Кто поставил газовые турбины для тэс в крыму. В Крым поставили турбины Siemens вопреки санкциям

Главная / Бизнес

1 октября в оккупированном Крыму запустили в эксплуатацию первые блоки сразу двух тепловых электростанций: Таврической (в Симферополе) и Балаклавской (в Севастополе). Об этом СМИ сообщил лично заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов, который курировал строительство по прямому распоряжению Владимира Путина.

Первой в ночь на понедельник заработала Таврическая ТЭС, позднее запустили блок на Балаклавской. Этому предшествовала работа по переключению магистральных сетей на полуострове: в частности, для выдачи мощности с новых ТЭС была замкнута Западно-Крымская высоковольтная линия. Энергоблоки пока работают в режиме пуско-наладки, а их ввод в штатную (постоянную) эксплуатацию намечен на первую декаду ноября.

"Сегодня в ночь Таврическая ТЭС запущена первой: первый блок сейчас уже работает в сеть на полную мощность. В восемь утра закончен пуск блока на Балаклавской. 500 МВт мощности сейчас Крым плюсом имеет, кроме того, что передается по энергомосту, - сообщал Черезов практически в прямом эфире.

По его словам, теперь предстоит серьезная работа, связанная с окончательным вводом в эксплуатацию первых блоков станций, ведутся проверочные мероприятия для получения разрешений на их запуск. По мнению Черезова, все должно решиться в течение месяца.

Напомним, что оккупационные власти строят ТЭС мощностью по 470 МВт в Симферополе и Севастополе в соответствии с так называемой "федеральной целевой программой развития Крыма и Севастополя до 2020 г.", которая предусматривает выделение 49 млрд руб. (21 млрд грн) на развитие энергетики полуострова. Строительство обеих ТЭС было поручено компании "Технопромэкспорт" из состава госкорпорации "Ростех".

Планировалось, что первые энергоблоки ТЭС введут в эксплуатацию сперва в самом начале года, потом - в конце мая 2018 г., но строительство сопровождалось постоянными срывами работ и многократными переносами сроков. Основными причинами были конфликты из-за санкций, а также неготовность инфраструктуры. В марте в "министерстве топлива и энергетики" Крыма заявляли, что газопровод к ТЭС "в режиме пусконаладочных работ", вопрос в оформлении документов Ростехнадзором. Но строительство активизировалось только после увольнения руководства "Черноморнефтегаза". Подрядчику пришлось переделывать работы, которые были произведены ранее с нарушением ГОСТов, чтобы Ростехнадзор мог выдать разрешающие документы.

На всех желающих еле хватит

Вторые блоки планируется запустить до конца года. Ввод этих двух ТЭС в эксплуатацию на полную мощность (пока они работают наполовину) позволит сбалансировать собственное потребление электроэнергии и ее производство на территории полуострова. Однако дефицит электроэнергии в Крыму сохранится, так как вряд ли удастся полностью решить проблему с аварийными отключениями, ведь сети на полуострове сильно изношены.

Напомним, что Крым всегда был энергодефицитным - собственных генерирующих мощностей на полуострове никогда не хватало, чтобы обеспечить всех потребителей. Ситуация усугубилась в ночь на 22 ноября 2015 г., когда были подорваны опоры всех четырех ЛЭП, по которым полуостров снабжался энергией из Украины. Тогда оккупационным властям пришлось на долгое время ввести режим чрезвычайной ситуации и графики веерных отключений электричества. Частично нехватку электричества компенсировали в мае 2016 г., поэтапно запустив энергомост мощностью 800 МВт из Краснодарского края.

По подсчетам заместителя министра энергетики РФ, после запуска на полную мощность Таврической и Балаклавской теплоэлектростанций, а также начала работы новой Сакской ТЭЦ и с учетом мощности энергомоста Крым и Севастополь получат в совокупности 2160 МВт мощности. При нынешнем уровне потребления этого достаточно, но в перспективе развития региона этого объема генерации уже будет не хватать.

"Если в дальнейшем понадобятся дополнительные мощности... у нас есть станция Симферополь. Изначально она строилась как трехблочная станция. Там сейчас два блока. Третий в принципе построить в логике той инфраструктуры, которая уже готова, большого времени не требует", - сказал журналистам Черезов.

Однако независимые эксперты в России считают, что запуск новых станций мало поможет в обеспечении энергобезопасности Крыма, так как устранение дефицита энергомощностей не решает проблему износа и недостаточного развития распределительных сетей.

Темная история с турбинами

Запуск первых блоков Таврической и Балаклавской ТЭС не привлек бы столько внимания, если бы не был связан с громким "санкционным" скандалом. Дело в том, что на них установлены турбины немецкой компании Siemens, незаконно ввезенные на полуостров вопреки санкциям Евросоюза.

Напомним, что, когда в 2014 г. Россия анонсировала строительство двух новых ТЭС в только что оккупированном Крыму, турбин для них не имелось, а в России они не производились. Заказать их у западных компаний тоже было нельзя: с 2015 г. начали действовать санкции, введенные США и Евросоюзом после аннексии Крыма и они прямо запрещали поставку технологий и оборудования для крымской энергетики.

Тогда россияне решили использовать в темную своего давнего партнера - компанию Siemens. Немецкий производитель ранее поставил четыре турбины для электростанций в Тамани. Импортером выступила российская компания "Технопромэкспорт", та самая, что строила две ТЭС в Крыму.

В июне 2017 г. западные СМИ сообщили, что четыре турбины были перемещены из Тамани в Крым. Компания Siemens сразу начала расследование и признала, что две турбины из четырех действительно могли попасть на полуостров. 6 июля "Технопромэкспорт" заявил, что якобы приобрел четыре комплекта газотурбинных установок для крымских электростанций на вторичном рынке. В Siemens ответили: "Мы получили надежную информацию о том, что все четыре газовые турбины, которые предназначались для проекта в Тамани, летом 2016 года были модифицированы и, вопреки четким контрактным договоренностям, доставлены в Крым".

11 июля немецкая компания обратилась в московский арбитраж с иском "о признании сделки о продаже турбин "Технопромэкспорту" для проекта в Тамани недействительной и применении последствий недействительности сделки". Но суд оставил заявление без движения до 21 августа. (Позднее Siemens, пытаясь вернуть турбины, в первых двух инстанциях проиграла суды.)

21 июля в Siemens официально подтвердили незаконное перемещение четырех своих газовых турбин, предназначенных для проекта в Тамани, на территорию оккупированного Крыма вопреки санкциям ЕС. В том же заявлении немецкая компания сообщила о приостановке поставок генерирующего оборудования по действующим контрактам с российскими госкомпаниями. Также Siemens заявила о выходе из состава ЗАО "Интеравтоматика" - эта российско-немецкая компания была задействована в установке турбин на ТЭС в Крыму.

Юристы Siemens заявили, что продолжат уголовное преследование должностных лиц компании "Технопромэкспорт", ответственных за перемещение турбин, а также судебный процесс, призванный предотвратить поставки нового оборудования в Крым и обеспечить возврат уже поставленного. Siemens также предложила провести обратный выкуп оборудования для таманской станции и аннулировать контракт на его поставку.

28 июля 2017 г. руководство "Технопромэкспорта" признало, что поставило газовые турбины Siemens в оккупированный Крым, однако представило версию, что недоукомплектованные турбины были куплены у неназванного поставщика, после чего модернизированы российскими подрядчиками и только тогда отправлены в Крым.

14 декабря 2017 г. уже упоминавшийся заместитель главы минэнерго РФ Андрей Черезов сообщил журналистам, что две турбины производства Siemens на двух строящихся ТЭС в Крыму уже смонтированы, еще две будут установлены позже, все оборудование будет обслуживать компания "Технопромэкспорт", в штате которой есть российские специалисты, сертифицированные Siemens. Тем самым Черезов де-факто признал, что лично курировал операцию по обману немецкого концерна.

Строительство россиянами электростанций в Крыму пока никак не скажется на каких-либо отношениях полуострова с Украиной. Это сугубо внутренние действия оккупационной администрации, и в будущем они будут рассматриваться в рамках международного права и в контексте всей истории с попыткой России отнять у Украины Крым. А пока вряд ли стоит переживать из-за появления этих ТЭС в Крыму.

В Саках заканчивается строительство ТЭЦ мощностью в 120 МВт, которая полностью обеспечит регион светом, а сам город - теплом.

Станция полностью сделана из отечественных материалов и оборудования. Кроме того, впервые в силовой установке использованы переделанные авиационные турбины с самолета Ту-204. На таком лайнере летает президент России Владимир Путин.

Авиация - энергетике

Сакская ТЭЦ будет полностью запущена в ноябре текущего года, а аттестована - уже к 1 июня. Об этом журналистам рассказал заместитель генерального директора АО «КрымТэц» Феликс Копышевский. На данный момент на агрегатах идут пусконаладочные работы.

«На сегодняшний день ведутся наладочные работы на ОРУ (открытое распределительное устройство - ред.), ведутся наладочные работы на газотурбинных агрегатах, прокачка масляных систем и блоков дожимных компрессорных станций. Готовим станцию к подключению газа. С 15 по 20 апреля мы уже начнем запускать турбины. Через 24 дня после пусконаладочных работ мы выйдем в сеть. Вся станция будет аттестована к 1 июня», - сообщил Феликс Копышевский.

Отдельное внимание он уделил турбинам ГТА-25, которые впервые используются при строительстве ТЭЦ.

«Это отличные турбины ГТА-25 на 22,5 МВт, очень надежные. Произведены они в России - в Перми. Такие турбины работают на газовых и нефтяных месторождениях. Кроме того, такие же турбины, но чуть по-другому оборудованные, используются на самолетах Ту-204. На таком летает наш президент Владимир Путин. На второй очереди будут установлены две другие турбины по 16 МВт каждая. Все оборудование, которое используется на нашей станции, отечественного производства», - рассказал замгенерального директора «КрымТэц».

Импортозамещенная ТЭЦ

При строительстве использовались также только отечественные материалы, которые доставлялись в Крым со всей России.

«Оборудование поступает со всей России. Все, что связано с “силовым островом” поставляет предприятие “Ростеха”, систему выхлопа и котлы-утилизаторы делает предприятие из Таганрога, градирни - Московская область, а “Калужский турбинный завод” поставляет турбины», - уточнил Копышевский.

Кроме того, по его заверению, станция «абсолютно экологически чистая».

«У нас трубы 75 метров высотой - все согласно экологическим нормам. Эта станция абсолютно экологически чистая и никакого вреда окружающей среде она наносить не будет. Проектировщик принял такое решение, поскольку Саки - курортный город»

Феликс Копышевский

В дальнейшем планируется, что по такой же схеме будут модернизированы и другие станции. Например, Камыш-Бурунская в Керчи.

«Станция сама по себе уникальна. Установлены отличные двигатели и впервые они используются на электростанции. Мы рассматриваем вопрос о строительстве таких станций в дальнейшем, поскольку необходимо развивать Камыш-Бурунскуюстанцию и другие. Нам нужно 2,5 ГВт генерации в Крыму. Поэтому в Керчи необходима станция с такой же генерацией - не меньше 120 МВт. У нас достаточно сил и средств, чтобы начать эту работу», - рассказал Феликс Копышевский.

«КрымТЭЦ» в 2017 году выиграла конкурс на право строительства 120 МВт в Крыму на базе существующей Сакской ТЭЦ. Цена мощности по итогам конкурса составила 2,115 миллиона рублей за 1 МВт. По постановлению правительства РФ, дата поставки мощности новой генерации - с 1 декабря 2017 года. Допускается отсрочка до 1 июня 2018 года в отношении всего объема, и до 1 ноября 2018 года - в отношении 25% от мощности.

Полная стоимость проекта составит 14 миллиардов рублей, это кредитные ресурсы. Потребление газа строящейся станции в номинальном режиме составит порядка 26 тысяч кубометров в час. На втором этапе строительства будет дополнительно смонтировано оборудование для использования выхлопных газов станции на производство электроэнергии с помощью паровой турбины. Потребление газа при этом не увеличится, отметили в компании.

Минэнерго вряд ли найдет в России поставщика газовых турбин большой мощности для ТЭЦ Крыма.

Под эти требования подходит только турбина Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) ГТД-110, но она не будет доработана к моменту строительства этих станций. А нынешние владельцы ГТД-110 сходятся в том, что модель действительно нуждается в серьезной модернизации.

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в «Ростех») не успеет доработать газовую турбину ГТД-110 к моменту планового окончания строительства генерации в Крыму, где планируется использование турбин большой мощности.

Как вчера сообщил заместитель гендиректора ОДК Сергей Михайлов, сейчас ОДК совместно с «Интер РАО» и «Роснано» занимается модернизацией ГТД-110. Планируется увеличить мощность турбины со 110 до 120 МВт и повысить ее КПД на 2-3%. По плану-графику, говорит господин Михайлов, опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М должен быть создан во второй половине 2017 года, говорит он, потом он будет испытан на спецстенде и установлен на Ивановских ПГУ «Интер РАО».

Топ-менеджер отметил, что поскольку завершение строительства ТЭЦ большой мощности в Крыму должно состояться в 2017 году, то использовать ГТД-110М здесь «не представляется возможным». «ОДК готова предложить для решения оперативных вопросов энергообеспечения потребителей Крыма газотурбинные электростанции с блоками по 25 МВт»,— добавил он.

В энергодефицитном Крыму, на 80% зависящем от поставок с Украины и столкнувшемся с перебоями в энергоснабжении из-за топливного кризиса в этой стране, планировалось построить две крупные газовые ТЭЦ общей мощностью 770 МВт. Но введение Евросоюзом и США запрета на поставки энергооборудования в Крым фактически свело на нет возможность строительства крупноблочных ТЭЦ, турбины для которых в основном импортные.

«Россети» предложили альтернативный план с турбинами малой мощности (25-50 МВт), его поддержали и власти Крыма, но Минэнерго России было против (см. «Ъ» от 25 ноября). Вчера в Минэнерго комментариев не дали, пообещав обновить позицию после совещания на следующей неделе.

ГТД-110 — единственная российская газовая турбина большой мощности, но надежность ее работы до сих пор под вопросом. «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ), у которого эта турбина установлена на Рязанской ГРЭС, из-за нестабильной работы уже не первый год хочет заменить ее на зарубежную, но пока это не удалось. В ГЭХ говорят, что «оборудование нуждается в существенной доработке». На Ивановских ПГУ «Интер РАО» эксплуатируются четыре такие турбины, сейчас из них работает одна. В «Интер РАО» сообщили, что ГТД-110 — «инновационное оборудование, нуждающееся в усовершенствовании».

Как говорит глава отдела электротехнической промышленности и энергомашиностроения департамента металлургии, станкостроения и тяжмаша Минпромторга Олег Токарев, взаимоотношения машиностроителей и энергетиков в РФ разрушены в 1990-е годы.

«Отечественное машиностроение не могло обеспечить ни по количеству, ни по качеству спрос со стороны отрасли, и она обратилась к зарубежным производителям,— говорит он.— Последовало снижение заказов, невозможно было создавать новое оборудование, тиражировать его, наложился и недостаточный уровень господдержки. В результате в 2013 году объем заказов российским предприятиям сократился по сравнению с 1975 годом в 15 раз, по турбинам всех видов — втрое».

Но после санкций спрос на российское оборудование возник вновь. По данным «Ъ», власти Крыма активно ищут поставщиков оборудования среди российских производителей. В Минэнерго Крыма комментариев вчера не дали. По информации «Ъ», для этой цели изучали возможности компаний «Протон — Пермские моторы» (контролируется ГКНПЦ имени Хруничева) и СП «Интер РАО» и GE в Рыбинске, которое отгрузит первую турбину на 79 МВт «Роснефти» уже в 2015 году (в «Интер РАО» этот вопрос не комментируют).

Поставщики паровых турбин также изучают возможность участия в укомплектовании крымских станций. Так, в ЗАО «РОТЕК» «Ъ» сообщили, что в проектах развития энергосистемы Крыма могут использоваться турбоагрегаты Уральского турбинного завода, прежде всего паровые турбины.

Специально для Крым.Реалии

Россия ищет обходные пути поставки в Крым турбин немецкой фирмы Siemens для строящихся в Симферополе и Севастополе теплоэлектростанций. Почему же страна-гигант газодобычи, осваивающая космос, не имеет предприятий и технологий для производства подобного оборудования?

Россия строит две электростанции общей мощностью 940 мегаватт в Крыму, что должно усилить энергонезависимость полуострова, который уже соединен с российским материком энергомостом. Первая очередь станций должна быть введена в конце 2017 года, вторая – в 2018 году. Так, на Симферопольской ТЭС планируется поставить 8 турбин суммарной мощностью 470 МВт, столько же – в Севастополе.

Мощных газовых турбин в Российской Федерации не делают, а поставка западного оборудования в Крым запрещена санкциями

Строящиеся в Крыму ТЭС должны закрыть энергодефицит в регионе. Общая мощность генерации на полуострове – 920,3 МВт, на пике требуется до 1,43 ГВт. Часть спроса закрывает энергомост через Керченский пролив (800 МВт) и перевезенные с Дальнего Востока России мобильные ГТЭС. Но мощных газовых турбин в Российской Федерации не делают, а поставка западного оборудования в Крым запрещена санкциями.

О срыве сроков строительства генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов впервые сообщил еще в декабре 2016 года. В апреле же 2017-го глава Минэнерго России Александр Новак рассказал , что строительство Симферопольский и Севастопольской ТЭС будет завершено чуть позже первоначально планируемого срока из-за срыва поставок оборудования одной из западных компаний.

«Работы идут, они не остановлены, несмотря на проблемы по поставкам оборудования западной компанией, работы продолжаются и идет работа по покупке другого оборудования. Да, там будет небольшая сдвижка по срокам», – сказал он.

Новак добавил, что ведомство планирует компенсировать отставание от сроков за счет возведения генерации малой мощности, которая будет построена на базе Сакской ТЭЦ, и перебазирования в Крым трех газотурбинных электростанций. «Для того чтобы эту сдвижку компенсировать, мы вышли с инициативой построить еще дополнительно собственную генерацию небольшой мощности 120 МВт на базе Сакской теплоэлектростанции и на базе использования российского оборудования «Объединенной двигателестроительной корпорации». Кроме этого, мы занимаемся перебазированием еще трех газотурбинных электростанций в Крым, общая дополнительная мощность которых будет порядка 70 МВт. Таким образом, это 200 МВт дополнительной генерации», – сказал Новак и подчеркнул, что на данный момент электроэнергии достаточно для обеспечения потребностей Крыма, в том числе в период пиковых нагрузок.

Российские СМИ сообщили, что «Ростех» нашел турбины для Крыма в Иране. Оказалось, что это продукция фирмы Mapna, которая работает по лицензии Siemens

На днях российские СМИ сообщили , что «Ростех» нашел турбины для Крыма в Иране. Но, при ближайшем рассмотрении, оказалось, что это продукция фирмы Mapna, которая работает по лицензии Siemens и по немецким же чертежам. Чуть более года назад немецкая промышленная группа Siemens подписала соглашение в энергетической сфере с иранской компанией Mapna Group, специализирующейся в энергетике и инфраструктуре, что дало ей возможность скорейшего повторного внедрения в Иран после отмены санкций против этой страны.

Ирану такое сотрудничество необходимо – в стране строят новые электростанции, в возведении которых принимает участие и Россия. Но вот получится ли у последней завезти необходимое оборудование в Крым через третьи страны – большой вопрос. Это ведь не турецкие абрикосы, которые сейчас привозят на полуостров под видом «фруктов из Азербайджана». А учитывая жесткую позицию канцлера германии Ангелы Меркель в вопросе антироссийских санкций за аннексию Крыма, можно не сомневаться, что подобную жесткость проявит к своим иранским партнерам и руководство Siemens.

Турбины строить – не в космос летать

«Турбины строить – это вам не в космос летать на украинских двигателях», – иронизируют по поводу «турбинного провала» в соцсетях.

Советский Союз пытался «догнать и перегнать» Запад по всем отраслям, но в итоге потерпел сокрушительное поражение

Почему же так оказалось, что наследница бывшей сверхдержавы – СССР – сегодня не в состоянии сама произвести мощные турбины для ТЭС или кабель для энергомоста через Керченский пролив? Про микропроцессоры, мобильные телефоны, телевизоры и другие предметы бытовой техники можно даже не упоминать. Как говорил Козьма Прутков , «невозможно объять необъятное». Именно для того чтобы обеспечить растущие потребности государств в быстроменяющемся технологическом мире и существует международное разделение труда. Советский Союз, отгородившись от остального мира «железным занавесом», пытался «догнать и перегнать» Запад по всем отраслям, но в итоге потерпел сокрушительное поражение, достигнув всемирных успехов разве что в освоении космоса и производстве вооружений.

Россия, оказавшись на развалинах СССР, приняла цивилизованные правила игры, в том числе и в энергетической отрасли.

Сегодня единственный завод в России, выпускающий необходимые турбины, – совместное предприятие немецкого Siemens и российских «Силовых машин», в котором доля немецкого акционера составляет 65%. Известно, что немецкая компания – признанный лидер по производству турбин высокой мощности. Совместное предприятие существует с 2011 года, а завод по производству и сервису газовых турбин был введен в строй в 2015 году.

В 2014 году Россия цивилизованные правила нарушила и, в результате, оказалась под санкциями ряда ведущих западных стран. Санкции пока применяются секторально. Можно представить, к каким катастрофическим последствиям привел бы, например, запрет на поставку оборудования для газодобычи – оно практически все импортное. А новый «железный занавес», только уже со стороны Запада, неизбежно привел бы к краху России как государства.

После объявления санкций, мы получили системную проблему, она касается многих областей производства и машиностроения

Иван Андриевский

Играть по правилам кремлевские вожди не хотят, но экономика – не политика, где играют словами и войсками. Без электричества в современном мире не проживешь и «присоединенный Крым» – не исключение. Импортозамещение тоже вряд ли поможет – уж больно много «дыр» в экономике придется закрывать, ведь работая с иностранными компаниями, Россия не стремилась развивать собственные технологии. «В результате, после объявления санкций, мы получили системную проблему, она касается многих областей производства и машиностроения. Поскольку нужно либо полностью интегрироваться в мировую экономику, либо, если мы делаем заявку на независимую внешнеполитическую позицию по ряду геополитических вопросов, активно развивать собственное производство, становиться независимыми», – указывает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский .

Пока же Россия идет по пути СССР, отгораживаясь от остального мира в угоду безумной политике ее нынешних руководителей.

Андрей Покровский , крымчанин (имя и фамилия автора изменены в целях безопасности)

Взгляды, высказанные в рубрике «Мнение», передают точку зрения самих авторов и не всегда отражают позицию редакции



© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация