Лицензия на оценочную деятельность. Лицензирование оценочной деятельности Оценочная деятельность лицензируется или нет

Главная / Бизнес

Лицензии

отменены с 01 июля 2008 года

Внимание!

Очень часто к нам обращаются клиенты, которым по каким то причинам нужна лицензия на оценочную деятельность:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18. Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

  • оценочная деятельность ;
  • .........

Таким образом, все требования различных органов особенно нотариусов предоставит лицензию, да еще и нотариально заверенную - не обоснованы. Оценочная деятельность не является лицензируемой .

В настоящие время регулирование оценочной деятельности осуществляется несколько иным способом:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в действующей редакции гласит:

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Закона.

Внимание!

К нам часто обращаются клиенты, которым по каким-то причинам нужна лицензия на оценочную деятельность:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ N 128-ФЗ от 8 августа 2001 года (в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 18.07.2009 N 177-ФЗ)

Статья 18. Переходные и заключительные положения (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ).
п. 5.1. С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:
* оценочная деятельность;
* ………

Таким образом, все требования различных органов (особенно нотариусов) предоставить лицензию, да еще и нотариально заверенную — не обоснованы. Оценочная деятельность не является лицензируемой!

В настоящие время регулирование оценочной деятельности осуществляется несколько иным способом:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в действующей редакции гласит:

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ)

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Закона.
Статья 15.1. Обязанности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор
(введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ)
Юридическое лицо , которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано :
1) иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям части второй статьи 24 настоящего Федерального закона;
2) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;
3) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;
4) предоставлять по требованию заказчика договор обязательного страхования ответственности оценщика, заключенный в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона;
5) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
6) предоставлять саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной конфиденциальной информации;
7) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию.

С оценкой большинство людей сталкивается не часто. Поэтому четкое представление о том, что же такое "оценочная деятельность" в массах отсутствует. Многие знают, что есть вот таки люди, как "оценщики", но кто они, какое образование имеют, какие разрешительные документы требуются для их работы даже не представляют. Причем этим страдают даже профессиональные юристы — судьи, адвокаты и пр. До сих пор, клиенты частенько требуют предоставить "лицензию на оценку", которые были упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что документы на право заниматься оценкой вообще не существуют. В настоящей статье мы постараемся прояснить ситуацию по этому поводу.

Важный момент — специальности под номерами 2,3,4 позволяют оценщику заниматься оценкой только тех видов имущества, которые соответствуют названию специальности.

Лицензия на оценочную деятельность: нужна или нет?

Так, если у оценщика имеется диплом по специальности "Оценка стоимости недвижимости", то он не может выполнять оценку автомобилей или акций.

любых видов имущества

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступил в силу 10 февраля 2002 г. Этот Закон упростил процедуру получения лицензий, а также сократил число видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию.

Оценочная деятельность не лицензируется или лицензируется?

Однако оценочная деятельность, напротив, появилась в перечне услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с данным Законом.

лицензируемой деятельности;

На этапе выдачи лицензии лицензирующий орган не требует договор страхования ответственности, хотя это одно из лицензионных требований. Однако после получения лицензии это требование является обязательным.

Чтобы защитить потребителя услуг оценочной деятельности, лицензии содержат наряду с иными данными сведения о сотруднике, который имеет соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности. Закон требует, чтобы в штате работников юридического лица был хотя бы один сотрудник, который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности (пп."г" п.5 и пп."г" п.24 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 N 285). В настоящее время в среднем в лицензии включают двух сотрудников, имеющих соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности.

А.Верхозина

Заместитель руководителя

оценочной деятельности

Минимущества России

Многие не знают, что "лицензии на оценку" упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что оценкой может заниматься кто угодно. В этой статье вы узнаете какие документы должны обязательно быть у оценщика.

С оценкой большинство людей сталкивается не часто. Поэтому четкое представление о том, что же такое "оценочная деятельность" в массах отсутствует. Многие знают, что есть вот таки люди, как "оценщики", но кто они, какое образование имеют, какие разрешительные документы требуются для их работы даже не представляют. Причем этим страдают даже профессиональные юристы — судьи, адвокаты и пр.

Оценочная деятельность

До сих пор, клиенты частенько требуют предоставить "лицензию на оценку", которые были упразднены еще в 2007 году. Но это не означает, что документы на право заниматься оценкой вообще не существуют. В настоящей статье мы постараемся прояснить ситуацию по этому поводу.

Интересный факт — по действующему законодательству оценщиком может быть только физическое лицо. При этом он может заниматься оценочной деятельностью как в частном порядке, так и по трудовому договору с юридическом лицом. Во втором случае договор на оценку заключает юридическое лицо, но выполняет работу конкретный оценщик. Сами же юридические лица перестали быть субъектами оценочной деятельности вместе с отменой лицензирования в 2007 году.

Так какие же документы должны быть у оценщика, чтобы он имел право заниматься оценкой?

Во-первых оценщик должен иметь диплом по специальности имеющей направленность в области оценочной деятельности. На текущий момент это следующие специальности (образовательные программы):

  1. Оценка стоимости предприятия (бизнеса);
  2. Оценка стоимости недвижимости;
  3. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;
  4. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности;
  5. "Финансы и кредит" специализация "Оценка собственности";
  6. "Антикризисное управление", специализация "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)".

Важный момент — специальности под номерами 2,3,4 позволяют оценщику заниматься оценкой только тех видов имущества, которые соответствуют названию специальности. Так, если у оценщика имеется диплом по специальности "Оценка стоимости недвижимости", то он не может выполнять оценку автомобилей или акций.

Также важно знать — специальность "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" позволяет оценщику заниматься оценкой любых видов имущества , поскольку в составе бизнеса может встретиться все, что угодно. Это наиболее частая специальность, по которой получают свои дипломы оценщики.

Чтобы заниматься оценочной деятельностью, оценщик кроме специального образования, также должен:

  • не иметь неснятной или непогашенной судимости;
  • быть действующим членом саморегулируемой организации оценщиков — СРО;
  • застраховать свою ответственность на сумму не менее 300 000 рублей;

Наличие или отсутствие судимости проверить стороннему лицу сложно. Но вам и не нужно волноваться по данному поводу. Это требование внимательно проверяет и отслеживает саморегулируемая организация оценщиков при вступлении нее и в процессе деятельности оценщика.

Как уже упоминалось оценщик обязательно вступает в саморегулируемую организацию оценщиков (СРО). Список всех существующих СРО оценщиков можно посмотреть на сайте РосРеестр. На дату написания настоящей статьи существует всего 15 СРО оценщиков. Но просто вступить туда недостаточно, нужно еще и иметь статус действующего члена — т.е. платить взносы и выполнять иные требования, иначе членство может быть приостановлено или, вовсе, аннулировано.

В своих отчетах оценщик в обязательном порядке указывает сведения о членстве в СРО, а в конец отчета обычно подшивает свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО. Но наличие данной выписки не гарантирует, что именно сейчас членство оценщика не приостановлено. К счастью это довольно легко проверить на сайте СРО, членом которого является оценщик. Там всегда имеется реестр всех членов данного СРО в котором можно посмотреть текущий статус оценщика.

Для подтверждения выполнения требования о страховании оценщик указывает в своих отчетах все сведения о страховке, а часто еще и подшивает в конец копию страхового полиса. Главное, на что следует обратить внимание, чтобы дата составления отчета попадала на период действия полиса, иначе такой отчет может быть оспорен.

Часто еще спрашивают: "А есть ли какие-нибудь требования по обязательному периодическому повышению квалификации у оценщиков?" Отвечаем — действующим законодательством подобные требования не установлены. Раньше они были, но в 2007 году при реформировании оценочной деятельности их убрали из закона. Вероятно оставили на откуп СРО оценщиков. Но большинство СРО обязательного периодического повышения квалификации для рядовых оценщиков на текущий момент не требует.

Кроме всего вышеперечисленного есть один интересный момент. Как уже упоминалось, юридические лица не являются субъектами оценочной деятельности, но могут заключать договора на оценку. К таким юридическим лицам предъявляются определенные требования:

  • в штате компании должно быть не менее двух оценщиков физических лиц, для которых соблюдены все требования, описанные выше (диплом, членство СРО, страховка);
  • юридическое лицо должно застраховать свою ответственность на сумму не менее 3 000 000 руб.

При этом отчет может выполнить и подписать только один оценщик, что вполне законно. А вот заказчику останется только гадать выполнило ли вышеуказанные требования само юрлицо, с которым он заключил договор. Многие компании, заключающие договора на оценку указывают сведения о втором оценщике в договоре или отчете, но так делают не все.

Итак, подведем итог, какие обязательные документы может предоставить оценщик для подтверждения законности своей деятельности:

  • диплом по специальности, имеющей отношение к оценочной деятельности;
  • свидетельство о членстве или выписку из реестра членов СРО;
  • действующий страховой полис на страхование профессиональной ответственности на сумму не менее 300 000 руб.

Для подтверждения квалификации оценщик может предоставить дополнительные дипломы, свидетельства, сертификаты, но всегда нужно помнить, что эти документы не являются обязательными.

Лицензирование оценочной деятельности

Одним из факторов регулирования оценочной деятельности является ее лицензирование. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в ст.23 которого установлено, что оценочная деятельность подлежит лицензированию, вступил в силу 3 августа 1998 г., однако само положение о лицензировании долгое время находилось в стадии разработки. Это привело к тому, что в ряде регионов, в том числе и в Москве, были приняты собственные нормативные акты, регламентирующие лицензирование данного вида деятельности.

Если лицензиат имеет ранее выданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензии, то действие этих лицензий прекратилось с 16 июля 2001 г. (то есть с момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 N 285 "О лицензировании оценочной деятельности"), и переоформлению они не подлежат. В соответствии с п.2 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением N 285, органом, осуществляющим лицензирование, было определено Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

Кроме того, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2001 Дело N 5-г01-13 признано недействительным Распоряжение мэра Москвы от 21.04.1999 N 388-рм "О лицензировании оценочной деятельности в городе Москве". Таким образом, можно сказать, что законность выданных ранее органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицензий поставлена под сомнение, и все они, безусловно, утратили юридическую силу с 16 июля 2001 г.

После вступления в силу Постановления N 285 в России образуется единое правовое поле лицензирования оценочной деятельности. Государство взяло этот вид деятельности под свой жесткий контроль, а это значит, что с рынка уходят нелегальные оценщики, сокращается число недобросовестных сделок. С 16 июля 2001 г. оценочная деятельность без лицензии рассматривается как незаконное предпринимательство, договоры могут быть признаны недействительными и доходы, полученные оценщиком в результате выполнения работ, могут быть обращены налоговой инспекцией в доход государства.

Ранее в соответствии с п.4 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением N 285, лицензия выдавалась на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности:

а) оценка стоимости недвижимого имущества;

б) оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств;

в) оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности;

г) оценка стоимости предприятия (бизнеса).

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вступил в силу 10 февраля 2002 г. Этот Закон упростил процедуру получения лицензий, а также сократил число видов предпринимательской деятельности, подлежащих лицензированию. Однако оценочная деятельность, напротив, появилась в перечне услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с данным Законом.

В целях реализации ст.ст.18 и 20 Закона N 128-ФЗ необходимо привести нормативные акты Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации в соответствие с его нормами.

В связи с вступлением в силу Закона N 128-ФЗ, ст.17 которого включает оценочную деятельность в число видов лицензируемой деятельности, не разделяя ее на работы (услуги), принято новое Положение о лицензировании оценочной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 395, соответствующее требованиям Закона N 128-ФЗ (далее — Положение о лицензировании).

В настоящее время выдаются лицензии на осуществление оценочной деятельности нового образца без разделения на работы (услуги) со сроком действия 5 лет. Лицензии, выданные до 10 февраля 2002 г., будут сохранять юридическую силу до окончания срока своего действия.

Для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

для юридического лица — наименования, организационно — правовой формы и места его нахождения;

для индивидуального предпринимателя — фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность;

лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом); копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (для юридического лица); копия документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности (для индивидуального предпринимателя).

Если копии документов не заверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то вместе с копиями представляются оригиналы. Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.

Закон N 128-ФЗ установил следующие лицензионные сборы и виды оплат:

за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии — лицензионный сбор в размере 300 руб.;

за предоставление лицензии — лицензионный сбор в размере 1000 руб.;

за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — плата в размере 100 руб., которая зачисляется в соответствующий бюджет;

за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах — плата в размере 10 руб.

В связи с тем что оценочная деятельность включает оценку предприятия (бизнеса), одним из лицензионных требований Закона N 128-ФЗ выступает наличие у соискателя лицензии диплома, подтверждающего получение оценщиком образования по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" с количеством аудиторных часов более 800.

Положение о лицензировании устанавливает следующие требования к лицензиатам:

соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно — правовых актов Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности;

наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в рамках обучения по согласованным с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональным образовательным программам и подтвержденную документом об образовании;

наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в рамках обучения по согласованным с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональным образовательным программам и подтвержденной документом об образовании;

повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;

страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;

предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.

На этапе выдачи лицензии лицензирующий орган не требует договор страхования ответственности, хотя это одно из лицензионных требований.

Однако после получения лицензии это требование является обязательным.

Соискателями лицензии на осуществление оценочной деятельности выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются хозяйствующими субъектами. В соответствии со ст.4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" хозяйствующие субъекты — это российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Согласно ст.7 Закона N 948-1 запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Таким образом, не могут быть соискателями лицензий органы государственной власти. Филиалы и представительства также не могут быть соискателями лицензий, так как не являются юридическими лицами.

Иностранные инвесторы могут быть соискателями лицензии, если они:

созданы на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами;

зарегистрированы в органах юстиции;

аккредитованы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

имеют филиал на территории Российской Федерации.

Отметим, что главными законодательными актами, которые необходимо соблюдать лицензиатам, являются Закон N 135-ФЗ и Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519. Согласно этому Постановлению разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также экспертизы отчетов об оценке возложены на Минимущество России.

Чтобы защитить потребителя услуг оценочной деятельности, лицензии содержат наряду с иными данными сведения о сотруднике, который имеет соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности.

Как вывести оценщика на чистую воду.

Закон требует, чтобы в штате работников юридического лица был хотя бы один сотрудник, который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности (пп."г" п.5 и пп."г" п.24 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 N 285). В настоящее время в среднем в лицензии включают двух сотрудников, имеющих соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности.

Документами, подтверждающими наличие в штате сотрудника, который имеет соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности, являются его трудовая книжка, а также приказ (распоряжение) о приеме его на работу. Если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то трудовая книжка не требуется, так как он сам должен обладать профессиональными знаниями оценщика.

В приложении к лицензии указывается специалист, который обладает профессиональными знаниями оценщика в соответствующей области оценки. Если заявленный в лицензии сотрудник уволился с работы, то лицензиат обязан уведомить об этом лицензирующий орган в порядке, установленном п.18 Положения о лицензировании. При этом сама лицензия не переоформляется, а лишь вносятся изменения в приложение к лицензии и в реестр лицензий. Если же в штате не остается ни одного сотрудника, имеющего соответствующие профессиональные знания в области оценочной деятельности, то лицензия может быть приостановлена по причине несоблюдения лицензионных требований и условий.

Учитывая, что лицензия на осуществление оценочной деятельности только одна, но в ней до 10 февраля 2002 г. указывались работы (услуги) в области оценочной деятельности, соискатель лицензии при наличии в его штате сотрудника, имеющего документ об образовании, например по программе "Оценка недвижимости" более 500 часов, мог получить лицензию на осуществление работ (услуг) только по оценке недвижимости.

Если на момент подачи заявления о выдаче лицензии в штате был работник, прошедший профессиональную переподготовку по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" более 800 часов, то организация имела право на получение лицензии на осуществление оценочной деятельности с указанием всех работ (услуг) в области оценочной деятельности, а в настоящее время имеет право на получение лицензии нового образца на осуществление оценочной деятельности без разделения на работы (услуги).

А.Верхозина

Заместитель руководителя

Департамента экономики и регулирования

оценочной деятельности

Минимущества России

Подробности

Без образования и лицензии мечта стать оценщиком так и останется мечтой. Где же и как получить лицензию оценщика и насколько сложен процесс получения сертификата оценщика? Давайте узнаем подробнее.

Хорошая новость в том, что для ведения частной практики лишь ранее оценщику требовалась Лицензия на разрешение деятельности. Грустная новость в том, что на смену лицензии пришло Свидетельство, которое выдается оценочными организациями.

Таким образом, получение какого-либо документа является обязательным. И пусть сегодня это и называется сертификатом, по своей сути, от лицензии сертификат отличается очень мало.

Как же получить лицензию оценщика?

Деятельность частного специалиста по оценке имущества, автотранспорта, бизнеса без лицензии сегодня неправомерна. Лицензия (сертификат) подходит для оценщика любой специализации.

Для получения документа в лицензионную организацию нужно предоставить следующие документы:

  • заявление по форме;
  • копии, подтверждающие правомерность работы оценщиком;
  • трудовые договоры, если оценщик работает в государственной организации.

Других документов организация не вправе требовать.

Лицензия оценщика недвижимости

Для того, чтобы осуществлять полноценную деятельность оценщика недвижимости, нужна соответствующая лицензия. Такой документ является бессрочным.

Важное примечание. Многие оценщики считают, что, получив документ, можно прерывать свою деятельность и вспоминать о документе только тогда, когда он потребуется. Конечно, каждый специалист имеет право работать по специальности или нет. Однако, если не заниматься деятельностью оценщика, будет утеряна квалификация и начинать специалисту придется с нуля.

Таким образом, несмотря на бессрочность лицензии, она действительна лишь тогда, когда у вас есть рабочая деятельность. Стоит ее прекратить и вы потеряете квалификацию, а вместе с ней и лицензию.

Сертификат оценщика: как его получить?

Опираясь на действующее законодательство, следует отметить, что оценочная деятельность должна осуществляться на профессиональном уровне, а для этого нужен соответствующий документ - сертификат оценщика.

Сертификат – государственный документ - выдается после обучения на соответствующих курсах. Время обучения разное, но не меньше десяти дней. Для получения этого документа необходимо пройти следующие этапы:

  • собрать и подать документы в школу профессионального образования, где организованы соответствующие курсы;
  • пройти обучение;
  • сдать необходимые зачеты и экзамены
  • получить свидетельство о квалификации.

К документам, которые необходимо предоставить, относятся:

  • заявление на имя руководителя курсов с указанием специализации;
  • выписка, подтверждающая регистрацию деятельности оценщика;
  • отчет по оценке недвижимости, которую проводил этот специалист;
  • заверенные копии документов.

Сертификация оценщика

Сертификация оценщика – ответ на конкуренцию на рынке востребованности услуг оценщика. Этот документ свидетельствует о том, что услуги будут выполнены грамотно и качественно. Он подтверждает компетентность специалистов, их знания и квалификацию. Именно это является свидетельством профессионализма специалиста, который подтверждает независимое лицо.

Сертификация оценщика предусматривает проведение экзамена, определяющего компетентность специалиста. По результату выдается соответствующий документ – сертификат, который удостоверяет, что услуга оценщика будет качественной.

Что дает свидетельство оценщика?

Ответ на вопрос, что дает свидетельство оценщика очень прост: без соответствующего документа нельзя заниматься оценочной деятельностью.

Сертификат-эксперта оценщика

Сертификат эксперта оценщика предоставляет специалисту независимость деятельности. Специалист не зависит от начальства, сам выбирает объекты своей работы и распределяет рабочее время. Умение организовать самостоятельную деятельность свидетельствует о том, что оценщик – компетентный профессионал.

Сертификат оценщика-недвижимости

Сертификат оценщика недвижимости может получить человек с высшим образованием, который пройдет соответствующее обучение на курсах. Этот документ даст возможность специалисту работать с банками, обсуждать различные сделки с аудиторами. Оценщик недвижимости подтверждает свое умение анализировать современный рынок недвижимости.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что профессия оценщик сегодня – самая востребованная на рынке труда, но она требует от специалиста окончания соответствующих курсов и получения соответствующих документов. Без Лицензии и Сертификата оценщик не приобретет клиентов.

Постановление Правительства Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. № 395
"О лицензировании оценочной деятельности"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

  1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании оценочной деятельности.
  2. Установить, что лицензии на осуществление оценочной деятельности, выданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до вступления в силу настоящего Постановления, сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.
  3. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. N 285 "О лицензировании оценочной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1612).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 июня 2002 г. N 395

Положение о лицензировании оценочной деятельности

1.Настоящее Положение определяет порядок лицензирования оценочной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование оценочной деятельности осуществляется Министерством имущественных отношений Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями и условиями осуществления оценочной деятельности являются:

а) соблюдение лицензиатом требований законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности;

б) наличие в штате юридического лица как минимум одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы, имеющего соответствующую квалификацию в области оценочной деятельности, полученную в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденную документом об образовании;

в) наличие у индивидуального предпринимателя соответствующей квалификации в области оценочной деятельности, полученной в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации профессиональными образовательными программами и подтвержденной документом об образовании;

г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации в области оценочной деятельности работника (работников) юридического лица и индивидуального предпринимателя;

д) страхование гражданской ответственности лицензиата путем заключения договора страхования по конкретному виду оценочной деятельности (в зависимости от объекта оценки) либо по конкретному договору об оценке объекта оценки;

е) предоставление по запросу лицензирующего органа документов и информации, необходимых для осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий.

4. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа,удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности;

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов работника (работников), подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, а также трудовые отношения (приказ (распоряжение) о назначении на должность, трудовая книжка), заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для юридического лица;
копия документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности, - для индивидуального предпринимателя.

5. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 40 дней с даты поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

6. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для переоформления лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 10 дней с даты получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

7. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в форме проверок.
Мероприятия по контролю осуществляются на основании плана проверок, утвержденного лицензирующим органом, а также заявлений юридических и физических лиц, государственных надзорных органов, иных органов государственной власти, в том числе территориальных органов лицензирующего органа, и органов местного самоуправления.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении одного лицензиата плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года.
По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается лицензиату. В случае если лицензиат не согласен с актом проверки, он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.
Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок.

8. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;

б) лицензируемая деятельность;

в) сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

г) срок действия лицензии;

д) номер лицензии;

е) дата принятия решения о предоставлении лицензии;

ж) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

з) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основание и дата аннулирования лицензии;

к) реквизиты документов, подтверждающих получение работником (работниками) юридического лица или индивидуальным предпринимателем соответствующего образования в области оценочной деятельности.

9. Лицензиат обязан сообщать лицензирующему органу в течение 15 дней об изменении сведений о лицензиате, указываемых в реестре лицензий.

10. Лицензирующий орган при принятии решения о предоставлении лицензии, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия, аннулировании лицензии, ведении реестра лицензий и взимании лицензионных сборов руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация