Конституционные экологические права и обязанности граждан. Закон об экологии. Защита экологических прав граждан в

Главная / Бизнес

В ст. 42 Конституции РФ перечислены основные группы экологических прав граждан и иных физических лиц, в том числе их право на:

Благоприятную окружающую среду;

Достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

Возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Анализ приведенных выше прав позволяет провести определенную их классификацию. Так, право на благоприятную окружающую среду по своей сути является естественным правом человека, принадлежащим ему от рождения. При этом надлежащая реализация такого права фактически не зависит от самой личности, а напрямую связана с финансовыми, материальными организационными и иными возможностями органов публичной власти обеспечить благоприятное для человека состояние окружающей среды. Хотя прилагать собственные определенные усилия в целях улучшения своей среды обитания, например, путем добровольных пожертвований на природоохранные мероприятия либо посредством участия в таких мероприятиях, конкретному физическому лицу закон и не запрещает.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено с нескольких позиций. С одной стороны человек может реализовать это право путем активного волеизъявления, обращаясь с запросом к уполномоченному на то органу публичной власти. При этом необходимо четко конкретизировать объект своего интереса применительно к месту своего жительства или преимущественного пребывания, поскольку на поставленные вопросы общего характера, как показывает практика, едва ли можно получить исчерпывающий ответ.

В то же время это право, согласно действующему законодательству, может реализоваться физическим лицом и в «пассивном» режиме. Речь идет об обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовит доклад о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации и на базе его федеральный доклад, который затем обнародуется. Вместе с тем данная процедура позволяет лишь определить общие тенденции (улучшение, ухудшение либо стабилизацию экологической обстановки) в сравнении с аналогичными периодами. Поэтому с точки зрения буквального соблюдения рассматриваемого права важное значение имеет своевременность доведения уполномоченными на то органами до населения информации, создающей реальную угрозу жизни и здоровью физических лиц в каждом конкретном случае. В этом смысле не случайно в ст. 237 уголовного кодекса РФ установлена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер для устранения такой опасности, указанной информацией.

То есть если руководитель предприятия, на котором произошли незапланированные выбросы или сбросы, превышающие официально установленные лимиты, не сообщил об этом в специально уполномоченные органы, то он может являться субъектом уголовной ответственности по названной статье. Равно как и представитель, специально уполномоченного органа, будучи проинформированным о той или иной неблагополучной ситуации, но, не приняв мер к обеспечению безопасности населения на соответствующей территории, тоже нарушает уголовный закон.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтвержденной в заключении причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причинением ущерба. Вместе с тем и здесь не обойтись без выражения воли физического лица (его представителя) на возмещение ему ущерба посредством направления в суд соответствующего искового заявления.

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в несколько иной интерпретации повторяются закрепленные в конституции РФ экологические права, а также перечисляются возможные способы реализации гражданами своих экологических прав. Так, помимо права на благоприятную окружающую среду, гражданин имеет право на защиту этой среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на возмещение вреда причиненного окружающей среде.

Реализуя свои экологические права граждане могут:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащей законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Конкретизация экологических прав граждан и способов их реализации находит свое отражение в законодательных и подзаконных актах. Так глава V Федерального закона «Об экологической экспертизе» регламентирует процедуру инициирования и проведения общественной экологической экспертизы. По своей сути это одна из возможных форм реализации права граждан, как на благоприятную окружающую среду, так и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку выводы, содержащиеся в заключении экспертной комиссии, являясь доступными для проживающего на соответствующей территории населения, позволяют иметь четкое представление о негативных и позитивных сторонах предлагаемого к реализации объекта (например, производственного комплекса, автозаправочного пункта и т. д.), который исследуется в ходе экспертизы.

Статья 10 Федерального закона «О животном мире» предоставляет гражданам осуществлять общественный контроль и проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания, что можно отнести к активной форме реализации гражданами своего права на благоприятную окружающую среду применительно к сфере охраны и использования животного мира, в то время как применительно к специально уполномоченных органов в рассматриваемой сфере осуществление схожей деятельности (государственный контроль, мероприятия по охране объектов животного мира и т. п.) можно отнести уже к разряду функциональных обязанностей.

Проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера осуществляется с требованиями Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Вместе с тем перечисленные выше конституционные и производные от них экологические права, также как и схожие по смыслу с ними иные права, закрепленные в других законах, относятся к группе прав в сфере охраны окружающей среды, что, безусловно, является важной составляющей в эколого-правовом статусе личности, но не дает полного представления о правомочиях физических лиц. С точки зрения классификации, такие экологические права можно отнести к категории общих прав.

В тоже время необходимо говорить и об отдельных правах граждан и иных лиц, осуществляемых в процессе природопользования, которые относятся к категории специальных прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответствующего субъекта. Например, согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр, а это может быть и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе:

Использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей обозначенной в лицензии цели;

Самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

Использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, если иное не оговорено в лицензии;

Проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией и т. д.

возможность осуществления правомочий в определенных законом случаях обусловлена наличием специальных разрешений (лицензий). Так, согласно ст. 35 Федерального законно «О животном мире» пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. В ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Содержание самих специальных прав водопользователя раскрывается в нормах названного Кодекса и заключается в возможности:

Использовать водные объекты для собственных нужд, либо для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27);

Получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности (ст. 92);

Отказываться от пользования водным объектом (ст. 60) и др.

наконец, участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются самостоятельной группой прав. Эти права можно классифицировать как особые экологические права.

Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют право:

На защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Участвовать в установленном законом порядке в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Приведенный выше перечень позволяет говорить об определенной схожести прав граждан в сферах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако индивидуальная специфика особых и общих экологических прав все-таки очевидна и их разделение предопределено ст. 42 конституции Российской Федерации.

Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, а также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой негативные для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке.

Экологические права и экологические обязанности граждан - это неотъемлемый элемент правового статуса каждого лица, который распространяется по всей территории современного государства. Важно отметить, что подобные возможности или ограничения действуют в отношении иностранцев и лиц, имеющих гражданство России, то есть являющихся гражданами страны.

Основополагающее право: право на жизнь

Компенсация может выплачиваться как добровольно, так в соответствии с решением верховного либо арбитражного суда субъекта. Все вопросы, связанные с возмещением вреда, а также иные экологические права и обязанности граждан регулируются Конституцией РФ, ФЗ «О природной среде», Уголовным кодексом и КоАП, а также иными НПА.

Право на создание организаций

Преимущественно экологические права и обязанности граждан РФ кратко представлены в Конституции государства. Данный нормативный документ, наравне с остальными возможностями и в качестве одного из прав, провозгласил право граждан на учреждение общественных объединений, фондов и иных организаций некоммерческого характера, которые уполномочены осуществлять деятельность по охране экологической природной среды.

Цель создания подобных организаций - охрана природной среды от незаконного посягательства как со стороны других организаций, так и физических лиц. Более того, подобные организации представляют собой одну из форм осуществления общественного контроля по соблюдению экологического законодательства. Данные организации также имеют право на обращение в суд в целях пресечения правонарушений и наложения обязанности по устранению имущественного вреда.

Обязанности граждан РФ в сфере экологического права

Правовой статус каждого гражданина страны включает не только права, но и определённые обязанности. Экологические права и обязанности граждан и их объединений наравне с правом на благоприятную среду включают обязанность по её сохранению.

Обязанности накладываются государством и связаны с определённым правилом поведения. Наложение того или иного правила поведения связано с потребностями, возникающими в обществе и необходимостью регулирования конкретных общественных отношений. Общая характеристика экологических прав и обязанностей граждан включает в себя обязанности по рациональному использованию природных ресурсов, обязанности по восстановлению нарушенной экологии животного и растительного мира, по предупреждению экологических нарушений и так далее. Основной перечень обязанностей граждан России выглядит следующим образом:

  • необходимость уплаты налогов и сборов, которые закреплены в Налоговом кодексе РФ и необходимы для успешного финансирования мероприятий по охране и восстановлению природы;
  • принимать активное участие в мероприятиях по охране экологической среды, по её восстановлению;
  • соблюдать предусмотренные нормативы качества среды, требования законодательства, санитарно-эпидемиологические правила, обеспечивать безопасность при проведении того или иного вида работ, хозяйственной деятельности, связанной с экосистемами земли;
  • приумножать и оберегать природные ресурсы и богатства;
  • принимать участия в экологическом воспитании подрастающего поколения, повышать населения;
  • соблюдать нормы экологического законодательства;
  • охранять природные ландшафты;
  • выполнять экологические предписания, соблюдать экологические запреты;
  • пользоваться недвижимостью и экологическими правами, не нося вреда природной среде.

Выполнение возложенных обязанностей обеспечивается санкциями, которые также устанавливаются государством. В случае нарушения правовой нормы к гражданину применяются санкции как путём наложения административного штрафа, так и путём привлечения к уголовной ответственности. Любая мера ответственности накладывается по решению или приговору суда.

Взаимосвязь экологических прав и обязанностей

Взаимосвязь экологических прав и обязанностей граждан в первую очередь выражается в том, что в совокупности данные элементы образуют правовой статус каждого гражданина в сфере природной среды. Данное понятие, во-вторых, является неотъемлемой частью общего правового положения каждого гражданина России и иностранных граждан, апатридов и так далее.

Кроме того, важно отметить, что любое право гражданина является обязанностью государства, невыполнение которой влечёт за собой меры юридической ответственности, применяемых к должностным лицам. Ровно так же, как и невыполнение гражданином возложенной обязанности даёт государству право на применение определённых законом санкций.

Центральное место среди принципов экологического права , как отмеча-лось выше, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права явля-ется становление и развитие института экологических прав граждан в каче-стве одного из определяющих в его системе.

Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии за-креплены в Конституции РФ . Ст. 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое до-полняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим пра-вонарушением.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются право-судием.

Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на ох-рану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вы-званного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, сти-хийных бедствий.

Это право обеспечивается:

Планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвида-ции последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

Предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

Возмещением в судебном или административном порядке вреда, при-чиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природ-ной среды, последствий аварий и катастроф;

Государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлече-нием к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспече-ния экологической безопасности населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружаю-щей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граж-дан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывает-ся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 12), Основах законодательства об охране здоровья граждан (ст. 17, 19, 66), Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе-ния» (ст. 8), «О радиационной безопасности населения» (ст. 22, 23, 26), «Об экологической экспертизе» (ст. 19) и других нормативных актах.


В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право:

Создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;

Принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с пись-мами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

Требовать от соответствующих органов предоставления своевремен-ной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природ-ной среды и мерах ее охраны;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятель-ности таких объектов;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридичес-ких лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинен-ного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;

Осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, преду-смотренные законодательством.

Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 12 Закона РСФСР «Об ох-ране окружающей природной среды»):

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при-родным богатствам;

Принимать участие в охране окружающей природной среды;

Соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

Повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическо-му воспитанию подрастающего поколения.

Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных эколо-гических объединениях. Последним также предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды.

Согласно ст. 13 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» они вправе:

Разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, за-щищать экологические права и интересы населения, развивать экологичес-кую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к ак-тивной природоохранительной деятельности;

За счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонаруше-ниями;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

Требовать предоставления своевременной, достоверной и полной ин-формации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

Организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор под-писей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, рефе-рендумов по охране окружающей природной среды;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должност-ных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имущест-ву граждан, причиненного экологическим правонарушением.

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объеди-нениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать все-мерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.

Экологическим правонарушением является виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред ОС и здоровью человека (ст. 81 Закона ООПС).

Закон ООПС стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред ОС, здоровью или имуществу граждан, экономике страны загрязнением ОС, порчей, уничтожением, повреждение, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст.86).

Это производится добровольно или по решению суда в соответствии с учрежденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическая затратам на восстановление нарушенного состояния ОС с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанностей по восстановлению ОС за счет его сил и средств.

Экологическому правонарушению присущи следующие признаки:

  • Вина (при причинении вреда источником повышенной опасности вина не учитывается - ст. 1079 ГК)
  • Противоправность (нарушение закона ООПС и иных законодательных актов России и субъектов Федерации)
  • Наказуемость (к должностным лицам и гражданам применяются меры дисциплинарного, административного воздействия, уголовные наказания, они несут гражданско-правовую и материальную ответственность, а предприятия, учреждения и организации - административную и гражданско-правовую ответственность)
  • Вредность (общественная опасность) - причинение либо создания реальной угрозы причинения вреда ОС и здоровью человека.
  • Деяние (действие либо бездействие)

Экологическое правонарушение представляет собой противоправное деяние, совершенное путем действия (например, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнения правил охраны недр), поэтому для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

1. Противоправность поведения

2. Причинение экологического вреда (или реальная угроза его причинения) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права

3. Причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом (реальной угрозой его причинения) либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере реального ПР и ООС, установленные в законах, иных нормативных правовых актах порядок и правила использования и ООС и отдельных природных объектов. Предмет экологического правонарушения - ОС в целом и ее отдельные компоненты. Причем они должны соответствовать критериям, установленным применительно к объектам экологического права, т.е. иметь естественное происхождение, находиться в тесной взаимосвязи с остальной ОС, выполнять экологические функции.

Это один из ведущих признаков экологического правонарушения, отличающегося от всех остальных правонарушений, связанных с компонентами ОС. Так, нельзя рассматривать в качестве экологического правонарушения загрязнение воздуха производственных помещений, т.к. нет природного объекта. Не относится к составу экологических правонарушений хищение рыбы, находящейся в водоемах колхозов, совхозов и других предприятий.

Субъективная сторона выражается в форме вины: неосторожности и прямого или косвенного умысла, когда лицо создает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных последствий и сознательно допускает их наступление или относится к этому безразлично. Например, незаконная охота (ст.258 УК) может быть совершена только с прямым умыслом, уничтожение лесных массивов в результате неосторожного обращения с огнем - только по неосторожности (ст.261 УК).

Субъектом является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативными правовыми актами возложены соответствующе должностные обязанности (соблюдение правил ООС, контроль за их соблюдением), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.

Экологические проступки, будучи менее общественно опасными, по сравнению с преступлениями, считаются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями.

Административными экологическим нарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на установленный в России экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения, причиняющее вред ОС или содержащие реальную угрозу такого причинения, за которое предусмотрена административная ответственность. Административное правонарушение по своим объективным признакам внешне схоже с преступлением, поэтому КоАП одним из предварительных условий применения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков преступления.

Перечень экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, приводится в ст. 84 Закона ООПС. Он носит примерный характер.

В Законе РСФСР « О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» эти правонарушения распределены по девяти группам:

1. Превышение установленных нормативов предельно допустимых вредных воздействий

2. Нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции или вводе в эксплуатацию, эксплуатация предприятий, сооружений, иных объектов

3. Загрязнение ОС

4. Несоблюдение экологических требований при складировании, сжигании, переработки, захоронении промышленных и бытовых отходов

5. Нарушение правил транспортировки, хранения, применения химических средств с\х

6. Невыполнение требований по государственной экологической экспертизы и предписаний органов государственного экологического контроля

7. Сокрытие и искажение экологической информации

8. Незаконное расходование средств федерального и местных экологических фондов

9. Нарушение правил охраны природно-заповедных объектов.

Виды экологических преступлений.

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевой воды либо изменение их природных свойств, если они повлекли существенный врет животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются: штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев; лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет; исправительными работами на срок до одного года; арестом на срок до трех месяцев. Если в результате загрязнения, засорения вод произошла массовая гибель животных или был причинен вред здоровью человека, то штраф увеличивается до 500МРОТ, срок лишения свободы - до трех лет, при тяжких последствиях - от двух до пяти лет.

Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это повлекло загрязнение или изменение природных свойств воздуха, наказываются штрафом от 100 до200 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев; лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, исправительными работами на срок до одного года; арестом на срок до трех месяцев. Если по неосторожности был причинен вред здоровью человека, то штраф увеличивается в 2,5 раза, а срок лишения свободы - до трех лет, если загрязнение повело за собой смерть человека - до пяти лет.

Загрязнение морской среды означает привнесение веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающее ее пользование, приводящее к уничтожению, истощению, заболеванию или сокращению живых ресурсов моря. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников, либо вследствие нарушения захоронения или сброса с транспортных средств (либо с возведенных в море искусственных сооружений) веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, исправительными работами на срок до двух лет; арестом на срок до четырех месяцев.

Если указанные действия причинили существенный вред здоровью человека, животному или растительному миру, рыбным запасам, ОС, зонам отдыха либо другим охраняемым законом территориям, то наказание может составлять лишение свободы на срок до трех лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека увеличивают срок лишения свободы для осужденного до пяти лет.

Отравление, загрязнение или иная порча земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или ОС, наказываются: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, исправительными работами на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет. Если данное экологическое преступление произошло в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, то срок лишения свободы увеличивается до трех лет. Действия, повлекшие смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Уничтожение или повреждение лесов (а равно насаждений, не входящих в лесной фонд) в результате неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, исправительными работами на срок до трех лет; исправительными работами на срок до двух лет; арестом на срок до двух лет. Если отмеченные выше действия произошли в результате загрязнения врезными веществами, отходами, выбросами или отбросами либо в результате поджога или иного общеопасного способа, осужденный наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

Незаконная порубка (без соответствующего разрешения), а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп, а также деревьев, кустарников и лиан, не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если они совершены в значительном размере, наказываются: штрафом в размере от 50 до 100 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период одного месяца, исправительными работами на срок до трех лет; исправительными работами на срок до шести месяцев до одного года; арестом на срок до трех месяцев. Если отмеченные действия совершены неоднократно или в крупном размере, то штраф увеличивается в 2 раза.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее резкое сокращение численности или гибель популяций этих организмов, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

Незаконная охота, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, исправительными работами на срок до трех лет; исправительными работами на срок до шести месяцев до двух лет; арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если она повлекла крупный ущерб или произведена с использование самоходного транспортного плавающего средства, электротока, химических и взрывчатых веществ или в зоне экологического бедствия, в местах нереста или на путях миграции к ним, наказывается: штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, исправительными работами на срок до двух лет; исправительными работами на срок до шести месяцев до одного года; арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Перечисленные выше действия, совершенные с использование своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются: штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев; лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

  • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
  • финансовое обеспечение, международные договоры;
  • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

  • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
  • общие требования к обращению с отходами;
  • нормирование, государственный учет и система отчетности;
  • экономическое регулирование поставленных задач;
  • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • система государственного надзора за исполнением предписаний;
  • ответственность за нарушения.

Регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

  • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
  • обеспечение профилактических мероприятий;
  • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
  • ответственность за нарушение предписанных норм.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

  • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • организация соответствующей деятельности;
  • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
  • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
  • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • ответственность за нарушение данного закона;
  • международные договора и сотрудничество РФ.

Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды» . Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

Описание закона об экологии

Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

  • общие положения , регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
  • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
  • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
  • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
  • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
  • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
  • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
  • учет объектов природы , которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
  • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
  • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
  • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
  • определение принципов проведения научных исследований экологии ;
  • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
  • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
  • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
  • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.

В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

Изменения в законе по экологии

Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

  • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы » были добавлены слова «, федеральные нормы и правила » в соответствующих падежах;
  • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
  • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда , нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
  • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах , дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
  • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.


© 2024 solidar.ru -- Юридический портал. Только полезная и актуальная информация