка в течение 3 и более лет подряд). Нельзя привлечь к уголовной ответственности юридическое лицо, так как в этом случае отсутствует субъект правонарушения по уголовным составам, каковым является только физическое лицо. Также нельзя привлечь к ответственности за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке, - отсутствует вина.

Юридическая ответственность представляет собой государственное принуждение к исполнению требований права. Это такое правоотношение, одна из сторон которого (правонарушитель) обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной (государством). Возможность привлечения к юридической ответственности придает праву как нормативному регулятору общественной жизни должную эффективность, позволяя специфическими методами воздействовать на общественные отношения.

Юридическая ответственность выражается в системе применяемых к правонарушителю принудительных мер, которые могут иметь характер не только пресечения неправомерных действий (бездействий) или наказания за их совершение, но и предупреждения правонарушений (поддержания субъектов земельных правоотношений в рамках правомерного поведения).

Общими признаками юридической ответственности являются:

  • обязательность неблагоприятных последствий юридического характера для правонарушителя;
  • дифференциация юридической ответственности, критерием которой служит степень общественной опасности правонарушений, подразделяемых в зависимости от их характера и тяжести на проступки и преступления. Проступок - это такое правонарушение, которое не является общественно опасным. Различают дисциплинарные проступки (например, загрязнение земель как результат ненадлежащего выполнения должностных или трудовых обязанностей), административные (например, уничтожение межевых знаков границ земельного участка), гражданские (например, причинение имущественного вреда правообладателю земельного участка). Преступление же является общественно опасным правонарушением, предусмотренным УК РФ;
  • такая ответственность представляет собой не только наказание за совершенное правонарушение, но и профилактику его предупреждения в будущем, устранение его последствий, поэтому, например, органы госземнадзора, вынося предупреждение, устанавливают срок для исправления выявленных правонарушений;
  • необходимость своевременности ее применения (в пределах срока давности применения юридических мер). Так привлечение к дисциплинарной ответственности не осуществляется после 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения (по ряду правонарушений этот срок больше - до 6 месяцев). Сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений;
  • такая ответственность наступает за конкретное нарушение закона и основанием к ее привлечению обязательно является полный состав земельного правонарушения;
  • юридическую ответственность влечет за собой только доказанное правонарушение. Таким доказательством являются: протокол об этом нарушении (например, в случае самовольного занятия земли), показания свидетеля, иные доказательства;
  • привлечение к юридической ответственности осуществляется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по совершенному им проступку. Применение административных наказаний осуществляется с соблюдением положений, закрепленных в КоАП РФ и в Кодексе административного судопроизводства РФ . Привлечение к уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном УПК РФ;
  • лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Поэтому ранее подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения или наказанное в административном порядке лицо, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию. Для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию, предусмотрено погашение судимости.

В современном праве в зависимости от степени общественной опасности совершенных правонарушений и причиненного ими вреда, а также круга лиц, наделенных правом применять наказания, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства дифференцирована и вписывается в традиционно применяемые виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая .

При этом спецификой земли как объекта правонарушения (объект природы, элемент экосистемы, средство производства в сельском и лесном хозяйстве) обусловлено то, что ответственность за земельные правонарушения тесно переплетена с ответственностью за правонарушения в отношении других природных объектов (леса, недра), а также с имущественными правонарушениями (земельный участок - недвижимость).

Кроме того, существуют специальные виды ответственности, например, принудительное прекращение прав на землю, которое также носит характер санкции . Такое прекращение прав часто относят к гражданской ответственности, поскольку именно диспозиции норм гражданского законодательства, предусматривают возможность изъятия земельного участка в качестве меры ответственности за соответствующие правонарушения (ст. 284-287 ГК РФ). Но указанные нормы носят бланкетный характер, отсылая в свою очередь к земельному законодательству. Определенное сходство это прекращение прав на землю имеет с административной ответственностью (например, в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения), тем более, что такому прекращению прав в обязательном порядке предшествует наложение административного наказания в виде штрафа. Вместе с тем среди видов административных наказаний

Исходя из общепризнанных в теории государства и права положений, юридическая ответственность как вид социальной ответственности наступает за совершенное правонарушение и выражается в виде применения государственного принуждения, принудительных мер (санкций). Основанием для применения этих санкций является совершение противоправных деяний, которые могут проявляться в виде действия или бездействия. На земельные отношения распространяется принцип противоправности вреда, не санкционированного законом (ст. 1064 ГК РФ).

Юридическая ответственность как самостоятельный институт земельного права является комплексным правовым институтом, поскольку совершенное правонарушение затрагивает урегулированные законодательством земельные общественные отношения, а меры государственного принуждения (санкции) содержатся в уголовном, административном, трудовом, гражданском и земельном законодательстве. Независимо от форм юридической ответственности решающим обстоятельством их применения выступает совершение земельного правонарушения.

Формы юридической ответственности определяются характером, степенью общественной опасности и содержанием земельного нарушения, наличием или отсутствием вредных последствий, объемами и размерами причиненного ущерба, потерь, убытков, упущенной выгоды, а также правосубъектностью виновного лица, совершившего правонарушение.

Формы и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Если расположить все формы и виды юридической ответственности за земельные правонарушения по возрастающей степени социально-общественной опасности, целей применения ответственности, сложности правового механизма применения той или иной формы ответственности, общую и содержательную характеристику форм и видов юридической ответственности, можно начать с дисциплинарной ответственности .

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Дисциплинарная ответственность наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными уставами, положениями, правилами внутреннего трудового распорядка, регулирующими дисциплину труда и порядок применения дисциплинарных взысканий.

Объектом такого охранительного отношения и правонарушения выступает совокупность трудовых и земельных отношений. Следовательно, субъектом земельного правонарушения может быть лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации использования и охраны земельных ресурсов (проведение мероприятий по мелиорации и рекультивации земель).

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

В ст. 75 ЗК РФ устанавливаются дополнительные основания для применения мер дисциплинарной ответственности в случаях, если в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами и работниками своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами.

Как вытекает из перечня противоправных деяний, они предполагают наличие специального субъекта правонарушения, должностного лица, наделенного полномочиями по проектированию, либо правом по размещению того или иного объекта, либо правомочиями по вводу в эксплуатацию объектов строительства, проведению землеустройства и т. п.

Материальная ответственность за земельные правонарушения

Объектом земельных правонарушений, влекущих материальную ответственность , также выступает совокупность земельных и трудовых общественных отношений, повлекших причинение вреда. Общие основания возмещения вреда предусмотрены в ТК РФ. Согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, обязана его возместить.

Общие представления о материальной ответственности, ее особенностях и видах сформулированы в ст. 238-244 ТК РФ.

В основе его лежит обязанность работника возместить причиненный работодателю неправомерным поведением вред, связанный одновременно и с нанесением ущерба земельным ресурсам.

Особенность материальной ответственности по трудовому законодательству выражается прежде всего в том, что взысканию при этом подлежит только прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскиваются. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также имущества третьих лиц, например, арендатора земельного участка, если работодатель по условиям договора аренды несет ответственность за сохранность данного земельного участка, а также обязан произвести затраты, связанные с загрязнением, засорением земельного участка, либо выплаты на приобретение нового земельного участка или на проведение его рекультивации или мелиорации.

Размер ущерба, причиненного работодателю порчей земельного участка и другими противоправными действиями или бездействиями, определяется по фактическим потерям, исчисляемым из рыночных цен на землю, действующих в данной местности на день причинения ущерба.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за ущерб, причиненный земельными правонарушениями

  • предупреждение;
  • административный штраф ;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставляемого физическому лицу ;
  • административный арест ;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Самым распространенным видом административного наказания за земельные правонарушения является административный штраф. Административные санкции в виде штрафа установлены за самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и уничтожение специальных (межевых) знаков границ земельных участков (ст. 7.2 КоАП). Административная ответственность предусмотрена за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта (ст. 7.8 КоАП),

а также незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Объектами многих административных правонарушений выступает совокупность земельных и экологических общественных отношений, перечень которых содержится в гл. 8 КоАП. К числу таких комплексных правонарушений относятся, в частности:

  • несоблюдение экологических требований при планировании и технико-экономическом обосновании проектов, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий или иных объектов (ст. 8.1);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
  • порча земли, в том числе и путем снятия плодородного слоя почвы или ее перемещения или нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.6);
  • использование земли не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);
  • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Составы уголовно-наказуемых деяний, представляющих общественную опасность, причиняющих вред установленному земельному правопорядку, закреплены в Уголовном кодексе РФ (УК РФ) 1. В соответствии со ст. 170 УК РФ преступлением, направленным против установленного земельного правопорядка, признается регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости , а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Совершение этих уголовно-наказуемых деяний влечет за собой наказание штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Следует отметить, что жесткость и размеры уголовных санкций далеко не соответствуют уровню общественно опасных последствий преступлений и тяжести причинения вреда. Выявление таких уголовно наказуемых деяний представляется трудно доказуемым. Этим обстоятельством, по всей вероятности, объясняется фактическое отсутствие уголовных дел данной категории в судах общей юрисдикции.

Более строгие меры уголовного наказания предусматриваются за порчу земли (ст. 254 УК РФ).

Состав правонарушения под общим обозначением «порча земли» излагается следующим образом: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, или принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 2 ст. 254 УК РФ). Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 3 ст. 254).

Должностные лица (постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти , административно-хозяйственные функции в государственных органах местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждениях) могут быть привлечены к уголовной ответственности за использование своих правомочий из корыстной и иной личной заинтересованности, если они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Примерами таких злоупотреблений являются:

  • незаконное прекращение права собственности на земельный участок, отводимый для индивидуального жилищного строительства;
  • незаконное предоставление земельного участка для строительства коттеджей и приватизация этого земельного участка в пределах особо охраняемых территорий и объектов, либо водоохранных зон и прибрежных защитных полос, либо в пределах залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли или создают угрозу причинения ущерба.

Уголовная ответственность за перечисленные общественно опасные деяния может наступить по ст. 285 УК РФ.

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству - Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

Юридическая ответственность - система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Юридическая ответственность имеет множество видов, каждый из которых имеет свой режим применения. Законодательство РФ предусматривает ряд видов (форм) юридической ответственности, которые действуют и в рассматриваемой области законодательства. К ним относится дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) ответственность и специальная земельно – правовая ответственность.

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответствующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. Важное практическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграничении правонарушений.

При совершении нарушения земельного законодательства, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в УК РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены ст. 71 п. "о" Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК РФ.

УК РФ включает в перечень преступлений такие нарушения земельного законодательства, как:

1. порча земли. В соответствии со ст. 254 УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека, признаются уголовными преступлениями, так как посягают на общественные отношения по поводу обеспечения сохранности земли от загрязнения.

Цель данной статьи - охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения ее от порчи, то есть ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.

Объект преступления - земли любого назначения: сельскохозяйственных, населенных пунктов, лесного фонда и т.п. Земля рассматривается как любые виды земельных участков, освоенных или неосвоенных, не зависимо от субъектов и видов, прав на землю.

Объективная сторона преступления - отравление, загрязнение, иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Например, приведение земли в негодность вследствие применения ядохимикатов с нарушением правил, уничтожения плодородного слоя почвы и т.п.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет, осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с обращением с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами.

Субъективная сторона. Нарушение правил обращения с указанными в ст. 254 УК РФ веществами может быть совершено как умышленно (косвенный умысел), так и по неосторожности (легкомыслие и небрежность). При косвенном умысле виновный сознает опасность нарушения соответствующих специальных правил, предвидит загрязнение, отравление или иную порчу земли и безразлично относится к наступлению таких последствий. При легкомыслии он также предвидит возможность таких последствий нарушения им правил, однако самонадеянно рассчитывает, что здоровье кого-либо или окружающая среда не пострадают. Нарушение правил в этих случаях обычно совершается осознанно. При небрежности виновный не предвидит наступления указанных в ст. 254 УК РФ последствий нарушения им определенных правил, однако должен и может их предвидеть.

2. регистрация незаконных сделок с землей. Ст. 170 УК РФ устанавливает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно и умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Общественная опасность - его совершение способствует необоснованной концентрации земельной собственности в руках узкого круга лиц, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков. Кроме того, в результате совершения данного преступления (при занижении размеров платы за землю) причиняется вред финансовым интересам государства.

Статья предусматривает три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, т.е. наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения.

Преступление признается оконченным с момента совершения любого из рассмотренных выше деяний.

Субъективная сторона - прямой умысел, при котором субъект осознает противоположность своих действий и желает их осуществить. Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или личная заинтересованность.

Дисциплинарная ответственность - это одна из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель.

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств:

1) дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах - ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации;

2) дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение мероприятий по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей среды и требований законодательства;

3) основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины - совершение дисциплинарного проступка, которым признается виновное неисполнение трудовой обязанности во время работы.

Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение земельного законодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. Объект правонарушения здесь двойной: правила внутреннего распорядка и правила использования земель, и чтобы возложить на виновного дисциплинарную ответственность за нарушение земельного законодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка и земельного правонарушения, то есть неисполнение работником трудовой обязанности одновременно было бы нарушением им земельного правопорядка (неисполнение земельной обязанности, возложенной законом на собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя).

В ст. 75 ЗК РФ закреплена дисциплинарная ответственность должностных лиц и работников организаций, виновных в совершении земельных правонарушений в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Речь идет о двух видах земельных правонарушений, таких как, проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Под проектированием, размещением и вводом в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель понимаются действия, повлекшие нарушение нормативов, стандартов, режимов использования земель, заключение государственных экологических экспертиз и т.д., при принятии решений на указанных стадиях хозяйственного процесса. К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены как непосредственные исполнители работ, так и вышестоящие должностные лица, понуждавшие их к нарушению природоохранных требований.

Загрязнение земель можно рассматривать как проникновение в почву веществ, оказывающих отрицательное воздействие на ее химический состав. Помимо, загрязнения земель химическими и радиоактивными веществами, дисциплинарная ответственность предусматривается также за загрязнение земель производственными отходами и сточными водами. Земли подвергаются загрязнению отходами промышленных предприятий; атомных станций или других установок; при разведке и разработке нефти, угля и других полезных ископаемых. Под отходами понимаются непригодные для производства данной продукции виды сырья, его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологического процесса вещества (твердые, жидкие, газообразные). Под сточными водами понимаются воды, использованные в промышленности, сельскохозяйственном производстве, для хозяйственно-бытовых и коммунальных нужд и характеризующееся изменением их первоначальных химических, биологических и физических свойств.

Согласно п. 2 ст. 75 ЗК РФ привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется на основании трудового законодательства, законодательства о государственной и муниципальной службе, законодательства о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ и субъектов РФ.

Согласно ТК РФ к дисциплинарной ответственности могут привлекаться должностные лица или работники организации, совершившие дисциплинарный проступок.

К лицу, совершившему дисциплинарный проступок, применяются дисциплинарные взыскания. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка работодатель может применять к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Земельно-правовая ответственность применяется в форме принудительного изъятия у лица земельного участка, принадлежащего ему на праве землепользования или землевладения, за совершение земельного правонарушения, являясь отдельным, самостоятельным видом юридической ответственности. Суть закрепления законодательством принудительного прекращения прав на земельные участки состоит в том, чтобы установить специальную меру воздействия на поведение собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в целях обеспечения стабильного и надлежащего землепользования с учетом особенностей и особой социальной, экономической и экологической роли земли.

Ст. 45 ЗК РФ устанавливает основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, которыми являются использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога; неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

Ст. 54 ЗК РФ регламентирует условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лица, не являющегося его собственником, ввиду ненадлежащего использования земли. В ней изложена процедура принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в случаях его ненадлежащего использования по предусмотренным законом основаниям. Принудительное прекращение прав на земельный участок у лиц не являющихся его собственником осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

В рамках данной процедуры исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного контроля, одновременно с наложением штрафа на виновное лицо выносит предупреждение относительно допущенных земельных правонарушений и необходимости их устранения. Если этого не сделано, орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы в органы власти, указанные ст. 29 ЗК РФ, которые направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

По истечении 10-дневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

В ГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на землю за земельные правонарушения нашел свое разрешение в главе 17. Так, согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или в виду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Согласно ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование земельного участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Однако необходимо заметить, что осуществление рассматриваемой процедуры, предусмотренной в ГК РФ, на практике в настоящее время невозможно по ряду причин. Так, ГК РФ не устанавливает порядок изъятия у собственников земельного участка по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285, а отсылает к земельному законодательству. Однако действие нормы ЗК РФ в части прекращения прав на землю как санкции за земельное правонарушение (ст. 54) на собственников земельных участков не распространяется, поскольку в данной статье упоминаются только землевладельцы и землепользователи. Способ прекращения права собственности, предусмотренный п. 2 и 3 ст. 286 ГК РФ, в известной степени противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, устанавливающей, что лишение любого лица принадлежащего ему имущества возможно только в судебном порядке. Вопреки данному принципу ст. 286 ГК РФ допускает возможность осуществления изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования путем издания соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о таком изъятии и последующего получения согласия собственника на его исполнение. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что положения п. 2 и 3 вышеназванной статьи в части принятия решения органом государственной власти (не являющегося судебным органом) или органом местного самоуправления об изъятии земельного участка у его собственника не подлежат применению.

Таким образом, статьи ГК РФ, регламентирующие основания о порядок принудительного прекращения прав собственников на землю требуют значительной корректировки в целях возможности их применения на практике.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель - один из видов юридической ответственности, заключающийся в применении в установленном процессуальном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к правонарушителям мер административного воздействия сформулированных в карательных (штрафных) и восстановительных санкциях административно - правовых норм.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок).

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъектами земельных правонарушений, за которые применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

В п. 1 ст. 74 ЗК РФ, в отличие от ЗК РСФСР 1991 г., не содержится ни состав земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.

Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ 2001 г. предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений:

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности (ст. 7.1);

Уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст. 7.2);

Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8);

Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9);

Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, участка лесного фонда, участка леса, не входящего в лесной фонд, или водного объекта (ст. 7.10);

Проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14);

Незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);

Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ст. 8.6);

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей (ст. 8.7);

Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель (ст. 8.8);

Нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного участка (ст. 19.9).

Приведенный выше перечень правонарушений в области охраны и рационального использования земель не является исчерпывающим. Иные виды правонарушений могут закрепляться в законах субъектов РФ.

Важное значение имеет вопрос об органах управления и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны земель. Согласно Положению о государственном земельном контроле (утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833) государственный земельный контроль осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов, Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами. Органы управления, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. 8.6-8.8 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени данных органов вправе:

1) главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;

2) главные государственные инспектора субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспектора городов и районов по использованию и охране земель, их заместители (ст. 23.21 КоАП РФ).

Порядок наложения и взыскания штрафов установлен КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, в том числе Постановлениями Правительства и ведомственными актами. Следует сразу отметить, что наложение штрафов и других видов административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, состоящем в нарушении санитарных правил и норм, согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ являются:

Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

Поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Сообщения и заявления физических лиц и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

О совершении административного правонарушения согласно ст. 28.2, как правило, составляется протокол лицами, перечисленными в ст. 28.3, немедленно после выявления такого правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о лицах, в отношении которых оно возбуждается, - в течение двух суток с момента выявления (ст. 28.5).

Лицу, подозреваемому в совершении правонарушения или его законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом. Эти лица имеют право представить замечания и объяснения, приложив их к протоколу (п. 4 ст. 28.2), и получить под расписку его копию (п. 6 ст. 28.2). Если указанные лица отказываются подписать протокол, в нем делается соответствующая запись.

Далее протокол направляется лицу, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении. Срок рассмотрения - 15 дней с момента получения указанным лицом (но не составления) протокола, причем в отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, о чем выносится мотивированное определение. Как правило, основанием продления является необходимость выяснения дополнительных обстоятельств дела, но может быть и поступление ходатайств от участников производства по делу (ст. 29.6).

Дело об административном правонарушении обычно рассматривается по месту его совершения, но в случае ходатайства лица, в отношении которого возбуждено дело, оно может быть рассмотрено и по месту его жительства. Это особенно важно в связи с тем, что правонарушитель может не проживать на том земельном участке, в отношении которого им нарушены санитарные нормы и правила или в непосредственной близости от него.

Для приглашения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении, составляется определение о вызове и направляется ему таким способом, чтобы было доказано его получение адресатом (почтой или нарочным с уведомлением о вручении).

Как правило, лицо, в отношении которого возбуждено дело, стремится присутствовать на его рассмотрении. При неявке дело в большинстве случаев может быть рассмотрено в его отсутствие, но при этом должны быть данные о надлежащем извещении такого лица, о том, что от него не поступало ходатайство о переносе времени рассмотрения, или о том, что ходатайство оставлено без удовлетворения. В отдельных случаях лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1).

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по нему (ст. 29.9). Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, и его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В ряде случаев по результатам рассмотрения дела выносится определение.

Если при установлении обстоятельств административного правонарушения были выявлены условия и причины, подлежащие устранению, соответствующим организациям и должностным лицам направляются представления о принятии мер. В свою очередь, названные организации и должностные лица обязаны рассмотреть представления в течение одного месяца со дня их получения и сообщить о принятых мерах.

Иногда нарушители уклоняются от уплаты штрафа. В таких случаях, если нарушитель - физическое лицо, постановление направляется по месту работы. Если юридическое лицо - постановление должно направляться в банк и в безусловном порядке взыскиваться штраф со счета, но для этого надо знать номер банковского счета юридического лица. А поскольку он, как правило, неизвестен, судебному исполнителю направляется протокол.

Ответственность за земельное правонарушение – обязанность лица претерпеть меры государственного воздействия за совершение виновного общественно опасного действия (бездействия), посягающего на общественные отношения в области использования и .

Земельное правонарушение как основание земельно-правовой ответственности

Понятие земельного правонарушения

Земельное правонарушение – виновное, общественно опасное действие (бездействие), посягающее на общественные отношения в области охраны и использования земель.

Признаки земельного правонарушения

  • Противоправность – действие, признаваемое всегда прямо запрещено законом;
  • Виновность – психическое отношение лица к совершенному деянию;
  • Общественная опасность – то или иное правонарушение должно обладать общественной опасностью. Если деяние попадает под другие признаки правонарушения, но не обладает общественной опасностью, то оно не может признаваться правонарушением.

Виды ответственности за земельные правонарушения

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность – наступает в том случае, когда это нарушение имеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением. Субъектами преступления могут быть только граждане, включая должностных лиц.

Существует три группы составов «земельных» преступлений:

  • Носящие экологический характер – имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы, например “Порча земли”;
  • Носящие экономический характер – имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект, например “регистрация незаконных сделок с землей”;
  • Посягающие на землю как объект государственного управления – например, самоуправство (совершение действий с землей, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином).

Административная ответственность

Административная ответственность – наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

В частности КоАП установлена ответственность за:

  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Уничтожение межевых знаков границ земельных участков;
  • За самовольную уступку права пользования землей и самовольную мену земельного участка;
  • За самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы;и др.

Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность – предусмотрена гражданским законодательством. Субъектами могут выступать как граждане, так и юридические лица.

Гражданская ответственность применяется при соблюдении четырех условий:

  • Наличие причиненного ущерба, подлежащего возмещению;
  • Противоправное поведение виновных лиц;
  • Имеется причинная связь между противоправным поведением и наступившими имущественными последствиями;
  • Вина.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла . Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций

Земельно-правовая ответственность

Земельно-правовая ответственность – например, изъятие земельного участка из у его собственника, если земельный участок используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой причинение вреда окружающей среде.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация