Объект и предмет исследования философии. Предмет и объект философии. Структура философского знания

Главная / Бизнес

Что является предметом философии?

На этот, как и на многие другие вопросы, в философии нет однозначного ответа. Во-первых, потому, что предмет философии менялся в ее историческом развитии, и, во-вторых, в различных философских направлениях по-разному определяется предмет.

Рассматривая исторический аспект, можно выделить три основных этапа в развитии предмета философии.

Первый этап – древняя философия, как совокупная мудрость человечества, включала в себя зачатки всех научных знаний, следовательно, ее предметом были всеобщие и конкретные законы бытия, известные в то время. Философ – мудрец был тогда и математиком, и астрономом, и врачом, и историком. Оттуда и пошло определение философии как “царицы наук” или “науки наук”.

Второй этап – процесс дифференциации науки и распредмечивания философии. От философии постепенно отпочковывались и оформлялись в самостоятельные науки различные области знания, “унося” с собой часть ее предмета. Схематично всю область исследования науки можно представить в виде большого пирога, который разделили на части (см. схему 3).

В XIX веке проблема распредмечивания философского знания была осознана и вновь в философии начались поиски ее предмета.

Третий этап – (XIX – XX вв.) характерен многообразием точек зрения на предмет философии и ее статус в системе научного знания. Здесь приведем лишь некоторые (во многом противоположные) точки зрения.


Процесс дифференциации науки и распредмечивания философии


а) Позитивизм считает предметом своей философии анализ языка науки , сводя функции философии к логике и методологии науки (подробнее об этом смотри в теме “Философия XX века”).

б) Диалектический материализм определяет философию как науку о наиболее общих законах бытия . Любая наука среди бесконечного многообразия связей окружающего мира выделяет и изучает законы. Закон – это существенная, общая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами . Однако в мире существуют законы различной степени общности. Философию, в отличие от других наук, интересуют самые общие, универсальные связи бытия. Известный американский фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов представляет роль и место философии в современном научном знании в следующем образе (См. рис. 1). Современную науку, утверждает он, можно представить в виде большого сада разделенного на отдельные участки. Каждый хозяин осваивает свой участок, знает в нем все до мельчайших подробностей, но ему не интересно, что делается на участке соседа. Так часто бывает, что специалисты даже смежных областей науки не понимают друг друга, в силу узкой специализации и особенности формализованного языка той или иной дисциплины. В такой ситуации еще более необходим обобщающий взгляд с высоты или со стороны. В этом и состоит методологическая функция философа.

в) Иррационалистическое направление в философии считает, что предмета у философии вовсе нет, так как она не наука, а “... искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости, проникающих в запредельную сущность мира . Противопоставляя философию науке, Н.Бердяев дальше пишет: “В науке есть горькая нужда в человека; в философии – роскошь, избыток духовных сил. Философия не менее жизненна, чем наука, но это жизненность творчества познания, переходящего пределы данного, а не жизненность приспособления познания к данному для самосохранения в нем... В философии есть что-то праздничное и для утилитаристов будней столь же праздное, как и в искусстве” .

Философия изучает универсальные, всеобщие связи, но, тем не менее, структурирует свой объект; поэтому традиционно в философском знании выделяются следующие направления или разделы:

Онтология – учение о бытие;

Антропология – учение о человеке;

Гносеология – теория познания;

Логика – наука о закономерностях абстрактного мышления;

Методология – наука о методах познания и границах их применения;

Аксиология – учения о ценностях;

Социология – наука об общих законах развития общества;

Этика – философская теория морали и нравственности;

Эстетика – наука о закономерностях существования и создания прекрасного в мире.

На разных этапах развития философии и в различных философских школах на первый план выдвигаются те или иные проблемы. Это зависит от потребностей общественной практики и науки, а также от философских традиций.

1.2. В чем специфика философских вопросов постижения истины? Метод – путь, способ исследования, познания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Философский метод представляет собой общий подход к изучению действительности. В зависимости методологической традиции выделяются основные типы философствования: метафизический и диалектический; рационализм и иррационализм.

ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
Поход к изучению мира как раз и навсегда данного, изучение объекта в статичном состоянии. Мышление основано на формальнологическом законе исключенного третьего: или да, или нет – третьего не дано: тяготеет к построению однозначной, статичной, умозрительной картины мира. Подход к изучению мира как процесса (изучается динамика объекта). Диалектическое мышление, изучая подвижные связи мира, переход одного в другое допускает единство противоположностей (и да, и нет – одновременно). В диалектике картина мира оживает.
ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
РАЦИОНАЛИЗМ ИРРАЦИОНАЛИЗМ
Философия в познании мира опирается на разум (ratio), используя формы и методы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория, индукция, анализ, синтез и т.п. Философия в познании запредельной сущности мира опирается не на разум, а пользуется сверхрациональными (иррациональными) способами постижения истины: любовь к истине, интуиция, медитация, непосредственная связь с космосом, экстрасенсорика и т.п.

Эвристическая сила философских методов проявляется в том, что они могут быть использованы в познании любой сферы бытия. В истории науки и философии множество примеров того, как философы, пользуясь исключительно силой своего мышления, делали открытия, на многие столетия, опережающие их экспериментальное подтверждение в естествознании. Так в V веке до нашей эры Демокрит открыл атомы и спустя 24 века естествознание экспериментально подтвердило их существование. Немецкий философ Иммануил Кант, не будучи ни физиком, ни астрономом, выдвинул первую в истории науки космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной “туманности”, то есть из огромного облака диффузного вещества. Выход из кризиса физики в начале XX века был предложен философом В.И. Лениным, который, пользуясь диалектическим методом и расширив границы познания, объяснил философский и физический смысл новых открытий в науке (подробнее об этом смотри в теме “Онтологические проблемы в философии”).

1.3.Особенность языка философии заключается в том, что в отличие от других (в частности естественных) наук она практически не обращается к формализованному языку, а пользуется естественным языком. Это позволяет ей “проникать” в другие сферы культуры и через них, через науку, искусство, мораль, влиять на жизнь человека, его сознание. Философия вырабатывает, определяет самые общие, абстрактные понятия – категории: мир, космос, бытие, человек, закон, сущность, причина, движение, познание, сознание и т.п. и поэтому является необходимым условием формирования развитого теоретического мышления.

Начинающему изучать философию она предстает в виде “знакомой незнакомки”. С одной стороны, человек всегда пользуется общими понятиями, (они ему знакомы до изучения философии), а с другой стороны, поначалу представляется трудным оперировать столь абстрактными понятиями, не обращаясь зачастую к конкретным образам. В языке философии большую роль играет не только логическая структура, но и стиль. В этом философия сближается с искусством. Философия - это стиль, поэтому индийская, китайская, немецкая, французская, русская, украинская философии отличаются друг от друга. Говорят, что на предложение изложить свои взгляды в популярном издании на французском языке, Гегель - немецкий философ диалектик, ответил с гордостью, что его философия не излагается ни кратко, ни популярно, тем более на французском языке.

Попытки формализовать философию, представить ее в виде общей для всех логической структуры (Р.Декарт, Б.Спиноза, современный позитивизм) не увенчались успехом. Философия была и осталась общим умозрительным рассуждением о коренных проблемах человеческого бытия.

Какое место занимает философия в системе научного знания? Как она связана с другими науками?

Обсуждается три статуса философии:

Над наукой в качестве компаса; сознательно принимаемый “азимут” того, в системе каких философско-теоретических категорий и ценностных установок строить науку.

Под наукой , как существенный системообразующий элемент фундамента научной деятельности, как система категорий культуры, частью которой является философия.

В науке как неустранимый компонент, как рабочий прагматический аспект самой научной деятельности, когда в решении научных задач участвуют категории и методы науки и философии. А.Эйнштейн, например, утверждал, что наука без теории познания (насколько это вообще мыслимо) становится примитивной и путаной.

Место философии в системе культуры представлено в схеме 4.

Для чего человеку нужна философия? Какие блага она ему дает и от каких зол освобождает? Философия служит средством самопознания человека, ориентации его в мире. Она освобождает личность от внешнего насилия, возвышая дух человеческий. Основание этой освободительной деятельности философии русский философ В.Соловьев видит в “...существеннейшем и коренном свойстве человеческой души, в силу которого она не останавливается ни в каких границах, не мирится ни с каким извне данным определением, так, что все блага и блаженства на земле и на небе не имеют для нее никакой цены, если они не ею самой добыты, не составляют ее собственного внутреннего достояния. Отрицательный процесс сознания есть вместе с тем и процесс положительный, и каждый раз как дух человеческий, разбивая какого-нибудь старого кумира, говорит: Это не то, что я хочу, - он уже этим самым дает некоторое определение того, чего хочет, своего истинного содержания.

Это двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляет сущность философии, вместе с тем составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед основной природой, так что на вопрос: Что делает философия? – мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком ” .

Ваш словарь пополняется

следующими понятиями:

онтология, гносеология, логика, метод, методология, аксиология, социология, этика, эстетика, метафизика, диалектика, рационализм, иррационализм .


ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Философские принципы Общие методы познания Предельно общие системы мировоззрения: Религия Философия
Научная картина мира
Теоретический уровень науки Система эстетических и моральных ценностей
Эмпирический уровень науки (эмпирические законы) Ценности практической повседневной деятельности Здравый смысл
Экспериментально-практический уровень науки (научный опыт, практика) Жизненный опыт. Повседневная деятельность
Общественно-практическая деятельность Практика
ОБЪЕКТИВНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

И в заключение вводной части (древние ее называли пропедевтика – т.е. вхождение в систему понятий какой-либо отрасли знания) проверьте себя в следующем диктанте – тесте. Вам предлагается 20 вопросов. Вы пишете у себя в тетради только номер вопроса и краткий ответ. Засеките время. Вы справились с заданием за 15 -20 минут? У Вас от 15 до 20 правильных ответов? – Отличный результат! Поехали!

1. Философия – это мировоззрение, наука или сфера духовной культуры?

2. Главный вопрос любого мировоззрения?

3. Три исторических типа мировоззрения?

4. В каком типе мировоззрения сущность мира и человека объясняется с помощью сверхъестественных сил?

5. Какой тип мировоззрения опирается на разум, а не на веру?

6. Что составляет структуру мировоззрения?

7. Основной вопрос философии – это вопрос о …?

8. Как называется философское мировоззрение, доказывающее первичность материального начала бытия?

9. Назовите основные формы идеализма?

10. Как называется направление в философии, отрицающее познаваемость мира?

11. Что такое метод?

12. Как называется учение о методах познания?

13. Назовите метод, противоположный метафизическому?

14. Назовите метод, противоположный рационализму?

15. Как называется философское учение о познании?

16. Как называется философское учение о бытии?

17. Философское учение о сущности прекрасного?

18. Как называется философское учение о морали?

19. Философское учение о человеке?

20. Что является предметом философии?


Что же изучает философия? Объектом исследования философии является та духовная реальность, которая формируется в результате взаимодействия человека с окружающим его миром. Эта реальность исключительно сложна и многообразна. Она включает: жизненный опыт человека (жизненная мудрость), а также разнообразные знания как естественно-научные (знания о природе и человеке, как части природы), так и социально-гуманитарные, в которых обобщается знание о человеке как о социальном существе, способном формировать знания об окружающем его мире и выстраивать свою жизнь в соответствии со своими представлении о должном, правильном и справедливом мире. Предмет исследования философии уже. Предмет философии составляет то предельно обобщенное знание, которое отражает закономерности природного и социального мира, обеспечивающие определенную упорядоченность мироздания. Разные философы определяли предмет философии по-разному.

Ø Платон указывает, что предметом философии является объективная сущность мира идей, порождающих все сущее, а цели философии – постижение этого высшего знания, что делает философа равным Богу.

Ø Аристотель считает, что предметом философии является предельно общее знание о первопричине каждой вещи, ее началах и конце. Это знание позволяет понять сущность вещи, избавляет от незнания, делает человека мудрым, т.е. способным учить других.

Ø Гоббс, английский философ XVII столетия, считает, что философия – это естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела Творца, чтобы найти и сообщить бесхитростную правду об их порядке, причинах и следствиях.

Ø Л.Фейербах, немецкий философ первой половины XIX столетия, указывает, что предметом философии является исследование того, как объект жизненных интересов превращается в мысленный предмет, то есть знание о мире; поэтому философия и рассматривалась в античную эпоху как мать наук.

Обобщив приведенные примеры, можно сделать следующие выводы:

Ø Предметом философии является то общее, что присуще миру в целом (природе, обществу, человеку). Это - законы возникновения, развития и существования всего сущего (бытия в целом).

Ø Цель философии: на основе понимания этого общего знания сформировать правильное решения стоящих перед человеком задач, а также понимание своей собственной судьбы с тем, чтобы воплотить их жизнь.

Какой круг проблем охватывает философии? И какие основные разделы философского знания можно выделить? Их несколько:

1 Что есть мир, то есть каковы его основы – предельно общие принципы существования бытия и его развития. Эти вопросы исследует онтология (метафизика). Онтология (лат. ontos – сущее) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.


2 Как, каким способом можно познать мир? Этот раздел философии называется гносеология (эпистемология – раздел гносеологии; лат. gnosis –знание; episteme – научное знание) – теория познания. Гносеология – изучает проблемы познавательной деятельности, исследуя сущность познания, его природу, отношение знания к реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности, а также возможности рассматривать познавательный результат как объективное знание, отражающее истинное положение вещей.

3 Что есть Благо? Этот вопрос впервые поставил Сократ, который стремился познать высшую Истину, определяющую ценность и значимость для человека окружающего его мира. Исследование этой проблемы определило формирование аксиологии. Аксиология (лат. axios – ценность) – теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

4 Что представляет собой деятельность человека? Исследование этой проблемы определило формирование праксиологии. Праксиология (лат. praxis – опыт) исследует практическую деятельность людей, которая является условием и средством взаимосвязи человека с окружающим его миром.

5 Что есть человек? Исследование этой проблемы определило формирование философской антропологии. Философская антропология (лат. antropos – человек) – учение о человеке, его происхождении, социальной сущности, его взаимоотношении с природой и обществом.

6 Что такое общество? Исследование этой проблемы определило формирование социальной философии. Социальная философия (лат. socialis – общественный) – учение о происхождении общества, его структуре, закономерностях и механизмах, формирования и развития.

С развитием философии стали выделять такие разделы, как философия культуры, философия науки и техники и др. Важное место в системе философского знания занимает история философии, исследующая условия и причины возникновения философских идей и их воздействие на развитие человека и общества.

Ответы на поставленные вопросы философы дают на основе анализа практической и познавательной деятельности, которая осуществляется в системе отношений человека с окружающим его миром. Можно выделить:

Ø систему практических отношений (отношение к природе, материально-производственные, семейно–бытовые);

Ø идеологические отношения, определяющие формирование различных форм общественного сознания (политическое и правовое сознание, мораль, искусство и другие);

Ø научно-познавательные отношения;

Ø ценностные (эстетические, этические) и другие.

Все они диалектически взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга как части целого в целостной системы общественных отношений, совокупность которых и определяет общественная жизнь.

Поскольку философия изучает отношения человека к миру, которые складываются в процессе осуществляемой людьми практической и познавательной деятельности, то исходными философскими понятиями являются понятия субъект и объект , необходимые для анализа социальной деятельности. Только через анализ деятельности, в ходе которой человек познает, преобразует и творит новый мир в соответствии со своими потребностями, можно определить его отношение к этому миру.

Рисунок 1 Структура философии

Субъект (S) – носитель деятельности (отдельный индивид, социальная группа, класс, общество в целом) - тот, кто познает и творит. Производные от этого понятия – субъективность, субъективная; то, что характеризует субъекта – его желания, стремления, ценности.

Объект (О) – то, на что направлена познавательная и (или) преобразовательная активность субъекта; это та часть объективной реальности, которая существует независимо от субъекта и с которой субъект взаимодействует.

Субъект и объект, взаимодействуя друг с другом в рамках социальной практики, противостоят друг другу, но это противопоставление относительное. В процессе деятельности субъекта происходит их переход друг в друга: человек познает мир - объект субъективируется; а затем на основе обретенных знаний человек, осуществляя последующую деятельность, объективирует эти знания в результатах своего труда, то есть он творит некую новую реальность (материальную, например, технический объект, или идеальную, например, новые идеи, теории).

Подводя итоги проделанному анализу можно сделать следующие выводы: философия позволяет человеческой мысли достичь наивысшего уровня обобщения, увидеть мир как целостную, объективно существующую и развивающуюся по своим законам систему, частью которой является сам человек, и определить отношение человека к этой системе. Это создает возможность, рассматривать философское знание в трех измерениях:

Ø Философия есть предельно обобщенные знания – результат духовной деятельности, которые содержат в себе значительный пласт научных знаний; опираясь на научные знания (естественные и социально-гуманитарные науки) философия и обретает способность выявлять предельно общие закономерности всего сущего: природы, общества, а также человеческого мышления.

Ø Философия – это форма общественного сознания, охватывающая предельно общие идеи, составляющие фундамент культуры; поэтому она является фундаментом мировоззрения и определяет отношения человека к миру.

Ø Философия – это методология познавательной деятельности , выступающая в единстве теории и методов познания; теория отвечает на вопрос, что представляет собой мир в котором живет и творит человек; метод отвечает на вопрос, как познается и преобразовывается этот мир?

В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

Что является предметом философии?

Предметом философии является всеобщей в системе "мир - человек". Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - "мир" и "человек". Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами - на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека (здесь отличие от частных наук - по степени общности законов). Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Правда (это следует особо подчеркнуть), такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.

Если, к примеру, мы имеем дело с познавательным отношением человека к миру, то не все, что сюда входит, будет предметом философии. Изучение частных методик проведения какого-либо эксперимента есть ведь тоже изучение отношения мышления к бытию, но оно не есть сторона (момент, уровень, часть) предмета философии. Ими являются эмпирический и теоретический уровни познания, соотношение чувственного и рационального, истины и заблуждения и т.д. Все эти моменты (формы, закономерности познания) присущи любым отраслям знания. "Здесь мы имеем дело опять-таки с чем-то общим для всех отраслей знания, чем-то таким, что обладает той степенью общности, как и сами основные законы диалектики" (Б. М. Кедров). Столь же общие (или всеобщие) характеристики присущи и другим формам отношения человека к миру: переживанию, поведению, практике. К основным понятиям философии относятся "Истина", "Красота", "Добро", "Действие", а не только "Мир" и "Человек".

Предмет философии в материальном бытии составляет не всякое всеобщее, а такое, которое связано с отношением к нему человека. Философски всеобщее имеет важный признак: в нем выражен факт раскола мира на материальное и духовное (и их взаимосвязь). Иначе говоря, в предмет философии входит только-то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под призмой его понятий об Истине, о Красоте, Добре и Справедливости. Это все то, что, будучи всеобщим в материальной действительности, может служить человеку в качестве элемента для формирования мировоззрения. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Она определяет ценностные значения, социальные последствия причинно-следственных связей, определяет место человека в мире.

Философия - род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности, обладает национальной определенностью, обогащается за счет мирового философского опыта, и потому, как и любая наука, она интернациональна, имеет общечеловеческое всеединство. Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии: метод оборачивания на себя, челночное движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием. Для философии характерно переосмысление основных проблем на протяжении всей истории человечества, а это и является свидетельством ее рефлективности. Философия как бы дистанцируется от повседневности, переходя в мир интеллектуальных, мыслимых сущностей. Как писал Бертран Рассел (1872-1970), философия является чем-то промежуточным между теологией и наукой; это «ничейная земля» между наукой и теологией, но открытая для критики с обеих сторон. Неразрешимые вопросы с точки зрения теологии и науки оказываются предметом философии. Язык философии - нечто среднее между языком обыденности, снабженной категориями, и языком поэзии. Философия и наука соотносятся как научный и диалектический типы рациональности. Если диалектика - искусство аргументирования - используется как метод концептуализации принципов развития, то научный тип рациональности базируется на признании: а) закона сохранения; б) принципа соответствия, утверждающего преемственность в знании; в) принципа цикличности, ритмичности процессов развития; г) принципа относительности и симметрии, тождества и т.д. Как тип рациональности диалектика не сводится к научному типу рациональности, не подменяется им. Проблема соотношения рационального и иррационального в познании. Всякая наука имеет свой объект и предмет исследования. В этих понятиях есть различие: объект может быть общим для ряда наук, предмет - специфичен. Как известно, предметом специальных наук служат отдельные конкретные потребности общества - в технике, экономике, искусстве и др., - и у каждой из них свой предмет бытия. Предмет философского знания, подобно предмету любой науки, вычленяется из совокупности реальных (материальных и духовных) объектов и связей, причем конструирующим фактором являются индивидуальные и общественные потребности в целостной, максимально обобщенной картине мира, человека и их взаимоотношений. Если брать два исторических понятия философии - "протознание" и "метафизика", то напрашивается вывод, что к современному понятию философии ближе понятие "метафизика" ("первая философия"), а не понятие "протознание". В рамках "протознания" философское знание, подобно физическому, биологическому и другим системам частного знания, постепенно формировалось, созревало и подготавливалось к отпочкованию. Известная трудность отпочкования обусловливалась тем, что сама философия выступала в форме натурфилософского, глобально "теоретического" знания, включавшего в себя умозрительные построения частноэмпирических наук. Но отягощенность метафизики натурфилософским элементом не была столь весомой, чтобы воспрепятствовать становлению философии как науки; в ней росла тенденция к оформлению в самостоятельную науку. Эта тенденция достигла апогея в системе философии Гегеля.

Впервые по существу верно и четко, правда, в неадекватной форме, были осмыслены основные всеобщие законы. Становление философии как самостоятельной науки, окончательно отделившейся от "протознания", с одной стороны, от частных наук - с другой (как эмпирических, так и теоретических) завершилось примерно к середине XIX в. Таким образом, исторически третье понимание философии связано с окончательным размежеванием философии и частных наук (т.е. и в сфере теоретической).

Изложенная трактовка изменения предмета философии может быть названа концепцией предметного самоопределения философии. Между нею и концепцией "рас почкования предмета философии" имеется существенное различие, состоящее не только в расхождениях по поводу того, что считать предметом и философией. Концепция "рас почкования" рисует картину формирования философии (появления у нее предмета), в которой исторический путь философии оказывается принципиально иным, нежели любой другой науки. На самом деле генезис философии как науки не отличался в принципе, в главном от того пути, по которому шли к своей автономии частные науки. Философия по своему происхождению, как отмечал П. В. Копнин, не имеет приоритета перед другими науками, если принимать во внимание не термин, а реальное содержание.

Концепция "рас почкования" приводит к выводу об "исключительности" философии как по отношению к другим наукам, так и по отношению к собственному содержанию. В последнем случае имеются в виду заявления сторонников данной концепции, будто в процессе исторического развития философия "исключилась" из науки вообще и перестала существовать. Об этом говорят и не столь последовательные ликвидаторы научной философии, исключающие из нее все, кроме одной какой-либо части - "теории знания", "учения о человеке", "философии жизни", "диалектического материализма" и т.п.

Это есть, конечно, не результат объективного анализа истории познания, а субъективистский прагматизм. За философией отрицается способность самостоятельно обнаружить свой предмет исследования. Философия якобы получает его из рук частного знания как результат процесса "предметной расчистки", как итог его (а не самой философии) работы. Но это мнение также противоречит реальному процессу формирования наук. Концепция "рас почкования" навязывает представление, будто философия, порождавшая в прошлом частные науки, и по сей день есть "наука наук", поскольку ведь нельзя искусственно положить конец "рас почкования"; философия якобы и сейчас, вследствие естественного, закономерного процесса рас почкования, заключает в себе значительное число будущих наук.

Философия – это наука о законах развития природы и общества. Есть разные определения: как наука, как форма мировоззрения, как особый способ познания мира или как особый способ мышления. Единого определения не существует. Предмет философии изменчив. Он меняется каждое столетия из-за изменений в культуре и обществе. Первоначально, в это понятие входили знания о природе, космосе и человеке. С развитием общества объект этой науки расширился.

Что такое философия

Аристотель первым представил философию как отдельную область теоретического знания. До 16 века она включала в себя множество направлений, которые потом начали отделяться в отдельные науки: математика, астрономия, химия, физика, биология. Сейчас эта наука включает в себя логику, метафизику, онтологию, эстетику.

Цель этой науки заключается в том, чтобы увлечь человека высшими идеалами, дать ему правильное представление о совершенных ценностях.

Считается, что первым придумал термин «философия» Пифагор, а само слово впервые появляется в диалогах Платона. Термин зародился в Древней Греции.

Понять эту науку многим сложно, поскольку многие философы противоречат друг другу в глобальных вопросах, существует много взглядов и школ. Идеи этой науки понятны не каждому, и в ней легко запутаться.

Философия решает такие вопросы, как: «Можно ли познать мир?», «Есть ли Бог?», «Что такое хорошо и плохо?», «Что первично: материя или сознание?».

Предмет философии

Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху.

Человек

Человек – главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. Хотя, природу человека изучают уже долгое время, все еще есть нераскрытые загадки и вопросы ученных.

В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах.

Длительное изучение человека привело к трем выводам:

  1. Человек – высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете.
  2. На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности.
  3. На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности.

Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек – один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной.

Общество

Философы изучают правила и принципы, принятые в обществе, тенденции его развития и зарождающиеся в нем идеи.

Существует два подхода к изучению общества:

  • изучение производства и получения материальных благ;
  • изучение духовной части общества.

Важным правилом является – оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений:

  1. Марксизм, последователи которого считают, что человек – это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида.
  2. Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек – существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. человека – уникальное явление, а интуиция – основной метод постижения действительности.
  3. Кантианство. Основоположник этого течения – . Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей.

Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы.

Познание

Это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение – сложный процесс. К методам познания относят:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • наблюдение;
  • другие.

Познание делится на научное и эмпирическое. У каждого вида свои методы.

Основная проблема заключается во взаимоотношении мира и человека. Раньше, эти взаимоотношения объяснялись при помощи религии или мистики. Сейчас они объясняются при помощи науки.

Развитие предмета философии

То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки:

  1. Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они.
  2. В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога.
  3. В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо.
  4. Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем.

На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие.

Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал:

  1. Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса.
  2. Теоцентризм – это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами.
  3. Антропоцентризм – третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание.

На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса – непонятной для них материей. По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место. В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план.

Предметы осмысления действительности

Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности:

  1. Природа – все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать.
  2. Бог – понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество.
  3. Общество – это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества.
  4. Человек – существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом.

Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития.

Объект философии – всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия – наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация